Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОРОГ И ПРОВОДИМЫЕ РАБОТЫ ПО ДОРОЖНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ'

СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОРОГ И ПРОВОДИМЫЕ РАБОТЫ ПО ДОРОЖНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дороги / шоссе / качество / связь / инновации / современность. / roads / highway / quality / communication / innovation / modernity.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Салимов, Бахриддин Лутфуллаевич, Эркинов, Бохир Ғайратжонович, Каюмов, Шахбоз Нодиржонович

В статье основное внимание уделяется дорогам, по которым ездят автомобили. то, что дороги существовали и до создания автомобилей, но эти дороги предназначались в первую очередь для людей, различных животных, в том числе лошадей и запряженных ими повозок, что за годы и века люди сделали эти дороги удобными и приспособленными для себя, и проанализированы большой творческий потенциал дорожно-строительных работ в Узбекистане и их значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Салимов, Бахриддин Лутфуллаевич, Эркинов, Бохир Ғайратжонович, Каюмов, Шахбоз Нодиржонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SIGNIFICANCE OF ROADS AND ROAD CONSTRUCTION WORKS ONGOING

The article focuses on the roads on which cars travel. the fact that roads existed before the creation of cars, but these roads were primarily intended for people, various animals, including horses and carts drawn by them, that over the years and centuries, people have made these roads convenient and adapted for themselves, and the great creativity in road construction in Uzbekistan works and their importance are analyzed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОРОГ И ПРОВОДИМЫЕ РАБОТЫ ПО ДОРОЖНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ»

Oriental Renaissance: Innovative, (E)ISSN:2181-1784

educational, natural and social sciences www.oriens.uz

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7 3(3), March, 2023

СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОРОГ И ПРОВОДИМЫЕ РАБОТЫ ПО

ДОРОЖНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ

Салимов Бахриддин Лутфуллаевич.

Профессор Ташкентский государственный транспортный университета.

Эркинов Бохир Гайратжонович.

Каюмов Шахбоз Нодиржонович.

Студенты Ташкентский государственный транспортный университета.

АННОТАЦИЯ

В статье основное внимание уделяется дорогам, по которым ездят автомобили. то, что дороги существовали и до создания автомобилей, но эти дороги предназначались в первую очередь для людей, различных животных, в том числе лошадей и запряженных ими повозок, что за годы и века люди сделали эти дороги удобными и приспособленными для себя, и проанализированы большой творческий потенциал дорожно-строительных работ в Узбекистане и их значение.

Ключевые слова: дороги, шоссе, качество, связь, инновации, современность.

ABSTRACT

The article focuses on the roads on which cars travel. the fact that roads existed before the creation of cars, but these roads were primarily intended for people, various animals, including horses and carts drawn by them, that over the years and centuries, people have made these roads convenient and adapted for themselves, and the great creativity in road construction in Uzbekistan works and their importance are analyzed.

Keywords: roads, highway, quality, communication, innovation, modernity.

АННОТАЦИЯ

Мацолада автомобиллар юрадиган йуллар борасида тухталиб. йуллар автомобиллар яралишидан олдин уам булганлиги, бироц, бу йуллар аввало одамлар, турли хил жониворлар, жумладан отлар ва улар билан тортиладиган аравалар учун мулжалланганлиги, йиллар, асрлаб утиб одамлар бу йулларни узлари учун цулайлаштириб, мослаштириб борганликлари уамда Узбекистонда йул цурилиши борасида олиб борилаётган улкан бунёдкорлик ишлари ва уларнинг ауамияти таулил этилган.

Калит сузлар: йуллар, автомобиль йули, сифат, алоца, янгилик, замонавийлик.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

