Научная статья на тему 'Идейно-политическая борьба в области культуры и образования в Казахстане в 20-30 годы ХХ века'

Идейно-политическая борьба в области культуры и образования в Казахстане в 20-30 годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3107
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONAL-LIBERATION MOVEMENT "ALASH" / КАЗАХСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ «АЛАШ» / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИЙ НАРОДА / KAZAKH INTELLIGENTSIA / PRESERVATION OF CULTURE AND TRADITIONS OF THE PEOPLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кенжебаева Сауле Есимжановна

Рассматривается роль казахской интеллигенции в общественно-политической жизни Казахстана в 20-30-е гг. XX в. Показано, что активная политическая деятельность национально-демократической интеллигенции после окончания гражданской войны перешла в плоскость духовного сопротивления укрепляющемуся тоталитарному режиму пролетарского государства. Несмотря на изгнание из государственных учреждений и управленческих структур Советской власти, деятели национально-освободительного движения продолжали активную работу на ниве просвещения и культуры. Протестуя против колониальной политики Советской власти, насильственного переустройства социально-экономического уклада жизни казахского общества, они пытались провести идеи сохранения культуры и традиций народа. Их протест против классовой ограниченности новой власти и противостояние режиму явно прослеживаются в их выступлениях в печати и литературных произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Kazakh intelligentsia in the political life of Kazakhstan in 20-30-s of XX century is considered in the paper. It is shown that the active political activity of national-democratic intelligentsia after the end of the civil war transformed into a field of spiritual resistance to a consolidating totalitarian regime of the proletarian state. Despite of the expulsion from official establishments and administrative structures of the Soviet power, figures of the national-liberation movement continued their active work on an education and culture field. Protesting against a colonial policy of the Soviet power, a violent reorganisation of a social and economic structure of the life of the Kazakh society, they tried to realize the ideas of preservation of the culture and traditions of the people. Their objection to the class limitation of a new power and opposition to the regime are obviously traced in their statements in the press and literary works.

Текст научной работы на тему «Идейно-политическая борьба в области культуры и образования в Казахстане в 20-30 годы ХХ века»

ББК 63.3(5)

С. Е. Кенжебаева

ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ В 20-30 ГОДЫ XX ВЕКА

S. E. Kenzhebaeva

IDEOLOGICAL AND POLITICAL STRUGGLE IN THE FIELD OF CULTURE AND EDUCATION IN KAZAKHSTAN IN 20-30-S OF XX-TH CENTURY

Рассматривается роль казахской интеллигенции в общественно-политической жизни Казахстана в 20-30-е гг. XX в. Показано, что активная политическая деятельность национальнодемократической интеллигенции после окончания гражданской войны перешла в плоскость духовного сопротивления укрепляющемуся тоталитарному режиму пролетарского государства. Несмотря на изгнание из государственных учреждений и управленческих структур Советской власти, деятели национально-освободительного движения продолжали активную работу на ниве просвещения и культуры. Протестуя против колониальной политики Советской власти, насильственного переустройства социально-экономического уклада жизни казахского общества, они пытались провести идеи сохранения культуры и традиций народа. Их протест против классовой ограниченности новой власти и противостояние режиму явно прослеживаются в их выступлениях в печати и литературных произведениях.

Ключевые слова: казахская интеллигенция, национально-освободительное движение «Алаш», сохранение культуры и традиций народа.

The role of the Kazakh intelligentsia in the political life of Kazakhstan in 20-30-s of XX century is considered in the paper. It is shown that the active political activity of national-democratic intelligentsia after the end of the civil war transformed into a field of spiritual resistance to a consolidating totalitarian regime of the proletarian state. Despite of the expulsion from official establishments and administrative structures of the Soviet power, figures of the national-liberation movement continued their active work on an education and culture field. Protesting against a colonial policy of the Soviet power, a violent reorganisation of a social and economic structure of the life of the Kazakh society, they tried to realize the ideas of preservation of the culture and traditions of the people. Their objection to the class limitation of a new power and opposition to the regime are obviously traced in their statements in the press and literary works.

Key words: Kazakh intelligentsia, national-liberation movement "Alash", preservation of culture and traditions of the people.

