Научная статья на тему 'Концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования'

Концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЗРОСЛЫХ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE CONCEPT OF ADULTS' SOCIALIZATION / STRATEGIC APPROACH / MODERNIZATION OF METHODOLOGICAL / A THEORETICAL AND METHODICAL ESSENCE OF FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарханова Ирина Юрьевна, Бугайчук Татьяна Владимировна, Коряковцева Ольга Алексеевна, Куликов Александр Юрьевич

В статье представлена стратегическая концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования, рассмотрены понятия стратегии и стратегического подхода, лежащие в ее основе. Необходимость новой стратегии ДПО обусловлена изменениями социальных и культурных условий жизни, личности самого взрослого человека в современном постиндустриальном обществе. По мнению авторов, социализирующая направленность требует методологической, теоретической и методической модернизации системы дополнительного профессионального образования. Концептуально стратегический подход предполагает пересмотр миссии, задач, структуры и содержания ДПО в контексте социализации. Авторы подчеркивают, что сегодня стержнем образовательной миссии дополнительного профессионального образования становится помощь обучающимся в выборе собственного уникального пути личностного и профессионального развития. В работе определены принципы и функции социализации взрослых средствами ДПО, выстроена новая организационная структура системы. Функции социализации взрослых рассматриваются в двух аспектах: как функции решения актуальных и перспективных жизненных задач. Конкретные действия по ускорению модернизации системы ДПО (структурные сегменты ее модификации, возможные пути модернизации и прогнозируемые результаты) представлены в таблице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарханова Ирина Юрьевна, Бугайчук Татьяна Владимировна, Коряковцева Ольга Алексеевна, Куликов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of Adults’ Socialization by Means of Further Professional Education

The strategic Concept of adults’ socialization by means of further professional education is presented in the article, the concepts of the strategy and the strategic approach, which are its cornerstone, are considered. Need of a new strategy of further professional education is caused by changes of social and cultural living conditions, the identity of the adult in modem post-industrial society. According to the authors, the socializing orientation demands methodological, theoretical and methodical modernization of the further professional education system. A conceptually strategic approach assumes revision of the mission, tasks, structures and support of further professional education in the context of socialization. The authors emphasize that today the help to students in the choice of their own unique way of the personal and professional development becomes a core of the educational mission of further professional education. In the work the principles and functions of adults’ socialization are determined by means of further professional education, the new organizational structure of the system is built. Functions of adults’ socialization are considered in two aspects: functions in solution of urgent and perspective vital tasks. Certain actions on accelerating modernization of the further professional education system (structural segments of its modification, possible ways of modernization and forecasting results) are presented in the table.

Текст научной работы на тему «Концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37

И. Ю. Тарханова, Т. В. Бугайчук, О. А. Коряковцева, А. Ю. Куликов

Концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования

В статье представлена стратегическая концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования, рассмотрены понятия стратегии и стратегического подхода, лежащие в ее основе.

Необходимость новой стратегии ДПО обусловлена изменениями социальных и культурных условий жизни, личности самого взрослого человека в современном постиндустриальном обществе. По мнению авторов, социализирующая направленность требует методологической, теоретической и методической модернизации системы дополнительного профессионального образования. Концептуально стратегический подход предполагает пересмотр миссии, задач, структуры и содержания ДПО в контексте социализации. Авторы подчеркивают, что сегодня стержнем образовательной миссии дополнительного профессионального образования становится помощь обучающимся в выборе собственного уникального пути личностного и профессионального развития.

В работе определены принципы и функции социализации взрослых средствами ДПО, выстроена новая организационная структура системы. Функции социализации взрослых рассматриваются в двух аспектах: как функции решения актуальных и перспективных жизненных задач. Конкретные действия по ускорению модернизации системы ДПО (структурные сегменты ее модификации, возможные пути модернизации и прогнозируемые результаты) представлены в таблице.

Ключевые слова: концепция социализации взрослых, стратегический подход, модернизация методологической, теоретической и методической сущности дополнительного профессионального образования.

FURTHER EDUCATION

I. Yu. Tarkhanova, T. V. Bugaychuk, O. A. Koryakovtseva, A. Yu. Kulikov

Concept of Adults' Socialization by Means of Further Professional Education

The strategic Concept of adults' socialization by means of further professional education is presented in the article, the concepts of the strategy and the strategic approach, which are its cornerstone, are considered.

