Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ (ЯЗЫКОВАЯ) КОМПЕТЕНЦИЯ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / СТУДЕНТ / УСТНАЯ РЕЧЬ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зольникова Н. Н., Ермакова Е. Н., Юздова Л. П.

Введение. Формирование коммуникативной компетенции на современном этапе - одно из важнейших направлений образовательного процесса. Для эффективной деятельности в этом направлении постоянно требуются все новые и новые формы и приемы обучения, важной остается практикоориенированность освоения компетенции. В статье рассматривается формирование коммуникативной компетенции в вузе в процессе учебной практики по устной и письменной речи. Формирование коммуникативной компетенции, а также ее основной составляющей лингвистической, или языковой, компетенции - сложная задача, которая решается на протяжении всего курса обучения в вузе и далее в процессе всей жизни человека. Формировать коммуникативную компетенцию, совершенствовать владение ей можно эффективно в процессе учебной практики по устной и письменной речи. Занятия по дисциплине «Учебная практика (по устной и письменной речи)» основаны на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении студентами ряда дисциплин, среди которых «Педагогическая риторика», «Основы педагогического мастерства», а также «Учебная практика (ознакомительная)», Учебная практика (введение в профессию)». Преследуя цель формирования и совершенствования у студентов коммуникативной компетенции, в частности, ее основной составляющей - лингвистической (языковой) части компетенции, в процессе учебной практики по устной и письменной речи мы решаем следующие задачи: во-первых, формируем и совершенствуем у студентов навыки устной и письменной речи, способность понимать речь на слух, адекватно реагировать на реплики собеседника в процессе общения, во-вторых, закладываем и отрабатываем у студентов основы языковых навыков в области произношения, чтения, письма, грамотного структурного оформления устной и письменной речи. Материалы и методы. Основным методом исследования явился метод диагностического исследования, приемами которого являются наблюдение, тестирование, устный и письменный опросы. Этот метод позволил диагностировать уровень развития письменной и устной речи у студентов, подобрать эффективные виды работ для ее совершенствования. В процессе учебной практики использовались субъектный, деятельностный и системный подходы, которые обеспечили возможность работать в группе с каждым студентов индивидуально; позволили изучить проблему формирования коммуникативной компетенции в комплексе (целостно), и методы, среди них словесные (лекция, беседа, дискуссия и др.), практические (упражнение, сочинение, изложение и др.), методы самостоятельной работы. Результаты. Дано определение понятиям «компетенция», «коммуникативная компетенция»; сформулированы факторы, увеличивающие эффективность формирования коммуникативной компетенции у студентов в процессе прохождения учебной практики по устной и письменной речи. В процессе прохождения учебной практики по устной и письменной речи получены определенные результаты по освоению студентами коммуникативной компетенции: 1. Выявлены проблемные зоны в процессе формирования коммуникативной компетенции. 2. Получены индивидуальные и групповые итоги освоения коммуникативной компетенции студентами. 3. У всех студентов без исключения отмечен прогресс в освоении коммуникативной компетенции. Обсуждение. Формировать коммуникативную компетенцию, в частности, лингвистическую, языковую ее часть, эффективно в процессе учебной практики по устной и письменной речи. Прохождение дисциплины «Учебная практика (по устной и письменной речи)» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении студентами дисциплин «Педагогическая риторика», «Основы педагогического мастерства», а также в процессе «Учебной практики (ознакомительной)», «Учебной практики (введение в профессию)». «Учебная практика (по устной и письменной речи)» формирует знания, умения и компетенции, готовя освоение дисциплины «Педагогическая конфликтология», далее помогает успешно пройти «Учебную практику (общественно-педагогическую)». Безусловно, «язык - это возможность личностного саморазвития и самосовершенствования» [1, 109], поэтому учебная практика по устной и письменной речи важна на первых курсах вузовского образования. Цель учебной практики по устной и письменной речи - формирование у студентов коммуникативной компетенции. Для этого в процессе работы решаем задачи формирования у студентов навыков устной и письменной речи, способности понимать речь на слух, адекватно реагировать на речь собеседника в процессе общения с ним, а также формируем у студентов основы языковых навыков в области произношения, чтения, письма, грамотного структурного оформления устной и письменной речи. Эти задача решаются только в процессе целенаправленной систематической, находящейся под контролем преподавателя и студента работы. Заключение. Для формирования коммуникативной компетенции требуются значительные усилия, разнообразные виды деятельности, систематичность и практикоориентированость. Учебная практика нацелила студентов на продолжение работы по формированию и совершенствованию навыков коммуникации в сфере устной и письменной речи. В итоге освоения компетенции обучающийся становится компетентным в области норм русского языка; культурно-исторических реалий, норм этикета; способен применять полученные знания в процессе письма и речи на русском языке; понимать речь, уметь вычленить основную мысль, пересказать текст; владеет базовыми навыками чтения, говорения и письма на русском языке; основными коммуникативными грамматическими структурами, наиболее употребительными в письменной и устной речи. Основные положения: В итоге освоения коммуникативной компетенции обучающийся: - cтановится более компетентным в области норм русского языка; культурно-исторических реалий, норм этикета; - cпособен применять полученные знания в процессе письма и речи на русском языке; - умеет понимать речь, вычленить основную мысль, пересказать текст; - владеет базовыми навыками чтения, говорения и письма на русском языке; - владеет основными коммуникативными грамматическими структурами, наиболее употребительными в письменной и устной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зольникова Н. Н., Ермакова Е. Н., Юздова Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE PROCESS OF TRAINING PRACTICE

