Социология образования
113
О. РАГИМОВА, профессор Саратовский государственный университет
Социальные последствия трансформационных процессов, происходящих в нашем обществе, для молодежной среды многообразны. Здесь и трудности социализации, и низкие стартовые возможности вхождения в рыночные отношения, и проблемы адаптации к возросшей поляризации социальной структуры, и многое другое [1]. В своем крайнем выражении они ведут в конечном счете к экономическим потерям -вследствие снижения качества здоровья студенческой молодежи, ухудшения ее социального самочувствия, роста девиаций - и необходимости дополнительных вложений в программы формирования и изменения ее социального здоровья. Между тем здоровье молодого поколения является богатством нации, социальным капиталом, определяющим ближайшую и долгосрочную перспективу страны.
Проблема социального здоровья в современной социологической науке ставится в тесной связи с задачей оздоровления нации во всех ее аспектах: физическом, психическом, духовном, а также с учетом возрастных, гендерных, региональных особенностей различных групп и слоев российского общества. Вместе с тем до действительно комплексного исследования проблемы еще далеко. Это создает серьезные трудности при разработке конкретных социальных проектов и программ оздоровления учащейся молодежи, в частности студенчества, на местном и региональном уровнях. Необходим новый концептуальный взгляд на эту проблему, основанный на современной стратегии государственной молодежной политики. Важно при этом учитывать, что формирование социального здоровья обусловлено двумя процессами. Первый связан с изменением динамических параметров конкретной социальной среды, второй
Социальное здоровье студентов: региональная динамика
- с особенностями состояния объекта исследования: полом, возрастом, учебной деятельностью, региональной спецификой страты.
Если здоровье является человеческим капиталом, существенным с точки зрения адаптации студенческой молодежи к новым общественно-экономическим условиям, то и его ценность находится в прямой зависимости от трансформационных процессов, происходящих в обществе. Здоровье - это не только физическое и психологическое благополучие, отсутствие болезней и дефектов, но и обладание особыми социальными качествами, на что, в частности, нацеливает компетентностный подход.
Перед социологом стоит задача изучать не только общее для страны состояние оздоровительной деятельности государства и общества, но и ее характеристики на региональном уровне. В ракурсе динамики этих процессов уже выявлены некоторые факторы и механизмы, влияющие на формирование социального здоровья молодежи в новых социально-экономических условиях [2]. Основными механизмами его формирования становятся стратификация, мобильность, институционализация и модерниза-ционные процессы. Что касается факторов, то все большую роль играют социальноэкономические и социально-культурные перемены в обществе, в том числе и на региональном уровне.
В Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского в течение ряда лет проводились мониторинговые исследования социального здоровья студенческой молодежи. При этом использовались методы включенного наблюдения и анкетирование в рамках нескольких программ: «Здоровье студента» (1999-2000 гг., N=125 студентов; 2004 г., N=239; 2005 г.,
114 Высшее образование в России • № 10, 2007
N=104); «Место и ход вашей жизни», совместное исследование СГУ и Института аграрных проблем РАН (2005 г., N=300); «Здоровье студентов» и «Здоровье молодежи» (2006 г., N=400).
В ходе исследований выявлено, что в 2000 г. свое здоровье как «очень хорошее» оценивали 1,3% опрошенных; как «хорошее» - 28%, «среднее» - 53%, «плохое» -5%. Только 50% респондентов задумывались о своем здоровье, при этом для 41% из них поводом для размышлений послужила собственная болезнь, для 28% - болезнь других людей, чаще родственников. 15% студентов связывают заболевания с вредными привычками, но только 21% утверждают, что следуют определенному режиму дня и полноценно питаются. На вопрос: «Делаете ли вы сами что-нибудь для укрепления своего здоровья?» - положительно ответили 23% респондентов, «иногда» - 49%. Надо заметить, что социальноэкономические условия жизни этой группы были в основном около или чуть ниже прожиточного минимума.
В 2004 г. опрашивались студенты первых-вторых курсов дневного отделения и студенты первых-третьих курсов заочного отделения. Оказалось, что за истекшие три года студенты стали чаще болеть, лечиться в больнице, больше пропускать занятий по болезни. Выявлен феномен быстрого утомления и перевозбуждения при достаточной нагрузке (контрольные работы, зачеты, экзамены), часто встречались невротические реакции. Студенты тогда оценивали свое здоровье в основном как среднее (60%).
В 2005 г. для 82% опрошенных «хорошо жить» - это значит «хорошее здоровье членов семьи», для 43% - «уверенность в завтрашнем дне», для 45% - «желаемая профессия и должность». Респонденты отмечали негативные изменения в своем здоровье за последние годы: так, каждый второй был неудовлетворен своим физическим состоянием, и только 30% оказались им довольны. Было выяснено, что базовые потребности студентов в целом не удовлетворяются, од-
нако каждый второй удовлетворен возможностью получить образование.
