Научная статья на тему 'Материнство в проблемно-тематической целостности романа Э. Гаскелл "Крэнфорд"'

Материнство в проблемно-тематической целостности романа Э. Гаскелл "Крэнфорд" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
49
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Э.ГАСКЕЛЛ / ВИКТОРИАНСТВО / УНИТАРИИ / UNITARIANS / ЖЕНСКИЙ ВОПРОС / WOMEN QUESTION / ТЕМА МАТЕРИНСТВА / MOTHERHOOD / РОМАН / NOVEL / E.GASKELL / VICTORIAN PERIOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фирстова Мария Юрьевна

В статье анализируется один из самых популярных романов Э.Гас-келл «Крэнфорд». Особое внимание уделяется художественному воплощению темы материнства как одной из центральных тем творчества писательницы. Прослеживается взаимосвязь темы материнства с темами несбывшихся надежд и женской судьбы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTHERHOOD IN PROBLEM-THEME INTEGRITY OF "CRANFORD" BY ELIZABETH GASKELL

In the article one of the most popular novels of E. Gaskell "Cranford" (1853) is discussed. Special attention is paid to the literary means that are used to reveal motherhood as one of the most important themes in authors works. The correlation between maternity and such themes as unfulfilled hopes and woman's fate is also analyzed.

Текст научной работы на тему «Материнство в проблемно-тематической целостности романа Э. Гаскелл "Крэнфорд"»

УДК 821.111-3

МАТЕРИНСТВО В ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОМАНА Э. ГАСКЕЛЛ «КРЭНФОРД»

Мария Юрьевна Фирстова

доцент кафедры иностранных языков и связей с общественностью Пермский национальный исследовательский политехнический университет 614990, Пермь, Комсомольский пр., 29. Iegkikh76@mail.ru

В статье анализируется один из самых популярных романов Э.Гаскелл «Крэнфорд». Особое внимание уделяется художественному воплощению темы материнства как одной из центральных тем творчества писательницы. Прослеживается взаимосвязь темы материнства с темами несбывшихся надежд и женской судьбы.

Ключевые слова: Э.Гаскелл, викторианство, унитарии, женский вопрос, тема материнства, роман.

Роман Э.Гаскелл «Крэнфорд» (Cranford) вышел в свет отдельным изданием в 1853 г. В России произведение впервые было опубликовано в 1867 г., второе издание состоялось в 1973 г., третье - в 2011 г., в 2012 г. роман издается вновь. В Великобритании роман был и остается одним из самых любимых англичанами произведений национальной литературы XIX в., о чем свидетельствуют его многократные экранизации. Как и в эпоху правления королевы Виктории, так и в наши дни читателей в обеих странах привлекают истории из жизни одиноких пожилых леди, с юмором и любовью рассказанные Мэри Смит, alter ego писательницы. В чем же секрет популярности «Крэнфорда»? Попытаемся ответить на этот вопрос, по-новому взглянув на проблемно-тематическую структуру романа.

Анализируя произведение, многие исследователи обращают внимание на ностальгический тон повествования, по-разному, однако, трактуя его причины. Например, крупный отечественный специалист по английской литературе XIX в. А.А.Елистратова полагала, что ностальгия Гаскелл вызвана тоской по годам детства и юности, что писательница провела в городке Натсфорд (Knutsford), ставшем прообразом Крэнфорда: «В "Крэнфорде" отразилась эта ностальгия по далекой и близкой стране ее детства и юности, никогда не покидавшая Гаскелл...» [Елистратова 1973: 6]. Английский же исследователь творчества писательницы Кейт Флинт, отмечая ностальгический настрой произведения, тем не менее, считает, что роман в силу иронических

© Фирстова М.Ю., 2013

замечаний рассказчицы Мэри Смит является своего рода «критикой ностальгии по исчезающему образу жизни, набирающей силу в середине XIX в.» [Flint 1995: 31].

