Научная статья на тему 'Социальнополитическая роль творческой интеллигенции в советском обществе 6080х годов ХХ века'

Социальнополитическая роль творческой интеллигенции в советском обществе 6080х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1589
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРЕДПИСАННЫЙ / РЕАЛЬНЫЙ СТАТУСЫ / ПАРТИЙНЫЙ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НАД ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА / ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / CREATIVE INTELLIGENTSIA / SOCIO-POLITICAL BEHAVIOUR / SOCIAL-POLITICAL PRESCRIBED STATUS / REAL STATUS / PARTY IDEOLOGICAL CONTROL UNDER BEHAVIOUR AND ACTIVITY OF CREATIVE INTELLIGENTSIA / REFORMATION OF THE SOVIET SOCIAL AND POLITICAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анциборова Л. С.

В статье рассмотрены вопросы определения формального и неформального статусов творческой интеллигенции в СССР и эволюции ее роли в социально-политическом развитии советского общества в 60-80-е годы ХХ века. Выявляются факторы и причины перехода некоторых групп советской творческой интеллигенции от конформистско-лояльного к внесистемному и антисистемному, протестному социально-политическому поведению, показана ее роль в процессах реформирования советского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIOPOLITICAL ROLE OF CREATIVE INTELLIGENTSIA IN THE SOVIET SOCIETY IN 1960s 1980s

The article deals with the definition of formal and non formal statuses of the USSR creative intelligentsia and evolution of its role in the social and political development of the Soviet society through 1960s 1980s. The author reveals the factors which caused the transition of certain Soviet intelligentsia groups from conformist loyal to the off system and anti system protest socio political behaviour. The role of the Soviet creative intelligentsia in the processes of social reformation is shown.

Текст научной работы на тему «Социальнополитическая роль творческой интеллигенции в советском обществе 6080х годов ХХ века»

УДК94 (47). 084.9

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ 60-80-х ГОДОВ ХХ ВЕКА

© 2010 Л.С. Анциборова

Самарский государственный экономический университет

Поступила в редакцию 03.07.2009

В статье рассмотрены вопросы определения формального и неформального статусов творческой интеллигенции в СССР и эволюции ее роли в социально-политическом развитии советского общества в 60 -80-е годы ХХ века. Выявляются факторы и причины перехода некоторых групп советской творческой интеллигенции от конформистско-лояльного к внесистемному и антисистемному, протестному социально-политическому поведению, показана ее роль в процессах реформирования советского общества. Ключевые слова: творческая интеллигенция, социально-политическое поведение, социально-политический предписанный, реальный статусы, партийный, идеологический контроль над поведением и деятельностью творческой интеллигенции, реформирование советского общества, политической системы.

Тема роли и судьбы творческой интеллигенции в СССР является одной из самых популярных и востребованных у историков, политологов, культурологов, журналистов, публицистов России и зарубежья ближнего и дальнего. Яркие, драматичные и трагичные события в жизни выдающихся советских писателей, поэтов, композиторов, режиссеров кино и театра, музыкантов-исполнителей, актеров театра, оперы и балета обязательно присутствуют в огромном большинстве статей, монографических исследований по социальной и политической истории советского общества, по истории общественных движений, культурного развития в СССР. Казалось бы, социально-политическая роль творческой интеллигенции - это достаточно изученная и даже "избитая" тема, больше пригодная как иллюстративный материал для исследования других намного более значимых, остро актуальных тем по истории советского общества.

Мы хотели бы сразу же заявить о несогласии с таким пониманием темы роли творческой интеллигенции в процессах социально-политического развития СССР вообще и в 1960 - 1980-е годы в частности. Как и ранее, так и до сих пор эта тема остаётся объектом публицистической идейной полемики, беллетристических изысков самой различной направленности.

