Научная статья на тему 'Потенциал экопоселений в социально-экологической модернизации современной России'

Потенциал экопоселений в социально-экологической модернизации современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
334
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная экологическая модернизация / экопоселение / терапевтическое сообщество / социальные экологические практики. / socio-ecological modernization / ecovillage / therapeutic community / socio-ecological practices.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал экопоселений в социально-экологической модернизации современной России»

Рыбакова М.В.

д.соц.н., профессор МГУ.

RybakovaMV2005@yandex.ru

ПОТЕНЦИАЛ ЭКОПОСЕЛЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ключевые слова: социальная экологическая модернизация, экопоселение, терапевтическое сообщество, социальные экологические практики.

Keywords: socio-ecological modernization, ecovillage, therapeutic community, socio-ecological practices.

Либерализация экономики и формирование свободного рынка с момента распада СССР, в результате Беловежского соглашения 1991 г. об обретении независимости, социально-экономические и политические изменения привели страну к многофакторному затяжному социально-экологическому кризису.

Несмотря на достигнутые успехи, многие экологические проблемы так и не были решены в СССР. Появлению острых социальных и экологических проблем в конце XX-XXI вв. способствовало разрушение государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды, конфликт интересов общества и представителей частной собственности, смена концептуальных приоритетов природопользования и охраны окружающей среды. Об этом ярко свидетельствуют череда переименований и смена функций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды1.

Вместе с экологическими вызовами набирают все большую силу вызовы, связанные с процессами глобализации и виртуализации экономики при резком усилении транснационального финансового капитала, которые могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Известный польский ученый Г.В. Колодко отмечает: «Глобализация финансовых рынков при определенных условиях облегчает осуществление торговых контактов и инвестиционных проектов, при неблагоприятном стечении факторов она может стать орудием опустошения. У многих стран начались экономические проблемы из-за неправильного регулирования потоков капитала и отсутствия соответствующего надзора над тем, что происходит на финансовых рынках как национальных, так и международных. Безудержный рост спекулятивных операций множества банков приводит к падению национальных экономик и последовательному отрыву виртуального финансового сектора от реальной экономики с её реальными процессами»2.

Обострению социально-экологических проблем способствуют современные демографические процессы, реформы здравоохранения, образования, социальной сферы, а также неуклонно ухудшающиеся состояние здоровья населения страны, растёт число заболеваний экологической этиологии (онкологические заболевания, болезни верхних дыхательных путей, кожные заболевания, аллергии и т.д.).

Системный кризис в различных сферах жизнедеятельности общества приводит к расхождениям в реальных и провозглашаемых ценностях, что ведёт к возникновению проблем социализации подрастающего поколения. Среди них можно отметить: увеличение числа детей-беспризорников, рост преступности в молодежной среде, криминализацию молодежных групп, увеличение числа детских суицидов и многое другое.

Для решения существующих проблем в 1978 г. американскими социологами У. Каттон (W.Catton) и Р. Данлэп (R. Dunlap) была предложена Новая экологическая парадигма, основным ориентиром которой является самоценность окружающей среды и понимание ее биофизических ограничений на все виды человеческой деятельности, располагающей системой постматериальных ценностей, основанных на понимании и заботе не только о новых поколениях, но и обо всех живых существах на планете.

На современном этапе социального и экономического развития Новая экологическая парадигма корреспондирует с теорией модернизации. Теория модернизации, как социологическая парадигма, рассматривается в рамках неоэволюционизма как сложный, целостный мировой процесс («универсальное явление»), протекающий во всех ключевых сферах жизнедеятельности общества и характеризующийся структурно-функциональной дифференциацией и образованием соответствующих форм интеграции3. Модернизационные процессы предполагают не только изменения в структурах и институтах, но и изменения ценностей и идеологии, существующей в обществе. Успех модернизации во многом зависит от сочетания ресурсов и ценностей.

Теоретическая модель модернизации должна учитывать не только социальную, политическую, культурную, экономическую составляющие, но и биофизические ограничения, накладываемые окружающей природной средой.

i

www.mnr.gov.ru

2 Колодко Гж.В. Куда идёт мир: политическая экономия будущего / Пер. с пол. Ю. Чайникова. - М.: Магистр, 2014. -С. 116-120.

