Научная статья на тему 'Социальность короткой прозы Элизабет Гаскелл'

Социальность короткой прозы Элизабет Гаскелл Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Э. ГАСКЕЛЛ / E. GASKELL / ЮМОР / HUMOUR / РАССКАЗ / SHORT STORY / НОВЕЛЛА / NOVELLA / СОЦИАЛЬНО ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР / SOCIALLY DETERMINED CHARACTER / ВИКТОРИАНСТВО / VICTORIAN PERIOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фирстова Мария Юрьевна

В статье рассматриваются повесть Э. Гаскелл «Признания мистера Харрисона» (1851), рассказы «Последнее поколение в Англии» (1849) и «Клетка в Крэнфорде» (1863). Прослеживается взаимосвязь между этими произведениями и романом «Крэнфорд» на уровне фабулы, персонажей и тем. Особое внимание уделяется принципам создания социально детерминированных характеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL ASPECT OF SHORTER WORKS BY ELIZABETH GASKELL

The article analyses Gaskell's shorter works: "Mr. Harrison's Confessions" (1851), "The Last Generation in England" (1849) and "The Cage at Cranford" (1863). The stress is done on the link between these shorter works and "Cranford" on the level of plot, characters and themes. The article also deals with socially determined characters.

Текст научной работы на тему «Социальность короткой прозы Элизабет Гаскелл»

УДК 811.111.3

СОЦИАЛЬНОСТЬ КОРОТКОЙ ПРОЗЫ ЭЛИЗАБЕТ ГАСКЕЛЛ

Мария Юрьевна Фирстова

к. филол. н., доцент кафедры английского языка и межкультурной коммуникации

Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15. legkikh76@mail.ru

В статье рассматриваются повесть Э. Гаскелл «Признания мистера Харрисона» (1851), рассказы «Последнее поколение в Англии» (1849) и «Клетка в Крэнфорде» (1863). Прослеживается взаимосвязь между этими произведениями и романом «Крэнфорд» на уровне фабулы, персонажей и тем. Особое внимание уделяется принципам создания социально детерминированных характеров.

Ключевые слова: Э. Гаскелл, юмор, рассказ, новелла, социально детерминированный характер, викторианство.

В России Элизабет Гаскелл (1810-1865) была долгое время известна как автор, работающий преимущественно в жанре социального романа: от чартистского до социально-психологического. Но писательница также создала ряд рассказов и повестей, центральное место в которых традиционно отводится социальным вопросам.

Об этих произведениях, мало исследованных в отечественном литературоведении, и пойдет речь в статье. Это повесть «Признания мистера Харрисона» (Mr. Harrison's Confessions, 1851), рассказы «Прошлое поколение в Англии» (The Last Generation in England, 1849) и «Клетка в Крэнфорде» (The Cage at Cranford, 1863). Все это примеры социально-бытового повествования. В названных произведениях само общество (его стратификация, внутренние взаимосвязи, принципы функционирования и развития) и его роль в определении повседневной жизни и в итоге судьбы отдельных его членов, являются основными предметами художественного изображения.

Так, в рассказе «Прошлое поколение в Англии» Гаскелл, вдохновленная нереализованным желанием Роберта Саути (1774-1843) написать книгу «История домашнего быта Англии», стремится запечатлеть смену этапов развития британского общества на примере маленького города. Автором подробно описывается сословная иерархия городка: от живущих на ренту незамужних дочерей крупных землевладельцев

© Фирстова М. Ю., 2016

до маргинальных групп буйствующих молодых людей. В начале рассказ напоминает документально-историческое описание, однако затем Гаскелл приводит примеры настолько странных обычаев и случаев из жизни «города амазонок»: проглоченное кошкой кружево, упавшая в яму с известью корова, хранение чайного подноса под диваном, что сам тон произведения неизбежно меняется с нарочито книжного на ироничный и насмешливый. Фабула этого рассказа станет своего рода канвой, по которой будет вышит причудливый сюжетный узор романа «Крэнфорд» (Cranford, 1853) с его яркими женскими характерами (мисс Деборы Дженкинс, мисс Мэтти, мисс Пул, миссис Джеймисон), глубоким психологизмом и ностальгией по уходящему в прошлое патриархальному мироустройству [см. об этом Фирстова 2013].

Стремление Гаскелл правдиво изобразить социальное устройство небольших городов обуславливает внимание к повседневности, быту, так называемым мелочам жизни в произведениях. О преобладании темы будничной жизни провинции в прозе Гаскелл конца 1840 - начала 1850 гг. писал и Б. Б. Ремизов. Он связывал это с поиском альтернативы существующему социальному порядку и буржуазной действительности [см. об этом: Ремизов 1974: 67]. На наш же взгляд, это обусловлено осмыслением происходящих в середине XIX в. изменений в английском обществе, «ведущей экономической, социальной, политической и нравственной силой которого стал средний класс» [Проскур-нин 2004: 7].

