УДК 374
Е. В. Гришенкова
аспирант кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук, МГЛУ; e-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ДЕТЕЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению влияния телевидения на детскую аудиторию, а также проанализированы данные различных исследований на тему роли телевидения в современном российском обществе. Подробно рассмотрен процесс взаимодействия телевидения и детей как социальной группы, выделен контекст, факторы и результаты данного взаимодействия.
Ключевые слова: телевидение; детская аудитория; социальный институт; практики телесмотрения; дискурс; идентичность; медиареальность.
Grishenkova E. V.
Postgraduate Student, Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty), MSLU; e-mail: [email protected]
INFLUENCE OF TELEVISION AS AN INSTITUTE ON CHILDREN: SOCIOLOGICAL APPROACH
The article dwells on theoretical approaches to analysis of television's influence on young audience. Besides, different studies on the topic of television's role in contemporary Russian society are examined. The process of interaction between television and children as a social group is thoroughly viewed. Moreover, key factors, context and results of such interaction are outlined.
Key words: television; young audience; social institute; television viewing practices; discourse; identity; media reality.
В современном обществе телевидение давно является не только средством передачи информации, но и отдельным социальным институтом, формирующим общественное мнение, картину мира, стили жизни, систему ценностей, убеждений. Кроме того, телевидение наряду с развлекательной функцией выполняет ряд других значимых социальных функций: образовательную, воспитательную, информационную, интегративную, культурно-просветительскую и др. Телевидение встроено в нашу повседневную жизнь: часто его смотрят в «фоновом» режиме - во время еды или занимаясь
параллельно другими делами. Телевизор давно превратился в элемент быта, в еще одного «члена семьи», который структурирует повседневные практики, и тем значительнее его влияние на детскую аудиторию по сравнению с другими средствами массовой коммуникации.
Согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 52 % россиян выбрали именно телевидение при ответе на вопрос: «Что для Вас служит главным источником новостей о событиях в стране?». Кроме того, большая доля россиян (70 %) доверяет информации, которую показывают по телевизору, так как «телевидение воспринимается как СМИ с высокой ответственностью, в то время как интернет-ресурсы и социальные сети сегодня дают излишне мозаичную, неструктурированную картину» [Зачем люди смотрят... 2017].
По данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 67 0% россиян смотрят телевизор практически каждый день. Кроме того, 62 о% граждан не желают отказываться от телевидения в пользу других источников информации и развлечений. Такая зависимость увеличивается с возрастом. В то же время чем выше уровень образования, тем ниже потребность в телевидении (но всё равно она остается на достаточно высоком уровне: 41 % россиян с высшим образованием готовы отказаться от просмотра телевизора, при этом 49 о% высокообразованных россиян не готовы пойти на такой шаг) [Интернет против телевидения... 2017].
Значимость и популярность телевидения сопровождается социальной ответственностью перед обществом. В 2012 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в котором представлены основания для возрастной маркировки контента и перечислены виды информации, запрещенные к распространению среди детей.
Детская телеаудитория представляет, на наш взгляд, наибольший интерес. Во-первых, очевидно, что очень скоро сегодняшние младшие школьники будут определять развитие страны. В этой связи очень важно понимать то, с какими ценностными ориен-тациями, установками, предпочтениями они перейдут во взрослую жизнь. Во-вторых, дети являются наиболее восприимчивой и уязвимой аудиторией, у которой далеко не всегда сформированы «фильтры» к воспринимаемой по телевизору информации.
В данном случае большую роль играет семья, которая во время совместного просмотра телевизора может дать моральную оценку той или иной передачи и истолковать ее смысл. В раннем возрасте, т. е. в самом начале формирования идентичности, еще не поздно привить ребенку нравственные, этические, эстетические и патриотические ценности через качественный телевизионный контент.
Прежде чем перейти к анализу подходов по изучению влияния телевидения на аудиторию, рассмотрим телевидение как социальное явление на теоретическом уровне. Согласно классификации старшего научного сотрудника Института социологии РАН И. А. Климова, необходимо обратить внимание на три подхода к телевидению [Климов 2005]. Во-первых, телевидение можно рассматривать как социальный институт, который выполняет определенные функции, обладает особой структурой, правилами и законами, регламентирующими его деятельность, нормами и ценностями. При этом телевидение всегда существует в определенном социальном контексте, взаимодействуя с другими социальными институтами. Также стоит отметить, что телевидение -это идеологический институт, цель которого - укрепление государственной власти, формирование национальной идеи и образа государства в сознании граждан [Монро 2000, с. 11].