Кардинальные общественно-политические изменения, связанные с обретением Республикой Казахстан независимости и ее дальнейшим суверенным развитием по пути демократизации и формирования гражданского общества, обусловили значимость изучения исторического опыта прошлого. Казахстан, долгое время находившийся в рамках колониальной, а затем тоталитарной системы, прошел сложный и длительный путь к построению независимого демократического государства. Сегодня, когда наша страна вступила в новое десятилетие ХХ1 в. и ставит перед собой задачу построить «независимый, процветающий, политически стабильный Казахстан», особенно велика потребность в осмыслении и оценке собственной истории. И это весьма обоснованно, поскольку без изучения исторических корней невозможно в полной мере понять характер происходящих преобразований и изменений. В этом отношении правомерен своеобразный взрыв интереса к отечественной истории вообще и к ее слабоизученным, дискуссионным проблемам в частности.

Изменение методологических аспектов исследования, определение приоритетных направлений в науке, осмысление и обобщение исторического опыта, формирование научно обоснованного исторического мышления, повышение значимости научного потенциала истории, расширение ее источниковой базы за счет ранее закрытых фондов, документов и материалов, необ-

ходимость системного анализа всех имеющихся данных и источников, создание научно объективных и методологически современных исторических трудов - это приоритетные задачи казахстанских историков в ХХ1 в.

Составной частью этих сложных и актуальных задач является изучение истории общественно-политических процессов, особенно в такие сложные и драматические периоды, как первая треть ХХ в. В настоящее время, в условиях суверенного Казахстана, становится ясным, насколько многогранными были проблемы общественно-политического развития, имевшие место в указанный период. Следует отметить, что некоторые из них могли стать альтернативными путями развития страны. В связи с этим особого внимания требуют общественно-политические процессы, происходившие в Казахстане в первой трети ХХ в.

Первая треть ХХ в. вошла в историю как период двух буржуазных революций, социалистической революции, гражданской войны, восстановления экономики, нэпа, которые сменились силовой модернизацией и коллективизацией, приведшей к массовому голоду 30-х гг. В этот период была уничтожена практически вся досоветская казахская интеллигенция и началось формирование интеллигенции советского образца, и именно в этот период в казахском обществе происходили крупнейшие политические, социально-экономические и культурные трансформации.

20-е гг. XX в. ознаменовались интенсивными преобразованиями в национальногосударственном устройстве. На начальном этапе на первое место в национальной сфере вышли вопросы, так и не разрешенные или частично разрешенные с 1917 г. К ним относились землеустройство, социальная помощь населению разоренных окраин, развитие культуры и образования, подготовка национальных кадров для всех областей хозяйственной и общественной жизни, создание органов власти, совмещающих функции диктатуры пролетариата и национального представительства и обеспечивающих местное самоуправление, и многое другое.

Изменение социально-экономических и политических условий жизни людей коммунисты рассматривали в единстве с культурными преобразованиями. Задачи экономического развития страны требовали технически грамотных, квалифицированных работников. Вместе с тем развитие народного хозяйства создавало определенную материальную базу для развития культуры.

В. И. Ленин говорил о том, что Россия должна совершить гигантский скачок, чтобы догнать развитые страны: «У нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим. Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной, но для нас эта культурная революция представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства (ибо мы безграмотны), и свойства материального (ибо для того, чтобы быть культурным, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база)» [1].

Серьезной задачей культурной революции провозглашалось приобщение народа к культурным ценностям, изменение его сознания, перевоспитание самого человека. «Раньше, - говорил В. И. Ленин, - весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации...» [2].

Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества. Марксизм-ленинизм объявлялся абсолютной истиной, которую должны были воспринимать все, а кто с этим не был согласен, того рекомендовалось перевоспитывать или изолировать от общества. Государство взяло на себя финансирование всех областей культуры, установило строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом, учебными заведениями и т. п. Была создана стройная система идеологической обработки населения. Средства массовой информации, оказавшись под жесточайшим контролем партии и государства, манипулировали сознанием населения.

Народу внушалась мысль о том, что страна представляет собой осажденную крепость и право находиться в этой крепости имеет лишь тот, кто ее защищает. Постоянный поиск врагов становится отличительной чертой деятельности партии и государства. Страна в течение всего периода существования Советской власти постепенно погружается в атмосферу страха. Кон-

формизм, рабская психология становятся нормой жизни многих граждан. При развернутой системе осведомителей НКВД и добровольных «стукачей» только за неосторожно сказанное слово можно было попасть в тюрьму или в лагерь заключенных. Противоречие между великими целями и политической практикой становилось все более очевидным.

