Научная статья на тему 'Исследование физического состояния часто болеющих детей младшего школьного возраста'

Исследование физического состояния часто болеющих детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1386
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Червонцева И. В., Трещева О. Л.

В статье изложены результаты анализа состояния здоровья, функции внешнего дыхания, физического развития и физической подготовленности часто болеющих детей младшего школьного возраста и проведена сравнительная характеристика изучаемых показателей со здоровыми школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Червонцева И. В., Трещева О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health examination of frequently ill primary school pupils

The article touches upon the analysis of health condition, external respiration function, physical development and fitness of primary school pupils amenable to frequent illnesses as well as comparative characteristics of the indices in question with healthy pupils.

Текст научной работы на тему «Исследование физического состояния часто болеющих детей младшего школьного возраста»

УДК613.9 и. в. ЧЕРВОНЦЕВА

О. Л. ТРЕЩЕВЛ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье изложены результаты анализа состояния здоровья, функции внешнего дыхания, физического развития и физической подготовленности часто болеющих детей младшего школьного возраста и проведена сравнительная характеристика изучаемых показателей со здоровыми школьниками.

Младший школьный возраст считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности ребенка. Начало систематического обучения ребенка в школе сопряжено со значительными психическими и физическими нагрузками, требующими от ребенка значительного напряжения. Соотношение между динамическими и статическими нагрузками по сравнению с дошкольным возрастным периодом резко изменяется в сторону статического компонента [2]. Это приводит к нарушению подвижности основных нервных процессов, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, снижению внимания и памяти. Организм детей должен адаптироваться к новым условиям и не всегда способен адекватно реагировать на сильные продолжительные воздействия, что может негативно отразиться на его физическом состоянии.

Под физическим состоянием понимается уровень физического развития, состояние здоровья, функциональные возможности организма, физическая работоспособность [5].

В настоящее время наметилась тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. В последнее время увеличивается количество детей и подростков с функциональными нарушениями деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, опорно-двигатель-ного аппарата, органов зрения, с отклонениями в нервно-психической сфере [9]. Более 40% детей рождаются больными. Общая заболеваемость детей всех возрастов (до 17 лет включительно) ежегодно увеличивается на 5 — 6%. Среди детей отмечается преимущественный рост хронической патологии. Её доля в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время достигает 30- 32% [12].

Особого внимания заслуживают дети, подверженные частым и длительным респираторным заболеваниям.

По определению Г.А. Самсыгиной (2005), часто болеющие дети — это термин, обозначающий группу детей, выделяемую при диспансерном наблюдении, характеризующуюся более высоким, чем их сверстники уровнем заболеваемости острыми респираторными заболеваниями [10]. Частота заболеваемости у данной категории детей, по мнению разных авторов, варьирует от 4 раз и более [ 1 ] до 6 раз и более [ 1,11 ] в год.

В зависимости от возраста и социальных условий ЧБД составляют от 10 до 40% детской популяции, обуславливая до 67,7-75% всех случаев респираторной заболеваемости [4]. Однако, по мнению С.В. Хрущева, количество часто болеющих детей может быть и больше в связи с тем, что дети в период ремиссии считаются здоровыми. Но, к сожалению, каждое перенесенное заболевание ОРВИ оставляет в развивающемся организме ребенка глубокий след, отрицательно влияет на некоторые органы и системы (прежде всего на дыхательную и сердечно-сосудистую), на неспецифические и специфические факторы резистентности организма. У большинства детей, перенесших ОРВИ, отмечаются остаточные признаки воспаления дыхательной системы (ринит, гиперемия зева) и нарушение функции внешнего дыхания с признаками гипоксемии [12].

В условиях частых респираторных инфекций нарушается морфофункциональное состояние растущего организма. Рецидивирующие ОРЗ могут способствовать срыву адаптации основных функциональных систем детского организма и привести к раннему развитию хронических патологических состояний [6]. По данным некоторых авторов, к часто болеющим относят детей, страдающих не только острыми респираторными заболеваниями, но и имеющих обострения хронических заболеваний, так как зачастую в клинически спокойный период у детей выявляются нарушения в состоянии здоровья в виде хронических заболеваний ЛОР-органов, аллергически измененной реактивности организма, поражение зубов кариесом, воспалительные заболевания органов чувств (отиты, синуситы) [4].

Выяснение медицинского анамнеза часто болеющих детей позволяет создать представление о протекании заболеваний респираторного тракта, их характер, длительность, наличие хронических очагов инфекции в организме и сопутствующих заболеваний.

