М. В. РЫБАКОВА доктор социологических наук, профессор РХТУ имени Д. И. Менделеева*
М. Ю. ЩУКИНА аспирантка кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова*
Экопоселения как социальная экологическая практика общества
Современную экологическую ситуацию в мире и России можно определить как критическую. Катастрофическое изменение природной среды во многом связано с духовным кризисом общества и отсутствием научно проработанных путей его преодоления. Деградация окружающей природной среды обусловлена ценностями потребительского общества, отсутствием экологической культуры и интегрированных экологических знаний.
Современный способ удовлетворения возрастающих потребностей населения планеты объективно приводит к ускоряющемуся процессу уничтожения живой природы и разрушению естественных для человека условий обитания, его духовной и физической природы. Результаты неэффективного способа жизнедеятельности человека можно заметить, оценив показатели здоровья человека, которые ухудшаются из года в год, социальной напряженности, низкого биологического качества продуктов питания.
Процесс индустриализации за последние 100 лет привел к тому, что городское население нашей страны возросло почти в 11 раз (при общем
л
росте населения страны в 2,2 раза) и составило 104 млн. человек1. Уровень урбанизации возрос с 15 до 73%. В этих условиях человек все
* Рыбакова Марина Владимировна, e-mail: Rybakovamv2005@yandex.ru, Щукина Маргарита Юрьевна, e-mail: aqmargo@rambler.ru
1 Численность постоянного населения. Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/scripts/db_inet/dbinet.cgi (дата обращения 10.05.2011).
больше теряет связь с окружающей природной средой и превращается в запрограммированного потребителя «благ цивилизации». Такой образ жизни сегодня активно навязывается и поддерживается средствами массовой информации.
Конструирование новой социоприродной реальности проявляется в создании экопоселений. Первые из них появились на Западе в 60-е гг. ХХ в., что связано с возникновением интереса к внутреннему миру человека, осознанием экологических проблем в западном обществе. Экопоселения широко распространены в США, Дании, Германии, Великобритании и других странах. В России инициативы их создания стали возникать в конце 80-х-начале 90-х гг. Первые экопоселения в России появились уже в начале 90-х, что явилось своеобразной реакцией общества на социально-экономический и идеологический кризис.
Экологические поселения следует рассматривать как социальную экологическую практику, направленную на изменение образа жизни человека с целью улучшения качества окружающей среды, установления гармоничных отношений с природой, с самим собой и социальным окружением. Социальная экологическая практика - это «целостная система экологической культуры, индивидуальных и коллективных действий в совокупности со средствами и результатами этих действий, направленных на изменение характера взаимодействия человека и общества с природной средой, которые институализируются в различных сферах жизнедеятельности общества»1.
Система социальной экологической практики, представленная М.В. Рыбаковой, состоит из трех взаимосвязанных компонентов:
1) когнитивный: элементарные представления о человеке, о биосфере, о сути взаимодействия человека с окружающим миром, о
1 Рыбакова М.В. Социальные экологические практики: состояние и система их взаимодействия. Дисс... д-ра социол. наук. М., 2010, с. 145.
возможных рисках и об основах безопасного поведения в природной среде;
2) ценностно-мотивационный: формирование устойчивой мотивационной установки на позитивные социальные экологические практики;
3) поведенческий: применение на практике полученного опыта, навыков и знаний.
Создание экопоселений имеет свои исторические корни. До революции 1917 г. Россия была аграрной страной с крестьянским населением в 100 млн. человек. В среде русского крестьянства веками складывалась оптимальная для выживания форма крестьянской общины, где окружающая природная среда была составной частью образа жизни сельских жителей.
Идеи русской общинности, включающие прямую народную демократию при принятии решений, непризнание личной собственности на землю с правом ее продажи и частного наследования, сегодня находят свое отражение в экопоселениях. Вместе с тем создание экопоселений, направленное на устойчивое развитие общества, связано с появлением нового мировоззрения, основанного на бережном отношении к природе, гармоничном взаимодействии с ней. Переход к устойчивому развитию является важным шагом и возможен при определенном мышлении и образе жизни, организации духовной сферы личности и общества, соединении знаний и опыта, императивов этики и выживания, создании по отношению к личности и обществу мощной системы социальной мотивации и самоконтроля.
Экопоселения в перспективе станут многоплановым эффективным природно-хозяйственным экологическим комплексом, охватывающим все основные формы жизни человека в гармонии с природой и
способным обеспечивать качественными «органическими» продуктами питания население.
В современном мире роль сельского хозяйства постоянно уменьшается и Россия не является исключением. Доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте России составляет всего 4,7% (2009 г.), а доля занятых в сельском хозяйстве - 10% (2008 г.)1 Выход сельского хозяйства из кризисного состояния осложняется сокращением сельского населения в ряде регионов и опустыниванием земель, которым охвачено в той или иной мере 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. га2.
