УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВ РОДИТЕЛЕЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Московский государственный областной университет
e-mail:
kuvin88@bk.ru
Ю. Ю. Лимаева
В статье рассматриваются образы родителей у мужчин и женщин с различным уровнем эмоционального интеллекта - высоким, средним низким. Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Исследуется влияние родителей на формирование межличностного и внут-риличностного ЭИ: такие черты родителей как отзывчивость, уступчивость, способность к компромиссу, доброта, решительность способствуют развитию ЭИ; черствость, нерешительность, непривлекательность родителей приводят к низкому эмоциональному интеллекту.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; внутриличност-ный, межличностный эмоциональный интеллект; образы родителей, диалогическое общение, семья, семейная ситуация развития.
Понятие эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоции и управлению ими [1, с. 33] является сравнительно новым направлением исследований в психологии. Согласно современным психологическим исследованиям интеллект не является единой познавательной способностью [2, с. 3]: в качестве самостоятельных видов выделяются логико-математический, лингвистический, социальный, эмоциональный, музыкальный и другие виды интеллекта. Эмоциональный интеллект - это способность личности к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями. По мнению Д. В. Люсина [1, с. 33], в структуре эмоционального интеллекта выделяются межличностный и внутриличностный компоненты.
Межличностный эмоциональный интеллект объединяет в себе способности к пониманию и управлению эмоциями окружающих людей, внутриличностный - к пониманию и управлению своими собственными эмоциями. Идея ЭИ выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалось такими авторами, как Э. Торндайк, Дж., Г. Айзенк. Социальный интеллект был определен исследователем как «способность понимать людей и управлять ими, поступать мудро в человеческих отношениях».
И. Б. Широкова [3, с. 8] понимает социальный интеллект как способность сочетать свои и чужие интересы, сочувствовать, прийти на помощь, защитить, поддержать, выразить и отстоять свою точку зрения, никого при этом не обидев; способность договариваться и идти на разумные компромиссы. Это важные в обыденной жизни умения.
Термин «эмоциональный интеллект» в современном понимании впервые был введён исследователями гуманистического направления в психологии Д. Мейер и П. Сэловей [4, с. 189]. Авторы определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». При этом эмоциональный интеллект - это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов.
Однако все больше в современной жизни человек опирается на взаимодействие с компьютером и механизмами, не требующими эмоционального отклика, а между тем страдает сфера межличностных отношений: умение установить контакт, сформулировать и выразить собственное мнение и позицию, найти компромисс в трудной ситуации, быть толерантным в современной поликультурной среде. Теряются бытовые навыки общения: помириться, выразить негативные или позитивные чувства, эффективно сотрудничать, задавать вопросы, понимать и регулировать собственное состоя-
ние - составляющие эмоционального интеллекта. Эти знания могут быть переданы только путем непосредственной демонстрации, воспитания в семье и обществе. «Личностные» знания - понятие введённое философом науки М.Полани - определяются особенностями культурно-исторического контекста и включают умения и культуру, присущие человеку, но не всегда рефлексируемые и формализуемые [5, с. 70]. Таким образом, фактор эмоционального интеллекта (ЭИ) важен для здоровья общества также как и фактор академического интеллекта.
Именно родительская семья оказывает основное влияние на формирование такой категории как эмоциональная чувствительность человека. Влияние семьи на развитие личности ребенка подчеркивается в работах отечественных и зарубежных психологов (Л. С. Выготский, А. Я. Варга, О. А. Карабанова, В. К. Шабельников, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер, М. Боуэн, К. Витакер и другие).
В свете культурно-исторического подхода к психике можно сказать, что развитие личности происходит в диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком [6, с. 82]. Возникающее чувство близости и доверия позволяет человеку полнее открываться и глубже осмыслять себя. Бедность и недифференцированность эмоциональных реакций близкого взрослого ведет к формированию у ребенка особого типа сознания и мышления, в котором внутренняя жизнь как таковая очень бедно представлена.