По данным наших исследований максимальный уровень заболеваемости школьников приходится на первые классы, причем число заболеваний среди мальчиков и девочек практически одинаково. Так, количество часто болеющих детей в первых классах составляет 21%, во вторых — 13,2%, в третьих — 12,7%, в четвертых — 11,7% (рис.1). Это связано прежде всего с тем, что в школе резко увеличивается нагрузка на организм ребенка, вдвое снижается двигательная активность, воз-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

*

[Ьиілси фи ■■кет! подготовленности у часто болеющих н здоровы! мальчиков в-10лет (Хіпі

Пска;атЕпи Группы Всіра:г, зігт

3 9 10

Прыжж б длину С МЕгїТа, см 1 ізб.з=9.і 164.9=3.4 162.3=12.3

125.7=12.2* 147.3=16.3** 155.7=10.3

Нисгз к ъ гіді аг ні гашошанш сидя, си 1 2 7=2 3 4,7=2,9 5,4=2,0

-С. 1=3.4* 2.3=4.2 2.6=3.1*

Б=г 30 м, с 1 6,Ы;,6 Є,СЬС;6 5,6=0,5

2 7.6=1.1*** 7.1=0 і*** 6.7=0.3**

Чалнсчнь[й&гЗ*10 м. с і 9.5Н). 6 5.3=0.5 9.2=0.7

2. 10.4=0.3=** 10.1=0.4*** 9.3=04**

6-минутный За? 1 931.3=115.0 1073.0=155.6 11222=1962

1 736.3=34.9*** 371:2=70.6*** 369.3=124.3***

Подтягивание 1 3,7=:;7 4,й=1;9 5.(Ы.9

2.7=2.3 2,3=1,5** 25=1,3**

Таблица 2

[Ьиі«СДИфИ1И№ШІ нодютовлснвостн у чкюбахепщн н здоровых довочен в-10лег (ХІНІ

ПоЕагатэш Грч'ППЬІ Вс^рД^Т, Л5Т

3 9 10

Прьгксх в дп нну с ы зіта, аі 1 133.3=11.1 156.0=6.1 167.6=12.1

114.6=3.0*** 136.7=14.1* 143.4=13.3**

Наксс н вперед нз шпшанш сндд.см 1 т 4.2=6.6 15=3.4 6,3=3,3 4 ^ 2 7.4=3.7 43=5.4

БїгЗОм, с 1 6.9=0.6 6.3=0.5 5.3=03

т X 3.5=1.3** 7.2=0.4** 7.1=1.1**

"-їьлне ЧНЫ Н 5=г 3 *10 м, с 1 Ю.ЗьО.З 9.9=0.3 9.5=0.5

т X 11.2=0.6* 10.6=03** 10.5=0.3**

~ е 1 354.3=141.9 905.0=124.5 9352=144.3

т X 650.4=57.9*** 710.0=79.1** 761.6=134.7**

_ _ 1 9.3=3.9 13,5=3,5 13.7=3.0

2 5,4=1,4** 6,9Ь2,7** 7,1=3,7***

Примечание: достоиорнио отллчия мознду группами ИД (1) и ЧБД17) уроооіп. значимости при Р<Д05; уровйт. значимости при Р<0,01;урооон і. значимости при Р< 0,001

никает дефицит ЖШДШИЙ деятельности [5].

Уровень общей Заболеваемости у часто болеющих детей в несколько развыше, чем у эпизодически болеющих детей'На первоеместо выступают заболевания дыхательной система, средикоторых можно отметить тонзиллиты, фарингиты, ларинготрахеиты, бронхиты, приобретающие хроническоетечениеи обостряющиеся в осенне-зимний период, то есть в течение веег<5 учебного года. Установлено, что наибольший удельный вес сопутствующих заболеваний дыхательной систе-мыи очагов хроническойинфекциинаблюдаетея в третьих классах и составляет 100%, Это говорит о накоплении в организме ребенка условно-патогенной микрофлоры и дальнейшем ослаблении иммунитета.