Мы не можем согласиться в полной мере ни с одним из утверждений. Ностальгия в романе обусловлена не только тоской по счастливым дням детства в доме тети в Натсфорде. На наш взгляд, писательницу по-настоящему волнует уход в небытие прежнего жизненного уклада, с которым в ее сознании неразрывно связаны такие духовные ценности, как любовь к ближнему, сострадание, бескорыстная дружба, честь, достоинство. Поэтому роман не может быть оценен лишь как критика ностальгии по уходящему в прошлое образу жизни. Осознавая неизбежность смены феодально-патерналисткой социальной модели новой буржуазно-либеральной с присущей ей мощной индивидуалистической доминантой, Гаскелл, тем не менее, пытается своим произведением доказать современникам-читателям, что возможна иная форма существования человеческого общества, основанная на принципах взаимопомощи и милосердия. При этом писательница не идеализирует социальную модель, превращающуюся на ее глазах в анахронизм, а зорко подмечает такие ее недостатки, как возведенный в культ консерватизм, плохую организацию женского образования в стране, нерешенность «женского вопроса» в целом, сословные различия, препятствующие личному счастью и, как следствие, невозможность для женщины реализовать себя в главной роли - роли матери.

Эти недостатки прежней социальной модели ярко иллюстрирует образ одной из главных героинь романа мисс Мэтти. Она не решилась пойти против воли семьи и связать свою жизнь с любимым человеком, поскольку он был простым фермером, а их семья была в родстве с лордом Арли. В результате Матильда не стала ни женой, ни матерью. Но на закате дней она никого не обвиняет в своей неудавшейся жизни, а лишь сожалеет, что этого не произошло.

Писательница демонстрирует глубину переживаний героини при помощи сна, о котором мисс Мэтти сама сообщает рассказчице Мэри Смит: «И знаете, милочка (тут давно забытые угли в камине внезапно рассыпались, взметнулся язык пламени, и я увидела, что ее глаза, устремленные на что-то невидимое и несбывшееся, полны слез), - мне иногда снится, что у меня есть ребенок, всегда один и тот же - маленькая девочка лет двух. Она не становится старше, хотя я вижу ее во сне уже много лет» [Гаскелл 2011: 80]. Этот повторяющийся сон символизирует несбывшуюся мечту героини о материнстве. Необходимо отметить, что Гаскелл часто прибегает к использованию сна для изображения внутренней жизни героев, справедливо полагая, что именно сон

может дать читателю полное и истинное представление об индивидуальности персонажа. Писательница, как и Диккенс, полагала, что характер рисует не только «видимое», событийное, предметно переживаемое, но и то, что идет из области человеческой природы, которая необъяснима и не поддается прямому изображению. Поэтому в ее произведениях так часто возникают сны, видения и описания бессознательных состояний героинь. Свидетельством тому - такие ее романы, как «Мэри Бартон» (Mary Barton, 1848) и «Руфь» (Ruth, 1853). И в романе «Крэнфорд» мисс Мэтти видит себя во сне не представительницей уважаемого в городке древнего аристократического рода (это обстоятельство и стало причиной одиночества героини), а матерью. Во сне ей удеается «избавиться» от роли старой девы и реализовать свое индивидуальное, а потому истинное призвание - материнство. Такой многоплановый подход к изображению характера героини иллюстрирует важный художественный принцип социального реализма, сформулированный Б.М.Проскурниным: «...социальный реализм в лучших своих произведениях предельно внимателен как к внешей, так и к внутренней структуре личности и именно в характерологии стремится синтезировать социально-типическое и психолого-индивидуальное [Проскурнин 2009: 53].

Как видим, в этом романе Гаскелл обращается к художественному осмыслению темы женской судьбы, прежде всего, в аспекте материнства. Основываясь на анализе других романов писательницы, например «Мэри Бартон», «Руфь», «Север и юг» (North and South, 1857), можно смело утверждать, что темы материнской любви и любви к матери занимают центральное место в творчестве Гаскелл, становясь его лейтмотивами. Важность темы материнства для писательницы отмечают и зарубежные исследователи. Так, Полин Нестор пишет следующее: «Для Элизабет Гаскелл нет любви более священной, чем любовь матери, и нет понятия более тотемического, чем материнство» [Nestor 1985: 43].

