Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4291
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / РЕЛИГИЯ / ФУНКЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛИЗМ / СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ / ОБЩЕСТВО / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / ПОСТСЕКУЛЯРНЫЙ / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Багаева К. А., Цырендоржиева Д. Ш.

Актуальность исследования определяется амбивалентностью положения религии в современном обществе. С одной стороны, религия - это личное дело каждого человека, с другой - сегодня это часть публичного пространства. Поэтому, несмотря на прошедший процесс секуляризации, в результате которого религия потеряла монополию на конструирование социального и духовного пространства, все-таки отмечается возрастание ее роли в обществе. В связи с этим в статье поставлена цель выявить особенности проявления социальных функций религии. Подчеркивается необходимость использования функционального подхода для исследования, поэтому религия рассматривается как социальная система, имеющая элементы и структуру. Главная гипотеза состоит в том, что именно изменение сущности социальных функций религии приводит ее в соответствие современным социальным реалиям. Религия актуальна в обществе и необходима человеку благодаря выполняемым ею социальным функциям, которые актуализируются каждую эпоху. Авторами исследуются такие социальные функции, как регулятивная, коммуникативная, компенсаторная, мировоззренческая, интегративная, дезинтегрирующая, функции легитимации. Сделан вывод, что целостность структуры религии сохраняется, но социальные функции видоизменяются с течением времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL FUNCTIONS OF RELIGION AND THE SPECIFICITY OF THEIR IMPLEMENTATION IN MODERN CONDITIONS

The relevance of the study is determined by the ambivalence of the position of religion in modern society. On the one hand, religion is a personal matter for each person, on the other hand, today it is part of the public space. Therefore, despite the past process of secularization, as a result of which religion lost its monopoly on the construction of social and spiritual space, its role in society is still growing. In this regard, the article aims to identify the manifestation of the social functions of religion. Based on the functional approach, the article analyzes social functions of religion and the specifics of their implementation in modern society. We consider religion as a structure consisting of elements, which perform certain functions in relation to the system as a whole. In that regard, religion is an obligatory and necessary element of the social system. It is the functionality of religion that explains its relevance until the present. We have emphasized the necessity of using a functional approach for research, therefore religion is considered as a social system with elements and structure. The main hypothesis is that it is the change in the essence of the social functions of religion that brings it into line with modern social realities. Religion is relevant in society and is necessary for a person due to the social functions it performs, which are updated every era. We have studied such social functions of religion as regulatory, communicative, compensatory, ideological, integrative, disintegrating, function of legitimation. It is concluded that the integrity of the structure of religion is preserved, but social functions are modified over time.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ»

Научная статья УДК 316.4:2

Б01: 10.18101/1994-0866-2023-1-18-30

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

© Багаева Ксения Анатольевна

кандидат философских наук, доцент,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а кзуиБЬа. 81@таП. ги

© Цырендоржиева Дари Шойбоновна

доктор философских наук, профессор,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а dari145@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования определяется амбивалентностью положения религии в современном обществе. С одной стороны, религия — это личное дело каждого человека, с другой — сегодня это часть публичного пространства. Поэтому, несмотря на прошедший процесс секуляризации, в результате которого религия потеряла монополию на конструирование социального и духовного пространства, все-таки отмечается возрастание ее роли в обществе. В связи с этим в статье поставлена цель выявить особенности проявления социальных функций религии. Подчеркивается необходимость использования функционального подхода для исследования, поэтому религия рассматривается как социальная система, имеющая элементы и структуру. Главная гипотеза состоит в том, что именно изменение сущности социальных функций религии приводит ее в соответствие современным социальным реалиям. Религия актуальна в обществе и необходима человеку благодаря выполняемым ею социальным функциям, которые актуализируются каждую эпоху. Авторами исследуются такие социальные функции, как регулятивная, коммуникативная, компенсаторная, мировоззренческая, интегративная, дезинтегрирующая, функции легитимации. Сделан вывод, что целостность структуры религии сохраняется, но социальные функции видоизменяются с течением времени.

Ключевые слова: структура, религия, функция, функционализм, структурный функционализм, общество, секуляризация, постсекулярный, социальная система.

Для цитирования

Багаева К. А., Цырендоржиева Д. Ш. Социальные функции религии и специфика их реализации в условиях современности // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2023. Вып. 1. С. 18-30.

Религия — одна из важных сфер, составляющих основу человеческого существования, которая проявляется не только в ориентации человека на трансцендентное бытие, но и на вполне очевидные социальные проявления. Будучи осо-

бой подсистемой общества, религия связана с другими подсистемами и в целом со всей социальной системой.

