Научная статья на тему 'Социальные аспекты соотношения знания и информации в техническом образовании'

Социальные аспекты соотношения знания и информации в техническом образовании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
172
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / KNOWLEDGE / INFORMATION / SOCIAL STATUS / SOCIOLOGICAL APPROACH / TECHNICAL EDUCATION / INFORMATION SOCIETY / KNOWLEDGE SOCIETY / VIRTUAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тюкульмина Ольга Ивановна, Халдеева Марина Александровна

Статья посвящена проблемам соотношения знания и информации в техническом образовании в условиях интенсивно развивающегося информационного общества. Актуальность темы определяется потребностью во все более эффективном воспроизводстве и усвоении знаний в мире колоссального объема информации. Проводится анализ различия понятий «знание» и «информация». Рассматриваются основные подходы к определению влияния информационных технологий на развитие технического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social aspects of knowledge and information correlation in technical education

The article deals with the correlation of knowledge and information in technical education in the conditions of rapidly developing information society. The scientific relevance of the research is determined by the need for more and more effective reproduction and acquisition of knowledge in the world of enormous information content. The distinction between the concepts of “knowledge” and “information” is analysed. The authors consider the main approaches to the evaluation of the impact of information technologies on the development of technical knowledge.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты соотношения знания и информации в техническом образовании»

УДК 316.74:001 :[001.6 + 004]:37.031.4 Тюкульмина Ольга Ивановна

старший преподаватель кафедры истории и философии науки и техники Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета

Халдеева Марина Александровна

магистрант кафедры менеджмента Томского государственного педагогического университета

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИИ

В ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация:

Статья посвящена проблемам соотношения знания и информации в техническом образовании в условиях интенсивно развивающегося информационного общества. Актуальность темы определяется потребностью во все более эффективном воспроизводстве и усвоении знаний в мире колоссального объема информации. Проводится анализ различия понятий «знание» и «информация». Рассматриваются основные подходы к определению влияния информационных технологий на развитие технического знания.

Ключевые слова:

знание, информация, социальный статус, социологический подход, техническое образование, информационное общество, общество знания, виртуальная социализация личности.

Tyukulmina Olga Ivanovna

Senior Lecturer, Department for History and Philosophy of Science and Technology, Institute of Humanities, Social Science and Technologies, National Research Tomsk Polytechnic University

Khaldeeva Marina Aleksandrovna

Applicant for a Master's degree, Management Department, Tomsk State Pedagogical University

SOCIAL ASPECTS OF KNOWLEDGE AND INFORMATION CORRELATION IN TECHNICAL EDUCATION

Summary:

The article deals with the correlation of knowledge and information in technical education in the conditions of rapidly developing information society. The scientific relevance of the research is determined by the need for more and more effective reproduction and acquisition of knowledge in the world of enormous information content. The distinction between the concepts of "knowledge" and "information" is analysed. The authors consider the main approaches to the evaluation of the impact of information technologies on the development of technical knowledge.

Keywords:

knowledge, information, social status, sociological approach, technical education, information society, knowledge society, virtual socialization.

С началом XXI в. стали формироваться новые императивы к воспроизведению, хранению, защите и усвоению знаний. В связи с этим использование информационных технологий не только продолжает сохранять свое первостепенное значение, но весьма эффективно начинает приобретать в системе мировых глобализационных процессов знаковый и символический статус, оказывая радикальное влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Информационные технологии сегодня определяют способы, возможности и пути доступа к информации, раскрывая социальные горизонты ее трансформации в глобальную и уникальную по мощи своего воздействия силу, изменяющую социальное и жизненное пространства общества. Информационное общество устанавливает свои приоритеты воздействия на социальную жизнь, и доминирующими факторами, стимулирующими общественное развитие, становятся знания и информация. Эта тенденция была подтверждена в докладе ЮНЕСКО, где предлагалось концепцию «информационного общества» трансформировать в концепцию «общества знания» [1]. Такая трансформация не может произойти сама по себе, потому что увеличение объема информации не всегда приводит к качественному появлению знаний. Понятие «информационное общество» связано с технологическими достижениями цивилизации, но понятие «общество знания» рассматривается в совсем ином ракурсе, предполагающем более широкий охват сферы социальных, информационных, морально-нравственных, аксиологических, гносеологических и других факторов. Социологические подходы к изучению общества знания подробно рассматриваются в работе К.Э. Багировой [2].

