Научная статья на тему 'Роль образовательного пространства в формировании здорового образа жизни различных групп студенческой молодежи'

Роль образовательного пространства в формировании здорового образа жизни различных групп студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFE-STYLE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логачева Екатерина Александровна

В статье проводится философско-социологический анализ образа жизни различных групп студенческой молодежи, который был выявлен по результатам анкетирования, проводившегося в 2007-2008 учебном году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логачева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Educational Space in the Shaping of Healthy Life-Style of Different Groups of Student Youth

The philosophic-sociological analysis of healthy life-style of student youth of Kamensk-Shahtinskij is carried out. Specifi c of forming attitudes of healthy life-style of different groups of student youth is shown, which was found out by results of questionnaire, conducted in 2007-2008 academic years.

Текст научной работы на тему «Роль образовательного пространства в формировании здорового образа жизни различных групп студенческой молодежи»

ПОИСКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ББК 51.204.0

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Е.А. Логачева

Образ жизни и ценностно-моти-вационный потенциал студенческой молодежи играют важную роль в социально-экономическом развитии государства, поэтому проблема формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в современных культурно-образовательных условиях приобретает особую актуальность.

Известно, что состояние социального здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) оказывает непосредственное воздействие на интеллект, нравственное состояние и общественно-политическое поведение человека. Однако сами социальное здоровье и здоровый образ жизни - в большой степени производные от условий, в которых и под воздействием которых формируется личность [1]. Основой ЗОЖ являются индивидуальный стиль и образ жизни, выбранный самим молодым человеком.

В научной литературе, посвященной проблемам ЗОЖ, в том числе и ЗОЖ студенческой молодежи, наметились три направления. Философско-социологическое, где ЗОЖ рассматривается как глобальная социальная проблема, и особое место в нем отводится интегральному показателю культуры личности и обществу в целом (Г.С. Никифорова, Н.В. Ба-рышева и др., А.А. Козлов и др.) [1, 2].

Второе направление - медико-биологическое - базируется на научно-обоснованных санитарных нормах, и ЗОЖ здесь рассматривается как гигиеническое поведение (Э.Н. Вай-нер и И.А. Растворцева, И.И. Брехман, В.И. Дубровский, Г.Л. Апанасенко и др.) [3].

В психолого-педагогическом направлении уделяется значительная роль сознанию, поведению, мотивационно-ценностному

Логачева Екатерина Александровна - преподаватель кафедры философии, истории и социологии Каменского института (филиала) Южно-Российского Государственного Технического Университета (НПИ), 347800, г. Каменск-Шахтинский, ул. К. Маркса 23, e-mail: [email protected], т: 8(86365)79086.

отношению личности, способствующим сохранению и укреплению здоровья. Большое внимание отводится валеологизации системы образования (Л.Г. Татарникова, Л.И. Лубыше-ва, Л.Г. Качан и др., Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина и др.) [4].

Проблема ЗОЖ студенческой среды в научной литературе анализируется по разным направлениям и в различных аспектах, но, несмотря на глубину научных исследований, недостаточно рассмотрен и исследован вопрос о месте и роли системы образования в формировании ЗОЖ студенческой молодежи. В какой степени социальная среда образовательного учреждения способствуют формированию установок ЗОЖ молодого человека и молодежи в целом? Является ли образовательное пространство средой, формирующей ценностные мировоззренческие представления молодежи о социальном здоровье и ЗОЖ? Рассмотрим эту проблему в философско-социологическом аспекте.

В 2007-2008 учебном году автором проведено социологическое исследование образа жизни студенческой молодежи г. Ка-менск-Шахтинского, цель которого - выявить степень сформированности установок ЗОЖ молодежи в условиях образовательного пространства. В анкетном опросе участвовали 219 студентов первого и третьего курсов различных учебно-образовательных учреждений города. Были опрошены студенты Каменского педагогического колледжа (КПК) - 26 чел.; Каменска-Шахтинского медицинского колледжа (КШМК) - 31; Каменского химико-технологического техникума (КХМТ) - 42; человека, Профессионального лицея № 47 (ПЛ-47) - 38; Каменского института (филиала)

Logatcheva Caterina - a teacher of the philosophy, history and sociology department of the Kamensk institute (branch of the institute) South-Russian State Technical University (NPI), 23 K. Marx Street, Kamensk-Shahtinskij, 347800, e-mail: [email protected], ph. +7(86365)79086.

