Утепбергенов Марат Алланазарович,
начальник Каракалпакского управления Научно-практического исследовательского центра «Оила» при Кабинете Министров Республики Узбекистан, кандидат психологических наук, доцент.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК И ДОБРАЧНОГО СТАЖА ЗНАКОМСТВА В КАРАКАЛПАКСКИХ СЕМЬЯХ
УДК: 159.9.07: 159.99
УТЕПБЕРГЕНОВ М.А. ЦОРАЦАЛПОК; ОИЛАЛАРИДА НИКОХ ОЛДИ ОМИЛЛАРИНИНГ УЗИГА ХОС ИЖТИМОИЙ ВА ЭТНОПСИХОЛОГИК ХУСУСИЯТЛАРИ
Мак,олада оила куришда никох олди омилларини тадк,ик, этиш асосида оила-никох, муноса-батлари хусусиятларидан: муваффак,ият, к,атъиятлилик, келажакни кура олишга тухтаб утилган. Шунингдек, муаллиф так,к,ослаш мак,садида бошк,а тадк,ик,отларни хам олиб борган, жумладан, узга худуд ва этносларда ушбу муаммони урганиш орк,али танишув жойи ва шарт-шароитлари, танишувнинг никохгача булган даври, никох ёши, эр-хотиннинг ёш оралиFидаги фарк,и, улар-нинг маълумоти, ота-оналарнинг ижтимоий келиб чик,иш холати ва хусусиятларига чукур урFу бериб утган.
Таянч суз ва тушунчалар: омил, анъана, никохгача хулк,-атвор, оиланинг яшаш тарзи, тур-муш урток,, шарк, оиласи, эндогам никох, экзогам никох, мезальянс оила, оиланинг яшаш тарзи иерархияси.
УТЕПБЕРГЕНОВ М.А. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДБРАЧНЫХ ФАКТОРОВ КАРАКАЛПАКСКИХ СЕМЕЙ
На основе результатов исследования предбрачных факторов при создании семьи автор настоящей статьи определяет особенности семейно-брачных отношений: успешность, устойчивость, перспективы. Также автор проводит сравнительный анализ данных других исследователей, изучавших эту проблему в других регионах и этносах, делая акцент на условиях и месте знакомства, продолжительности добрачного периода знакомства, возрасте вступления в брак, разнице в возрасте супругов, их уровне образования, социологических особенностях их родительских семей.
Ключевые слова и понятия: фактор, традиция, добрачное поведение, семейный уклад, брачный партнер, восточная семья, эндогамный брак, экзогамный брак, семья-мезальянс, иерархия семейного уклада.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 1(74)
UTEPBERGENOV M.A. SOCIAL AND ETHNO-PSYCHOLOGICAL SPECIFICS OF PREMARRIAGE RELATIONSHIP FACTORS OF THE KARAKALPAK FAMILIES
Based on the results of the study of pre-marriage factors in creating a family, the author of this article determines the features of family-marriage relations: success, sustainability, and prospects. The author also conducts a comparative analysis of data from other researchers who have studied this problem in other regions and ethnic groups, focusing on the conditions and place of acquaintance, the duration of the premarital dating period, the age of marriage, the difference in age between spouses, their level of education, and the sociological characteristics of their parents.
Keywords: factor, tradition, premarital behavior, family structure, marriage partner, eastern family, endogamous marriage, exogamous marriage, family-meallian, hierarchy of family order.
Устойчивость брака, успешность семейно-брачных отношений, перспектива семьи в немалой степени зависит от предбрачных факторов. К ним относятся место и условия знакомства, продолжительность добрачного периода знакомства, возраст вступления в брак, разница в возрасте супругов, их уровень образования, а также ряд социологических особенностей их родительских семей.
Цель нашего исследования является повышение возможностей подготовки каракалпакской молодёжи к семейной жизни, обогащения представлений о семейно-брачных отношениях, формирования критериев создания семьи и обеспечения семейно-брачной стабильности на основе изучения социально-психологических проблем каракалпакской семьи.
Среди задачи исследования - определение социальных и этнопсихологических особенностей возраста и мотивов вступления в брак.
