Научная статья на тему 'Социальные аспекты здоровья школьников'

Социальные аспекты здоровья школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1091
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранова Евгения Леонидовна

В стране наблюдается повышенная заболеваемость детей и подростков. Главной причиной увеличения заболеваемости школьников является образ жизни. В условиях реализации школьной реформы особенно актуальными являются задачи по привитию стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом для формирования и совершенствования своего физического, духовного и нравственного здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баранова Евгения Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Aspects of Schoolchildrens Health

In the conditions of the modern demographical situation there is an obvious growth of childrens and teenagers disease in the country. The author stresses that the childrens mode of life is the main reason of the increase of schoolchildren disease. Under existing conditions of the school reforming there is a great importance in the inculcation of stable interest to the physical education lessons and sport for forming and improving of their physical, cultural and moral health.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты здоровья школьников»

9. Morrow, W. Visions and Reality: Changing Education and Training in South Africa [Текст] / W. Morrow, K. King. - Cape Town, 1998.

10. Фуко, М. Герменевтика субъекта. Курс лекций в Коллеж де Франс, 1982. Выдержки [Текст] / М. Фуко ; пер. с фр. И. И. Звонаревой ; сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. - М., 1991.

11. Freire, P Education as the practice of freedom (M. B. Ramos, Trans.) [Текст] / P. Freire // Education for critical consciousness. - N.Y., 1982.

Е.Л. Баранова,

соискатель Саратовского государственного социально-экономического университета

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

I I аселение как предмет изучения демографии отличается сложной структурой. Особое значение имеет возрастной состав, исследование которого позволяет выявить функции и роли, осуществляемые различными группами населения. Одной из таких групп являются дети, составляющие почти четверть в численности населения России. Но значение этой группы обусловлено не столько ее массовостью, сколько ролью, которую она играет в жизни общества. От качественного положения и социальных характеристик состояния детей зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности.

В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; изменить их в последующем достаточно сложно, а в ряде случаев -практически невозможно. Успешное становление ребенка как личности определит не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но в конечном счете - прогресс развития общества в целом [1, с. 9]. Заявленная в названии статьи проблема рассматривается нами исходя из посылки, что сегодняшнее состояние здоровья детей программирует будущее страны на 30-40-50 лет вперед.

По мнению Е.Б. Бреевой, приоритетность детства абсолютна: дети должны иметь более высокие качественные характеристики, чем их родители [1]. Это очевидное условие развития общества. В противном случае возникает риск попасть в «социальную» воронку, когда в нездоровом обществе рождается нездоровое поколение.

Особое внимание следует обратить на здоровье детей, которое вызывает серьезную тревогу. Все чаще встречаются врожденная инвалидность, болезни,

врожденные аномалии. Ухудшается здоровье матерей и отцов. Причины этого в целом по своей природе социальны: обнищание и снижение качества питания, рост алкоголизма, наркомании, свертывание лечебно-профилактического здравоохранения. Социальные трансформации настолько мощны, что они меняют биологические качества населения страны [2, с. 3-5].

Современная школа становится дополнительным фактором, ухудшающим здоровье учащихся. Так, у школьников с первого по восьмой класс в 6-12 раз нарастают изменения со стороны органов зрения и слуха, в 10 раз - опорнодвигательного аппарата, в 15 раз - центральной нервной системы [3, с. 4]. Преобразования в российской школе не только не улучшили процесс социализации школьной молодежи, но и сопровождались ухудшением здоровья учащихся. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения психического и физического здоровья. Наблюдается рост так называемых «школьных болезней»: в 3 раза увеличился удельный вес учеников с ослабленным зрением, в 2 раза - с нарушениями системы пищеварения, в 2,6 раза - с отклонениями осанки, в 1,5-2 раза - с нервно-психическими расстройствами и информационными неврозами.