Во-вторых, телевидение изучают как дискурс, т. е. как систему символической коммуникации между создателями контента и телезрителями. Данный дискурс не только передает сообщения, но и убеждает телезрителя в чем-либо, пропагандирует, конструирует события.
В-третьих, телевидение является формой социального знания, которое производится, накапливается и передается из поколения в поколение, встраиваясь в систему знаний и представлений личности. Кроме того, телевидение формирует «совместное знание», которое сплачивает и создает ценностную опору общества [Климов 2005, с. 94].
В рамках другого подхода телевидение предлагается изучать либо изолированно как социальную технологию, т. е. следуя модели Гарольда Лассуэлла, - технологический подход, либо как отражение общественных процессов, происходящих в определенном социальном контексте и развивающихся вместе с обществом -социально-исторический подход [Борецкий 2005].
Телевидение является частью медиапространства, которое, в свою очередь, включает в себя физическое пространство (радио, телевидение, Интернет, пресса), пространство социальных отношений (между производителями и потребителями массовой информации) и символическое пространство (распространение информации в символической форме). В настоящее время существуют проблемы коммерциализации и так называемая банализации ме-диапространства. Стоит отметить, что медиапространство рассматривается как «социально конструируемое понимание мира», а за его содержательным наполнением отвечают социальные и политические элиты [Юдина 2007, с. 29].
Влияние телевидение изучается с помощью различных теоретических подходов и эмпирических методов. Сложность заключается в выявлении причинно-следственных связей, так как влияние телевидения носит опосредованный характер и может проявляться не сразу. Тем не менее в литературе существует ряд теорий о воздействии современных медиа на зрителя, в том числе телевидения. Авторы работы «Основы воздействия СМИ» Дженнингз Брайант и Сузан Томпсон анализируют теоретические направления по изучению воздействия СМИ на аудиторию, а также приводят данные многочисленных исследований по этой проблеме [Брайант, Томпсон 2004].
В свою очередь, в социально-когнитивной теории канадского и американского психолога Альберта Бандуры рассматривается взаимодействие поведения, индивидуальных характеристик и социального контекста. В отличие от животных, человек обладает уникальными способностями к символизации, саморегуляции, саморефлексии и замещению [там же]. Индивид приобретает новый опыт, наблюдая за моделями поведения (например героев телевизионных программ). А. Бандура провел эксперимент, демонстрирующий влияние телевидения на детское поведение. В ходе эксперимента детям показали фильм, содержащий агрессивные сцены, в которых мужчина бьет по боксерской груше. После просмотра фильма дети повторили модель агрессивного поведения на надувной кукле, т. е. фильм оказал так называемое разрешающее воздействие на поведение детей [там же].
В основе другой концепции лежит «эффект прайминга» -явление, при котором показ определенного события пробуждает
воспоминания телезрителя, связанные с сюжетом программы, что определяет его реакцию на материал. Эффект прайминга возрастает при отождествлении зрителя с персонажами телевизионного контента, при восприятии экранных событий как реальных, а также при оправдании действий персонажей. Эффект прайминга изучается в исследованиях, посвященных темам медианасилия, влияния рекламы на потребление, отношения к политикам и т. п.
Существует также «гипотеза культивации», разработанная американским социологом Джорджем Гербнером, в которой рассматривается воздействие телевидения на формирование этнических, расовых и культурных стереотипов. Телевидение демонстрирует доминирующие модели поведения, образы, способствуя формированию схожего образа мыслей у широкой аудитории («мейнстри-минг»). При постоянном и непрерывном просмотре телепередач ослабевают или утрачиваются культурные, национальные, социальные особенности, при этом реальность начинает восприниматься через призму сконструированного образа реальности на телеэкране. Однако данная гипотеза не имеет статуса теории в связи с недостаточностью подтверждающих эмпирических исследований.
«Теория диффузии инноваций» подразумевает способность телевидения распространять и пропагандировать новые идеи. Один из разработчиков данной теории, американский социолог Эверетт Роджерс, выделил пять категорий людей, исходя из темпов принятия новой информации: новаторы (принимают первыми новую информацию), ранние принимающие (небольшая группа людей, принимающих инновацию вслед за новаторами), раннее большинство (принятие информации большей частью аудитории), позднее большинство (принимают инновации более осторожно, ждут, пока они приобретут массовый характер), отстающие (принимают инновацию в самом конце) [Брайант, Томпсон 2004, с. 135].
В «теории использования и удовлетворения» учитываются факторы, влияющие на выбор телезрителями определенного контента, в основе которых лежит стремление в удовлетворении собственных потребностей в развлечении, образовании, получении новой информации, коммуникации, заполнении свободного времени и др. В данной теории изучаются личностные мотивы, социальное положение, социально-демографические характеристики
телезрителей. Критики данной теории отмечают ее индивидуализированный подход, который не позволяет распространить результаты на телеаудиторию в целом.
