Научная статья на тему 'Телевидение и религия: черты сходства'

Телевидение и религия: черты сходства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
716
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ / ФУНКЦИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА / ИНФОРМАЦИЯ / RELIGION / TELEVISION / FUNCTIONS OF RELIGION / FUNCTION OF TELEVISION / MASS MEDIA / RELIGIOUS BELIEF / INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аглей Е.А.

В данной статье рассмотрены черты сходства телевидения и религии. Проанализированы и выявлены общие функции телевидения и религии. В статье использован междисциплинарный подход на основе религиоведения и тележурналистики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article lines of similarity of television and religion are considered. The general functions of television and religion are analysed and revealed. In article interdisciplinary approach on the basis of religious studies and telejournalism is used.

Текст научной работы на тему «Телевидение и религия: черты сходства»

ЖУРНАЛИСТИКА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

УДК 070

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РЕЛИГИЯ: ЧЕРТЫ СХОДСТВА TELEVISION AND RELIGION: GENERAL FEATURES

Е.А. Аглей E.A. Agley

Казанский (Приволжский) аедеральный университет, Казань, 420008, ул. Кремлевская, 18

Kazan Federal University, 420008, 18, Kremlyovskaya Str., Kazan, Russia

E-mail: Ilina.elenaa@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены черты сходства телевидения и религии. Проанализированы и выявлены общие функции телевидения и религии. В статье использован междисциплинарный подход на основе религиоведения и тележурналистики.

Abstract. In this article lines of similarity of television and religion are considered. The general functions of television and religion are analysed and revealed. In article interdisciplinary approach on the basis of religious studies and telejournalism is used.

Ключевые слова: религия, телевидение, функции религии, функции телевидения, средства массовой информации, религиозная вера, информация.

Keywords: religion, television, functions of religion, function of television, mass media, religious belief, information.

В современном мире телевизор является неотъемлемым элементом повседневной жизни. Его место в доме, что интересно, чаще всего становится центральным. Уже этот небольшой аспект роднит телевидение с религией: небольшие иконы в доме также занимают определенное место.

27-28 июля 2013 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения проводился опрос среди 1,6 тысячи человек из 130 населенных пунктов страны о роли телевидения и интернета в их жизни и о степени доверия тому или иному источнику получения информации. Опрос показал, что 60% россиян доверяют телевидению, не хотят проверить или опровергнуть полученные сведения, в то время как интернет (где можно найти множество различных взглядов на проблему) считают достоверным источником информации 22% жителей страны. Также было выявлено, что в случае получения противоречивой информации 60% респондентов склонны доверять именно телевидению, тогда как только 22% населения станут искать нужную информацию в интернете.2 Таким образом, мы сталкиваемся с тем, что общество не анализирует полученную телевизионную информацию, а просто принимает на веру, что также роднит телевидение с религией.

Еще один опрос, подтверждающий нашу гипотезу, проведен 22-23 ноября 2008г. В нем приняли участие 1 тыс. 600 человек из 140 населенных пунктов в 42 областях, краях и республиках Россиивыявлено, что около 70% россиян больше всего доверяют столичному телевидению, причем 44% скорее доверяют, 26% вполне доверяют голубому экрану.

В основном о своем доверии к этому источнику информации сообщают жители средних, малых городов и сел (72-74%). Недоверие к столичному телевидению высказывают 25% россиян. Такая оценка наиболее характерна для москвичей и петербуржцев (35%). Еще 2% не используют

2 ВЦИОМ: Россияне доверяют телевидению больше интернета [Электронный ресурс]. URL: http://www.audit-it.ru/news/soft/626773.html (Дата обращения 05.06.2015).

этот источник информации.3 Здесь может быть выявлена следующая закономерность: жители крупных городов обладают более критическим взглядом на мир, им недостаточно одного варианта развития событий. То же самое мы видим и с религией: в малых городах и сельской местности падает качество религии - религиозная вера впитывает в себя суеверия, что влечет за собой трансформацию образа Бога или обрядов.

Чтобы более подробно рассмотреть черты сходства религии и телевидения, обратимся к их функциям.

Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая. 4

Мировоззренческая функция религии реализуе миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность людей. Важное значение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, утешение.

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин.

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении - объединяет, а в другом -разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция - ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуро-ретранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношении, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них.

Функции телевидения очень схожи с функциями религии. Можно выделить такие функции ТВ, как: информационная, культурно-просветительская, интегративная, социально-педагогическая, организаторская, образовательная, рекреативная.5

Одна из основополагающих функций телевидения - это информационная функция, которая, на наш взгляд, является единственным аспектом, отличающим религию и телевидение. Регулярное получение социальной информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни.

Культурно-просветительская функция заключается том, что любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, полностью транслируя театральный спектакль или ставя игровой телефильм. В культурно-просветительских программах, так или иначе, присутствует элемент нравоучения, назидательности.

Интегративная функция телевидения отвечает за поддержку нормального функционирования того общества, на которое распространяется влияние. Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на которое направлено вещание, тем внимательнее должны составляться программы, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась дискриминированной. Помимо национального и религиозного признаков обращают внимание на социальные (в том числе классовые), социально-психологические, возрастные различия людей.

3 ВЦИОМ: Больше всего россияне доверяют телевидению [Электронный ресурс]. URL: http://top.rbc.ru/society/i7/i2/2008/268774.shtml (Дата обращения: 11.03.2015).

4 Яблоков И.Н. Основы религиоведения [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Jablok/ (Дата обращения: 11.03.2015).

5 Функции телевидения [Электронный ресурс]. URL: easyschool.ru>sosh/Funktsii televideniya.doc (Дата обращения: 22.05.2015).

Социально-педагогическая функция (или управленческая функция). Предполагает прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия зависят от характера государства. Важно, что телевидение выступает сдерживающим социальным фактором. Лучше «болеть» за жизнь или футбол дома, а не на улице, выражать протест с помощью избиения экрана, а не представителей правопорядка, лучше иллюзорный мир, нежели реальная война.

Нередко телевидение выполняет функцию организатора, ставя какие-либо вопросы перед властями или гражданами, побуждая их к действию. В этом и проявляется организаторская функция телевидения.

Образовательная функция включает в себя регулярные циклы дидактического материала в помощь лицам, получающим образование.

Рекреативная функция (от лат. гесгеайо - восстановление) - отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Телевизор - друг и родственник. Выручает при стрессах. А для некоторых людей - просто таблетка от одиночества, возможность «общения с миром». В конечном итоге - разговоры зрителя с телевизором (реальные или мысленные) стали чем-то похожи на медитацию, а ожидание тех или иных программ и передач - сродни интересу к регулярным проповедям.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что успех телевидения и религии в современном обществе очень схож: культурно-просветительская функция телевидения и культуро-ретранслирующая функция религии, интегрирующе-дезинтегрирующая функция религии и интегративная функция телевидения, социально-педагогическая функция (или управленческая функция) телевидения объединяет под собой и легитимирующе-разлегитимирующую, и регулятивную, и компенсаторную, коммуникативную функции религии. Религиозную веру многие члены общества обходят стороной, воспринимают скептически и недоверчиво, тогда как телевизионная вера все сильнее охватывает ума людей, которые не готовы к анализу полученной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.