Introduction. The formation of communicative competence at the present stage is one of the most important areas of the educational process. For effective activity in this direction, more and more new forms and methods of training are constantly required, the practice-oriented development of competence remains important. The article deals with the formation of communicative competence at the university in the process of educational practice in oral and written speech. The formation of communicative competence, as well as its main component of linguistic, or language competence, is a complex task that is solved throughout the entire course of study at a university and further in the process of a person’s entire life. It is possible to form communicative competence and improve its possession effectively in the process of educational practice in oral and written speech. Classes in the discipline “Educational practice (in oral and written speech)” are based on the knowledge, skills and abilities acquired by students in the study of a number of disciplines, including “Pedagogical rhetoric”, “Fundamentals of pedagogical skills”, and also “Educational practice (introductory)”, “Educational practice (introduction to the profession)”. In pursuit of the goal of forming and improving students' communicative competence, in particular, its main component - the linguistic (linguistic) part of competence, in the process of educational practice in oral and written speech, we solve the following tasks: firstly, we form and improve students' oral and written speech, the ability to understand speech by ear, adequately respond to the interlocutor's remarks in the process of communication, and secondly, we lay and work out the basics of language skills in students in the field of pronunciation, reading, writing, competent structural design of oral and written speech. Materials and methods. The main method of research was the method of diagnostic research, the methods of which are observation, testing, oral and written surveys. This method made it possible to diagnose the level of development of written and oral speech among students, to select effective types of work for its improvement. In the process of educational practice, subjective, activity and system approaches were used, which provided the opportunity to work in a group with each student individually; made it possible to study the problem of the formation of communicative competence in a complex (holistically), and methods, among them verbal (lecture, conversation, discussion, etc.), practical (exercise, composition, presentation, etc.), methods of independent work. Results. The definition of the concepts "competence", "communicative competence" is given; factors are formulated that increase the effectiveness of the formation of communicative competence among students in the process of passing educational practice in oral and written speech. In the process of passing the educational practice in oral and written speech, certain results were obtained on the development of communicative competence by students: 1. Identified problem areas in the process of formation of communicative competence. 2. Individual and group results of mastering communicative competence by students were obtained. 3. All students, without exception, showed progress in mastering communicative competence. Discussion . To form communicative competence, in particular, its linguistic, linguistic part, is effective in the process of educational practice in oral and written speech. The passage of the discipline "Educational practice (in oral and written speech)" is based on the knowledge, skills and abilities acquired by students in the study of the disciplines “Pedagogical rhetoric”, “Fundamentals of pedagogical skills”, as well as in the process of “Educational practice (intro-ductory)”, “Educational practice (introduction to the profession)”. “Educational practice (in oral and written speech)” forms knowledge, skills and competencies, preparing the development of the discipline "Pedagogical conflictology", then helps to successfully pass the “Educational practice (social and pedagogical)”. Undoubtedly, “language is an opportunity for personal self-development and self-improvement” [1, 109], therefore, educational practice in oral and written speech is important in the first years of university education. The purpose of the training practice in oral and written speech is the formation of students' communicative competence. To do this, in the process of work, we solve the problems of forming students' skills of oral and written speech, the ability to understand speech by ear, adequately respond to the speech of the interlocutor in the process of communicating with him, and also form the basics of language skills in students in the field of pronunciation, reading, writing, literacy structural design of oral and written speech. These tasks are solved only in the process of purposeful systematic work under the control of the teacher and the student. Conclusion. The formation of communicative competence requires significant efforts, a variety of activities, systematic and practice-oriented. Educational practice aimed students at continuing work on the formation and improvement of communication skills in the field of oral and written speech. As a result of mastering the competence, the student becomes competent in the field of the norms of the Russian language; cultural and historical realities, norms of etiquette; is able to apply the acquired knowledge in the process of writing and speaking in Russian; understand speech, be able to isolate the main idea, retell the text; possesses basic skills of reading, speaking and writing in Russian; the main communicative grammatical structures most commonly used in written and oral speech. Highlights: As a result of mastering communicative competence, the student: Becomes more competent in the field of Russian language norms; cultural and historical realities, norms of etiquette; Able to apply the acquired knowledge in the process of writing and speaking in Russian; Able to understand speech, isolate the main idea, retell the text; Possesses basic skills of reading, speaking and writing in Russian; Owns the basic communicative grammatical structures, the most common in written and oral speech.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ»

Научная статья УДК 372.881.161.1 ББК 74.48

DOI 10.25588/CSPU.2021.166.6.008

Н. Н. Зольникова1, Е. Н. Ермакова2, Л. П. Юздова3

:ORCID № 0000-0002-1044-1622 Кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет, г. Тобольск, Российская Федерация.

E-mail: n.n.zolnikova@utmn.ru

2ORCID № 0000-0002-6454-6745 Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет,

г. Тобольск, Российская Федерация. в

E-mail: ermakova25@yandex.ru ^

1

3ORCID № 0000-0001-5309-3835 §

Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, |

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, *

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, |

г. Челябинск, Российская Федерация. |

E-mail: uzdovalp@cspu.ru 1

I

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОМ |

о Й

КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

лингвистической, или языковой, компетенции — сложная задача, которая решается

Аннотация §

Введение. Формирование коммуникативной компетенции на современ- 1| ном этапе — одно из важнейших направлений образовательного процесса. Для

л

эффективной деятельности в этом направлении постоянно требуются все новые и 5 новые формы и приемы обучения, важной остается практикоориенированность освоения компетенции. В статье рассматривается формирование коммуникативной

3 о

компетенции в вузе в процессе учебной практики по устной и письменной речи. л Формирование коммуникативной компетенции, а также ее основной составляющей е

л

на протяжении всего курса обучения в вузе и далее в процессе всей жизни человека. § Формировать коммуникативную компетенцию, совершенствовать владение ей

з

можно эффективно в процессе учебной практики по устной и письменной речи. За- а нятия по дисциплине «Учебная практика (по устной и письменной речи)» осно- ^ ваны на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении студентами ряда и

@ Зольникова Н. Н., Ермакова Е. Н., Юздова Л. П., 2021

дисциплин, среди которых «Педагогическая риторика», «Основы педагогического мастерства», а также «Учебная практика (ознакомительная)», Учебная практика (введение в профессию)».