В идеологии коммунистов особое место занимает отношение к личности. Создается система социально-политических мифов, желаемое выдается за действительное. Провозглашается горьковское «Человек - это звучит гордо!», на деле же личность обесценена, главное - это коллектив, коллективное мнение, а личность - это лишь средство в достижении глобальной цели, которой являлись построение коммунизма и осуществление мировой социалистической революции. Человек - это лишь «винтик» в решении этих задач, и вся идеологическая работа была направлена на формирование такого «винтика». Даже нравственность стала рассматриваться в русле решения задач построения коммунизма. На III съезде комсомола в 1920 г. Ленин провозглашает: нравственно лишь то, что способствует построению социализма. И здесь общечеловеческая проблема добра и зла была сведена к чисто классовой.

В русле классовой борьбы буржуазная культура постоянно противопоставлялась новой, пролетарской культуре. В противоположность буржуазной культуре новая, социалистическая культура, по мнению коммунистов, должна была выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм. С этих позиций коммунистами определялось и отношение к культурному наследию прошлого. Новая культура, по их мнению, вбирает в себя демократические элементы старой, преодолевая в длительной борьбе ее реакционные стороны. С этих позиций ими рассматривалась и казахская национальная культура, из которой большевики стремились выдавить все самобытное, подчинить ее своим классовоколонизаторскими целями. Представители национальной казахской интеллигенции, вынужденно отстраняясь от активной общественно-политической жизни, тем не менее не могли оставаться безучастными к происходящим переменам, о чем свидетельствуют выступления в печати А. Байтурсынова, М. Дулатова, Х. Досмухамедова, М. Жумабаева, М. Тынышпаева и др.1 Протестуя против колониальной политики, проводимой Советской властью, против насильственного переустройства социально-экономического уклада жизни казахского общества, они пытались провести идеи самосохранения культуры и традиций народа, стремления к прогрессу через просветительство. В их выступлениях в печати и литературных произведениях явно прослеживается протест против классовой ограниченности новой власти и противостояние режиму. Активная политическая деятельность национально-демократической интеллигенции после окончания гражданской войны перешла в плоскость духовного сопротивления укрепляющемуся тоталитарному режиму пролетарского государства. Стратегия и тактика духовного сопротивления национальной интеллигенции политике советской власти в концентрированном виде сформулированы в статьях и выступлениях А. Байтурсынова, А. Букейханова, М. Дулатова, опубликованных в журнале «Сана», газете «Акжол» и других изданиях.

26 декабря 1919 г. Совет народных комиссаров (СНК) принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам по ликвидации безграмотности (кружкам ликбеза), строительство новых школ. В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 г. при Народном комиссариате

1 Национальная интеллигенция Казахстана в начале ХХ в. представляла либерально-демократическую партию «Алаш». Выходцы из среды султанов, биев, баев и зажиточной части казахов, они получили высшее образование в Санкт-Петербурге, Москве и других центрах России. Большинство из них служило в колониальной администрации, а также врачами, адвокатами, учителями и т. д. Эта группа, воспитанная на идеалах российской демократической и западноевропейской прогрессивной мысли, была наиболее многочисленной и организованной и составила основу партии «Алаш». Признанным лидером демократической группы национальной интеллигенции являлся крупный ученый (экономист, лесовод) Алихан Букейханов. Знаток жизни, быта, культуры и истории казахов, он получил образование в Санкт-Петербурге (в 1894 г. окончил Императорский Лесной институт). Яркими представителями национально-демократической интеллигенции являлись также А. Байтурсынов - поэт, писатель, редактор газеты «Казах», М. Тынышпаев - инженер, М. Шокай - юрист, М. Дулатов - поэт, писатель, Ж. Акпаев - юрист, Б. Каратаев - юрист, Х. Досмухамедов - врач, М. Жумабаев - поэт, писатель и ряд других) [3].

просвещения РСФСР. Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и достижение сплошной грамотности. Уже в 1918 г. принимаются «Декларация о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе», в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени:

1-ю - для детей 8-13 лет и 2-ю - для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2 410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. составляли казахи. Однако большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99 % казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. В 1923 г. было уже 2 025 школ со 128 тыс. учащихся, а в 1925 г. - 2 713 школ со 160 924 учащимися. В то же время количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к ухудшению качественного состояния системы образования. Так, в 1927 г. только 1,5 % казахских аульных школ и 28 % русских школ имели свои помещения. Если в 1911 г. на одного ученика русско-казахской школы тратилось в среднем 17 руб., то в 1927 г. на одного ученика русской школы 1-й ступени - 16 руб., а казахской школы - 7 руб. 70 коп. На одного ученика гимназии в 1913 г. тратилось 180 руб., в 1927 г. на одного ученика школы

2-й ступени - всего 22 руб. 70 коп. [4].

