Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
Звягина Е.С., Рыбакова М.В.
Экологический туризм как социальная, экологически-ответственная практика в управлении особо охраняемыми природными территориями РФ
Звягина Екатерина Сергеевна — аспирант, Институт химии и проблем устойчивого развития, РХТУ имени Д.И. Менделеева, Москва, РФ. E-mail: Ryzhova-ek@mail. ru SPIN-код РИНЦ: 3993-7011
Рыбакова Марина Владимировна — доктор социологических наук, профессор, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: Rvbakovamv2()()5@va 1^е.\.щ SPIN-код РИНЦ: 7920-0791
Аннотация
В статье раскрывается актуальность формирования экологической культуры и ответственности общества перед окружающей средой в свете негативной экологической ситуации, сложившейся во многих регионах РФ. Рассматривается категория ответственности как неотъемлемая составляющая социальных экологических практик, в частности новой социальной практики экологического туризма в управлении особо охраняемыми природными территориями (ООПТ). На территории России ООПТ долгое время находились в максимальной изоляции от социальной, экономической и культурной жизни общества. В последние годы произошли серьезные преобразования федеральной концепции развития ООПТ. Зарождается культура посещения заповедников и других территорий охраны, сформирован новый класс особо охраняемых природных территорий — национальные парки. Сегодня требования времени заключаются в необходимости открытия территорий для ведения эколого-просветительской деятельности, которая на заповедных территориях осуществляется через экологический туризм, несущий на себе также функцию социальной и экономической интеграции ООПТ в жизнь современного общества. В статье освещены первостепенные проблемы, связанные с развитием нововведений и возможные способы их преодоления. Территории ООПТ представляются уникальными площадками для развития экологического инновационного предпринимательского сектора, социальных и экологически-ответственных практик, инновационных продуктов в области организации экологической хозяйственной деятельности, новых методов управления особо охраняемыми природными территориями России.
Ключевые слова
Социальная практика, экологически-ответственная практика, экологический туризм, особо охраняемые природные территории (ООПТ).
Долгосрочные стратегии развития России во многом ориентированы на решение задач социального и экономического характера, развитие инноваций в области управления государством, а также в сфере технологий. Однако значительно реже они затрагивают вопросы экологии, формирования экологической культуры общества, внедрения новых экологических практик в целях сохранения природного фонда России для будущих поколений.
На фоне масштабного экологического кризиса, переживаемого человечеством, социально-экологические аспекты глобальных и повседневных человеческих практик нуждаются в значительно большем внимании. Н.Н. Моисеев, выдающийся российский
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
академик и наш современник, подчеркивал реальность и значимость стремительно нарастающего экологического кризиса: «Вся планета, как и наша страна, находится на пороге неизвестности и непредсказуемости... Деятельность человечества, вероятнее всего, ведет к деградации биосферы и неспособна гарантировать существование Человека в ее составе...»1 В целях сохранения природы современное общество необходимо ориентировать на поиск альтернативных путей существования, уменьшающих воздействие на окружающую среду.
Решение актуальных вопросов взаимодействия природы и общества находится в плоскости социально-экологических концепций постиндустриализма.
Постиндустриальное общество больше не рассматривает природу как склад сырья для экстенсивно развивающейся экономики, что является одной из важнейших характеристик данной теории. Традиционно считается , что истоки социально -экологических концепций заложены в работах авторов чикагской школы Р . Парка и Э. Берджеса2. В дальнейшем взаимодействие эмпирических чикагских традиций , направленных на решение практических урбанистических проблем, с идеями франкфуртской школы привели к формированию современных социально-экологических теорий. Среди наиболее ярких ее представителей — У. Бек и Э. Гидденс, выдвинувшие концепцию общества риска как продукта глобальной, модернизационной, индустриальной действительности. Производство благ трансформируется в производство рисков3. Достижение социально-экологического баланса является основной целью прикладной социальной экологии. Одним из решений кризисной ситуации может быть формирование новых, позитивных экологических практик на основании социогуманистического, коэволюционного мировоззрений, социоэкологических научных исследований и внедрения новых экологических ценностей.
Формирование и внедрение экологических практик накладывает определенную ответственность, так как экологический баланс в глобальном масштабе во многом зависит от разработки подобных экологических практик, функциональная деятельность которых направлена на восстановление равновесия и предотвращение экологических катастроф.
1 Моисеев Н.Н. Обращение... // Мыслитель планетарного масштаба. Материалы круглого стола по книге Н.Н. Моисеева «Быть или не быть... человечеству?». М.: Издательство МНЭПУ, 2000. С. 15-19.