Need of a new strategy of further professional education is caused by changes of social and cultural living conditions, the identity of the adult in modern post-industrial society. According to the authors, the socializing orientation demands methodological, theoretical and methodical modernization of the further professional education system. A conceptually strategic approach assumes revision of the mission, tasks, structures and support of further professional education in the context of socialization. The authors emphasize that today the help to students in the choice of their own unique way of the personal and professional development becomes a core of the educational mission of further professional education.

In the work the principles and functions of adults' socialization are determined by means of further professional education, the new organizational structure of the system is built. Functions of adults' socialization are considered in two aspects: functions in solution of urgent and perspective vital tasks. Certain actions on accelerating modernization of the further professional education system (structural segments of its modification, possible ways of modernization and forecasting results) are presented in the table.

Keywords: the Concept of adults' socialization, a strategic approach, modernization of methodological, a theoretical and methodical essence of further professional education.

Тенденции модернизации в постиндустриальном обществе обуславливают потребность в профессиональной переподготовке и переквалификации значительного числа трудоспособных граждан, что диктует необходимость определения новой стратегической концепции дополни-

тельного профессионального образования как образования, способствующего социализации личности. Стратегическая концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования, на наш взгляд, призвана раскрыть как идейно-

© Тарханова И. Ю., Бугайчук Т. В., Коряковцева О. А., Куликов А. Ю., 2016

мировоззренческие, так и теоретико-методические основы модернизации практики образования взрослых.

Мы основываемся на понимании концепции (от лат. соперйо - понимание, единый замысел) как системы взглядов, выражающих определенный способ видения, понимания и трактовки явлений и процессов, реализующих определенный замысел [4, с. 7-12].

Проведенный анализ особенностей социализации взрослых показал, что изменились не только социальные и культурные условия, изменился и сам взрослый человек. Данная ситуация требует обоснования новой стратегической концепции, направленной на решение задач социализации, соответствующих новой ситуации и целям развития современного человека [3].

Представленная Концепция предполагает построение новой стратегии дополнительного профессионального образования, способствующего социализации взрослого человека. Для этого необходимо определить ориентиры модернизации путем анализа изменения оснований и принципов организации такого образования, изменения системы отношений внутри образовательного пространства, а также - выявления образовательных стратегий, способствующих социализации личности [2].

Социализирующая направленность позволяет модернизировать методологическую, теоретическую и методическую сущность дополнительного профессионального образования. В основе образовательной деятельности, ориентированной на социализацию взрослого человека, лежат

— помощь обучающимся в выборе собственного уникального пути личностного развития;

— совместный поиск и реализация сущностных смыслов;

— способствование в обретении свободы жизненных выборов и формировании ответственности за эти выборы;

— содействие в решении проблем сосуществования как с внешним миром, так и с внутренним.

Методологической основой социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования, интегрирующей актуальные мировоззренческие, теоретические, логические и методические допущения, является стратегический подход, предполагающий пересмотр миссии организаций дополнительного профессионального образования в контексте социализации.

Мы представляем миссию организаций дополнительного профессионального образовани как создание открытого образовательного пространства, способствующего осознанному личностному самоопределению взрослых обучающихся в соответствии с их интересами, потребностями и стоящими перед ними жизненными задачами и ориентированного на создание условий для достижения обучающимися готовности к самосоциализации.

Стратегия предполагает наличие некой стратегической цели, которой подчинены все дальнейшие рассуждения и действия. В данной концепции в качестве такой цели рассматривается формирование готовности взрослого человека к самосоциализации как осознаваемому, целенаправленному, самоуправляемому и конструируемому самой личностью процессу обучения эффективным способам социального поведения.

На наш взгляд, задачами социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования являются

— формирование способности идентифицировать приоритетные и перспективные жизненные задачи;

— формирование способности управлять ресурсами, необходимыми для решения жизненных задач, - актуализировать имеющиеся и привлекать недостающие;

— формирование мотивации непрерывного образования (образование в течение всей жизни);

— формирование готовности к получению образования в различных формах (формальное, неформальное и информальное образование взрослых и их интегрированные формы).

В процессе создания Концепции нормативно-правовой базой послужили следующие основополагающие документы:

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

— Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.13 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества об-

разовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

На основе вышеизложенного определен ряд принципов социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования:

— Принцип опоры на опыт взрослых учащихся, основанный на признании того, что человек по мере взросления аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося, так и других участников образовательного взаимодействия.

— Принцип совместности деятельности обучающихся и педагогов предполагает активное участие обучающихся в принятии решений по целям, содержанию и организации образовательного процесса, возможность путем выбора влиять на построение образовательного процесса, вовлечение обучающихся в контроль результатов образовательного процесса.