В нашем исследовании обратимся к проблеме функционирования религии в современном обществе. Актуальность темы детерминирована изменениями, произошедшими в результате процесса глобализации, когда религия приобретает, с одной стороны, объединяющий людей характер, и с другой — становится кон-фликтогенным фактором. Не свидетельствует ли это о том, что функциональное назначение религии сегодня требует уточнения? Возможно, что и другие функции религии, характерные для конкретных рас, наций и народов, начинают реа-лизовывать себя в интерсубъективных процессах глобализации иначе? Эта проблема в нашей литературе не изучалась, но в силу возникшей актуальности ее практического решения она требует методологической и теоретической разработки.

Так сложилось, что значение религии в нашей стране исторически менялось: маятник отношения к религии колебался от атеизма к росту религиозности, когда с началом перестройки влияние религии возросло. Сейчас российское религиозное пространство вовлечено в общемировой процесс десекуляризации и формирования постсекулярного мира, когда повышается внимание к мистическим культам, проповедникам в сети Интернет на фоне модернизации и радикализации мировых религий. В современных условиях трансформации и глобализации, когда происходят изменения во всех сферах общественной жизни, произошло смещение мировоззренческих ориентиров, во многих странах становится актуальной буддийская этика, основанная на идее ненасилия и сострадания. Философия буддизма преподносится в популяризованном виде для последователей. Такая упрощенная религия становится частным делом каждого человека, но в то же время именно такой вариант помогает справиться индивиду с надвигающимися на него глобальными проблемами как терроризм, международные конфликты, экологические проблемы. Пример буддизма в этом плане не единственный, человеческий выбор религии сегодня меняется от традиционализма до обращения к новым религиозным движениям, культам нередко деструктивного характера. В разных социальных ситуациях человек склонен искать справедливость в мире потустороннем. Это подтверждает С. Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций»: «Глобальное религиозное возрождение, "возвращение к святыням", является ответом на тенденцию восприятия мира как единого целого» [1]. Религия, изгнанная в период секуляризации из публичного пространства, снова становится активным участником процессов социализации.

Несмотря на то, что современная Россия подвержена общемировым тенденциям постмодерна, в ней еще силен традиционализм, во многом проявляющийся в религии, которая играет объединяющую роль, способствует интеграции, легитимирует социальные ценности, поэтому религия и ее ценности сегодня остаются актуальными для человека.

Концептуальные основания исследования

В качестве методологической основы в статье используется функциональный подход, необходимость которого объясняется тем, что религия в силу спе-

цифики своих базовых методологических оснований — веры и глубокого сугге-стийно-чувственного доверия высшему и трансцендентному — является устойчивой в своем содержании, не поддающейся логике рационального стиля мышления. В своих догматических основаниях и канонах она остается системной и не попадает под власть современных модных позиций в методологии. Трансцендентность содержания религиозных учений, утверждение иерархии как священной власти, принцип сакральности и дистанцированности от профанного не впускают в религию стилевые и содержательные нововведения. Идея целостности и структурности в религии остается, структура выступает в качестве скелета, который фиксирует систему и обеспечивает ее поведение как целого, четко определяя ее функциональное назначение.

В этом аспекте очевидна цель статьи — выявить специфику функций религии, их проявление в современном обществе, определить роль религии сегодня и какие функции религии в настоящее время актуальны. Для этого будут определены особенности функционального подхода, который стал методологическим основанием исследования, в соответствии с ним будут проанализированы социальные функции и показано, как они демонстрируют себя сегодня.

Первостепенная функция структуры — обеспечение внутренней сбалансированности и устойчивости системы, связанности и согласованности ее частей и элементов. В переводе с латинского «функция» есть исполнение или проявление активности системы. Элементами религии как системы являются люди — носители религиозности, религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации, которые определяют специфическое действие религии в социальном пространстве.

С работ Э. Дюркгейма начинается функциональный подход к религии, который предложил рассматривать религию как социальный институт, выполняющий позитивные функции, т. к. религиозная деятельность способствует сплоченности и интеграции. Религия, по его мнению, это институциональные нормы, ценности, разделяемые всеми членами общества. На этой основе Дюркгейм выделяет интегрирующую функцию, суть которой в сохранении целостности социума: для этого в религии существует культ, обеспечивающий сохранение норм, ценностей и готовящий индивида к социальной жизни [2, с. 186]. Таким образом, Э. Дюркгейм в большей степени обращал внимание на интегрирующий аспект социальной функции религии, однако он не учитывал и то, что религия может быть сильным дезинтегрирующим фактором. Действие этой функции особенно становится актуальным сегодня, когда возрастает количество религиозных межконфессиональных конфликтов.