Стоит отметить, что телевидение также оказывает влияние на другие социальные институты, так как через данный социальный институт проходит огромное количество информации касательно социальной, политической, экономической и духовной жизни общества, которая меняет общественное сознание.
Телевидение носит массовый и глобальный характер, демонстрируя как мировой, так и местный контент: оно охватывает детскую аудиторию, принадлежащую к различным нациям, культурам, социальным классам с разными интересами, потребностями, вероисповеданиями, жизненным опытом. Этот момент мы хотели бы выделить особо, ибо в условиях глобализации встает вопрос о сохранении национально-культурного своеобразия стран и народов, в том числе посредством их акцентирования по телевидению. Соответственно, уже на ранних этапах социализации посредством детских передач может формироваться национальная и культурная идентичность подрастающего поколения.
В статье Ю. С. Крижанской и А. Г. Сверчкова, посвященной влиянию современной мультипликации на детей, рассматривается проблема формирования национально-культурной идентичности детей. Анализ детских рисунков показал, что современные дети хотят быть похожими на Человека-паука, фей из мультсериала «Клуб Винкс: школа волшебниц», Бэтмена. В этих мультфильмах в том или ином виде присутствует насилие (драки, конфликты, убийства) [Крижанская, Сверчков 2012]. Очевидно, что просмотр такой мультипликации не способствует формированию гражданской идентичности, усвоению национальных и культурных традиций. Без этого человек теряет необходимую опору и ориентиры в современном глобализованном мире.
Телевидение обладает эффективной аудиовизуальной формой передачи контента, что существенно упрощает восприятие информации детьми (кроме случаев значительного расхождения между визуальной и звуковой составляющей, когда в связи с недостатком жизненного опыта и непонимания информации ребенок быстро утрачивает интерес к телевизионному контенту).
Среди медиатрендов детского телевидения отмечается преобладание развлекательной, а не образовательной функции, засилье зарубежного (американского) контента на российском телевидении, насилие в телевизионном контенте, а также пассивный характер потребления детьми информации и, как следствие, снижение их творческого и деятельностного потенциала [Аникина 2013].
В младшем школьном возрасте начинают формироваться различные виды идентичностей (гендерная, национально-культурная, религиозная, этническая и др.). Телевидение играет при этом значимую роль. В работе американского психолога Дафны Лемиш приводятся данные исследования о том, что в самых популярных программах телевидения преобладает «культура и образ жизни людей среднего класса, имеющих к тому же белый цвет кожи» [Лемиш 2007, с. 177]. Этой группе автоматически приписывается более высокий статус, положительный образ, и она начинает рассматриваться в качестве ролевой модели. При просмотре телевизионных программ у детей может формироваться стереотипное представление о других этносах или других социальных группах, с которыми они не сталкивались в реальной жизни, а телевидение выступает значимым источником информации.
Однако телевидение способно также изменить стереотипное представление об определенной социальной группе. Например, в ходе изучения отношения детей к слепым людям, детям был показан документальный фильм о жизни слепых, после просмотра которого восприятие детей данной группы изменилось в лучшую сторону [Лемиш 2007].
Если раньше детство воспринималось как переходный этап к взрослому состоянию, то теперь исследователи обратили внимание непосредственно на детей, рассматривая их как отдельную социальную группу, со своими интересами, жизненным опытом, потребностями. Таким образом, сегодня дети являются активными потребителями телевизионного контента, интерпретируя его, исходя из имеющихся установок и опыта.
Телевидение так или иначе отражает процессы, происходящее в современном обществе, т. е. оно существует в определенном социальном, политическом, экономическом и духовном контексте, который оказывает влияние на содержание медиасообщений. Очевидно, что привычка смотреть телевидение в условиях стабильного
общества будут отличаться от таковой в обществе, которое находится в состоянии военного конфликта или глубоких социальных противоречий.
Деятельность телевидения регламентируется определенными правилами, законами, законодательными актами, этическими нормами, установленными в данном обществе. В России детское телесмотрение регулируется законом «О рекламе» [Федеральный закон... 2006] и законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Федеральный закон. 2010]. В законе «О рекламе» отмечается, что реклама не должна злоупотреблять детским доверием и дискредитировать родителей и воспитателей, формировать чувство неполноценности из-за невозможности обладать товаром из рекламы, побуждать к совершению опасных для жизни и здоровья действий [Федеральный закон. 2006].
