Научная статья на тему 'Социальные экологические практики как условие модернизации России'

Социальные экологические практики как условие модернизации России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
464
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / SOCIAL ENVIRONMENTAL PRACTICES / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ECOLOGICAL MODERNI-ZATION / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК / THE SOCIAL STRUCTURE OF ENVIRONMENTAL PRACTICES / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / SOCIAL ACTION / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рыбакова Марина Владимировна

В статье представлен социо-логический анализ современных социальных экологических практик, которые при условии внедрения их во все институты и структуры общества способствуют инновационной и экологиче-ской модернизации России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article provides a socio-logical analysis of modern social ecological practices which intro-duced in all institutions and society structures, promote innovative and ecological modernization of Russia.

Текст научной работы на тему «Социальные экологические практики как условие модернизации России»

М.В. РЫБАКОВА доктор социологических наук, профессор РХТУ имени Д. И. Менделеева*

Социальные экологические практики как условие модернизации России

Сложившаяся в мире ситуация нестабильности во всех сферах жизнедеятельности социума дает основание целому ряду исследователей определять современное общество сквозь призму рискового пространства, диктует человечеству необходимость пересмотра общественных ценностей. Кризисные явления в первую очередь отразились на природной среде как основе существования человека и общества. Глобальное ухудшение экологической ситуации, вызванное действиями человека, требует внедрения экологической парадигмы, предполагающей экологическую модернизацию российского общества и институционализацию ее во всех сферах жизнедеятельности социума: науке, образовании, экономике, политике, управлении, образе жизни людей.

Условия, при которых возможна социально-экологическая модернизация, были выделены О.Н. Яницким. Они включают:

- переход от парадигм «ресурсного» и «потребительского общества» к парадигме «общества знаний» и ресурсосберегающим технологиям и образу жизни;

- мобилизацию творческого потенциала гражданского общества, расширение его социальной базы за счет ученых, преподавателей, малого бизнеса, поддержку государством его местных ячеек;

- реинституционализацию экологической политики;

- выравнивание условий жизни на всей территории РФ;

Рыбакова Марина Владимировна, e-mail: [email protected]

- введение стандартов качества среды обитания, сравнимых с европейскими.

- более справедливое распределение доходов;

- переход к реализации принципа экологической справедливости.

Социально-экологическая модернизация должна идти

одновременно и взаимосвязанно в трех средах:

• физической (охрана природы, ресурсосбережение);

• социальной (изменение социальных ориентиров и институтов);

• виртуальной (развитие глобального экологически ориентированного сетевого сообщества)1.

Экологическая модернизация не может осуществляться без социальных экологических практик. Они рассматриваются как система индивидуальных и коллективных действий, обусловленных состоянием культуры и уровнем развития общества, изменением характера взаимодействия человека и общества с природной средой.

Анализ современных экологических практик невозможен без анализа социальных практик. В широком смысле под социальными практиками автор понимает совокупную деятельность всего социума в его развитии. Рассматривая социальные практики как основные способы деятельности, познания, общения, существующие в данной культуре и в данный момент времени, считаем, что категория «практика» базируется на фундаментальном понятии «свобода» с позиций субъективных идеалистов (И. Кант, Г. Гегель) или суть практики сводится к одному из аспектов деятельности - опыту (У. Джеймс, Дж. Дьюи). В истории философской и социологической мысли критерием истины выступали различные конструкты, такие как логическая непротиворечивость, божественное откровение и опыт, но впервые в Х1Х-ХХ вв. критерием истины выступили революционный праксис и практика изменения природной среды (К. Маркс).

См.: Яницкий О.Н. Россия как экосистема // Социологические исследования, 2005, №7, с.84-93.

В теории структурации в качестве единицы анализа социологического знания предлагается социальная практика в единстве, что отражает тесную связь социальной структуры и социального действия, в основе которых лежит тезаурус как типичное восприятие окружающего мира и габитус как совокупность предрасположенностей поступать определенным образом (Э. Гидденс, П. Бурдье).

Практики не сводятся ни к объективному познанию, ни к субъективному опыту, а «описывают» взаимодействие и жизнедеятельность индивидов (Ю. Хабермас). К категории «повседневность», к типичным, рутинным действиям, составляющим основу социальной жизни, для теоретического объяснения новых практик обращался Л. Витгенштейн. По мнению других ученых, функционирование социальных институтов, ограниченных институциональными нормами, обеспечивает совокупность социальных практик (Т. Заславская).