— Принцип актуализации результатов обучения подразумевает учет того факта, что взрослый обучающийся ориентирован на полезность содержания, разрешение конкретных затруднений и проблем, поэтому необходимо обеспечивать ему возможность безотлагательного применения на практике приобретенных знаний, умений, навыков, компетенций.

— Принцип развития образовательных потребностей взрослого, согласно которому процесс обучения взрослых строится на основе выявления наличного уровня профессиональных и социальных компетенций и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение запланированных образовательных результатов, а также - с учетом формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.

— Принцип оптимистической направленности образовательного взаимодействия, предполагающий веру в позитивное развитие личности. Новая образовательная парадигма ставит задачей не борьбу с недостатками, а поиск позитивных начал личности и развитие этих начал до такой степени, чтобы они стали альтернативой деструктивному поведению.

— Принцип гуманистической ориентации образования, требующий рассмотрения личности взрослого обучающегося как главной ценности в системе образовательных отношений. Этот принцип требует уважительного отношения к

человеку, его опыту и взглядам, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения.

— Принцип социальной адекватности образовательного процесса, требующий соответствия содержания и средств создания социальной ситуации, в которой организуется процесс. Задачи образования при этом должны быть ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у взрослых обучающихся прогностической готовности к реализации разнообразных социальных, профессиональных и жизненных задач.

— Принцип доминанты самопознания, ставящий во главу угла обращенность взрослого человека к себе, создание условий для исследования возможностей, предоставляемых каждой ситуацией, и осуществления выбора, который выражает сформировавшиеся у взрослого ценности, потребности, убеждения. Расширение сферы осознания взрослым человеком самого себя является необходимым условием для непрерывной социализации взрослого. Очевидно, что данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории интеллектуального и социального развития каждого обучающегося, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям и потребностям.

Каково же функциональное назначение Концепции социализирующего образования взрослых, его организационная структура и содержание?

Функциональное содержание социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования выражается в успешности освоения обучающимися не только содержания предлагаемых дополнительных профессиональных программ, но и всей сферы социального бытия посредством идентификации и последующего решения приоритетных жизненных задач. Рассмотрение социализации взрослого человека в контексте решения жизненных задач позволяет расширить сферу функций социализации, ограниченную воздействием актуальной жизненной ситуации, функциями прогнозирования не только кризисных, но и стабильных периодов социального развития.

Таким образом, функции социализации взрослого человека средствами дополнительного профессионального образования подразделяются на функции решения актуальных жизненных задач и функции решения перспективных жизненных задач. Рассмотрим каждую из них отдельно.

Функции решения актуальных жизненных задач:

— адаптация к изменившимся условиям жизни и(или) ситуации профессиональной деятельности;

— автономизация посредством определения потребностей в саморазвитии и возможностей их удовлетворения.

Функции решения перспективных жизненных задач:

— идентификация эффективных кризисинтер-вентных моделей поведения;

— определение перспективных карьерофор-мирующих стратегий;

— выработка субъектной позиции в решении жизненных задач.

Структурные изменения в системе дополнительного профессионального образования прежде всего позволят выстроить действенную организационную структуру на основе уже имеющейся. Она определяет точки роста. Новая структура дополнительного профессионального образования, ориентированного на социализацию личности, на наш взгляд, должна иметь следующие сегменты:

— Разветвленная система дополнительного профессионального образования для всех категорий граждан и, прежде всего, формирование дополнительных профессиональных компетенций у студентов, профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников всех уровней и всех квалификаций.

— Многоуровневая система профессиональной переподготовки, в том числе - опПпе-образование, и использование разнонаправленных практик по всем образовательным программам профессиональной переподготовки.

— Открытая система социального партнерства - активное привлечение работодателей, расширение внешнего партнерства.

— Совершенствование кадрового потенциала системы ДПО, формирование команды преподавателей и административных работников, ориентированных на реализацию надучебной цели -социализации взрослого обучающегося.

Действия по ускорению модернизации дополнительного профессионального образования в вузе (сегменты их модификации, пути модернизации и прогнозируемые результаты) представлены в таблице.

