Научная статья на тему 'Социальные аспекты формирования профессионального сознания учащихся медицинских вузов'

Социальные аспекты формирования профессионального сознания учащихся медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мельник Екатерина Григорьевна, Мельник Мария Григорьевна

Методом анонимного анкетирования был изучен социальный портрет 55 (53,4 %) студентов и 48 (46,6 %) интернов медицинских вузов. Установлено, что многие респонденты разочарованы в профессии, не имеют желания продолжать медицинскую династию и участвовать в научной и практической деятельности. Также студенты обладают недостаточным уровнем самообразования, равнодушны к семейным, религиозным ценностям и собственному здоровью. Кроме того, у обучающихся наблюдаются различные социальные позиции и факторы, влияющие на выбор профессии. Полученные в исследовании данные следует учитывать на всех этапах подготовки преподавателям при формировании профессионального сознания обучающихся медицинских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мельник Екатерина Григорьевна, Мельник Мария Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты формирования профессионального сознания учащихся медицинских вузов»

МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

2014. Т. 9. № 4

medical news of north caucasus

2014. Vоl. 9. Iss. 4

© Е. Г. Мельник, М. Г Мельник, 2014 УДК 371.485

DOI - http://dx.doi.org/10.14300/mnnc.2014.09103 ISSN - 2073-8137

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Е. Г. Мельник1, М. Г. Мельник2

1 Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования

2 Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар

Профессиональное сознание является составным компонентом целостного самосознания личности, поскольку процесс познания осуществляется неотделимо от личности обучающегося. В этой связи для выявления психолого-педагогических условий реализации процесса развития профессионального сознания необходимо учитывать особенности личности учащихся [1] и социальные факторы, влияющие на становление данной личности.

Изучение социальных аспектов в формировании профессионального сознания учащихся медицинских вузов является крайне актуальным, так как оно позволит в условиях социально-экономического кризиса нашей страны скорректировать такие черты профессионального сознания современного медицинского работника, как уровень профессиональной подготовки, целостный облик специалиста-профессионала, его нравственные качества, интеллигентность и т. п.

Цель: изучить социальный портрет современных студентов и интернов медицинских вузов для формирования их профессионального сознания.

Материал и методы. Исследование проводили с октября 2013 года по февраль 2014 года среди 55 (53,4 %) студентов Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования и 48 (46,6 %) интернов Кубанского государственного медицинского университета. Средний возраст студентов составил 18,4±0,2 года, интернов -23,6±0,3 года. На долю мужчин среди студентов приходилось 5,5 %, интернов - 35,4 %.

Исследование проводили методом анонимного анкетирования. Анкета предусматривала

Мельник Екатерина Григорьевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования; тел.: 89184847358; е-таИ: [email protected]

Мельник Мария Григорьевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры терапии № 2 ФПК и ППС Кубанского государственного медицинского университета, г. Краснодар; тел.: 89181552453; е-таИ: [email protected]

ответы на вопросы по следующим проблемам: семейный статус, дети, близкие родственники, выбор профессии, медицинская династия, профессиональная подготовка, владение современными технологиями, научная деятельность, характеристика места постоянного проживания, материальное положение, совмещение работы и учебы, преемственность работы и учебы, отношение к религии, собственному здоровью, социальная толерантность, досуг и политика.

Материал статистически обработан с помощью компьютерных технологий. Вычисляли среднюю арифметическую (М), среднее ква-дратическое отклонение (с), ошибку средней арифметической (т), коэффициент достоверности Стьюдента (^ для сравнения количественных признаков в двух группах, критерий хи-квадрат (%2) для сравнения качественных признаков в двух группах. Различия считали достоверными при р<0,05.

Результаты и обсуждение. Проведенное исследование показало, что большая часть респондентов - это лица женского пола. При этом в структуре сестринского образования они представляют подавляющее большинство -94,5 %. Это в очередной раз подтверждает представление об отечественной медицине, как о сфере деятельности с «женским лицом». Подобная гендерная особенность обусловлена известной способностью женщин к работе в тяжелых физических и психологических условиях труда на невысокой заработной плате.

С учетом молодого возраста студентов на долю лиц, состоявших в браке, приходилось всего 1,8 % респондентов (что в 24,3 раза реже (р<0,05), чем у более старших по возрасту (р<0,05) интернов).

Еще одним важным показателем остепенен-ности, социальной зрелости опрашиваемых учащихся является наличие у них детей: интерны воспитывали детей в 12,5 % случаев, что в 6,9 раза чаще (р<0,05), чем студенты.

Анализ анкетирования студентов и интернов не выявил у них различий (р>0,05) по ряду признаков, характеризующих близкородственные отношения: наличие сестер/братьев, воспита-

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Социальная медицина и организация здравоохранения

oRiGiNAL RESEARCH

Social medicine and public health service

ние в полной/неполной семье, разница по возрасту родителей и совместное проживание с родителями.