Данный взгляд Э. Дюркгейма на значение функции религии стал в дальнейшем основой для структурно-функционального подхода в изучении религии. Представители этого направления Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, Т. Пар-сонс, Н. Луман, выдвигая тезис о том, что изучение социального явления не может сводиться только к его определению, утверждали о необходимости выяснить, какую функцию данное социальное явление выполняет в общественной жизни народа. Функционалисты использовали отмеченный тезис применительно

к религии. Религия у них выступает как особая форма социального функционирования. Религия — это фактор легитимации в обществе и фактор формирования отдельных социальных отношений. Таким образом, они сводили религию к взаимодействию в рамках институтов, которые регулировали поведение человека, поэтому функционализм также обращал свое внимание на интегрирующую функцию религии.

Однако приведенные примеры функционального подхода имеют существенный недостаток — они рассматривают религию в статике как устойчивую систему. Так, у А. Радклифф-Брауна находим подтверждение в таких словах, что социальная структура «составляет общую сумму всех индивидов в данный момент времени» [3, с. 17]. Такого же понимания придерживается и Т. Парсонс, что является методологически ошибочно. На этот аспект указывал Р. К. Мертон, который для устранения указанного противоречия вводит понятие функции и дисфункции. В его понимании «функции — это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Дисфункции — это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы» [4, с. 414]. Введение Р. К. Мертоном таких понятий, как «функция» и «дисфункция», позволяет при функциональном анализе находить разнонаправленное значение в системе, которое может привести к различным итоговым состояниям. Также Р. К. Мертон при функциональном анализе использует такие термины, как явные функции и латентные функции, имея в виду, что первые учитываются при функциональном анализе и воздействии на систему, а вторые (латентные) — не учитываются, что приводит к проблеме их превращения в явные функции [4, с. 414].

В контексте функционализма интересной выглядит теория коммуникации Н. Лумана, который предлагает рассматривать социальные системы как системы коммуникаций. Ученый вводит термин «аутопойезис» (самотворение) для объяснения функционирования социальных систем [5]. В его понимании религия, равно как и другие социальные подсистемы, выполняет определенные функции по отношению к системе в целом. Функция религии, согласно Н. Луману, — это способность преобразовать сложный неопределенный окружающий мир в простой и определенный и через коммуникацию представить мир в виде особых религиозных символов, трансцендентных кодов.

Итак, религия как социальная система — сложная система, имеющая свою структуру, элементы которой выполняют определенные функции. Религия постоянно изменяется и функции, характеризующие ее, демонстрируют эту изменчивость.

Социальные функции религии

«В зависимости от того, какое положение религия занимает в общественном сознании, реализуются социальные функции. Функции менялись с изменением исторического фона, подвергались трансформациям. Поэтому в разные периоды развития человеческого общества набор социальных функций и их действие соответствовали культурно-историческим условиям. Можно говорить и о том, что религия воздействует на общество особым образом, а именно через концентрацию вокруг абсолютных критериев божественности, бога, сверхъестественного.

Здесь, скорее всего, можно говорить о специфичности всех в совокупности функций, которые и дают в конечном итоге то, что понимается как сущность религии. Вместе с тем существуют и разные подходы к классификации функций, которые выполняет религия в обществе. В настоящее время религия, пройдя сложный процесс секуляризации, снова обретает свои утерянные позиции, правда, в аспекте постсекулярного мира, в рамках которого место религии для человека определяется его личным выбором. Религия как социальная система связана с другими элементами структуры общества, в частности с экономикой. В настоящее время в связи с ростом количества сект, нетрадиционных религиозных движений и культов возникает ситуация «религиозной конкуренции». Поэтому в ситуации религиозного плюрализма многие конфессии предлагают обществу более обмирщенные религиозные ценности. Соответственно, социальные функции религии проявляются по-иному» [6, с. 128].

Существует несколько разных точек зрения на социальные функции религии. Обращаясь к современным отечественным ученым, отметим, что многие из них следуют классическому принципу функционального анализа, заложенному еще И. Н. Яблоковым, который выделяет мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, интегрирующе-дезинтегрирующую, культуро-транслирующую, легитимирующе-разлегитимирующую функции [7, с. 67-69]. Представленный комплекс функций характеризует и другие социальные подсистемы, поскольку ученый определяет религию так же, как и «общественную подсистему», поэтому можем определять эти функции как социальные [8, с. 205]. Некоторые исследователи уменьшают количество социальных функций, так у Г. Е. Зборовского они представлены интегративной, нормативной и коммуникативной [9, с. 421].

В аспекте исследования считаем необходимым обратиться к тем функциям, которые сегодня наиболее явно проявляют себя, поэтому отметим такие социальные функции.