Южно-Российского государственного технического университета (НПИ) (КИ (ф) ЮРГТУ (НПИ) - 82 чел.

Гипотеза нашего исследования в рамках указанного философско-социологического направления заключается в том, что именно образовательное учреждение и есть тот социальный институт, который играет главенствующую роль в корректировке и конструировании основного каркаса образа и стиля жизни студенческой молодежи, а, следовательно, и в формировании у них установок на социальное здоровье и ЗОЖ.

В среднем по стране более 35 % дошкольников, 60 - школьников и 85 % студентов имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении [5]. На состояние здоровья молодежи оказывают воздействие серьезные недостатки системы образования, в частности, - организация образовательного пространства, социально-психологические особенности взаимоотношений преподавателя и студента и между самими студентами определенных учебных заведений [6]. Является ли ЗОЖ нормой и приоритетом в конкретном образовательном пространстве? Какова роль в решении этой проблемы преподавателя, как первого помощника в устранении отмеченных недостатков.

Эффективность образования как социального института, формирующего у студенческой молодежи потребность в здоровом образе жизни, во многом определяется тем, как сами молодые люди понимают суть этого явления и как оценивают свою позицию. Респондентам был задан вопрос: "Как вы думаете, чего в первую очередь надо придерживаться, чтобы Ваш образ жизни был здоровым?". Превалирующая часть студентов (51,1 %) качественным показателем здорового образа жизни выбрала "Занятия физической культурой и спортом" (табл. 1).

Динамика ответов на вопрос! "Как вы думаете, чего в первую очередь надо придерживаться, чтобы Ваш образ жизни был здоровым?", %

Предполагается, что большая часть студенческой молодежи занимается физической культурой и спортом. Но анализ ответов на вопрос: "Занимаетесь ли Вы сейчас спортом в какой-либо секции?" свидетельствует о расхождении в представлениях студентов о ведении ЗОЖ и их настоящего образа жизни. Студентов, которые давно занимались и занимаются спортом сейчас, - 17,3 и 16,5 %, соответственно; тех, которые стали заниматься со времени учебы - всего 33,8 % от всех опрошенных, а превышающая в два раза часть (66,2 %) не занимается вообще.

При этом доминирующая часть студентов знает о воспитательно-оздоровительном эффекте от занятий физической культурой: она присутствует в жизни каждого студента еще с малолетнего возраста (садик, школа и т.д.). Очевидно, проблема состоит в том, что занятия физической культурой в их жизни не велись на должном уровне. Ведь задача каждого педагога не только в оздоровлении и закаливании детского организма, но и в воспитании, привитии молодежи двигательной активности, выработке сознательной потребности и принятии ее как ценностной доминанты своего образа жизни.

Интересна картина отношения к ЗОЖ студентов учебных заведений Каменск-Шах-тинска. Она дает представление о том, является ли ЗОЖ нормой, приоритетом для студентов и организаторов образовательного пространства, и какова роль дисциплины "физическая культура" определенного учебного заведения в формировании этой нормы среды студенческой молодежи? (рис. 1).

Анализ показывает, что в образовательном учреждении КПК превалирующая часть студентов (88,5 %) занимается физическим воспитанием, а в остальных учебных заведениях эта часть студентов не превышает 35 %. Следует отметить, что студенты КПК имеют

Таблица 1

Варианты ответов Процент опрошенных (средний)

Занятия физической культурой и спортом 51,1

Развитие психологического, духовного здоровья 3,2

Не курить, не употреблять алкоголь, наркотики 30,1

Соблюдать правильное, сбалансированное питание 4,6

Закаливание, пребывание на воздухе 5,9

Дружелюбие, беззаботность, отсутствие врагов 4,1

Регулярные консультации, советы врачей 0,9

КПК КХМТ КШМК ПЛ-47 КИ (ф) ЮРГТУ

Рис. 1. Доля студентов, занимающихся физическим воспитанием, %: □ - студенты, не занимающиеся физическим воспитанием; 1 - студенты, занимающиеся физическим воспитанием профессиональную направленность в области физической культуры и спорта, в области профилактики и оздоровления организма и находятся в таком социальном пространстве, где ЗОЖ в целом и его составляющие являются приоритетом жизненных убеждений организаторов учебного пространства, что впоследствии отражается на жизненных приоритетах и образе жизни самих студентов.

