Научная статья на тему 'Социокультурная анимация в физическомвоспитании детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп'

Социокультурная анимация в физическомвоспитании детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
245
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / СТРУКТУРА ОБЩЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPECIAL MEDICAL GROUPS / SOCIO-CULTURAL ANIMATION / STRUCTURE OF OVERALL INCIDENCE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мукина Екатерина Юрьевна

Проведена статистическая обработка общей заболеваемости детей младшего школьного возраста в период 2005–2010 гг. и структуры заболеваемости детей младшего школьного возраста в 2010 г. по основным классам заболеваний. Выявлено влияние социокультурной анимации в физическом воспитании на детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ANIMATION IN PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE OF SPECIAL MEDICAL GROUPS

Statistical analysis of the overall incidence of primary school age in the period 2005–2010 and the structure of morbidity in children of primary school age in 2010, performed by primary classes is made. The influence of socio-cultural animation in physical education for children of primary school age special medical groups is revealed.

Текст научной работы на тему «Социокультурная анимация в физическомвоспитании детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп»

УДК 371.73

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

© Екатерина Юрьевна МУКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: mukinaeu@mail.ru

Проведена статистическая обработка общей заболеваемости детей младшего школьного возраста в период 2005-2010 гг. и структуры заболеваемости детей младшего школьного возраста в 2010 г. по основным классам заболеваний. Выявлено влияние социокультурной анимации в физическом воспитании на детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп.

Ключевые слова: специальные медицинские группы; социокультурная анимация; структура общей заболеваемости детей младшего школьного возраста; физическое воспитание.

В связи с ухудшающейся экологической обстановкой, малоподвижным образом жизни современного человека и другими проблемами XXI в. возрастает риск возникновения различных заболеваний детей младшего школьного возраста.

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Они мало двигаются, много сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности, увеличивается статическое напряжение, при этом возникает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации и, следовательно, напряжение зрительного аппарата. Кроме этого, на детей младшего школьного возраста оказывает влияние и неблагоприятная экологическая обстановка, радиационный фон, ослабление иммунитета к окружающей среде, сказывается также неблагоприятная наследственность. Вместе с тем в период обучения в школе происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует на ухудшающие здоровье факторы.

Особое опасение вызывает ежегодно прогрессирующая заболеваемость детей младшего школьного возраста, о чем свидетельствуют статистические данные.

Наиболее характерными отклонениями в состоянии здоровья учащихся младших классов являются: заболевания органов дыхания, заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания органов пищеварения, нарушение обмена веществ, заболевания глаз.

Как видно из рис. 1, начиная с 2005 г. отмечается значительный рост заболеваемости детей младшего школьного возраста.

Пик заболеваемости приходится на 2009 г. Исследуя структуру заболеваемости можно отметить, что практически полностью рост заболеваемости обеспечился ростом заболеваний органов дыхания (общий прирост в период 2005-2010 гг. составил 993,6 тыс., прирост заболеваний органов дыхания -948,6 тыс. человек).

Как следует из данных, представленных на рис. 2, основная доля заболеваний - это заболевания органов дыхания. Следует отметить, что эта доля возрастает в период 20052010 гг. с 59,13 до 62,36 %. Также небольшой рост можно отметить по новообразованиям (с 0,2 до 0,24 %), заболеваниям нервной системы (с 2,12 до 2,27%) и врожденным аномалиям (с 0,54 до 0,62 %). В абсолютных значениях прирост составил 4,5 тыс. человек -по новообразованиям; 31,3 тыс. человек - по заболеваниям нервной системы и 13,6 тыс. человек - по врожденным аномалиям. По остальным классам заболеваний можно отметить тренд на снижение заболеваемости.

Таким образом, за последние 5 лет в России сложилась следующая структура общей заболеваемости детей младшего школьного возраста по нижеперечисленным классам болезней (рис. 2):

- болезни системы кровообращения (0,5 %);

- болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (1 %);

и : (? і

Ю '

О

И

си

с

Чі

год

Рис. 1. Динамика общей заболеваемости детей младшего школьного возраста в 2005-2010 гг. [1]

болезни органов _

болезни и болезни мочеполовой

болезни -Xа и пищеварения; 4,4 %

болезни глаз; 3,1 %

сосцевидного отростка: 2,8 %

болезни кожи и подкожной клетчатки; 4,8 %

болезни системы кровообращения; 0,5 %

болезни костномышечной системы и соединительной ткани; 2,0 %

врожденные аномалии;

0,6 %

инфекционные и паразитарные болезни; 4,3 %

новообразования; 0,2 %

болезни эндокринной системы, нарушения обмена веществ; 0,9 %

болезни _ крови, кроветворных органов; 1,0 %

болезни нервной системы; 2,3 %

Рис. 2. Структура заболеваемости детей младшего школьного возраста в 2010 г. по основным классам заболеваний

- болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ (0,9 %);

- болезни мочеполовой системы (1,6 %);

- болезни нервной системы (2,3 %);

- болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (2 %);

- болезни уха и сосцевидного отростка (2,8 %);

- болезни глаза и его придаточного аппарата (3,1 %);

- болезни органов пищеварения (4,4 %);

- болезни кожи и подкожной клетчатки (4,8 %);

- болезни органов дыхания (62,4 %). Среди представленных классов болезней основное место в структуре заболеваемости по Российской Федерации занимают заболевания органов дыхания (примерно 60 %).

Необходимо принять во внимание то, что заболевания органов дыхания не только имеют самый высокий процент среди всех болезней, но и имеют высокую тенденцию к увеличению.

В связи с ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения Правительством РФ уделяется существенное внимание поиску путей управления здоровья населения и совершенствования физического развития

детей и подростков (постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 916).