Школа испытывала громадные материальные трудности, особенно в первые годы нэпа, т. к. 90 % школ было переведено с государственного бюджета на местный. В качестве временной меры в 1922 г. в городах и поселках городского типа была введена плата за обучение, которая устанавливалась в зависимости от обеспеченности семьи. По мере общего улучшения экономического положения страны росли государственные ассигнования на образование; получила широкое распространение шефская помощь предприятий и учреждений школам. Все это позволило государству в августе 1925 г. принять декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета ЦИК и СНК РСФСР «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети». К 10-летию Октябрьской революции в ряде районов эта задача была решена. По переписи 1926 г. доля грамотного населения выросла вдвое по сравнению с дореволюционным временем и составила 60,9 %. Следует отметить, что сохранялся заметный разрыв по уровню грамотности между городом и деревней - 85 и 55 % и между мужчинами и женщинами - 77,1 и 46,4 % [5, с. 11].

Главным вопросом культурной революции являлся вопрос о грамотности населения, а если говорить точнее, о его неграмотности. Советское правительство в этот период затратило значительные ресурсы для борьбы с неграмотностью - как человеческие, так и финансовые. Уровень грамотности населения во всех союзных республиках в первой половине 20-х гг. был довольно низким и едва достигал 5 %. Повысить эту планку было достаточно тяжело. Борьба с неграмотностью в Казахстане имела ряд специфических черт, и одна из них - это многонациональный состав населения республики. Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е гг. была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. С 1921 по 1927 г. в этих пунктах было обучено около 200 тыс. человек, в 1929 г. - 150 тыс., а в 1930 г. - около 500 тыс. человек.

К числу сторонников большевистской концепции развития образования в Казахстане относился Сакен Сейфуллин - представитель более малочисленной группы национальной интеллигенции, выходцев из бедных слоев казахов, имевших взгляды социалистического направле-ния1. С. Сейфуллин, стоявший на позициях тесной связи школьного образования с практикой, внес значительный вклад в создание школ советского типа. Так, только в 1920 г., при ближай-

1 В эту группу входили также Т. Рыскулов, А. Жангельдин, К. Тогусов и др. После февраля 1917 г. группа начала создавать свои организации и печатные органы. Деятельность этой группы особенно активизировалась после Октября 1917 г., когда ее члены усилили борьбу против движения «Алаш» при поддержке Советской власти из Центра.

шем содействии и участии С. Сейфуллина, были открыты сельскохозяйственная школа, две технические школы, 104 школы 1-й ступени, 3 школы 2-й ступени, 6 школьных мастерских.

С. Сейфуллин был сторонником партийно-классового подхода в процессе воспитания подрастающего поколения. В то же время, требуя усиления идейно-политического аспекта просвещения, известный педагог предостерегал от недостаточного внимания к национально-культурному компоненту образования, казахскому языку и литературе [6, с. 20].

Роль и значение послеоктябрьских преобразований состоят в том, что они привели к значительным результатам в деле создания в Казахстане школьной системы как основы всенародного движения к просвещению и науке, как базы для подъема благосостояния и культуры народа. По результатам школьной переписи 1927-1928 гг., в Казахстане количество учащихся в школах 1-й ступени составляло: казахи - 82 806 человек, русские - 90 728, украинцы - 54 752, белорусы - 643, татары - 10 347, немцы - 3 617, узбеки - 4 899, таранчинцы - 1 744, дунганы -258, евреи - 362, мордва - 1 519, таджики - 80, туркмены - 70, кара-калпаки - 670, караимы -17, прочие - 1 887, всего - 253 839 человек.

