г
ч,
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
)
О. РАГИМОВА, доцент Саратовский государственный университет
Здоровье является ресурсом, социальным капиталом, необходимым молодежи для адаптации в новых общественно-экономических условиях. Между тем по всей России отмечаются неблагоприятные демографические тенденции, прежде всего
- высокий уровень заболеваемости и смертности. Не составляет исключения в этом смысле и наша Саратовская область, где смертность населения росла с 11,2 до 16,3 на 1000 жителей с 1990 года по 2001 год, одновременно падала рождаемость: она уменьшилась в Саратовской области в 1,6 раза. Что касается современной школы, то она становится дополнительным фактором, ухудшающим здоровье учащихся. Так, по данным специалистов [1], у школьников с первого по восьмой класс в 6-12 раз нарастают изменения органов слуха и зрения, в 10 раз - нарушения опорно-двигательного аппарата,в 15 раз - центральной нервной системы. В результате 75% школьников имеют существенные отклонения в состоянии здоровья.
Здоровье в широком смысле этого слова
- это база для нормального развития ребенка, подростка. Оно означает физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и дефектов.
Отрицательные демографические тенденции, а также качественное ухудшение здоровья молодежи и школьников приводят нас к дилемме. С одной стороны, возникает необходимость в лучшей подготовке молодых людей в школе, цель которой -добиться, чтобы молодежь стала более мобильной, конкурентоспособной, активной, могла действовать в экстремальных условиях. С другой стороны, ухудшающееся
Социальное здоровье учащейся молодежи
здоровье молодого поколения уменьшает его ресурсы, образовательные возможности [2, 3]. В этой ситуации не обойтись без специальных социальных служб и социальных технологий, которые должны оказывать в рамках гуманистических традиций помощь и поддержку нуждающимся в оздоровлении школьникам и студентам.
Актуальной становится и задача, связанная с эмпирическими исследованиями, цель которых - определить, какое влияние оказывает модернизация образования на здоровье, а также здоровье на качество образовательного процесса.
Большинство педагогов тесно связывает влияние здоровья детей на их успехи в учебе, считая, что и учебные нагрузки оказывают воздействие на здоровье школьников. Тем самым подчеркивается взаимовлияние этих двух факторов. Кроме того, на здоровье учащихся влияют такие социальные факторы, как доход на одного человека в семье и образование родителей. В оценках наших респондентов (100 учителей начальной школы г. Саратова) среди этих факторов на первом месте оказался социально-экономический (83% опрошенных), на втором месте - образование родителей. Причем во втором случае только 47% респондентов абсолютно уверены, что у более образованных родителей более здоровые дети, 34% респондента затруднились с выбором ответа на этот вопрос, и 19% педагогов считают, что здоровье школьников не зависит от образования родителей.
В связи с актуализацией проблемы здоровья школьников мы попытались выяснить у учителей их мнение о путях минимизации отрицательных моментов, связанных со здоровьем младших школьников. Результаты
Редакционная почта
147
таковы: 64% респондентов предлагают пересмотреть образовательные программы, 52% - изменить структуру программ и лишь 12% и 10%, соответственно, - уменьшить или увеличить количество часов на занятиях.
Таким образом, педагоги в своих ответах значительную роль отводят изменениям программ обучения, совершенствованию их структуры, а также индивидуализации обучения. Последнее обстоятельство, по всей видимости, обусловлено различными отклонениями в состоянии здоровья младших школьников. Так, 42% респондентов считают, что дети стали более подвижными, непослушными. Мы считаем, что это свидетельствует об особенностях нервной системы у детей в современных условиях. Более четверти опрошенных педагогов отметили, что дети за последние пять - десять лет стали менее работоспособными, 22% - что они стали инфантильнее и хуже учатся. Учителя отмечают, что снизилась работоспособность детей на уроках. Это, на наш взгляд, также говорит о снижении здоровья уже в этом возрасте.
Для выяснения роли образования в сохранении здоровья молодежи и школьников были проведены опросы студентов, будущих педагогов Саратовского госунивер-ситета им. Н.Г. Чернышевского (студенты 1-2 курсов дневного отделения (130 человек) и студенты 1-3 курсов (109 человек) заочного отделения).
Опрос выявил, что за последние три года студенты стали чаще болеть, лечиться в больнице, больше пропускать занятий по болезни, более 50% имели хронические заболевания. В поведенческих реакциях выявлена тенденция быстрого утомления и перевозбуждения при достаточной нагрузке (контрольная работа, зачет, экзамен), часто встречаются невротические реакции. Студенты оценивают свое здоровье в основном как среднее (60%).
Социально-экономические условия
жизни студентов оказались низкими: большая часть - 90% респондентов - имели доход (на одного человека в семье) около прожиточного минимума или несколько выше, только 11% студентов дневного отделения имели доход 150% к прожиточному минимуму и больше. Опросы студентов-заочни-ков показали, что, несмотря на то, что они работают, их доход в среднем составляет 150% к прожиточному минимуму.
По нашим данным, студенты в 83,5% случаев уверены, что знания по охране здоровья, полученные в университете, пригодятся им в будущей в педагогической деятельности. Используют ли эти знания студенты для сохранения своего здоровья? 41,2% респондентов ответили - да, 55,9%
- готовы их использовать иногда и 2,7% ответили, что совсем их не используют.
Таким образом, проведенные нами социологические исследования раскрывают негативные тенденции в изменении здоровья младших школьников и студентов, показывают тесную связь проблем сохранения здоровья различных групп общества с некоторыми социальными факторами, где институт образования играет важную роль. Анализ и дальнейшее изучение этих вопросов помогут внести вклад в разработку взвешенного и продуманного подхода к модернизации российского образования, где здоровье молодежи и школьников будет играть роль базового ресурса.
Литература
1. Разумов А., Пономаренко В., Пискунов В.
Здоровье здорового человека. - М., 1996.
2. Рагимова О.А. Здоровье и развитие млад-
ших школьников г. Саратова на рубеже веков //Диагностика и коррекция психического развития детей: Сб. науч. тр. -Саратов, 2000. - Вып. 2. - С.114-120.
3. Рагимова О.А. Здоровье младших школь-
ников Саратова // Социол. исслед. - 2003.
- №11. - С.69-72.