Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ЗДРАВОТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДРАВОТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДРАВОТВОРЧЕСТВО / РИСКИ / РИСКОГЕННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Косинов Сергей Сергеевич, Ищенко Елена Борисовна, Дьяконова Надежда Андреевна

В настоящее время в сознании современных молодых людей наблюдается фрагментарность и абстрактность существующих знаний в области права, что приводит к девиантному поведению среди молодежи. Авторы статьи обращаются к одному из способов профилактики девиантного поведения молодежи - социальному здравотворчеству. На основе проанализированных источников авторы выстраивают схему социального здравотворчества как способа профилактики девиантного поведения в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL HEALTH-MAKING AS A MEANS OF PREVENTING DEVIANT BEHAVIOR AMONG YOUNG PEOPLE

Currently, in the minds of modern youth, there is a fragmentation and abstraction of existing knowledge in the field of law, which leads to deviant behavior among young people. The authors of the article turn to one of the ways to prevent deviant behavior of youth - social health care. Based on the analyzed sources, the authors build a vector model of social health creation as a way to prevent deviant behavior among youth.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ЗДРАВОТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

УДК 316.7

DOI 10.23672^6762-7758-0936^

Косинов Сергей Сергеевич

кандидат социологических наук, старший преподаватель, Ростовский государственный экономический университет ssk29.81@mail.ru

Ищенко Елена Борисовна

старший преподаватель кафедры физической культуры, Южный федеральный университет eleishenko@sfedu.ru

Дьяконова Надежда Андреевна

старший преподаватель кафедры физической культуры, Южный федеральный университет nadyakonova@sfedu.ru

Sergey S. Kosinov

Candidate of Sociological Sciences, Senior Lecturer,

Rostov State University of Economics ssk29.81@mail.ru

Elena B. Ishchenko

Senior Lecturer of the Department of Physical Culture, Southern Federal University eleishenko@sfedu.ru

Nadezhda A. Dyakonova

Senior Lecturer of the Department of Physical Education, South Federal University nadyakonova@sfedu.ru

Социальное здравотворчество

как способ профилактики девиантного поведения в молодежной среде

Social health-making

as a means of preventing deviant behavior among young people

Аннотация. В настоящее время в сознании современных молодых людей наблюдается фрагментарность и абстрактность существующих знаний в области права, что приводит к девиантному поведению среди молодежи. Авторы статьи обращаются к одному из способов профилактики девиантного поведения молодежи - социальному здравотворчеству. На основе проанализированных источников авторы выстраивают схему социального здравотворчества как способа профилактики девиантного поведения в молодежной среде.

Ключевые слова: молодежь, социальное поведение, девиация, девиантное поведение, социальное здравотворчество, риски, рискогенная среда.

Annotation. Currently, in the minds of modern youth, there is a fragmentation and abstraction of existing knowledge in the field of law, which leads to deviant behavior among young people. The authors of the article turn to one of the ways to prevent deviant behavior of youth - social health care. Based on the analyzed sources, the authors build a vector model of social health creation as a way to prevent deviant behavior among youth.

Keywords: youth, social behavior, deviation, deviant behavior, social health creation, risks, risky environment.

В настоящее время в сознании современных молодых людей наблюдается фрагментарность и абстрактность существующих знаний в области права. Помимо фрагментарности знаний, фиксируется и смещение морально-нравственных координат, что, в свою очередь, указывает на тот факт, что «когнитивная составляющая представлений понятия «закон» у молодежи не является беспрекословным соблюдением закона во всех сферах жизни» [1]. Все это служит увеличению различного рода девиаций среди молодежи. Несмотря на то, что детская преступность за последние 18 лет сократилось почти в 16 раз, все равно сегодня наблюдается высокая численность правонарушений среди молодых людей [2]. Данное обстоятельство показывает, что, в целом, меняется правовая культура в России, а также,

возрастает динамика отклонений в правовом сознании молодого населения, что отражается на социальном поведении.

Когнитивный интерес многих исследователей направлен на изучение правосознания молодежи и правовой культуры молодого населения страны. Современная рискогенная среда трансформирует социальное поведение молодежи, в результате чего, наблюдается рост девиаций различного рода [3], а также, актуализируется проблема механизмов профилактики девиаций в молодежной среде.

Многие исследователи предлагают различные технологии, которые могут помочь в борьбе с де-виантным поведением [4; 5]. Среди механизмов

профилактики выделяют активную работу социальных институтов - образования и семьи. Также, исследователи отмечают как одну из мер профилактики - установки молодежи на здоровый образ жизни [5].