В романе «Крэнфорд» эта тема напрямую связана с темой несбывшихся желаний и нереализованных возможностей, что также продемонстрировано на примере образа мисс Мэтти. В вышеупомянутом разговоре с Мэри Смит героиня невольно признается в том, что жизнь ее сложилась совсем не так, как она мечтала в юности: «Когда-то отец, - начала она затем, - велел нам вести дневники, разграфленные пополам. На одной стороне мы должны были утром записывать, как, по-нашему, пройдет наступающий день, а вечером писали на другой стороне, как он прошел на самом деле. Некоторым людям было бы очень тягостно рассказывать о своей жизни таким способом (при этих словах

на мою руку упала слеза)... Я не хочу сказать, что моя жизнь была печальной, но только она оказалась совсем не такой, как я ожидала» [там же: 79]. Из дальнейшего разговора женщин становится понятно, что главная героиня грустит не потому, что не вышла замуж, а именно потому, что не стала матерью. Следовательно, замужество в иерархии ценностей мисс Мэтти находится на более низкой ступени, чем материнство. Это, несомненно, нетривиальная трактовка концепта «женское счастье» для английской женской литературы того периода. Здесь кроется различие в понимании или, если точнее, в расставлении акцентов в понимании женского счастья между Э.Гаскелл и ее предшественницами и современницами - Дж.Остен, Эмили и Шарлотой Бронте, Дж.Элиот. Традиционно материнство в английской женской литературе XIX в. предстает как закономерное продолжение, атрибут замужества, но не выходит на первый план при изображении желаний и поведенческих императивов героинь. Исключение составляет роман Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» (The Tenant of Wildfell Hall, 1848), где главная героиня Хелен Грэхэм уходит от мужа ради спасения ребенка от тлетворного влияния его отца.

При создании внутренней структуры образа мисс Мэтти Гаскелл отводит главную роль материнским чувствам, а не способности ее героини любить и быть любимой мужчиной. Писательница обращается к первостепенной, по ее мнению, женской роли - роли матери. Именно в реализации женщиной себя в этом качестве видит она источник счастья и основу для самореализации женской личности. В произведениях Гаскелл мы наблюдаем, как материнство влияет на жизнь женщины, определяет ее эмоциональное состояние, поведенческие стереотипы, социальный статус и, наконец, ее морально-нравственный облик. Это особенно очевидно в романах «Мэри Бартон», «Руфь» и «Крэнфорд». Хотя, конечно же, мы можем увидеть и традиционную трактовку женского счастья на примере образа Мэри Бартон в одноименном произведении и мисс Джесси Браун в романе «Крэнфорд». Для этих героинь автор определяет счастье как взаимную любовь, сопровождаемую появлением ребенка, то есть традиционную для викторианской литературы модель выстраивания счастливой женской судьбы.

Что касается новой расстановки акцентов в понимании женского счастья, то в романе «Крэнфорд» они очевидны не только на примере образа главной героини, но и на примере второстепенных женских образов. Например, образ синьоры Брунони, которая на самом деле оказывается англичанкой миссис Браун, женой вышедшего в отставку английского сержанта Сэма Брауна (исполняющего фокусы под псевдонимом синьора Брунони). Миссис Браун поведала рассказчице свою

трагическую и одновременно героическую историю матери. Женщина потеряла в Индии шестерых детей. Горе потери детей едва не свело ее с ума, и даже любовь мужа не смогла заменить счастья материнства. Для писательницы эта героиня интересна, в первую очередь, как воплощение материнской самоотверженности, поэтому в романе она даже не дает описания внешности женщины. Есть лишь упоминание об ее «честном, измученном, загорелом» лице. По той же причине рассказчица обращает внимание не на форму или цвет глаз миссис Браун, а на их выражение, позволяющее заглянуть в душу героини. При этом в комментариях рассказчицы со всей очевидностью проступает сочувственный голос самой Гаскелл, познавшей горе потери ребенка: «И она посмотрела на меня тем странным взглядом, который я видела только у матерей, чьи дети умерли, безумным взглядом, точно что-то вечно ищущим и не находящим» [там же: 80].