Регулятивная функция. Одной из главных социальных функций, как фиксировали указанные исследователи, является регулятивная функция. Эта функция присуща всем религиозным системам. Кроме того, она проявляется во всех структурных элементах религии: религиозном сознании, отношениях, деятельности и организациях. Например, в религиозном сознании регулятивная функция проявляет себя через формирование ценностей и норм, когда задается ценностно-нормативная установка на деятельность человека. Это и определяет социальную детерминированность данной функции по отношению к человеку, социальной группе. Такие детерминанты проявляются внутри конкретной конфессии и за ее пределами. Регулятивы достаточно устойчивы и способствуют формированию религиозных институтов. Отметим, что религиозные нормы влияют не только на верующих, поскольку с течением времени могут стать и нормами светской этики. Религиозные ценности определяют приоритеты для деятельности человека. Нормативная система религии также обладает регулирующими возможностями. Нормы религии становятся частью социальных норм, которые направлены на формирование и реализацию религиозных ценностей. Таким образом, регулятив-

ная функция позволяет создавать идеи, мотивы, нормы, тем самым управляя деятельностью, поведением, сознанием индивидов. В настоящее время действие этой функции неоднозначно: поскольку наблюдаются одновременные процессы десекуляризации и сакрализации в обществе. Отметим, что в настоящее время очевидным явлением становится религиозный ренессанс как в Европе, США, исламских государствах и российском обществе. Секуляризованное общество сталкивается с ситуацией, когда религиозное не просто выталкивает светское из сферы своего влияния, а окрашивает светское религиозным. Так возникают религиозные смыслы, которые актуальны для светского пространства. Религия стала неотъемлемой частью образования, в школах ведутся уроки религиозных культур, в вузах введена специальность «теология». Регулятивная функция религии проявляется в ее участии в общественно-политических процессах. Так хамбо-лама Д. Аюшеев, глава Буддийской традиционной сангхи России, является членом Общественной палаты РФ. Патриарх Русской православной церкви Кирилл высказывается о межнациональных отношениях, социальном или экономическом положении, во многом поддерживает проводимую государством политику как внутригосударственную, так и на международном уровне. Исследования, проведенные ЦИРКОН в конце 2018 — начале 2019 г. «Измерение степени ценностной солидаризации и уровня общественного доверия в российском обществе», показывают, что позитивно к РПЦ относится половина опрошенных (50%) [10, с. 167].

Наиболее явно проявляет свое действие регулятивная функция религии в контексте концепции биополитики, которая подразумевает политическое регулирование жизненных процессов человека, здоровья нации, всего общества. Отметим, что еще с древних времен церковь активно помогала в осуществлении биополитики, но особенно это проявляется сейчас, когда религия освящает медицинские процедуры, либо, наоборот, выступает против них. Например, общеизвестна позиция РПЦ относительно контрацепции, медицинского прерывания беременности, суррогатного материнства. Подтверждением этому являются слова в «Основах социальной концепции Русской православной церкви»: «Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни»1.

Функция легитимации. Религия выполняет функцию легитимации, поскольку как социальное явление выступает не только в качестве регулятора социальных отношений в рамках воздействия на определенный ареал. Религия оказывает воздействие в границах установленного пространства, которое составляют последователи, реально и повседневно выполняющие религиозные предписания и нормы. Социальная инклюзивность религии представляет собой способ-

1 Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека. URL: http://www.mospat.ru/index. php?page=41597 (дата обращения: 20.01.2023). Текст: электронный.

ность проникать через установление правил как для индивидов и групп и в отношения между ними, так и в отношения с государством. Эта функция охватывает не только социальное бытие человека, но и проецирование созданного человеком сверхъестественного мира на общество, сакрализуя мирское. По существу идет узаконивание определенных культурных ценностей, светских основ, но в качестве результата процесса легитимизации. В данном контексте происходит обращение к моральному фундаменту всего общества, которому предается обязательный императивный характер. Приведем такой пример, в 2008 г. был принят документ «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека», который рассматривается как источник религиозных норм и канонов, где прослеживается важная мысль, что источником свободы личности является Бог, поэтому человек, живущий по православным канонам становится свободным1 . Не отмечается ли тем самым доминантное право РПЦ обеспечивать легитимацию свободы человека?