2 Баньковская С.П. Эрнст Берджесс // Современная американская социология / под ред. В.И. Добренькова. М.: Издательство МГУ, 1994. С. 20-32.
3 Beck U. Risk Society and the Provident State // Risk, Environment and Modernity: Towards a New Ecology / Eds.: S. Lash, B. Szerszynski, B. Wynne. London: Sage, 1996. P. 4.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
Ответственность личности имеет социальную природу, предопределенную как общественным характером отношений, так и особенностями самой личности и ее местом в системе общественных отношений. Социальная ответственность базируется на способности индивида сознательно и по своей воле следовать предъявляемым требованиям, согласовывать с ними свою деятельность и поступки. В контексте исследуемого вопроса предъявляемым требованиям соответствуют те экологические правила и предписания, которые необходимо учитывать для предотвращения экологических проблем.
Таким образом, социальная ответственность является одной из ключевых характеристик социальной экологической практики как таковой. Первым понятие «социальная практика» ввел Э. Гидденс, определяя практику как шаблон поведения агента, выражающийся в его ситуативной повседневной деятельности.
Практика — материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, направленная на освоение природных и материальных объектов. Вопрос социальной экологической практики в отечественной литературе освещен в трудах М.В. Рыбаковой. По мнению автора, деградация окружающей природной среды обусловлена негативными социальными экологическими практиками с их ценностями потребительского общества, отсутствием экологической культуры и конструктивных экологических знаний4.
Получив свое признание в странах Запада, социально-экологические концепции приобретают транснациональное значение. Внедряемые в различные сферы практической деятельности человека, они занимают устойчивые позиции в экономике и политике стран, ориентированных на «зеленый» рост. К сожалению, введение социально ответственных экологических практик в систему управления отечественными компаниями происходит сравнительно медленными темпами, но если общество не будет ориентировано на соблюдение экологических требований XXI века, то характер экологических проблем может достигнуть критической точки.
Многосторонняя работа по внедрению новых экологических концепций в перспективе может стать ключом к переходу российского общества на этап нового «зеленого» роста. Тем самым успешно преодолев неблагоприятный этап развития «общества всеобщего риска». Необходимо отметить актуальность данного процесса не только для европейской части России, где сосредоточен урабанизационный центр страны, но и для многочисленных периферийных регионов, экономика которых многие
4 Рыбакова М.В. Современная социальная экологическая практика. М.: Информ-Знание, 2006.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
годы ориентирована на моносырьевую, добывающую промышленность, эксплуатацию
невозобновляемых природных ресурсов (Алтай, Байкал, Камчатка).
Для сохранения биоразнообразия растительного и животного мира, уникальных природных ландшафтов и акваторий, необходимо признать необходимость идти на определенные экономические жертвы, регулировать активность в области ресурсопотребляющих и загрязняющих природу производств. Для поддержания жизнеобеспечения регионов необходима разработка эколого-экономических компенсационных механизмов на федеральном уровне, включающих стимулирование социально-экономического развития регионов, на основе экологической и экономической устойчивости5.
Потенциал подобного пути развития, частично переориентированного на сферу экологических услуг, безопасного использования территорий, инновационных механизмов «зеленой» экономики в дальнейшем может раскрыть еще большие экономические возможности на экологически ответственной основе.
Богатое историческое и культурное наследие, уникальный природный капитал ставит Россию на значимое место в мире среди стран с потенциальным ростом рекреации. За 2011 год было принято порядка 20 млн международных визитеров (13-е место в мире). Доходы России от международного туризма в этот период составили 11,4 млрд долл. В 2013 году сумма достигла 12 млрд долл. В то же время Российская Федерация стала в 2013 году четвертым крупнейшим рынком выездного туризма, с суммой расходов 54 млрд долл.6 В свете изменившейся экономической ситуации в конце 2014 года важно отметить, что переориентация, по крайней мере частичная, туристических финансовых потоков в русло региональной экономики позволило бы стимулировать социально-экономические системы многих регионов России.
Среди новых социальных и экологически-ответственных практик особого внимания заслуживает такой вид деятельности, как экологический туризм. Согласно определению Международного союза охраны природы, «экологический туризм — это путешествие с ответственностью перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы,
5 Бобылев С.Н., Захаров В.М. Экосистемные услуги и экономика. М.: ООО «Типография ЛЕВКО »; Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России , 2009. URL: http://sustainabledevelopment.ru/index.php?cnt=35 (29.01.2015).