Преследуя цель формирования и совершенствования у студентов коммуникативной компетенции, в частности, ее основной составляющей — лингвистической (языковой) части компетенции, в процессе учебной практики по устной и письменной речи мы решаем следующие задачи: во-первых, формируем и совершенствуем у студентов навыки устной и письменной речи, способность понимать речь на слух, адекватно реагировать на реплики собеседника в процессе общения, во-вторых, закладываем и отрабатываем у студентов основы языковых навыков в области произношения, чтения, письма, грамотного структурного оформления устной и письменной речи.

Материалы и методы. Основным методом исследования явился метод диагностического исследования, приемами которого являются наблюдение, тестирование, устный и письменный опросы. Этот метод позволил диагностировать уровень развития письменной и устной речи у студентов, подобрать эффективные виды работ для ее совершенствования.

В процессе учебной практики использовались субъектный, деятельност-ный и системный подходы, которые обеспечили возможность работать в группе с каждым студентов индивидуально; позволили изучить проблему формирования коммуникативной компетенции в комплексе (целостно), и методы, среди них словесные (лекция, беседа, дискуссия и др.), практические (упражнение, сочинение, изложение и др.), методы самостоятельной работы.

Результаты. Дано определение понятиям «компетенция», «коммуникативная компетенция»; сформулированы факторы, увеличивающие эффективность формирования коммуникативной компетенции у студентов в процессе прохождения учебной практики по устной и письменной речи. | В процессе прохождения учебной практики по устной и письменной речи

дз получены определенные результаты по освоению студентами коммуникативной

^ компетенции: .

^ 1. Выявлены проблемные зоны в процессе формирования коммуникатив-

ной компетенции.

2. Получены индивидуальные и групповые итоги освоения коммуникативной компетенции студентами.

3. У всех студентов без исключения отмечен прогресс в освоении комму-^ никативной компетенции.

^ Обсуждение. Формировать коммуникативную компетенцию, в частности,

лингвистическую, языковую ее часть, эффективно в процессе учебной практики по § устной и письменной речи. Прохождение дисциплины «Учебная практика (по уст-д, ной и письменной речи)» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных $ при изучении студентами дисциплин «Педагогическая риторика», «Основы педаго-

^ гического мастерства», а также в процессе «Учебной практики (ознакомитель-

ной)», «Учебной практики (введение в профессию)».

«Учебная практика (по устной и письменной речи)» формирует знания, умения и компетенции, готовя освоение дисциплины «Педагогическая конфликтология», далее помогает успешно пройти «Учебную практику (общественно-педагогическую)». Безусловно, «язык — это возможность личностного саморазвития и самосовершенствования» [1, 109], поэтому учебная практика по устной и письменной речи важна на первых курсах вузовского образования.

Цель учебной практики по устной и письменной речи — формирование у студентов коммуникативной компетенции. Для этого в процессе работы решаем задачи формирования у студентов навыков устной и письменной речи, способности понимать речь на слух, адекватно реагировать на речь собеседника в процессе общения с ним, а также формируем у студентов основы языковых навыков в области произношения, чтения, письма, грамотного структурного оформления устной и письменной речи. Эти задача решаются только в процессе целенаправленной систематической, находящейся под контролем преподавателя и студента работы.

Заключение. Для формирования коммуникативной компетенции требуются значительные усилия, разнообразные виды деятельности, систематичность О

Л

и практикоориентированость. Учебная практика нацелила студентов на продол- | жение работы по формированию и совершенствованию навыков коммуникации в з сфере устной и письменной речи. В итоге освоения компетенции обучающийся

о

§

а|

становится компетентным в области норм русского языка; культурно-историче- е

ских реалий, норм этикета; способен применять полученные знания в процессе § письма и речи на русском языке; понимать речь, уметь вычленить основную 1 мысль, пересказать текст; владеет базовыми навыками чтения, говорения и ни

письма на русском языке; основными коммуникативными грамматическими а

и

в н

о

к

§

структурами, наиболее употребительными в письменной и устной речи.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция; лингвистическая (языковая) компетенция; письменная речь; студент; устная речь; учебная практика.

Основные положения: §

В итоге освоения коммуникативной компетенции обучающийся:

- становится более компетентным в области норм русского языка; куль- » турно-исторических реалий, норм этикета; 1

- способен применять полученные знания в процессе письма и речи на русском языке;

- умеет понимать речь, вычленить основную мысль, пересказать текст; ^

- владеет базовыми навыками чтения, говорения и письма на русском »

ес

языке; с

е

- владеет основными коммуникативными грамматическими структу- ч

рами, наиболее употребительными в письменной и устной речи. |

о

ЙС

1 Введение (Introduction) ^

а

В последние годы российская система образования претерпевает s

а

значительные изменения, одно из которых — процесс переориентации 1

обучения со «знаниевого» подхода на компетентностный. Это объясняется тем, что важную роль в образовании приобретает ориентация на личность и её способности.

Смысл компетентностного подхода заключается в развитии у учащихся способности самостоятельного решения проблем в различных областях, видах деятельности, ситуациях. Данный подход не приравнивается к традиционному комплексу, основанному на триединстве знаний, умений, навыков; он является своего рода связующим звеном между его компонентами. В качестве главного результата компетентностный подход в обучении предполагает формирование и развитие компетенций. В связи с этим понятие «компетенция» сегодня стало одним из ключевых в дидактике. Одной из ключевых в обучении является коммуникативная компетенция. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения эта компетенция предполагает умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Формирование общих и профессиональных компетенций — основа для реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения. Компетенции взаимосвязаны друг с другом, «все компетен-^ ции выстраиваются в определенной иерархии, на вершине которой всегда находятся ключевые (базовые, общие, метапредметные, универсальные) компетенции, которые многофункциональны, надпредметны и многомерны [2, 18], среди таких важнейших компетенций как для профессионального развития, так и для развития личности в целом — коммуникативная компетенция, в частности, лингвистическая (языковая). Без освоения этой компетенции нет специалиста. Мы придерживаемся точки зрения ученых, которые лингвистическую (языковую) компетенцию ^ вводят в состав коммуникативной компетенции. Человек, обладающий

а

«о

о

«

а

I

а

«о §

и н ь

I

умением общаться в устной и письменной форме на родном языке, способен в определенной мере эффективно осуществлять коммуникацию. В состав коммуникативной компетенции, кроме компетенции лингвистической (языковой), входят социокультурная компетенция (знание этикета, традиций, правил общения), стратегическая и дискурсивая компетенция (организация коммуникации, постановка и реализация цели и задач), социальная компетенция (готовность и способность к осуществлению коммуникации).