Коммуникативная функция. Религия как общественная подсистема попадает под влияние социальных трансформаций и сегодня наблюдается ее подъем, который определяется такими терминами, как десекуляризация, постсекуляр-ность. С другой стороны, в нашем обществе явно проявляются черты обмирщения религии, когда религия приобретает свойства массовой культуры, религиозная символика становится брендом. И это объясняется действием коммуникативной функции религии. Признавая религию сложной социальной системой, укажем, что в таких системах коммуникация — это отношения, связи, построенные на осмысленном взаимодействии, когда присутствует согласованность действий, убеждений. Ведь коммуникация возникает при особом уровне сложности системы, поэтому коммуникация — это системное и сложное взаимодействие элементов. Рассматривая религиозную коммуникацию, отметим, что существуют понятия вертикальной коммуникации — взаимодействие человека и Бога, и горизонтальной коммуникации — социальное взаимодействие. В контексте исследования интересен второй аспект, а именно коммуникативная функция религии в обществе, которая реализуется внутриконфессиональным общением, межконфессиональными контактами, отношениями с органами власти, информационно-коммуникативной деятельностью и т. д. Именно этот момент подчеркивал И. Н. Яблоков: «общение складывается как вне религиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях» [8]. Взаимодействие как внутри религии в качестве системы, так и самой системы с внешним ее окружением также является коммуникацией, которая как действие системы выступает базовой структурой социальной системы. Через понятия «связи», «взаимодействие», «отношение» определяется коммуникативная функция. В современных условиях диджитализации религия становится формой массовой коммуникации. Реальность показывает, что для активного воздействия на все большее количество людей простой проповеди

1 Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека // http://www.mospat.ru/index. php?page=41597 (дата обращения: 20.01.2023). Текст: электронный.

недостаточно, религия должна обращаться ко всем средствам массовой коммуникации. Через печатные СМИ, телевидение, радио и интернет религия сегодня обращается к каждому человеку. Особенностью данной коммуникации является то, что религия адаптируется под формат такого рода взаимодействия. Широко религия представлена в интернете, поэтому можно с уверенностью говорить «о так называемой цифровой религии» [6, с. 129-130]. Многие исследователи этого феномена Г. Грив, М. Кастельс, Х. Кэмпбэлл [11; 12; 13] уверены в том, что цифровая религия — это реальность нашего времени и самостоятельный феномен. Такая коммуникация — это способ сформировать положительный образ религии. Есть множество сайтов, блогов, групп в социальных сетях с религиозной тематикой, в которых коммуникация позволяет быстрый обмен сообщениями, возможностью комментирования, диалога. Отметим, что эти сайты имеют большое количество просмотров и подписчиков. Так, например, буддийские сообщества сегодня очень активно и многочисленно представлены в сети Интернет. Буддийская, традиционная сангха России имеет аккаунты в социальных сетях, свой сайт передачи на телевидении, задача которых заключается в создании современного медийного образа буддизма и доступного изложения буддийского учения. Однако наряду с позитивным аспектом следует выделить и негативные черты процесса религиозной коммуникации. Одним из таких аспектов считаем, что человек буквально оказывается окруженным религиозной символикой, теряется сакраль-ность символов. Традиционная коммуникация сегодня для индивидуализированного общества не актуальная, что говорит о ее кризисном состоянии, когда вертикальная коммуникация оказывается не настолько важной, как горизонтальная коммуникация в виртуальном пространстве. Таким образом, цифровая религия — это один из аспектов формирования современного общества, в котором символическая сторона религии модернизируется и становится конструктом новой реальности, которая преодолевает прежние границы.

Компенсаторная функция. Реализация компенсаторной функции религии проявляется в том, что именно религиозные символы, знаки становятся теми идеями, которые компенсируются, то есть восполняют, помогают человеку преодолеть свою ограниченность, бессилие. Так, Д. М. Угринович, отечественный религиовед, таким образом определяет эту функцию: «религия создает видимость временного облегчения страдания людей, но в то же время оказывает на них вредное воздействие, поддерживая постоянную потребность в отвлечении от действительности...» [14, с. 41]. Поэтому часто можно найти и такое название указанной функции — иллюзорно-компенсаторная. Однако следует отметить, что это несколько ограниченный взгляд на указанную функцию. Здесь нельзя не согласиться с мнением И. Н. Яблокова: «Религиозная система дает действительную компенсацию дефицитов в бытии человека и общества (перераспределение доходов, благотворительность, милосердие, призрение и прочее). Вполне реальная компенсация в сфере сознания, психологии: снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение.» [8, с. 209]. Таким образом, имеется в виду не только духовная компенсация, но и восполнение его некоторой ограниченности, возможно, бессилие, слабость, зависимость. Но и не менее важен материальный аспект, реализующийся в социальном бытии человека: благотвори-

тельность, милосердие, помощь со стороны церкви смягчают сложные обстоятельства жизни обездоленных, обособленность и одиночество людей замещаются общиной. Единственное, что изменилось, — форма реализации компенсации, которую теперь легко найти в виртуальной реальности: послушать проповедь онлайн, обсудить в чате проблемы со священнослужителем. Оплатить молитву онлайн-способом и написать имя прихожанина, не присутствуя на ней. Именно такая практика стала популярной в 2020 г. для православных и буддистов Бурятии в целях предотвращения посещения дацанов из-за пандемии.