В целом рассмотренное соотношение доли занимающихся студентов физической культурой и не занимающихся в разных учебных заведениях показывает, что влияние образовательного пространства на формирование установок ЗОЖ студентов очень значительное.

Ответы на вопрос "Изменился ли Ваш интерес к физической культуре за время обучения в вашем образовательном учреждении?" показали, что среди учащихся КПК ни у одного студента интерес к физической культуре не снизился, а у большинства студентов

в отличие от студентов остальных учебных заведений, он повысился и составляет (73,1 %) (табл. 2).

Предположительно, у студентов КПК занятия физическим воспитанием являются нормой их образа жизни, что указывает на правильность и эффективность избранного подхода организаторов учебного процесса к занятиям физической культуры. Студенты КХМТ и КШМК разделились приблизительно одинаковыми частями между "повысился" и "остался без изменений". А большая часть студентов КИ (ф) ЮРГТУ (59,8 %) убеждена, что их интерес остался без изменений. Возможно, в этом учебном учреждении ведется слабая пропаганда ЗОЖ и занятий физической культурой.

Здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности современного человека, оно составляет главную, относительно неспецифическую динамическую основу продуктивности всех аспектов труда и социального благополучия человека. В среднем, по мнению большинства студентов - 53,1 %, важнее в реальной жизни физическое здоровье; на втором месте психическое - 24,9; на третьем - социальное здоровье - 17,2 и на четвертом месте нравственное - 4,8 % (табл. 3).

Данные таблицы 3 подтверждают существующий парадокс студенческого мнения о важности физического здоровья и фактическим состоянием физического воспитания среди студентов вузов (см. рис. 1).

Таблица 2

Динамика ответов на вопрос: "Изменился ли Ваш интерес к физической культуре за время обучения в вашем образовательном учреждении?", %

5

29,0

2,4

34,2

22,0

11,5

71,0

97,6

65,8

78,0

Варианты ответов Процент опрошенных по вузам

КПК КХМТ КШМК ПЛ-47 КИ (ф) ЮРГТУ

Повысился 73,1 50,0 48,4 31,6 29,3

Остался без изменений 26,9 45,2 48,4 50,0 59,8

Снизился 0,0 4,8 3,2 7,9 11,0

Таблица 3

Динамика ответов на вопрос: "Что, по Вашему мнению важнее в реальной жизни?", %

Варианты ответов Процент опрошенных по вузам Средний

КПК КХМТ КШМК ПЛ-47 КИ (ф) ЮРГТУ

Социальное здоровье 7,7 21,4 9,7 28,9 18,3 17,2

Физическое здоровье 61,5 42,9 61,3 50,0 50,0 53,1

Психическое, духовное здоровье 26,9 31,0 22,6 18,4 25,6 24,9

Нравственное здоровье 3,8 4,8 6,5 2,6 6,1 4,8

Заметно отличаются ответы студентов КПК и КШМК от ответов остальных студентов учебных заведений. Они образуют весомую часть студентов, для которых важнее в реальной жизни - это физическое здоровье, что подтверждает влияние профессиональной направленности студентов на сформирован-ность убеждений респондентов.

"Что же важнее для здоровья?", - вопрос на который большая часть студентов (45,2 %) ответила: "Вести ЗОЖ, постоянно работать над собой"; далее идет часть студентов (37,0 %), убежденных в том, что "Иметь здоровье от природы" и есть основная составляющая здоровья. Остальные (11,9 %) согласны с мнением "Жить на природе, в экологически чистой среде", а (5,9 %) уверены, что "Возможность пользоваться достижением медицины" и есть то самое здоровье. Мнение молодежи подтверждает научно обоснованную теорию о том, что образ жизни - есть главный фактор воздействия на состояние здоровья. С другой стороны, оно свидетельствует об убежденности наибольшей части студентов, что качество здоровья во многом зависит от них самих, и об их знании, какой вред здоровью наносит себе сам человек, не придерживаясь норм ЗОЖ.