о
По мнению Р. Гилмана, экопоселению присущи следующие черты3:
• человеческий масштаб (для сохранения чувства дружного сообщества верхний разумный предел такой группы составляет примерно 500 человек). Антропологи выявили, что стабильные сообщества или поселения обычно не превышают 500 человек;
• поселение со всеми чертами человеческой деятельности (идеальный размер экопоселения определяется как столь малый, что все жители знают друг друга, и столь большой, чтобы допустить достаточное разнообразие и населения и видов деятельности);
• человеческая деятельность безопасно интегрирована в природную среду (человек не пытается доминировать над природой, а скорее находит подобающее место в ней; цикличное использование ресурсов вместо линейного подхода - использование возобновимых источников энергии, компостирование органических отходов и т.д.);
1 Валовой внутренний продукт и валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности // Росстат. URL: https://www.gks.ru (дата обращения 10.05.2010).
2 Анализ данных государственного мониторинга земель// Федеральный портал. URL: http://protown.ru/information/hide/2634.html (дата обращения 10.05.2011)
3 Gilman R. The ecovillage Challenge/ Context// Living Together, 1991, №29, р.10. URL: http://www.context.org/ICLIB/IC29/Gilman1.htm (дата обращения: 16.03.2011).
• поддержание здорового развития человека (включает сбалансированное и целостное развитие всех форм человеческой жизни);
• принцип устойчивости (ориентировано на неопределенно долгое время).
С учетом данных характеристик экопоселение представляет собой «поселение со всеми чертами человеческой деятельности разумных пределов, где человеческая деятельность безопасно интегрирована в природную среду, поддерживает здоровое развитие человека и может успешно продолжаться неопределенно долгое время»1.
Сегодня движение экопоселений активно развивается. По данным материалов Глобального сайта экопоселений (Global Ecovillage Network), на начало 2012 г. зарегистрировано 567 экопоселений в 85 странах мира2. Наибольшее количество зарегистрированных экопоселений в Global Ecovillage Network приходится на следующие страны: США (121), Австралия (31), Канада (26), Германия (21). На Глобальном сайте зарегистрировано 14 экопоселений из России, что составляет лишь малую часть российского движения экопоселений. В динамике на основе
о
данных экопоселения «Ковчег»3 отметим, что в 2009 г. в России было зарегистрировано 54 действующих экопоселения, в 2010 г. их количество увеличилось до 71, а в 2011 г. насчитывалось уже более 100 экопоселений.
Исследование экопоселений как социальной экологической практики в интересах устойчивого развития общества4 показало, что они предлагают обществу новую модель альтернативного образа жизни в
1 Gilman R. The ecovillage Challenge/ Context// Living Together, 1991, №29, р. 10. URL: http://www.context.org/ICLIB/IC29/Gilman1.htm (дата обращения: 16.03.2011).
2 См.: Глобальный сайт экопоселений. URL: http://gen.ecovillage.org/index.php?option=com_wrapper&view=wrapper&Itemid=242.
3 См.: Сайт Поселения. Родовые поместья, родовые поселения, экопоселения. URL: http://poselenia.ru/node/802.
4 Эмпирическую базу исследования составили данные экспертного интервью (№-5), интернет-опроса (№-220), полуструктурированного интервью 21 жителя экопоселений «Гармония», «Славное», «Миродолье» Центрального региона России (2010-2011 гг.).
гармонии с природой и повышением качества жизни за счет создания благоприятных экологических и социальных условий. Экопоселения распространяют идеи экологического мировоззрения, инновационных технологий через экологические ограничения и понимание важности устойчивого образа жизни. Мотивация переезда в экопоселение для многих жителей основывается на социогуманистическом, коэволюционном мировоззрении, ценностях бережного отношения к природе, здоровью, семье и дружественного общения.
Точно указать количество постоянно живущих жителей в экопоселении достаточно сложно. По внутренней статистике респондентов, в «Гармонии» постоянно проживает 15 семей из 51, в «Славном» около 20 из 150, в «Миродолье» 6 семей из 110. Количество мужчин и женщин примерно одинаковое. Основная масса переезжающих жить в поселение - это люди в возрасте 30-50 лет, большую часть из них составляет молодежь. Многие жители имеют одно или несколько высших образований: техническое, юридическое, экономическое, медицинское и педагогическое. Встречаются представители разных профессий: инженеры, физики, строители, конструкторы, педагоги, врачи, юристы, банковские работники, музыкальные работники, бизнесмены, предприниматели и др. В поселения респонденты переезжают из Москвы, Подмосковья, Рязани, Мурманска, Новороссийска и др.
л
Используя цивилизационную модель ценностей Н.И. Лапина1, согласно которой ценности можно подразделить не только на традиционные, общечеловеческие, либеральные, но и на терминальные и инструментальные, отметим, что у жителей экопоселений преобладают общечеловеческие и терминальные ценности. Они обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, смыслы жизни людей.
1
См.: Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования, 1993, №9, с. 17-28.
