Научная статья на тему 'Религия как структурная составляющая функционирования современного общества'

Религия как структурная составляющая функционирования современного общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
804
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ / РОЛЬ РЕЛИГИИ / НЕОБХОДИМОСТЬ РЕЛИГИИ / RELIGION / THE ROLE OF RELIGION / THE NEED FOR RELIGION / FUNCTION OF RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соловьев М. М.

В статье на основе анализа трудов как современных ученых, так и античных мыслителей показывается, что религия явление всеобщее и выполняет важные позитивные функции в обществе. Приводятся материалы социологических исследований, свидетельствующие о том, что количество верующих в России постоянно увеличивается. Более того, большинство россиян заявляет о важности религии в их жизни. Даже в самые богоборческие периоды истории России отмечается высокая религиозность народа. Религия это основа нравственности, неистощимый ее источник. Религия является основным сдерживающим фактором роста преступности и укрепляет общество. Некоторые атеисты признают, что без главного объекта религии, Бога, жизнь социума усложняется, потому что без Бога человек заброшен и одинок, без Бога нет никаких человеческих ценностей. На основе этих и ряда других положений делается вывод о том, что религия это необходимая структурная составляющая любого общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION AS STRUCTURAL COMPONENTS FUNCTIONING OF MODERN SOCIETY

On the basis of analysis of the works, as modern scientists and ancient thinkers show that religion universal phenomenon and has important positive roles in the society. Materials are sociological studies showing that the number of believers in Russia is increasing. Moreover, the majority of Russians say about the importance of religion in their lives. Even in the most godless periods of Russian history there is a high religious people. Religion is the basis of morality, an inexhaustible source of it. Religion is a major deterrent to the growth of crime and strengthens society. Some atheists admit that without the main subject of religion God the life of society becomes more complicated, because without God man is forlorn and alone, without God there are no human values. On the basis of these and other provisions concludes that religion it is a necessary structural component of any society

Текст научной работы на тему «Религия как структурная составляющая функционирования современного общества»

УДК 316.3

М.М.Соловьев

РЕЛИГИЯ КАК СТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В статье на основе анализа трудов как современных ученых, так и античных мыслителей показывается, что религия - явление всеобщее и выполняет важные позитивные функции в обществе. Приводятся материалы социологических исследований, свидетельствующие о том, что количество верующих в России постоянно увеличивается. Более того, большинство россиян заявляет о важности религии в их жизни. Даже в самые богоборческие периоды истории России отмечается высокая религиозность народа. Религия - это основа нравственности, неистощимый ее источник. Религия является основным сдерживающим фактором роста преступности и укрепляет общество. Некоторые атеисты признают, что без главного объекта религии, - Бога, - жизнь социума усложняется, потому что без Бога человек заброшен и одинок, без Бога нет никаких человеческих ценностей. На основе этих и ряда других положений делается вывод о том, что религия - это необходимая структурная составляющая любого общества.

Ключевые слова: религия, функции религии, роль религии, необходимость религии

Soloviev Mikhail Michailovich RELIGION AS STRUCTURAL COMPONENTS FUNCTIONING OF MODERN SOCIETY

On the basis of analysis of the works, as modern scientists and ancient thinkers show that religion - universal phenomenon and has important positive roles in the society. Materials are sociological studies showing that the number of believers in Russia is increasing. Moreover, the majority of Russians say about the importance of religion in their lives. Even in the most godless periods of Russian history there is a high religious people. Religion - is the basis of morality, an inexhaustible source of it. Religion is a major deterrent to the growth of crime and strengthens society. Some atheists admit that without the main subject of religion - God - the life of society becomes more complicated, because without God man is forlorn and alone, without God there are no human values. On the basis of these and other provisions concludes that religion - it is a necessary structural component of any society.

Key words: religion, function of religion, the role of religion, the need for religion

Благополучие общества определяется функционированием в нем религиозного института. Это подтверждает тот факт, что вера в Бога (богов), религия,- явление всеобщее. Еще в древности человек обратил на это внимание. «Все мы, люди, имеем в богах благодетельных нужду» - говорит Гомер в своем величайшем произведении «Одиссея» [3, с.22]. Многие мыслители, отмечая необходимость религии, полагали веру в Бога таким явлением, которое присуще каждому человеку. Веру они считали врожденным свойством человека. Например, Цицерон отмечает в своем трактате «О природе богов»: «... Необходимо признать, что боги существуют именно потому, что знания об этом заложены в нас (insitae), или, лучше сказать, являются врожденными (innatae)» [14]. Эту мысль мы встречаем у неоплатоника Ямвлиха Халкидского [16], Иустина Философа [7] и Иоанна Дамаскина [5]. Не существовало в истории такого народа, в котором бы отсутствовала вера в Бога или богов. Известный социолог Э.Гидденс пишет: «В той или иной форме религия обнаруживается во всех известных человеческих обществах. В самых древних засвидетельствованных обществах, о которых нам известно только благодаря археологическим находкам, мы находим явные следы религиозных символов и ритуалов» [1].