Таким образом, из проанализированных источников мы видим, что проблемы, связанные с девиа-нтным поведением в молодежной среде, являются весьма актуальными, так как в настоящее время из-за возрастания различного рода рисков увеличивается число девиантных поступков, совершаемых молодежью. При возрастании риско-генной среды социальную и научную значимость обретает вопрос профилактики девинатного поведения. В связи с этим, в рамках данной статьи мы рассматриваем социальное здравотворче-ство как один из способов профилактики девиант-ного поведения в молодежной среде.

Для того, чтобы рассмотреть и описать наиболее действенные способы профилактики девиантного поведения в молодежной среде, нам необходимо коснуться определения «девиантное поведение».

«Девиантное (отклоняющееся) поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также, сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [6]. Говоря о феномене де-виантности, мы можем отметить, что сущность данного феномена состоит в рассогласовании социальных отношений личности или социальной группы. Т.е., личность/социальная группа с де-виантным поведением поддерживает такую систему отношений, которые существенным образом разнятся с общепринятыми нормами, что, так или иначе, может приводить к различного рода конфликтам. Девиантное поведение связано с такими факторами, как недостаточная или неэффективная адаптация к социальной среде, снижение активности, которое направлено на интеграцию общепринятых ценностей в систему личных смыслов, а также - доминирование процессов индивидуализации и девиантной самореализации [6, с. 189].

Таким образом, девиантное поведение представляет собой отклоняющиеся от общественной нормы действия, которые проявляются внешне и получают негативную оценку от общества. Они могут нанести угрозу для общества, но одновременно с этим, обладают индивидуальной значимостью для личности или социальной группы вследствие их направленности на компенсацию нарушений в системе социальных отношений самой личности или социальной группы.

В последнее время в связи с нарастающими рисками в социальной среде и общесистемным кризисом современного социума интерес к проблеме профилактики девиантного поведения в молодежной среде существенно возрос. Одним из механизмов профилактики девиантного поведения является механизм социального здоровьесбере-жения. Нельзя не согласиться с А.Г. Маджуга, который подчеркивает значимость и актуальность в

настоящее время проблемы целенаправленного формирования здоровья молодежи в связи риско-генными условиями социального развития. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что проблема здоровьесбережения взаимосвязана с проблемой личной и общественной безопасности [7].

Опираясь на определение здоровья, которое приведено Всемирной организацией здравоохранения, мы видим, что «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [8].

При разработке проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья молодого поколения немаловажную значимость приобретает проблема социального здравотворчества. Говоря о социальном здравотворчестве учащихся, Д.Е. Глушко отмечает, что: «Здравотворчество - это осознанная познавательная, деятельностная, коммуникативная, поведенческая и другая активность учащегося по формированию, сохранению и восстановлению личного здоровья, обеспеченная оптимальной стратегией, адекватными воспитательными технологиями, эффективными приемами и методами формирования, сохранения, восстановления собственного здоровья, а также системой социально-педагогической поддержки данной активности со стороны ближайшего окружения» [9].

Опираясь на определение, данное Д.Е. Глушко, мы видим, что в такой активности, как социальное здравотворчество, принимают активное участие два актора - обучающийся и агент, обеспечивающий эффективные воспитательные технологии и оказывающий необходимую социально-педагогическую поддержку обучающемуся для осуществления активности здравотворческой деятельности.

В рамках данной статьи мы рассматриваем таких акторов социального здравотворчества, как молодежь, а в качестве агента социального здравотворчества мы берем образовательное учреждение, которое имеет возможность повлиять на формирование здоровьеориентированного сознания молодежи.

Здоровьеориентированное сознание молодежи влияет на формирование здоровьеориентирован-ного поведения. То есть, в сознании преобладают такие ценностные ориентации и установки, которые ориентируют молодежь на осуществление здоровьесберегающей и здоровьетворческой деятельности. На наш взгляд, сформировать здоровьеориентированное сознание молодежи помогает образовательное учреждение.

В рамках данной статьи мы рассматриваем два вектора, которые способствуют формированию здоровьеориентированного сознания молодежи.

Первый вектор - это вектор управленческих решений, который активирует валеообразователь-ный вектор здравотворчества (рис. 1).

Рисунок 1 - Схема функционирования социального здравотворчества как средства профилактики девиантного поведения в молодежной среде

Вектор управленческих решений включает в себя установки, алгоритмы решений, направленности действий. Валеообразовательный вектор содержит структурные элементы информационно-образовательной направленности, составляющие концептуальную основу здоровьесберегающего образования молодежи.

Выбор решения в векторе управленческих алгоритмов сопрягается с мониторингом здравостро-ения, коррекции и контроля валеологического образования и мотивации учащихся, которая состоит из двух этапов.

На первом этапе предполагается знакомить молодежь с основными знаниями, умениями и навыками в области здравотворчества. В ходе данного этапа молодые люди знакомятся с элементами знаний по основам состояния своего здоровья и умениями диагностики.