3 Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор - академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА), 2000. -488 с. - http://politics.ellib.org.ua/encyclopedia-term-5432.html

На основе исторической российской традиции формирования экологической культуры и управления, обосновывающих экологизацию всех сфер жизнедеятельности человека в рамках рационального природопользования и охраны окружающей среды, формируется новая теоретическая задача: системная экологическая модернизация.

Экологическая модернизация трактуется как изменение всех сфер и компонентов общества - от производства и его инфраструктуры, управления и политики, культуры и экологии, человеческого сознания и поведения, мы неизбежно приходим к необходимости того, чтобы весь научный и политический мир напряженно работал бы над этим процессом1.

В российском обществе, на современном этапе его развития, экологическая модернизация еще не получила теоретического и практического обоснования. Экологическая модернизация требует переориентации государственной политики и развития экологического взгляда на мир всего общества.

Условия, при которых возможна социально-экологическая модернизация (СЭМ), называет Яницкий О.Н.:

1. Переход от парадигм «ресурсного» и «потребительского общества» к парадигме «общества знаний» и ресурсосберегающим технологиям и образу жизни.

2. Мобилизация творческого потенциала гражданского общества, расширение его социальной базы за счет ученых, преподавателей, малого бизнеса, поддержка государством его местных ячеек.

3. Реинституционализация экологической политики.

4. Выравнивание условий жизни на всей территории РФ.

5. Введение стандартов качества среды обитания, сравнимых с европейскими.

6. Более справедливое распределение доходов.

7. Переход к реализации принципа экологической справедливости (ecological justice).

8. СЭМ должна идти одновременно и взаимосвязано в трех средах:

• физической (охрана природы, ресурсосбережение);

• социальной (изменение социальных ориентиров и институтов);

• виртуальной (развитие глобального экологически ориентированного сетевого сообщества)2.

Условия социально-экологической модернизации наиболее системно выполняются в рамках экопоселений. Экопоселения являются многоплановым и эффективным природно-хозяйственным экологическим комплексом, охватывающим все основные формы жизнедеятельности человека в интеграции с окружающей средой, целостно интегрированные в экологическую, экономическую, социальную и культурную деятельность. Основной задачей на современно этапе развития становится сохранение и использование территории местными сообществами и развитие их интеллектуального и социального капитала.

Первые экопоселения возникли на Западе в 60-е годы ХХ века. Причины их возникновения связаны с осознанием экологических проблем и появлением новых экологических ограничений, развитием инновационных технологий, и проявлением интереса к альтернативным экономическим моделям с попыткой их практического претворения в жизнь в виде «общин» и «коммун», с возникновением интереса к внутреннему миру человека. В это время в США было образовано около 2000 поселений в виде «коммун». Сегодня экопоселения широко распространены в США, Дании, Швеции, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Турции, Польше, Португалии, Африке и многих других странах и регионах. Каждый год увеличивается количество экопоселений как в мире, так и в России.

Рост экопоселений на Западе потребовал разработки стратегии развития экопоселений. В 1991 фонд Gaia Trust проводит встречу представителей экосообществ в Дании для принятия стратегии и создания Global Ecovillage Network (GEN) - Глобальная Сеть Экопоселений. Уже в 1994 году была запущена Информационная служба экопоселений, а в 1995 в городке Финдхорн (Шотландия) прошла первая международная конференция членов экопоселений, получившая название «Экопоселения и самообеспечивающиеся сообщества для XXI века». В 2001 г. GEN получила статус особого консультанта при Экономическом и Социальном Совете (UN-ECOSOC) и стала партнером Института ООН по Обучению и Исследованиям (UNITAR). Основной целью GEN является поддержка и поощрение природосберегающих самообеспечивающихся поселений по всему миру.

