Научная статья на тему 'Эволюционный путь развития общества в противовес революционному в повести Э. Гаскелл "миледи Ладлоу"'

Эволюционный путь развития общества в противовес революционному в повести Э. Гаскелл "миледи Ладлоу" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
176
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Э. ГАСКЕЛЛ / ВСТАВНОЙ РАССКАЗ / РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖА / УНИТАРИИ / ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ / ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ / E. GASKELL / CUT-IN STORY / SPEECH BEHAVIOR OF THE CHARACTER / UNITARIANS / ENLIGHTENMENT / FRENCH REVOLUTION / NAPOLEONIC WARS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фирстова Мария Юрьевна

В статье рассматривается историческая повесть Э. Гаскелл «Миледи Ладлоу» (1858). Особое внимание уделяется средствам художественного воплощения идеи постепенного преобразования общества, являющейся альтернативой революции, через изображение эволюции взглядов и динамики характера главной героини. Это посредничество рассказчика, авторская ирония, речевая характеристика персонажа. В работе также рассматриваются особенности композиции (рассказ в рассказе) и повествования (многократная смена субъекта речи). Сравниваются взгляды Э. Гаскелл и В. Скотта на демократизацию британского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION VERSUS REVOLUTION IN SOCIETY''S PROGRESS IN "MY LADY LUDLOW" BY ELIZABETH GASKELL

The article analyses Gaskell's historical novella “My Lady Ludlow” (1858). The stress is done on the artistic means of depiction of the idea of gradual development of society as a preferable alternative to revolution. This idea is conveyed by the author through the description of the evolution of beliefs of the main character which becomes possible owe to her ability to free herself of out-of-date convictions and prejudices and to adapt to social changes. In the paper the character's development is shown through the description of her speech, author's irony and narrator's commentaries. The article deals with the peculiarities of the structure of the novella (a story within the story) and the narration (change of narrators). The paper discusses different attitudes of W. Scott and E. Gaskell to the democratic processes in the British society.

Текст научной работы на тему «Эволюционный путь развития общества в противовес революционному в повести Э. Гаскелл "миледи Ладлоу"»

УДК 811.111.-3

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В ПРОТИВОВЕС РЕВОЛЮЦИОННОМУ В ПОВЕСТИ Э. ГАСКЕЛЛ «МИЛЕДИ ЛАДЛОУ»

Мария Юрьевна Фирстова

к. филол. н., доцент кафедры английского языка и межкультурной коммуникации

Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Россия, Пермь, ул. Букирева,15. legkikh76@mail.ru

В статье рассматривается историческая повесть Э. Гаскелл «Миледи Ладлоу» (1858). Особое внимание уделяется средствам художественного воплощения идеи постепенного преобразования общества, являющейся альтернативой революции, через изображение эволюции взглядов и динамики характера главной героини. Это посредничество рассказчика, авторская ирония, речевая характеристика персонажа. В работе также рассматриваются особенности композиции (рассказ в рассказе) и повествования (многократная смена субъекта речи). Сравниваются взгляды Э. Гаскелл и В. Скотта на демократизацию британского общества.

Ключевые слова: Э. Гаскелл, вставной рассказ, речевая характеристика персонажа, унитарии, эпоха Просвещения, Великая французская революция, Наполеоновские войны.

Повесть Э. Гаскелл «Миледи Ладлоу» ("My Lady Ludlow", 1858) объединила в себе темы, рефреном проходящие через большинство произведений писательницы: социальные проблемы, гендерные стереотипы, религиозная нетерпимость, сословные предрассудки, взаимоотношения высших и низших классов, социальное положение незаконнорожденных детей и одиноких женщин, материнство, просвещение.

Однако, центральной темой этой повести, наименее исследованной, по мнению современного британского биографа Гаскелл Дженни Аг-лоу [Uglow 1993: 468], становится выбор британским обществом способа преодоления социальных противоречий эпохи царствования Георга III (с 1760 по 1811 гг.), сопровождавших борьбу Англии за колонии в Северной Америке и на Востоке, аграрную революцию и промышленный переворот. Главная героиня леди Ладлоу в молодости

© Фирстова М.Ю., 2018

была фрейлиной супруги Георга III - королевы Шарлотты. Повествование охватывает период с 1800 по 1814г. Этот отрезок оказывается включенным во временной интервал, традиционно называемый британскими историками эпохой Революционных и Наполеоновских войн 1793 - 1815гг. (The Revolutionary and Napoleonic Wars 1793-1815). Однако в повести мы не обнаружим художественного изображения ни морских, ни сухопутных сражений как, например, в романе Гаскелл «Поклонники Сильвии» (1863), действие которого разворачивается в этот же исторический период. Нет в произведении и антивоенной составляющей, как в упомянутом романе.