В повести «Признания мистера Харрисона» главный герой, он же рассказчик, является типичным представителем этой социальной страты. Сын лавочника, Фрэнк Харрисон, получил медицинское образование и по приглашению местного врача мистера Моргана приехал в провинциальный городок Данкомб. Ежедневно исполняя свои обязанности, главный герой общается с представителями различных социальных слоев городка: от мисс Тиррелл из местного дворянского семейства до садовника Джона Браункера. Именно благодаря его посредничеству рассказчика мы узнаем о том, как устроено общество Данкомба, кого принято приглашать на пикник, кого считать джентльменом, что считается допустимым в приличном обществе и т. д.

В Данкомбе, как и в Крэнфорде, в основном живут небогатые женщины: вдовы (миссис Роуз, миссис Мантон), старые девы (сестры мисс Томкинсон и мисс Кэролайн Томкинсон, мисс Хорсман), незамужние молодые женщины (дочь викария Софи Хаттон, мисс Буллок). Поэтому приезд молодого неженатого доктора закономерно направляет развитие сюжета в матримониальном направлении, но этим он не исчерпывается.

В начале произведения друг и родственник Харрисона просит рассказать «все об ухаживаниях и завоевании» [Gaskell 2006: 205]. Сам он одинокий холостяк, живущий на о. Цейлон. За этой ремаркой скрывается значимая для творчества Гаскелл тема колониальной экспансии Великобритании в XIX в. Питер Дженкинс в романе «Крэн-форд» также является проводником этой темы. Одним из последствий колониальной политики Британии стал демографический дисбаланс в стране: число женщин превысило число мужчин, так как последние массово уезжали в заморские территории [см. об этом: The Nineteenth Century 2005: 179].

Итак, Фрэнк начинает рассказ. Герой и произошедшие с ним события, представлены в ретроспективе. Это позволяет рассказчику преодолеть собственную пространственную и временную ограниченность и понять причины произошедшего: как он, сам того не ведая, оказался женихом трех жительниц городка, будучи влюбленным в другую девушку - дочь викария. Ситуация явно комичная, отсюда и ироничное название повести.

Одно из значений английского слова «confession» - признание в совершении чего-то дурного. Но главный герой не делает ничего плохого. Это женское общество Данкомба превратно истолковывает его поступки, пусть и без злого умысла. Дамы видят лишь то, что хотят видеть - молодого мужчину, которого следует женить. Яркий пример такого «видения» в повести - мисс Хорсман, она же неиссякаемый источник всех городских слухов. В романе «Крэнфорд» эту роль сыграет мисс Пул. Юмористическое описание злоключений героя позволяет Гаскелл не только обозначить острую социальную проблему избытка женщин, но и коснуться важной философской темы - тщетность усилий человека в достижении счастья.

Молодой доктор постоянно оказывается в двусмысленных ситуациях, комический эффект которых усиливается за счет использования диалогов, построенных по классическому для комедий принципу «qui pro quo». Возможным объяснением невезения героя является его незнание обычаев и «законов» провинциального города. Фрэнк Харри-сон здесь новичок: он приезжает в Данкомб из Лондона. Его непредвзятое отношение к жителям городка, несмотря на всю субъективность рассказчика, позволяет дать объективную оценку персонажам повести. Этим он отличается от другого рассказчика - Мэри Смит из романа «Крэнфорд» и рассказа «Клетка в Крэнфорде», в которых рассказчица связана с героями родственными и дружескими отношениями, что не позволяет ей быть объективной в оценке их чудачеств.

Поэтому в «Крэнфорде» нет тех сатирических замечаний, что присутствуют в повести.

Из вышесказанного очевидна генетическая связь между анализируемыми произведениями и романом «Крэнфорд». Подтверждением этому служат и такие персонажи, как сестры Томкинсон. Это своего рода двойники сестер Дженкинс из «Крэнфорда», своеобразные наброски к более сложным социально детерминированным характерам Деборы и Матильды. Образы сестер Дженкинс также отличает несоизмеримо большая психологическая глубина.

Сестры Томкинсон после смерти отца открывают школу для девочек. Дела ведет старшая сестра, поэтому рассказчик всегда обращается к ней по фамилии, подчеркивая тем самым ее социальный статус деловой женщины. Необходимость самостоятельно зарабатывать на жизнь неизбежно ведет к появлению у героини мужских черт характера. Фрэнк Харрисон описывает ее как «высокую, худую, мужеподобную женщину, в чьем характере со всей очевидностью присутствовала способность бросить вызов или проявить открытое неповиновение» [Gaskell 2006: 212].