ВВЕДЕНИЕ

Поговорим о дорогах, по которым ездят автомобили. Прежде всего, следует отметить, что дороги существовали до изобретения автомобилей. Однако эти дороги в первую очередь предназначались для людей, различных животных, в том числе лошадей и запряженных ими повозок. Первым появлением дорог являются тропы. Они помогали людям добраться до места назначения, не заблудившись. За годы, века люди сделали эти дороги удобными и приспособленными для себя1. Те, кто сгладил неровности и расширил их. Они положили камни в некоторых необходимых местах.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Есть древнегреческая поговорка: «Путь — это жизнь». Следует отметить, что в этой короткой фразе, состоящей из трех слов, выражается тот факт, что дороги имеют большое значение в социальной действительности2 . Стоит отметить, что эта слава сохраняет свой статус не только во времена правления Римской империи, но и во все последующие времена, особенно сегодня. Понятно, что развитие стран тесно связано с дорожно-коммуникационной системой. Мы не ошибемся, если сравним дороги с кровеносными сосудами в живом организме. Ведь кровеносные сосуды гарантируют жизнь в организме, а дороги обеспечивают устойчивое развитие стран. Количество дорог, их качество и надежность - главный критерий развития страны3. Этот аспект одинаково важен для всех отраслей. Например, если взять политическую сферу, то очень необходимо обеспечить территориальную целостность и безопасность государства. В экономической сфере это очень необходимо для равномерного развития всех административно-территориальных единиц страны, для беспрепятственного протекания интеграционных процессов между ними, для развития внутреннего и зарубежного туризма. Потому что от функционирования дорог также зависит улучшение социальных отношений4.

Следует отметить, что протяженность автомобильных дорог во всем мире с годами увеличивается. В 1990 году «Общая длина автомобильных дорог в

1 Салимов Б. Л., Ахмедов, Ш. F. у., Хайдаров, Х. Т. у. (2022). УЗБЕКИСТОН АВТОМОБИЛСОЗЛИК ВА ЙУЛСОЗЛИК СОХДЛАРИДА ИМКОНИЯТЛАРНИНГ ВОКрЛИККА АЙЛАНИШИ. Results of National Scientific Research International Journal, 1(8), 263-270.

2 Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Importance of Sea Transport in the Communication System. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. 2023. Volume 2 Issue 1, 272-275.

3 Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боглщлигининг гносеологик та^лили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Узбекистон Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.

4 Бахриддин Лутфуллаевич Салимов, Толмасбек Анвар Угли Шодмонов, Улугбек Жеткербай Угли Уразбаев (2022). МАМЛАКАТНИНГ БАРКАРОР ТАРАККИЁТИНИ ТАЪМИНЛАБ БЕРИШДА ЙУЛЛАРНИНГ ТУТГАН УРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (11), 309-314.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

мире составляла 20,8 миллиона километров», а к 2019 году «Общая длина автомобильных дорог в мире» составляла 28 миллионов километров. Мы можем без колебаний сказать, что на сегодняшний день эти цифры увеличились и будут продолжать расти. Ведь с годами количество автомобилей тоже увеличивается. Когда количество автомобилей увеличивается, потребность в дорогах увеличивается автоматически. Еще одно важное преимущество автомобилей перед другими видами транспорта заключается в том, что они могут напрямую добраться из одного пункта назначения в другой. Скажем проще: например, если вы хотите воспользоваться железнодорожным, воздушным и морским транспортом, эти виды транспорта не могут доставить вас туда, куда вы хотите. Для этого нужно отправиться в специально отведенные места, на вокзалы, в аэропорты и порты. Кроме того, эти транспортные средства не могут доставить вас туда, куда вы хотите. И он доставит вас в специально отведенные места, на вокзалы, в аэропорты и порты. Вам предстоит добраться от него до гнезда самостоятельно. Потом, конечно же, доступная цена автомобилей, простота в утилизации и использовании, спрос на это транспортное средство с каждым годом увеличивается, а их количество увеличивается 5 . Однако увеличение количества транспортных средств оказывает негативное влияние на природную среду, поддерживающую существование социальных отношений. Действительно, «Значение природной среды для общества определяется тем, что она является непосредственным источником материальных ресурсов, используемых для производственных, технологических и экономических механизмов общества»6 . Этот процесс распространяется на страны всего мира, особенно на Республику Узбекистан.

Также автомобильная промышленность и дорожное строительство в нашей стране стали развиваться позже, чем в других регионах. Если обратиться к источникам, то мы натолкнемся на следующую информацию: «В начале ХХ века в Узбекистане было 27 000 км дорог, в основном предназначенных для конных повозок, караванов и пассажиров, из которых только 2 000 км были вымощен гравием». Эти цифры считались очень низкими даже для того времени. Безусловно, для этого были социальные и экономические причины. Первым и главным из них была нестабильность социально-экономической системы в этой стране. С 17 века до начала 20 века в Средней Азии

5 Бахриддин Лутфуллаевич Салимов (2022) УЗБЕКИСТОН ТАРАККИЁТИДА КОММУНИКАЦИЯ ВА ТРАНСПОРТ ТИЗИМИНИНГ УРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 403-407.

