Научная статья на тему 'Социально-экономическое положение молодежи в республике Саха (Якутия): социологический анализ'

Социально-экономическое положение молодежи в республике Саха (Якутия): социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
868
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / СУБЪЕКТИВНОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ / ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / YOUTH / CASE STUDY / LEVEL OF LIFE / SUBJECTIVE FINANCIAL STATUS / LIVING CONDITIONS / VALUES AND LIFE GOALS / SOCIAL AND ECONOMIC STATUS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Неустроева Аиза Борисовна

В статье анализируется социально-экономическое положение молодежи Республики Саха (Якутия). На основе проведенного социологического исследования в 9 районах Якутии и в г. Якутске оценивается уровень и качество жизни молодых людей, выявляются доминирующие проблемы, ценностные ориентации и нравственные установки молодежи, определяется положение молодежи на рынке труда, описывается структура досуга, отношение к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC SITUATION OF YOUTH IN SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA): SOCIOLOGICAL analysis

The analysis of social and economic status of the young people of The Republic of Sakha (Yakutia) is carried out on the base of the results of sociological poll. Subjective evaluation of level and quality of life, satisfaction with financial status, housing conditions, values and moral principles of young people, the position of young people in the labor market, attitude towards a healthy lifestyle are revealed.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое положение молодежи в республике Саха (Якутия): социологический анализ»

УДК 316.346.32-053.6

А.Б.Неустроева1

1 Академия наук Республики Саха (Якутия), научный сотрудник

677000 г. Якутск, пр. Ленина, 33

aizok@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ): СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье анализируется социально-экономическое положение молодежи Республики Саха (Якутия). На основе проведенного социологического исследования в 9 районах Якутии и в г. Якутске оценивается уровень и качество жизни молодых людей, выявляются доминирующие проблемы, ценностные ориентации и нравственные установки молодежи, определяется положение молодежи на рынке труда, описывается структура досуга, отношение к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: молодежь, социально-экономическое положение, социологическое исследование, уровень жизни, субъективное материальное положение, жилищные условия, ценности, жизненные цели.

А.B.Neustroeva1

1 Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia), researcher

677000 Yakutsk, 33, Lenin av.

aizok@mail.ru

SOCIAL AND ECONOMIC SITUATION OF YOUTH IN SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA): SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The analysis of social and economic status of the young people of The Republic of Sakha (Yakutia) is carried out on the base of the results of sociological poll. Subjective evaluation of level and quality of life, satisfaction with financial status, housing conditions, values and moral principles of young people, the position of young people in the labor market, aitude towards a healthy lifestyle are revealed.

Key words: Youth, social and economic status, case study, the level of life, subjective financial status, living conditions, values and life goals.

Введение

Социально-демографическая группа «молодежь» - это достаточно широкая социальная группа, которая различается по образу жизни, потребностям, интересам, уровню образования, видам занятий, ценностно-моральным качествам и т.д.

В Российской Федерации к молодежи официально относятся люди в возрасте от 15 до 30 лет. Этот возрастной диапазон используется при составлении государственной статистической информации по молодежи и, в соответствии со стандартами ООН и рекомендациями МОТ, разбивается на три возрастные категории: дети и подростки - 15-19 лет, из них к «детям» относят население в возрасте 15-17 лет; молодые взрослые - 20-24 лет; взрослые - 25-29 лет. По определению, принятому в ООН, к молодежи относятся лица в возрасте от 15 до 24 лет, а во многих российских и зарубежных исследованиях молодежный возраст определяется, начиная с 14 лет.

Молодежь характеризуется особой ролью в демографическом воспроизводстве, высокой подвижностью, энергичностью, инновационностью, неопределенностью социального поведения, подвижностью ценностных ориентаций, что приводит к тому, что молодежь в большей степени, чем другие возрастные группы, незащищена от разнообразных рисков и влияний в социально-экономической, политической, идейной и культурной сферах. Положение молодежи в современном обществе достаточно противоречиво, с одной стороны это самая мобильная часть общества, обладающая наиболее быстрыми темпами возрастающей социально-профессиональной и образовательной мобильности, с другой стороны, для молодежи в большей степени характерны такие девиации, как бедность, преступность, безработица, преимущественно развлекательная направленность жизненных ценностей и интересов.