Смеем предположить, что данная тематика в значительной мере представляется одиозной, излишне политизированной большинству серьезных ученых-гуманитариев и специалистов по истории советского общества различного профиля научных интересов. Можно отметить только многократные попытки серьезного изучения феномена советской творческой интеллигенции

Анциборова Любовь Сергеевна, соискатель кафедры экономической истории. Е -mail:lants1983@mail.ru

российскими культурологами и социологами1. Но и у них данная тематика явно не числится в приоритетных в рамках исследований по изучению социального облика, социально-структурной эволюции советской интеллигенции в целом.

Сложилось парадоксальное положение с отношением исследователей к изучению темы социально-политической роли творческой интеллигенции в постсталинистский период советской истории. С одной стороны, все признают наличие объекта и подчеркивают значимость для современной России подобных исследований в научном и духовном отношениях, с другой - не видят данную тему самостоятельным направлением исследований, предпочитая увязывать её с другими более общими темами. Персонификация истории творческой интеллигенции в СССР в судьбах ее выдающихся представителей понятна как метод художественно-документалистского, искусство-ведческо-культурологического изучения ее прошлого, но его недостаточно для достижения понимания этого прошлого и воссоздания во всей полноте исторической правды о советской и творческой интеллигенции. Без такого понимания и без исторической правды о советской (российской) интеллигенции вообще и творческой в особенности немыслимо глубокое осмысление всего советского прошлого нашей страны.

Прежде всего необходимо определиться с самим понятием "советская творческая интеллигенция". Определение "советская" имело два смысла: по принадлежности к Советскому союзному государству и по приверженности определенным идейно-политическим ценностям и установкам. Выделение творческой интеллигенции из общей массы представителей этого социального слоя носило вполне определенный смысл, который передавался определением "художе-

ственная". Именно занятие различными формами художественного творчества определяло принадлежность к этой социальной группе. При этом необходимо учитывать не только представителей искусства (писатели, поэты, художники, певцы, музыканты, скульпторы, актеры театра и кино, архитекторы, режиссеры, артисты эстрады и др.), но и еще три группы лиц, занимавшихся творческими профессиями.

Во-первых, речь идет о журналистах, редакторах, музыкальных, театральных кинокритиках. Во-вторых, о персонале, который технически обеспечивал творческий процесс (операторы, художники-декораторы, костюмеры, гримеры, художники по свету, реставраторы, конферансье, работники художественных музеев, галерей и пр.). В-третьих, работники культурно-просветительских организаций и учреждений, имеющие соответствующие художественно-творческие специальности. Максимальная численность художественной интеллигенции едва приближалась в конце 80-х годов ХХ века к полутора миллионам. Эта интеллигенция составляла самую меньшую часть в абсолютных масштабах и по отношению ко всей интеллигенции, и уж тем более по отношению ко всем другим категориям работающего, экономически и социально активного населения СССР

Статусное положение представителей творческой интеллигенции определялось тремя факторами: социально-географическим, государственно-ведомственным и производственно-квалификационным. Столичное местопребывание, наличие званий, премий, принадлежность к определенному учреждению культуры, творческой организации и творческому объединению - все эти критерии в решающей мере определяли значимость представителей творческой интеллигенции в индивидуальном и групповых отношениях. Известность, популярность, общественное и международное признание, конечно же, также во многом определяли статус отдельных представителей творческой интеллигенции, но эти факторы следует определить как дополнительные и производные. Они в большей мере влияли на определение социального статуса отдельных писателей, поэтов, актеров, режиссеров, артистов, музыкальных исполнителей. Причем несовпадение между формальными и неформальными статусами могло быть просто кричащим. Достаточно вспомнить имена Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы, Юрия Любимова и Эльдара Рязанова.

Социально-политическое предназначение деятельности творческой интеллигенции в понимании власти можно определить формулой: убеждать - воспитывать - развлекать. Причем, именно в такой последовательности. Выполне-

ние функций развития социалистической духовной культуры, коммунистического воспитания, по созданию условий для преодоления различий между работниками умственного и физического труда, повышению культурного уровня, удовлетворению все возрастающих потребностей советского народа должно было сочетаться с активной общественной, гражданско-активной деятельностью2. Общественное коллективистское служение, воспитание нового советского человека в духе преданности идеям и идеалам социализма, вдохновение на трудовые, научные, общественно-полезные свершения предписывались как обязательные требования к деятельности творческой интеллигенции3.

