Научная статья на тему 'Социальное значение профессиональных деформаций преподавателей физической культуры'

Социальное значение профессиональных деформаций преподавателей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СТУДЕНТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич, Солдатова Галина Викторовна, Давыдов Максим Васильевич, Святченко Петр Борисович

В статье представлены результаты изучения методом экспертной оценки влияния профессионально-педагогических деформаций преподавателей физической культуры на эффективность их деятельности и психологическое благополучие студентов. Установлено, что их значение достаточно высоко. Особенно опасными являются: профессиональная некомпетентность, формализм, информационная пассивность (деформации деятельности) и склонность к агрессии, давлению, завышенная самооценка (деформации личности), которые являются достаточно характерными для данного контингента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич, Солдатова Галина Викторовна, Давыдов Максим Васильевич, Святченко Петр Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social value of professional deformations of teachers of physical culture

Efficiency of their activity and psychological wellbeing of students. It is established that their value is rather high. Among the especially dangerous there are the following: the professional incompetence, formalism, information passivity (activity deformation) and tendency to aggression, pressure, high self-esteem (deformation of the personality) which are rather characteristic of this contingent.

Текст научной работы на тему «Социальное значение профессиональных деформаций преподавателей физической культуры»

- Ростов на Дону : Изд-во Ростовского университета, 1990. - 176 с.

4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.

5. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М. : Владос, 2004. - 408 с.

6. Шингаев, С.М. Мотивация профессиональной деятельности и профессиональное выгорание педагогов: теория, диагностика, взаимосвязь, профилактика / С.М. Шингаев, В.В. Мелетичев.

- СПб. : СПб АППО, 2014. - 100 с.

7. Экман, П. Психология эмоций / П. Экман. - СПб.: Питер, 2010. - 334 с.

8. Achenbach, T.M. Manual for the ASEBA School-Age Forms and Profiles / T.M. Achenbach, L.A. Rescola. - Burlington, VT. : University of Vermont, 2001.

9. Temperament, emotion regulation, and social behavior in preschoolers / K.A. Blair et al. Playing it cool: // Journal of School Psychology. - 2004. - Vol. 42. - No. 6. - P. 419-443.

10. Knapp, M. Nonverbal communication in human interaction / M. Knapp, J. Hall, T. Horgan. -Boston : Wads Worth Cengage Learning, 2013. - 508 p.

REFERENCES

1. Adamyants, T.Z. (2005), Social communication, publishing house of Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow.

2. Wasserman, L.I., Trifonova, E.A. and Folomeeva, K.G. (2011), "Humanistic psychology, quality of life and valuable consciousness of personality", Valuable bases ofpsychology and psychology of values: collection of materials of the IV Siberian psychological forum (on June 16-18, 2011), publishing house Tomsk university, Tomsk, pp. 14-17.

3. Ed. Labunskaya, V.A. (1990), Emotional and informative characteristics of communication, publishing house of the Rostov University, Rostov on Don.

4. Lisina, M. I. (2009), Formation of the identity of the child in communication, Peter, St. Petersburg.

5. Mastyukova, E.M. and Moskovkina, A.G. (2004), Family education of children with deviations in development, Vlados, Moscow.

6. Shingayev, C.M. and Meletichev, V.V. (2014), Motivation to professional activity and professional burning out of teachers: theory, diagnostics, interrelation, prevention, SPb APPO, St. Petersburg.

7. Ekman, P. (2010), Psychology of emotions, Peter, St. Petersburg.

8. Achenbach, T.M. and Rescola, L.A. (2001), Manual for the ASEBA School-Age Forms and Profiles, University of Vermont, Burlington, VT.

9. Blair K. A. et al. (2004), "Playing it cool: Temperament, emotion regulation, and social behavior among the preschoolers", Journal of School Psychology, Vol. 42, No. 6, pp. 419-443.

10. Knapp, M., Hall, J. and Horgan, T. (2013), Nonverbal communication in human interaction, Wads Worth Cengage Learning, Boston.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.05.2016

УДК 796.077.4:159.9

СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова; Галина Викторовна Сол-датова, доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного образования (СПб АППО); Максим Васильевич Давыдов, старший преподаватель, Петр Борисович Святченко, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты изучения методом экспертной оценки влияния профессионально-педагогических деформаций преподавателей физической культуры на эффективность их

деятельности и психологическое благополучие студентов. Установлено, что их значение достаточно высоко. Особенно опасными являются: профессиональная некомпетентность, формализм, информационная пассивность (деформации деятельности) и склонность к агрессии, давлению, завышенная самооценка (деформации личности), которые являются достаточно характерными для данного контингента.