Включение внутренних ресурсов - свободы и творчества - не принесло подъема умственной работоспособности учащихся и всплеска их интеллектуального развития. По данным мониторинга умственного развития школьников, доля учеников с высоким уровнем интеллекта сократилась в 1,5 раза в городских школах и в 2-2,5 раза - в сельских. Усилились неустойчивое настроение, тревожность детей школьного возраста; около половины российских школьников (47%) систематически испытывали страх, в том числе перед неудачами в школе; еще большая часть россиян в возрасте от 7 до 18 лет постоянно испытывали социально-психологический дискомфорт, одна из причин - отсутствие признания и регулярного успеха в школе (около 60%).

Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Половина детей школьного возраста 7-9 лет и более 80% старшеклассников имеют хронические болезни.

По официальным данным, только 10% российских школьников можно считать в этом плане относительно здоровыми. К такому выводу пришли медики, проанализировав данные о состоянии здоровья юных россиян за последние 20 лет. Анализ результатов медицинских осмотров свидетельствует о том, что в настоящее время число здоровых подростков старшего возраста (15-18 лет) не превышает 2-9%. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, лица с так называемыми функциональными отклонениями составляют 24-36%, а с хроническими заболеваниями - 55,4-73,4%. Это свидетельствует о том, что у детей и подростков на возрастном отрезке 7-17 лет происходит формирование преимущественно выраженных форм патологий. За последний десятилетний период наиболее заметно возрос уровень болезней органов пищеварения, нерв-

ной системы, ЛОР-органов, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, аллергозов [4, с. 39].

Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем складывается в образовательных учреждениях нового типа (лицеях, гимназиях, частных школах) из-за повышенной требовательности, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. Среди учащихся школ нового типа распространенность пограничных нервно-психических нарушений достигает 55% [5, с. 5]. Установлено, что заболеваемость в элитных школах в 1,5 раза выше, а индекс здоровья в 3 раза ниже, чем в общеобразовательных школах [6, с. 34]. В структуре нервно-психических расстройств доминируют психопатические, истероподоб-ные состояния, формирующие так называемое девиантное поведение детей и подростков. В связи с этим наблюдается снижение уровня интеллектуального развития детей [7, с. 7].

Среди детей и подростков возрастает число социально обусловленных и социально значимых заболеваний. Проблема токсикомании, наркомании, алкоголизма, беспризорности, безнадзорности, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицированных детей смещается в более ранние возрастные периоды и быстрыми темпами нарастает.

Сложившаяся в сфере физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья детей ситуация диктует необходимость принятия неотложных мер на государственном уровне. На наш взгляд, актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических, учебных пособий, а также соответствующих подразделений (служб, центров, отделов, кафедр и даже факультетов) в структуре образовательных учреждений, включая средние и высшие учебные заведения, где может успешно проводиться работа по сохранению и укреплению здоровья молодого поколения экономически мало затратными и в то же время эффективными (как показала практика) методами эстетотерапии.

Следует учитывать, что около 90% юношей и девушек поступают учиться в различные учебные заведения, приходят на производство, уже имея хронические заболевания, и нуждаются в обязательном оздоровлении и лечении. Подтверждением этому является приказ Минобразования РФ от 5 мая 2000 г. о центрах содействия укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях. Оздоровление детей должно идти параллельно с их обучением и воспитанием соответствующей культуры здоровья и здорового образ жизни, мотивационного поведения, направленного на «конструирование» собственного здоровья.

Главной причиной увеличения заболеваемости школьников за последние годы специалисты называют образ жизни. Под образом жизни большинством авторов (И.И. Брехман, 1990; В.П. Казначеев, 1998; Л.Г. Татарникова, 2000; И.И. Соковня-Семенова, 2000) принимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, складе мышления. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни» (ЗОЖ).

На наш взгляд, важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, становится физическая культура. В условиях реализации школьной реформы особенно актуальны такие задачи, как привитие детям стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям. Более полное использование всех возможностей физической культуры достигается в совместной работе дошкольных учреждений, школы и семьи.