По данным наших исследований,, наиболее часто в группе постоянно болеющих детей встречается патология лимфаденоидногб кольца глотки. В И1’,, случаев обнаружена гипертрофия небных миндалин (ГНМ) (причем II - III стейейей), глоточных миндалин (ГГМ) — 5%; доля хронического тонзиллита составляет — 12%; патология придаточных паЗух носа (синусит, фронтит, гайморит), затрудняющая полноценнее носовое дыхание — Й^и Стекание патологического секрета с )ийИй,а-лин глоточного кольца приводит к развитию поражений нижележащих отделов респираторного тракта и: развитию фарингитов, ларингитов и трахеитов [6]. Повторные Заражения и последствия Недолеченных предыдущих заболеваний способствуют формированию цовых очагов инфекции уже в бронхах, трахее, верхних отделах легких. Так, йз рецидивирующих хронических заболеваний 5% составляют фарингиты и ларингиты, 17% - бронхиты, трахеиты и трахеобронхиты (рис. 2).

Немалая роль в частом возникновении и развитии заболеваний р еспираторного тракта принадлежит наличию аллергии в анамнезе [4]. Изучение анамнеза жизни

таких детейнозволило птметить наличие признаков аллергической реактивности, проявляющейся В виде аллергических дерматозов, респираторного аллериза, рецидивирующей крапивницы, атопического дерматита, астматического бронхита и бронхиальной астмы. Распространенность этой патологии у часто болеющих детей составляет 7%, в то времякак у здоровых всего 3%.

Среди обследованных часто болеющих ОРЗ детей каждый второй имеет патологию ЛОР-органов. Значи-тельноешето занимают гипертрофические процессы глоточной и небной миндалин, хронические Очаги Инфекции во всех отделах респираторного тракта. В некоторых случаях затруднено Шшжое дыханиев связи с увеличениемтлоточных миндалин. Общая поражен-ность хроническими заболеваниями у младших школьников с возрастом имееттенденцию к увеличению.

СравнитаАьнаяхарактеристикауровня физического развития и физической подготовленности часто болеющих и Здоровых школьников проведена на основе изучения антропометрических показателей и опредег лениИуровня развития ведущих двигательных качеств.

Физическое развитие детей изучалось по обще-цринятымметодикам [2,3]. Исследовались и былиизу-чены следующие показатели: длина тела ( см), вес: тела (кг), окружность грудной клетки - ОГК (см), жизненная: емкость легких - ЖЕЛ (л), относительнаякисте-вая динаяойетрия (кг/кг). При оценке антропометрических признаков физического развития используют в большинстве случаев антропометрические стандарты для конкретных возрастных групп.

Проводя анализ полученных данных, можно сделать заключение о том, что показатели длины, массы тела, окружности грудной клетки в каждой возрастной группе мальчиков и девочек соответствует возрастным стандартам [3], но дети, страдающие частыми респираторными инфекциями, несколько отставэтот

своих сверстников в физическом развитии. Сравнение среднегрупповых результатов в обеихтруппахне выявило достоверных различий (Р>0,05).

Физическая подготовленность изучалась путем проведения несложных контрольных упражнений по Методике, предложенной В.И. Ляхом [8], котораяпо-ЗВОлила нам комплексно подойти к оценке физических качеств детей 8-10 лет.

При тестировании физических возможностей младших школьников оценивались такие показатели двигательных качеств как быстрота (бегНа 30м), гибкость (наклонвперед из положения сидя), скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места), координационные качества и скоростные способности (челночный бег 3*1 Ом), выносливость (6-мИНутный бег*) • Силовые способности определялись с помощью динамометрии кисти. Сравнительный анализ обгцего уровня физической подготовленности детей 8-10 лет выявил следующее. У здоровых мальчиков и девочек развитие физических качеств отличается в основном незначительно , причем у дев очек некоторые качества преобладают. Особенно это касается показателей гибкости. Среди часто болеющих детей у мальчиков большинство качеств развито значительно лучше, причем отличия довольно существенны. Это можно объяснить тем, что дети первойтруппы не имеют еще Четко выраженных половых различий в первую очередь в уровне физического развития. У детей группы риска довольно неоднозначная картина показателей физического развития, которые Несколько лучше у мальчиков, и это естественно отражается и на специфике развития двигательных Качеств мальчиков и девочек.

При оценке физических качеств часто болеющих и здоровых детей были выявлены наиболыпиеоТли-чия по показателям выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей (табл. 1,2).