Причина повторного обращения к упомянутому историческому периоду заключается в стремлении писательницы доказать, что, подготовившая почву для французской революции идеалогия Просвещения, столь близкая ей в силу унитаристкой религиозной принадлежности, не обязательно приводит к социальным потрясениям и террору, как во Франции. Напротив, именно в реализации идей Просвещения (свобода совести, веротерпимость, рациональное знание как средство освобождения человека от социального и природного рабства, прогресс как высшая цель общественного бытия, гражданское равенство) путем реформ унитарии видели источник развития и совершенствования общества [Uglow 1993: 7]. Следовательно, нельзя согласиться с советским исследователем Б.Б. Ремизовым, утверждавшим, что Гаскелл «не может не признавать благотворных последствий революционных событий» [Ремизов 1974: 105].

Анализ высказываний главной героини, на чьей стороне симпатии рассказчицы Маргарет Досон и Гаскелл, подтверждает нашу точку зрения о том, что автор повести отрицательно относится к революции как способу улучшения социума. Уже во второй главе повести читатель узнает о негативном отношении леди Ладлоу к французской революции, разрушившей незыблемый, с ее точки зрения, порядок вещей, предполагающий деление людей на классы. Так, например, героиня не одобряет увлечение молодых леди изготовлением обуви, поскольку это ставит их в один ряд с сапожниками. Отсутствие парика у священника мистера Грея вызывает у леди Ладлоу недоверие к нему, поскольку эта незначительная, на первый взгляд, деталь напоминает героине о бунте, свидетелем которого она стала в юности. Как замечает

Маргарет: «.....во времена ее молодости никто, кроме толпы, не ходил

без парика, и с тех пор человек без парика неизбежно ассоциировался у нее с тем классом людей, что подняли мятеж в 1780 г., а лорд Джордж Гордон был для миледи одним из самых страшных чудовищ» [Gaskell URL: Ch. II].

Так, благодаря незначительным деталям, Гаскелл вскрывает психологические причины отторжения героиней любой революции, в том числе и французской с ее идеями свободы, равенства и братства. Это, в первую очередь, ужас, испытанный героиней в молодости во время антикатолического мятежа лорда Гордона. К изображению этого несомненно драматического момента царствования Георга III обращается Ч. Диккенс в романе «Барнеби Радж». Как и Гаскелл, он не сторонник революции. Рациональная же причина, как показывает Гаскелл, кроется в глубоком убеждении леди Ладлоу в биологическом разделении людей на виды, что естественно предполагает выполнение ими различных социальных функций. Например, героиня метафорически сравнивает разделение людей на высшие и низшие классы с существованием разных пород лошадей: «чистокровных верховых и ломовых» [Gaskell URL: Ch. III]. Отсюда и отрицание леди Ладлоу необходимости образования для простого народа, на котором настаивают управляющий ее поместья мистер Хорнер и священник Грей.

Несмотря на симпатию Гаскелл к главной героине, что проявляется в описании рассказчицей ее искренней заботы об арендаторах, воспитанницах из благородных, но обедневших семей, а также о несправедливо обвиненном бедняке Джобе Грегсоне, натуралистический детерминизм графини Ладлоу в оценке способностей и характеров людей вызывает авторскую иронию и развенчивается протагонистом Гаскелл - мистером Греем. Так, древняя легенда о том, что охраняющие поместье миледи волкодавы, готовы разорвать любого, за исключением представителей аристократического рода, чье превосходство они инстинктивно ощущают, оказывается несостоятельной, когда священник дружески треплет собаку, приветливо махающую ему хвостом, «как если бы он был одним из Хэнбэри» [Gaskell URL: Ch. IV]. Возникающий при этом в сознании рассказчицы когнитивный диссонанс сохраняется на протяжении многих лет, что служит косвенной характеристикой как ее личности, так и ее отношения к покровительнице. Маргарет не способна критически оценивать убеждения и поведение леди Ладлоу, ее отношение к ней всегда глубоко эмоционально и граничит с восхищением, что усугубляет a priori субъективное изображение действительности рассказчиком.

Вызывает интерес композиционное оформление произведения - это рассказ в рассказе: воспоминания леди Ладлоу о времени, проведенном в Париже в доме семейства де Крики, о дружбе ее покойного сына Урии и Клемента де Крики, сплетаются с воспоминаниями Маргарет о своей покровительнице. Вставной рассказ о гибели французского аристократа Клемента и его возлюбленной Вирджини во времена якобин-

ской диктатуры во Франции приводит к смене субъекта речи: основная рассказчица Маргарет Досон становится слушателем, а леди Ладлоу -рассказчиком.

