9. Morrow, W. Visions and Reality: Changing Education and Training in South Africa [Текст] / W. Morrow, K. King. - Cape Town, 1998.
10. Фуко, М. Герменевтика субъекта. Курс лекций в Коллеж де Франс, 1982. Выдержки [Текст] / М. Фуко ; пер. с фр. И. И. Звонаревой ; сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. - М., 1991.
11. Freire, P Education as the practice of freedom (M. B. Ramos, Trans.) [Текст] / P. Freire // Education for critical consciousness. - N.Y., 1982.
Е.Л. Баранова,
соискатель Саратовского государственного социально-экономического университета
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
I I аселение как предмет изучения демографии отличается сложной структурой. Особое значение имеет возрастной состав, исследование которого позволяет выявить функции и роли, осуществляемые различными группами населения. Одной из таких групп являются дети, составляющие почти четверть в численности населения России. Но значение этой группы обусловлено не столько ее массовостью, сколько ролью, которую она играет в жизни общества. От качественного положения и социальных характеристик состояния детей зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности.
В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; изменить их в последующем достаточно сложно, а в ряде случаев -практически невозможно. Успешное становление ребенка как личности определит не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но в конечном счете - прогресс развития общества в целом [1, с. 9]. Заявленная в названии статьи проблема рассматривается нами исходя из посылки, что сегодняшнее состояние здоровья детей программирует будущее страны на 30-40-50 лет вперед.
По мнению Е.Б. Бреевой, приоритетность детства абсолютна: дети должны иметь более высокие качественные характеристики, чем их родители [1]. Это очевидное условие развития общества. В противном случае возникает риск попасть в «социальную» воронку, когда в нездоровом обществе рождается нездоровое поколение.
Особое внимание следует обратить на здоровье детей, которое вызывает серьезную тревогу. Все чаще встречаются врожденная инвалидность, болезни,
врожденные аномалии. Ухудшается здоровье матерей и отцов. Причины этого в целом по своей природе социальны: обнищание и снижение качества питания, рост алкоголизма, наркомании, свертывание лечебно-профилактического здравоохранения. Социальные трансформации настолько мощны, что они меняют биологические качества населения страны [2, с. 3-5].
Современная школа становится дополнительным фактором, ухудшающим здоровье учащихся. Так, у школьников с первого по восьмой класс в 6-12 раз нарастают изменения со стороны органов зрения и слуха, в 10 раз - опорнодвигательного аппарата, в 15 раз - центральной нервной системы [3, с. 4]. Преобразования в российской школе не только не улучшили процесс социализации школьной молодежи, но и сопровождались ухудшением здоровья учащихся. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения психического и физического здоровья. Наблюдается рост так называемых «школьных болезней»: в 3 раза увеличился удельный вес учеников с ослабленным зрением, в 2 раза - с нарушениями системы пищеварения, в 2,6 раза - с отклонениями осанки, в 1,5-2 раза - с нервно-психическими расстройствами и информационными неврозами.
Включение внутренних ресурсов - свободы и творчества - не принесло подъема умственной работоспособности учащихся и всплеска их интеллектуального развития. По данным мониторинга умственного развития школьников, доля учеников с высоким уровнем интеллекта сократилась в 1,5 раза в городских школах и в 2-2,5 раза - в сельских. Усилились неустойчивое настроение, тревожность детей школьного возраста; около половины российских школьников (47%) систематически испытывали страх, в том числе перед неудачами в школе; еще большая часть россиян в возрасте от 7 до 18 лет постоянно испытывали социально-психологический дискомфорт, одна из причин - отсутствие признания и регулярного успеха в школе (около 60%).
Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Половина детей школьного возраста 7-9 лет и более 80% старшеклассников имеют хронические болезни.
По официальным данным, только 10% российских школьников можно считать в этом плане относительно здоровыми. К такому выводу пришли медики, проанализировав данные о состоянии здоровья юных россиян за последние 20 лет. Анализ результатов медицинских осмотров свидетельствует о том, что в настоящее время число здоровых подростков старшего возраста (15-18 лет) не превышает 2-9%. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, лица с так называемыми функциональными отклонениями составляют 24-36%, а с хроническими заболеваниями - 55,4-73,4%. Это свидетельствует о том, что у детей и подростков на возрастном отрезке 7-17 лет происходит формирование преимущественно выраженных форм патологий. За последний десятилетний период наиболее заметно возрос уровень болезней органов пищеварения, нерв-
ной системы, ЛОР-органов, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, аллергозов [4, с. 39].
Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем складывается в образовательных учреждениях нового типа (лицеях, гимназиях, частных школах) из-за повышенной требовательности, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. Среди учащихся школ нового типа распространенность пограничных нервно-психических нарушений достигает 55% [5, с. 5]. Установлено, что заболеваемость в элитных школах в 1,5 раза выше, а индекс здоровья в 3 раза ниже, чем в общеобразовательных школах [6, с. 34]. В структуре нервно-психических расстройств доминируют психопатические, истероподоб-ные состояния, формирующие так называемое девиантное поведение детей и подростков. В связи с этим наблюдается снижение уровня интеллектуального развития детей [7, с. 7].
Среди детей и подростков возрастает число социально обусловленных и социально значимых заболеваний. Проблема токсикомании, наркомании, алкоголизма, беспризорности, безнадзорности, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицированных детей смещается в более ранние возрастные периоды и быстрыми темпами нарастает.