6 UNWTO Tourism Highlights. 2014 Edition // Tourism Trends and Marketing Strategies UNWTO [Official Site]. URL: http://mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-highlights-2014-edition (29.01.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
оказывает мягкое воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное
социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от
этой деятельности»7.
Тенденция внедрения данного туристического продукта пока не имеет достаточно широкого распространения в России и во многом связана с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ). Нетронутые уголки дикой природы, неповторимые ни в одной экосистеме мира, традиционно относятся к природоохранным зонам РФ. Их приумножение и развитие заложено в государственную экологическую доктрину страны.
Выполняемые ООПТ функции носят стратегический для страны характер и играют существенную роль в охране природы. Велико значение заповедной системы в социокультурном, экологическом развитии общества, но некоторые принципы работы заповедной системы затрудняют развитие новых стратегий управления территориями для раскрытия экопросветительского, культурного и социального потенциала последних.
Речь идет о сложившемся за многие годы закрытом характере большинства заповедников. Тем не менее стратегия изолированного функционирования ООПТ, существовавшая многие десятилетия и основанная на полном отчуждении территорий от каких-либо форм взаимодействия с внешней средой, в настоящее время теряет свою актуальность по целому ряду причин. Ее сменяет новая, уже получившая освещение в специализированных литературных источниках, «интеграционная» стратегия8.
В последние годы произошли серьезные преобразования федеральной концепции развития ООПТ. Зарождается культура посещения заповедников и других территорий охраны, сформирован новый класс особо охраняемых территорий — национальные парки. Согласно Концепции развития системы ООПТ федерального значения на период до 2020 года, помимо сохранения природного капитала страны, решение следующих задач находятся в ведомстве ООПТ: интегрирование в сферу социально-экономического развития регионов; вовлечение ООПТ в развитие экологического туризма; развитие эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков в масштабах страны; повышение роли ООПТ в
7 Ceballos-Lascurain H. Tourism, Ecotourism, and Protected Areas: The State of Nature-Based Tourism Around the World and Guidelines for Its Development ? Gland; Cambridge: IUCN, 1996. P. 18.
8 Фоменко М.А. Местные программы действий в сфере природопользования для устойчивого развития. Ярославль: НПП «Кадастр», 2001.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
формировании позитивного международного имиджа России9. Целью данной
концепции является развитие системы ООПТ путем повышения эффективности
государственного управления в сфере организации и функционирования ООПТ в
интересах устойчивого развития Российской Федерации, обеспечения экологической
безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и
рационального использования природного и культурного наследия. Таким образом
рациональное использование природного и культурного наследия ООПТ признается
возможным со стороны государства. К 2014 году внесены изменения в федеральные
законы «Об особо охраняемых природных территориях»10, «Об экологической
экспертизе»11, изменения в Лесной кодекс Российской Федерации в части
регулирования лесных отношений на ООПТ12. До 2020 года в России появится
11 новых заповедников и 19 национальных парков.
Нововведения последних лет были встречены неоднозначно некоторыми социальными группами: региональной общественностью, администрацией и сотрудниками ООПТ. Основные опасения связаны с возможностью относительно неквалифицированного подхода к эксплуатации ООПТ, что может нанести значительный ущерб сохранению уникальных экологических систем. Но альтернативная точка зрения сторонников развития экотуризма на ООПТ заключается в том, что, находясь под охраной, эти территории подвержены постоянному мониторингу, оценке рекреационного воздействия и его регулированию. За пределами ООПТ контроль будет невозможен, что приведет к формированию угрозы для экологической безопасности территорий страны в целом. Вероятно, пути решения этого противоречия лежат в проведении строго функционального зонирования территорий, с выделением зон для инфраструктуры рекреации на периферийных территориях ООПТ, обособленных от зоны «ядра» заповедников и свободных от исследовательских работ.
9 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 2322-р «Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года») // Российская газета. 17.01.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/01/17/zapovedniki-site-dok.html (29.01.2015).
10 Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «Об особо охраняемых природных территориях» // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171293 (29.01.2015).
11 Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 21.07.2014) // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166215 (29.01.2015).
12 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (действующая редакция от 21.07.2014) // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
URL: http://www.consultant.ru/popular/newwood/ (29.01.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
Другой принципиальный вопрос связан с пониманием самой концепции экологического туризма и его выделения среди остальных форм природного туризма, как максимально социально и экологически ответственной формы туристической деятельности. Экотуризм способствует как сохранению природы, так и стремлению экскурсантов активно участвовать в экологических образовательных и волонтерских программах, вносить вклад в экологическое, экономическое развитие края, выбирая продукты местного производства и многое другое.