На вопрос: "Трудно ли придерживаться принципов ЗОЖ?"", - почти половина студентов (47,9 %) уверена, что придерживаться ЗОЖ не проблемно, другая часть (27,4 %) считает ЗОЖ - затруднительной задачей, а остальные (24,7 %) не смогли с уверенностью ответить на этот вопрос.

В то же время опрос показал, что многие студенты не соблюдают элементарные правила здоровья, т.е. не уделяют время двигательной активности, а порой не придерживаются и остальных принципов ЗОЖ.

Например, на вопрос: "Во время прогулок в свободное время Я не прочь приобрести бутылочку пива или баночку коктейля?"" наибольшая часть студентов среди КПК, КШМК и КХМТ ответила, что во время прогулок не приобретают спиртные напитки (табл. 4).

Динамика ответов на вопрос: "Во в я не прочь приобрести бутылочку

Примечательно, что профессионально ориентированные студенты КПК и КШМК на этот вопрос дали нулевой процент на вариант ответа "Да, это так", что является дополнительным подтверждением их ориентации на физическое здоровье (см. табл. 3).

Ответы на вопрос: "Во время встречи со своими друзьями употребляете ли Вы слабоалкогольные напитки?"" показали, что в среднем только 25,1 % студентов в свое свободное время могут обходиться без спиртных напитков (можно предположить, что у них и у их друзей здоровый досуг); 24,7 - которые не могут отдыхать без спиртных напитков; а остальные 50,2 % студентов периодически употребляют спиртные напитки. Эти цифры говорят о том, что большая часть молодежи уже привыкла к распитию слабоалкогольных напитков и не замечает в этом отклонений от нормы в своем образе жизни, а в летнее время вообще употребляет их для утоления жажды.

Отвечая на вопрос: "Каких людей больше: ведущих или не ведущих ЗОЖ?"", только 14,6 % студентов уверены, что людей, ведущих ЗОЖ, больше; 40,6 - убеждены, что больше людей, не ведущих ЗОЖ и явно не вредящих себе; 44,8 % студентов считают, что в современном мире больше людей, ведущих нездоровую жизнь и имеющих вредные привычки. Таким образом, лишь шестая часть студентов (14,6 %) рассуждает, что наше общество придерживается норм ЗОЖ, а остальные уверены, что большинство людей имеют привычки нездорового образа жизни. Взаимосвязь между обществом и развитием молодежи очень тесная, какие ценности и приоритеты современное общество, т.е. мы с вами сформируем у молодежи сегодня, такие ценности и приоритеты она и будет воспроизводить в следующих поколениях.

Итоги проведенного исследования позволяют рассмотреть уровень здорового образа жизни различных групп студенческой молодежи в баллах, по Э.Н. Вайнеру [7].

Таблица 4 мя прогулок в свободное время ива или баночку коктейля", %

Варианты ответов Процент опрошенных по вузам

КПК КХМТ КШМК ПЛ-47 КИ (ф) ЮРГТУ

Да, это так 0,0 11,9 0,0 26,3 18,3

Не всегда 38,5 45,2 58,1 39,5 45,1

Нет, не приобретаю 61,5 42,9 41,9 34,2 36,6

Исследователь рассматривает ЗОЖ по пяти показателям (1 - стаж регулярных занятий физическим воспитанием; 2 - соответствие калорийности питания энергозатратам; 3 -закаливание; 4 - курение; 5 - употребление алкоголя), где стопроцентный шаблон ЗОЖ равен - 6,6 балла. Анализ данных нашего исследования показал, что у превалирующей части исследуемых учебных заведений г. Каменска-Шахтинского средний балл уровня ЗОЖ студентов приблизительно одинаковый: КХМТ - 2,38; ПЛ-47 - 2,4; КИ (ф) ЮРГТУ - 2,4; не на много выше у студентов КШМК - 2,73 и наиболее высокий балл уровня образа жизни у студентов КПК - 3,85.