В то же время данные результатов опроса выявили достоверные (р<0,05) отличия между студентами и интернами при ответе на вопрос о факторах, влияющих на выбор профессии. Так, 50,9 % студентов и 77,1 % интернов высказались за самостоятельный выбор профессии, 36,4 % студентов и 18,7 % интернов отметили совет родителей, 12,7 % студентов - совет друзей, у 4,2 % интернов получение профессии врача - это реализация своей мечты. Данное распределение свидетельствует, с одной стороны, о большом влиянии семьи и окружения на определение в профессии у лиц, получающих сестринское образование, а с другой стороны, оно отражает осознанный выбор специальности врача у интернов, что во многом помогло им поступить в вуз и способствовало благополучному завершению обучения в вузе. Красный диплом получили 6,2 % интернов, диплом с хорошими и отличными оценками - 47,9 % интернов.

Следует отметить, что 8,3 % интернов, желая получить высшее образование, поступили в вуз со второй попытки, а 6,2 % - окончили медицинское училище. Это косвенно демонстрирует сохраняющееся стремление нашей молодежи к овладению профессией врача, несмотря на существующие возможности более быстрого материального роста и самореализации в других престижных отраслях экономики.

Вместе с тем необходимо отметить, что по мере более глубокого ознакомления с реальной клинической практикой у учащихся медицинских вузов отмечается рост разочарования в медицине, а при ответе на вопрос о «желании продолжения вашими детьми медицинской династии» 36,4 % студентов и 52,1 % интернов (р>0,05) дали отрицательный ответ.

Учеба в медицинском вузе, предполагающая сочетание теоретических знаний с практической работой, требует от студентов и интернов непрерывного самообразования. По его характеру можно судить о подготовленности молодого человека к функционированию в современном мире [1]. В нашем исследовании было выявлено, что у студентов и интернов большая доля в процессе самообразования отводится получению профессиональной информации в Интернете, общению в профессиональных сообществах соцсетей: 69,1 и 72,9 % соответственно (р>0,05). В то же время все респонденты указали, что владеют навыками работы в Интернете. Это заставляет думать, что учащиеся, не использующие Интернет в образовательных целях, проводят там время исключительно для отдыха и развлечений. Студенты, в отличие от интернов, в процессе своего самообразования достоверно реже пользуются другими источниками информации. Так, учебные пособия в своей повседневной работе ис-

пользуют 23,6 % студентов и 75,0 % интернов (р<0,05), чтение учебников - 7,3 и 85,4 % соответственно (р<0,05), лекционного материала -5,4 и 70,5 % соответственно (р<0,05), публикаций периодических изданий - 1,8 и 29,2 % соответственно (р<0,05). Студенты вообще не указали роль монографий в их учебном процессе. В то время как 8,3 % интернов регулярно используют монографии в повседневной работе. Приведенные данные свидетельствуют о том, что выпускники интернатуры получают более глубокие знания по сравнению со студентами, подтверждая свой высокий профессиональный статус. Кроме того, лучшая подготовка интернов обусловливает их более представительное участие в научной работе - 41,7 % против 3,6 % у студентов (р<0,05).

Результаты анкетирования студентов и интернов не выявили у них различий (р>0,05) по таким социальным показателям, как проживание в городской/сельской местности, собственное/ съемное жилье/проживание в общежитии и постоянная материальная поддержка со стороны родственников. Это позволяет рассматривать данную когорту лиц как представителей одной социальной группы, подвергающихся влиянию сопоставимых материальных факторов.

Так, 41,7 % интернов отметили, что совмещают работу и учебу в вузе, в то время как студенты, несмотря на 100 %-ную постоянную материальную поддержку от родственников, устроены на работу в 2,9 раза реже - 14,5 % случаев (р<0,05). Следует подчеркнуть, что все работающие интерны и студенты были задействованы только в медицинской сфере. Это отражает не только их интерес к учебе в виде воплощения теоретических знаний на практике, но и показывает их людьми, преданными своей профессии.