В условиях экологического неблагополучия , ухудшения условий и качества жизни в различных городах и странах специалисты выделяют ряд новых практик, свидетельствующих о построении нового диалога индивида и природы. Экологический туризм, экопоселения, экогорода относятся к современным экотрендам, необходимым для достижения экологического равновесия природной среды13.
Для организации экотуризма в соответствии с современными мировыми тенденциями устойчивости нужно привлечение специалистов различных направлений и профессионального уровня. Данные нововведения влекут определенные материальные затраты, но их принятие позволит приступить к планомерному, экологически ответственному переходу ООПТ на новый уровень интеграционного развития. В перспективе — наладить взаимоотношения между местными сообществами и ООПТ, вовлечь ООПТ в социально-экономические региональные отношения. На настоящий момент уже существуют примеры положительного движения на отдельных территориях по новому пути развития, среди них: Алтайский, Байкальский и Воронежский заповедники, Кенозерский национальный парк и другие14.
Современные тенденции и международные программы по развитию территорий особой охраны, реализация региональной инновационной политики на базе экологически ответственного и природо-ориентированного управления открывают новые возможности к преодолению излишней сырьевой зависимости монопродуктовой экономики отдаленных регионов. Это делается для успешной трансформации региональных комплексов, а также активного использования нового, туристического кластера хозяйственной деятельности.
13 Логунцова И.В. О некоторых «экотрендах» современных городов и стран // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 39. С. 22-30. URL: http://e-
journal.spa.msu.ru/vestnik/item/39 2013loguntsova.htm (29.01.2015).
14 По материалам докладов участников Всероссийской конференции «Развитие познавательного туризма на ООПТ, сельского туризма и заповедного волонтерства. Стратегические подходы» (5-6 декабря 2013 года, Общественная Палата РФ). См.: «Развитие познавательного туризма на ООПТ, сельского туризма и заповедного волонтерства. Стратегические подходы» // Эколого-просветительский центр «Заповедники» [Сайт]. 10.12.2013. URL: http://wüdnetru/события-заповедных-островов/776- (19.12.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
Общетеоретический подход к данной проблеме в большинстве случаев редко адаптируется к уровню практической реализации смоделированных программ, в частности, из-за низкой активности или недостаточной осведомленности на местах. Многие регионы РФ имеют специфические характеристики для развития экотуризма: труднодоступное геоположение, сложные климатические условия, отсутствие хорошей транспортной сети и многие другие факторы, которые сдерживают развитие экотуризма как новой социально ответственной практики на ООПТ. В то же время наличие конкурентных преимуществ, таких как уникальные природные ландшафты, места нетронутой дикой природы, редкие виды птиц и животных, обусловливают высокий потенциал исследуемых территорий для развития новых социально ответственных экологических практик.
Создание благоприятного инвестиционного климата, оперативное внедрение инноваций и освоение новых технологий может обеспечить планомерную и эффективную частичную переориентацию регионов страны в русло современных экологических тенденций и практик. Региональная трансформация в сторону постиндустриальных экологических инноваций является сложным многофакторным процессом, протекающим на федеральном и региональном уровнях. Среди разнообразия задач, решаемых в ходе структурных преобразований, важная роль отводится региональной политике, направленной на усиление инновационной активности, развитие новых кластеров экономики, выравнивании межрегиональных материальных диспропорций.
Значения показателей (агрегированных индексов) северных регионов по уровню промышленного развития и степени формирования элементов постиндустриального развития, а именно инновационных продуктов отражают лидерство регионов, деятельность которых основана на угледобывающей промышленности, глобальном использовании природных ископаемых ресурсов. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа обеспечивают высокие значения потенциала развития на основании ресурса нефтегазовой промышленности и активности крупных компаний-субъектов освоения ресурсов, вкладывающих средства в поддержание уровня добычи полезных ископаемых и технологическое перевооружение15.
15 Котов А.В. Постиндустриальная трансформация: есть ли шанс у северных регионов России? // Проблемы современной экономики. 2010. № 3 (35). C. 316-319. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3278 (29.01.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
Инновации в рамках рекреационной деятельности пользуются значительно меньшим интересом, чем глобальные ресурсные проекты. Принимая во внимание рекреационный потенциал и проблемы его использования в регионах, обладающих особыми природоохранными территориями, экотуризм можно позиционировать как формирующий запрос на разработку инновационный продукт в сфере экологии, природопользования. В свою очередь, эти территории представляют собой уникальные площадки для развитии инновационного предпринимательского сектора социальных и экологически-ответственных практик, а именно: экологического туризма, инновационных продуктов в области организации экологической хозяйственной деятельности, новых методов управления.