В целом под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

2 Материалы и методы (Materials and methods) о

рм

В процессе подготовки и написания статьи применялись при- и

ро

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

емы наблюдения, тестирования, устного и письменного опросов, пред- а

ни

ставляющие метод диагностического исследования, позволивший нам е

к

о

диагностировать уровень развития письменной и устной речи у студен- м

у

тов и подобрать эффективные виды работ для ее совершенствования. В и

ка

учебной практике использовались различные подходы (субъектный, т

деятельностный и системный), обеспечившие возможность работать с

каждым студентом индивидуально. Учитывая тот факт, что характер

познавательной деятельности человека отражает уровень самостоял

тельной деятельности учащихся, в исследовании также точечно ис- J

ии

пользовались объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский методы.

3 Результаты (Results) р Осуществляя деятельность по формированию коммуникативной

о

е

с се

компетенции у студентов вуза, используя различные приемы, методы, у

че

подходы, отмечаем их результативность. Значительное место среди сло- н

о

весных методов обучения студентов мы отвели учебной дискуссии, глав- я

ра

ное назначение которой заключается в стимулирование познавательного кт интереса, вовлечении студентов в активное обсуждение разных точек ки

а в

о

д

со

зрения по какой-либо проблеме. Учебные дискуссии помогают раскрепощению обучающихся в процессе формирования компетенции, побуждают их к осмыслению и аргументации позиций участников дискуссии. В процессе практики было просмотрено более десяти короткометражных фильмов («Сто шагов», «Автобус», «Собачий день» и др.), отражающих серьезные нравственные проблемы. В дискуссии обсуждались позиции персонажей, героев, нередко кардинально противоположные, студентам предлагалось встать на позиции участников, выявить аргументацию поступков и мнений, высказать свою позицию. Перед проведением учебной дискуссии проводилась предварительная подготовка в содержательном плане, выявлялись не менее двух противоположных мнений, позиций по обсуждаемой проблеме. Отмечаем, что без понимания смысла фильма учебная дискуссия становится бессмысленной. В ходе проведения учебных дискуссий студенты учились ясно и точно формулировать мысли, строить систему аргументированных доказательств, мыслить, спорить, доказывать свою правоту.

В процессе формирования компетенции были решены следующие задачи:

1. У студентов продолжилось формирование навыков устной и письменной речи, способности понимать речь на слух и адекватно реагировать в процессе общения на реплики собеседника.

2. Формировались основы языковых навыков в области произ-

§

ношения, чтения, письма, грамотного структурного оформления уст-

ной и письменной речи.

В итоге прохождения практики студент осваивал следующие компетенции: ПК-1 (Способен осваивать и использовать базовые ^ научно-теоретические знания и практические умения по преподаваемому предмету в профессиональной деятельности (ПК-1.1 Знает содержание, особенности и современное состояние, понятия и категории, тен-. денции развития соответствующей профилю научной (предметной) ^ области; закономерности, определяющие место соответствующей науки

в общей картине мира; принципы проектирования и реализации общего и (или) дополнительного образования по предмету в соответствии с профилем обучения; ПК-1.2 Умеет применять базовые научно-теоретические знания по предмету и методы исследования в предметной области; осуществляет отбор содержания, методов и технологий обучения предмету (предметной области) в различных формах организации образовательного процесса; ПК-1.3 Владеет практическими навыками в предметной области, методами базовых научно-теоретических представлений для решения профессиональных задач).

В итоге освоения компетенции обучающиеся стали более компетентным в области норм русского языка; культурно-исторических реалий, норм этикета; откорректировали способность применять получен- О

1 О

о № а ж

л *

о

ные знания в процессе письма и речи на русском языке; смогли более адекватно понимать речь, уметь вычленить основную мысль, пересказать текст; владеть базовыми навыками чтения, говорения и письма на русском языке; основными коммуникативными грамматическими

структурами, наиболее употребительными в письменной и устной речи. 1

а

То, что студенты в определенной мере освоили компетенцию, ~

было выявлено в процессе проведения двух срезов — констатирующего О

*

О

(начального) и контрольного (заключительного). Было выявлены улучшенные показатели по следующим параметрам: умение выразить свою

Л

позицию в соответствии с логикой и нормами современного русского К

1

языка, умение пересказывать текст, умение писать эссе, умение видеть и исправлять речевые ошибки письменной и устной речи других.

В целом, мы пришли к выводу, что для достижения более полно- ^ ценного результата необходимо построить такую систему обучения, которая бы обеспечила систематичность, доступность и прочность знаний.

о -к

Л

о о

Л

V

Л

Включаясь в процесс говорения, мы передаем информацию, задаем во- ж

о

просы, предлагаем, аргументируем, выражаем свои чувства, желания и ^

а

надежды. Эти навыки нужно изучать и доводить до автоматизма. *

Следует отметить, что на каждом уровне развития профессиональ- §

а

«о

о

со

&3

ной компетентности личность должна быть изучена как целостная, обладающая квалификационными характеристиками. Анализ компонентов процесса развития компетенций персонала сквозь призму целостного подхода, целостных представлений позволит выявить целостные свойства каждого компонента системы, к которым можно отнести, в первую очередь, свойства, обеспечивающие включения каждого явления в систему более высокого порядка, на основе выполнения в этой системе определенных функций. Однако отметим, что работа по формированию коммуникативной компетенции не завершена и не может быть завершена на протяжении короткого отрезка времени в связи с тем, что всегда необходимо учитывать условия коммуникации, а не только обладать умением говорить и писать в соответствии с нормами.