Благодаря тому, что рассказчиком становится главная героиня, читатель получает возможность составить о ней собственное мнение без субъективного посредничества основной рассказчицы. Происходит смена точек зрения. Читатель получает представление о высоком уровне образования леди Ладлоу, в речи которой присутствуют аллюзии на произведения Шекспира и древних авторов, употребление французской лексики свидетельствует о знании этого иностранного языка. Высказывания леди Ладлоу свидетельствуют о ее знакомстве с идеями французских и английских просветителей: Руссо, Томаса Пей-на и др. Повествование графини изобилует эпитетами и метафорами с отрицательной коннотацией, когда она описывает революционные события во Франции и их последствия (brutal republicans, these revolutionists were drunk with blood, the horrid Sansculottes, bloodthirsty mob, bloodthirsty canaille и т.д.), что опять же свидетельствует о ее негативном отношении к революции.

Пафос рассказа леди Ладлоу направлен на доказательство вреда и опасности образования как для самих простолюдинов, так и для общества в целом. Ее интерпретация трагической судьбы двух молодых аристократов призвана убедить Маргарет Досон в том, что гибель Клемента и Вирджини была вызвана лишь тем обстоятельством, что Пьер, сын бывшей служанки Вирджини, прочитал адресованную ей записку Клемента, в которой сообщались детали их предстоящего побега, и, не будучи человеком чести по рождению, передал ее содержание своему кузену Виктору, влюбленному в аристократку.

Но ознакомившись с историей, читатель неизбежно приходит к выводу о том, что истинная причина гибели молодых людей - это не умение читать, которым, по мнению владелицы Хэнбери, не должен был обладать Пьер в силу своего происхождения, а эгоистичная страсть Виктора, покончившего с собой во время казни молодых людей. Исследование страсти, толкающей человека на ложь и преступления, -это одна из важных тем позднего творчества Гаскелл.

Таким образом, автор разоблачает предубеждения своей героини, не переставая при этом восхищаться ее человеколюбием, личной скромностью, готовностью пожертвовать собственным комфортом ради содержания зависящих от нее слуг. Ее упорство в отношении вреда образования для простых людей переходит порой в упрямство (например, когда она восклицает, что причиной тяжелой травмы сына браконьера Гарри Грегсона является его образование), что добавляет

ее характеру некоторую эксцентричность, свойственную героиням другого романа писательницы - «Крэнфорд», таким как мисс Пул и Дебора Дженкинс.

Историю о «бедном Клементе» вызвал в памяти леди Ладлоу неприятный случай с Гарри Грегсоном, прочитавшем адресованную ей записку. Мистер Хорнер обучал подростка чтению, письму и арифметике, так как для управления поместьем требовались уже не только по-средневековому преданные, но и образованные люди. В период описываемых в повести событий в Британии происходит аграрная революция. Леди Ладлоу же не хотела внедрять новшества в отличие от ее соседа-диссентера мистера Брука, купившего землю за деньги, заработанные пекарским делом. Она бы предпочла, как замечает Маргарет, если бы это было возможным, вести дела без использования денег, т.е. натуральное хозяйство, что несомненно свидетельствует об ее отсталых взглядах. Графиня-роялистка, преданная англиканской церкви предпочитает не замечать нового соседа, ведь род Хэнбери не купил, а получил свои земли от короля.

Ретроградные взгляды владелицы Хэнбери Корт, включая идею патернализма, корнями уходящего в феодализм, в итоге обращаются против нее: поместье испытывает нехватку денежных средств. Лишь завещание преданного управляющего помогает леди погасить долг по закладной. Общий упадок Хэнбери ускоряет известие из Вены о смерти последнего сына миледи. Тема материнского горя, вызванного смертью ребенка, является одним из лейтмотивов творчества Гаскелл, и вызывает сочувствие к героине как у рассказчицы, так и у автора повести. Смерть наследника символически обозначает уход в небытие феодального миропорядка, олицетворением которого является леди Ладлоу. Подобная идея, связанная со смертью старой графини Джосе-линд, присутствует и в романе В. Скотта «Антикварий» (1816). Совпадает и историческое время в произведениях. Однако на этом сходство заканчивается.

Взгляды Гаскелл и Скотта по вопросу необходимости демократизации общества не совпадают. Если В. Скотт на примере образа старой служанки Элспет показывает, что образование и сближение низших классов с высшими губительно для первых и, тем самым выступает за сохранение сословной иерархии, то Гаскелл - за демократизацию общества. В конце повести графиня Ладлоу соглашается на строительство школы и обеспечивает образование Гарри Грегсону в память о мистере Хорнере. Взгляды героини на просвещение меняются под воздействием священника-диссентера: теперь она считает, что несмотря на искушения, которым оно подвергает простых людей, образование не-

обходимо, так как имеет практическую ценность. Героиня находит способ удержать от сопутствующих образованию искушений тех, у кого нет «врожденных моральных принципов и благородного воспитания». Это молитва.