В логике функционального подхода [7, с. 93]развитие личности ребенка детерминируется зависимостями и напряжениями во взаимодействиях между членами семьи. Человек впитывает семейные отношения, включаясь в них в качестве одного из участников, пытается своей активностью разрешать семейные противоречия и формирует в себе личностные качества, мотивацию к жизненной активности и борьбе. Поэтому высокая степень эмоционального интеллекта человека может диктоваться сложностью семейной системы, её напряженностью, а также наличием в ней такой жизненно важной функции для субъекта как умение успокоить, понять эмоции другого и действовать в соответствии с ними.
Пономаренко Л. П. [8, с. 226] исследует последствия когнитивно-эмоциональной недифференцированности семейных отношений для развития личностной автономии. Семья рассматривается автором в русле системного подхода М. Боуэна. В этом подходе центральным является понятие уровня дифференциации Я - это степень слитности проявлений эмоциональной и интеллектуальной жизни человека, которая может варьировать от очень высокой до низкой. В семьях с низкой когнитивно-эмоциональной диффе-ренцированностью люди не отличают своих эмоций от эмоций других членов семьи, «заражаются» чужими эмоциями», с трудом могут логически перерабатывать возникающие конфликты и сложности в отношениях, руководствуются больше эмоциями, чем здравым смыслом и трезвым расчетом. У людей с низкой степенью дифференциации, выросших в недифференцированных семьях, эмоции полностью доминируют над мыслительными процессами, их мышление стереотипно, они полностью ориентированы на отношения, постоянно ищут одобрения, им трудно принимать решения, часто они действуют импульсивно и вступают в созависимые отношения. Разделение мыслей и чувств, способность понимать свои эмоции и действовать планомерно также являются составляющими эмоционального интеллекта.
По результатам исследования Л. П. Пономаренко выявлено, что подростки с низким уровнем когнитивно-эмоциональной дифференцированности отмечали у своих родителей более низкий уровень позитивного интереса и близких отношений, более высокий уровень директивности, враждебности и непоследовательности, а также более низкий уровень уважения их автономности. Выявлено, что низкая степень дифференцированности, препятствующая развитию автономности, передается из поколения в поколение и связана с такими особенностями матерей, как слабость Я, неуверенность, высокий нейротизм. В таких семьях подростки воспринимают воспитательный стиль матери как авторитарный, критикующий, непоследовательный. Матери не принимают личность ребенка такой, как она есть.
По мнению О. В. Хухлаевой [9, с. 66], более опытным взрослым необходимо уметь справляться со своими чувствами, осознавать их, открыто и искренне проявлять: такое поведение воспринимается детьми с уважением, они чувствуют себя в безопасности, так как понимают, что родители не принимают только их отдельных действий, но не их самих. Так дети учатся отличать мысли от чувств, что очень важно для развития такой психологической категории как эмоциональный интеллект.
Таким образом, социальная ситуация, сложившаяся в обществе - высокая степень компьютеризации, бедность эмоциональных контактов, и малая разработанность темы развития эмоционального интеллекта в семье обусловливают актуальность данной проблемы.
Целью данного исследования является изучение особенностей образов родителей у мужчин и женщин с различным уровнем эмоционального интеллекта. Была выдвинута следующая гипотеза: родители людей с различным уровнем эмоционального интеллекта - высоким, средним, низким - будут иметь свои особенности. Высокая степень эмоционального интеллекта возможно будет свидетельствовать о сложности отношений внутри семейной системы, где высокий эмоциональный интеллект - это необходимое качество для выживания в данной семье, функция субъекта как члена семьи [7, с. 94]. Умеренная степень развития эмоционального интеллекта будет свидетельствовать о гармоничности родительской семьи, а низкая степень ЭИ - об особом, мало эмоциональном типе взаимоотношений в семье, низкой экспрессивности.
В исследовании приняли участие 60 человек (45 женщин и 15 мужчин) в возрасте от 18 до 35 лет. Опрос проводился посредством интернет-анкетирования.
В качестве основных методов исследования были выбраны психодиагностический метод, а также методы математической статистики. Были использованы опросник Эмоционального интеллекта Д. В. Люсина и Личностный дифференциал для описания личности отца и матери респондента.
