ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 377
И. Ю. Тарханова
Социальные эффекты дополнительного профессионального образования
В статье анализируется возможность достижения ряда социальных эффектов посредством дополнительного профессионального образования взрослых, актуализируется роль непрерывного образования в развитии и социализации личности.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, социальный лифт, профессиональная и академическая мобильность, саморазвитие, личностный и профессиональный рост.
I. Ju. Tarkhanova
Social Effects of Further Professional Education
In the article a possibility to achieve a number of social effects by means of further professional education of adults is analyzed, the role of non-stop education in development and socialization of the personality are actualised.
Keywords: further professional education, social lift, professional and academic mobility, self-development, personal and professional growth.
Современная социокультурная ситуация характеризуется высокими темпами социальной, экономической и аксиологической трансформации. Если в предыдущих поколениях ценилась стабильность в профессиональной деятельности, большинство людей «всю жизнь отдавали родному предприятию», в почете были профессиональные династии, то сегодня не только смена места работы, но и смена профессии признается вполне обычным явлением, а футурологи прогнозируют, что будущие поколения будут менять вид профессиональной деятельности до 4-5 раз за жизнь. В таких условиях дополнительное профессиональное образование становится главным видом образования, ресурсом развития свободы личности.
В наших исследованиях дополнительное профессиональное образование мы рассматриваем как социально-педагогический феномен, поскольку оно создает условия для непрерывного обучения и развития человека. Его цели и содержание не предусмотрены обязательной для усвоения образовательной программой, но при этом имеют важное значение для развития личности и общества, то позволяют взрослому человеку реализовывать возникающие в процессе жизни потребности, удовлетворять новые интересы. Принципиально важной в понимании данного контекста и целей дополнительного профессионального образования выступает тенден-
ция ориентации образования на социализацию личности.
Являясь объектом исследования различных наук, социализация в междисциплинарном контексте понимается как процесс интеграции индивида в общество. При этом существуют некоторые различия в оценке роли активности социализирующейся личности в данном процессе. Достаточно полный анализ концепций социализации дал А. В. Мудрик, в работах которого обоснованно выделяются два подхода к трактовке содержания данного явления. Первый подход назван субъект-объектным, он признает приоритет активности общества над человеком в процессе социализации, трактует процесс интеграции индивида в систему социальных отношений преимущественно как адаптацию к существующим нормам и правилам. Второй подход - субъект-субъектный - ориентирован на преимущественную активность самой личности, в рамках данного подхода социализация рассматривается как процесс взаимопроникновения индивидуальных и социальных установок1. На наш взгляд, оба данных подхода вполне применимы к объяснению сущности процесса социализации ребенка, но если говорим о социализации взрослого человека, то здесь за основу следует брать субъект-субъектное толкование природы социального развития.
© Тарханова И. Ю., 2013
Мы согласны с мнением Е.М. Дорожкина, что одной из явно прослеживающихся в развитии современного дополнительного профессионального образования является тенденция субъект-центрированности образовательного процесса2. По нашему мнению, тенденции глобализации, интернационализации и интеграции образования, существенное усиление в мировом образовании гуманитарных аспектов смещают акценты в образовании взрослых с вещественно-социальной организации образовательного процесса на его ценностно-смысловую составляющую. В контексте идей непрерывного образования дополнительное профессиональное образование может быть определено как социально-педагогический феномен, связанный с созданием необходимых условий для свободного и сознательного жизне-проявления человека в образовании.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) отмечается, что дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Таким образом, закон создает базу для целевой ориентации системы ДПО на удовлетворение существующих социальных запросов. Вместе с тем, никакая современная система не может развиваться, если не работает на опережение. Поэтому нам близка точка зрения В.А. Сластенина, который в качестве главной цели образования, вытекающей из современных представлений о механизмах развития постиндустриальной цивилизации, выделяет «обеспечение опережающего развития качества человека»3. На наш взгляд, данное положение абсолютно применимо и к цели дополнительного профессионального образования.