При анализе ответов респондентов, касающихся вопросов учебы и работы, интересным оказался тот факт, что после вуза лишь 58,2 % студентов и 72,9 % (р>0,05) интернов планируют работать по полученной специальности. Приведенные результаты можно объяснить, во-первых, профессиональной незрелостью многих выпускников медицинских вузов. Во многом это недочет преподавателей - они не могут преподнести предмет на должном уровне, заинтересовать слушателей, найти подход к каждому обучающемуся. Но также не снимается ответственность и с самих студентов, интернов за обеспечение должного профессионального уровня. Как указано выше, далеко не все учащиеся способны к эффективному самообразованию, работе в органах здравоохранения. Во-вторых, уход ряда лиц из медицины обусловлен несоответствием их романтических представлений о специальности до вуза и реальным положением вещей, освоенных во время учёбы в вузе - обязанности, требования к медицинскому работнику, условия его труда,

МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

2014. Т. 9. № 4

MEDiCAL NEWS OF NORTH CAUCASUS

2014. Vоl. 9. iss. 4

психологическая нагрузка и др. [2]. В-третьих, некоторые студенты и интерны сразу стремятся к высокой оплате своего труда, что невозможно осуществить на практике. В этой связи у них пропадает уверенность в полезности своей будущей работы, они не принимают ее нормы и ценности [3]. Таким образом, уход данных лиц из медицины обусловлен исключительно экономическими причинами.

Обращает на себя внимание то, что многие учащиеся не имеют четких ориентиров в жизни: 27,3 % студентов и 20,5 % интернов (р>0,05) приветствуют сожительство («гражданский брак»); равнодушие к семье, как к таковой, высказали 29,1 и 41,7 % лиц соответственно (р>0,05); положительное отношение к сексуальным меньшинствам - 50,9 и 37,5 % лиц соответственно (р>0,05); толерантны к проблеме гомосексуализма - 38,2 и 37,5 % лиц соответственно (р>0,05). Следует отметить, что 20,0 % опрошенных студентов отрицательно относятся к религии, а 18,2 % - занимают к ней равнодушную позицию. Эти показатели у интернов выражены достоверно меньше (р<0,05) - 2,1 и 4,2 %, соответственно, что можно объяснить их зрелостью, жизненным опытом, спецификой профессии врача. Приведенные результаты анкетирования по проблемам религии и социальной толерантности демонстрируют «гиперлиберальную» позицию значительной части молодежи, что не должно иметь место у медицинских работников, в основе деятельности которых прежде всего лежит гуманизм, помощь и сострадание к ближнему, высокие моральные принципы, отвечающие и теологическим представлениям. Если не прекратить развитие подобного мировоззрения у молодого человека, это в конечном итоге приведет к подрыву целостности личности, его нравственных установок и, несомненно, изменит профессиональное сознание. Полученные результаты отражают не только внутрисемейные проблемы у опрошенных студентов и интернов, но и упущение высшей школы, поскольку указывают на ослабление ее воспитательной функции.

Для целостного представления о формируемом профессиональном сознании современных учащихся медицинского вуза педагогу не менее важно знать их отношение к собственному здоровью, так как без крепкого здоровья невозможна адекватная деятельность. К сожалению, анализ полученных результатов выявил не самую лучшую картину: 21,8 % студентов курят, в то время как у интернов эта вредная привычка регистрировалась в 3,5 раза реже (р<0,05). Вместе с этим среди интернов 77,1 % лиц вообще не уделяют внимание физической культуре, что по сравнению со студентами чаще в 1,8 раза (р<0,05). Возможным объяснением различий этих результатов в первом случае может служить более серьезное понимание интерна-

ми негативных последствий курения, а во втором - большая их занятость. Кроме того, были выявлены и другие показатели негативного отношения учащихся к собственному здоровью (нерегулярные профилактические осмотры, нерациональное питание, хронический стресс, дефицит ночного сна и длительная работа за компьютером), однако у студентов и интернов по частоте встречаемости они оказались сопоставимыми (р>0,05).

Наконец, при освещении проблемы участия студентов и интернов в политической жизни, характера их досуга, безусловно, дополняющих социальный портрет респондентов, было установлено, что 54,5 % студентов и 95,8 % интернов (р<0,05) интересуются политическими новостями, принимают участие в выборных компаниях; 9,1 % студентов и 37,5 % интернов (р<0,05) имеют хобби; 81,8 % студентов и 62,5 % интернов (р<0,05) посещают кинотеатры; 1,8 % студентов и 22,9 % интернов (р<0,05) посещают театры; 27,3 % студентов и 75,0 % интернов (р<0,05) регулярно занимаются домашними делами. Приведенные результаты свидетельствуют о разной социальной позиции студентов и интернов, что можно объяснить возрастными особенностями и различными потребностями в жизни, приобретенными в процессе воспитания в семье и обучения в вузе.

В процессе формирования профессионального сознания студентов и интернов медицинских вузов необходимо стремиться к тому, чтобы будущие медицинские работники в полной мере получали возможность проявлять свои способности и потребности, а также могли реализовывать социальную позицию. Талант, высокое профессиональное мастерство, потребность к самоактуализации, развиваемые и корректируемые педагогами с учетом влияния социальных факторов, обеспечивают основу должного профессионального сознания в консервативной среде обучения - системе медицинского образования.