Глобальная сеть Экопоселений - Global Ecovillage Network (GEN) состоит из трёх секторов: GEN - Europe (экопоселения Европы и Африки), ENA - Ecovillage Network of Americas (Северная и Южная Америка), и GENOA - GEN Oceania and Asia (Австралия, Новая Зеландия, Океания и Азия). GEN-Europe получает финансовую поддержку Европейской Комиссии Окружающей Среды и включает в себя несколько типов экопоселений: Экогорода, такие как Ауро-виль в Южной Индии, Федерация Даманхур в Италии и Нимбин в Австралии; Деревенские экопоселения, такие как Gaia Asociación в Аргентине и Huehuecoyotl в Мексике; Пермакультурные места, например, Crystal Waters в Австралии, Cochabamba в Боливии и Barus в Бразилии; Проекты городского возрождения, такие как Los Angeles EcoVillage и Христиания в Копенгагене; Образовательные центры, подобные Findhorn Foundation в Шотландии, Centre for Alternative Technology в Уэльсе и Ecovillage Training Center в Теннесси.

По данным материалов Глобального сайта экопоселений (Global Ecovillage Network), на начало 2015 год зарегистрировано около 800 устойчивых сообществ и инициатив. Они расположены более чем в 78 странах мира3. По состоянию на 2014 год в России зарегистрировано 289 инициатив4.

1 Mol A.P.J., Sonnenfeld D. Ecological Modernization around the World: An Introduction // Ecological Modernization around the World: Perspectives and Critical Debates. - London: Frank Cass, 2000.

2 Яницкий О.Н. Россия как экосистема // Социологические исследования. - М., 2005. - № 7.

3 См.: Глобальный сайт экопоселений. - http://gen.ecovillage.org/

4 Сайт Поселения.ру: Родовые поместья, родовые поселения, экопоселения. - http://poselenia.ru/search-rp

По мнению Р. Гилмана, экопоселению присущи следующие характерные черты: небольшая численность (до 500 человек, позволяющая иметь разнообразие видов деятельности); интеграция функций (экодеревня является слепком со всего общества в целом); интеграция в природную среду (цикличное использование ресурсов, возобновимых источников энергии и многое другое); здоровое развитие человека и поселения в целом; устойчивость (жизнь поселения ориентирована на неопределенно долгое время»1. Впоследствии Р. Гилман добавил еще один критерий экопосе-ления как инициативного центра. По мнению исследователя, экопоселения, в отличие от традиционных деревень, -это феномен постиндустриального общества. Хотя они и вбирают в себя весь человеческий опыт, но никак не являются возвратом к предыдущему образу жизни.

Дж. Доусон, бывший президент Global Ecovillage Network, в своей книге «Экопоселения: новые рубежи устойчивого развития» (Ecovillages: New Frontiers for Sustainability. 2006), выделил пять базовых принципов экопоселений, существующих на Западе: инициатива снизу и самофинансирование; ценности общинной жизни и единомыслие; самостоятельное обеспечение ресурсами; образовательные и исследовательские проекты.

Среди теоретических подходов, которые лежат в основе образования подобных поселений, можно выделить концепцию «электронного коттеджа» Э. Тоффлера2. Современная цивилизация противоречит традиционной и несет с собой совершено новый уклад жизни. По мнению Э. Тоффлера, он будет основан на возобновляемых источниках энергии, нуклеарной семье, на структуре такого нового явления, как «электронный коттедж». Он одновременно является высокотехнологичным и антииндустриальным, способным изменить структуру занятости. Компьютерная техника и средства связи, позволят все большему числу людей работать в режиме удаленного доступа, что усилит тенденции к возрождению привлекательности малых городов и деревенской жизни, будет способствовать становлению эмоционально более близким супружеским и детско-родительским отношениям, как это и происходит в экопоселениях, где многие жители работают в режиме удаленного доступа. «Электронный коттедж» поможет восстановлению смысла принадлежности к обществу и вызовет возрождение добровольных организаций». «Электронный коттедж» объединит практически весь спектр профессионалов - «не только технологов и корпорации, стремящиеся использовать новые технические возможности, но и широкий спектр других сил» (в том числе защитников окружающей среды) - в поддержку того, что может рассматриваться как новое будущее семьи3. Развитие и распространение «электронного коттеджа» будет способствовать позитивному развитию общества в целом.

В России появление экопоселений относится к последнему десятилетию ХХ века, и связывается со становлением протестного движения против глубокого социального экономического и экологического кризиса, последовавшего за распадом страны. Создание сельских поселений бывшими горожанами проходило в рамках мирового тренда, как переход к постиндустриальному этапу развития общества и в связи с формированием экологического мировоззрения. Создание экопоселений является попыткой построить устойчивую новую модель альтернативного образа жизни с высоким качеством жизни за счет создания благоприятных экологических, социальных, экономических, культурных условий, объединённых в единую социоприродную систему, позволяющую не зависеть от глобальных систем жизнеобеспечения, а также создать сообщество единомышленников, имеющих общие ценности и интересы.

