Научная статья на тему 'Социальные и морально психологические аспекты повышения эффективности горного производства'

Социальные и морально психологические аспекты повышения эффективности горного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные и морально психологические аспекты повышения эффективности горного производства»

СЕМИНАР 19

[АД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГО!

99”

МОСКВА, ; МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99

^; Л.Я.; Игнатская, 2000;

УДК 658.5:622

Л.Я. Игнатская

СОЦИАЛЬНЫЕ И МОРАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

венной экономике господствовал технократический подход к хозяйствованию на уровне предприятий, когда во главу угла ставились производственные планы, бюджеты и прочее. Сегодня производственные проблемы осложняются проблемой отсутствия финансирования, дефицита материальных средств.

Наиболее значимым ресурсом возрождения нашей экономики и развития угольной отрасли является человек, интеллектуальный и творческий потенциал личности, поэтому его активизация - основной путь повышения результативности деятельности горных предприятий. Самым сложным объектом управления является персонал, но именно в этой области господствуют самые примитивные подходы.

Если перечислить наиболее типичные для всех горных предприятий проблемы кадровой работы, то наиболее очевидными будут следующими:

• у предприятий нет продуманной, долговременной кадровой политики (работников без труда набирают, еще легче с ними расстаются);

• нет целенаправленной политики в работе с молодежью: молодые работники сложно адаптируются в производственных коллективах, упал престиж горных профессий, в том числе и престиж горного инженера;

• нет стабильности и преемственности руководящих кадров горных предприятий;

• неудовлетворительное состояние работы, направленной на подбор, резервирование, планирование переме-

та руководителей, что приводит к снижению уровня подготовки и качества руководящих кадров.

Вот далеко не полный перечень проблем и упущений в работе с персоналом.

К сожалению, осознание этих проблем еще не произошло, по-прежнему работает остаточный принцип: сначала решение технических и технологических проблем (которые, практически, не решаются), а потом работа с кадрами, хотя всем известная истина - «Кадры решают всё!» - очевидна.

Для того, чтобы более предметно определить «узкие места», проблемы и тенденции в работе с кадрами, на наиболее перспективных шахтах ОАО «Воркутауголь» были проведены социологические исследования по проблемам влияния различных социальных и морально-психологических факторов на удовлетворенность управленческого персонала условиями и характером труда. Анкеты выданы 100 % работников управления, возвращено 89 % анкет.

Устойчивой оказалась тенденция к отсутствию профессионального роста: более 30 % работников, проработавших на шахтах более 15 лет, ни разу не повышались в должности и не перемещались по горизонтали (то есть не меняли содержание своего труда без повышения в должности). Около 80 % управленческого персонала работают на одном месте от 5 до 10 лет.

Вывод - планирование карьеры не стало неотъемлемой частью кадровой работы, что никак не побуждает работника к профессионально-

му совершенствованию. Этот вывод подкрепляется данными ранжирования мотивов деятельности.

Отвечая на вопрос: «Что вас привлекает в Вашей работе?», работниками аппарата управления были выделены следующие причины:

• трудно найти другую работу - около 20 %;

• хороший коллектив - около 20 %;

• заработная плата - 18 %;

• условия труда - 10 %;

• ничего не привлекает в работе 5 % работников!

«На работу, как на праздник» ходит только 6 % управленческого персонала, однако «на работу, как тяжкое испытание» ходят 10 % управленцев, для подавляющего большинства (80 %) работа является или необходимостью, или средством обеспечения жизни. Напрашивается очевидный вывод, что для работников аппарата управления шахт их профессиональная деятельность не является средством для самореализации и успеха.

Отношение работников к проблеме перехода на другую работу различно на предприятии, систематически выполняющем план, и на шахте, длительное время работающей в условиях отставания от плана.

С успешной шахты хотели бы перейти на другое предприятие только 28 %, не задумывались над этой проблемой - 18 %, не имеют желания уйти - 54 %.

С отстающей шахты хотели бы перейти 52 %, не задумывались над этой проблемой 13 %. Основными причинами перехода на другое место работы являются (причины расположены по мере убывания значимости):

• несвоевременная выплата заработной платы;

• низкая заработная плата;

• отдаленность работы от места жительства;

• «террор» со стороны руководства (это определение введено респондентами, то есть опрашиваемыми).

Данные опроса подтвердили значимость проблемы делового и межличностного общения. Если характер отношений и общения между рядовыми работниками аппарата управления, коллегами в производственных коллективах удовлетворяет 80 % работников управленческого персонала, то характером общения с вышестоя-

--- 1236

Н

щими руководителями не удовлетворены от 30 до 55 %.

Эти данные подтверждаются оценками деловых и личностных качеств руководителей работниками управленческого персонала. Респондентам (опрашиваемым) было предложено оценить качества ведущих специалистов (руководи-телей высшего звена). Итоги опроса подтвердили тесную взаимосвязь между характером управления и его результатами: чем лучше производственные показатели, тем выше оценки руководителей. (Эту динамику можно рассматривать и наоборот - чем лучше руководители, тем лучше работа): средний балл оценки качеств специалистов по

пятибалльной системе на стабильно работающей шахте - 3,8; эта же оценка на шахте с низкими производственными показателями - 3,1.

Основу оценок составляет личное, субъективное отношение работников к руководителям, которое отражает не только профессиональные качества, но личное обаяние, умение найти подход к людям, поставить перед подчиненными задачу. Как показывают результаты, наличие этих качеств приводит коллектив к успеху, формирует стабильный коллектив, а их отсутствие приводит к обратным результатам.

Данные исследования подтвердили, что руководители предприятий просто

обязаны осознать настоятельную необходимость отказа от традиционной кадровой политики, основанной на авторитарных принципах, и перехода к политике управления человеческими ресурсами, формирования новой производственной культуры, ориентированной на человека, предусматривающей максимальную вовлеченность персонала в дела предприятия, поощрение инициативы и самодисциплины, создание благоприятного морально-психо-логического климата на предприятии.

Использование этих факторов не требует вложений, но создает прочный фундамент для стабильной работы предприятия даже в условиях нашей кризисной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.