Объектом исследования были:
- учащиеся 9-х классов общеобразовательной средней школы № 12 города Нукуса (58 человек);
- учащиеся академического лицея при Нукусском государственном педагогическом институте (95 человек);
- учащиеся педагогического профессионального колледжа (75 человек);
- воспитанники дома милосердия города Ходжейли (32 человека);
- учителя и воспитатели дома милосердия (18 человек);
- учащиеся специальной школы-интерната для глухих (30 человек);
- учителя и воспитатели этой же школы-интерната (16 человек);
- студенты Нукусского государственного педагогического института (110 человек);
- слушатели Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников народного образования (128 человек);
- молодые люди, подавшие заявление в ЗАГС (42 супружеские пары);
- разведённые через суд (26 пар);
- старейшины махаллей (18 человек);
- народные судьи (12 человек);
- 40 супружеских пар города Нукуса и 40 супружеских пар из сельской местности.
Всего в исследовании приняли участие 774 человека.
Согласно полученным результатам нашего исследования каракалпакские семьи в предбрачных факторах характеризуются следующими особенностями.
1. Достаточно раскованное, свободное добрачное поведение, в том числе и ухаживание, каракалпакской молодёжи относительно узбекской отличают их от традиционной восточной семьи. Это, видимо, в определённой мере обусловлено древними традициями их предков и образом их жизни.
2. Вместе с этим выраженная иерархия семейного уклада и внутрисемейных отношений, выраженность статуса мужчины в семье и достаточное влияние воли родителей в соз-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 1(74)
дании семьи и выбора будущего брачного партнера, а также ряд других особенностей свидетельствуют о типичной восточной семье.
3. В отличие от соседней узбекской семьи (эндогамный брак), в каракалпакской строго соблюдается табу на родственные браки-(экзогамный брак). С представителями своего рода даже через несколько поколений в брак не вступают.
Эти исторически обусловленные принципы предбрачного поведения, связанные с их древним образом жизни, преследуют цель сохранения и продолжения своего рода и обеспечивают профилактику дегенерации рода.
Это могло бы послужить образцом для ряда этносов, проповедующих ислам, которые до сегодняшнего дня грубо нарушают предписание Корана в вопросах бракосочетания, т.е. «С кем нельзя вступать в брак», и приумножают количество рождения аномальных детей. Тем самым создают ряд социально-психологических, генетических и экономических проблем в обществе.
В целях строгого соблюдения экзогамного брака и знания своего рода и предков у каракалпаков на кладбище принято отмечать помимо фамилии, имени, отчества, года рождения и смерти обязательно род ушедшего из жизни.
В прочности семьи и благополучности супружеских отношений немаловажное значение имеет добрачный период знакомства. Прежде всего, следует внести уточнения в само понятие «Добрачный стаж знакомства». Молодые люди могут знать друг друга с детства, живя в одном селе, улице или квартале, но не общаться, не знать качества личности и только за два месяца до свадьбы, будучи на вечеринке, на основе вспыхнувших взаимных чувств и интересов, регулярно встречаться. И к какому разряду знакомств мы должны их отнести? Знакомы с детства или знакомы до 3-х месяцев? С точки зрения нашего исследования и научных задач они знакомы до трёх месяцев.
Только те, кто, будучи одногодками или почти одногодками, вместе играли в одной группе дошкольных учреждений, вместе учи-
лись в одном или параллельных классах, могут входить в группу «Знакомы с детства».
Время, эпоха влияет на всё. Со временем многое меняется, обновляется, пересматриваются жизненные ценности, нравственные принципы. Люди становятся более терпимыми к одним и раздражительны к другим явлениям. Время, социально-экономические перемены в обществе влияют и на уклад семейной жизни, на восприятия добрачного поведения и полового поведения людей.
Сравнительный анализ результатов своих исследований мы сочли целесообразным сопоставить с данными других авторов, изучавших данный вопрос в других регионах и этносах.
Анализируя результаты исследований, проведённых во второй половине ХХ века по вопросу добрачного периода знакомства, точнее, добрачного периода взаимного ухаживания, мы видим, что почти половине браков предшествовал добрачный стаж от 1 до 3 лет (Киев 46%, Ленинград 48,6%, Киргизия 44,6%, Болгария 47%, Москва 47,2%).
Общеизвестно, что чем больше добрачный период знакомства, тем больше шансов на успешность брака и прочность семьи, поскольку молодые достаточно узнали друг друга, их личностные особенности, достоинства и недостатки будущего брачного партнера. Не соответствующие ожиданиям пары распадаются до брака, что означает взвешенность, зрелость решения создать семью тех, кто не изменил своего намерения на протяжении нескольких лет.