Таким образом, дети интерпретируют определенным образом полученную информацию, анализируют, запоминают, соотносят ее со своим жизненным опытом и демонстрируют в своем поведении (например подражают поведению персонажа из любимого мультфильма в игре со сверстниками), т. е. дети «считывают» телевизионное сообщение как текст и соотносят смыслы и значения со смыслами (опытом), доступными им в повседневной жизни.
Кроме того, дети воспринимают информацию, исходя из индивидуальных, социальных и культурных рамок. На понимание телевизионного сообщения влияют как факторы микроуровня (пол, возраст, потребности ребенка, доход, профессия, уровень образования, этническая принадлежность родителей или ближайшего окружения), а также технические условия телевещания (качество приема сигнала, доступность телеканалов и др.), так и факторы макроуровня (глобализация, стабильная или конфликтная обстановка в стране, национальные интересы, идеология, доступность информационных ресурсов в обществе).
В итоге в ходе взаимодействия детей и телевидения, ребенок конструирует собственную реальность, свою «вселенную» смыслов, значений, ролевых моделей, способов построения коммуникации. В процессе интерпретации телевизионного контента, происходит накопление знаний (особенно в тех сферах, в которых у ребенка еще не было опыта), формируется собственная точка
зрения (оценка происходящего, помогающая в дальнейшем выбирать тот или иной контент), определенные установки, ценностные ориентации, а также развивается мышление.
Согласимся с позицией отечественного теоретика медиафило-софии В. В. Савчука о том, что «мы есть то, что мы потребляем в качестве информации, удовольствия, развлечения» [Антология медиафилософии 2013, с. 316]. Другими словами, телевидение и медиасообщения стали не просто частью социального контекста, но и частью личности. Таким образом, детский контент должен реализовывать в первую очередь воспитательную, образовательную и культурно-просветительскую функции, т. е. расширять кругозор, развивать умственные и социальные навыки детей, участвовать в формировании национально-культурной идентичности, прививать уважение к другим культурам, религиям, предлагать широкий спектр детских телепрограмм, а также избегать изображения насилия в программах. Кроме того, необходимо обратить внимание на проблему глобализации контента и медиаобразов, которые могут отрицательно повлиять на формирование национально-культурной идентичности детей.
Наряду с улучшением качества детского телеконтента, необходимо также проводить работу с детьми, иными словами, «у подрастающего поколения следует выработать рациональный подход к восприятию информационных потоков» [Соловьёв 2015, с. 156]. Таким образом, встает вопрос о необходимости медиаобразова-ния, в ходе которого детям помогают адаптироваться к возросшему потоку образов и умению ориентироваться в нем, приобрести навыки критического потребления контента, его анализа и интерпретации, способность отделять вымысел от реальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аникина М. Е. Телевидение для детей: плюсы и минусы // Медиатренды: Экспертный взгляд факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова на события в 63 СМИ. 2013. № 2 (39). URL: www.journ.msu.ru/ files/specialprojects/MediaTrends/MediaTrends_39.pdf Антология медиафилософии / ред.-сост. В. В. Савчук. СПб. : Изд-во РХГА, 2013. 339 с.
Борецкий Р. А. Телевидение как социальная технология и социальный институт // Телерадиоэфир: История и современность. 2005. URL: www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=13627
Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / пер. с англ. М. :
Издат. дом «Вильяме», 2004. 432 с. Зачем люди смотрят телевизор? Тематические и жанровые телепредпочтения россиян (ФОМ). 01.03.2017. URL: fom.ru/SMI-i-internet/13216 Интернет против телевидения: битва продолжается (ВЦИОМ): Пресс-выпуск. № 3367. 03.05.2017. URL: wciom.ru/index.php?id=236&uid = 116190
Климов И. А. Телевидение: модальности существования // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 93-99. Крижанская Ю. С., Сверчков А. Г. Размышляя над детскими рисунками: беспризорники в нашем доме // Суть времени. 2012. № 3. URL: rossaprimavera.ru/article/razmyshlyaya-nad-detskimi-risunkami-bespri-zorniki-v-nashem-dome Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей / пер.
с англ. С. Д. Грековой. М. : Поколение, 2007. 304 с. Монро П. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, об-ществои национальная идентичность. М.: Изд-воМоск.ун-та,2000.ЦКЬ: www.newsman.tsu.ru/wp-content/uploads/2015/01/Monro_tvkommunica tion.doc
Соловьёв В. А. Влияние СМИ на политическую активность российской молодежи // Актуальные проблемы внешней и внутренней политики Российской Федерации. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2015. С. 153-164. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 2 (713). Общественные науки.)
Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». URL:
rg.ru/2006/03/15/reklama-dok.html Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». URL: rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html Юдина Е. Н. Развитие медиапространства современной России (на примере телевидения): автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2008. 50 с.