Источником формирования здорового образа жизни для детей и подростков служат примеры поведения взрослых: в семье - родителей, в школе - учителей (их отношение к себе и другим, толерантность, владение способами самоорганизации и поддержания своего здоровья, регулярные занятия физкультурой и спортом). Семья во многом развивает отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу [8, с. 23]. Современная семья и школа не в достаточной степени формируют у молодого поколения социально значимые установки самостоятельности, нравственности, инициативности, а также предпосылки для осмысленного выбора в пользу здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни не является результатом стечения благоприятных для индивида обстоятельств, он становится результатом личного выбора, ответственного отношения к своей жизни. Однако понимание ценности здоровья и необходимости его улучшения не способствовало и не способствует изменению образа жизни. По признанию россиян, только экстремальные ситуации (тяжелая болезнь, крайне неудовлетворительное самочувствие) могли бы заставить их изменить образ жизни. В обычной реальности меньше половины представителей взрослого сообщества и еще меньше от сообщества учащихся средних школ прилагают регулярные усилия по укреплению потенциала своего здоровья: занимаются спортом, физическими упражнениями 24-31% (причем по мере взросления учащихся удельный вес приверженцев спортивных занятий падает с 31-33% в 8-9 классах до 8-20% - в 11 классе).

Трансформирующееся общество нуждается в целенаправленной работе по изменению самосознания индивидов, приближения его параметров к новому типу личности. Ближе всех по своему назначению и функциям к этой задаче стоит образование [9, с. 34].

Задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания в массовой общеобразовательной школе. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Молодежь должна быть способна к сотрудничеству, мобильности, обладать динамизмом и развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Данные задачи следует решать в контексте цели образовательной области «физическая культура». Цель образования по предмету «физическая культура» в общеобразовательной школе - научение обучающихся формам и методам активного (деятельного) использования ценностей физической культуры и спорта для формирования и совершенствования своего физического, духовного и нравственного здоровья [1, с. 7-9].

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение [10, с. 275].

На основании изложенного можно сделать вывод, что основными показателями здоровья школьников выступают их социальное самочувствие и самосо-хранительное поведение. Социальное самочувствие молодежи отражается в ее сознании и проявляется в индивидуальных характеристиках субъективной оценки собственного социального состояния. Социальное благополучие зависит от общей социально-экономической и политической ситуации в обществе, а с другой стороны - определяется образом жизни конкретного молодого человека и его семьи, а также ситуацией его повседневной жизнедеятельности.

Государственная политика в отношении здоровья детей и подростков -будущего здорового населения страны - должна быть направлена на создание взаимодействующей цепи, соединяющей между собой государство, образование, здравоохранение, семью и ребенка. Взаимодействия всех звеньев этой цепи должны быть направлены на создание условий для повышения жизненной физической активности подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Бреева, Е. Б. Дети в современном обществе [Текст] / Е. Б. Бреева. - М., 1999.

2. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей : учеб. пособие [Текст] / под общ. ред. Н. В. Сократова. - М., 2005.

3. Рагимова, О. А. Социальное здоровье младших школьников в условиях трансформации российского общества [Текст] / О. А. Рагимова. - Саратов, 2004.

4. Сапельцева, И. В. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у подростков 14-15 лет при изучении курса «Человек и его здоровье» [Текст] / И. В. Сапельцева. - Екатеринбург, 2004.

5. О положении детей в Российской Федерации [Текст ] / под ред. Л. Ф. Безлянкиной. -М., 1995.

6. Сетко, Н. Л. Валеологические проблемы на пороге XXI века [Текст] / Н. П. Сетко // Актуальные вопросы валеологии в образовании. - Оренбург, 1997.

7. Утенина, В. В. Актуальные проблемы школьной медицины [Текст] / В. В. Утенина, Т. И. Сударева, П. Н. Кузнецова [и др.] // Медико-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников. - Оренбург, 2001.

8. Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст] / Е. Н. Вавилова. - М., 1986.

9. Шиняева, О. В. Здоровье школьников как социальная проблема [Текст] / О. В. Шиня-ева. - М., 2002.

10. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека [Текст] / В. К. Бальсевич. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.