Социальные экологические практики институционализируются в экономике, политике, культуре и образовании современной России и включают в себя экологическую политику, экологическое образование, экологический менеджмент и аудит, экологический, или «зеленый» банкинг, экологический туризм, экопоселения, детские экологические лагеря и др.

Формирование социальных экологических практик происходило уже на ранних этапах взаимодействия человека и социума с природной средой через освоение и преобразование природных объектов. В практиках отражается одновременное присутствие объектно-предметной и духовной сфер жизнедеятельности. Именно в них проявляется феномен человека как биологического и социального существа, эволюционирует структура связей человека и общества с окружающей средой, вырабатываются экологические отношения и потребности, формируется экологическое сознание человека. Одной из

глубинных основ развития человеческого общества является мифологическая форма общественного и индивидуального сознания, которая нашла выражение в экологических практиках и культурных проявлениях. Универсальной характеристикой практики выступает культура в единстве материально-преобразующей деятельности и процесса познания. Экологические аспекты присутствуют в мифологическом сознании народов, находящихся на разных уровнях культурного, исторического и социального развития. Экологические представления в мифологическом сознании всегда были эмоционально окрашены, соединяли чувственное и рациональное.

Социальные экологические практики оказывают двойственное влияние на научное осмысление экологических проблем. Преобразовательная деятельность человека в отношениях с природой требует повышения теоретического уровня научных исследований, включения различных систем мониторинга и экспертиз, а также усиления прогностической функции науки.

Социальные экологические практики имеют структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими. Они включают в себя целесообразную деятельность, имеющую объект и субъект; мотивы, интересы, которые превращаются в цели; собственно действие, отвечающее потребностям субъекта или актора и сформулированным задачам и средствам, а также поведение, сознание субъектов, в котором отражаются полученные знания и образы культуры и та социокультурная и природная среда, объединяющаяся в социально-экологической системе, где осуществляются практики. Элементы структуры легко поддаются операционализации и квантификации, следовательно, они доступны для изучения социологическими методами, которые опираются на эмпирическую информацию.

В структуре социальных экологических практик общества в качестве одного из основных элементов выделяется социальное действие (М.

Вебер, Э. Гидденс, П. Бурдье). В науке существует несколько типов понимания и интерпретации социального действия. Первый тип -непосредственное понимание или понимание через прямое наблюдение. Не обращаясь к науке, люди, наблюдая за происходящими изменениями в природе, могут понять, прочувствовать глубину и необратимость экологического кризиса и глобальных климатических изменений. Но так ли это на самом деле? Действительно ли климатические изменения столь глобальны? Виноват ли в этом человек и его социальная деятельность? Прямого наблюдения недостаточно, чтобы понять суть природных изменений и социального действия.

Выяснение мотивов конкретного социального действия - второй тип интерпретации. Поиск связи между целой серией действий - третий тип интерпретации. Конструирование идеально типической модели социального действия индивида и соотнесение имеющихся знаний с экономическими, политическими, эстетическими и моральными ценностями - методологическое средство, которое позволяет анализировать социальные реалии.

Наряду с социальным действием одним из основополагающих элементов структуры социальных экологических практик является понятие деятельности. В самом широком смысле деятельность можно определить как способ существования человека и общества в целом, который охватывает и материально-практические, и интеллектуальные, и духовные операции, внешние и внутренние процессы. Основными чертами деятельности являются: сознательность, продуктивность, общественный характер1. Специфика человеческого способа существования состоит в активном отношении человека к окружающей природной среде, направленном на ее целесообразное изменение и преобразование на основе освоения и развития существующих форм культуры.

См.: Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. М., 2000, с. 47.

Одна из главных характеристик деятельности - ее предметность. Предметами являются не только природные объекты, но и объекты культуры, в которых зафиксирован определенный общественно выработанный способ взаимодействия с ними. Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Человек открывает для себя новые формы и образцы деятельности во взаимодействии с другими людьми.