Приверженность к пролетарско-социалистичес-кой политической культуре рассматривалась как важнейшее мерило социально-профессиональной зрелости советского интеллигента, поскольку именно она определяет гражданскую позицию и творческую роль каждого работника умственного труда в ускорении социально- экономического и политического развития Страны Советов4. Для творческой интеллигенции эта приверженность должна была выражаться в следовании и применении художественного метода социалистического реализма. Данный художественный метод следовало понимать и трактовать в полном согласии с марксистско-ленинской идеологией5. Коммунистическая партия как носительница этой идеологии могла и должна была обеспечивать такое следование, осуществляя идейно-политическое и идейно-организационное руководство деятельностью творческой интеллигенции.

Руководство и воспитывающее воздействие партии на творческую интеллигенцию определялись в качестве обязательных условий осуществления государственной культурной политики при социализме6. Сама творческая интеллигенция должна была с пониманием и благодарностью принимать партийное руководство как благотворное в идейно-эстетическом и творческом отношениях7.

Мы сознательно воспроизвели во всей полноте аргументацию и положения, типичные для официозного толкования социально-политического предназначения творческой интеллигенции в 60-е - 80-е годы ХХ века. Тогда это были высокопарные по форме, но отнюдь не пустые по смыслу слова. Они подкреплялись реальными возможностями воздействия на культурное развитие советского общества, всей мощью партийно-государственного организованного влияния на все сферы общественной и политической жизни страны.

Творческая интеллигенция была поставлена под жесткий всесторонний государственно-организационный контроль на всех уровнях и под всеобъемлющий идейно-политический надзор со стороны партии. Взамен для ее деятельности со-

здавались необходимые экономические, финансовые, социально-культурные, материально-технические и организационно-правовые условия. Доступ к огромным аудиториям слушателей и зрителей, разнообразные инструменты воздействия на общественное сознание, предоставленные творческой интеллигенции, ставили ее в особое положение по отношению к другим группам интеллигенции. Она была важнейшим участником столь значимого для правящей партии процесса идейно-политического восприятия, точнее, коммунистической индоктринации массового общественного сознания. Возникла и закрепилась ситуация одновременного демонстрирования особого доверия партии и государства и обостренного подозрительного их отношения к творческой интеллигенции.

Социально-политическая роль творческой интеллигенции как пропагандиста, воспитателя и организатора культурного досуга приобрела дополнительную актуальность в постсталинистский период, когда потребовалась срочная и всеобщая трансформация массового политического сознания советских граждан, которые должны были убежденно строить коммунизм без пресса массовых репрессий, применения методов направленного социального и политического геноцида. Партийно-государственное руководство остро нуждалось в потенциале творческой интеллигенции, в определенном смысле на рубеже 50-х - 60-х годов ХХ века оно попало в зависимость от успеха пропагандистских и воспитательных усилий творческой интеллигенции. В 60-е -80-е годы ХХ века эта зависимость не только не ослабла, а еще в большей мере усиливалась.

Преобразования культурной революции 20-х -30-х годов ХХ века имели одно совершенно неожиданное для партийно-государственного руководства последствие. Социалистическая интеллигенция, а совсем не рабочий класс, эта социальная "прослойка", стала консолидирующей силой советского общества. Доля интеллигенции в партийных рядах в 50-х - 60-х годах росла так стремительно, что к концу 70-х пришлось вводить почти запретительные квоты на прием ее представителей в кандидаты в члены партии.

Стремительные процессы индустриализации и урбанизации в 30-е - 50-е годы полностью изменили социальный и культурный облик советского общества. Социалистическая интеллигенция заняла ключевые позиции во всех секторах экономики, социальной и культурной жизни и политической системы советского общества. Осознавая эту новую роль интеллигенции в развитии советского общества, партийное руководство с конца 50-х годов взяло курс на разворачивание всеохватывающей системы политического образования, в первую очередь нацеливая ее

на работу с представителями интеллигенции в качестве обучающих и обучаемых8. Таким образом, партийно-номенклатурная элита стремилась удержать все группы интеллигенции под своим контролем.