Согласно данным Международного общества экотуризма, с начала 1990-х годов темпы роста экотуризма составляют 20-34% в год. По темпам роста природный туризм обходит сектор пляжного туризма со значительным отрывом. В соответствии с прогнозами, «туризм, связанный с приобретением нового опыта», сохранит быстрые темпы роста в ближайшие 20 лет16. В то же время, по данным Всемирной туристской организации, Россия с ее обширными и малоосвоенными природными территориями занимает пятое место в списке из 139 стран мира по потенциальной привлекательности для совершения путешествий17.
Для экологического туризма на ООПТ необходимо институциональное развитие и участие многих жителей приграничных с особо охраняемыми территориями резидентов, а также руководителей ООПТ и регионов. Зачастую заповедники и национальные парки воспринимаются как дополнительная нагрузка и сложность, а не как многофункциональный универсальный ресурс, который может быть использован во благо населения и региона в целом.
Приобщение российских регионов к социально ответственным экологическим практикам способствует преодолению нарастающих противоречий между необходимостью развития собственных эколого-инновационных продуктов, создания долгосрочных стратегий на основе экологической парадигмы, внедрения экологических практик в повседневной среде и сложившейся эксплуатационной, моносырьевой, добывающей экономики, использование территорий в новом, экологически-ответственном ключе.
16 Экологический туризм : информационное пособие / Фонд развития экотуризма «Дерсу Узала». Волгоград, 2012. URL: http://www.volgaweÜands.m/ffles/экотуризм.pdf (29.01.2015).
17 UNWTO Tourism Highlights. 2014 Edition.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
Социальная, экологически ответственная практика в управлении особо
охраняемыми природными территориями РФ содействуют пониманию долгосрочных
экономических выгод и экономической ценности ООПТ, стимулирует желание достичь
устойчивого жизнеобеспечения, материального благополучия, не принося вред
окружающей природной среде. В общечеловеческом масштабе экотуризм способствует
удовлетворению потребностей как экскурсантов, так и местных жителей,
существованию в гармонии с природой и окружающим миром, осознанию ценности
природного капитала России и необходимости его сохранения для будущих поколений.
Список источников и литературы:
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (действующая редакция от 21.07.2014) // Справочно-правовая система «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/popular/newwood/ (29.01.2015).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 2322-р «Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года») // Российская газета. 17.01.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/01/17/zapovedniki-site-dok.html (29.01.2015).
3. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «Об особо охраняемых природных территориях» // Справочно-правовая система «Консультант плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171293 (29.01.2015).
4. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 21.07.2014) // Справочно-правовая система «Консультант плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166215 (29.01.2015).
5. АрсеньеваЕ.И., КусковА.С. Развитие экотуризма в пределах особо охраняемых природных территорий России : мнение специалистов // Актуальные вопросы социально-экономического развития России в XXI в. Аспиранты и студенты в научном поиске: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Смоленск: Универсум, 2005.
6. Баньковская С.П. Эрнст Берджесс // Современная американская социология / под ред. В.И. Добренькова. М.: Издательство МГУ, 1994. С. 20-32.
7. БаткилинаЮ.М., ГудковаА.А., КольцовА.В. Совершенствование механизмов и инструментов инновационной деятельности в регионах Российской Федерации //
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН «Центр исследований и статистики
науки». 2011. № 6.
8. Бергер П. Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М.: Аспект-Пресс, 2004. С. 8-26.
9. Бобылев С.Н., Захаров В.М. Экосистемные услуги и экономика . М.: ООО «Типография ЛЕВКО»; Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России, 2009. URL: http://sustainabledevelopment.ru/index.php?cnt=35 (29.01.2015).
10. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году» // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Официальный сайт]. 08.02.2012. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.p hp?part=1265 (29.01.2015).
11. Кекушев В.П., Сергеев В.П., Степаницкий В.Б. Основы менеджмента экологического туризма. М.: Издательство МНЭПУ, 2001.
12. Котов А.В. Постиндустриальная трансформация: есть ли шанс у северных регионов России? // Проблемы современной экономики. 2010. № 3 (35). C. 316-319. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3278 (29.01.2015).
