Социальное развитие
Галиев Г. Т. Galiev G.T
доктор социологических наук, профессор, начальник отдела дополнительного образования Института экосистем бизнеса и креативных индустрии, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Гимаев И.З. Gimaev I.Z.
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», г. Уфа, Российская Федерация
Гришина Т.В Гимаев Т.Р.
Grishina Т.У Gimaev Т.К
доктор социологических наук, профессор, студент, МИРЭА - Российский
ОУП ВО «Академия труда технологический университет,
и социальных отношений», г. Москва,
г. Москва, Российская Федерация Российская Федерация
УДК 316.74:2-335:27(470) DOI: 10.17122/2541-8904-2022-3-41-141-147
СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ РУССКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ
МЫСЛИТЕЛЕЙ
Актуальность данного исследования заключается в научном осмыслении и обобщении особенностей христианского социального учения в творчестве русских мыслителей, влияния социальных идей на духовную, религиозную жизнь и мировоззрение в России. Рассматриваются особенности влияния системы христианских нравственных ценностей на отечественную культуру, искусство и литературу. В основе парадигмы социальных идей религиозной общественной мысли, заложенной в произведениях классиков русской литературы, лежит духовная сторона жизни человека, духовное начало всего сущего. В статье подчеркивается связь социальных концепций и идей с особенностями российской цивилизации, основанной на православии. Особенности русской религиозной общественной мысли представлены через осмысление проблем собственности, права наследования, защиты прав соб-
SoCiAL DEVELOPMENT
ственности и личной свободы, нравственности, права на существование и человеческое достоинство.
Ценность статьи заключается в том, что социальные концепции русских религиозных мыслителей конца XIX - начала XX веков рассмотрены через призму христианского социального учения. Будучи в своём большинстве светскими учёными и писателями, они были глубоко религиозными людьми, прочно стоявшими на позициях христианского мировоззрения. Тематика социальных проблем, поднятых ими, в основном совпадает с проблематикой христианского социального учения в целом: роль духовности в общественном развитии, труд, отношения личности с обществом, отношения между трудом и капиталом и т.п. Социальные взгляды русских религиозных мыслителей по глубине анализа и широте охвата социальных проблем в ряде случаев превосходят социальную доктрину католической церкви. Не случайно многие русские учёные этого направления получили международное признание. В статье рассматриваются работы Вл. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.Ф. Эрна, Ф.М. Достоевского, П.И. Новгородцева.
Статья является продолжением цикла статей, посвященных изучению русской религиозной мысли, христианского социального учения и межконфессиональных отношений в России, опубликованных ранее в журнале «Вестник УГНТУ».
Ключевые слова: социальные идеи, христианское социальное учение, религиозная общественная мысль, русские религиозные мыслители.
SOCIAL IDEAS OF RUSSIAN RELIGIOUS THINKERS
The relevance of this study lies in the scientific understanding and generalization of the features of Christian social teaching in the work of Russian thinkers, the influence of social ideas on the spiritual, religious life and worldview in Russia. The features of the influence of the system of Christian moral values on the national culture, art and literature are considered. The basis of the paradigm of social ideas of religious social thought, embedded in the works of the classics of Russian literature, is the spiritual side of human life, the spiritual principle of all things. The article emphasizes the connection of social concepts and ideas with the peculiarities of the Russian civilization based on Orthodoxy. Features of Russian religious social thought are presented through understanding the problems of property, inheritance rights, protection of property rights and personal freedom, morality, the right to existence and human dignity.
The value of the article lies in the fact that the social concepts of Russian religious thinkers of the late XIX - early XX centuries are considered through the prism of Christian social teaching. Being mostly secular scientists and writers, they were deeply religious people, firmly standing on the positions of the Christian worldview. The topics of social problems raised by them basically coincide with the problems of Christian social teaching as a whole: the role of spirituality in social development, labor, the relationship of the individual with society, the relationship between labor and capital, etc. The social views of Russian religious thinkers in terms of depth of analysis and breadth of coverage of social problems in some cases surpass the social doctrine of the Catholic Church. It is no coincidence that many Russian scientists in this area have received international recognition. The article deals with the works of Vl. Solovieva, N.A. Berdyaeva, S.N. Bulgakov, V.F. Erna, F.M. Dostoevsky, P.I. Novgorodtsev.