Терминальные ценности являются более устойчивыми и имеют более высокий статус по сравнению с инструментальными. Среди ценностей на первом месте у жителей экопоселений находятся семья и природа, на втором - любовь и дружеское общение, на третьем - здоровье, мир и порядок на планете, мир и порядок в стране. Причем мужчины на первое место ставят здоровье, на второе - семью, любовь, свободу, далее честность и личное самосовершенствование. Женщины на первое место ставят мир и порядок на планете, на второе - природу, далее идет семья. Мужчины чуть больше, чем женщины уделяют внимание информированности, жизненному успеху, патриотизму и равенству.
Создание экопоселений является попыткой построить устойчивую социоприродную систему, позволяющую не зависеть от глобальных систем жизнеобеспечения, которые могут быть подвержены риску разрушения в случае техногенных или природных катастроф.
Поселениям «Славное», «Гармония» и «Миродолье» присущи характерные черты экопоселений с принципами устойчивого развития, которые находят свое отражение в их экологических, социальных и экономических практиках. В результате исследования были выделены следующие виды социальной экологической практики экопоселений:
- формирование экологического мышления и распространение экологического образа жизни по отношению к природе и человеку;
- общее собрание поселенцев как высший орган демократического решения вопросов;
- поиск альтернативной системы образования и воспитания детей;
- переосмысление культуры внутрисемейных отношений и отношения к детям;
- зарождение новых традиций и праздников;
- стремление реализовать свои творческие и духовные интересы в большом разнообразии форм социально-культурной деятельности;
- возрождение традиционной русской народной культуры;
- охрана и восстановление природных ресурсов на территории экопоселения и прилегающих территориях;
- создание самовосстанавливающейся экосистемы;
- ведение органического земледелия;
- восстановление плодородного слоя почвы;
- сохранение и восстановление здоровья;
- вегетарианские практики питания;
- организация и реализация экологических проектов и акций;
- внедрение безопасных для окружающей среды технологий энергоснабжения, отопления и переработки отходов жизнедеятельности;
- использование экологически чистых материалов при строительстве.
Для жителей экопоселений их социальная экологическая практика представляет собой новый альтернативный путь развития цивилизации, предоставляющий человеку возможность восстанавливать экологический баланс природы. Эксперты представляют развитие экопоселений волнообразным процессом. По результатам интернет-опроса «Отношение к экопоселениям» треть опрошенных респондентов имеет представление об экопоселении (32%), многие согласились с основными принципами жизни в экопоселении. Причем чуть более половины респондентов (52% женщин и 57% мужчин) отмечают желание сменить привычный городской образ жизни на жизнь за городом.
В настоящее время в экопоселениях действительно создается устойчивая социоприродная система на уровне сообщества. Процесс
создания устойчивого сообщества осложняется многими внутренними и внешними причинами. Внутренние причины включают налаживание взаимоотношений, урегулирование конфликтов на почве разногласий по идейным соображениям, привлечение всех жителей к постоянному проживанию в экопоселении. К внешним причинам можно отнести невозможность полного автономного самообеспечения. Принцип устойчивости введен в повседневную жизнь сообществ в виде социальных, экологических и экономических практик. Экопоселения являются социальным экспериментом эволюции от принципов устойчивого развития и идей глубинной экологии к созданию реальной социальной экологической практики.
Создание экопоселений перспективно и представляет интерес для развития общества, здесь важная роль отводится государственной политике, предусматривающей создание правовой и законодательной базы, содействие в получении земли в собственность, не облагаемую налогом, с правом передачи ее по наследству и невозможностью продажи, предоставление беспроцентных кредитов на обустройство семей в поселении.
Вместе с тем жителям экопоселений можно рекомендовать следующие действия:
- создание и реализация природоохранных проектов в сотрудничестве с органами местной власти;
- проведение работы с молодежью, привлечение к волонтерской деятельности школьников, студентов и т.д.;
- распространение достоверной информации о жизни в экопоселении самостоятельно или с привлечением СМИ (семинары, ролики, фильмы, публикации и др.);
- участие и регистрация в Российском союзе экопоселений, Европейской и Глобальной сети экопоселений;
- налаживание контактов и дружеских отношений с жителями российских и зарубежных экопоселений для обмена знаниями и опытом.
Рыбакова М.В., Щукина М.Ю. Экопоселения как социальная экологическая практика общества. В статье рассматриваются экологические поселения как социальная экологическая практика, направленная на изменение образа жизни человека, повышение качества жизни, установление гармоничных отношений с собой, социальным окружением и природой.
Ключевые слова: социальная экологическая практика, структура социальных экологических практик, экопоселение, устойчивое развитие общества.
Rybakova M.V., Shchukina M.U. Ecovillages as a social environmental practice of society. This article defines ecovillages as a social ecological practice which aims to evolve lifestyle of man, to increase the quality of life, to harmonize oneself, social environment and nature.
Key words: social environmental practice, the structure of social environmental practices, ecovillage, sustainable development of society.