Замечание рассказчика о характере мисс Томкинсон противоречит высокопарному высказыванию мистера Моргана о том, что женщины a priori нуждаются в защите мужчин. Здесь Гаскелл иронизирует над традиционным для викторианской эпохи представлением о женщине как о существе слабом и зависимом. Несоответствие между тем, что мистер Морган на словах ратует за патернализм в отношении женского пола, а на деле боится мисс Томкинсон, создает комический эффект. Комизм усиливается, когда он, всерьез опасаясь, что придется на ней жениться, срочно делает предложение миссис Роуз, более соответствующей викторианскому идеалу женственности. Тем самым он «спасает» рассказчика от матримониальных притязаний миссис Роуз.

Младшая сестра Томкинсон появляется в повести исключительно под собственным именем Кэролайн, что не только указывает на ее «вечное» положение младшей в семье, но и на детскость, незрелость ее характера. Несмотря на свой возраст - мисс Кэролайн около тридцати пяти лет, - она все еще придает большое значение валентинкам. Это сыграет с ней злую шутку.

Если за юмористическим описанием внешности и манер старшей сестры (мисс Томкинсон неоднократно сравнивается с гренадером) скрывается уважительное отношение рассказчика к ее личным качествам, пусть и не свойственным женщине, то при изображении поведения младшей происходит переход к сатире. Например, замечание о том, что истеричное поведение мисс Кэролайн было вызвано не разби-

тыми мечтами о любви, а поеданием соленых огурцов. Ш.Фостер вообще относит все эти произведения, за исключением «Крэнфорда», к жанру социальной сатиры [Foster 2007: 116]. Как известно, источником сатирического смеха служат пороки и недостатки. У мисс Кэролайн это эгоизм и стремление получить желаемое любой ценой. Так, она даже поступается собственным аристократическим происхождением ради замужества: ее избранник - сын торговца сальными свечами. Но это не преодоление сословных предрассудков, на которое так и не решилась младшая сестра из романа «Крэнфорд», а всего лишь потворство собственной прихоти. Тем не менее, этот брак демонстрирует значимый социальный процесс викторианской эпохи - расширение среднего класса в обе стороны.

Пример мезальянса встречается и в «Крэнфорде». Это брак леди Гленмайер и доктора Хоггинса, который и много лет спустя не перестает возмущать в лице мисс Пул «весь Крэнфорд» в рассказе «Клетка в Крэнфорде». Основная идея этого произведения заключается в критике неспособности принимать новое. Отсталость в области представлений о моде свидетельствует об общей отсталости: из присланного в подарок мисс Пул кринолина она и Мэри Смит пытаются сделать клетку для попугая.

Продолжая осмыслять происходящие в современном ей обществе преобразования, Гаскелл в произведениях малой формы избегает прямого изображения социальных конфликтов, но ей все же удается показать свершившиеся изменения путем создания социально-детерминированных характеров, ограненных юмором и иронией.

Список литературы

Проскурнин Б. М. О новых подходах к викторианству как социокультурному прецеденту // Вестник Пермского университета. Вып. 4. Иностранные языки и литературы. Пермь, 2004. С. 5-11.

Ремизов Б. Б. Элизабет Гаскелл: Очерк жизни и творчества. Киев: Вища шк., 1974. 171 с.

Фирстова М. Ю. Материнство в проблемно-тематической целостности романа Э. Гаскелл «Крэнфорд» // Мировая литература в контексте культуры: научный журнал. Пермь, 2013. Вып. 2(8). С. 13-18.

Foster Sh. Elizabeth Gaskell's shorter pieces. // Cambridge Companion to Elizabeth Gaskell. New York: Cambridge University Press, 2007. Р. 108-130.

Gaskell E. Mr. Harrison's Confessions. // Gaskell Elizabeth C. Cranford and Other Stories. Ware: Wordsworth Editions Limited, 2006. P. 201-270.

Gaskell E. The Last Generation in England. [Электронный ресурс]. URL: https://ebooks.adelaide.edu.au/g/gaskell/elizabeth/generation/ (дата обращения: 22.02.2016).

Gaskell E. The Cage at Cranford. [Электронный ресурс]. URL: https://ebooks.adelaide.edu.aU/g/gaskell/elizabeth/cage/ (дата обращения: 22.02.2016).

The Nineteenth Century. The British Isles: 1815-1901. Oxford: Oxford University Press, 2005. 342 p.

THE SOCIAL ASPECT OF SHORTER WORKS BY ELIZABETH GASKELL

Maria Yu. Firstova

Candidate of Philology, Associate Professor

in the Department of English and Cross-cultural Communication

Perm State University

614990, Russia, Perm, Bukireva st., 15. legkikh76@mail.ru

The article analyses Gaskell's shorter works: "Mr. Harrison's Confessions" (1851), "The Last Generation in England" (1849) and "The Cage at Cranford" (1863). The stress is done on the link between these shorter works and "Cranford" on the level of plot, characters and themes. The article also deals with socially determined characters.

Key words: E. Gaskell, humour, short story, novella, socially determined character, the Victorian period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.