The article is a continuation of a series of articles devoted to the study of Russian religious thought, Christian social doctrine and interfaith relations in Russia, published earlier in the journal Vestnik UGNTU.
Key words: social ideas, Christian social doctrine, religious social thought, Russian religious thinkers.
Христианское социальное учение не ограничивается рамками официальной церкви -ярким примером этого является то, что в России социальные идеи христианства раз-
вивались в основном в творчестве светских мыслителей. Речь идет о таких ученых и философах конца XIX века, как К. Леонтьев, Вл. Соловьев, Н. Федоров, В. Эрн.
Продолжателями этой традиции в начале XX века стали С. Булгаков, С. Франк, И. Ильин, П. Флоренский, Н. Бердяев. Эти мыслители не поддержали советскую власть и были отправлены ею в вынужденную иммиграцию. Научный и духовный потенциал ученых был настолько велик, что уже через несколько десятилетий они обрели всемирную известность. Однако до недавнего времени в России произведения этих мыслителей были практически недоступны. Их имена упоминались только в связи с критикой религиозного мировоззрения, а всё течение именовали «бердяевщиной». Только в конце 80-х -начале 90-х годов российская общественность получила возможность познакомиться с творчеством выдающейся плеяды русских религиозных мыслителей, чьи идеи формируют особую ветвь в христианском социальном учении.
Проповедник, богослов, автор книг по истории христианства, основам православного учения и богослужения о. Александр Мень в проповедях, лекциях и книгах обращался к мысли о всепроникающей культуре христианства на Руси - через семейное образование и традиции, классическую отечественную литературу, искусство и культуру. В самоотверженной героической борьбе нигилистов и материалистов Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского, в произведениях Л.Н. Толстого, А.А. Блока, Ф.М. Достоевского он видел дух и нравственные ценности христианства [1; 64]. Дело не только в религиозных взглядах наших классиков, а в том, что на основе их произведений сформировалась своя система взглядов по многим социальным проблемам, отражающая особенности российской цивилизации. Возьмем, к примеру, вопрос о соотношении закона и морали, юридических норм и христианского принципа добра и зла в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского или «Воскресении» Л.Н. Толстого. Герои этих произведений в своих поступках были движимы душевной борьбой между «добром» и «злом», а правовые нормы как бы отступали на второй план. Это типичная черта православного христианства. Интересно, что
Социальное развитие
несмотря на то, что произведения русских религиозных философов долгое время были недоступны, целые поколения советских людей продолжали воспитываться на христианских принципах, заложенных в произведениях классиков русской литературы. Это позволяет утверждать, что влияние христианства на умы и души людей в годы советской власти было значительно большим, чем это принято изображать. О нем нельзя судить только по количеству верующих-прихожан.
Возвращаясь к русским религиозным философам, следует отметить, что в их идеях ясно просматривается общий подход, характерный для христианского социального учения в целом, и такая же парадигма ценностей. Первостепенное значение они уделяют духовной, а не материальной стороне жизни. Проявляется неприятие «экономизма» как формы «капитализма» и «социализма». Общие черты христианского социального учения можно обнаружить и в отношении к труду, социальной справедливости, общественному благу и т.д. Однако нашей задачей является не подробный анализ взглядов русских религиозных мыслителей. Нам хотелось бы отметить некоторые аспекты, которые больше связаны с социальными концепциями этих ученых, и подчеркнуть их связь с особенностями российской цивилизации, основанной на православии.
Одной из особенностей русской религиозной общественной мысли является то особое внимание, которое уделяется проблемам собственности. Весьма показательно, что большинство русских религиозных мыслителей выразили свое отношение к этой проблеме, и следует отметить, что взгляды их далеко не совпадали. Некоторые мыслители решительно выступали против частной собственности. В работе «Христианское отношение к собственности» известный русский философ В.Ф. Эрн, ссылаясь на Евангелие и пример первенствующих христиан, призывал верующих отречься от частной собственности, перейти к «свободному общению имуществ и делиться им братски и любовно» [2; 23]. Отрицание частной собственности - явление характерное для русской ветви христиан-
SociAL DEVELopMENT
ского социального учения. По-видимому, здесь сказывается исторический консерватизм русской православной церкви, национальные традиции русского крестьянства, значительная часть которого воспринимала землю как «дар Божий» и ставила под сомнение право помещиков на земельную собственность. Нельзя сбрасывать со счетов и устои общинных отношений в русской деревне. В работе В.Ф. Эрна отразились русские традиции и настроения того времени. Работа появилась накануне столыпинской реформы, которая во многом не увенчалась успехом, в частности потому, что крестьяне не были к ней психологически готовы. Русский писатель Л.Н. Толстой был также активным противником частной собственности на землю и в письмах к государственному деятелю и реформатору П.А. Столыпину настаивал на единственно законном праве людей - праве собственности на произведения своего труда [3; 502, 673].