В структуре социальных экологических практик также выделяется экологическое сознание, отражающее отношение к природной среде, к своему жизненному пространству. Появляются новые доминанты, которые создают и определяют программу экологического социального действия. Реакция общественного сознания на те или иные события помогает определить иерархию ценностей, которыми руководствуется человек, и их побудительный потенциал, что в итоге формирует новый стиль экологического мышления.

Многие ученые включают в экологическое сознание мировоззренческую составляющую социальной практики. Экологизация сознания формируется на основе определенных экологических потребностей. К числу таковых относятся материальные и духовные потребности в природных ресурсах, в благоприятных условиях для жизни, в сохранении природы, в устранении нанесенного природе ущерба, в улучшении качества природной среды. Они выступают интегральными и целостными и коррелируют с родовыми человеческими потребностями в общении, самореализации, творчестве, самовыражении, взаимопонимании, наслаждении прекрасным, а также вносят серьезные коррективы в иерархию потребностей. Здоровая окружающая среда во многом является условием удовлетворения духовных и материальных потребностей, которые имеют сложную иерархическую структуру. В основе этой структуры лежат потребности в качественной естественной среде обитания, затем в преодолении и

предотвращении деградации биосферы, потребности в гармонизации взаимоотношений социума и природной, естественной среды, а также потребности в экологизации общественного сознания и формирования высокой экологической культуры социума и каждого члена общества. В зависимости от состояния экологической ситуации и, соответственно, от степени осознания экологических потребностей вырабатываются: мотивы преобразования природы; мотивы эколого-познавательной активности; мотивы участия в улучшении окружающей среды; мотивы природоохранной деятельности.

Современное состояние окружающей среды требует от общества формирования экологических потребностей и мотивов через всю систему социальных институтов.

Для понимания социальных действий личности и анализа поведения, отражаемого в индивидуальных и коллективных экологических практиках, необходимо определение поведения, которое, «во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого.смысла, понятно объяснено»1.

В структуре социальных экологических практик целесообразно выделить понятие социальной экологической системы, которая предполагает взаимовлияние сред - природной, искусственной и социокультурной, в совокупности включенных в сферу общественных отношений, где динамическое равновесие обеспечивается развитием экологических практик общества. Социально-экологическая система в экологических практиках отражает особенности взаимоотношений и взаимосвязей между человеком, природой и обществом.

1 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избр. Произв. М., 1990, с. 497.

Таким образом, структура социальных экологических практик - это комплекс взаимосвязанных элементов, в совокупности своей обуславливающих процессы взаимодействия человека и окружающей природной среды. Все элементы социальных экологических практик можно представить в виде системы, состоящей из трех взаимосвязанных компонентов:

- когнитивного, который включает элементарные представления о человеке, о биосфере, о сути взаимодействия человека с окружающим миром, о возможных рисках и об основах безопасного поведения в природной среде;

- ценностно-мотивационного, являющегося результатом интериоризации общечеловеческих гуманистических ценностей, который предполагает формирование устойчивой мотивационной установки на позитивные социальные экологические практики;

- поведенческого, или эмоционально-деятельностного, который связан с применением на практике полученных опыта, навыков и знаний.

Изменение состояния рискового пространства современного мира требует и изменения социальных экологических практик человечества, хотя на сегодня состояние социальных экологических практик парадоксально. С одной стороны, человек обладает определенным экологическим сознанием и знаниями об окружающем мире, о природе, о глобальных рисках и проблемах, однако, с другой стороны, его деятельность на практике направлена на получение прибыли и потребление ресурсов достигает катастрофических масштабов, что неминуемо приводит к конфликтам и рассогласованию всех биологических и социальных систем.

Рыбакова М.В. Социальные экологические практики как условие модернизации России. В статье представлен социологический анализ современных социальных экологических практик, которые при условии внедрения их

во все институты и структуры общества способствуют инновационной и экологической модернизации России.

Ключевые слова: социальные экологические практики, экологическая модернизация, структура социальных экологических практик, социальное действие, социальное поведение.

Rybakova M.V. Social environmental practices as a condition of the modernization of Russia. This article provides a sociological analysis of modern social ecological practices which introduced in all institutions and society structures, promote innovative and ecological modernization of Russia.

Key words: social environmental practices, ecological modernization, the social structure of environmental practices, social action, social behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.