13. Лебедева А. Россия стала одним из ведущих игроков на арене международного туризма // ТАСС. Экономика и бизнес. URL: http://www.biztass.ru/news/id/3872 (05.10.2014).
14. Ледовских Е.Ю., Моралева Н.В., Дроздова А.В. Экотуризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. Тула: Гриф и К, 2002.
15. ЛогунцоваИ.В. О некоторых «экотрендах» современных городов и стран // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 39. С. 22-30. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/39 2013loguntsova.htm (29.01.2015).
16. Моисеев Н.Н. Обращение... // Мыслитель планетарного масштаба. Материалы круглого стола по книге Н.Н. Моисеева «Быть или не быть... человечеству?». М.: Издательство МНЭПУ, 2000. С. 15-19.
17. Опыт и перспективы интеграции охраняемых природных территорий в социально -экономическое развитие регионов РФ : сб. материалов / под ред . В. Н. Тырлышкина, Т.Ю. Минаевой. Тула: Гриф и К, 2001.
18. Развитие познавательного туризма на ООПТ, сельского туризма и заповедного волонтерства. Стратегические подходы // Эколого-просветительский центр
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
«Заповедники» [Сайт]. 10.12.2013. URL: ЬИрУ/мМ^.ги/события-заповедных-
островов/776- (19.12.2014).
19. Рыбакова М.В. Современная социальная экологическая практика. М.: Информ-Знание, 2006.
20. Соловьев В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике (Синергетические эффекты инноваций). Киев: Феникс, 2006.
21. Тысячнюк М.Институциональные изменения в российских локальностях под влиянием транснациональных акторов в процессе лесной сертификации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Специальный выпуск: Интернационализация, доверие и многоакторное управление природными ресурсами. С. 203-205. URL: http://cisr.ru/publications/institutsionalnye-izmeneniya-v-rossyskih-lokalnostyah-pod-vliyaniem-transnatsionalnyh-aktorov-v-protsesse-lesnoy-sertifikatsii/ (29.01.2015).
22. Фоменко М.А. Местные программы действий в сфере природопользования для устойчивого развития. Ярославль: НПП «Кадастр», 2001.
23. Шелюбская Н. С. Новые направления инновационной политики ЕС // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 4. С. 63-68.
24. Экологический туризм : информационное пособие / Фонд развития экотуризма «Дерсу Узала». Волгоград, 2012. URL: http://www.volgawetlands.ru/files/экотуризм.pdf (29.01.2015).
25. Яницкий О.Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции // Общественные науки и современность. 2004. № 2. С. 5-15.
26. Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive Modernization: Politics, Tradition and Aesthetics in the Modern Social Order. Cambridge: Polity Press, 1994.
27. Beck U. Risk Society and the Provident State // Risk, Environment and Modernity: Towards a New Ecology / eds.: S. Lash, B. Szerszynski, B. Wynne. London: Sage, 1996.
28. Ceballos-Lascurain H. Tourism, Ecotourism, and Protected Areas: The State of Nature-Based Tourism Around the World and Guidelines for Its Development ? Gland; Cambridge: IUCN, 1996.
29. Cooke P., Morgan K. The Network Paradigm: New Departures in Corporate and Regional Development // Environment and Planning. 1993. Vol. 11. P. 543-564.
30. The Rise of the Rustbelt / ed.: P. Cooke. London: UCL Press, 1995.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
31. UNWTO: международный турпоток в первой половине 2013 года вырос на 5% // Вести.ЯИ. Спецпроект: Туризм. 27.08.2013. URL: http://travel.vesti.ru/article 8213 (05.10.2014).
32. UNWTO Tourism Highlights. 2014 Edition // Tourism Trends and Marketing Strategies UNWTO [Official Site]. URL: http://mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-highlights-2014-edition (29.01.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
Zvyagina E.S., Rybakova M. V.
Eco-tourism as an Environmentally-responsible Social Practice in the Management of Specially Protected Natural Territories of the Russian Federation
Ekaterina S. Zvyagina — graduate student, Institute for Problems of Chemistry and Sustainable Development, D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russian Federation. E-mail: Ryzhova-ek@mail. ru
Marina V. Rybakova — Ph.D., Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: Rybakovamv2005@yandex.ru
Annotation
The article explains the relevance of the formation of ecological culture and society's responsibility to the environment, given negative environmental situation prevailing in many regions of Russia. The author considers the category of responsibility as a component of social environmental practices, in particular the new social practices of eco-tourism in management of protected areas. For a long time protected areas and nature reserves in Russia were isolated from the social, economic and cultural life of society. In recent years there has been a major transformation of the federal concept of protected areas. Emerging culture of visiting nature reserves and other areas of protection, formed a new class of protected areas — national parks. Today, the need to maintain an open access to protected areas for environmental education through eco-tourism, bears the same function as the social and economic integration of protected areas into modern society. The article highlights the primary problems associated with the development of innovations and how they can be overcome. Protected areas represent a unique platform for the development of innovative environmental business sector of social and eco-responsibility practices, innovative products in the field of environmental and economic activity and new methods of management of protected areas in Russia.