Творческая интеллигенция с середины 50-х и до середины 80-х годов ХХ века самым активным образом привлекается и вовлекается партийно-государственным руководством во все идеологические кампании и реформистские начинания. В 1986-1987 годах, с началом "перестройки" сама творческая интеллигенция становится инициатором различных "разоблачительных" и "охранительных" политических компаний, приняв самое деятельное участие в пропагандистских и контрпропагандистских усилиях в поддержку и по противодействию радикальному реформированию советского общества. Интеллигенция, и в первую очередь творческая, в конце 80-х годов вырвалась из-под опеки и контроля партийно-государственной номенклатуры и образовала многочисленные неформальные объединения различной политической направленности.

Такая эволюция социально-политической роли творческой интеллигенции объяснялась, на наш взгляд, тем, что она в лице отдельных ее представителей и целых групп еще с начала 60-х годов вышла за рамки предписанного социально-политического поведения. Одни из них отказывались от всякого политического сотрудничества с партией и даже просто выражения какого - либо одобрения ее политики, предпочитая замыкаться на сугубо своих творческих проблемах. По своему выбору они самостоятельно обращались к общественно-политической деятельности, когда считали это необходимым по этическим и патриотическим соображениям, например, сохранение природного, культурного и исторического наследия (Астафьев и Распутин). Другие вступали в противоборство с властями, настаивая на переходе к радикальному системному реформированию советского общества и политической системы, предлагая свои проекты реформ, которые основывались на идеях, не укладывавшихся в прокрустово ложе официальной идеологии (Солженицын и Зиновьев).

Во многом провоцирующую роль в переходе значительной части творческой интеллигенции в лице ряда выдающихся ее представителей к подобному внесистемному и антисистемному оппозиционному поведению сыграли партийные, государственные органы по руководству культурным развитием и творческие союзы, созданные для обеспечения опеки и контроля над деятельностью художественной интеллигенции. Сочетание и переплетение партийного, государственного, ведомственного, профсоюзного, цен-

зурного, редакционного, комиссионно-художественного контроля и надзора за деятельностью творческой интеллигенции создавали в 60-е - 80-е годы совершенно удушающую атмосферу в отношениях между партийно-государственным руководством и деятелями искусства, мастерами слова, артистами театра, кино и эстрады.

Сложившаяся к середине 50-х годов система партийных, советских, ведомственных, профсоюзных органов, организаций и учреждений по управлению культурным развитием и надзору за деятельностью творческой интеллигенции в условиях существования единой общеобязательной государственной идеологии и единственной правящей партии должна была обеспечить полную идейно-политическую предопределенность всякой общественно значимой деятельности советской творческой интеллигенции. Ни о какой ее независимости, самостоятельности в творчестве, социально-культурной и социально-политической деятельности не могло быть и речи. Она пресекалась всеми способами, в том числе и при помощи КГБ, МВД, прокуратуры, СМИ и спецучреждений Минздрава СССР.

Многолетнее и многократно повторявшееся совершенно очевидное попрание партийными и государственными органами свободы художественного творчества, духовного самовыражения не могло в конце концов не вызвать протеста. Тем более что настойчивое навязывание партийного идейного руководства при одновременных лицемерных заверениях о невмешательстве в творческий процесс вызывало совсем нетворческие конфликты между партийно-номенклатурными деятелями, государственными чиновниками от искусства, ретивыми администраторами художественных ведомств и представителями творческой интеллигенции.

Субъективизм, произвольность оценок художественного творчества, высокая, психологически острая конкуренция между самими творцами художественных произведений, внутри артистической среды при наложении политических и личностных мотивированных художественных пристрастий и предпочтений влиятельных представителей партийно-государственного и ведомственного руководства являлись дополнительными факторами возникновения конфликтных ситуаций, формирования протестных настроений у творческой интеллигенции в центре и на местах.