Ключевые слова: профессионально-педагогические деформации, преподаватели физической культуры, студенты, эффективность работы, психологическое благополучие.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p283-286

SOCIAL VALUE OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS OF TEACHERS OF

PHYSICAL CULTURE

Nikolay Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, The Ustinov Baltic State Technical University; Galina Viktorovna Soldatova, the senior lecturer, St. Petersburg Academy of Post-degree Education; Maxim Vasilyevich Davydov, the senior teacher, Petr Borisovich Svyatchenko, the senior teacher, The Ustinov Baltic State Technical University, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of studying by the method of the expert assessment of influence of the professional and pedagogical deformations of teachers of physical culture on efficiency of their activity and psychological wellbeing of students. It is established that their value is rather high. Among the especially dangerous there are the following: the professional incompetence, formalism, information passivity (activity deformation) and tendency to aggression, pressure, high self-esteem (deformation of the personality) which are rather characteristic of this contingent.

Keywords: professional and pedagogical deformations, teachers of physical culture, students, overall performance, psychological wellbeing.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема профессионально-педагогических деформаций преподавателей вузов является одной из актуальных, но слабо изученных в современной психологии и педагогике высшего образования [1, 2]. Нами было установлено, что преподаватели физической культуры в менее склонны к целому ряду деформаций (особенно редки у них деформации психики), по сравнению с преподавателями других дисциплин. В зоне «выше среднего» находятся такие деформации деятельности, как: психологическая некомпетентность, формализм, склонность к поучениям, профессиональный цинизм, информационная пассивность, сниженная профессиональная компетентность, безапелляционность и деформации личности: склонность к агрессии, авторитарность, завышенная самооценка, склонность к давлению и псевдотрансфер («заражение» студенческими формами поведения) [1]. Однако до сих пор неизвестно их значение в плане эффективности их работы и влияния на психологическое благополучие студентов.

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие 148 студентов Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова. Они выступили в качестве экспертов, оценив по 10-ти балльной шкале степень негативности профессионально-педагогических деформаций преподавателей физической культуры на эффективность их деятельности и собственное психологическое благополучие. Общий «коэффициент вредности действия» определялся как среднее арифметическое этих показателей.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Установлено, что наиболее негативное влияние на эффективность работы преподавателей физической культуры оказывают следующие деформации деятельности: формализм, профессиональная некомпетентность, информационная пассивность, стереотипность работы, синдром "всезнайства" и монологизм. На психологическое благополучие

студентов наиболее негативно влияют: профессиональная некомпетентность, информационная пассивность, формализм, низкая профессиональная мотивация, синдром "всезнайства", догматизм, высокая оценочность, неудовлетворенность работой, психологическая некомпетентность, стереотипность деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Значение деформаций деятельности преподавателей физической культуры

Деформации деятельности Эффективность работы Психологическое благополучие студентов Итого

^ X±s

Жесткое ролевое поведение 2,2±0,4 5,7±0,6 3,9±0,5

Стереотипы деятельности 7,5±0,9 6,5±0,7 7,0±0,9

Склонность к поучениям 2,9±0,3 5,2±0,5 4,1±0,4

Безапелляционность 5,1±0,5 1,9±0,3 3,1±0,4

Оценочность 3,8±0,4 8,2±0,9 6,0±0,5

Чрезмерность пояснений 1,7±0,2 5,1±0,5 3,4±0,4

Синдром "всезнайства" 7,4±0,6 9,0±1,0 8,2±0,9

Догматизм в работе 4,0±0,5 8,8±0,9 6,4±0,7

Формализм 8,2±0,7 9,2±0,8 8,7±0,9

Консерватизм 4,1±0,4 6,2±0,7 5,2±0,5

Монологизм 7,0±0,8 4,3±0,5 5,7±0,6

Информационная пассивность 7,6±0,9 9,4±1,1 8,5±0,9

Сниженная проф. компетентность 7,8±0,8 9,7±0,3 8,8±1,0

Психологическая некомпетентность 5,6±0,6 7,8±0,8 6,7±0,7

Профессиональный цинизм 4,9±0,5 3,9±0,4 4,4±0,5

Снижение трудовой мотивации 5,9±0,5 9,1±0,9 7,5±0,8

Неудовлетворенность работой 4,8±0,4 8,0±0,7 6,4±0,7

Итого 5,3±0,5 6,9±0,6 5,9±0,6

Эффективность работы преподавателей физической культуры существенно страдает от таких деформаций личности, как: равнодушие к людям, склонность к агрессии, некоммуникабельность и негативизм по отношению к людям. На психологическое благополучие студентов наиболее негативное влияние оказывают: ощущение вседозволенности, склонность к давлению, «выученная беспомощность», социальное лицемерие, отсутствие чувства юмора, склонность к агрессии, негативизм, завышенная самооценка и некоммуникабельность (таблица 2).