Keywords
Social practices, eco-responsible practices, eco-tourism, protected areas.
References:
1. Lesnoi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 04.12.2006 № 200-FZ (deistvuiushchaia redaktsiia ot 21.07.2014). Spravochno-pravovaia sistema «Konsul'tant plius». URL: http://www.consultant. ru/popular/newwood/ (29.01.2015).
2. Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 22.12.2011 № 2322-r «Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiia sistemy osobo okhraniaemykh prirodnykh territorii federal'nogo znacheniia na period do 2020 goda» (vmeste s «Planom meropriiatii po realizatsii Kontseptsii razvitiia sistemy osobo okhraniaemykh prirodnykh territorii federal'nogo znacheniia na period do 2020 goda»). Rossiiskaia gazeta, 17.01.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/01/17/zapovedniki-site-dok.html (29.01.2015).
3. Federal'nyi zakon ot 14.03.1995 № 33-FZ (red. ot 24.11.2014) «Ob osobo okhraniaemykh prirodnykh territoriiakh». Spravochno-pravovaia sistema «Konsul'tantplius».
URL: http://base.consuhant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171293 (29.01.2015).
4. Federal'nyi zakon ot 23.11.1995 № 174-FZ «Ob ekologicheskoi ekspertize» (red. ot 21.07.2014).
Spravochno-pravovaia sistema «Konsul'tantplius».
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc:base=LAW:n=166215 (29.01.2015).
5. Arsen'eva E.I., Kuskov A.S. Razvitie ekoturizma v predelakh osobo okhraniaemykh prirodnykh territorii Rossii: mnenie spetsialistov. Aktual 'nye voprosy sotsial 'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossii v XXI v. Aspiranty
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
i studenty v nauchnom poiske: sbornik materialov mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Smolensk: Universum, 2005.
6. Ban'kovskaia S.P. Ernst Berdzhess. Sovremennaia amerikanskaia sotsiologiia / pod red. V.I. Dobren'kova. Moscow: Izdatel'stvo MGU, 1994. Pp. 20-32.
7. Batkilina Iu.M., Gudkova A.A., Kol'tsov A.V. Sovershenstvovanie mekhanizmov i instrumentov innovatsionnoi deiatel'nosti v regionakh Rossiiskoi Federatsii. Informatsionno-analiticheskii biulleten' TslSN «Tsentr issledovanii i statistiki nauki», 2011, 6.
8. Berger P. Kul'turnaia dinamika globalizatsii. Mnogolikaia globalizatsiia. Kul'turnoe raznoobrazie v sovremennom mire / pod red. P. Bergera, S. Khantingtona. Moscow: Aspekt-Press, 2004. Pp. 8-26.
9. Bobylev S.N., Zakharov V.M. Ekosistemnye uslugi i ekonomika. M.: OOO «Tipografiia LEVKO»; Institut ustoichivogo razvitiia / Tsentr ekologicheskoi politiki Rossii, 2009. URL: http://sustainabledevelopment.ru/index .php?cnt=3 (29.01.2015).
10. Gosudarstvennyi doklad «O sostoianii i ob okhrane okruzhaiushchei sredy Rossiiskoi Federatsii v 2010 godu». Ministerstvo prirodnykh resursov i ekologii Rossiiskoi Federatsii [Ofitsial'nyi sait]. 08.02.2012. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1265 (29.01.2015).
11. Kekushev V.P., Sergeev B.P., Stepanitskii V.B. Osnovy menedzhmenta ekologicheskogo turizma. Moscow: Izdatel'stvo MNEPU, 2001.
12. Kotov A.V. Postindustrial'naia transformatsiia: est' li shans u severnykh regionov Rossii? Problemy sovremennoi ekonomiki, 2010, 3 (35), pp. 316-319. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3278 (29.01.2015).
13. Lebedeva A. Rossiia stala odnim iz vedushchikh igrokov na arene mezhdunarodnogo turizma. TASS. Ekonomika i biznes. URL: http://www.biztass.ru/news/id/3872 (05.10.2014).
