Меденцева Н.П. старшийпреподаватель Ташкентский университет информационных технологий
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Статья посвящена освещению основных социальных и лингвистических аспектов речи, а также совершенствованию культуры устной и письменной речи в будущей профессиональной деятельности студентов.
Ключевые слова: устная речь, письменная речь, культура речи, языковая норма, коммуникативные качества.
Medentseva N.P. senior teacher
Tashkent University of Information Technologies
SOCIAL ASPECTS OF IMPROVING STUDENTS' ORAL AND WRITTEN
SPEECH
Abstract. The article is devoted to covering the main social and linguistic aspects of speech, as well as improving the culture of oral and written speech in the future professional activities of students.
Key words: oral speech, written speech, speech culture, language norm, communicative qualities.
Речь является неотъемлемым элементом взаимодействия в обществе. Без речи человек не имел бы возможности получать и передавать информацию. Действительно, если человек владеет речью, если умеет говорить доходчиво, логично и убедительно, - он легко устанавливает контакты с людьми, уверенно чувствует себя в жизненных ситуациях, добивается успехов во многих делах. Без письменной речи человек не мог бы узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.
Звовзников А.А. считает, что в речевой коммуникации реализуется «языковое существование» человека в обществе и люди, которые обладают высоким уровнем языковой компетенции, занимают лидирующие позиции в социуме и оставляют своеобразный центр лингвокультурного сообщества. Личности, у которых компетенции развиты в меньшей степени, образуют «средний уровень» и «периферию» [4].
Безусловно, задачей преподавателей вузов является совершенствование устной и письменной речи студентов с расширения их будущих профессиональных возможностей и обучения ориентации на социокульурный уровень слушателей.
Дылыкова Ц.Д. определяет речь как «средство выражения мыслей и чувств. Это показатель нашего интеллекта, наших способностей, нашей работы над собой. По тому, как мы говорим, наши собеседники делают вывод, кто мы такие, так как речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает его личность» [3].
От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное влияние на слушателей. Ведь речь может быть доходчивой - неясной, правильной - небрежной, уместной - неуместной, логичной - нелогичной, выразительной - сухой, богатой - бедной, самобытной - штампованной, убедительной -неубедительной.
Основным критерием культуры речи является нормативность. Это умение точно, в соответствии с нормами литературного языка выражать мысли, без употребления жаргонных, диалектных и просторечных слов [1].
Важно ли для студента, а в дальнейшем - и дипломированного специалиста, независимо от его специализации, владеть культурой речи? Безусловно, важно. Для будущего специалиста умение хорошо говорить - это прямая профессиональная необходимость.
Культура речи любого специалиста предполагает, кроме знаний норм официально-делового стиля, письменной речи, также знание норм устных публичных выступлений. Публичная речь требует богатства словаря, так как она обращена непосредственно к живым людям. Поэтому культура публичной речи - это такое мотивированное использование языкового материала, которое является оптимальным для данной ситуации и содержания речи. Речь должна быть такой, чтобы она привлекала внимание, наилучшим образом содействовала убеждению.
Таким образом, специалистам важно понимать, что в настоящее время проблема культуры речи является достаточно серьезной и актуальной, поскольку набирает широкое распространение в последнее время. В связи с постоянными изменениями необходимо безостановочно повышать знания, навыки, самосовершенствоваться. Специалисты в любой области должны развивать в себе все ценные коммуникативные качества, которые помогут им сделать свою речь правильной, доступной, логичной и, что не менее важно, доказательной. Кроме того, в целях повышения культуры речи можно использовать и такие способы, как чтение форумов, прослушивание специальных радио и телепередач, чтение научных и публицистических материалов, работа со словарями, анализ текстов.
Для оформления текстов письменной речи можно следовать нескольким правилам:
• Повторение коротко сформулированной темы предыдущего предложения создает связный текст. Особенно это помогает при работе с предложениями, содержащими развернутые предикативные фразы.
• Чтобы упростить построение логической связи с последующим предложением, в нем следует повторить хотя бы одно слово из предыдущего предложения или включить лексико-семантический заменитель его темы (например, близкий синоним или местоимение).
• Каждое последующее предложение аналогично должно повторять или заменять одно слово из предыдущего предложения, чтобы создать четкую связную цепочку элементов повествования.
Совершенствование устной и письменной речи требует усилий и времени. Студентам не следует ошибочно полагать, что речевые навыки формируются «сами собой». Повышение уровня культуры устной и письменной речи - это одно из главных условий повышения качества профессиональной деятельности будущего специалиста в социуме.
Использованные источники:
1.Аверьянова М.Ю. Культура речи в профессиональной деятельности юриста // Актуальные проблемы права и управления глазами молодежи. - 2014 - С.9-10
2.Абаева Н. Ч., Меденцева Н. П. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УСТНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ //Новости образования: исследование в XXI веке. - 2023. - Т. 1. - №. 11. - С. 251-254.
3.Дылыкова Ц.Д. К вопросу речевой культуры юриста // Проблемы гражданского общества и правового государства. - 2016. - №1 - С.25-29 4.Звозников А.А. Социальные аспекты речевой коммуникации. https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/95961/1/Tereschenko%20p.68-76.pdf
5.Канафина М.А. Профессиональная речь юриста // Наука и современность. -2015. - №36 - С.154-159
6.Кислякова М.Г., Горелов И.Ю. Культура речи как составная часть профессиональной деятельности юриста. -«Форум молодых ученых», Донецк, 2020
7.Меденцева Н. П. Инфографика на занятиях по культуре речи как инструмент конвергенции информации, полученной из медиаисточников //Инновационные педагогические технологии. - 2017. - С. 74-75
8.Меденцева Н. П. Задачи образовательных учреждений в формировании правового сознания молодежи //Образование и воспитание. - 2015. - №. 5. -С. 4-6.
9.Чурсина Г.В. Основы профессиональной речи юриста // Актуальные проблемы социально-экономической политики на современном этапе. - 2015 - С.33-36.