4 Обсуждение (Discussion)

Формирование коммуникативной, в частности, лингвистической (языковой) компетенций, продолжается на протяжении всей жизни человека. Одна из площадок формирования коммуникативной (в частности, лингвистической (языковой) компетенции) — учебная практика по устной и письменной речи. Она относится к учебным практикам, проводимым в образовательной организации, в университете. Наше исследование проводилась на базе специальности «Педагогическое образование». Учебная практика (по устной и письменной речи) относится к части, формируемой участниками образовательных отношений, Блока 2

§

1=3

fej «Практика» основной профессиональной образовательной программы

по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (уровень образования «бакалавр»), направленность профиля: «Начальное образование. Английский язык»; ^ «Начальное образование. Дошкольное образование». Отметим, что прохождение «Учебной практики (по устной и письменной речи)» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении обучающимися дисциплин: «Педагогическая риторика», «Основы педагогичес-. кого мастерства», а также в процессе проведения практик: «Учебная

практика (ознакомительная)», Учебная практика (введение в профессию)». В свою очередь «Учебная практика (по устной и письменной речи)» формирует знания, умения и компетенции, подготавливая освоение дисциплины «Педагогическая конфликтология», далее помогает успешно пройти «Учебную практику (общественно-педагогическую)».

Цель «Учебной практики (по устной и письменной речи)» — формирование у студентов лингвистической и коммуникативной компетенций. Для этого в процессе работы решаем задачи формирования у студентов навыков устной и письменной речи, способности понимать речь на слух, адекватно реагировать на речь собеседника в процессе общения с ним, а также формируем у студентов основы языковых

навыков в области произношения, чтения, письма, грамотного струк- О

1 О

о № а ж

л *

о

турного оформления устной и письменной речи. Эти задачи решаются только в процессе целенаправленной систематической, находящейся под контролем преподавателя и студента работы.

В итоге прохождения практики студент в определенной мере способен использовать базовые научно-теоретические знания и прак- * тические умения по преподаваемому предмету в профессиональной де- ^ ятельности, так как познакомился с содержанием, особенностями и со- О

временным состоянием, с понятиями и категориями, тенденциями разви- §

к

тия соответствующей профилю научной (предметной) области; законо- л мерностями, определяющими место соответствующей науки в общей

1

картине мира; принципами проектирования и реализации общего и (или) дополнительного образования по предмету в соответствии с профилем обучения и, конечно, владеет практическими навыками в предметной об- ^ ласти. В итоге освоения компетенции обучающийся становится компетентным в области норм русского языка; культурно-исторических реа-

о -к

№ о о №

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лий, норм этикета; способен применять полученные знания в процессе ж

о

письма и речи на русском языке; понимать речь, уметь вычленить основ- к

а

ную мысль, пересказать текст; владеет базовыми навыками чтения, го- * ворения и письма на русском языке; основными коммуникативными §

а в о д

ср

а в о к а

I

&3

грамматическими структурами, наиболее употребительными в письменной и устной речи. Констатировать факт и степень освоения студентами коммуникативной компетенции помогли круглые столы, посвященные педагогическим темам, в частности «Вовлечение родителей в процесс образования и воспитания ребенка», «Вредные привычки и методика борьбы с ними», «Сущность духовно-нравственного воспитания в семье», «Оказание педагогической помощи детям из группы риска» и др.

В самом начале для студентов был проведен инструктаж, или установочная конференция по учебной практике по устной и письменной речи. Отмечается, что в результате прохождения практики студенты должны освоить, приобрести ряд навыков и компетенций. Студент должен отработать правила и навыки грамотного письма и устной речи, правила организации речевой деятельности в соответствии с коммуникативной ситуацией. Студенту необходимо знать и учитывать этические нормы, которые регулируют взаимоотношения людей в обществе. Студент должен учиться логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь. Отмечается, что в ходе практики используются различные виды работы с устной и письменной речью. Задания из года в год проведения практики могут варьироваться, но все они направлены на то, чтобы студент научился применять навыки практического анализа в различного рода рассуждениях, мог демонстрировать навыки

Ю 1=3

и опыт речевой деятельности в различных ситуациях, прежде всего, в своей будущей профессиональной деятельности. Студент знакомится с теоретической программой практики, в которую входят следующие темы: Современный русский литературный язык, его признаки. Куль-^ тура речи, ее признаки. Нормы современного русского языка. Функциональные стили. Оратор и его аудитория. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, инфор-^ мативность и выразительность публичной речи. Оформление деловых

бумаг: протокол, заявление, акты, служебная записка, объяснительная записка и др. Понятие, суждение, умозаключение как виды абстрактного мышления. Понятие «Коммуникативные качества речи». Также студент знакомится с видами и формами практической деятельности, которой ему предстоит заниматься в процессе практики: анализ текстов с позиции соответствия нормам; исследование речевого оформления стендов вуза; написание изложений различного вида; написание эссе; пересказ текста; подготовка докладов по предложенным темам; составление документов делового стиля (протокол, заявление, служебная записка, докладная записка, акт передачи дел и т. д.); устное сочинение и др.