Не менее важно было постоянно растущее с конца 1950-х годов поощряющее воздействие со стороны культурных, творческих, общественно-политических организаций и объединений стран Запада. Цели и мотивы у них были самые различные, хотя нельзя не учитывать и влияние на их действия политической конъюнктуры, порождаемой "холодной войной". Все дело было в том,

что к 60-м годам творческая интеллигенция являлась по своему образу жизни, характеру занятий и специфике культурных и социально-групповых интересов наиболее податливым, восприимчивым к идеям либеральной демократии социальным слоем советского общества.

Появление "самиздата" и "тамиздата", образование неформальных литературных художественных объединений, скандальные невозвращения и высылки, замалчиваемые потоки эмигрантов - деятелей искусства, известных и неизвестных, инициативное и активное вовлечение в диссидентское и правозащитное движения - таковы были в 60-е - 80-е годы основные формы протеста представителей творческой интеллигенции. Но более важно другое - все эти проявления протестных настроений свидетельствовали о наличии у значительной части творческой интеллигенции серьезной мотивации к самостоятельной социально-политической деятельности за пределами, предписанными партийно-государственным руководством.

Политизация сознания и деятельности интеллигенции, активно насаждаемая и стимулируемая партийными идеологами, стремление большинства ее представителей к творческой самостоятельности, столь свойственная им ориентированность на общественное признание при наличии в 60-е - 80-е годы многочисленных поводов к социальному недовольству у многих групп населения привели к превращению творческой интеллигенции в выразителя интересов всех недовольных, "униженных и оскорбленных". Массовая вовлеченность художественной интеллигенции через творческие союзы и напрямую в деятельность партийных и советских органов в 60-е годы стала давать совершенно не-запрограммированный партийным руководством социально-политический результат. Деятели искусства превращались в "ходатаев" за всех недовольных с одной стороны, в убежденных критиков существующей системы - с другой, выявляющие все ее недостатки и противоречия, осуществляющие ее самостоятельную неподконтрольную партии критику социалистической действительности. События "пражской весны" 1968 года показали, к каким политическим последствиям это могло бы привести в СССР

Все попытки советского руководства "поставить на место" творческую интеллигенцию теперь уже приводили к обратным последствиям. С одной стороны, они вызвали острую ответную реакцию некоторых выдающихся представителей творческой интеллигенции, которая получала самый широкий общественно-политический резонанс в стране и за рубежом, а с другой - репрессивный ответ власти вызывал необходимость поиска более умеренных и лояльных форм и методов пост-

роения отношений с властью и конструктивной критики существующих отрицательных явлений и некоторых недостатков советской действительности, с третьей конформистско-приспособлен-ческая реакция на эти репрессии многих творческих деятелей еще больше дискредитировала саму власть в глазах всей интеллигенции.

По существу, в СССР в новых исторических условиях повторялись российские исторические социально-политические реалии 60-х - 80-х годов XIX века. Тогда недовольная своим положением в обществе и самим обществом разночинная интеллигенция в ответ на послабления и последующую политическую реакцию заняла в своем большинстве позицию критики, противостояния и противопоставления власти в той или иной степени последовательности и радикальности. Как и в то время, представители творческой интеллигенции теперь выступали застрельщиками, деятельными лидерами интеллигентской оппозиции власти.

Экологические проблемы, сохранение исторического и культурного наследия, слияние коррумпированной власти и организованной преступности, необеспеченность и негарантирован-ность гражданских и политических прав в СССР, политические репрессии против инакомыслящих, опасность реанимации националистических, великодержавных, тоталитаристских настроений и движений, высокомерное пренебрежение власть предержащих к нуждам и интересам простых людей, аморальная бесстыдная ложь о потрясающих успехах в деле построения коммунизма, затем развитого социализма при одновременном замалчивании провалов, пагубных последствий функционирования командной экономики и неподотчетной, бесконтрольной власти ведомственных владык, партийных вельмож - все эти темы стали усилиями творческой элиты предметом идейной полемики и общественно-политического интереса задолго до эпохи гласности и "перестройки". Не встречая адекватного конструктивного ответа и взаимопонимания у власти, испытывая время от времени репрессивные удары с ее стороны, творческая интеллигенция пыталась апеллировать к общественности Запада, к лучшему в идеях социализма и коммунизма, к истинно революционному духу настоящего ленинских идей или начисто отвергала коммунистическое в идеях, политике партии и реальной жизни советского общества. Творческие люди, как и свойственно им по роду их деятельности пребывали эти годы в состоянии идейного смятения, политических метаний, больше сердцем, чем умом воспринимая тупики "достижений" и "зияющие высоты" современного реального развитого социализма.