Ввиду современного плюрализма религий, когда каждый может выбирать подходящие для человека религиозные ценности, наблюдается снижение роли религии как терапии для души, поэтому религия акцентирует внимание на выполнение социально значимых дел. Примером проявления этой функции, считаем, были мероприятия, связанные с распространением СОУГО-19, когда представители Русской православной церкви, Буддийской традиционной сангхи, шаманизма проводили молебны для улучшения эпидемиологической ситуации. Итак, компенсаторная функция дает сегодня не только утешение, примирение человека с фатальными для него событиями, но через проведение ритуалов и обрядов предоставляет человеку надежду на лучшее. Поэтому по существу религия актуальна для человека всегда в силу именно действия компенсаторной функции.

Мировоззренческая функция. Следующую функцию по-разному именуют, тем самым либо сужая ее значение, либо слишком расширяя. Так, А. А. Радугин называет ее «смыслополагающей» [15, с. 57], Л. С. Васильев «экзистенциальной» [16, с. 9]. Речь идет о мировоззренческой функции, которая в некоторой степени охватывает все рассмотренные функции, что связано с ее особым мировоззренческим наполнением. В объяснении мировоззренческой функции считаем необходимым отталкиваться от традиционно научного понимания мировоззрения как системы взглядов, идей, которые отражают отношение человека к миру и на свое место в этом мире. Следует заметить, что эту функцию выполняют и философия, и наука, и мифология. Однако в чем отличие мировоззренческой функции, выполняемой религией? Так Патрик Берк пишет, что: «религия начинается с видения, со способа смотреть на вещи, а затем уже она отыскивает те высшие факты, которые требуются для поддержания этого видения» [17]. Получается, что религию отличает сам способ видения, взгляда на мир и обнаружение в нем особого смысла. Это подтверждает и И. Н. Яблоков: «Религия включает определенное миропонимание, объяснение мира и отдельных процессов в нем, макро- и микрокосма, природы человека, смысла его существования, идеала и т. д. Мир, природа, человек "даются" не только когнитивно, но и в форме миросозерцания, наглядно, образно, в многоцветии красок, а потому доступно» [8, с. 209]. Данная функция приводит к преобразованию человека, что особенно актуально сейчас, когда произошло смещение акцентов с объективного объяснения происходящих событий на субъективную сторону в смысле изменения человеком самого себя, своей мировоззренческой позиции.

Интегрирующая функция. Следующей функцией, признаваемой почти всеми исследователями-функционалистами, считается интегрирующая, которую

многие рассматривают вместе с дезинтегрирующей. Хотя Р. К. Мертон считал дезинтегрирующую функцию совершенно самостоятельной, поскольку есть функция и есть дисфункция [4, с. 414], как действие прямое и противоположное ему. В этом аспекте все же не согласимся с Т. Парсонсом, который видел в интеграции два аспекта: негативный и позитивный: «Под интеграцией я понимаю такие структуры и процессы, посредством которых отношения между частями социальной системы, людьми, играющими те или иные роли, коллективами и компонентами нормативных стандартов, либо упорядочиваются способом, обеспечивающим гармоничное их функционирование в соответственных связях друг с другом в системе, либо, наоборот, не упорядочиваются, причем тоже каким-нибудь определенным и объяснимым способом» [18, с. 365]. Данный редукционизм приводит к неверному истолкованию активности системы, поэтому считаем, что это разные функции. Ведь интеграция — это процесс упорядочивания элементов в структуре, а дезинтеграция — это противоположный процесс, подразумевающий распад целого на части. Поэтому интегрирующая функция представляет собой сплачивание, объединение, формирование устойчивости, стабильности религиозной системы на основании некоторых религиозных идей, взглядов, мыслей. Так на уровне всего общества религия может укреплять и поддерживать социальные отношения. В конкретном конфессиональном сообществе интегрирующая функция объединяет членов. Так, в российском обществе после распада СССР, когда была утеряна идеология, люди обратились к религии.