В школах в 1927-1928 учебном году обучалось 6 915 казахов, 29 733 русских, 5 642 украинца, 137 белорусов, 3 159 татар, 234 немца, 209 узбеков, 306 таранчинцев, 294 еврея и др. Всего в школах повышенного типа учебой было охвачено 47 238 человек. Общее количество школ в Казахстане составляло 4 461, в них училось 301 077 детей школьного возраста. План охвата детей школьным образованием на 1928-1929 учебный год по школам 1-й ступени был выполнен в следующих показателях: казахи - 94 410 человек или 12 % детей школьного возраста; русские -151 290 человек или 42 %; татары - 5 163 человека или 42 %; узбеки - 5 704 человека или 15 % и т. д. На следующий учебный год количество детей казахов планировалось довести до 130 952 человек, т. е. 18,8 %.

Приведенные здесь цифры являются официальными, подтверждаются документами и говорят о том, что по сравнению с числом учащихся из русских и татарских семей (в них более 42 % детей было охвачено учебой), детей казахов, охваченных школьным образованием, было значительно меньше [7].

Однако, несмотря на то, что в тех трудных условиях становления советского образования повсеместно была развернута широкая сеть школьных и культурно-просветительных учреждений, темпы развития школьного образования и просветительской работы заметно отставали от темпов промышленно-хозяйственного строительства. Квалифицированных кадров не хватало везде. Развивающаяся экономика требовала подготовки инженерно-технических кадров, ученых и педагогов. Планы и перспективы развития казахстанской экономики были наиболее высокими по сравнению с другими советскими республиками. Причина тому - огромные запасы в Казахстане минеральных ресурсов, которые необходимо было использовать для ускоренной индустриализации Советского Союза. Как известно, Центральный комитет партии большевиков 15 февраля 1930 г. принял постановление «О задачах подъема экономики Казахстана в первой пятилетке». Суть решения высшего партийного всесоюзного органа состояла в том, чтобы пересмотреть первые планы развития экономики и культуры республики на 1929 г., которые были признаны не соответствующими возможностям Казахстана - в них слабо были учтены природные богатства и перспективы его экономического развития.

Центральный комитет партии большевиков обязал Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), народные комиссариаты сельского хозяйства, транспорта, торговли, а также Госплан РСФСР пересмотреть и составить новые планы экономического и культурного развития Казахстана на оставшихся три года первой пятилетки. Новые рубежи развития Казахстана были рассмотрены и одобрены на Седьмой краевой партийной конференции и в июне 1930 г. были утверждены правительством СССР.

В 1919 г. в Верненском уезде Семиреченской области был образован Верненский народный университет, который должен был осуществлять подготовку технического персонала для нужд области (по настоящее время функционирует в г. Алматы). «Первым был организован технический факультет. Факультет этот . взял на себя подготовку технического персонала для нужд области и, во-вторых, должен был быть проводником технических знаний и умений в среду населения. Для осуществления этих ... целей технический факультет, во-первых, открыл 3-летние Курсы для подготовки техников от низших до высших. Пока на специальном курсе имеется возможность готовить технический персонал по строительному, дорожному и гидротехническому делу. В дальнейшем намечается еще ряд специальностей, например, горное отделение» [8].

Деятели казахской интеллигенции, вошедшие в состав правительства Туркестана, с начала 20-х гг. заметно усилили внимание к вопросам организации крупных стационарных педагогических учебных заведений, призванных готовить квалифицированные учительские кадры для национальных советских школ республики. С целью усиления эффективности работы в этом направлении 27 апреля 1920 г. по решению ТуркЦИК был сформирован новый состав Коллегии Комиссариата просвещения, в которую вошли: комиссаром просвещения - Н. Тюрякулов, зам. комиссара - М. Лепешинский, его членами стали Н. Ходжаев, А. Дволайцкий, И. Тохтыбаев. Уже к июню 1920 г. Коллегией Наркомпроса было разработано и утверждено Положение об институтах народного образования: «. 1) им. К. А. Тимирязева для всех народностей Турке-

стана с преподаванием на русском языке; 2) институт с преподаванием на киргизском языке; 3) на узбекском языке; 4) на татарском языке» [9]. Все эти институты предполагалось открыть в сентябре 1920 г.

Огромную роль сыграли представители казахской интеллигенции в создании и развитии высшей школы не только в Казахстане, но и в Узбекистане. Так, благодаря их усилиям, в апреле 1918 г. в Ташкенте был создан первый в Средней Азии университет, а в ноябре 1918 г.

Н. Тюрякулов вместе с ученым П. Салиевым выступили организаторами Кокандского народного университета.