В связи с этим была чётко показана коррекция минимального стажа с неустойчивостью, конфликтностью супружеских отношений.
Сокращение добрачного стажа знакомства - это скорее веление времени, фактор интенсификации нашей жизни, в том числе и семейной жизни.
Учитывая, что подавляющее большинство (90%) молодых людей оформляют брак юридически, т.е. проходят регистрацию в ЗАГСе после определенного периода супружеской жизни (пробного брака). Под добрачным стажем знакомства мы подразумеваем период со дня знакомства до начала традиционного
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 1(74)
пробного брака, поскольку пробный брак во всех отношениях это семейная жизнь.
Как уже отмечалось, одним из важнейших предбрачных факторов является возраст вступления в брак. Если сделать экскурс в историю данного вопроса, то мы можем видеть различные подходы со стороны различных религий в разные исторические периоды и по сегодняшний день.
Так, например, согласно заростризму, изложенному в «Авесте», как для мужчин, так и для женщин, минимальный брачный возраст определяется 15 годами. При этом мужчинам разрешалось иметь несколько жён. Согласно «Авесте» 15-летний возраст считался совершеннолетием.
Католическая церковь разрешала мальчикам жениться в 14 лет, а девочкам выходить замуж в 12 лет. У протестантов мальчики и девочки имели право создавать семью в 14 лет. Таким образом, согласно разных религий и по сей день минимальный брачный возраст (раньше которого создавать семью нельзя) составляет от 9-14 до 21-22 лет.
В 1962 году ООН для стран - членов Организации Объединенных Наций установил минимальный возраст вступления в брак - 15 лет. В возрасте вступления в брак, как и во всем другом, имеется свой оптимальный период, раньше и позже которого не совсем желательно создавать семью. Нежелательны, а то и чреваты различными последствиями как ранние до 17 лет, так и поздние браки -после 30 лет.
На сегодняшний день в разных странах возраст вступления в брак определен по-разному. Так, например, в Кипре и Шотландии мальчикам и девочкам разрешается вступать в брак с 16 лет, в США Австрии, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Дании, Ираке, Канаде, Мексике, Египте, России, Турции, Хорватии, Чехии, Чили, Эстноии, Казахстане, и Киргизии юношам и девушкам разрешается создавать семью с 18 лет. В Южной Корее и Японии этот возраст составляет -20 лет, для аргентинцев и малайзийцев - 21 год. В ряде стран возраст вступления в брак дифференцирован в зависимости от пола1.
1 www.moya-planeta.ru/travel/view/brachnyj_vozrast_v_ тнге_11149/
Так, например, в Афганистане девочки могут выходить замуж с 14 лет, а мальчики могут жениться только с 18 лет. В Китае девочкам разрешается с 20 лет, мужчинам с 22 лет. В Пакистане, Румынии и Иране девочкам разрешено вступление в брак с 16 лет, мужчинам только с 18 лет. В Армении, Азер-байжане, Израиле, Ливане и Украине девочкам разрешается с 17 лет мужчинам с 18 лет.
В Алжире, Бангладеше и Индии девочкам можно создавать семью с 18 лет, а мужчинам с 21 года. Самый большой возраст 22 года для мужчин определен в Китае, что, видимо, связано с чрезмерно большим количеством населения, где и количество детей в стране официально лимитировано.
В жизни всегда бывают случаи необходимости снижения возраста вступления в брак в виде исключения. Оформление (правовое) таких ситуаций в разных странах выглядит по-разному. Так, например, в Аргентине, Бельгии, Бразилии, Болгарии, Дании, Казахстане, США, Малайзии, Мексике, России, Турции, Хорватии, Чили, Южной Корее и Японии достаточно официального согласия родителей.
В ряде других стран, в том числе, в Узбекистане и Каракалпакстане, для решения этого вопроса одного согласия родителей недостаточно. В соответствии со статьёй 15 Семейного Кодекса Республики Узбекистан при наличии уважительных причин в исключительных случаях (беременность, рождение ребёнка, объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) хоким района, города по месту государственной регистрации брака может по просьбе лиц, желающих вступить в брак, снижать брачный возраст, но не более чем на один год.