В произведениях русского религиозного мыслителя Вл. Соловьева находим более развернутые представления о собственности как о «неотъемлемом существе и продолжении человеческой личности в вещах, или ее перенесение на вещи». Он говорит о сущности капитала и его происхождении не с материалистических, а с идеалистических позиций [4; 352]. Право собственности должно быть «ограничено соображениями общего блага» - таково мнение Вл. Соловьева [4; 354].
Таких же взглядов придерживается и Н. Бердяев, религиозный и политический философ и социолог: «Великие злоупотребления возможны в связи с собственностью. И собственность не может быть признана абсолютным и высшим началом. Она должна быть ограничена и подчинена более высоким началам» [6; 305]. Н. Бердяев видел в собственности духовное, а не материальное начало [6; 82].
Русский философ и религиозный мыслитель С.Л. Франк развивает идею продолжения душевной телесной личности в вещах, платьях, жилище, орудиях труда, местах жизни, связывая право собственности с правом человека на дело и необходимые блага,
что определяется его обязанностью свободного служения обществу и осуществления правды [5; 310].
Частная собственность у русских религиозных философов имеет не абсолютное, а скорее функциональное значение, которое не противопоставляется государству. В этом отношении интересно мнение С.Л. Франка об объединяющей и регулирующей роли государства в имущественно-хозяйственных отношениях [5; 326].
Особое внимание в русской религиозной мысли отводится преемственности собственности, то есть праву ее наследования. Вл. Соловьев объясняет это «взаимной нравственной связью поколений» [4; 355]. С.Л. Франк считал, что «свобода наследования по завещанию есть выражение родового начала и соборного единства последовательных поколений» [5; 329].
Негативное отношение С.Л. Франка к индивидуалистическому рассмотрению собственности не мешает ему видеть прямую связь между правом собственности и свободой человеческой личности. С.Л. Франк утверждал, что вне права собственности невозможно свободное сотрудничество, а существует лишь абсолютный деспотизм над порабощенной массой людей, лишенных собственности [5; 318].
Для многих русских религиозных мыслителей была характерна не только защита права частной собственности и личной свободы. Вл. Соловьев недвусмысленно признавал и право на достоинство человеческого существования. Объект этого права он определил в виде требования «чтобы каждый человек имел не только обеспеченные требования к существованию (т.е. одежду и жилище с теплом и воздухом) и достаточный физический отдых, но чтобы он мог также пользоваться и досугом для своего духовного совершенствования» [4; 353]. Следует обратить внимание, что эти взгляды Вл. Соловьев сформулировал примерно в те же годы, когда вышла первая католическая социальная энциклика «Rerum Novarum», в которой также говорилось о праве на человеческое достоин-
ство. Это говорит о том, что проблема стояла очень остро.
Несколько позже другой русский правовед и философ, ученик Вл. Соловьева, П.И. Новгородцев подчеркивал необходимость заботы о материальных условиях свободы и достойного человеческого существования. Он связывал право на достойное человеческое существование с правом на объединение наемных рабочих в профессиональные союзы. Интересны и другие рассуждения П.И. Новгородцева относительно профсоюзов. Например, он отмечает, что Великая французская революция не дала права свободы существования профсоюзов, она вообще боялась создания всяких ассоциаций. В то же время он понимает, что существование профсоюзов ставит целый ряд проблем. При свободе объединения в профсоюзы могут возникнуть очень могущественные ассоциации, которые при известных условиях могут создать угрозу обществу и государству. Он считал, что широкое распространение профессиональных союзов вносит осложнения в систему государственных и общественных отношений. Однако это не является аргументом против существования профсоюзов [7; 186]. Здесь мы опять находим много общего между взглядами русских религиозных философов и социальной доктриной католиков.