Согласно литературным данным, сенситивный период в развитии скоростно-силовых качеств приходится: на возраст 8-14 лет [7,8]. В группе здоровых детейпока-затели развития скоростно-силовых качеств в возрасте 8летнаходятся в пределах «среднего» (причемприближены к верхней границе), а в 9-10 лет — в пределах «выше среднею». Значительной разницы в изучаемыхпоказателях между мальчиками и девочками выявлено не было. При оценке данного показателя Среди ЧБД было выявлено значительное отставание в: проявлении скоростносиловых качеств во все возрастные периоды и независимо от половых, различий. Сенситивным периодом для развития быстр оты движений является возраст от 6 до 13 лет. Она зависит отмногих факторов: от уровня развития быстроты какгенетического фактора, координационных способностей,, способности набирать максимальную скорость и от.лабильности нервных процессов, а также состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Половые различия, по данным авторов, до 12-летнего возраста невелики [3,7,8].

Результаты в беге на 30 м у ЗД находятся в пределах «средней» нормы и приближаются в :ее верхней границе во всех возрастных группах, а в группе ЧБД достоверно снижены (Р<0,001) у мальчиков и в меньшей стецени у девочек (Р<0,01) (рис.З). Это может быть обусловлено недостаточной силой мышц в связи с постоянной: гипокинезией, со сниженной: способностью перехода мышцы из расслабленного состояния в напряженное, нарушением анаэробного обмена в мышцах после перенесенных заболеваний.

Выносливость» на наш взгляд, наиболее полно отражает состояние двигательной подготовленности и об-щеесостояние организма, так как предъявляет большие требования к организму при выполнении мышечной

25

И и и ■

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс ■ чает сгга ОРЗ. %

Рис.1. Динамика заболеваемости ОРВИ ЧБД младшего школьного возраста

И Г нхгертокня набных :м кидал ин

■ Г нггертокня глоточных мнкдалкн

■ ?р. ТОНЗЮТШТ

□ инфекция пазух носа

22%

15% В фарингиты, ларингиты

Н бронхиты. траав иты

Рис. 2. Структура заболеваемости контингента ЧБД хроническими заболеваниями органов дыхания

работы на фоне утомления. Мышечная работа в данном случае обеспечивается за счет аэробного источника, пр едъявляются значительные требования к дыхательной и сердечно-сосудистой системам. По Данным литературы отмечено, что чем выше: мощность нагрузки, тем больше уровень потребления кислорода [12].

Показатели 6-минутного бега у здоровых школьников расположены в пределах «средние» и «выше среднего», значительныхотличий по половой принадлежности не наблюдается. Втруццё ЧБД имеютсязна-чимые отставания в результатах этого двигательного теста во всех возрастных группах (Р<0,01),ЧТо обусловлено: несовершенной координацией системы дыхания и: движений и, как следствие, недостаточным снабжением крови кислородом, увеличением МОК за счет неэкономичной работы сердца и ускорения ЧСС, низкими функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы (рис., 3).

При Сравнении среднегрупповых показателей выносливости среди мальчиков и дев очек отмечено , что у девочек выявлены значительные отставания от мальчиков во всех возрастных периодах) но больше всего ОнипроявляЮтся в возрасте 9 лет (Р<0,001 \ Это можст быть обусловлено большей гипокинезиейв сравнении с мальчиками и несовершенствомприспособительных механизмов сердечно-сосудистой системы к нагрузке.

При Оценке состояния здоровья детей за основу принимались следующие показатели:

В качестве критерия оценки уровня заболеваемости детей использовались два показателя;

- количество заболеваний простудного Характера за год;

- количество дней, пропущеНН'ьИ по болезни загод.

Для этой цели исследовались показатели заболеваемости детей за предыдущий год. По количеству заболеваний в год и количеству пропущенных по болезни: дней Часто болеющие дети существенно опережают здоровых сверстников, но с возрастом оба показателя снижаются в группе; ЧБД, а в группе ЗД остаются практически на одномуровне. При сравнении показателей мальчиков и девочек отмечалось, что в группе ЧБД девочки превосходят по количеству заболеваний и пропущенных дней мальчиков данной группы. Полученные результаты можно объяснить.тем, что, как правило, мальчики проводят большевремени на открытом воздухе, поэтому фак-

частста заболевав мосгн . %

20 15 ' 10 ' 5 п

*

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

*

6-минутный бег время, сек.

возраст, лет

Подтягивание

кол-вам

1200,00

1100,00 1000,00

900.00

800.00

700.00

600.00 500,00

8 9 Ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

возраст, лет

Бег 30 м

время, сек.

