DOI: 10.12731/2218-7405-2013-12-5 УДК 378
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Арасланова В.А., Арасланова А. А.
Цель: выявить основные направления модернизации высшего образования в условиях перехода к информационному обществу.
Метод проведения работы: теоретический анализ.
Результаты: Дан теоретический анализ понятий «общество знания» и «информационное общество». Определены следующие функции высшего образования в новых социально-экономических условиях: социализация личности в ходе усвоения принятых в обществе ценностей и норм, установление механизмов интеграции в социально-профессиональную структуру общества, формирование социального ресурса. Выявлены ключевые способности личности связанные с умением использовать знания, вырабатывать полезную профессиональную информацию, самостоятельно принимать решения и прогнозировать их последствия. Рассматривая высшее образование как важнейший ресурс развития общества в целом, авторы определили основные принципы создания условий для устойчивого развития региональных систем высшего профессионального образования: включенность в российское, европейское и мировое образовательные пространства; отражение в содержании образования федеральных и региональных интересов; регулирование региональной образовательной политики в рамках сохранения единого образовательного пространства России; обновление содержания высшего профессионального образования с учетом тенденций развития современного высшего образования.
Ключевые слова: модернизация высшего образования, информационное общество, «общество знания», региональная система высшего образования.
INFORMATION SOCIETY: THE MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION DURING TRANSITION
Araslanova V.A., Araslanova A. A.
Objective: To identify the main directions of modernization of higher education during the transition to the information society.
Method of work: Theoretical analysis.
Results: Theoretical analysis of "knowledge society" and "information society" concepts is provided. The following functions of higher education under the new socio-economic conditions are defined: socialization of an individual in the course of assimilation to socially accepted values and norms, establishing mechanisms for integration in the socio-professional structure of society, as well as formation of a social resource. We identify the key skills of person associated with the ability to use knowledge, develop useful professional information, make independent decisions and predict their consequences. By considering higher education as an important resource for the development of society as a whole, the authors determined the basic principles of creating conditions for sustainable development of regional systems of higher education, including the involvement in Russian, European and world educational space, reflection of federal and regional interests in the content of education, control of regional educational policy within preservation of a single Russian educational space, and updating the content of higher professional education based on trends in the development of modern higher education.
Keywords: modernization of higher education, information society, "knowledge society", regional system of higher education.
Вторая половина ХХ в., ознаменовавшаяся переходом к информационному обществу, обусловленному достижениями социального и научно-технического прогресса, изменениями во всех областях жизнедеятельности мирового сообщества под влиянием информационно-коммуникационных технологий, отличается неуклонным ростом внимания к «человеческому фактору». Основоположник теории постиндустриализма Д.Белл спрогнозировал предпосылки перехода общества к новому этапу развития, основанному на научном знании.
Знание в социально-философской концепции Д.Белла [2] определяется как основание развития общественного и экономического устройства, как самоценный товар, услуга, капитал, детерминанта развития общественных отношений. В условиях современности роль высшего профессионального образования, превратившегося в важнейший ресурс политико-правового, социально-экономического и культурного развития общества, формирования глобальной «экономики знаний» постоянно усиливается. Ещё в 1995 году в программном документе «Реформа и развитие высшего образования» ЮНЕСКО констатировала: «мир становится свидетелем беспрецедентного по своим масштабам развития высшего образования и растущего осознания его жизненно важной роли для экономического и социального развития» [5]. Высшее образование, наука, информационные технологии являются, по Д.Беллу [2], основой «грядущего постиндустриального общества».
Впервые термин «общество знания» был введен в научный оборот Р.Лэйном [6]. Непосредственно научно-философская концепция «общество знания» получила свое развитие в работах П.Вайнгарта, сфокусировавшего внимание на изменениях статуса науки; Н.Штера и У.Уфера, указавших на дея-тельностный аспект знания, П.Дракера, характеризующего знание как «силу, способную создать новое общество» и др. Основными исследователями «общества знания» в России являются: И.Ю. Алексеева, А.А.Гусейнов, К.Х.Делокаров, Д.В.Ефременко, И.Е.Москалев.