На втором этапе молодой человек на основе знаний, умений и навыков имеет возможность выстроить индивидуальный профиль здравотворчества.

Таким образом осуществляется стратегия управляемых решений в выборе оптимального варианта в реализации решения здравостроения на ближайшую перспективу.

Исходя из вышесказанного, мы полагаем, что для профилактики девиантного поведения молодежи необходимо, чтобы она получала знания о здоро-вьесберегающих технологиях. В связи с этим, образовательный процесс должен базироваться на физиологических и психолого-педагогических предпосылках оптимальности и постепенности, использования функциональных возможностей и уровня физического, психического и социального здоровья развивающегося молодого организма. Предложенная схема позволяет через процедуру педагогических технологий и управленческих решений осуществлять содержательно-процессуальное использование валеообразовательного вектора социального здравотворчества среди молодежи.

Литература:

1. Власова В.Н. Социокультурные основания формирования правового сознания молодежи /

B.Н. Власова // Философия права. 2020. № 2(93).

C. 69-75.

2. Официальный сайт Федеральная служба статистики. URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infrac-tion/

3. Сорокин О.В. Особенности девиантного поведения российской молодежи в условиях изменяющейся социальной реальности / О.В. Сорокин // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. № 4

4. Вакула И.М. Модели девиантного поведения молодежи и его профилактика: социально-правовой аспект / И.М. Вакула, Д.С. Загутин // Философия права. 2019. № 1(88). URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/modeli-deviantnogo-povedeniya-molodezhi-i-ego-profilaktika-sotsialno-pravovoy-aspekt

5. Воробьёв Г.А. Формирование установки на здоровый образ жизни как мера профилактики девиантного поведения среди молодежи / Г.А. Воробьёв, Н.А. Гафиатулина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10. URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/formirovanie-ustanovki-na-zdo-rovyy-obraz-zhizni-kak-mera-profilaktiki-deviant-nogo-povedeniya-sredi

6. Змановская Е.В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения / Е.В. Змановская // Вестник ТГПУ. 2013. № 5(133). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-dinamich-eskaya-kontseptsiya-deviantnogo-povedeniya

7. Маджуга А.Г. Здоровьесозидающий менеджмент образования: система управления здоровьем субъектов образовательного процесса как ресурсом / А.Г. Маджуга // Здоровье и образование в XXI веке. 2011. № 1. URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/zdoroviesozidayuschiy-mened zhment-obrazovaniya-sistema-upravleniya-zdo-roviem-subektov-obrazovatelnogo-protsessa-kak-resursom

8. Устав Всемирной организации здравоохранения. URL : https://docs.cntd.ru/document/901977 493

9. Гпушко Д.Е. Формирование у учащихся-подростков установочной системы на здравотворче-ство : дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2003. 180 с.

Literature:

1. Vlasova V.N. Socio-cultural foundations of the formation of the legal consciousness of youth / V.N. Vlasova // Philosophy of law. 2020. № 2(93). Р. 69-75.

2. Official website of the Federal Statistics Service. URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/infraction

3. Sorokin O. V. Features of deviant behavior of Russian youth in the changing social reality / O.V. Sorokin // Scientific result. Sociology and Management. 2019. № 4.

4. Vakula I.M. Models of deviant behavior of young people and its prevention: social and legal aspect / I.M. Vakula, D.S. Zagutin // Philosophy of law. 2019. № 1(88). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ modeli-deviantnogo-povedeniya-molodezhi-i-ego-profilaktika-sotsialno-pravovoy-aspekt

5. Vorobiev G.A. Formation of an attitude towards a healthy lifestyle as a measure of prevention of deviant behavior among young people / G.A. Vorobiev, N.A. Gafiatulina, S.I. Samygin // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2019. № 10. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ustanovki-na-zdorovyy-obraz-zhizni-kak-mera-profil-aktiki-deviantnogo-povedeniya-sredi-molodezhi

6. Zmanovskaya E. V. Structural-dynamic concept of deviant behavior / E.V. Zmanovskaya // Bulletin of TSPU. 2013. № 5(133). URL : https://cyberlenin ka.ru/article/n/strukturno-dinamicheskaya-kontsep tsiya-deviantnogo-povedeniya

7. Majuga A.G. Health-creating education management: health management system of subjects of the educational process as a resource / A.G. Majuga // Health and education in the XXI century. 2011. № 1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesozi-dayuschiy-menedzhment-obrazovaniya-sistema-up-ravleniya-zdoroviem-subektov-obrazovatelnogo-protsessa-kak-resursom

8. The Charter of the World Health Organization. URL : https://docs.cntd.ru/document/901977493

9. Glushko D.E. Formation of an installation system for health-making among adolescent students : dis. ... cand. of ped. sciences. Yakutsk, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.