Младшим школьникам, перенесшим какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима методически правильно организованная двигательная активность, благотворно влияющая на ослабленный организм. Такие дети должны заниматься по специальным программам, ориентированным на медицинские показатели здоровья современных школьников, учитывающим возраст, физическую подготовленность, функциональное состояние организма занимающихся, специфику заболеваний, противопоказания [2].

Согласно положению о врачебном контроле за физическим воспитанием, все школьники младших классов распределяются по состоянию здоровья на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

В специальную медицинскую группу включаются учащиеся младших классов, имеющие такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Как правило, такие дети имеют освобождение от занятий физической культуры и поэтому либо совсем не занимаются физической культурой, что вызывает недостаток общей и специальной двигательной активности, либо занимаются в подготовительных медицинских группах, что может значительно усугубить имеющиеся у них нарушения здоровья [3].

Включение детей младшего школьного возраста в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

- укрепление здоровья, закаливание организма;

- повышение функционального уровня органов систем, ослабленных болезнью;

- повышение физической и умственной работоспособности;

- формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;

- обучение рациональному дыханию;

- освоение основных двигательных умений и навыков;

- воспитание морально-волевых качеств;

- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащегося.

Для решения этих задач организуются занятия лечебной и оздоровительной физической культурой. Кроме того, используются и другие формы физического воспитания школьников младших классов специальных медицинских групп: утренняя гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков, физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года.

Приоритетным направлением воспитательной деятельности в школе является формирование здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом. Наряду с решением общеизвестных задач физического воспитания (формирование двигательных умений и навыков, развитие координационных способностей и основных физических качеств, укрепления здоровья учащихся), школа формирует потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом. Регулярные занятия физической культурой и спортом, высокая двигательная активность формируют у младших школьников специальных медицинских групп потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в последующие годы после окончания школы. Спортивные секции в образовательных школах способствуют физическому развитию учащихся младших классов специальных медицинских групп, объединяют учащихся разного возраста и разной патологией, организуя различные дела между классами с целью повышения спортивного профессионализма. Общеобразовательные школы вовлекают в творческий процесс родителей, близких родственников, друзей как помощников, зрите-

лей и участников. Традиционные конкурсы «Папа, мама, я - спортивная семья», спортивные праздники «Быстрее, выше, сильнее», концертные программы делают интересной и насыщенной не только жизнь младших школьников специальных медицинских групп, но и школы в целом.

В этой связи чрезвычайно важной представляется социокультурная анимация. По мнению Н.Н. Ярошенко, социально-культурная анимация - одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры [4].

Социокультурная анимация как неотъемлемая, органичная составляющая социального воспитания призвана помочь родителям, воспитателям, педагогам квалифицированно работать с детскими проблемами, которые обусловлены особенностями ребенка, связанными с функциональным состоянием его здоровья, познавательной и личностной сферы, с условиями воспитания.

Индивидуальная помощь в развитии детей как один из видов социокультурной анимации представляет собой совокупность процессов, посредством которых развивается, поддерживается или восстанавливается несформированная (или слабо сформированная) социальная компетентность личности. Поистине могучим стимулом для творческого развития детей, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг.

Плодотворное использование досуга в развитии детей младшего школьного возраста отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе - важная задача общества, ибо когда ребенок осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески [5].

В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности.

Досуг в существенной степени способен формировать характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и т. д.

Он может стать важным фактором физического развития детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств, он признается значительным орудием в реабилитации детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть. Такие формы досуга как массовые праздники, игры - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети младшего школьного возраста специальных медицинских групп оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа.

В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции.

Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, т. е. реализуется рекреационная функция.

Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Школьники младших классов специальных медицинских групп получают наслаждение от самых разнообразных досу-

говых занятий, таких как подвижные игры и победы в ней.

Таким образом, привлечение детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп к регулярным занятиям физической культурой с использованием социокультурной анимации позволяет восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, воспитывает в школьнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем добиться успехов, быть физически подготовленным. Кроме того, физическая культура с использованием социокультурной анимации помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории детей, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

Поэтому в настоящее время школа должна выбирать оптимальные пути совершенствования оздоровительной работы и правильно организовывать физическое воспитание детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп.

1. Российский статистический ежегодник. 2010: статистический сборник / Росстат. М., 2010

2. Виленская Т.Е., Кудаев Э.А. Принципы формирования и организация физического воспитания в специальных медицинских группах // Теория и практика физической культуры. 2005. № 1. С. 25-28.

3. Аухадеев Э.И., Галеев С. С., Сафин М.Р. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах. М., 1986.

4. Мобилизация ресурсов культуры в сфере

профилактического образования по вопросам ВИЧ и СПИД / Ярошенко Н.Н. Социальнокультурная анимация - интегративная технология профилактики. иКЬ: Шр:/Мтс^.

artsandaids.ru/expert_mnenie/21-socialno -кикиг пауа-аттаауа^йе^аЙупауа4ехпо^1уа-ргой laktiki.html. Загл. с экрана.

5. Крылова Н.Б. Культурный опыт школьников -основа организации образования // Народное образование. 2010. № 9. С. 158-163.

Поступила в редакцию 8.09.2012 г.

UDC 371.73

SOCIO-CULTURAL ANIMATION IN PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE OF SPECIAL MEDICAL GROUPS

Ekaterina Yuryevna MUKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Associate Professor of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: mukinaeu@mail.ru

Statistical analysis of the overall incidence of primary school age in the period 2005-2010 and the structure of morbidity in children of primary school age in 2010, performed by primary classes is made. The influence of socio-cultural animation in physical education for children of primary school age special medical groups is revealed.

Key words: special medical groups; socio-cultural animation; structure of overall incidence of primary school children; physical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.