Социально-экономические условия жизни студенчества продолжают оставаться достаточно низкими. Так, при оценке своего материального достатка 75% опрошенных заявили, что живут на уровне, близком к прожиточному минимуму. Студенты возлагают на образование большие надежды, связывают с ним свое будущее положение, социальный статус. Каждый второй видит смысл высшего образования в получении профессии, хорошей квалификации; 40% респондентов считают, что учеба дает возможность повышения своего культурного уровня, духовности, интеллекта; каждый третий уверен, что высшее образование способствует повышению социального статуса и выступает как необходимый ресурс успешной жизни в наше время. Стоит отметить, что опрошенные студенты-педагоги продолжают профессиональные традиции своей семьи: у 51% один из родителей или оба трудятся в системе образования, а у 50% - кто-то из близких родственников (брат, сестра, дедушка, бабушка) занимались или занимаются тем же.
Примечательна оценка респондентами проблем школьного образования. 30% респондентов считают, что нет крепких связей школы и семьи, индивидуальной работы с родителями; 29% говорят об ухудшении материально-технической базы школ. Основными проблемами системы образования, которые надо решать в первую очередь, опрошенные считают улучшение материально-технической базы школ и повышение бюджетного ассигнования (40% и 34%); только 14% респондентов видят будущее в перестройке системы среднего образования. Что касается доступности образования, то она зависит, как считают 83% опрошенных, от материальных возможностей семьи; 16% - от «пробивных» способностей родителей, 14% - от места проживания и социальной среды.
Последние опросы студентов, проведенные в 2005-2006 гг., показали положи-
Социология образования
115
тельную динамику социального здоровья. Если в 2005 г. его как «очень хорошее» оценили 3%, то в 2006 г. - 9%; как «хорошее» в 2005 г. 31%, а в следующем - 45%, как «среднее» - 46% и 36% соответственно. Улучшилась структура оценки своего физического здоровья: например, в два раза меньше было отмечено хронических заболеваний.
Особое внимание в ходе социологических замеров было уделено факторам, влияющим на социальное здоровье студентов. На первое место (72%) они поставили образ жизни, на второе (49%) -материальный достаток и наследственность, на третье (44%) - место проживания. 8% оценивают свой образ жизни как «очень здоровый», 38% - как «здоровый», 41% - как «больше здоровый, чем нездоровый», только 4% -как «нездоровый».
Более детальная оценка состояния, динамики жизненного уклада показывает, что студенты не очень хорошо представляют, что такое здоровый образ жизни: они до сих пор сводят его к отказу от вредных привычек и некоторым лечебным и режимным моментам. Но в отличие от 1999-2000 гг. учащиеся стали несколько больше внимания уделять спорту и физкультуре, что-то делать для своего здоровья в самостоятельном плане.
На вопрос: «Как вы думаете, есть ли необходимость в том, чтобы проблема здоровья детей и молодежи широко обсуждалась в стране?» - 33% опрошенных ответили, что совершенно уверены в этом; каждый десятый не очень уверен и затруднился с ответом. На вопрос: «Как вы думаете, должно ли образование в России широко заниматься проблемами сохранения здоровья?» - 62% учащихся ответили утвердительно и 2% - нет. «Как вы думаете, - спросили студентов, - необходимо ли увеличить объем знаний при преподавании дисциплин, связанных с сохранением здоровья?» Совершенно в этом уверены только 13% респондентов, у остальных или нет твер-
дои уверенности, или они затруднились с ответом. На вопрос: «Используете ли вы в своеИ повседневной жизни знания, которые вы получили в университете о здоровье?» -27% опрошенных ответили утвердительно, 26% - нет. Можно сказать, что несмотря на актуализацию этой проблемы, студенты в большинстве случаев пренебрегают здоровым образом жизни, и работа в этом направлении должна быть значительно улучшена.
Анализ полученных данных привел нас к выводу, что институционализация процессов формирования социального здоровья происходит в рамках семьи с учетом социального и культурного опыта родителей, но при явной пассивности подавляющего большинства студентов и школьников. Вот почему необходимо радикальным образом усилить работу по формированию социального здоровья молодежи в школах и вузах, с тем чтобы молодые люди более эффективно могли использовать полученные знания для сохранения как своего здоровья, так и здоровья своих будущих детей.
На основе социологических данных в нашем университете была разработана программа оздоровления студенческой молодежи, основным блоком которой стало ее обучение основам здорового образа жизни. Мы намерены продолжить мониторинговые исследования динамики социального здоровья детей и молодежи с учетом возрастных, половых, региональных и институциональных особенностей конкретных общностей, групп, социумов.
Литература
1. Богомолова Т.Ю. , Тапилина B.C. Эконо-
мическая стратификация населения России в 90-е годы // Социол. исслед. - 2001. - № 6.
2. Рагимова О.А. Здоровье младших школь-
ников Саратова // Социол. исслед. - 2003. - № 11; Она же. Социальное здоровье учащейся молодежи // Высшее образование в России. - 2005. - № 2.