Научная статья на тему 'Позиции общества знаний в современном образовательном пространстве'

Позиции общества знаний в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KNOWLEDGE / KNOWLEDGE SOCIETY / THEORETICAL AND PRACTICAL POTENTIAL OF KNOWLEDGE / FUNCTION OF KNOWLEDGE / EDUCATION / COMPETENCE / ЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗНАНИЯ / ФУНКЦИИ ЗНАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конькина Евгения Владимировна, Егорова Юлия Николаевна, Малахова Ольга Юрьевна

В статье рассматривается проблема общества знания, с точки зрения оценки его теоретического и практического потенциала, выявления многозначности феномена понятия «знание». Авторами предпринята попытка осмысления общества знаний с позиции востребованности в современном мире и основных рисков (наличие в мощном информационном потоке интернета различных смыслов, затрудняющих основы успешной коммуникации; замещение традиционных авторитетов и образцов на нереальных, придуманных кумиров; увеличение объема информации при сопутствующем уменьшении смысла; увеличение свободного доступа к информации (особенно в сети), которое сопровождается столкновением с фальсифицированной и манипулирующей информацией). Авторы актуализируют позицию о том, что современная образовательная система должна отвечать требованиям непрерывности, опоры на константные смыслы и общечеловеческие ценности, при сохранении культурных традиций с возможностью самовыражения и самоопределения в информационных потоках и жизненных прак-тиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIONS OF KNOWLEDGE SOCIETY IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE

The problem of knowledge society is considered in the text, from the point of view of an assessment of its theoretical and practical potential, an identification of a polysemy of a phenomenon of the concept «knowledge». The authors made an attempt of judgment of knowledge society from a demand position in the modern world and the main risks (existence in a powerful information stream of the Internet of various meanings complicating bases of successful communication; replacement of traditional authorities and samples with the unreal, thought-up idols; increase in volume of information at the accompanying reduction of sense; increase in a free access to information (especially in a network) which is followed by collision with the forged and manipulating information). The authors staticize a position that the modern educational system has to meet the requirements of a continuity, support on constant meanings and universal values, at preservation of cultural traditions with possibility of self-expression and self-determination in information streams and vital practicians.

Текст научной работы на тему «Позиции общества знаний в современном образовательном пространстве»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-6-26 УДК 378

ПОЗИЦИИ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Конькина Е.В., Егорова Ю.Н., Малахова О.Ю.

В статье рассматривается проблема общества знания, с точки зрения оценки его теоретического и практического потенциала, выявления многозначности феномена понятия «знание». Авторами предпринята попытка осмысления общества знаний с позиции востребованности в современном мире и основных рисков (наличие в мощном информационном потоке интернета различных смыслов, затрудняющих основы успешной коммуникации; замещение традиционных авторитетов и образцов на нереальных, придуманных кумиров; увеличение объема информации при сопутствующем уменьшении смысла; увеличение свободного доступа к информации (особенно в сети), которое сопровождается столкновением с фальсифицированной и манипулирующей информацией). Авторы актуализируют позицию о том, что современная образовательная система должна отвечать требованиям непрерывности, опоры на константные смыслы и общечеловеческие ценности, при сохранении культурных традиций с возможностью самовыражения и самоопределения в информационных потоках и жизненных практиках.

Ключевые слова: знание; общество знания; теоретический и практический потенциал знания; функции знания; образование; компетенция.

POSITIONS OF KNOWLEDGE SOCIETY IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE Konkina E.V., Egorova Yu.N., Malakhova O.Yu.

The problem of knowledge society is considered in the text, from the point of view of an assessment of its theoretical and practical potential, an identification of a polysemy of a phenomenon of the concept«knowledge». The authors made an attempt of judgment of knowledge society from a demand position in the modern world and the main risks (existence in a power-

ful information stream of the Internet of various meanings complicating bases of successful communication; replacement of traditional authorities and samples with the unreal, thought-up idols; increase in volume of information at the accompanying reduction of sense; increase in a free access to information (especially in a network) which is followed by collision with the forged and manipulating information). The authors staticize a position that the modern educational system has to meet the requirements of a continuity, support on constant meanings and universal values, at preservation of cultural traditions with possibility of self-expression and self-determination in information streams and vital practicians.