Следует отметить, что молодежь всегда являлась одной из наиболее социально незащищенных групп населения, которая в первую очередь испытывала на себе как позитивные, так и негативные эффекты происходящих в обществе перемен. Проблема молодежи является многогранной, что предопределяет необходимость использования обширной информации. На уровне макроэкономического анализа и государственного управления можно получить такие статистические показатели, как демографические показатели, экономическая активность, образование, уровень жизни, досуг и правонарушения. Однако только социологические исследования позволяют более углубленно изучить социальное явление с помощью количественных и качественных методов, что имеет особую научную и практическую ценность.

Целью данной статьи является социологический анализ социально-экономического положения молодежи в Республике Саха (Якутия). Потребность

в анализе положения молодежи в социально-экономической структуре Республики Саха (Якутия) обуславливается следующими важными обстоятельствами, во-первых, в республике доля молодежи составляет 26% от всего населения региона, во-вторых, в условиях северного региона всегда остро стояла проблема нехватки трудовых ресурсов, что требует оптимального использования северного трудового потенциала молодежи, в-третьих, молодежь - это будущее и от его стартовых условий деятельности зависит последующее развитие региона.

Методика и методы исследования

Исследование основано на результатах социологических опросов, проведенных в 2011-2012 гг., основной целью которых являлось изучение проблем молодежи Республики Саха (Якутия). Объектом исследования являлись представители основных социальных групп молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие на территории Республики Саха (Якутия).

Основной спецификой молодежи как социально-демографической группы являются не только ее возрастные границы, но и социальный статус. Именно поэтому в исследовании выделялись 3 различные поколения молодежи, которые соответствовали различным периодам в жизни человека: школьники, студенческая молодежь и работающая молодежь. В соответствии с объектом исследования были разработаны 3 разные анкеты, которые включали более 50 вопросов по следующим блокам: уровень жизни, жилищные условия, имущественная обеспеченность; самооценка материального положения, социальное самочувствие; профессиональное самоопределение и проблемы образования; доминирующие проблемы молодежи; ценностные ориентации и нравственные установки; молодежь на рынке труда, удовлетворенность трудом; структура досуга, отношение к спорту и здоровому активному образу жизни.

Опрос проводился методом личных интервью респондентов с применением многоступенчатой квотированной половозрастной выборки. Выборочная совокупность социологического исследования за 2 года составила 1896 респондентов, в том числе в 2011 году - 708 человек, в 2012 году - 1187 человек. Всего за 2 года было обследовано 9 районов и г. Якутск: Амгинский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Намский, Нюрбинский, Олек-

и л '-'II и и

минский, Сунтарский, Чурапчинский, районы.

В соответствии с генеральной совокупностью, большая доля молодежи была опрошена в г. Якутске (66%). В опросе участвовали 1119 девушек и 708 юношей. По возрастному признаку были выделены 5 групп молодежи: подростковая - от 13 до 15 лет; предъюношеская - от 16 до 18 лет; раннеюно-

шеская - от 19 до 21; среднеюношеская - от 22 до 24; старшеюношеская - от 25 до 30 лет. Наибольшую долю опрошенной молодежи составили юноши и девушки в возрасте от 16 до 18 лет (41,1%).

Результаты исследования

Одной из главных задач социологического исследования являлось измерение экономического благополучия молодежи Якутии. В опросе использовался, во-первых, объективный подход, при котором определялся уровень доходов респондентов, который сравнивался с уровнем прожиточного минимума региона и уровнем желаемого дохода, и во-вторых, субъективный подход, при котором респондентам предлагалось самим оценить уровень их материального положения, также выявлялись удовлетворенность уровнем жизни и субъективное восприятие собственного материального положения.

Анализ полученных данных показал высокую долю молодежи с доходами ниже величины республиканского прожиточного минимума, 50,8% молодежи имели доходы ниже прожиточного минимума, средний душевой доход молодежи в республике на момент опроса составил 16280,8 руб. или 1,45 ПМ. В зависимости от статуса респондента средний доход сильно варьировался: среди работающей молодежи он составил 21011,85 руб. (1,87ПМ), среди студентов - 8978,79 руб. (0,79ПМ). Существенные различия в уровне денежных доходов можно наблюдать среди городской и сельской молодежи. Сельская молодежь была беднее, средние доходы сельчан были на 5794 рублей меньше, чем средние доходы городской молодежи.