В.С.Пель отмечает: «Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет новые требования к системе образования. Целью образования становится не подготовка человека к будущей деятельности за счет накопления впрок как можно большего объема готовых, систематизированных, изначально истинных знаний, а развитие личности, овладение ею способами приобретения существующих и порождения новых знаний» [4].
К другим важнейшим функциям системы высшего образования, выполняющей индивидуальные и общественные потребности, относятся:
• трансляция подрастающему поколению общих и профессиональных знаний, умений и навыков,
• обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи,
• социализация личности в ходе усвоения принятых в обществе ценностей и норм,
• установление механизмов интеграции (включенности) в социально-профессиональную структуру общества,
• формирование социального ресурса как катализатора инновационных процессов.
В условиях глобализационного перехода к наукоемкой и высокотехнологичной экономике, отличающейся информационной насыщенностью, ключевыми способностями личности становятся:
• приобретение конкретного знания, умение его использовать и вырабатывать полезную профессиональную информацию,
• способность самостоятельно принимать решения и прогнозировать их последствия,
• готовность к сотрудничеству и конструктивному взаимодействию в интересах развивающегося общества.
Целью современного качественного образования, адекватного вызовам и требованиям XXI в., провозглашается подготовка компетентной личности, свободно владеющей полученными знаниями, умеющей их творчески использовать в меняющихся условиях, обеспечение страны высококвалифицированными работниками, мотивированными к постоянному самосовершенствованию, социальной и профессиональной мобильности.
Следовательно, в условиях формирующегося «общества знания» традиционная система образования, свойственная уходящему в историю индустриальному обществу, должна быть модернизирована с учетом ориентации на современные тенденции общественно-экономического и социального развития мирового сообщества. Невозможность адекватно ответить на вызовы времени привела к начавшемуся в середине ХХ в. кризису мирового образования, связанного с неэффективностью традиционных содержания, структуры и методов обучения.
В докладе ЮНЕСКО о состоянии образования в мире [3, C.5]), подчеркивается: «потребности в совершенствовании систем образования становятся все более неотложными по мере того, как в мире происходят громадные изменения, вызванные глобализацией и развитием информационных и коммуникационных технологий». Постепенно в процесс реформирования высшей школы, который из-за глобальных масштабов зарубежные исследователи нередко называют «эпидемией реформ образования», вовлекается большинство стран Европы, Америки, Азии. Согласно Б.Л.Вульфсону в 1982 г. в США опубликован известный доклад «Нация в опасности», указавший на необходимость глубокой реформы образования, а в СССР в том же году высшее руководство принимает решение о реформе школы; в 1992 г. в России принят «Закон об образовании», а в 1994 г. в США издается законодательный акт «О национальных целях образования».
Общеизвестно, что лозунг ХХ в. - «образование для жизни»; лозунг XXI в. - «образование через всю жизнь». Повышение эффективности образования
достигается либо за счет роста численности образовательных организаций (экстенсивный путь), либо за счет роста производительности труда обучающихся и профессорско-преподавательского состава за счет масштабного применения новейших технологий, средств и методов обучения (интенсивный путь). В большинстве стран мирового сообщества экстенсивный путь развития образования в основном себя исчерпал в первой половине ХХ в., XXI в. - время интенсивных технологий развития. В современных условиях XXI в. стратегия развития любого государства, направленная на повышение эффективности образования и достижение необходимого уровня качества образования, строящаяся на основе сложившихся культурных традиций и экономических возможностей, предполагает глобальные векторы направленности - демократизацию, гуманизацию, гуманитаризацию, регионализацию, диверсификацию, специализацию, вариативность, интегративность, персонализацию, коммерциализацию, компьютеризацию, информатизацию, инноватизацию и др., предоставляющие возможность каждому обучающемуся построить образовательную траекторию, наиболее полно соответствующую его образовательным и профессиональным способностям.
Особенностью современного реформирования системы высшего профессионального образования в Российской Федерации является запаздывание в теоретическом осмыслении происходящих процессов, неразработанности перспектив дальнейшего развития образования в условиях ориентации на децентрализацию и социально-экономические, культурно-образовательные, этнои-сторические, экологодеятельностные и другие особенности конкретных регионов страны и отсутствии четких ориентиров, направляющих и корректирующих многогранные процессы реформ.