Например, в Дании этот вопрос рассматривается лично руководителем страны, и на основе его разрешения возраст вступления в брак может быть снижен. В Шотландии этот вопрос рассматривается одним из членов Правительства. В Австрии, Алжире, Аргентине, США, Германии, Ирландии, Италии, Канаде, Мексике, Литве, Польше и Словакии возраст вступления в брак снижается только по решению суда.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 1(74)
В определении возраста вступления в брак играют важную роль следующие основные факторы:
1. Социально-экономическое развитие страны.
2. Национальные и духовные ценности народа.
3. Особенности развития молодежи.
4. Географические и региональные особенности.
5. Демографическая ситуация в браке.
6. Степень важности образованности и профессионализма молодежи для страны.
7. Место, статус религии в политике государства.
От возраста вступления в брак во многом зависит психологический климат в семье, выполнение семейных функций, супружеских ролей, характер межличностных отношений, особенно между свекровью и невестой, сильно коррелирующих с супружескими отношениями, судьба любовных отношений (если брак был создан на основе взаимных чувств любви), сексуальная удовлетворённость супругов, психосоматическое здоровье детей и их воспитание, здоровье самой молодой матери, формирование личности детей, их физическое, духовное и интеллектуальное развитие, здоровье мужчины и продолжительность его жизни.
К сожалению, родителями не везде учитываются значимость возраста вступления в брак при создании молодых семей. В народе бытует представление, что чем моложе невестка, тем быстрее она адаптируется к условиям новой семьи из-за гибкости личности, связанной с юным возрастом.
Не исключая наличия народной мудрости в вышеизложенном представлении, следует отметить, что требования к невестке за последние десятилетия претерпели большие изменения. Содержание требований коренным образом обновилось, обогатилось и усложнилось. Даже элементарная уборка помещения, квартиры, дома или приготовление пищи требуют навыков обращения с бытовой техникой. Здоровое вынашивание беременности (плода), роды в срок и уход за грудным ребенком на сегодняшний день требуют определенных санитарно-гигиенических и элементарных медицинских знаний. Пра-
вильное воспитание ребенка, профилактика различных отклонений требуют от молодой матери знаний в области педагогики и психологии, а то и дефектологии.
Чем моложе невестка или жених, тем сложнее им в выполнении семейных функций. Крайне редко кому из женихов в 19 лет удаётся успешно справляться с выполнением одной из важных функций - материальным обеспечением семьи (без помощи родителей). Или крайне редко кто из невест в свои 19 лет может гарантировать успешное выполнение таких крайне важных и во многом на них возложенных функций, как психотерапевтическая или воспитательная функции. Даже одно неправильное лечение, точнее правильное лечение без учёта беременности от безобидных простудных или вирусных заболеваний может привести к рождению аномального ребенка. Такое встречается зачастую у юных неопытных матерей.
Юная мать, сама еще формирующаяся как личность, испытывает большие трудности в воспитании ребенка, допуская массу педагогических ошибок, жертвой которых будет ребенок.
Невыполнение психотерапевтической функции со стороны юной невестки может привести к резкому возрастанию напряжённости между супругами, учащению деструктивных конфликтов и распаду молодой семьи. Зачастую в подобных ситуациях появляются более опытная в этом отношении конкурентка, которая, даже уступая по физиологическим, антропометрическим, эстетическим данным, уводит мужа из молодой семьи.
В связи с вышеизложенным, как теоретически, так и практически, представляет большой научный интерес вопрос возраста вступления в брак.
Как показали результаты нашего исследования, возраст вступления в брак относительно возрос.
Так, например, для женщин средний возраст вступления в брак составляет 21 год, тогда как 10 лет назад этот показатель был на уровне 19,5 лет. Резко возрос данный показатель и у мужчин. Средний возраст вступления в брак у них составил 24 года, тогда как 10 лет назад этот же показатель не превышал 22 лет.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 1(74)
При этом следует отметить, что возраст вступления в брак по-разному выражен в разных социальных группах.
Так, например, в группе семей со средним или средним специальным образованием брачный возраст относительно ниже и, наоборот, чем выше образовательный уровень, тем выше возраст вступления в брак.
Результаты нашего исследования выявили региональные особенности в возрасте создания семьи.