Творческая интеллигенция по своей воле и

помимо оной была непременным и активным участником всех попыток реформирования советского общества и политической системы начиная с "оттепели" середины 50-х годов. Период гласности и "перестройки" 1986-1991 годов для советской творческой интеллигенции стал временем взлета и падения, "триумфа и трагедии", реванша и разочарования, мощи и бессилия. Во многом благодаря усилиям творческой интеллигенции, по новому осознавшей свою социально-политическую роль, стало возможным и неизбежным объявление "гласности" и начало "перестройки" в 1986-1987 годах.

Дальнейшая радикализация процессов реформирования советского общества в 1988 - 1989 годах происходила под мощным пропагандистским воздействием и при самых активных побуждающих усилиях журналистов, писателей, кинематографистов, театральных деятелей. Советский фонд культуры, творческие союзы явились ударной силой сторонников радикального реформирования советского общества. Вместе с научной элитой творческая элита стала важнейшим кадровым резервом общественных и политических движений реформистской радикальной направленности.

Свобода творчества, свободная конкуренция и плюрализм идей, рынок услуг и общественных инициатив, альтернативность, свободные выборы, демократия прямого действия, открытость внешнему миру, общечеловеческие ценности гуманизма, демократии, толерантности и социального партнерства - все эти либеральные идеологические представления и ориентиры полностью были созвучны умонастроениям, взглядам и настроениям, возобладавшем в среде творческой интеллигенции к концу 80-х годов. Творческая элита ушла "в отрыв" от других групп интеллигенции в своем уповании на быстрые перемены только в лучшую сторону и с лучшими последствиями. Вхождение в 1989-1991 годах многих ее представителей во властные структуры на партийной и беспартийной основе привело к перенесению всех разногласий и противоречий советского общества периода реформ в ее среду.

На рубеже 80-х - 90-х годов XX века советская социалистическая творческая интеллигенция, переставая быть и советской, и социалистической, распадается как целостность, и прежние ее групповые статусные различия приводят к социально-корпоративным размежеваниям. Партийно-политический раскол прежде всего происходил именно в среде представителей творческой интеллигенции. Распад государственно финансируемой системы культурных учреждений и ведомств вел к социально-экономической маргинализации творческой интеллигенции в столицах, крупнейших городах и провинции.

Но идеи, инициативы, услуги, таланты, умения творческой интеллигенции становились объектом продажи на вольном рынке коммерциализированной культуры, а её представители вынуждены были торговать своей свободой, отказываясь от недавних претензий на свободу творчества и свободу выбора своего профессионального поприща9. Окончательно разобщил творческую интеллигенцию вопрос о судьбе Советского союзного государства. Увлеченность идеями национально-государственного и национально-культурного возрождения противопоставила представителей советской творческой интеллигенции друг другу по этническому признаку, тем более что распад СССР открывал для ее наиболее известных представителей самые заманчивые перспективы вхождения в высшие эшелоны власти новых национальных государств.