Дезинтегративная функция. Однако отметим, что дезинтегративная функция связана с интегративной. Действие дезинтегративной функции, как считают некоторые исследователи, проявляется в определенных условиях с усложнением структуры общества. Так, например, Д. Е. Мануйлова пишет, что «дезинтегра-тивную функцию в обществе выполняет не религия, а те новые идеи, которые возникли на конкретной социальной основе, но облечены в религиозную оболочку» [19, с. 33]. Это один аспект, отмеченный автором, но не нужно забывать и о том, что разные религиозные идеи, существовавшие всегда, являются причиной разъединения элементов, некогда бывших объединенными. Когда не согласующиеся между собой, находящиеся в конфронтации идеи начинают действовать, возникает дезинтеграция. В терминах Р. К. Мертона, эта функция превращается в дисфункцию. В этом контексте верно утверждение Ю. Нисневича, что «именно дисфункция религии, как представляется, стала одной из главных причин начавшегося еще в XVII в. процесса освобождения от религиозного контроля и санкционирования социальных отношений и институтов, политики и права, а также сознания, деятельности и поведения людей, получивших название «секуляризация» [20, с. 136]. Дезинтегративная функция приводит к потере центральной основной объединяющей идеи, что ведет к нарушению единства и слаженности в религиозной системе, соответственно, приводит к внутриконфессиональ-ным и межконфессиональным конфликтам. Так, в наши дни наблюдаем, как религия становится фактором интеграции в обществе и в то же время фактором дезинтеграции. Сегодня интегрирующая функция действенна для этнических меньшинств, проживающих на территориях с иной социокультурной основой. В этом аспекте функция интеграции выполняет роль идентичности для этносов,

когда консолидирует людей на основании религиозных ценностей, общности практик.

Заключение

В настоящее время мы видим, что, казалось бы, в единых религиозных организациях присутствуют разрозненные элементы. Так, например, существует самостоятельная Буддийская традиционная сангха России, позиционирующая себя как самостоятельное образование, развивающее традиции российского буддизма, не зависящие от тибетского буддийского лидера Далай-ламы. Наряду с этим существует самостоятельное объединение буддистов Калмыкии — Центральный хурул, возглавляемое Тэло Тулку Ринпоче Шаджин ламой Э. Б. Омбадыковым, которое сейчас, наоборот, выстраивает контакты с тибетскими буддистами. В Туве недавно избран IX Камбы-лама гелек Нацык-Доржи Сарыглар Серек Олегович, который возглавляет тувинских буддистов. Кроме того, нужно указать, что сам буддизм, представленный на территории России, крайне разнороден. У мусульман России также наблюдается довольно разобщенная организационная структура, что, в свою очередь, говорит о внутренних дезинтеграционных процессах, связанных с особенностью направлений и этнизацией ислама. Среди российских мусульман северокавказских и татаро-башкирских отмечается слабая солидарность, поэтому на территории России действуют Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман и Координационный комитет мусульман Северного Кавказа и насчитывается еще около 40 муфтиятов [21, с. 242].

Итак, мы можем выделить следующие социальные функции религии: регулятивная, летимирующая, коммуникативная, компенсаторная, мировоззренческая, интегративная и дезинтегративная. Реализация этих функций в социальном пространстве показывает актуальность религии. Несмотря на современную дискретность религиозного пространства, возможность человеком личного выбора любой религии, необходимость в религиозных ценностях все еще сохраняется. Исторически религия всегда сопровождала человека, выполняя социальные функции. Сегодня религия вынуждена видоизменяться, модернизироваться в соответствии с научно-техническим прогрессом, отвечать требованиям общества. Поэтому и реализация социальных функций сейчас существенно отличается от других исторических периодов. Как системное образование религия выступает целостным образованием, в котором социальные функции определяют ее изменчивость. Таким образом, через преобразование рассмотренных социальных функций происходит адаптация религии к социальным трансформациям. Именно через реализацию социальных функций главная роль религии как оберегающего человека социального института сохраняется, особенно это заметно с усложнением социальных, межличностных, межконфессиональных, межэтнических отношений, современные процессы технологизации, информатизации так или иначе требуют обращения к религиозным ценностям.

Литература

1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Москва: АСТ, 2016. 640 с. Текст: непосредственный.

2. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. Москва, 1998. 432 с. Текст: непосредственный.

3. Радклифф-Браун А. Р. Структура и функции в примитивном обществе. Очерки и лекции / перевод с английского. Москва: Восточная литература РАН, 2001. 304 с. Текст: непосредственный.

4. Американская социологическая мысль / Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц / под общей редакцией В. И. Добренькова. Москва: Изд-во МУБиУ, 1996. 560 с. Текст: непосредственный.

5. Luhmann N. The Autopoiesis of social systems // Essays on self-reference. New York: Columbia University Press, 1990. Р. 1-20.