Основное внимание в процессе прохождения учебной практики уделяется культуре речи студентов. По уровню культуры речи опреде- О

а

ляется уровень общего развития человека, уровень духовной культуры. Под культурной речью понимается грамотность, знание и соблюдение языковых норм, употребление лексических и фразеологических средств в соответствии с нормами стилистики. Культурная речь характеризуется признаками: правильностью, богатством, разнообразием, 1

ка

выразительностью, чистотой. Для того чтобы совершенствовать речь, л

нужно много читать, расширять свой кругозор и пополнять лексикон. о

о к

о

Повышение уровня культуры способствует и повышению культуры речи, культура речи необходима для образованного, культурного чело-

ния четко и ясно сформулировать мысль, использовать языковые формы в соответствии с логикой и точностью. Часто употреблялись

а о

№ а

н

и е

к о

века. Можно говорить не только о культуре речи, но и в целом о куль- К

и

и

туре человека, о культуре нации. Формировать коммуникативную компетенцию продуктивно можно на материалах текстов культуры [3].

Студенты под руководством преподавателя фиксируют соб- а ственные ошибки и неточности с целью постоянной работы по их устранению. Ошибки допускались в области нормированности речи,

о

к е

с

с е

у че

соответствия современным языковым нормам, точности, то есть уме- ж

о

о а

а и

лексемы, находящиеся за рамками литературного языка (диалектные, ки

а в о д

ср

а в о к а

I

&3

жаргонные, просторечные слова, а также лишние, так называемые мусорные слова, выражения, звуки). В относительно высокой степени студенты в процессе практики демонстрировали смысловую насыщенность высказывания, разнообразие языковых средств и уместность употребления слов и конструкций.

В процессе прохождения практики студенты писали диктанты, благодаря этой форме работы были выявлены типичные орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки и неточности, была проведена тщательная работа по их устранению. В итоге практически все студенты устранили допускаемые ошибки, однако отметим, что следует работать в этом направлении постоянно. Студентам было рекомендовано приобрести сборник правил по орфографии и пунктуации и постоянно им пользоваться, а также постоянно работать с различными словарями, ведь «лексикография языковыми средствами обслуживает общество, заботится о лингвистическом образовании нации, выполняя важную функцию в формировании словарного запаса для коммуникативной и прагматической компетенций языковой личности» [4, 56.]

Среди видов работы в процессе практики — подготовка студентами докладов по предложенным темам (темы выбирались в соответствии с интересами студентов): Имидж человека. Роль общения в психическом развитии человека. Стили общения. Вербальные и невербальные средства общения. Барьеры межличностного общения,

Ю 1=3

способы их преодоления. Деловая беседа как основная форма делового общения. Невербальные средства в деловой разговорной практике учителя. Национальные стили общения. Психологический климат в коллективе. Конфликт и пути его предотвращения, разрешения. Психоло-^ гические особенности личности педагога. Социально-психологический климат в классе, пути его формирования. Профессиональная карьера учителя. Индивидуальность педагога. Ценностные ориентации личности. Мотивация учебной и профессиональной деятельности учителя. ^ Мотивация учебной деятельности ученика. Коммуникативные барьеры

общение. Влияние семьи на становление личности человека. Культура общения. Лидер в коллективе. Личность и коллектив. Общение как феномен культуры. Типы общения. Студент мог выбрать тему для доклада сам. Доклады анализировались слушателями с позиции соответствия нормам, теме, характеризовалась структура доклада, умение докладчика донести материал до слушателя, используя экстралингвистические приемы, регулируя темп, тембр, громкость речи.

Продуктивным видом деятельности оказалось исследование речевого оформления стендов вуза. Студентам было предложено изучить тематику стендов, их оформление, в том числе речевое, отметить допущенные ошибки и составить рекомендации по их устранению.

Вид деятельности «Пересказ текста» в процессе учебной прак- о

1

тики помог научить студентов находить и использовать средства выра- и

о

зительности, анализировать стиль изложения, его речевое оформление. а

ни

Особо продуктивным видом деятельности в ходе учебной прак- е

ко

тики стало устное сочинение. Студентам были предложены темы: «Ме- 1

у

няется ли человек, его привычки в течение жизни? Как узнать о своем и

ка

призвании? Как можно прожить жизнь, не жалея ни о чем? Почему не- л

которые люди не способны найти своё место в жизни? Согласны ли вы О

о к

о

с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске? Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?». В процессе создания

л

устного сочинения были устранены ряд ошибок и недочетов, о некото- К

и

и

рых студенты даже не догадывались (повтор на протяжении сочинения одних и тех же слов, использование слов, засоряющих текст, использование так называемых мусорных звуков типа -э, -а). а

В процессе учебной практики студенты продолжали оформлять портфолио, писали изложения и статьи, готовили отчет по учебной прак-

о

к е

с с е у

че

тике. В отчете отражены общие сведения о студенте (Фамилия, имя, от- ж

о

чество. Руководитель практики. Форма обучения очная. Вид практики. ^

аа

Название практики. Место проведения практики. Курс, семестр. Объем * практики в зачетных единицах. Продолжительность в часах или неделях), ки

а в о д

ср

а в о к а

I

&3

а также индивидуальные задания студента со сроками их выполнения и отметкой о выполнении. К отчету обязательно прилагается характеристика руководителя о прохождении практики студентом. В характеристике отражается уровень освоения компетенций, отзыв об отношении студента к практике, оценка оформления отчетной документации. Важно, как сам студент относился к учебной практике, поэтому в отчете присутствует отзыв студента о практике, в котором он отмечает, что получилось, а что нет. Выдержка из отзыва студента: «В ходе прохождения учебной практики (по устной и письменной речи) я получила практические навыки по устной речи, обсуждая на занятиях короткометражные фильмы, по письменной речи, написав несколько сочинений и изложений. В итоге я научилась лучше писать сочинения-рассуждения, познакомилась с типами и видами письменных и устных работ в начальной школе. Уверена: такая практика обязательно нужна тем, кто собирается работать в школе. Узнала о своих проблемах, буду над ними работать». В завершении учебной практики студентам была предложена контрольная работа, которая включала различные задания, в том числе задание по типизации речевых ошибок и их исправлению в письменном тексте.