Keywords: knowledge; knowledge society; theoretical and practical potential of knowledge; function of knowledge; education; competence.

Введение

Формулировка «общество знания» в современных исследованиях часто используется социологами, экономистами, педагогами, теоретиками менеджмента для анализа процессов, происходящих в хозяйственной и политической жизни, в информационной сфере, в структурах образования и науки.

В докладе ЮНЕСКО констатируется: «Сегодня общепризнано, что знание превратилось в предмет колоссальных экономических, политических и культурных интересов настолько, что может служить для определения качественного состояния общества, контуры которого лишь начинают перед нами вырисовываться» [5].

Таким образом, позиция общества знания становится единым базисом отдельных исследовательских изысканий.

Для построения общества знания необходима перестройка сознания и отношения каждого гражданина общества к образованию. Всем участникам образовательного пространства необходимо учитывать, что знание выступает как компетенция, а не только как социальный и культурный результат.

Прежние целевые параметры организации образовательного пространства, ориентированные на передачу и усвоение готового знания, теряют свою актуальность и эффективность для выпускников школ или высших учебных заведений успешно позиционировать себя в современных рыночных условиях. Современные реалии требуют от каждого субъекта проявлений самостоятельности, мобильности, умения ориентироваться в стремительном информационном потоке.

Рассмотрение общества знания как новой территории социального бытия, качественного этапа формирования и развития информационного общества определяет приоритет научных знаний, которые дают оптимальный путь освоения новых знаний в современном обществе.

Материалы и методы

Понятие «общества знаний» нашло отражение в документах Всемирного научного форума, организованного ЮНЕСКО и Международным советом по науке в ноябре 2003 г. в Будапеште, где раскрывается данное понятие: «Общество, основанное на знаниях, - это инновационное общество, базирующееся на концепции непрерывного обучения в течение всей жизни» [14].

Генеральный директор ЮНЕСКО Коичиро Мапуура в своих публикациях акцентирует внимание на том, что увеличение доступности любого знания и информации способствует формированию моделей обучения и самовыражения в культуре[9].

А.В. Хан считает, что формулировка общества знания наиболее достоверно определяет многоаспектность проблематики современных преобразований в сравнении с понятием информационного общества. Хан актуализирует также и позицию о том, что образование выступает источником в развитии справедливых обществ знаний; при этом акцентируя момент о возможных несправедливостях, рисках в обществе знаний [6].

П. Друкер, первым отождествил понятия общества знаний и современное информационное общество. И предложил содержательную составляющую этих понятий посредством трех аспектов: само знание, приобретенное в процессе обучения; способность студента войти в мир в качестве активного его гражданина и экономического субъекта; развитие индивидуума в постобразовательном пространстве и участие его в культурной жизни общества [10].

Характерной особенностью общества знания является возможность вне зависимости от расовой, половой, гендерной принадлежности, доступа к высшему образованию.

Студент современного общества знаний, выступая потребителем образования, обладает определенным суверенитетом над территорией знания. Образовательный процесс в университетах все в большей степени ориентируется на инициативу и самостоятельный выбор студентом образовательной траектории в отношении освоения желаемых учебных курсов.

При этом упраздняется излишняя регламентация, сокращается давление на студента как субъекта профессионального и личностного самоопределения, собственной образовательной траектории.

Современные исследователи вопросов общества знаний полагают, что человеческий ресурс университетов, научно-исследовательская составляющая, система оценивания и присвоения ученых степеней выступают основой, на которой конструируется общество знаний.