Таблица 2

Значение деформаций личности преподавателей физической культуры

Деформации деятельности Эффективность работы Психологическое благополучие студентов Итого

^ X±s

Авторитарность 2,9±0,3 6,8±0,8 4,9±0,6

Склонность к давлению 3,6±0,4 9,2±1,1 6,4±0,7

Ощущение вседозволенности 4,4±0,5 9,5±1,3 7,0±0,8

Социальное лицемерие 4,7±0,5 9,0±1,0 6,9±0,7

«Выученная беспомощность» 5,0±0,6 9,1±0,8 7,1±0,8

Завышенная самооценка 4,9±0,6 7,5±0,8 6,2±0,6

Равнодушие к людям 8,8±1,1 7,7±0,9 8,3±0,8

Склонность к агрессии 7,9±0,8 8,6±0,9 8,3±0,8

Псевдотрансфер 3,8±0,4 6,2±0,7 5,0±0,6

Излишняя «правильность» 2,7±0,3 7,3±0,8 5,0±0,5

Некоммуникабельность 5,9±0,6 7,8±0,9 6,9±0,7

Закрытость от окружающих 3,8±0,4 5,9±0,6 4,9±0,6

Негативизм к другим людям 5,7±0,6 8,4±0,9 7,1±0,8

Отсутствие чувства юмора 2,8±0,4 8,6±0,9 5,7±0,6

Отсутствие мягкости в поведении 3,9±0,5 5,5±0,6 4,7±0,5

Негативные изменения внешности 1,5±0,3 1,9±0,3 1,7±0,3

Морализаторство 3,4±0,4 8,1±0,9 5,8±0,6

Итого 4,5±0,6 7,5±0,8 6,0±0,7

Деформации психики преподавателей физической культуры (в тех редких случаях, когда они встречаются) оказывают примерно одинаковое влияние, как на эффективность работы, так и на психологическое благополучие студентов. Наиболее негативное значение - у невротических проявлений, синдрома эмоционального выгорания и психосоматических заболеваний (таблица 3).

Таблица 3

Значение деформаций психики преподавателей физической культуры

Деформации деятельности Эффективность работы Психологическое благополучие студентов Итого

X±s X±s X±s

Эмоциональное выгорание 7,2±0,8 8,5±0,9 7,9±0,8

Психосоматические заболевания 7,6±0,8 8,0±0,8 7,8±0,8

Невротические проявления 8,4±1,0 7,7±0,9 8,1±0,9

Астенизация психики 4,9±0,6 4,6±0,6 4,8±0,5

Аддикции (зависимости) 5,8±0,7 5,7±0,6 5,8±0,6

Итого 6,8±0,7 6,9±0,7 6,9±0,7

ВЫВОДЫ

Профессионально-педагогические деформации преподавателей физической культуры оказывают более негативное влияние на психологическое благополучие студентов, хотя и эффективность их работы находится в сильной зависимости от них. Характер влияния деформаций на эти показатели может совпадать (как в случае деформаций психики), а может и существенно различаться. Наиболее высокий общий «коэффициент вредности действия» зафиксирован у следующих деформаций: деятельности - профессиональная некомпетентность, формализм, информационная пассивность, синдром "всезнайства", низкая профессиональная мотивация, стереотипность работы, психологическая некомпетентность; личности - равнодушие к людям, склонность к агрессии, негативизм к другим людям, «выученная беспомощность», ощущение вседозволенности, социальное лицемерие, некоммуникабельность, склонность к давлению, завышенная самооценка. Как было ранее установлено, некоторые из перечисленных деформаций характерны для преподавателей физической культуры. Конечно, это только предварительные данные, показывающие необходимость более углубленных исследований в рамках данной проблематики. Однако уже сейчас можно говорить о необходимости определенных коррекционных мероприятий, направленных на решение имеющихся проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зиновьев Н.А. Особенности профессиональных деформаций преподавателей физической культуры / Н.А. Зиновьев, А.А. Зиновьев, Г.В. Солдатова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 283-286.

2. Структура и основные особенности труда преподавателя кафедры физического воспитания высшей школы / Д.Н. Давиденко, В.И. Григорьев, В.А. Чистяков, Д.К. Ким // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 71-75.

REFERENCES

1. Zinoviev N.A., Zinoviev A.A. and Soldatova G.V. (2016), "Features of professional deformations of teachers of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 283-286.

2. Davidenko D.N., Grigoriev V.I., Chistyakov V.A. and Kim John Kil. (2011), "Structure and main features of teacher's work in physical education department of the higher school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 72, No. 2, pp. 71-75.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.05.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.