Проблеме соотношения знания и информации посвящены работы многих зарубежных и отечественных ученых [3]. На первый взгляд эти понятия - знание и информация - кажутся похожими, но между ними можно провести своеобразную демаркационную линию, не только разделяющую, но даже противопоставляющую их. Особую остроту эта непохожесть приобретает в сфере образования, в том числе в наиболее актуальной для современного этапа социального развития сфере технического образования.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 5)

Специфика современного технического образования определяется сложностью возникающей сегодня образовательной ситуации. Не подвергающимся сомнению остается тот факт, что усвоение колоссального и постоянно увеличивающегося объема знаний, адекватная ориентация в огромном информационном потоке по-прежнему остаются насущными проблемами, но возникают и другие, требующие оперативного решения задачи. Одной из них является проблема получения нового, пока еще не существующего знания, социальная потребность в котором весьма высока. Современный социальный статус технического образования как области производства новых знаний формируется благодаря внедрению в сферу образования инновационных информационных технологий, позволяющих осуществлять безграничные возможности создания, передачи, переработки и хранения информации.

Сегодня в сфере образования происходит формирование информационного пространства, меняющего облик технического образования. Обозначено несколько подходов к пониманию «информационного пространства»: территориальный (где находятся источники информации, предполагаемая аудитория и инфраструктура, позволяющая обеспечить их взаимодействие по существующим правилам); технический или технологический (границы, в рамках которых существуют информационные ресурсы); функциональный (профессиональное пространство предприятий и организаций, определяемое особенностями производственных отношений); социальный (информация рассматривается как ценный социальный ресурс); ноосферный (ассоциирующийся с глобальным информационным полем и формирующий информационное общество). Сегодня все более популярным в техническом образовании становится использование информационных технологий при создании веб-площадок для обмена разного рода учебной информацией. Современный этап развития общества сопряжен с появлением новой виртуальной среды в сфере как технического образования, так и образования в целом [4].

Реальностью современной эпохи стала информатизация образования. Интернет претендует на обретение статуса монополиста в области глобальной информатизации. Социальные общности, создаваемые пространством и технологиями интернета, несут на себе ореол стандартизации и превращаются в безликую массу потребителей и носителей информации. Невероятно легкая доступность получения огромного количества информации в любых сферах познавательной деятельности приводит порой к атрофии способности самостоятельного творческого поиска. Интернет и интернет-технологии стали сегодня неотъемлемыми атрибутами социализации личности, способствуя не только традиционному усвоению готовых знаний, но и обретению новых функций, позволяющих совершать информационный обмен между всеми людьми, а также переработку, генерирование и отдачу новой информации в обмен на приобретенную.

Образовательная среда формирует условия для осуществления процесса социализации в новых нестандартных реалиях бытия, способствующих инновационному видению взаимоотношений личности и общества. Функционирование знания и информации в информационно-виртуальном пространстве предполагает появление таких социальных феноменов, как морально-этические нормы и ценности, становящиеся критериями регулирования и оценки взаимоотношений между людьми в процессе социализации. Особенно актуальной данная ситуация является в сфере технического образования. Социологические науки могли бы стать тем корректирующим фактором, который позволит исследовать причины необходимости появления морально-нравственных правил и убеждений в виртуально-информационном пространстве технического образования, сформулировать их цели и функции. Информация выполняет сигнально-трансляционную функцию, но, пройдя стадии рефлексии, переработки, усвоения, она может превратиться в знание, стать социальным, экономическим и интеллектуальным ресурсом. Техническое образование сегодня является не только источником производства и распространения новых знаний. В условиях применения информационных технологий и существования в виртуально-информационном пространстве технические знания подвергаются коммерциализации, становятся товаром, требующим своей реализации, а поэтому выступают объектом интеллектуальной собственности.

Информация и знание в структуре технического образования в современном обществе начинают превращаться в «филиалы социального института», претендуя на самостоятельный статус. Вот почему необходимым становится формирование синергетического мировоззрения, позволяющего объединить в единое целое гуманитарную и техническую культуры, что приведет к формированию гармонически развитой личности, способной адекватно и комфортно воспринимать себя в бурно меняющейся реальности технического образования.

Ссылки:

1. К обществам знания : всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж, 2005. 240 с.

2. Багирова К.Э. От информационного общества к обществу знания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2015. Вып. 15. С. 29-34.

3. Петров И.А. Соотношение понятий «информация» и «знания» в современном обществе // Вестник ТвГУ. Серия: Философия. № 1-2. 2012. С. 98-109 ; Шрейдер Ю.А. Информация и знание // Сб. тр. ВНИИ системных исследований. М., 1988. Вып. 3. С. 47-52 ; Alavi M., Leidner D.E. Knowledge Management and Knowledge Management Systems: Conceptual Foundations and Research Issues Text // MIS Quarterly. 2001. Vol. 25. № 1. P. 107-136 ; Deming E.W. The new economics for industry, government, education. 2nd edition. Cambridge, 1995 ; Stenmark D. Information vs. Knowledge: The Role of Intranets in Knowledge Management Text // Proceedings of HICSS-35. Hawaii, 2002. January 7-10.

4. Стародубцев В.А. Совместная работа в персонализированной образовательной среде // Школьные технологии. 2014. № 2. С. 114-118 ; Чайковский Д.В. Методологические аспекты формирования информационного пространства (на примере студенческой аудитории) // Вестник Томского гос. ун-та. 2010. № 336. С. 50-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.