Российским научным сообществом была осуществлена попытка дать характеристику и изучить более чем двадцатилетний опыт развития различных форм экопоселений.

На основе ноосферного движения («Ресурсы ноосферного движения», 2000) и программы Социально-экологического союза «Экополис» обсуждалась единая модель экопоселения.

Известный российский социолог О. Яницкий рассматривал развитие экопоселений в рамках экологического движения и выделял его основные черты: общее ценностное ядро наряду с собственными экологическими ценностями, ценности самоидентификации, децентрализованная структура с развитыми горизонтальными связями и сетевым характером, неполитической направленностью .

А. Шубин определяет экологические поселения как альтернативные поселения, состоящие из трех групп: про-топоселение, поселение и мегапоселение. Альтернативное поселение формируется представителями элиты и содержит в себе черты как традиционного (простота быта, минимум воздействия на природу, социальная солидарность, самоуправление, размеренный порядок жизни), так и индустриального общества (информационная насыщенность и интеллектуальный уровень элиты) - в этом и состоит его альтернативность. Но самая главная черта - это творческое начало, социальное творчество жителей поселения5.

И.П. Кулясов и А.А. Кулясова дополнили классификацию А. Шубина описанием инициативы создания экопо-селения. «Она всегда предшествует созданию протоэкопоселения. После создания протоэкопоселения основной его задачей остается создание экопоселения. Именно стремление к решению этой основной задачи и является главным отличием протоэкопоселения от семьи мигрантов в сельскую местность, которые просто стараются воспроизвести стиль жизни сельских жителей. Протоэкопоселение стремится перерасти в экопоселение для того, чтобы устойчиво

1 Гилман Р. Экодеревни и устойчивое население. - СПб: Центр гражданских инициатив,1994. - http://new.bigstone.ecology.

net.ru.

2 Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ACT, 1999. - http://text.net.ru

3 Там же.

4 Яницкий О.Н. Социология и рискология // Россия: риски и опасности «переходного общества» / Под. ред. О.Яницкого. -М.: Ин-т социологии РАН, 1998. - С. 9.

5 Шубин А. Альтернативные общины: экзотика или дорога в будущее // Бюллетень Московского ИСАР. 1998. - С. 8-16.

развиваться, воплощая альтернативные ценности»1. Они дают следующее определение экопоселениям: «альтернатав-ное поселение, жители которого осознанно выбрали экологически устойчивый образ жизни»2.

Автор статьи рассматривает экопоселения как формы социальных экологических практик3. «Экопоселение как социальная экологическая практика основана на взаимопонимании и участии, создает условия для создания такого социально-культурного пространства, которое способствует формированию и поддержанию определенного стиля и образа жизни с минимальным воздействием на окружающую среду»4. Экопоселения во многом воплощают в жизнь концепцию устойчивого развития.

Анализ альтернативных поселений группой «Циркон» проводился на основе определения миссии и цели данных поселений. Были выделены:

• традиционные экопоселения, основная миссия которых - «экологическая», направленная на восстановление и сохранение природы;

• поселения родовых поместий, основной идеей которых является концепция самообеспечения семьи посредством проживания на собственной земле;

• социальные поселения - основаны на синтезе двух тенденций - экологической и социальной, направленные на решение трудных жизненных ситуаций незащищенных групп населения (например, детей-сирот);

• религиозные поселения - поселения, объединяющие экологические и духовные идеи, и представляющие собой поселения религиозных общин - последователей как традиционных, так и «новых» религий5. Данная типология носит условный характер. Почти все экопоселения являются родовыми поместьями и предлагают для создания дома и обеспечения семьи не менее 1 гектара земли.