11.50 -

11,00 -

10.50 -10,00 -

9.50 -9,00 -

8.50 -

Челночный бег

кол-во раз,

14.00 |

12.00 1

10.00 4

8.00 4

6.00 -

4.00 -

2.00 4 0,00 4

возраст, лет

лет

8 9 10

возраст,

—#— здорвые мальчики —■— здоровые девочки

часто болеющие мальчики часто болеющие девочки

Рис. 3. Возрастная динамика показателей физической подготовленности здоровых и часто болеющих детей младшего школьного возраста

торы внешней среды оказывают закаливающее влияние на организм.

Для оценки функции внешнею дыхания определялись частота д ыхательных движений, тип дыхания, экскурсия грудной клетки, относительные и абсолютные величины ЖЕА, форсированная ЖЕА и проба Тиффнр, мощности вдоха и выдоха, гипоксическиё пробы Генчи и Штанге. Наряду с этим оценивалось ссетряние носового дыхания. Д ля оценки функционального состояния кардиореспираторной системы рассчитывался кардио-респираторный индекс Скибински, комплексный показатель выносливости дыхательной системы (КПВ).

В ходе провеДенныхисследОваний выявлёШ), что по в сем показателям функции внешнего дыхания часто болеющие дети: Отстают от здоровых. Результаты спирометрии выдоха у детей ЧБ респираторными заболеваниями имеют достоверные отличия в сравнении со здоровыми сверстниками, особенно ярко эти проявления заметны в возрасте 9-1 Олет (р<0,001) (рйе. 4). Уменьшение общей площади дыхательной поверхности может быть обусловлено снижением уровня активности дыхательных мышц, их детренированности, а в связи с этим ухудшением подвижности грудной клетки и диафрагмы,, Окружности: грудной клетки, то есть общего физического развития детей. ОтФ, в азою очередь, вызвано уменьшением общ ей физической активности детей.

При оценке бронхиальной проходимости: результаты в группе ЧБД значительно ниже в сравнении со здоровыми школьниками (Р<0,001), причем у мальчиков показатели выше, чем у девочек. Эту разницу можно объяснить особенностями дыхания, связанных с дифференциацией типов дыхания и более сильной дыхательной мускулатурой у мальчиков. Значительное отставание показателей мощности вдоха и

выдоха часто болеющих детей от здоровых, свидетельствует О б ухудшении бронхиальной проходимости, слабости мышц, участвующих в акте дыхания, снижении дренажной функции бронхов (рис. 4).

Оценивая устойчивость к недостатку кислорода, мы наблюдали, что длительность произвольной задержки дыхания у младших школьников 8-10 летзиачительно ниже условной:Нормыв обёих группах (Р<0,001). Наи* большее отставание выявлено у ЧБД в возрасте 8 лет, что говорит ёЩе о несовершенстве системы кровооб-ращения инизкой степени адаптации к внешним условиям?? возрастом продолжительность задержки дыхания на вдохе и выдохе закономерно увеличивается [1,3].

Сравнительный: анализ величин индекса СкибйН* ски и КПВ, отражающего состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем показал, что результаты в группе часто болеющих детей достоверно ниже, чему здоровых (Р<0,001).

Снижение, функциональных возможностей дыхательной мускулатуры, растяжимости легких и грудной клетки, бронхиальнойпрохоДимостиспосОбствуетуменъ-шению показателей ФЖЕЛ, пробыТиффно (Р<0,001).

В ходе Определения типа дыхания у школьников существенных различий: между ЧБД и ЗД отмечено Не было, в то время как по половозрастным признакам тип дыхания: существенно варьировался. Диафрагмальный тип дыхания отмёчаетеяпрёимущеетвен-но у мальчиков, причем с возрастом количество школьников с этим Типом дыхания увеличивается; смешанный тип дыхания у мальчиков в 10 летвстре-чается Значительно реже,чем в возрасте 7-8 лет. Грудного типа дыхания у них выявлено: не было,

У девочек отмечался: преимущественно смешан* iii.ni тип дыхания, далее, по распространенности,

3

♦ ♦ ♦ - 2,5'

1,5 11 0.5 щ. --

8 9 10 8 9 10

Возраст, лет Возраст, л^ т

, 8,00 —■— здооовые девочки

часто болеющие мальчики часто болеющие девочки

Рис. 4. Возрастная динамика показателей дыхательной функции у здоровых и часто болеющих детей младшего школьного возраста

встречалсятрудной тип дыхания. Диафрагмальный тип дыхания наблюдался у школьниц 7-10 лет в среднемв 15% случаев. Таким образом, у Мальчиков свозрастом формируется преимущественно диафрагмальный тип дыхания, а у девочек — смешанный и грудной, что соответствует общим биологическим закономерностям развития Организма здоровых: деТей.