Необходимость религии для общества определяется ее социальными функциями.

Социолог и религиовед А.А.Радугин пишет, что функции религии - это характер и направление воздействия религии как на индивида, так и на общество в целом. Т.е. имеется в виду что дает религия каждому человеку и обществу, и какое она оказывает влияние на жизнь людей [9, с.46].

В социологической и религиоведческой литературе выделяются следующие основные функции [2, 8, 9, 10, 15]: 1. Мировоззренческая функция. Также ее называют смыслополагающей; 2. Компенсаторная функция. У некоторых авторов обозначена как психотерапевтическая; 3. Ком-муникативная функция; 4. Регулятивная функция; 5. Интегрирующая и дезинтегрирующая функция религии; 6. Культуротранслирующая функция; 7. Легитимирующе-разлегитимиру-ющая функция; 8. Политико-идеологическая функция.

Религия играет существенную роль в жизни людей. В первобытном, античном и средневековом обществе религия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека. В современном мире она по-прежнему занимает доминирующее место в общественном сознании [9, с.55].

Религия - это основа нравственности, неистощимый ее источник. Религия является основным сдерживающим фактором роста преступности и укрепляет общество. Многие атеисты признают, что без главного объекта религии, - Бога, - жизнь социума усложняется. Атеисты обеспокоены отсутствием Бога, потому что без Бога человек заброшен и одинок, без Бога нет никаких человеческих ценностей. Например, представитель атеистического экзистенциализма Ж-П. Сартр пишет: «... Экзистенциалисты... обеспокоены отсутствием бога, так как вместе с богом исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире. И нигде не записано, что благо существует, что нужно быть честным, что нельзя лгать; ... Достоевский как-то писал, что «если бога нет, то все дозволено»1. Это - исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего у него нет оправданий» [11, с.327].

Значимость религии для общества подтверждают социологические опросы населения. Сегодня в России большинство людей называют себя верующими в Бога. По данным Фонда общественного мнения (ФОМ) более 70% россиян верят в Бога [13]. По данным опроса Отдела ситуационных исследований ИСПИ РАН, проводившегося в феврале 2012 г., верующих - 78%, неверующих - 6 % [12, с. 105]. Следует отметить, что учеными отмечается рост уровня религиозности населения. Например, в 2004 г. верующих было 59 %, а к 2011 г. этот показатель вырос до 65 % [12, с.105]. Более того, 61 % россиян заявляют о важности религии в их жизни. При этом 23 % считают религию очень важной и 38 % - довольно важной. Только 19 % считают религию не очень важной, совсем не важной - 11% и затруднились с ответом на вопрос о важности религии для человека - 9% [12, с.108]. Можно определенно утверждать, что религия в общественном сознании нашего социума занимает весомый авторитет.

Необходимость религии для личности подтверждают факты из истории России. Например, одной из главных задач советского правительства было полное искоренение религии из сознания людей, однако жизнь показала, что атеистическая работа не смогла уничтожить веру в Бога. В этом аспекте интересны результаты переписи 1937 г. Верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше чем неверующих [4]. Из 97 521 000 опрошенных 55 278 000 (56, 7 %) заявили, что верят в Бога [6, с.963]. Неверующих было меньшинство - 43,3 % [6, с.963]. Но ученые убеждены, что на самом деле верующих было еще больше. В.БЖиромская пишет: «Часть ответов могла быть неискренней. Кроме того, с большей долей вероятности можно предположить, что в основном не ответившие на вопрос о религии были верующими» [4]. Следует отметить, что это был не анонимный социологический опрос, а перепись, где в специальный лист заносились имя и адрес проживания каждого. К началу данной переписи гонения на верующих людей и богоборческая пропаганда продолжались уже около 20-ти лет. И этот удивительный факт такого массового исповедничества веры показывает, как велика роль религии для человека.

Таким образом, религия функционирует в каждом обществе. Не существовало в истории человечества такого народа, у которого бы отсутствовала религиозная вера. Религия выполняет важные позитивные функции для общества. Она определяет мировоззрение, мироощущение и социальное поведение людей. Религия, воздействуя на индивидуальное и массовое сознание, формирует определенную систему норм и ценностей в социуме, приносит утешение в трудных ситуациях, дает человеку смысл жизни. Она является таким социальным институтом, который регулирует взаимоотношения между людьми. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что религия является важным и значимым явлением в обществе. Даже во времена атеистической идеологии люди сохраняли веру в Бога. Все это говорит о том, что религия, - это необходимая структурная составляющая любого социума.

Литература

1.Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 1. Giddens Je. Sociologija. M.: Editorial URSS, 2005. - С. 461. 2005. - S. 461.

2.Гильманов А.З., Соловьев М.М. Социальные 2. Gil'manov A.Z., Solov'ev M.M. Social'nye функции религии в современном обществе // funkcii religii v sovremennom obshhestve // Nauchnye Научные труды Центра перспективных trudy Centra perspektivnyh jekonomicheskih экономических исследований Академии Наук issledovanij Akademii Nauk Respubliki Tatarstan. Республики Татарстан Вьтуск 6. - Казань: Vypusk 6. - Kazan': Izdatel'stvo Artifakt. 2013. - S.206-Издательство Артифакт. 2013. - С.206-210. 210.