Столкнувшись лицом к лицу с изменившимся миром, от которого не получится укрыться за стеклянной перегородкой как от проповеди о необходимости образования пастора Грея (в начале повести леди Лад-лоу специально возводит такую перегородку в церкви), героиня, пусть и с трудом, но приспосабливается к новым социальным условиям. Как становится известно из письма мисс Галиндо, леди Ладлоу теперь общается с семейством диссентера мистера Брука, на советы которого по земледелию полагается новый управляющий поместья капитан Джеймс, друг покойного сына героини. Чаепитие у представительницы древнего дворянского рода, в течение шестиста лет владеющего Хэн-бери, на котором присутствуют семья баптистов, англиканские священники и их жены, семья фермеров, незаконнорожденная Бесси и ее муж - пастор Грей, несомненно отражает начало процесса демократизации общества, проявившегося в сближении классов, что позднее в викторианский период приведет, как отмечает Б.М. Проскурнин, к формированию среднего класса «по принципу «расширения в обе стороны» - в высшие и низшие социальные сферы» [Проскурнин 2004: 7]. Именно средний класс, метафорически изображенный как компания соседей, собравшихся вместе за чаем, станет основой стабильности британского общества и не позволит королевству скатиться в пучину революции в 1842 и 1848 гг. Подтверждением этому является мнение современного британского историка Мартина Пью: «...средний класс был тем двигателем, что генерировал процветание Британии в средне-викторианский период, и, соответственно, дал стране чувство удовлетворенности и спокойствия» [Pugh 2001: 77].

Возвращаясь к особенностям организации повествования, необходимо еще раз отметить, что сновным рассказчиком в повести является Маргарет Досон - практически прикованная к постели пожилая женщина. Событийный ряд повести весьма беден, поскольку пространственный кругозор расказчицы ограничен покоями леди Ладлоу. Как следствие, не только изображение событий и персонажей становится неполным, но и интерпретация событий порой оказывается основанной на догадках рассказчицы и ее субъективных выводах из сообщений других персонажей повести, таких, например, как мисс Галиндо или миссис Медликотт. Таким образом, события в повести предстают в дважды субъективном (восприятие основанное на чужом восприятии) изложении. Но в то же время собственная пространственная ог-

раниченность носителя речи в произведении позволяет ей вплотную в прямом и переносном смысле приблизиться к леди Ладлоу, лучше понять владелицу Хэнбери через более тесное по сравнению с другими ее воспитанницами общение и, как следствие, дать читателю более полное представление об ее характере. Так в повести акцент смещается с изображения действия на изображение характера, его движение. На глазах у читателя происходит эволюция взглядов леди Ладлоу, отражающая социальные перемены в британском обществе.

Список литературы

Проскурнин Б.М. О новых подходах к викторианству как социокультурному прецеденту // Вестник Пермского университета. Вып.4. Иностранные языки и литературы. Пермь, 2004. С. 5-11.

Ремизов Б. Б. Элизабет Гаскелл: Очерк жизни и творчества. Киев: Вища шк., 1974. 171 с.

Скотт В. Антикварий: Роман / пер. с англ. Д. М. Горфинкеля.// Скотт В. Собрание сочинений в 8 т. М.: Издательство «Правда», 1990. Т. 3. 461 с.

Gaskell E. My Lady Ludlow. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ebooks.adelaide.edu.au/g/gaskell/elizabeth/ludlow/ (дата обращения 20.01.2018).

Pugh M. A History of Britain. 1789-2000. Oxford: Perspective Publications, 2001. 285 p.

Uglow J. Elizabeth Gaskell: A Habit of Stories. Faber and Faber. London and Boston, 1993. 690 p.

EVOLUTION VERSUS REVOLUTION IN SOCIETY'S PROGRESS IN "MY LADY LUDLOW" BY ELIZABETH GASKELL

Maria Yu. Firstova

Candidate of Philology, Associate Professor of English Language and Intercultural

Communication Department

Perm State National Research University

614990, Russia, Perm, Bukirev str., 15. legkikh76@mail.ru

The article analyses GaskelFs historical novella "My Lady Ludlow" (1858). The stress is done on the artistic means of depiction of the idea of gradual development of society as a preferable alternative to revolution. This idea is conveyed by the author through the description of the evolution of beliefs of the main character which becomes possible owe to her ability to free herself of out-of-date convictions and prejudices and to adapt to social changes. In the paper the character's development is shown through the description of her speech, author's irony and narrator's commentaries. The article deals with the peculiarities of the structure of the novella (a story within the story) and the narration (change of narrators). The paper discusses different attitudes of W. Scott and E. Gaskell to the democratic processes in the British society.

Key words: E. Gaskell, cut-in story, speech behavior of the character, the Unitarians, the Enlightenment, the French Revolution, the Napoleonic Wars.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.