6 Бахриддин Лутфуллаевич Салимов, Толмасбек Анвар Угли Шодмонов, Улугбек Жеткербай Угли Уразбаев (2022). МАМЛАКАТНИНГ БАРКДРОР ТАРАККИЁТИНИ ТАЪМИНЛАБ БЕРИШДА ЙУЛЛАРНИНГ ТУТГАН УРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (11), 309-314.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

существовало три независимых государства: Бухарский эмират, Хевское ханство и Коканское ханство. Над этими государствами правили ханы и чиновники, думая только о своей жизни. Им были совершенно чужды идеи стимулирования науки, поддержки ученых, совершающих открытия в различных областях, развития государства в соответствии с требованиями времени7. В частности, совершенно отсутствовали условия для создания промышленных, технических и технологических образцов и возможности их использования на практике. Иными словами, можно сказать, что период с 17 века по начало 20 века был периодом отсталости трех независимых государств в Центральной Азии: Бухарского эмирата, Хевского ханства и Коканского ханства. Однако прошедшие годы были периодом бурного роста европейских стран, богатых великими открытиями. В результате возник резкий разрыв между Европой и Азией по уровню развития, который существует и сегодня. Лишь небольшому числу стран, таких как Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Турция, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт, удалось ликвидировать или свести разрыв к минимуму. Большинству оставшихся стран пока не удалось ликвидировать разрыв в уровне жизни. Однако стремление к этой цели продолжается8.

Промышленное развитие Узбекистана началось быстрыми темпами с 1920-х по 1930-е годы. В частности, в этот период также начались положительные изменения в области дорожного и автомобильного строительства. С началом ввоза автомобилей в Узбекистан, «в 1928-32 годах в республике была построена первая 62-километровая дорога с черным покрытием Бухара-Гиждувон-Кызылтепа, затем Самарканд-Пенджикент, Ташкент-Пскент-Муротали, Ко' Кан-Шорсув-Андижан-Куйганьяр и другие дороги». Через некоторое время был достроен и сдан в эксплуатацию еще один маршрут, имеющий большое значение в дорожно-строительной отрасли Узбекистана. Можно без всякого преувеличения сказать, что «большое значение имеет Большой Узбекский тракт, проходящий через Ташкентскую, Сырдарьинскую, Джизакскую, Самаркандскую, Кашкадарьинскую и Сурхандарьинскую области, построенный в 1940-х годах. Его длина превышает 700 километров.

7 Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боглщлигининг гносеологик та^лили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Узбекистан Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.

8 Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Importance of Sea Transport in the Communication System. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. 2023. Volume 2 Issue 1, 272-275.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

Действительно, роль этой дороги в экономике нашей страны несравнима9. Признавая особое значение других существующих дорог в нашей стране, можно сказать, что основным звеном дорог Узбекистана правильно называть Большой Узбекский тракт. Ведь все регионы Узбекистана связаны между собой этой дорогой. По этой дороге проходят все регионы, кроме Ферганской долины, до столицы Ташкента. Также эта дорога имеет статус международной транзитной дороги10. По этой дороге перевозятся товары в из Таджикистана, Туркменистана, Казахстана и России. Есть много полезных аспектов дорог для государства с точки зрения социально-экономических и политических отношений. Поэтому прохождение дорог положительно скажется на общей ситуации в регионах. Будут созданы условия для развития территорий вдоль дорог. Будут построены красивые, необходимые здания и сооружения, размещены объекты для обслуживания населения. Не только прохожие, но и живущие здесь люди получат возможность насладиться их обслуживанием. Кроме того, налоги с этих объектов вносят свою изрядную долю в обогащение государственного бюджета, в частности, местных бюджетов.