Для исследования эмоционального интеллекта мы использовали опросник ЭмИн, разработанный Д. В. Люсиным (2006). В структуре опросника выделяют такие шкалы и субшкалы как:
- межличностный эмоциональный интеллект (шкала МЭИ) - способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими;
- внутриличностный эмоциональный интеллект (шкала ВЭИ) - способность к пониманию своих эмоций и управлению ими;
- понимание чужих эмоций (субшкала МП) - способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей;
- управление чужими эмоциями (субшкала МУ) - способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми;
- понимание своих эмоций (субшкала ВП) - способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию;
- управление своими эмоциями (субшкала ВУ) - способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные;
- контроль экспрессии (субшкала ВЭ) - способность контролировать внешние проявления своих эмоций.
Психологические характеристики родителей оценивались испытуемыми при помощи модифицированной методики «Личностный дифференциал». В соответствии с целями исследования мы расширили список качеств в методике. Таким образом, испытуемый оценивал каждого из родителей по 26 шкалам личностных качеств (добрый - злой, тревожный - спокойный, рассудительный - безрассудный и другим).
В исследовании приняли участие 72 человека (46 женщин и 16 мужчин) в возрасте от 18 до 35 лет. Опрос проводился посредством интернет-анкетирования.
Таким образом, по отдельным показателям эмоционального интеллекта получены следующие результаты.
У испытуемых с высоким показателем Межличностного понимания эмоций (МП) отец статистически значимо (р< 0,05, критерий Н-Краскала - Уоллеса, и далее -такой же уровень значимости различий) отличается отзывчивостью, уступчивостью, молчаливостью; мать - решительностью, отзывчивостью. Таким образом, молчаливость и уступчивость отца, отзывчивость матери провоцируют подрастающего ребенка на самостоятельное принятие решений, попытки понять настроение родителя, что повышает способность понимать эмоции значимого другого.
У респондентов со средним уровнем межличностного понимания эмоций отец упрямый, разговорчивый, решительный, мать - пассивная - такое поведение родителей не требует постоянного анализа их эмоциональных состояний: разговорчивость и упрямство отца компенсируются пассивностью матери.
У респондентов с низким уровнем понимания эмоций других людей отец отличается черствостью, упрямством, разговорчивостью; мать - нерешительностью. Бедность эмоциональных реакций родителей провоцирует ребенка не воспринимать эмоциональные сигналы других людей как значимые.
Высокий показатель способности к Межличностному управлению эмоциями (МУ) характерен для респондентов, отец которых отличается добротой, мать - жесткостью, непрощением. Жесткая линия поведения матери с одной стороны и доброта отца - с другой вынуждают ребенка искать оптимальный стиль общения с каждым родителем, что приводит к повышению способность управлять эмоциями других людей.
У респондентов со средним показателем МУ отец - общительный, мать - мягкая, прощающая, демократичная. Комфортная семейная среда не провоцирует повышенной способности управлять эмоциями других.
С низким показателем МУ - отец - злой, мать - черствая, непривлекательная.
У испытуемых с высоким общим показателем межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) отец характеризуется способностью к компромиссу, уступчивостью, общительностью; мать - решительностью, обаятельностью. У испытуемых со средним уровнем МЭИ отец - добрый, способный к компромиссу, упрямый; мать - решительная. У испытуемых с низким уровнем МЭИ отец - конфликтный, мать - нерешительная.
Высокий уровень внутреннего понимания своих эмоций характерен для тех испытуемых, чей отец отличается добротой, уступчивостью, разговорчивостью, спокойствием; мать - открытостью. Диалогичность общения с ребенком приводит к развитию способности понимать свои чувства.
Отцу испытуемых со средним уровнем выраженности ВП характерны такие черты как конфликтность, упрямство, разговорчивость, суетливость; матери - общительность.
У испытуемых с низким уровнем ВП отец злой, упрямый, молчаливый; мать -нелюдимая, черствая. Бедность и недифференцированность эмоциональных реакций близкого взрослого приводит к формированию особого типа сознания, в котором внутренняя жизнь очень бедно представлена.
У испытуемых с высоким показателем внутреннего управления своими эмоциями (ВУ) отец характеризуется независимостью, спокойствием; мать - упрямством, открытостью. Для испытуемых со средней степенью ВУ отец - добрый, зависимый, мать - авторитарная, зависимая, закрытая. Для испытуемых с низкой степенью ВУ отец - злой, тревожный, суетливый; мать - закрытая, уступчивая.