3.Гомер. Одиссея / Пер. с древнегреч. В. з. Gomer. Odisseja / Per. s drevnegrech. V.

1 Данная мысль выражена Ф.М. Достоевским в романе «Братья Карамазовы» [прим. авт. - М.С.].

Жуковского. - М. 1986. - 270 с.

4.Жиромская В.Б. Религиозность народа в 1937 году (По материалам всесоюзной переписи населения). // Библиотека Якова Кротова. URL.: http://krotov.info/history/20/1930/1937 zher.htm, свободный (Дата обращения: 2.06.2014)

5.См.: Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. URL.: http://www.orthlib.ru/Tohn of

Damascus/vera1 01.html, свободный (Дата обращения: 2.06.2014)

6.См.: История России. XX век: 1894-1939/ под ред. А.Б. Зубова. - М.: Астрель: АСТ, 2009. - 1023 с.

7.См.: Муч. Иустин Философ. Апология II представленная в пользу христиан римскому сенату. URL.: http: //mstud.org/library/i/iustm/ apology2.htm, свободный (Дата обращения: 2.06.2014)

8.См.: Рагузин В.Н. Этноконфессиональные отношения в современной России: состояние, проблемы, противоречия: дис. док. филос. наук. -М.1999. - С.46.

9.См.: Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2001. - 240 с.

10. См.: Российская социологическая энциклопедия. Под общ. ред. академика РАН Осипова Г.В. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М.,1998. - С.523.

11. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат,1990. -398 c.

12. Синелина Ю.Ю. О динамике религиозности россиян и некоторых методологических проблемах ее изучения (религиозное сознание и поведение православных и мусульман) // Социс, № 10, 2013 г. - С.104 - 115.

13. См.: Ценности: религиозность. - URL.: http://fom.ru/obshchestvo/10953, свободный (Дата обращения: 2.06.2014)

14. Цицерон М.Т. О природе богов. // Цицерон. Философские трактаты. Издательство. Наука. М. 1985. - С.74-75.

15. См.: Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие.-М.: Гардарики,2005. - С.299-301.

16. См.: Ямвлих Халкидский. О египетских мистериях. М.: Издательство АО «ХГС»,1995. -С.46.

Zhukovskogo. - M. 1986. - 270 s.

4. Zhiromskaja V.B. Religioznost' naroda v 1937 godu (Po materialam vsesojuznoj perepisi naselenija). // Biblioteka Jakova Krotova. URL.: http://krotov.info/history/20/1930/1937_zher.htm, svobodnyj (Data obrashhenija: 2.06.2014)

5. Sm.: Ioann Damaskin. Tochnoe izlozhenie pravoslavnoj very. URL.: http://www.orthlib.ru/John_of_ Damascus/vera1_01.html, svobodnyj (Data obrashhenija: 2.06.2014)

6. Sm.: Istorija Rossii. XX vek: 1894-1939/ pod red. A.B. Zubova. - M.: Astrel': AST, 2009. - 1023 s.

7. Sm.: Much. Iustin Filosof. Apologija II predstavlennaja v pol'zu hristian rimskomu senatu. URL.: http://mstud.org/library/j/justin/apology2.htm, svobodnyj (Data obrashhenija: 2.06.2014)

8. Sm.: Raguzin V.N. Jetnokonfessional'nye otnoshenija v sovremennoj Rossii: sostojanie, problemy, protivorechija: dis. dok. filos. nauk. - M.1999. - S.46.

9. Sm.: Radugin A.A. Vvedenie v religiovedenie: teorija, istorija i sovremennye religii: kurs lekcij. - M.: Centr, 2001. - 240 s.

10. Sm.: Rossijskaja sociologicheskaja jenciklopedija. Pod obshh. red. akademika RAN Osipova G.V. - M.: Izdatel'skaja gruppa NORMA-INFRA M.,1998. - S.523.

11. Sartr Zh.P. Jekzistencializm - jeto gumanizm // Sumerki bogov. - M.: Politizdat,1990. - 398 c.

12. Sinelina JuJu. O dinamike religioznosti rossijan i nekotoryh metodologicheskih problemah ee izuchenija (religioznoe soznanie i povedenie pravoslavnyh i musul'man) // Socis, № 10, 2013 g. -S.104 - 115.

13. Sm.: Cennosti: religioznost'. - URL.: http://fom.ru/obshchestvo/10953, svobodnyj (Data obrashhenija: 2.06.2014)

14. Ciceron M.T. O prirode bogov. // Ciceron. Filosofskie traktaty. Izdatel'stvo. Nauka. M. 1985. -S.74-75.

15. Sm.: Jablokov I.N. Religiovedenie: Uchebnoe posobie.-M.: Gardariki,2005. - S.299-301.

16. Sm.: Jamvlih Halkidskij. O egipetskih misterijah. M.: Izdatel'stvo AO «HGS»,1995. -S.46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.