Педагогические наблюдения показали, что у школьников часто отмечается нарушение нОойвоЮ дыхания. Более; подробное обследование учеников младших классов показало,, что у 37 % мальчиков и 54%: девочек 8-9 лет отмечено нарушение или отсутствие Носового дыхания. В 10-11 лет этот Показатель у ЗД несколько: снижается: и составляет 23%, а в группе ЧБД напротив увеличивается до 72%, что может быть обусловлено продолжительным:отеком слизистой оболочки НОса..

Заключение. Полученные в настоящих исследованиях результаты свидетельствуют о том, что возрастная динамика основных показателей функции внешнего дыхания часто болеющих младших школьников соответствует общим биологическим закономерностям развития здоровых детей. В тоже время во всех возрастных периодах у часто болеющих детей снижены легочные объемы, показатели мощности дыхательной мускулатуры и бронхиальной проходимости.

Среди обследованных, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями: деТёй, каждый второй имеет патологию АОР-органов. Значительное место занимают гипертрофичвекйепроцеССы глоточной и небной миндалин, хронические очаги инфекции во всех Отделах респираторного тракта. В некоторых: случаях затруднено носовое дыхание в связи с увеличением глоточных миндалин. Общая пораженидсть хроническими заболеваниями у младших школьников с возрастом имеет тенденцию к увеличению.

Полученные данные показывают, что проблема Часто болеющих детей до настоящего времени остается актуальной в плаве их соматического здоровья. В связи с этим возникает необходимость поиска ивне-дрения новых формоздоровления средствами физического воспитания. Мы предполагаем, что разработка методики физкультурно-оздоровительных занятий с часто болеющими детьми, основанная на использовании преимущественно дыхательных упражнений в преодолевающем режиме в сочетании с упражнениями в воде и элементами закаливания позволит улучшить функцию внешнею дыхания и повысить уровень резервных возможностей организма детей. Благодаря правильному подбору средств оздоровительной физической культуры можно избежать развития хронической инфекции дыхательных путей и сократить число заболеваний в течение учебного года.

Библиографический список

1. Альбицкий В.Ю. Часто болеющие дети /В.Ю. Аль-бицкий, А,А- Баранов, И.А. Камаев, М.А. Огнева,- Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2003, — 180 с.

2. Ананьева Н.А, Физическое развитие и адаптационные возможности школьников / Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская //Вестник Российской АМН, -1993,- Sfe 5. - С. 19 - 24.

3. Доскин В.А, Морфофункциональные Константы детского организма: Справочник /В. V Доскин, X. Келлер:, Н М. Мураенко, Р.В. Тонкова-Ямпольская. — М.: Медицина, 1997. — 288 щ

4. Земляникина-Огнева. М.Л, Синдром «Часто болеющий ребенок»* Профилактика и методы лечения /М-Л-Земляникина-ОгНева. — М,1 ЗАО Центрополиграф, 2006. - 125 с,

5. Круцевич Т.Ю. Моделирование гармоничности физического развития подростков /Т.Ю. Круцевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2002. - №4. - С,9-13.

6. Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях /З.С. Макарова, Л.Г. Голубева. — М.: Владос, 2004. — 270 с.

7. Аевушкин С,П. Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 7-17 лет с разными типами телосложения /С.П. Аевушкин //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - №6. — 2006, - С,2-5.

8. Лях В.И. Двигательные способности школьников, Основы теории и методика развития / В,И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.

9. Резолюция XI Конгресс педиатров России «Акту-альные проблемы педиатрии»{5-8 февраля 2007) http:/ /www.pediatr-russia.ru/pecliatr/kongressl 1/ rssol.html

10. Самсыгина Г.А, Проблемы патогенеза! диагное* тики и терапий /А.Г. Самсыгина //Педиатрия. — 2005. » РИ. - с, 66-73.

11. Таточенко В.К. Иммунопрофилактика/В.К. Та-точенко, Н.А, Озерецковский, — М.» 2001. — 86 с.

12. Хрущев С.В. Физическая культура детей с Заболеваниями органов дыхания: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /СВ Хрущев, О.И. Симонова. -М’.: Издательдкий центр «Академия», 2006. — 304 с<

ЧЕРВОНЦЕВА Ирина Валерьевна, преподаватель кафедры теории и методики физической реабилитации ТРЕЩЕВА О.Л.

Дата поступления статьи в редакцию: 18.06.2007 г.

© Червонцева И.В., Трещева О.Л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.