Так, например, сельские девочки значительно раньше выходят замуж, чем их сверстницы из города и, наоборот, сельские мальчики женятся относительно позже (на два года) чем городские. На наш взгляд, это объясняется социально-экономическими факторами города и села, а также миграцией молодежи в соседние страны и из села в город.
В последние годы в связи с социально-экономическими изменениями как в Республике Узбекистан, в целом, так и в Республике Каракалпакстан, в частности, большая часть молодёжи после окончания академических лицеев и профессиональных колледжей пытается поступать в ВУЗы (которые расположены в городах), определённая часть призывается на военную службу. Остальная часть, не найдя для своей профессиональной деятельности соответствующего места, пытается мигрировать в соседние страны (Россию, Казахстан и др.). Значительная часть мужской молодёжи в село не возвращается и дальнейшую свою личную и, в том числе, семейную жизнь и профессиональную деятельность проводят в городах.
То же самое свойственно и молодым девушкам, но в менее выраженной степени, поскольку не каждая сельская семья спокойно отправляет дочку в город для устройства личной жизни.
В связи с этим в сельском регионе родители в интересах девочек пытаются пораньше выдать их замуж.
Молодые люди (мужчины) - выходцы из села теряют определенные годы на экономи-
ческое становление, приобретение жилища в городе, в связи с чем относительно позже, чем их городские сверстники, создают семьи.
В связи с этим увеличиваются семьи -мезальянсы, где он - из обеспеченной семьи, у него первый брак, для неё - второй брак, он - моложе, она - старше и т.п. Таким образом, наблюдается тенденция, когда мужчина посредством брака решает проблемы жизни, что раньше это было традиционным уделом женщин.
По результатам исследования сделаны следующие выводы:
1. Одной из этнопсихологических особенностей каракалпакских девушек является более выраженная самостоятельность, раскованность, свобода в добрачном поведении.
2. Каракалпакской молодёжи свойственна выраженная самостоятельность и, соответственно, ответственность в выборе будущего брачного партнёра.
3. У каракалпакского народа имеются традиции «Мурындык ата» и «Мурындык эне», которые призваны служить безболезненному созданию семьи, предупреждению и конструктивному решению проблемных ситуаций в предбрачный и брачный период, укреплению института семьи в Республике Каракалпакстан. При этом следует особо отметить, что значение данной традиции выходит далеко за рамки семьи и служит сохранению генофонда Каракалпакского народа, обеспечению перспективы нации.
4. Соблюдается строгое табу на создание семьи с представителями своего рода, что тоже служит укреплению психофизического и психосоматического здоровья народа.
5. В возрасте вступления в брак прослеживаются этнорегиональные особенности. Основная часть городских мужчин и женщин создают семьи в оптимальном возрасте, тогда как у сельских мужчин и женщин встречаются как ранние, так и поздние браки (после 30 лет). В целом сельская молодёжь позже вступает в брак.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 1(74)
с ОИЛА ПСИХОЛОГИЯСИ / ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ 65 и
Список литературы:
1. Каримова В.М. Социальные представления об узбекской семье у юношей и девушек. / Автореферат дисс... доктора психол. наук. (19.00.05). - Т.: ТГПИ им. Низами, 1994--С. 40.
2. Шоумаров Г.Б. Мухаббат ва оила. - Т.: «Ибн-Сино», 1994.
3. Согинов Н.А. Социально-психологические особенности удовлетворённости браком в Узбекской семье. / Дисс. канд. психол. наук. - Киев, 1990. -С. 213.
4. Утепбергенов М. Современное состояние и проблемы подготовки молодёжи к будущей семейной жизни. // Научно-практический, общественный журнал «Современное образование», Т., 2013. -С. 23-27.
5. Утепбергенов М. Формирование у молодежи семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы. // Узбекистан. Актуальные проблемы психологической службы в Узбекистане материалы научно-практической конференции. - Т., 2013. -С. 246-249.
6. Утепбергенов М. Социально-психологические особенности готовности к браку старшеклассников, воспитывающихся в семьях и в доме милосердия. // «Фарзанд тар-биясида отанинг масъулияти, вазифаси ва мажбурияти: муаммо ва ечим» мавзусидаги Республика илмий-амалий анжумани маколалар туплами. - Т., 2018. -С. 149-152.
7. www.moya-planeta.ru/ travel/view/brachnyj_ vozrast_v_mire _11149/
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 1(74)