Рассмотрение современными социологами образования как конденсата знания, приравнивание его к разряду экзистенциальных ценностей, определяет необходимость в его профессиональном обеспечении. Работа преподавателя в этом смысле, как отмечают исследователи, заключается в предметно-специфической аппликации научных знаний, подразумевающей горизонт непрерывных толкований, в каждом отдельном случае [13].

В современном обществе знаний главной ценностью выступают субъекты, которые продуцируют новое востребованное знание.

Особую ценность и значимость приобретают специалисты, способные повысить производительность труда посредством соединения ресурса различных трудовых коллективов и фирм, обладающих необходимыми знаниями. Таким образом, формируется новый пласт инновационных профессионалов-практиков.

Данное обстоятельство выступает свидетельством того, общество знаний - это не только прогнозируемая модель будущего развития общества, но и реальная ситуация проживания всех субъектов.

Продвижение к новой модели общества предполагает пристальный взгляд на позицию производства знания, выступающее важнейшим потенциалом развития социума. Следует отметить, что ряд авторов, аргументируют позицию о том, что производство знаний сегодня в меньшей степени устремлено на вычленение истинного и ложного, а в большей - на продуктивное и эзотерическое [15].

Однако, как отмечают эти авторы, педагогические исследования позволяют не только обосновывать условия успешной передачи знаний, но и совершенствовать принципы реконструкции образовательной среды.

Необходимо констатировать, что педагогический труд сам по себе выступает и как творческий процесс, который совершенствует деятельность педагога. Алексеева М.Б. особо выделяет такие стандартные формы преподавательской работы, как научение и обучение [2].

Она подчеркивает, что обучение - это способ передачи существующих форм знаний, общественных норм поведения в социуме и их усвоение в «предметной» форме.

Под научением имеют в виду - передачу личных знаний педагога и практического опыта его деятельности. Также, подчеркивают еще один универсальный раздел - «учение» - это форма интеллектуальной индивидуальной деятельности по системному усвоению учебной информации [2].

В работах исследователей Р. Хатчинса и Т. Хусена формулировка «обучающееся общество» (learning society) применяется к новому обществу, в котором получение знаний не является

одномоментным процессом, происходящим в рамках образовательных учреждений, а протекает всю жизнь. Введение в научный оборот понятия обучающегося общества актуализировало появление императива общества знания, суть которого - «научиться учиться» [11, 12].

Постепенно в педагогической науке стало выдвигаться целевым ориентиром образовательного процесса «воспитание умения учиться», включающее воспитание субъекта, способного к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Каждый человек вступает в различные коммуникации, дает интерпретации уже имеющимся произведениям, формируя и продуцируя новые смыслы и значения, в которых отражены индивидуальные установки - жизненный опыт, полученные знания, намерения, культурные и семейные традиции, возраст, религиозные взгляды и т.д.

Как отмечает Т.З. Адамьянц, «смыслов» в нашей реальности много, и все они различны, но чаще всего, это личностные смыслы и/или значения, показывающие- грани личностных индивидуальных «картин мира». При этом, исследователь полагает, что если «разъединить» два понятия - адекватное восприятие авторской интенциональности, которая постоянна, так как она уже «овеществилась» в произведении, и персональную «картину мира», сложившеюся в результате восприятия, то следует говорить о смыслах константных, отраженных в целостных, законченных коммуникативных актах, и существование значения и смыслов в рамках индивидуальных «картин мира». И как безусловную необходимость реальности автор видит в формировании навыков адекватного восприятия константных смыслов (а значит, и понимания друг друга), которые и являются основой для взаимопонимания в социальной жизни. Проведенные автором эксперименты показывают, что массовое развитие навыков коммуникации - выполнимая и реальная задача [1].

Результаты

Основные риски, возможные при стимулировании только интерпретационных качеств каждой личности без формирования ее социоментальной сферы может вызвать массовые проявления поверхностного, неглубокого или даже неадекватного понимания не только литературы, а также своего места в окружающей действительности, и в целом - всего окружающего мира. При этом, в качестве негативных последствий может выступить излишняя самоуверенность и повышенная активность.