Сегодня, несмотря на заверения высших руководителей России о приоритетности образовательной политики, лежащей в основе инновационной модели управления образованием, обеспечивающей взаимодействие образовательной, экономической, политической, духовной и других сфер жизнедеятельности об-
щества, способствующей переходу от унифицированного к вариативному образованию, страна все еще серьезно отстает от современных требований, теряет ранее достигнутые позиции, уровень качества образования снижается, грамотность абитуриентов-выпускников общеобразовательных организаций падает, растет формализация образования и отчуждение результата от потребителя образования. Авторы статьи, разделяя точку зрения Бакшеевой Э.П., что «сегодня образование оказывается самым масштабным и может быть единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества» [1], убеждены в необходимости глубокой его системной модернизации и приведения в соответствие с современными требованиями, предполагающими:
• внедрение перспективных моделей финансирования, обеспечивающих укрепление материально-технической базы и сохранение кадрового потенциала,
• освоение механизмов устойчивого развития, способствующих раскрепощению и активизации экономической самостоятельности профессиональных образовательных организаций всех уровней, при сохранении лучших традиций советской высшей школы и культуры.
Основными принципами создания условий для устойчивого развития региональных систем высшего профессионального образования должны являться:
• включенность в российское, европейское и мировое образовательные пространства;
• отражение в содержании образования федеральных и региональных интересов;
• регулирование региональной образовательной политики в рамках сохранения единого образовательного пространства России;
• обновление содержания высшего профессионального образования с учетом тенденций развития современного высшего образования.
Список литературы
1. Бакшеева Э.П. Проектирование содержания профессиональной подготовки в вузе в условиях инновационного образования. Педагогика и современность. 2013, №5. С. 12-30
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. под ред. В.Л.Иноземцева. - М.: Academia, 1999.
3. Всемирный доклад по образованию 2000: право на образование: на пути к образованию для всех в течение всей жизни. - М.: Магистр, 2000. - 215 с.
4. Пель В.С. Образовательно-воспитательное пространство как основа становления личности / Проблемы общества и человека в XXI веке. - Новосибирск, 2002. - С.96-99.
5. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. -Париж: ЮНЕСКО, 1995.
6. Lane R. The decline of politics and ideology in a knowledgeable society // American sociological rev. N.Y. - 1966. - Vol.31.- N5.
References
1. Baksheeva E.P. Designing of Vocational Training Maintenance in High School Under Conditions of Innovative Education // Pedagogika i sovremennost. 2013, No.5. P. 12-30
2. Bell D. Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting / English translation under the editorship of V.L.Inozemtsev. - M.: Academia, 1999.
3. World Education Report 2000: the Right to Education: Towards Lifelong Education for Everyone. - M.: Magistr, 2000. - 215 p.
4. Pel' V.S. Educational Space as a Basis for the Development of Personality // Problems of Humans and Society in the 21st Century. - Novosibirsk, 2002. - P.96-99.
5. Reform and Development of Higher Education. Program document. - Paris: UNESCO, 1995.
Lane R. The Decline of Politics and Ideology in a Knowledgeable Society // American sociological rev. N.Y. - 1966. - Vol.31.- N5.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Арасланова Вера Алексеевна, к.г.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Сургутский государственный педагогический университет
ул. 50 Лет ВЛКСМ, 10/2, г. Сургут, Ханты-Мансийский Автономный округ -
Югра, Россия
e-mail: oikovera@mail. ru
Арасланова Анастасия Александровна, к.п.н., доцент кафедры общенаучных дисциплин
Братский государственный университет, филиал в г. Усть-Илимске ул. Братская, 45, г. Усть-Илимск, Иркутская область, 666670, Россия e-mail: generol@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Araslanova Vera Alekseevna, Ph.D., assistant professor of social and humanities
Surgut State Pedagogical University
10/2, 50 Let VLKSM str., Surgut, Yugra, Russia
e-mail: oikovera@mail. ru
Araslanova Anastasiya Aleksandrovna, Ph.D., assistant professor of scientific disciplines
Bratsk State University, branch in Ust-Ilimsk
45, Bratskaya str., Ust-Ilim, Irkutsk region, 666670, Russia
e-mail: generol@mail. ru