6. Социальные и культурные процессы в современном обществе: монография / Л. Л. Абаева, Ж. А. Аякова К. А. Багаева [и др.]; научный редактор Д. Ш. Цырендоржиева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2022. 272 с. Текст: непосредственный.

7. Основы религиоведения: учебник / под редакцией И. Н. Яблокова. Москва: Высшая школа, 1994. 368 с. Текст: непосредственный.

8. Яблоков И. Н. Понятие и функции религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 204-211. Текст: непосредственный.

9. Зборовский Г. Е. Общая социология: учебник. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Гардари-ки, 2004. 592 с. Текст: непосредственный.

10. Задорин И. В., Хомякова А. П. Религиозная самоидентификация респондентов в массовых опросах: что стоит за декларациями // Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. 2019. № 3(94). С. 161-184. Текст: непосредственный.

11. Grieve G. P. Digital religion // Digital religion : Understanding religious practice in new media worlds / ed. H. Campbell. Nw York, 2013. P. 104-118.

12. СasteИs M. The rise of the network society. 2nd ed., with a new pref. Chichester, 2010. 597 p.

13. Campbell H. Understanding the Relationship between Religion Online and Offl ine in a Networked Society // Journal of the American Academy of Religion. 2012. Vol. 80, № 1. P. 64-93. DOI: 10.1093/jaarel/lfr074.

14. Угринович Д. М. Психология религии. Москва: Политиздат, 1996. 144 с. Текст: непосредственный.

15. Радугин А. А. Введение в религиоведение. Москва, 1996. 302 с. Текст: непосредственный.

16. Васильев Л. С. История религий Востока. Москва: Университет, 1998. 425 с. Текст: непосредственный.

17. Burke T. P. The reluctant vision: an essay in the philosophy of religion. Philadelphia, 1974. 136 р.

18. Парсонс Т. Общий обзор // Американская социология. Проблемы. Перспективы. Методы / перевод с английского В. В. Воронина, Е. В. Зиньковского, Г. В. Осипова. Москва: Прогресс, 1972. 392 с. Текст: непосредственный.

19. Мануйлова Д. Е. Социальные функции религии. Москва: Знание, 1975. 64 с. Текст: непосредственный.

20. Нисневич Ю. Светское государство: проблемы политико-правовой концептуализации // Двадцать лет религиозной свободы в России / под редакцией А. Малашенко и С. Филатова. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 399 с. Текст: непосредственный.

21. Малашенко А. Ислам «легализованный» и возрожденный // Двадцать лет религиозной свободы в России / под редакцией А. Малашенко и С. Филатова. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 399 с. Текст: непосредственный.

29

Статья поступила в редакцию 31.01.2022; одобрена после рецензирования 06.02.2022; принята к публикации 20.02.2023.

SOCIAL FUNCTIONS OF RELIGION AND THE SPECIFICITY OF THEIR IMPLEMENTATION IN MODERN CONDITIONS

Kseniya A. Bagaeva

Cand. Sci. (Philos.), A/Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

ksyusha. 81 @mail.ru

Dari Sh. Tsyrendorzhieva

Dr. Sci. (Philos.), Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

dari145@mail.ru

Abstract. The relevance of the study is determined by the ambivalence of the position of religion in modern society. On the one hand, religion is a personal matter for each person, on the other hand, today it is part of the public space. Therefore, despite the past process of secularization, as a result of which religion lost its monopoly on the construction of social and spiritual space, its role in society is still growing. In this regard, the article aims to identify the manifestation of the social functions of religion. Based on the functional approach, the article analyzes social functions of religion and the specifics of their implementation in modern society. We consider religion as a structure consisting of elements, which perform certain functions in relation to the system as a whole. In that regard, religion is an obligatory and necessary element of the social system. It is the functionality of religion that explains its relevance until the present. We have emphasized the necessity of using a functional approach for research, therefore religion is considered as a social system with elements and structure. The main hypothesis is that it is the change in the essence of the social functions of religion that brings it into line with modern social realities. Religion is relevant in society and is necessary for a person due to the social functions it performs, which are updated every era. We have studied such social functions of religion as regulatory, communicative, compensatory, ideological, integrative, disintegrating, function of legitimation. It is concluded that the integrity of the structure of religion is preserved, but social functions are modified over time.

Keywords: structure, religion, function, functionalism, structural functionalism, society, secularization, the post-secular, social system.

For citation

Bagaeva K. A., Tsyrendorzhieva D. Sh. Social Functions of Religion and the Specificity of their Implementation in Modern Conditions. Bulletin of Buryat State University. Philosophy. 2023; 1: 18-30 (In Russ.).

The article was submitted 31.01.2023; approved after reviewing 06.02.2023; accepted for publication 20.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.