Особое внимание следует уделить формированию коммуникативной компетенции у студентов-билингвов, так как овладеть языком полноценно невозможно без способности воспринимать мысли других и мыслить самому на изучаемом языке. Языковая компетенция, струк-

Ю 1=3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

турно входящая в коммуникативную, тесно связана с речевой компетенцией. В связи с этим для студентов-билингвов обязательны «комбинированные упражнения и задания к специальным текстам, содержащие как чисто языковую часть, так и решение риторических задач, опора на три-^ хотомию «язык - речь - мышление», они «содействуют формированию профессиональной языковой и коммуникативной компетенций студентов, позволяют актуализировать усвоенные лексико-грамматические знания в разных видах речевой деятельности, в реальной ситуации об-^ щения» [5, 257].

5 Заключение (Conclusion)

Итак, мы пришли к выводу, что для формирования коммуникативной компетенции требуются значительные усилия, разнообразные виды деятельности, систематичность и практикоориентированость. Учебная практика нацелила студентов на продолжение работы по формированию и совершенствованию навыков коммуникации в сфере устной и письменной речи. Студенты в процессе учебной практики убедились, что «профессиональная зрелость управленца проявляется в его мировоззрении, в умении тактично, но твёрдо потребовать от каждого выполнения поставленной задачи, а также чётко и правильно в языковом отношении формулировать свои требования. Именно поэтому этот

в

вид человеческой деятельности является самым сложным по отноше- о

1

нию к другим, требует формирования определённых коммуникативных „g

о

качеств речи» [6, 35]. |

s №

Библиографический список 1

1. Ширяева М. Ю. Формирование лексических навыков как языковой ос- | новы профессионально-коммуникативной компетенции // Медицинский дискурс: к вопросы теории и практики : материалы 5-й Международной научно-практиче-

педагогической культуре языковой личности // Вестник научных конференций. 2017. № 5-3 (21). С. 18-21.

3. Гирик О. Э. Формирование языковой компетенции на материале текстов культуры у студентов творческих направлений: педагогический аспект //

4. Алимпиева Л. В. Формирование русской языковой компетенции лексикографическими средствами // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020.

ской и образовательной конференции, 14 апреля 2017 года / под общей редакцией н

о к

о

Е. В. Виноградовой. Тверь : Издательство «Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской е Федерации», 2017. С. 109-112.

а

л ж

2. Буряк Н. Ю. Формирование коммуникативной компетенции в лингво- s

Is

л

а о

Научная палитра. 2019. № 4 (26). С. 12-19. с

с

е у ч

л

№ 5. С. 56-60. О

5. Новосельцева И. И. Формирование языковой компетенции студентов-инофонов

а

в процессе обучения языку специальности // Русский язык на перекрёстке эпох: тра- к диции и инновации в русистике : сборник научных статей по материалам IV Меж- ^ дународной научно-практической конференции, 26-28 сентября 2019 года). Ере- и

ван, 2019. С. 253-258.

6. Тартынских В. В. Формирование языковой компетенции личности в процессе преподавания речеведческих дисциплин в вузе // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. Т. 2, № 1. С. 35-38.

N. N. Zol'nikova1, Ye. N. Yermakova2, L. P. Yuzdova3

!ORCro No. 0000-0002-1044-1622 Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Philological Education, Tyumen State University, Tobol'sk, Russia.

E-mail: n.n.zolnikova@utmn.ru

2ORCID No. 0000-0002-6454-6745 Professor (Full), Doctor of Philological Sciences, Professor of the Department of Philological Education, Tyumen State University, Tobol'sk, Russiа.

E-mail: ermakova25@yandex.ru

3ORCID No. 0000-0001-5309-3835 Professor (Full), Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of the Russian Language, Literature and Methods of Teaching the Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: uzdovalp@cspu.ru

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE PROCESS OF TRAINING PRACTICE

a >

Abstract

ix. Introduction. The formation of communicative competence at the pre-

.P sent stage is one of the most important areas of the educational process. For

a

a tence remains important. The article deals with the formation of communica-£

£

effective activity in this direction, more and more new forms and methods of training are constantly required, the practice-oriented development of compe-

tive competence at the university in the process of educational practice in oral and written speech. The formation of communicative competence, as well as its main component of linguistic, or language competence, is a complex task that is solved throughout the entire course of study at a university and further in the process of a person's entire life. It is possible to form communicati ve competence and improve its possession effectively in the process of educational practice in oral and written speech. Classes in the discipline "Educational ^ practice (in oral and written speech)" are based on the knowledge, skills and ^ abilities acquired by students in the study of a number of disciplines, including

"Pedagogical rhetoric", "Fundamentals of pedagogical skills", and also "Educational practice (introductory)", "Educational practice (introduction to the profession)".

In pursuit of the goal of forming and improving students' communicative competence, in particular, its main component - the linguistic (linguistic) part of competence, in the process of educational practice in oral and written speech, we solve the following tasks: firstly, we form and improve students' oral and written speech, the ability to understand speech by ear, adequately respond to the interlocutor's remarks in the process of communication, and secondly, we lay and work out the basics of language skills in students in the field of pronunciation, reading, writing, competent structural design of oral

and written speech. p

n

Materials and methods. The main method of research was the method °

of diagnostic research, the methods of which are observation, testing, oral and p

written surveys. This method made it possible to diagnose the level of devel- |

opment of written and oral speech among students, to select effective types of n

work for its improvement. a

In the process of educational practice, subjective, activity and system e

r

C6

o m

e

approaches were used, which provided the opportunity to work in a group with p each student individually; made it possible to study the problem of the formation of communicative competence in a complex (holistically), and meth-

n

ods, among them verbal (lecture, conversation, discussion, etc.), practical (ex- e ercise, composition, presentation, etc.), methods of independent work. n

Results. The definition of the concepts "competence", "communicative competence" is given; factors are formulated that increase the effectiveness of the formation of communicative competence among students in the process of ^ passing educational practice in oral and written speech. u