Вл. Соловьев весьма скептически относится к расхожему мнению, что целью экономической деятельности является увеличение богатства. Он отмечал, что материальные блага, добытые насилием над природой, не приносят счастья, а должны служить лишь средствами и орудием. Цель человека не расточать душу, а собирать ее путем экономии и сбережения душевных и психических сил и энергии [4; 363].
Особое место в русской религиозной общественной мысли занимают проблемы нравственности. Очень интересна и в некотором смысле прагматична идея С. Франка относительно того, что нравственность, когда она существует как система, как важная категория повседневной жизни, формирует и определенные навыки и прежде всего навыки
Социальное развитие
к честному исполнению обязательств [5; 327].
Специально следует остановиться на взглядах Н. Бердяева на соотношение экономического базиса и социальной надстройки. Он убежден, что материальная жизнь не может быть противопоставлена жизни духовной. Далее Н. Бердяев приходит к выводу, что материальная жизнь должна подчиняться высшим началам жизни. Анализируя общественно-политический строй, он отмечает, что «в действительности не существует и не может существовать в чистом виде никакого социализма и капитализма. Но эти два начала можно мыслить как две формы рабства человеческого духа у экономики, у им же созидаемого хозяйства» [6; 294-295].
Интересно отношение русских религиозных мыслителей и к самому понятию «социализм». Следует отметить, что многие убежденные христиане не отвергали само понятие «социализм», а одно время весьма популярными в России и Европе были концепции «христианского социализма». Например, С.Н. Булгаков считал, что «принципиально христианский социализм вполне возможен». Вместе с тем он пришел к выводу, что органичное объединение христианства и марксизма нереально.
Основная причина, как считал С.Н. Булгаков, лежит в бездуховности марксизма, проявившейся во многих сторонах нового учения. Во-первых, это корыстное, не любовное отношение к природе, «отчуждение от матери земли». Во-вторых, равнодушие потомков к своим умершим предкам, «духовный каннибализм». В-третьих, и это, пожалуй, самое главное - безразличие к человеку, подмена «человеческого вопроса» вопросом о природе и социально-экономическом строении общества, игнорирование противоречий природы человека. Наконец, в-четвертых, буржуазное мещанство социализма, которое в конечном итоге сводит основные потребности человека к потребностям материальным, что противоречит христианскому принципу «не хлебом единым жив человек». По мысли С.Н. Булгакова, внешнее объединение в определенных целях «сравнительно легко
SociAL DEVELopMENT
устанавливается принудительной или даже добровольной дисциплиной, своего рода социалистической муштры, но она нисколько не устраняет ужасов одиночества и разъединения и в царстве социализма и экономического эклектизма» [8; 22-23].
Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» заметил: «Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он видит, что спасется лишь в конце концов всесветским единением во имя Христово. Вот наш русский социализм!» [9; 19]. Эта мысль Достоевского сыграла важную роль в булгаковском толковании «христианского социализма» и часто им использовалась.
Спектр научных поисков русской религиозной философии был очень широк. Одной из ведущих тем стала идея «соборности» или «собирательности». По своему происхождению «соборность» - сугубо русский термин, выражающий идею общности людей, их естественное стремление к сплочению как свободных личностей на основе взаимопомощи, любви каждого к каждому на путях к религиозному общенравственному единению нации, народов, человечества.
Принято считать, что проблематика соборности - это чистая метафизика. Не стоит спорить, что в основе этой проблемы лежит глубокая философия. Однако мы хотели бы привлечь внимание к социальным аспектам этой идеи. Вл. Соловьев понимает соборность (собирательность) как духовное единение людей непосредственно друг с другом, причем вне диктатуры государственных и политических структур. Сутью соборного сознания, по мысли С.Н. Булгакова, является «нахождение себя в единении с другими». Вл. Соловьев отмечает: «Мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации» [10; 42].
Эти рассуждения и сейчас звучат актуально. Дискуссия о соборности продолжается, и само это понятие по-разному используется различными политическими силами. Возвращение к истокам идеи соборности,
несомненно, полезно для современных дискуссий.