Если полученные баллы преобразовать в проценты и рассмотреть уровень образа жизни различных групп студенческой молодежи в соотношении к стопроцентному шаблону ЗОЖ Э.Н. Вайнера, то хорошо видно, что наиболее высокий процент ЗОЖ у студентов КПК (57 %). На втором месте студенты КШМК (40,4 %), а у остальных студентов он не превышает отметку - 35,6 % (рис. 2).

100 100 100 100 100

КПК КХМТ КШМК ПЛ-47 КИ (ф) ЮРГТУ

Рис. 2. Соотношение образа жизни студенческой молодежи к стопроцентному шаблону здорового образа жизни, %: I - здоровый образ жизни; □ - фактический образ жизни

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в нынешней системе образования идея социального здоровья и ЗОЖ не является доминирующей ценностью для современного общества.

Итоги данного исследования дают возможность сформулировать отличительные характеристики определенных учебных заведений. В учебных заведениях, где студенты в образовательном процессе получают более широкую информационную базу в области физической культуры, в области профилактических и оздоровительных мероприятий, а также где ЗОЖ является нормой

и приоритетом жизненных убеждений как организаторов учебного процесса, так и самих студентов, у этих студентов образ жизни наиболее приближен к нормам ЗОЖ. В данном случае к таким учебным заведениям мы относим КПК и КМШК, а остальные студенты учебных заведений находятся в ином социальном пространстве, которое оказывает менее благоприятное влияние на формирование установок ЗОЖ.

С уверенностью можно определить главенствующую роль в формировании установок на ЗОЖ студенческой молодежи системы образования. Осуществляя сознательный и целенаправленный образ жизни, в основе которого заложена идея ЗОЖ, создавая специфическую среду обитания, и влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть над собственной жизнью, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого, человек прежде всего должен стать носителем и воспроизводителем идеи ЗОЖ как основного жизненного приоритета. Формирование таких жизненных установок и является важнейшей задачей для системы образования как социального института социализации личности молодежи.

Анализ показал, что идея социального здоровья и ЗОЖ в нынешней системе образования не является доминирующей ценностью, следовательно, работа по формированию установок ЗОЖ студенческой молодежи требует переосмысления и комплексного системного подхода. Мы разделяем мнение М.Н. Рут-кевича о том, что необходима разработка и реализация государственной программы, призванной противодействовать "наметившейся тенденции деградации населения России..." [8] и предусматривающей целый комплекс социальных, медико-профилактических, организационных и экономических мер.

В разрешении данной проблемы существует также необходимость решений законодательного уровня, чтобы вся система образования, начиная с детского сада и заканчивая курсами переподготовки кадров, была направлена на приобщение населения страны к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни должен официально стать отраслью экономики и социального развития страны, а здоровье населения и студенческой молодежи - идеологической политикой России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлов А.А., Утишева Е.В. Проблематика социального здоровья и здорового образа жизни молодежи // Социальные и ментальные тенденции современного российского общества / Под ред.

B.Е. Семенова. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005.

C. 124-143.

2. См., напр.: Никифоров Г.С. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. 566 с.; Барышева Н.В., Виноградов П.В., Жол-дак В.И. Физическая культура и здоровый образ жизни. Самара, 1997. 250 с.

3. См., напр.: Вайнер Э.Н., Растворцева И.А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология. 2004. № 2. С. 58-59; Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.: ФиС, 1990. 206 с.; Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: ЯЕТОМКА-А.: Флинта. 1999. 560 с.; Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 248 с.

4. Татарникова Л.Г. Педагогический генезис. Тен-денции развития. СПб.: Петроградский и К, 1995. 352 с.; Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 11-17; Качан Л.Г., Артюхов М.В., Казин Э.М., Шахматова Т.С. Здоровьеформирующие образование и его программное обеспечение в условиях крупного промышленного города // Валеология. 2004. № 4. С. 100-103; Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы "образование и здоровье" // Валеология. 2004. № 4. С. 6-9.

5. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Указ. соч. С. 7.

6. Казначеев В.П. Введение в проблему общей ва-леологии // Валеология. 1996. № 4. С. 70-106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2002. 416 с.

8. Руткевич М.Н. Воспроизводство населения и социально-демографическая ситуация в России // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 22-30.

10 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.