Исследования экопоселений, проводимые автором и под руководством автора в 2011-2014 гг., осуществлялись с помощью междисциплинарного, мультиметодного подхода, который выражается в применении различных методов: как социологических (Интернет-опросы, интервью, анализ сайтов), так социально-психологических (проективные методики), для решения основных целей исследований в экопоселениях «Славное», «Гармония» и «Миродолье» «Старо-селье», «Милёнки», «Ковчег», «Родное», «Ладное», «Заветное», «Солнечное», «Мирное», «Чудное», «Китеж» ЦФО России; выборка представляет собой интервью с 50 жителями экопоселений; Интернет-опрос - 220 чел. Данные исследования можно экстраполировать и на другие экопоселения ЦФО России.

Жителями экопоселений становятся представители разных возрастов, профессий, специальностей, с одним или несколькими высшими образованиями. Они имели комфортные жилищные условия в городах, успешную работу или свой бизнес, но не видели путей развития для себя и своих детей в условиях городского комфорта. С переездом в эко-поселение они изменили образ жизни и создали благоприятную среду обитания для воспитания и образования своих детей, возрождая утраченную культуру и обретая уверенность в завтрашнем дне.

Социальные поселения («Китеж» и «Орион») позиционируются, как сообщества приемных родителей и терапевтическое сообщество, «целостный социум, созданный специально для развития детей»6. В них, по инициативе Д. Морозова, осуществлена одна из первых попыток создания уникальной система воспитания и образования, включённая в природную среду. Терапевтическое сообщество приемных семей социализирует детей, формирует у них новую систему ценностей и, в целом, формирует человеческую личность в соответствии с новой реальностью XXI века. Данная хорошо работающая система вполне может рассматриваться как альтернатива государственным детским домам.

Исследование экопоселений показало, что основными направлениями их деятельности являются:

• Создание дружественной социальной экологокультурной среды для всех жителей экопоселения;

• Формирование местного сообщества и самоуправление;

• Зеленое строительство;

• Социальные экологические практики, включающие самосохранительное поведение и здоровый образ жизни;

• Формирование системы поддержания экологического равновесия, восстановление природной среды;

• Системы максимального самообеспечения и органическое земледелие;

• Социализация и ресоциализациия, образование детей и взрослых;

• Информационная деятельность и трансляция успешного опыта экопоселений;

• Экологический бизнес и местное экономическое развитие;

• Создание социальных инноваций и проектов;

• Участие в международных проектах, семинарах, конференциях, выставках и других мероприятиях.

Проведённый анализ полученных данных показал: развитие экопоселений проходит волнообразно, носит медленный, но позитивный характер. Строительство экопоселений можно рассматривать как социальный эксперимент, в

1 Кулясов И. Инициативы создания экопоселений. Малоэтажная Русь. - http://mirmer.ru/prorgarms/region/item/156-iniciativy-sozdaniya-ekoposelenii

2 Кулясов И.П., Кулясова А.А. Экопоселения - новая форма сельских сообществ в России // Экология и жизнь. - М., 2008. -№ 10. - С. 20-26. - http://www.ecolife.ru/arhiv/flash/83(10-2008)

Рыбакова М.В. Социальные экологические практики: состояние и механизмы управления. М.: Университетская книга, 2012. - С. 151-156.

4 Рыбакова М.В., Щукина М.Ю. Экопоселения как социальная экологическая практика общества // Социально-гуманитарный знания. 2012. - № 4. - С. 316-324.

5 Аналитический обзор экологических поселений России. ЦИРКОН, 2012 (версия 14-06-12). - http://www.zircon.ru/upload/ iblock/e76/Jekoposelenija_v_Rossii_Analiticheskij_obzor.pdf.

6 Морозов Д.В. Создание сообщества приемных семей. Ваш приемный ребенок. - М.: Дельфис, 2012. - С. 22.

ходе которого участники сознательно создают новую социальную реальность устойчивого сообщества XXI века. Важную роль в строительстве и развитии экопоселений играет политика российского государства. Необходимость создания правовой базы и закона об экопоселениях, содействие в получении земли в собственность, необлагаемой налогом, с правом передачи ее по наследству и невозможностью продажи, беспроцентных кредитов на обустройство семей в поселении требует участия государства в этом уникальном проекте, инициатива которого идет непосредственно от рядовых российских граждан.

Экопоселения имеют определенный потенциал в реализации социальной экологической модернизации, так как осуществляют изменения в структуре общества и его институтах, формируют новые коллективные ценности и имеют культурные, образовательные, информационные и многие другие ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.