Научная статья на тему 'Социальные эмоции и проблема интерсубъективности'

Социальные эмоции и проблема интерсубъективности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные эмоции и проблема интерсубъективности»

дихотомии естественных и социально-гуманитарных наук. На наш взгляд, исследования МАС требуют пересмотра сложившейся конфигурации поля науки и свидетельствуют об актуальности междисциплинарных подходов. Как минимум часть МАС подпадает под понятие «наук об искусственном», предложенное Г. Саймоном. К таковым, например, можно отнести экономические и робототех-нические системы. Вместе с тем очевидно, что существуют и такие МАС, которые сложно назвать объектами, согласующимися с целями человека. Например, муравейник выглядит как целесообразная конструкция, не имеющая никакого отношения к человеческим целям. Иными словами, МАС, будучи выделенными в особую область междисциплинарных исследований, актуализируют проблему целесообразности в более общем смысле, охватывающем как природное, так и человеческое. При этом методы исследования и моделирования МАС сохраняют статус общенаучных, не подпадающих под дисциплинарные границы.

А. В. Шиллер

(Философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова) СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ И ПРОБЛЕМА ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ

Социальные эмоции тесно связаны с эмоциональным интеллектом. Предтечей эмоционального интеллекта в его современном понимании как способности человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей, а также способности управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения задач, выступает понятие интеллектуальных эмоций, разработанное в школе О. К. Тихомирова. Для мышления как познавательной деятельности эмоции выступали в качестве одного из ре-гулятивов наряду со смысловыми образованиями и личностными характеристиками. Большим преимуществом подхода Тихомирова было признание позитивных функций эмоций в интеллектуальной деятельности человека. Интеллектуальные эмоции сигнализируют о возникновении новых смыслов в мыслительной деятельности и выполняют по отношению к ним интегративную функцию. Мож-

122 Философия и общество 1/2018

но сказать, что эмоциональное переживание предшествует осознанию познавательного противоречия, а также запускает и направляет поиск логической структуры противоречия. Этот феномен назван «эмоциональным обнаружением проблемы» и представляет собой один из механизмов саморазвития мышления.

Явно видна связь идей школы О. К. Тихомирова с современными теориями сознания (theory of mind), теориями понимания мышления других (mind reading) и идеями о том, как должен выглядеть современный ИИ.

ЭИ является частью социального интеллекта, который тесно связан с уже упоминавшимися теориями сознания и способностью к пониманию мышления других людей (mind reading ability). Понятие mind reading можно перевести как «понимание, предсказание и объяснение поведения и мышления других (людей)». Социальный интеллект (согласно взглядам Р. Ханивилла и ряда других исследователей) является совокупностью самосознания и социальной осведомленности, системы развитых социальных убеждений и отношений, а также способностью и склонностью к управлению сложными социальными изменениями. Кроме общей важности mind reading для успешного взаимодействия с другими, он особенно необходим для осуществления последнего компонента - способности управлять изменениями.

Многие исследователи поддерживают подход, согласно которому ИИ невозможен без наделения его эмоциональным интеллектом. Для субъекта, обладающего эмоциональным интеллектом, можно выделить ряд характеристик: способность выражать эмоции, оценивать их, использовать эмоции в рассуждениях (здесь особенно ярко видна роль эмоций в мышлении), понимать каузальные связи (причины возникновения эмоций). Поэтому ИИ, обладающий ЭИ, будет способен понимать чувства людей и постоянно адаптироваться к той информации, которую он получает в общении, - и реагировать более человекоподобно в результате. Возможным решением для создания успешной модели ЭИ в ИИ будет комбинация нескольких подходов для объяснения разных типов эмоций. Теория теорий поможет объяснить и воссоздать социальные эмоции, под которыми мы понимаем эмоции, возникающие у отдельного индивида по причине его членства в различных груп-

пах, и вызванные социокультурными факторами, а теория симуляции позволит встроить в ИИ остальные индивидуальные эмоции, поскольку их можно понять, объяснить и «прочувствовать», только встав на место человека, их испытывающего.

Однако самыми сложными являются проблемы наделения ИИ эмпатией и пониманием контекста, а также моралью, нормами и ценностями, что влечет за собой постановку многих проблем будущего - о правах и обязанностях ИИ, этических дилеммах и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.