Ф. Уэбстер полагает, что мы живем в медиаперегруженном обществе, и информационно насыщенная среда наполнена различными смыслами. Один из рисков современной ситуации

развития заключается в том, что доступность информации, особенно через мощный информационный поток интернета усваивается как понятность скрытого в ней смысла. Вследствие этого привычные авторитеты и образцы утрачиваются и замещаются нереальными, придуманными кумирами. Принятыми на веру становятся те факты, достижения прошлого и настоящего, которые фигурируют в Глобальной сети [7].

Дж. Кьеза отмечает, что интернет выступает своего рода капканом для даже очень интеллектуального и осведомленного человека [5].

Человек информационной эпохи затрачивает много времени и сил на создание все большего объема информации, но при этом не успевает перерабатывать уже созданную информацию. Ж. Бодрийяр констатирует, что «информации становится все больше, а смысла все меньше»

[14].

Общество знаний, характеризуясь свободным доступом к информации (особенно в сети), вместе с тем, предполагает и распространение фальсифицированной и манипулирующей информации. В современном обществе знаний специальная научная информация сложна для восприятия, понимания, включает актуальные данные и второстепенные, корректную информацию и ложную. И это выступает еще одним риском, который особенно влияет на формирование мировоззрения подрастающего поколения, задавая ложные образцы и модели поведения, стиля жизни, фальшивые авторитеты, затирая истинные смыслы и перекраивая ценностные ориентации.

Обсуждение результатов

Характеристиками информационной эпохи выступают постоянное пополнение знаков и символов, содержательная характеристика которых индивидуальна, разнообразна и зависит от культуры субъекта.

Многие исследователи «общества знаний», выявляют тенденцию, что информация создает человека и его ценности, а не субъект целенаправленно развивает этот поток. При этом, информация становится главенствующей над человеком.

Отличительной характеристикой нового общества знания является потребность в практическом знания.

Образовательная система современности должна отвечать требованиям непрерывности, опоры на константные смыслы и общечеловеческие ценности, сохранения культурных традиций с возможностью самовыражения и самоопределения в информационных потоках и жизненных практиках.

Список литературы

1. Адамьянц Т.З. Качественные индикаторы процессов самоопределения и самоорганизации в среде современных подростков // Общественные науки и современность. 2013. № 3.

2. Алексеева М.Б. Аналитическая оценка теоретических положений экономики образования. - М., 1995. С. 17.

3. Инфокоммуникационные технологии в Глобальной информационной инфраструктуре / Ба-рабаш П.А., Воробьев С.П., Курносов В.И., Советов Б.Я. - СПб.: Наука, 2008. C. 14.

4. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. - Париж: ЮНЕСКО, 2005. С. 26-28: Краткий обзор. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book042.pdf.

5. Кьеза Дж. Глобализация и средства массовой информации // Постиндустриальный мир и Россия / Под ред. В.Г. Хороса, В.А. Красильщикова. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 252.

6. На пути к обществам знания: Интервью с заместителем Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации А.В. Ханом // Наука в информационном обществе: Информационное издание / Сост. Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. - СПб.: РНБ, 2005. С. 23-24.

7. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004. С. 28.

8. Юдин Б.Г. Знание как социальный ресурс // Вестник РАН. - М., 2006. Т. 46, № 7. С. 587.

9. Communication: From Information Society to Knowledge societies/UNESCO. The New Courier. №3. October 2003.

10. Drucker P.F. Post-capitalist society. - Oxford: Butterworth-Heinemann, 1993.

11. Hutchins R.M. The learning society. - Santa Barbara (CA): Praeger, 1968.

12. Husen T. The learning society. - L.: Methuen, 1974.

13. Stichweh R. Wissen und die Professionen in einer Organisationsgesellschaft // Organisation und Profession / Hrsg. von T. Klatetzki, V. Tacke. - Wiesbaden: VS, 2005. Рр. 31-44.