In the process of passing the educational practice in oral and written speech, certain results were obtained on the development of communicative competence by students:

1. Identified problem areas in the process of formation of communicative competence. n

i

e

r

2. Individual and group results of mastering communicative competence by students were obtained.

3. All students, without exception, showed progress in mastering communicative competence.

Discussion. To form communicative competence, in particular, its lin- ^ guistic, linguistic part, is effective in the process of educational practice in oral r and written speech. The passage of the discipline "Educational practice (in oral and written speech)" is based on the knowledge, skills and abilities acquired by g students in the study of the disciplines "Pedagogical rhetoric", "Fundamentals of pedagogical skills", as well as in the process of "Educational practice (introductory)", "Educational practice (introduction to the profession)".

e

ro c

e s s

a

I

a £

a £

£ £

£

£ £

"Educational practice (in oral and written speech)" forms knowledge, skills and competencies, preparing the development of the discipline "Pedagogical conflictology", then helps to successfully pass the "Educational practice (social and pedagogical)". Undoubtedly, "language is an opportunity for personal self-development and self-improvement" [1, 109], therefore, educational practice in oral and written speech is important in the first years of university education.

The purpose of the training practice in oral and written speech is the formation of students' communicative competence. To do this, in the process of work, we solve the problems of forming students' skills of oral and written speech, the ability to understand speech by ear, adequately respond to the speech of the interlocutor in the process of communicating with him, and also form the basics of language skills in students in the field of pronunciation, reading, writing, literacy structural design of oral and written speech. These tasks are solved only in the process of purposeful systematic work under the control of the teacher and the student.

Conclusion. The formation of communicative competence requires significant efforts, a variety of activities, systematic and practice-oriented. Educational practice aimed students at continuing work on the formation and improvement of communication skills in the field of oral and written speech. As a result of mastering the competence, the student becomes competent in the field of the norms of the Russian language; cultural and historical realities, norms of etiquette; is able to apply the acquired knowledge in the process of writing and speaking in Russian; understand speech, be able to isolate the main idea, retell the text; possesses basic skills of reading, speaking and writing in Russian; the main communicative grammatical structures most commonly used in written and oral speech.

Keywords: Students; Communicative competence; Telephone speech etiquette; Speech situation.

Highlights:

As a result of mastering communicative competence, the student:

Becomes more competent in the field of Russian language norms; cultural and historical realities, norms of etiquette;

Able to apply the acquired knowledge in the process of writing and speaking in Russian;

Able to understand speech, isolate the main idea, retell the text;

Possesses basic skills of reading, speaking and writing in Russian;

Owns the basic communicative grammatical structures, the most common in written and oral speech.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Shiryayeva M.Yu. (2017), Formirovaniye leksicheskikh navykov kak yazykovoy osnovy professional'no-kommunikativnoy kompetentsii [Formation

5. Novosel'tseva I.I. (2019), Formirovaniye yazykovoy kompetentsii

Статья поступила в редакцию 17.11.2021; одобрена после рецензирования 02.12.2021; принята к публикации 24.12.2021.

The article was submitted 17.11.2021; approved after reviewing 02.12.2021; accepted for publication 24.12.2021.

of lexical skills as the language basis of professional and communicative competence], Materialy 5-y mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy i obra-zovatel'noy konferentsii "Meditsinskiy diskurs: voprosy teorii i praktiki", 14 aprelya 2017 goda [Materials of the 5th International Scientific, Practical and Educational Conference "Medical discourse: questions of theory and practice"], Gosudarstvennoye byudzhetnoye obrazovatel'noye uchrezhdeniye vysshego professional'nogo obrazovaniya "Tverskaya gosudarstvennaya med-itsinskaya akademiya Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii", Tver', April 14, 2017, pp. 109 -112. (In Russian).

2. Buryak N.Yu. (2017), Formirovaniye kommunikativnoy kompe- ° tentsii v lingvopedagogicheskoy kul'ture yazykovoy lichnosti [Formation of a

communicative competence in the linguo-pedagogical culture of a linguistic o

a

personality], Vestnik nauchnykh konferentsiy, 5-3 (21), 18-21. (In Russian). f

3. Girik O.E. (2019), Formirovaniye yazykovoy kompetentsii na mate- p riale tekstov kul'tury u studentov tvorcheskikh napravleniy: pedagogicheskiy | aspect [Formation of language competence on the material of cultural texts § among students of creative fields: pedagogical aspect], Nauchnaya palitra, 4 § (26), pp. 12 -19. (In Russian). f

4. Alimpiyeva L.V. (2020), Formirovaniye russkoy yazykovoy kompe- o

tentsii leksikograficheskimi sredstvami [Formation of Russian language com- p

petence by lexicographic means], Nauchnoye obozreniye. Pedagogicheskiye e

a

nauki, 5, 56-60. (In Russian). e

n

studentov-inofonov vprotsesse obucheniyayazyku spetsial'nosti [Formation of g the language competence of foreign students in the process of teaching the r

language of the specialty], Sbornik nauchnykh statey po materialam IV d

u

Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Russkiy yazyk na a

perekrostke epokh: traditsii i innovatsii v rusistike ", 26-28 sentyabrya 2019 o

n

goda [Collection of scientific articles based on the materials of the IV International Scientific and Practical Conference "Russian language at the crossroads of eras: traditions and innovations in Russian studies" ], September 2628, 2019, Yerevan, 253-258. (In Russian).

6. Tartynskikh V.V. (2016), Formirovaniye yazykovoy kompetentsii lichnosti v protsesse prepodavaniya rechevedcheskikh distsiplin v vuze [For- p mation of the language competence of the individual in the process of teaching

o e

speech disciplines at the university], Nauchnyy rezul'tat. Pedagogika i s psikhologiya obrazovaniya, 2, 1, 35-38. (In Russian). ^

ra

g p

rac c

i

c

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.