Сегмент 1. Разветвленная система дополнительного профессионального образования для всех категорий граждан

Пути решения — разработка и продвижение модульно-вариативных дополнительных профессиональных программ в тесном контакте с Заказчиком; — развитие системы дистанционного образования; — введение института тьюторов, сопровождающих индивидуальные образовательные маршруты обучающихся; — развитие сегмента образовательных программ международного уровня; — создание эффективной системы сопровождения карьеры выпускников

Прогнозируемый результат — повышение уровня подготовки компетентных специалистов, отвечающих запросам рынка труда и интересам собственного личностного и профессионального роста; — необходимые условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий; — система сетевого взаимодействия с отечественными и зарубежными образовательными организациями

Сегмент 2. Многоуровневая система профессиональной переподготовки

Пути решения — активная работа со студентами выпускных курсов, обучающимися по основным образовательным программам, в целях привлечения их к обучению по дополнительным профессиональным программам; — разработка методического и организационного обеспечения дистанционных модулей; — включение в образовательные программы профессиональной переподготовки модулей практик и стажировок; — постпрограмное сопровождение выпускников, развитие деятельности сетевого образовательного сообщества

Прогнозируемый результат — расширение охвата взрослого населения дополнительным профессиональным образованием; повышение профессиональной мобильности трудоспособного населения

Сегмент 3. Открытая система социального партнерства

Пути решения — общественно-профессиональная аккредитация программ; — разработка и апробация технологии компетентностно-ориентированной оценки образовательных результатов совместно с работодателем; — привлечение работодателей к итоговой аттестации выпускников дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки; — использование ресурсов сайта организации для оперативного информирования заинтересованных лиц о деятельности образовательной организации и получения обратной связи; — расширение сетевого взаимодействия

Прогнозируемый результат — открытое образовательное пространство дополнительного профессионального образования, ориентированное на потребности региона

Сегмент 4. Совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного профессионального образования вуза

Пути решения — модернизация должностных инструкций всех работников подразделения ДПО вуза; — разработка корпоративного кодекса системы ДПО вуза; — привлечение к преподаванию практиков, владеющих актуальными технологиями профессиональной деятельности; — развитие системно-квалитативной культуры преподавателей; — формирование единого ценностно-смыслового пространства всех субъектов образовательного процесса университета

Прогнозируемый результат — сформирована команда в системе дополнительного профессионального образования университета, ориентированная на достижение высоких образовательных результатов и социальное развитие выпускников

Таким образом, предлагаемая Концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования основана на принятии социализации в качестве стратегической надучебной цели, строится с учетом реализации принципа обучения в течение всей жизни и психофизических особенностей взрослых обучающихся и предполагает вариативность образовательных форм. Лежащий в основе Концепции стратегический подход определяет изменение характера отношений субъектов образовательного процесса с акцентом на субъектность взрослых обучающихся, которые могут выбирать образовательные стратегии в соответствии с актуальными для них задачами социализации и использовать текущую образовательную ситуацию как отправную точку дальнейших изменений своей жизни.

Библиографический список

1. Доссэ, Т. Г., Калмыкова, И. Р. Развитие коммуникативной компетенции слушателей в системе ДПО: речевой аспект [Текст] / Т. Г. Доссэ, И. Р. Калмыкова // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы шестой всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). -Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2014. - С. 161-165.

2. Коряковцева, О. А. К вопросу о развитии российского педагогического образования в отдельно взятом вузе [Текст] / О. А. Коряковцева // Каспийский регион: политика экономика, культура. - 2014. - № 1 (38). - С. 190-198.

3. Тарханова, И. Ю. Социализация взрослых в системе дополнительного профессионального образования [Текст] : монография / И. Ю. Тарханова. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2014. -221 с.

4. Таюрский, А. И. Концепция деятельности учреждения Российской академии образования «Институт проблем непрерывного образования» [Текст] / А. И. Таюрский // Инновации в непрерывном образовании. - 2010. - № 1. - С. 7-12.

Bibliograficheskij spisok

1. Dossje, T. G., Kalmykova, I. R. Razvitie kommunikativnoj kompetencii slushatelej v sisteme DPO: rechevoj aspekt [Tekst] / T. G. Dossje, I. R. Kalmykova // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v uslovijah modernizacii: materialy shestoj vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem). - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - S. 161165.

2. Koijakovceva, O. A. K voprosu o razvitii rossijskogo pedagogicheskogo obrazovanija v otdel'no vzjatom vuze [Tekst] / O. A. Koijakovceva // Kaspijskij region: politika jekonomika, kul'tura. - 2014. - № 1 (38). - S. 190-198.

3. Tarhanova, I. Ju. Socializacija vzroslyh v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Tekst] : monografija / I. Ju. Tarhanova. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2014. - 221 s.

4. Tajurskij, A. I. Koncepcija dejatel'nosti uchrezhdenija Rossijskoj akademii obrazovanija «Institut problem nepreryvnogo obrazovanija» [Tekst] / A. I. Tajurskij // Innovacii v nepreryvnom obrazovanii. -2010. - № 1. - S. 7-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.