Сложившаяся в сфере физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья детей ситуация диктует необходимость принятия неотложных мер на государственном уровне. На наш взгляд, актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических, учебных пособий, а также соответствующих подразделений (служб, центров, отделов, кафедр и даже факультетов) в структуре образовательных учреждений, включая средние и высшие учебные заведения, где может успешно проводиться работа по сохранению и укреплению здоровья молодого поколения экономически мало затратными и в то же время эффективными (как показала практика) методами эстетотерапии.
Следует учитывать, что около 90% юношей и девушек поступают учиться в различные учебные заведения, приходят на производство, уже имея хронические заболевания, и нуждаются в обязательном оздоровлении и лечении. Подтверждением этому является приказ Минобразования РФ от 5 мая 2000 г. о центрах содействия укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях. Оздоровление детей должно идти параллельно с их обучением и воспитанием соответствующей культуры здоровья и здорового образ жизни, мотивационного поведения, направленного на «конструирование» собственного здоровья.
Главной причиной увеличения заболеваемости школьников за последние годы специалисты называют образ жизни. Под образом жизни большинством авторов (И.И. Брехман, 1990; В.П. Казначеев, 1998; Л.Г. Татарникова, 2000; И.И. Соковня-Семенова, 2000) принимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, складе мышления. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни» (ЗОЖ).
На наш взгляд, важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, становится физическая культура. В условиях реализации школьной реформы особенно актуальны такие задачи, как привитие детям стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям. Более полное использование всех возможностей физической культуры достигается в совместной работе дошкольных учреждений, школы и семьи.
Источником формирования здорового образа жизни для детей и подростков служат примеры поведения взрослых: в семье - родителей, в школе - учителей (их отношение к себе и другим, толерантность, владение способами самоорганизации и поддержания своего здоровья, регулярные занятия физкультурой и спортом). Семья во многом развивает отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу [8, с. 23]. Современная семья и школа не в достаточной степени формируют у молодого поколения социально значимые установки самостоятельности, нравственности, инициативности, а также предпосылки для осмысленного выбора в пользу здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни не является результатом стечения благоприятных для индивида обстоятельств, он становится результатом личного выбора, ответственного отношения к своей жизни. Однако понимание ценности здоровья и необходимости его улучшения не способствовало и не способствует изменению образа жизни. По признанию россиян, только экстремальные ситуации (тяжелая болезнь, крайне неудовлетворительное самочувствие) могли бы заставить их изменить образ жизни. В обычной реальности меньше половины представителей взрослого сообщества и еще меньше от сообщества учащихся средних школ прилагают регулярные усилия по укреплению потенциала своего здоровья: занимаются спортом, физическими упражнениями 24-31% (причем по мере взросления учащихся удельный вес приверженцев спортивных занятий падает с 31-33% в 8-9 классах до 8-20% - в 11 классе).
Трансформирующееся общество нуждается в целенаправленной работе по изменению самосознания индивидов, приближения его параметров к новому типу личности. Ближе всех по своему назначению и функциям к этой задаче стоит образование [9, с. 34].
Задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания в массовой общеобразовательной школе. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Молодежь должна быть способна к сотрудничеству, мобильности, обладать динамизмом и развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Данные задачи следует решать в контексте цели образовательной области «физическая культура». Цель образования по предмету «физическая культура» в общеобразовательной школе - научение обучающихся формам и методам активного (деятельного) использования ценностей физической культуры и спорта для формирования и совершенствования своего физического, духовного и нравственного здоровья [1, с. 7-9].
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение [10, с. 275].
На основании изложенного можно сделать вывод, что основными показателями здоровья школьников выступают их социальное самочувствие и самосо-хранительное поведение. Социальное самочувствие молодежи отражается в ее сознании и проявляется в индивидуальных характеристиках субъективной оценки собственного социального состояния. Социальное благополучие зависит от общей социально-экономической и политической ситуации в обществе, а с другой стороны - определяется образом жизни конкретного молодого человека и его семьи, а также ситуацией его повседневной жизнедеятельности.
Государственная политика в отношении здоровья детей и подростков -будущего здорового населения страны - должна быть направлена на создание взаимодействующей цепи, соединяющей между собой государство, образование, здравоохранение, семью и ребенка. Взаимодействия всех звеньев этой цепи должны быть направлены на создание условий для повышения жизненной физической активности подрастающего поколения.
Библиографический список
1. Бреева, Е. Б. Дети в современном обществе [Текст] / Е. Б. Бреева. - М., 1999.
2. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей : учеб. пособие [Текст] / под общ. ред. Н. В. Сократова. - М., 2005.
3. Рагимова, О. А. Социальное здоровье младших школьников в условиях трансформации российского общества [Текст] / О. А. Рагимова. - Саратов, 2004.
4. Сапельцева, И. В. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у подростков 14-15 лет при изучении курса «Человек и его здоровье» [Текст] / И. В. Сапельцева. - Екатеринбург, 2004.
5. О положении детей в Российской Федерации [Текст ] / под ред. Л. Ф. Безлянкиной. -М., 1995.
6. Сетко, Н. Л. Валеологические проблемы на пороге XXI века [Текст] / Н. П. Сетко // Актуальные вопросы валеологии в образовании. - Оренбург, 1997.
7. Утенина, В. В. Актуальные проблемы школьной медицины [Текст] / В. В. Утенина, Т. И. Сударева, П. Н. Кузнецова [и др.] // Медико-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников. - Оренбург, 2001.
8. Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст] / Е. Н. Вавилова. - М., 1986.
9. Шиняева, О. В. Здоровье школьников как социальная проблема [Текст] / О. В. Шиня-ева. - М., 2002.
10. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека [Текст] / В. К. Бальсевич. - М., 2000.