14. The knowledge - based society, Budapest. 08-10.11.2003.

15. Willke H. Dystopia: Studien zur Krisis des Wissens in der modernen Gesellschaft. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 2002.

References

1. Adamant T.Z. Qualitative indicators of the processes of self-determination and self-organization among contemporary adolescents // Public Sciences and modernity. 2013. No. 3.

2. Alekseeva M.B. Analytical evaluation of the theoretical positions of the Economics of education. - M., 1995. Р. 17.

3. Information and communication technologies in the Global information infrastructure / P.A. Bara-bash, SP. Vorobyov, V. Kurnosov, I., Advice B Y. - SPb.: Science, 2008. Р. 14.

4. Towards knowledge societies: UNESCO world report. - Paris: UNESCO, 2005. Рp. 26-28: a Brief overview. Access mode: http://www.ifap.ru/library/book042.pdf.

5. Chiesa J. Globalization and mass media // post-industrial world and Russia / Ed Horos V.A. krasilschikova. - M.: editorial URSS, 2001. Р. 252.

6. Towards knowledge societies: Interview with Deputy Director-General of UNESCO on communication and information V.A. Khan // Science in the information society: news edition / Ed. Evgeny Kuzmin, V.R. Firsov. - SPb.: NLR, 2005. Рp. 23-24.

7. Webster, F. Theories of the information society. - M.: Aspect Press, 2004. Р. 28.

8. Yudin B.G. Knowledge as a social resource, Vestn. - M., 2006. Vol. 46, No. 7. Р. 587.

10. Drucker P.F. Post-capitalist society. Oxford: Butterworth-Heinemann, 1993.

11. Hutchins R.M. The learning society. Santa Barbara (CA): Praeger, 1968.

12. Husen T. The learning society. - L.: Methuen, 1974.

13. Stichweh R. Wissen und die Professionen in einer Organisationsgesellschaft // Organisation und Profession / Hrsg. von T. Klatetzki, V. Tacke. - Wiesbaden: VS, 2005. Рp. 31-44.

14. The knowledge - based society, Budapest. 08-10.11.2003.

15. Willke H. Dystopia: Studien zur Krisis des Wissens in der modernen Gesellschaft. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 2002.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Егорова Юлия Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Общеобразовательные и профессиональные дисциплины»

Оренбургский институт путей сообщения - филиал СамГУПС проезд Коммунаров, 18, г. Оренбург, 460006, Россия e-mail: egorova333@rambler.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 8815-9166

Конькина Евгения Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики ОГПУ

Оренбургский государственный педагогический университет

ул. Советская, 19, г. Оренбург, 460844, Россия e-mail: evgeniavk2@gmail.com SPIN-код в SCIENCE INDEX: 9892-1643

Малахова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «общеобразовательные и профессиональные дисциплины»

Оренбургский институт путей сообщения - филиал СамГУПС проезд Коммунаров, 18, г. Оренбург, 460006, Россия e-mail: egorova333@rambler.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 6070-7850

DATA ABOUT THE AUTHORS

Egorova Yulia Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, professor of chair of general «education and professional disciplines»

Orenburg institute of ways of the message - branch of SAMGUPS Kommunarov Drive, 18, Orenburg, 460006, Russia e-mail: egorova333@rambler.ru SPIN-code: 8815-9166

Konkina Evgeniya Vladimirovna, assistant professor of general pedagogy OGPU

Orenburg State Pedagogical University

Sovetskaya str., 19, Orenburg, 460844, Russia

e-mail: evgeniavk2@gmail.com

SPIN-code: 9892-1643

Malakhova Olga Yurievna, candidate of pedagogical Sciences, docent, head of chair of general «education and professional disciplines»

Orenburg institute of ways of the message - branch of SAMGUPS Kommunarov Drive, 18, Orenburg, 460006, Russia e-mail: egorova333@rambler.ru SPIN-code: 6070-7850

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.