Есть и другой путь, который важен в жизни общественных отношений в нашей стране. Это связующая дорога с районами Ферганской долины, то есть с Восточным регионом. Если мы изучим историю строительства этой дороги, то натолкнемся на следующую информацию: «В 1959 году была построена автомобильная дорога Ташкент-Ангрен-Кокан (248 км)... Эта дорога была расширена, а у р. Камчикский перевал». Не следует забывать, что строительство этой дороги, проходящей на высоте 2270 метров над уровнем моря, было непростым делом. Потому что сделать дорогу, сравняв холмы и горы, не получится. Для этого нужна большая сила, трудолюбие и, конечно же, высокий интеллект. Тогда строительство дорог требовало затрат собственных средств, высокого уровня расходов. Однако, несмотря на тяжелые условия 1950-х годов и годы послевоенной реконструкции, наши трудолюбивые предки построили несколько таких многовековых зданий и оставили их в наследство будущим поколениям.

Значение дороги на перевале Камчик, построенной благодаря самоотверженным усилиям нашего народа, всегда было велико. Так было

9 Salimov Bakhriddin Lutfullaevich, Allamurodov Kamoliddin Bakhtiyorovich, Toshkhojaev Khalilkhoja Khakimkhojaevich. Prospects of Development of Communication and Transport System in Uzbekistan. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. Volume 2 Issue 2, (2023), 342-346.

10 Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Importance of Sea Transport in the Communication System. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. 2023. Volume 2 Issue 1, 272-275.

Oriental Renaissance: Innovative, (E)ISSN:2181-1784

educational, natural and social sciences www.oriens.uz

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7 3(3), March, 2023

раньше, так есть сейчас и так будет в будущем11. Это остается неоспоримым фактом. Однако значение этой дороги было намного выше, чем когда-либо в 1991-2016 годах. Ведь на протяжении двадцати пяти лет с 1991 по 2016 годы основное сообщение с Ферганской долиной осуществлялось Камчикским перевалом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 1960-х, 1970-х, 1980-х годах на территории нашей республики велись масштабные дорожно-строительные работы. В частности, «в 60-х и 80-х годах прошлого века были введены в эксплуатацию Ташкент — Чиноз, Ташкентская автомобильная кольцевая дорога, 1 -й поворот Самаркандской кольцевой дороги, Нурота — Боймурат — Октов, Коканская кольцевая дорога и др.... в 80-х гг. Во второй половине более 90% грузов в народном хозяйстве перевозилось автомобильным транспортом. В самом деле, нельзя не признать, что в 1960-е, 1970-е и 1980-е годы, наиболее развитые периоды бывшего союзного государства, во многих сферах произошли очень большие положительные сдвиги. В частности, масштабные работы были проведены в области дорожного строительства. Сеть дорог, соединяющих союзные республики, была завершена. Максимальное внимание было уделено местным дорогам, а также федеральным трассам. Большинство транспортных районов соединены между собой современными дорогами. Асфальтовые дороги доходили до отдаленных деревень. Введены в строй заводы и предприятия по приготовлению асфальта и других необходимых смесей для дорожного строительства. REFERENCES

1. Салимов Б. Л., Ахмедов, Ш. F. у., Хайдаров, Х. Т. у. (2022). УЗБЕКИСТОН АВТОМОБИЛСОЗЛИК ВА ЙУЛСОЗЛИК СОХДЛАРИДА ИМКОНИЯТЛАРНИНГ ВОКЕЛИККА АЙЛАНИШИ. Results of National Scientific Research International Journal, 1(8), 263-270.

2. Бахриддин Лутфуллаевич Салимов, Толмасбек Анвар Угли Шодмонов, Улугбек Жеткербай Угли Уразбаев (2022). МАМЛАКАТНИНГ БАРКАРОР ТАРАККИЁТИНИ ТАЪМИНЛАБ БЕРИШДА ЙУЛЛАРНИНГ ТУТГАН УРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (11), 309-314.RELATI0NS

3. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Importance of Sea Transport in the Communication System. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. 2023. Volume 2 Issue 1, 272-275.

11 Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боглщлигининг гносеологик та^лили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Узбекистон Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

4. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich, Allamurodov Kamoliddin Bakhtiyorovich, Toshkhojaev Khalilkhoja Khakimkhojaevich. Prospects of Development of Communication and Transport System in Uzbekistan. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. Volume 2 Issue 2, (2023), 342-346.

5. Бахриддин Лутфуллаевич Салимов (2022) УЗБЕКИСТОН ТАРАВДИЁТИДА КОММУНИКАЦИЯ ВА ТРАНСПОРТ ТИЗИМИНИНГ УРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 403-407.

6. Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боFликлигининг гносеологик тахлили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Узбекистан Миллий университети. Тошкент.

2022, 224 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.