Политическое руководство вновь образовывавшихся или восстанавливаемых национальных государств стремилось сразу же обзавестись и представить всему миру свою национальную творческую элиту. Творческой интеллигенции политики опять убедительно предлагали "службу" на благо идеи, но теперь уже национальной, выполнение нового "социального заказа" "своего народа" и "своей власти". Распад Советского Союза политически "добил" советскую творческую интеллигенцию. Она распалась и ушла в небытие, став историческим явлением ушедшей эпохи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Смоляков Л.Я. Социалистическая интеллигенция: социально-философский анализ. Киев, 1986; Интеллигенция в системе социально-классовой структуры и отношений советского общества: тез. док. и сообщ. науч. конф. Вып. 1-2. Кемерово: Изд-во КГУ, 1991; Интеллигенция и политика: тез. док. науч. конф. Иваново: Изд-

во ИвГУ, 1991; Российская интеллигенция: страницы истории: сб. науч. ст. - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 1991; Интеллигенция в политической истории ХХ века: тез. докл. конф. Иваново.: Изд-во ИвГУ, 1993.; Интеллигенция в советском обществе: сб. науч. ст. Кемерово: Институт истории СО РАН; КГУ, 1993; Проблемы истории науки и культуры России. Омск, 1993; Барбакова К.Г., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть. М., 1994; Некоторые современные вопросы анализа российской интеллигенции. Межвуз.сборн. науч. трудов / Отв. ред. проф. В.С. Меметова. Иваново: Изд-во ИвГУ; Интеллигенция в судьбах России на рубеже ХХ и XXI вв.: материалы межд. науч. конф. В 2-х ч. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000; Боганцева С.С. Художественная интеллигенция и власть в СССР. М., 1995; Остерман Л.Я. Интеллигенция и власть в России. М., 2000; Сизов С.П. Интеллигенция и власть. История и судьба. М., 2000; Чуприна В.И. Интеллигенция и власть: исторический опыт взаимодействия в середине 50-х - начале 90-х гг. ХХ в. М., 2000; Жидков В.С. Театр и власть. М., 2001.

2 Федюкин С.А. Партия и интеллигенция. М., 1983. С.135; Советская интеллигенция. Словарь-справочник. М., 1987. С.43, 71, 122, 170, 217.

3 Партия и интеллигенция в условиях развитого социализма. М., 1980. С.201-204; СмоляковЛ.Я. Социалистическая интеллигенция: социально-философский анализ. Киев, 1986. С.68, 170.

4 Смоляков Л.Я. Социалистическая интеллигенция: социально-философский анализ. Киев, 1986. С. 120-121.

5 Партия и интеллигенция в условиях развитого социализма. М., 1980. С. 214; Федюкин С.А. Партия и интеллигенция. М., 1983. С. 137-138; Смоляков Л.Я. Социалистическая интеллигенция: социально-философский анализ. Киев, 1986. С.108-109.

6 Федюкин С.А. Партия и интеллигенция. М., 1983. С.201, 210-211; Советская интеллигенция. Словарь-справочник. М., 1987. С.107-109.

7 Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1973. С.35-36.

8 Федюкин С.А. Партия и интеллигенция. М., 1983. С.210; Смоляков Л.Я. Социалистическая интеллигенция: социально-философский анализ. Киев, 1986. С.40-41, 43,109.

9 Интеллигенция и власть: материалы дискуссии за "круглым столом" в клубе "Свободное слово" // Полис. 1992. №3. С.76-77, 78; Межуев В. Интеллигенция и демократия // Свободная мысль. №16. С.44-45.

THE SOCIO-POLITICAL ROLE OF CREATIVE INTELLIGENTSIA IN THE SOVIET SOCIETY IN 1960s - 1980s

© 2010 L.S. Antziborova

Samara State University of Economics

The article deals with the definition of formal and non-formal statuses of the USSR creative intelligentsia and evolution of its role in the social and political development of the Soviet society through 1960s-1980s. The author reveals the factors which caused the transition of certain Soviet intelligentsia groups from conformist loyal to the off-system and anti-system protest socio-political behaviour. The role of the Soviet creative intelligentsia in the processes of social reformation is shown.

Key words: creative intelligentsia, socio-political behaviour, social-political prescribed status, real status, party ideological control under behaviour and activity of creative intelligentsia, reformation of the Soviet social and political systems.

Lubov Antsiborova, Graduate Student, Economic History Department. E-mail: lants1983@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.