У испытуемых с высоким уровнем контроля внешней экспрессии (ВЭ) отец -способный к компромиссу, неуверенный, стабильный, спокойный; мать - далёкая, слабая, непривлекательная, несамостоятельная, молчаливая. пассивная. У испытуемых со средним уровнем ВЭ отец конфликтный, открытый, суетливый; мать - близкая, сильная, обаятельная, деятельная. Отец испытуемых с низким уровнем ВЭ характеризуется непрощением, вспыльчивостью, закрытостью, мать - разговорчивостью.
Высокий уровень общего внутреннего эмоционального интеллекта (ВЭИ) характерен для тех испытуемых, чей отец отличается добротой, стабильностью, самостоятельностью, открытостью, спокойствием; мать - неуверенностью, пассивностью. Отцу испытуемых со средним уровнем ВЭИ характерны такие черты как мягкость, прощение, зависимость, уступчивость, несамостоятельность; матери - доброта, уверенность, сила, самостоятельность, активность. У испытуемых с низким уровнем ВЭИ отец злой, жесткий, упрямый, суетливый; мать - вспыльчивая.
Таким образом, можно сделать следующие выводы об образах родителей: развитию у человека способности понимать эмоции других людей способствуют такие черты у родителей как отзывчивость, уступчивость, способность к компромиссу, доброта, решительность. Низкий эмоциональный интеллект в межличностных отношениях выявлен при таких особенностях родителей как черствость, нерешительность, непривлекательность.
Высокая степень понимания своих эмоций выявлена при открытости, спокойствии, самостоятельности, демократичности, обаятельности, разговорчивости родителей. Низкий уровень способности к пониманию своего состояния выявлен при авторитарности, молчаливости, закрытости, пассивности, несамостоятельности родителей.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: образы родителей имеют свои особенности, что подтверждает роль семейной ситуации в развитии эмоционального интеллекта.
Список литературы
1. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 176 с.
2. Плужников И. В. Эмоциональный интеллект при аффективных расстройствах: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. - М., 2010. - 34 с.
3. Широкова И. Б. Ваша «любимая» проблема. Как помочь себе и ребенку. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
4. Salovey P.? Mayer J. Emotional intelligence. // Imagination, Cognition, and Personality, 9 (3), 1990. — P. 185 - 211.
5. Степин В. С. Философия науки (общие проблемы). - М.: Гардарики, 2006. - 397 с.
6. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б. Эмоциональные расстройства и современная культура //Московский психотерапевтический журнал. 1999. - № 2. - с.61 - 90.
7. Шабельников В. К. Социально-психологические основания анализа жизнедеятельности семьи как детерминирующей системы развития личности// Семейная психология и семейная терапия. - 2007. - №4. - C. 93 - 105.
8. Пономаренко Л. П. Последствия когнитивно-эмоциональной недиффиренцирован-ности семейных отношений для развития личностной автономии// Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи: материалы 5ой Международной научной конфе-реции., Минск, 4 - 25 ноября 2011 г. - Минск., 2011. - с. 226 - 230.
9. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися. - 2-е изд., М.: Генезис, 2010. - 208 с.
PARENTAL REPRESENTATIONS OF MEN AND WOMEN WITH DIFFERENT LEVEL
OF EMOTIONAL INTELLIGENCE
Yu. Yu. Limaeva
Moscow State Regional University
e-mail:
kuvin88@bk.ru
The article considers the parental representations of men and women with different level of emotional intelligence - high, middle and low ones. Emotional intelligence is determined as the ability to identify, assess, and control the emotions of oneself and of others. The influence of parental upbringing on developing interpersonal and intrapersonal emotional intelligence is explored. Such parents' features as responsiveness, pliability, kindness, resoluteness, able to be compromise provide developing of high emotional intelligence. Hard-heartedness, indecision, unattractiveness of parents result in low emotional intelligence.
Key words: emotional intelligence, interpersonal and intrapersonal emotional intelligence, parental representations, dialogical communication, family context.