Результирующей составляющей ДПО является не только рост профессиональной компетенции обучающихся, но и ряд социальных эффектов, о которых речь пойдет далее.
Традиционно в качестве основного эффекта образования любого уровня рассматривается формирование возможностей для повышения социального статуса индивида. Образование способствует обновлению элит и снижает уровень маргинализации. Вместе с тем, современный работодатель всё меньше обращает внимание на то, где, чему и сколько времени обучался потенциальный работник, и даже наличие профессионального образования постепенно переходит в
категорию императива. Тенденцией развития рынка труда становится конкретизация требований к работникам, приоритет вопроса «Что Вы умеете?» над вопросом «Что Вы изучали?» Поэтому многие отмечают снижение роли образования как социального лифта. При этом дополнительное образование взрослых, в этом смысле, не утрачивает своих позиций. Слушатели, приходящие в аудитории ДПО, как правило, четко ориентированы на образовательные результаты, способные стать базой для карьерного роста, улучшения материального положения, улучшение материального статуса.
Еще одним значимым социальным эффектом дополнительного профессионального образования является мобильность личности как одна из ценностей постиндустриального общества. Мобильность, в широком понимании данного феномена, автоматически и, зачастую, подсознательно развивает в человеке определённые качества: умение выбирать пути взаимодействия с окружающим миром; способность мыслить в сравнительном аспекте; способность к поликультурной коммуникации; способность изменять самовосприятие; способность рассматривать среду профессиональной деятельности в кросскультурном аспекте4.
При этом академическая и профессиональная мобильность личности имеют равноположенное значение для модернизации её профессионально-смысловой позиции. На наш взгляд, при сложившейся дефинитивной дифференциации данных терминов нет достаточных оснований для определения их иерархии в процессе профессионализации.
В «Болонской декларации о европейском пространстве для высшего образования» присутствует требование максимальной активизации академической и научной мобильности5, при этом акцент смещен на интернационализацию образования, т.е. обеспечение возможности студентам и преподавателям обучаться и стажироваться за рубежом. Мы рассматриваем понятие «академическая мобильность» несколько шире, исходя из того, что внутригосударственное образовательное пространство также предоставляет широкие возможности освоения иных социокультурных сред и профессиональных концепций и, следовательно, вполне может вписываться в рубрику академической мобильности. Таким образом, мы рассматриваем академическую мобильность в двух аспектах - внешнем (международном) и внутреннем (внутригосударственном), признавая
за обоими безусловную значимость в формировании компетентного профессионала.
Что касается мобильности профессиональной, то данный эффект, на наш взгляд, неотделим от мобильности академической и представляется во многом как её результативный компонент. Так, в диссертации Л.А. Амировой профессиональная мобильность трактуется как многоуровневый феномен, который последовательно развивается и проявляет себя в виде допрофессиональной мобильности, общепрофессиональной мобильности, профессиональной мобильности в конкретной области деятельности6. Мы согласны с позицией данного автора, что профессионально мобильный специалист способен самостоятельно найти пути самореализации и самосовершенствования, благополучно миновать периоды профессиональных кризисов, не поддаться маргинализации сознания. При этом мы считаем, что такое понятие, как «профессиональная мобильность», определяется не только способностью менять место и род деятельности, но и умением принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а также способностью быстро осваивать новую профессиональную ситуацию, модернизировать её технологическую составляющую. Таким образом, важной составляющей профессиональной мобильности выступает готовность к переменам, предполагающая в числе прочего и активность личности.