Когда миссис Браун поняла, что снова станет матерью, она приняла героическое решение: вдвоем с ребенком, когда он родится и немного окрепнет, отправиться через индийские джунгли в Калькутту, чтобы оттуда отплыть в Англию с одной целью - сохранить жизнь этому ребенку. Муж не мог поехать с ней, так как не закончился срок его службы. Описание трудностей, которые героиня испытала во время своего странствия, сопровождается изображением того, как люди вне зависимости от религиозной или национальной принадлежности помогали матери с маленьким ребенком на руках. Речь идет о жене офицера, у которой она работала в качестве прислуги, и чье вероисповедание, очевидно, было католическим, о жителях Индии и англичанине, который, как выяснится позднее, был сыном английского протестантского священника и братом мисс Мэтти. Перед тем как отправиться в путь, героиня попрощалась с хозяйкой и попросила у нее «маленькую такую картинку», где была изображена Пресвятая Дева со Спасителем. Особого внимания заслуживает описание героиней этого изображения Святой Девы Марии: «У супруги одного офицера нашего полка, сударыня, я видела маленькую такую картинку - какого-то иностранца-католика: пресвятая дева с маленьким Спасителем (здесь и далее курсив наш. - М.Ф.). Она его держит на руках, а сама так нежно вокруг него изгибается и прижимает щеку к его щеке» [там же: 81]. На наш взгляд, в том, как героиня описывает изображение святой, в первую очередь проявляется не религиозное благоговение перед этим библейским образом, а глубокое понимание материнских чувств, испытываемых Богородицей к своему ребенку. Картина вызывает у женщины, прежде всего, эмоциональный отклик, а уж затем религиозное убеждение в силе и могуществе святой, к которой она обращается за помо-

щью во время своего трудного путешествия по Индии. Описывая ту помощь, которую оказывали героине местные жители, автор утверждает идею о том, что истинные ценности, такие, как материнство и счастье ребенка, одинаковы для всех людей вне зависимости от конфессиональной, национальной или расовой принадлежности. В этом проявляется гуманизм писательницы и вера в священную сущность материнства. Это также свидетельствует о толерантности писательницы, воспитанной унитаристским окружением: «И туземцы все были очень добры. Мы друг друга не понимали, но они видели, что я несу на руках ребенка, и подходили ко мне, давали мне рис и молоко, а иногда - цветы» [там же: 81].

Возьмем на себя смелость предположить, что именно в обращении к вневременным общечеловеческим ценностям и теме материнства, в том числе, кроется неослабевающий интерес читателей к этому глубокому роману Э.Гаскелл, представляющему на первый взгляд лишь разрозненные юмористические эпизоды из жизни обитателей провинциального английского городка в XIX в.

Список литературы Гаскелл Э. Крэнфорд. М.: Эксмо, 2011. 120 с.

Елистратова А.А. Предисловие // Гаскелл Э. Крэнфорд: М.: «Художественная литература», 1973. С. 3 - 15.

Проскурнин Б.М. Новый человек и новое время в романе Ш. Бронте «Джен Эйр» // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2009. Вып.4. С.52- 62.

Flint K. Elizabeth Gaskell. Plymouth: Northcote House Publishers Ltd., 1995. 71p.

Nestor P. Female Friendships and Communities. Oxford: Clarendon Press, 1985. 220 p.

MOTHERHOOD IN PROBLEM-THEME INTEGRITY OF "CRANFORD" BY ELIZABETH GASKELL Maria Yu. Firstova

Associate Professor of Foreign Languages and PR Department

Perm National Research Polytechnic University

614990, Russia, Perm, 29, Komsomolskiy Ave. legkikh76@mail.ru

In the article one of the most popular novels of E. Gaskell "Cran-ford" (1853) is discussed. Special attention is paid to the literary means that are used to reveal motherhood as one of the most important themes in author's works. The correlation between maternity and such themes as unfulfilled hopes and woman's fate is also analyzed.

Key words: E.Gaskell, the Victorian period, Unitarians, the women question, motherhood, novel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.