Заключение. Результаты анкетирования выявили у многих респондентов разочарование в профессии, отсутствие желания продолжения медицинской династии, участия в научной и практической деятельности, недостаточный уровень самообразования, использование многими учащимся современных технологий только для отдыха и развлечений, равнодушие к семейным, религиозным ценностям и собственному здоровью. Кроме того, у студентов и интернов наблюдаются различные социальные позиции и факторы, влияющие на выбор профессии. Приведенные данные характеризуют социальный портрет современных учащихся медицинских вузов, который следует учитывать преподавателям при формировании профессионального сознания студентов и интернов.

краткие сообщения

abstracts

Литература

1. Гарбузова, Г. В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов / Г. В. Гарбузова // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. -2007. - № 18 (44). - С. 340-344.

2. Гуляевская, Н. В. Проблемы формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в условиях современного российского обще-

References

1. Garbuzova G. V. Izvestiya Rossyskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. - Izvestia: Herzen university journal of humanities & sciences. 2007;18(44):340-344.

ства / Н. В. Гуляевская // Современ. исследования соц. проблем. - 2010. - № 1 (01). - С. 42-44.

3. Мухаметзянова, Ф. Г. Интеграция личностных и профессиональных качеств в процессе формирования профессиональной идентичности у будущего специалиста / Ф. Г. Мухаметзянова, Г. К. Бисеро-ва, А. Ш. Яруллина // Интеграция образования. -2007. - № 4. - С. 163-167.

2. Gulyaevskaya N. V. Sovremennye issledovaniya sotsial-nykh problem. - Modern research of social problems. 2010;1(01):42-44.

3. Mukhametzyanova F. G., Biserova G. K., Yarullina А. Sh. Integratsiya obrazovaniya. - Integration of education. 2007;4:163-167.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Е. Г. МЕЛЬНИК, М. Г. МЕЛЬНИК

SOCIAL ASPECTS OF VOCATIONAL CONSCIOUSNESS FORMATION OF MEDICAL SCHOOL STUDENTS

MELNIK E. G., MELNIK M. G.

Методом анонимного анкетирования был изучен социальный портрет 55 (53,4 %) студентов и 48 (46,6 %) интернов медицинских вузов. Установлено, что многие респонденты разочарованы в профессии, не имеют желания продолжать медицинскую династию и участвовать в научной и практической деятельности. Также студенты обладают недостаточным уровнем самообразования, равнодушны к семейным, религиозным ценностям и собственному здоровью. Кроме того, у обучающихся наблюдаются различные социальные позиции и факторы, влияющие на выбор профессии. Полученные в исследовании данные следует учитывать на всех этапах подготовки преподавателям при формировании профессионального сознания обучающихся медицинских вузов.

Ключевые слова: студенты, профессиональное сознание, социальные аспекты, медицинский вуз

By anonymous questionnaire, a social portrait of 55 (53,4 %) students and 48 (46,6 %) interns of medical schools was studied. It was found that many respondents are disappointed in their profession, have no desire to continue medical dynasty, to participate in scientific and practical activities. They have insufficient self, are indifferent to family, religious values and their own health. In addition, the students and interns have various social positions and the factors influencing the choice of profession. This should be considered by the teachers of medical schools in the formation of professional consciousness of the students.Key words: students, professional identity, social aspects, medical school.

Key words: students, professional identity, social aspects, medical school

© Коллектив авторов, 2014

УДК 616.831-005.1:614.2 (470.063)

DOI - http://dx.doi.org/10.14300/mnnc.2014.09104

ISSN - 2073-8137

ОРГАНИЗАЦИЯ И ВОПРОСЫ НАРУШЕНИЯ ЭТАПНОГО ПОСТУПЛЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ОСТРЫМ НАРУШЕНИЕМ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ В Г. СТАВРОПОЛЕ

К. А. Муравьев, Е. Н. Карпова, С. М. Карпов Ставропольский государственный медицинский университет

Муравьев Константин Александрович, доктор медицинских наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья Ставропольского государственного медицинского университета; тел.: 89624035773; e-mail: [email protected]

Карпова Елена Николаевна, ассистент кафедры организация здравоохранения, экономики и социальной работы Ставропольского государственного медицинского университета; тел.: 89054467288; e-mail: [email protected]

Карпов Сергей Михайлович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Ставропольского государственного медицинского университета; тел.: 89054101523; e-mail: [email protected]

Широкая распространенность инсульта, значительная частота его развития, высокий процент инвалидизации и смертности обусловливают высокую медицинскую и социальную значимость данного заболевания. Ежегодная смертность от инсульта в России - одна из наиболее высоких в мире (175 случаев на 100 тыс. населения в год). Ранняя 30-дневная летальность после инсульта составляет 34,6 %, а в течение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.