Не менее важным эффектом, чем предыдущие, можно назвать развитие личности слушателей курсов дополнительного профессионального образования. Вроде бы актуальность личностного роста снижается с возрастом, человек, занявший некую профессиональную нишу, в большей степени стремится сохранить сущее, чем приобрести новое, но условия префигуративной культуры (термин М. Мид) диктуют приоритет прогностического развития. Современный человек вынужден «жить на опережение», уметь про-страивать перспективу, планировать изменения социокультурной, профессиональной и личностной ситуации. И именно дополнительное профессиональное образование, на наш взгляд, может стать мощным источником личностного роста. Ведь, как отмечает в своих работах С.Г. Вер-шловский, чем богаче мотивация образования, тем глубже осознание его ценности и тем интенсивнее перестраивается вся система целей и средств деятельности. В этом плане чрезвычайно важны «встречные усилия» со стороны процесса
образования. Он эффективен в той мере, в какой взрослый ставится в позицию исследователя, вырабатывающего совместно с другими собственные решения. Отсюда возрастающая роль организации обучения в малых группах, модульное построение процесса обучения, использование разнообразных игровых методов и т.д.7
Дополнительное профессиональное образование, помимо прочего, влечет ещё один эффект -социальной компенсации. Так, Г.В. Панкина видит предназначение дополнительного профессионального образования в компенсации недостатков и упущений предшествующей профессиональной подготовки либо в компенсации пробелов знаний, связанных с новыми достижениями науки и техники, современными требованиями к профессиям8. На наш взгляд, ДПО обладает также широкими возможностями компенсации недостатков профессионального общения. Как показывает наш опыт, курсы повышения квалификации для многих слушателей ценны, прежде всего, возможностью общения с коллегами, обменом опытом, возможностью расширить круг профессионального сообщества. И если предметное содержание деятельности слушателей курсов ДПО проектировать как систему проблемных ситуаций, задач, приближенных к реалиям профессиональной среды, к своему прототипу, заданному в модели деятельности специалиста, компенсирующим ресурсом становится социальное содержание обучения, реализующееся через формы совместной деятельности, предполагающие обмен профессиональным опытом, профессионально-личностное общение.
Таким образом, дополнительное профессиональное образование имеет ряд социальных эффектов: оно играет роль «социального лифта», способствует развитию профессиональной и академической мобильности личности, ее социальному развитию и компенсации «пробелов» предыдущих этапов социализации. Но все эти эффекты значимо выражены лишь тогда, когда процесс дополнительного профессионального образования уходит от формализма, обусловлен актуальными социально-экономическими и индивидуально-психологическими детерминантами, исходит от личности, востребован ею и является источником саморазвития.
Библиографический список
1. Амирова, Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного обра-
зования [Текст] / Л. А. Амирова [Текст] : автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Уфа, 2009.
2. Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ) [Текст] / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2004.
3. Вершловский, С. Г. Образование взрослых в России: вопросы теории [Текст] / С. Г. Вершловский // Новые знания. - № 3. - 2004. - С. 9.
4. Дорожкин, Е. М. Социально-педагогические тенденции непрерывного профессионального образования как контекста дополнительного профессионального образования взрослых [Текст] / Е. М. До-рожкин // Научные исследования в образовании. -2006. - № 3. - С. 73-81.
5. Мудрик, А. В. Человек в процессе социализации: три ипостаси [Текст] / А. В. Мудрик // Вестник ПСТГУ. - IV: Педагогика. Психология. - 2009. - Вып. 3 (14). - С. 7-16.
6. Панкина, Г. В. Место и роль дополнительного профессионального образования в системе непрерывного образования [Текст] / Г. В. Панкина // Сборник «Российское профессиональное образование. Материалы II всероссийской конференции «Профессиональные кадры России XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития» - Москва, 23-24 апреля 2009 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.meks-info.ru/tezis2.shtml (дата обращения: 16.07.2012)
7. Сластенин, В. И. Качество образования как социально-педагогический феномен [Текст] / В. И. Сла-стенин // Педагогическое образование и наука. -2009.- № 1. - С. 4-11.
8. Тарханова, И. Ю. Академическая мобильность современного педагога как фактор формирования его профессионально-рефлексивной позиции [Текст] / И. Ю. Тарханова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмео-логия. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. -№ 1-2. - С. 121-123.
Bibliograficheskij spisok
1. Amirova, L. A. Razvitiye professional'noj mo-bil'nosti pedagoga v sisteme dopolnitel'nogo obra-zovaniya [Tekst] / L. A. Amirova [Tekst] : avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. - Ufa, 2009.