14. Ledovskikh E.Iu., Moraleva N.V., Drozdova A.V. Ekoturizm na puti v Rossiiu. Printsipy, rekomendatsii, rossiiskii i zarubezhnyi opyt. Tula: Grif i K, 2002.
15. Loguntsova I.V. O nekotorykh «ekotrendakh» sovremennykh gorodov i stran. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2013, 39, pp. 22-30. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/39 2013loguntsova.htm (29.01.2015).
16. Moiseev N.N. Obrashchenie... Myslitel' planetarnogo masshtaba. Materialy kruglogo stola po knige N.N. Moiseeva «Byt' ili ne byt'... chelovechestvu?». Moscow: Izdatel'stvo MNEPU, 2000. Pp. 15-19.
17. Opyt i perspektivy integratsii okhraniaemykh prirodnykh territorii v sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie regionov RF: sb. materialov / pod red. V.N. Tyrlyshkina, T.Iu. Minaevoi. Tula: Grif i K, 2001.
18. Razvitie poznavatel'nogo turizma na OOPT, sel'skogo turizma i zapovednogo volonterstva. Strategicheskie podkhody. Ekologo-prosvetitel'skii tsentr «Zapovedniki» [Sait]. 10.12.2013. URL: http://wildnet.ru/sobytiia-zapovednykh-ostrovov/776- (19.12.2014).
19. Rybakova M.V. Sovremennaia sotsial 'naia ekologicheskaia praktika. Moscow: Inform-Znanie, 2006.
20. Solov'ev V.P. Innovatsionnaia deiatel'nost' kak sistemnyi protsess v konkurentnoi ekonomike (Sinergeticheskie effekty innovatsii). Kiev: Feniks, 2006.
21. Tysiachniuk M. Institutsional'nye izmeneniia v rossiiskikh lokal'nostiakh pod vliianiem transnatsional'nykh aktorov v protsesse lesnoi sertifikatsii. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii. 2010. Spetsial'nyi vypusk: Internatsionalizatsiia, doverie i mnogoaktornoe upravlenie prirodnymi resursami. Pp. 203-205.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 48. Февраль 2015 г.
URL: http://cisr.ru/publications/institutsionalnYe-izmeneniYa-v-rossYskih-lokalnostvah-pod-vliYaniem-transnatsionalnvh-aktorov-v-protsesse-lesnov-sertifikatsii/ (29.01.2015).
22. Fomenko M.A. Mestnye programmy deistvii v sfere prirodopol'zovaniia dlia ustoichivogo razvitiia. Iaroslavl': NPP «Kadastr», 2001.
23. Sheliubskaia N.S. Novye napravleniia innovatsionnoi politiki ES. Problemy teorii i praktiki upravleniia, 2003, 4, pp. 63-68.
24. Ekologicheskii turizm: informatsionnoe posobie / Fond razvitiia ekoturizma «Dersu Uzala». Volgograd, 2012. URL: http://www.volgawetlands.ru/files/ekoturizm.pdf (29.01.2015).
25. Ianitskii O.N. Rossiia kak obshchestvo riska: metodologiia analiza i kontury kontseptsii. Obshchestvennye nauki i sovremennost', 2004, 2, pp. 5-15.
26. Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive Modernization: Politics, Tradition and Aesthetics in the Modern Social Order. Cambridge: Polity Press, 1994.
27. Beck U. Risk Society and the Provident State. Risk, Environment and Modernity: Towards a New Ecology / eds.: S. Lash, B. Szerszynski, B. Wynne. London: Sage, 1996.
28. Ceballos-Lascurain H. Tourism, Ecotourism, and Protected Areas: The State of Nature-Based Tourism Around the World and Guidelines for Its Development? Gland; Cambridge: IUCN, 1996.
29. Cooke P., Morgan K. The Network Paradigm: New Departures in Corporate and Regional Development. Environment and Planning, 1993, 11, pp. 543-564.
30. The Rise of the Rustbelt / ed.: P. Cooke. London: UCL Press, 1995.
31. UNWTO: mezhdunarodnyi turpotok v pervoi polovine 2013 goda vyros na 5%. Vesti.RU. Spetsproekt: Turizm, 27.08.2013. URL: http://travel.vesti.ru/article 8213 (05.10.2014).
32. UNWTO Tourism Highlights. 2014 Edition. Tourism Trends and Marketing Strategies UNWTO [Official Site]. URL: http://mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-highlights-2014-edition (29.01.2015).