Началом создания Казахского института просвещения (Казинпроса) стало принятие Народным комиссариатом просвещения ТуркАССР решения открыть при Русском педагогическом училище киргизское (казахское) отделение: 1 июня 1919 г. киргизское отделение было преобразовано в самостоятельное училище, а 1 октября 1919 г. училище было реорганизовано в Казинпрос. В нем преподавали представители национальной интелегенции и члены либерально-демократической партии «Алаш» М. Тынышпаев, X. Досмухамедов, С. Ходжанов, И. Тохтыбаев, М. Жумабаев, К. Жаленов, X. Болганбаев, Хонир Ходжа Ходжиков, Ф. Култасов, Е. Табынбаев, С. Утегенов, А. Байтурсынов, Ж. Аймауытов, Д. Адилов, Д. Сарсенов и др.

В 20-е гг. началось планомерное осуществление культурной политики партии, при которой любая философская или иная система идей, которая выходила за пределы марксизма в его ленинском варианте, квалифицировалась как «буржуазная», «помещичья», «клерикальная» и признавалась контрреволюционной и антисоветской, т. е. опасной для самого существования нового политического строя. Идейная нетерпимость стала основой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры. В обществе широко распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре и антиинтеллигентские настроения. Постоянно распространялись лозунги о недоверии к образованности, о необходимости «бдительного» отношения к старым специалистам, которые рассматривались как антинародная сила. Этот принцип еще в большей степени и жесткой форме распространялся и на творчество представителей интеллигенции. Утверждается политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, продолжается преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Проработки «несознательных» интеллигентов, а затем аресты многих из них стали практикой 20-х гг. В конечном счете это закончилось полным разгромом дореволюционной интеллигенции в Казахстане.

В конце 1928-1929 гг. были арестованы около 40 бывших участников алашского движения в Казахстане, главным образом педагоги и ученые, в 30-е гг. репрессированные, как и национальная элита других регионов страны. В то же время создание новой интеллигенции форсированными темпами обусловило общий довольно низкий образовательный уровень ее представителей, утрату преемственности в развитии национальных культур и языков. Численность интеллигенции в Казахстане с 1926 по 1939 г. выросла в 8 раз - с 22,5 тыс. до 177, 9 тыс. человек. Однако в 1933 г. в 70 районах республики, где проживало 52,8 % населения и 83 % казахов республики, один врач должен был обслуживать 38 тыс. жителей. В 1939 г. 75 % специалистов колхозов не имели профессиональной подготовки.

Характерно, что превращение казахской автономии в союзную республику произошло в 1936 г., когда ратовавшая за полнокровное национальное развитие и демократическое наполнение советского федерализма национальная интеллигенция была политически, а во многом и физически устранена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федюкин С. В. И. Ленин о буржуазных специалистах // Вопросы истории Коммунистической партии Казахстана. - 1965. - Вып. З. - С. 126-127.

2. Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 16. - С. 78.

3. Асылбеков М. Х. Политические взгляды А. Букейханова // Материалы Междунар. науч. конф. «Алаш-орда и проблемы казахской государственности и культуры». - Алма-Ата: Жеруйык, 2009. - С. 8-13.

4. Букейхан А. Исторические судьбы Киргизского края и культурные его успехи. - Алматы: ^азак эн-циклопедиясы, 1995. - 478 с.

5. Сембаев А. И. Очерки по истории казахской советской школы. - Алма-Ата: Казучпедгиз, 1958. - 327 с.

6. Камалиева К. Общественно-педагогическая деятельность С. Сейфуллина и вопросы образования и воспитания в его творчестве: дис. ... канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1968. - С. 20.

7. Центральный государственный архив Республики Узбекистан. - Ф. 372, оп. 1, д. 60, л. 5-6.

8. Государственный архив Алма-Атинской области. - Ф. 469, оп. 1, д. 114, л. 12.

9. Сембаев А. И., Храпченков Г. М. Очерки развития школы и педагогической мысли в Казахстане в конце XIX - начале ХХ вв. - Алма-Ата. 1974.

Статья поступила в редакцию 11.05.2011, в окончательном варианте - 11.11.2011

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кенжебаева Сауле Есимжановна - Атырауский институт нефти и газа, Республика Казахстан; старший преподаватель кафедры «Гуманитарные дисциплины»; [email protected].

Kenzhebaeva Saule Esimzhanovna - Atyrau Institute of Oil and Gas, Republic of Kazakhstan; Senior Teacher of the Department "Humanitarian Disciplines"; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.