2. Bolonskij process: na puti k Berlinskoj kon-ferencii (yevropeyskij analiz) [Tekst] / pod nauch. red. d-ra ped. nauk, prof. V.I. Baydenko. - M. : Is-sledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, Rossiyskij Novy'j Universitet, 2004.
3. Vershlovskij, S. G. Obrazovaniye vzrosly'kh v Rossii: voprosy' teorii [Tekst] / S. G. Vershlovskij // Novy'ye znaniya. - № 3. - 2004. - S. 9.
4. Dorozhkin, Ye. M. Social'no-pedagogicheskiye tendencii neprery'vnogo profes-sional'nogo obrazovaniya kak konteksta dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya vzrosly'kh [Tekst] / Ye. M. Dorozhkin // Nauchny'ye issledovaniya v obrazovanii. - 2006. - № 3. - S. 7381.
5. Mudrik, A. V. Chelovek v processe socializa-cii: tri ipostasi [Tekst] / A. V. Mudrik // Vestnik PSTGU. - IV: Pedagogika. Psikhologiya. - 2009. -Vyp. 3 (14). - S. 7-16.
6. Pankina, G. V. Mesto i rol' dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v sisteme neprery'vnogo obrazovaniya [Tekst] / G. V. Pankina // Sbornik «Rossiyskoye professional'noye obrazovaniye. Materialy' II vserossiyskoj konferencii «Professional'ny'ye kadry' Rossii XXI veka: opy't, problemy', perspektivy' razvitiya» - Moskva, 23-24 aprelya 2009 goda [Elektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://edu.meks-info.ru/tezis2.shtml (data obrashcheniya: 16.07.2012)
7. Slastenin, V. I. Kachestvo obrazovaniya kak social'no-pedagogicheskij fenomen [Tekst] / V. I. Slastenin // Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka. - 2009.- № 1. - S. 4-11.
8. Tarkhanova, I. Yu. Akademicheskaya mo-bil'nost' sovremennogo pedagoga kak faktor formi-rovaniya yego professional'no-refleksivnoj pozicii [Tekst] / I. Yu. Tarkhanova // Vestnik Kostrom-skogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nek-rasova. - Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Social'naya rabota. Akmeologiya. Yuvenologiya. Sociokinetika. - 2012. - T. 18. - № 1-2. - S. 121123.
1 Мудрик, А. В. Человек в процессе социализации: три ипостаси [Текст] / А.В. Мудрик // Вестник ПСТГУ. - IV: Педагогика. Психология. - 2009. - Вып. 3 (14). - С. 7-16.
2 Дорожкин, Е. М. Социально-педагогические тенденции непрерывного профессионального образования как контекста дополнительного профессионального образования взрослых [Текст] / Е.М. Дорожкин // Научные исследования в образовании. - 2006. - № 3. - С. 73-81.
3 Сластенин, В. И. Качество образования как социально-педагогический феномен [Текст] / В.И. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 1. - С. 4-11.
4 Тарханова, И. Ю. Академическая мобильность современного педагога как фактор формирования его профессионально-рефлексивной позиции [Текст] / И. Ю. Тарханова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 1-2. - С. 121-123.
5 Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ) [Текст] / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2004.
6 Амирова, Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования [Текст] / Л.А. Амирова [Текст] : автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Уфа, 2009.
7 Вершловский, С. Г. Образование взрослых в России: вопросы теории [Текст] / С.Г. Вершловский // Новые знания. - № 3. -2004. - С. 9.
8 Панкина, Г. В. Место и роль дополнительного профессионального образования в системе непрерывного образования [Текст] / Г.В. Панкина // Сборник «Российское профессиональное образование. Материалы II всероссийской конференции «Профессиональные кадры России XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития». - Москва, 23-24 апреля 2009 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://edu.meks-info.ru/tezis2.shtml (дата обращения: 16.07.2012)