Социальные идеи русских религиозных мыслителей можно с полной уверенностью отнести к одному из направлений христианского социального учения, поскольку в их основе лежит христианское мировоззрение, общая парадигма жизненных ценностей, схожая тематика социальных проблем и путей их решения.
Даже весьма беглый обзор взглядов русских религиозных мыслителей дает представление о широте их социальной проблематики и глубине научного анализа, которые, по-видимому, даже превосходят аналогичные разработки католической доктрины того времени. В этом отношении весьма показательно, что Иоанн Павел II часто ссылается на труды русских религиозных философов и особенно на произведения Вл. Соловьева. Беря соки из общей корневой системы христианства, русская религиозная общественная мысль тем не менее образует отдельную ветвь христианского социального учения. Ее собственное лицо, своеобразные черты характера определяются родовым происхождением - она из православия и к тому же российского. Это и определило особый интерес русских религиозных мыслителей к таким социальным проблемам, как роль нравственности, духовности, государства в хозяйственной жизни, собственность, взаимоотношения личности и общества, место России во всемирной истории и т.д.
Характерной чертой отечественной религиозной общественной мысли является то, что она появилась и развивалась самостоятельно от Русской православной церкви. Это обстоятельство объясняет широту поставленных проблем, разрозненность взглядов и остроту дискуссии между ее представителями, богатство и оригинальность идей христианского социального учения.
В силу разных причин русская религиозная общественная мысль получила широкое распространение в мире. В последнее десятилетие она стала возрождаться и в России. Российская ветвь христианского социального учения все еще заглушается дискуссией
между «обновленными» социалистами и либералами. Тем не менее Россия, благодаря произведениям русских религиозных философов и писателей, продолжает сохранять
Социальное развитие
традиции христианской культуры, которые могут стать базой для развития и распространения христианского социального учения в России.
Список литературы
1. Мень А. Благая весть (Лекция 11 апреля 1989 г.). - М.: Прогресс, 1991.
2. Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности. - М.: Религиозно-общественная библиотека. Серия 1. - 1906.
- № 3.
3. Письма Л.Н. Толстого П.А. Столыпину. Собр. соч. в 22-х тт. - Т. 19-20.
- М.: Художественная литература, 1984.
4. Соловьев В.С. Одобрение добра. Сочинения в 2 т. / Сост. общ. ред. и вступ. статьи А.Ф. Лосева, А.В. Гулыги; АН СССР, ин-т философии. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1.
5. Франк С.Л. Собственность и социализм // Русская философия собственности.
- СПб.: Ганза, 1993.
6. Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. - М., 1990.
7. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Русская философия собственности. - СПб.: Ганза, 1993.
8. Булгаков С.Н. Христианский социализм: споры о судьбах России. - Новосибирск: Наука, 1991.
9. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30-ти т. - Т. 27. - М.: Наука, 1984.
10. Соловьев В.С. Русская идея // Смысл любви. Избранные произведения. - М.: Современник, 1991.
References
1. Men A. Good news (Lecture April 11, 1989). - M.: Progress, 1991.
2. Ern V.F. Christian attitude to property. -M.: Religious Public Library, 1906. - Series 1. - No. 3.
3. Letters of L.N. Tolstoy P.A. Stolypin. Sobr. op. in 22 volumes. - Vol. 19-20. - M.: Fiction, 1984.
4. Soloviev V.S. Good approval. Works in 2 volumes // Comp. total ed. and intro. articles by A.F. Losev, A.V. Gulyga; Academy of Sciences of the USSR, Institute of Philosophy. - M.: Thought, 1990. - T. 1.
5. Frank S.L. Property and socialism // Russian Philosophy of Property. - St. Petersburg, Hansa, 1993.
6. Berdyaev N.A. Philosophy of inequality. Letters to Enemies in Social Philosophy. - M.,
1990.
7. Novgorodtsev P.I. The right to a worthy human existence // Russian Philosophy of Property. - St. Petersburg: Hansa, 1993.
8. Bulgakov S.N. Christian socialism: disputes about the fate of Russia. - Novosibirsk: Nauka, 1991.
9. Dostoevsky F.M. Full coll. op. in 30 volumes. - Vol. 27. - M.: Nauka, 1984.
10. Soloviev V. S. Russian idea // The meaning of love. Selected works. - M.: Sovremennik,
1991.