Анализ децильного распределения среднего ежемесячного дохода и желаемого среднемесячного дохода работающей молодежи показал, что 10% самых бедных молодых работников (граница первого дециля), к которым относились неквалифицированные низкооплачиваемые профессии, получали 9850 рублей, в то время как желаемый доход составлял 24800 рублей в месяц. В среднем пятом дециле работающая молодежь с доходами 17000 рублей, хотела бы иметь доход 40000 рублей в месяц. В самом верхнем девятом дециле 10% благополучных работающих молодых людей имели средний доход 30400 рублей, желаемый доход равнялся 100000 рублей в месяц.

Анализ расходов молодежи показал, что 19,1% респондентов за последние три года не пользовались за счет собственных средств или средств семьи ни одними из перечисленных видов услуг. Остальные молодые люди чаще всего пользовались платными медицинскими услугами (37,8%), тратили деньги на строительство или покупку жилья (22,5%) и на туристические или образовательные

поездки за рубеж (21,7%). Городская молодежь чаще тратила деньги на платные образовательные услуги и туристические поездки, а молодежь, проживающая на селе, чаще тратилась на строительство жилья и медицинские услуги.

Немаловажным методом оценки материального положения и уровня жизни является использование оценочных суждений респондентов об уровне благосостояния и о месте в социальном пространстве. Оценочные вопросы являются ключевыми с точки зрения самоопределения респондентов на социально-экономической шкале, так как они позволяют «замерить» не только субъективное представление о достатке как таковом, но и определяют самочувствие, связанное с тем или иным уровнем возможностей молодого человека [9]. Ранжирование ответов на субъективные оценочные вопросы о материальном положении и уровне текущего потребления молодежи позволило выделить следующие группы - «неимущие», «бедные», «малообеспеченные», «обеспеченные», «состоятельные» (рис. 1).

Рисунок 1 - Материальная дифференциация молодежи на основе субъективной оценки

100 90 80 70 6050 40 30 20 10 0

1 состоятельные

□ обеспеченные

□ малообеспеченные

□ бедные

□ неимущие

2,7

Слой «неимущих» и «бедных» молодых людей с самыми низкими показателями социального самочувствия в нашем исследовании составил 17,6%. Для «неимущих» (2,7% или 32 человека) был характерен наиболее низкий уровень текущего потребления, ограничение себя даже в еде и полное отсутствие средств для улучшения своего существования. Средний фактический доход респондентов, оценивших собственное материальное положение, как «неимущие», составил 8607 руб., что составило 0,76ПМ. Если же анализиро-

вать медианный доход данной группы, который является более точным показателем, то он был еще меньше и составил 6000 руб. или 0,53ПМ.

Доля субъективно «бедной» молодежи в исследовании составила 14,9% или 193 человек. Денег данной группы хватало только на еду и другие повседневные затраты, а покупка одежды уже вызывала большие затруднения. В исследовании средние фактические доходы данной группы составили 10380 руб. или 0,92ПМ, медианные доходы составили 8000 руб. или 0,71ПМ.

Доходы субъективно «малообеспеченной» молодежи хватали на повседневные затраты, однако затруднительным является покупка вещей длительного пользования, в исследовании данный слой составил 28,9% или 375 человек. Средние доходы малообеспеченной молодежи составили 13025 руб. или 1,16ПМ, медианные доходы были равны 10000 руб. или 0,89ПМ. «Малообеспеченная» молодежь находится в области социального риска и при незначительных ухудшениях экономической ситуации может максимально приблизиться по уровню жизни к «бедным» и «неимущим».

Наиболее многочисленной в нашем исследовании была группа «обеспеченной» молодежи, составившая 45% от всех респондентов или 513 человек. Данная группа имеет приемлемый уровень жизни, в основном, доходов хватает на средний уровень жизни, однако для покупки дорогостоящих предметов (например, недвижимости) нужно было брать в долг, либо пользоваться кредитом. Средние фактические доходы обеспеченной молодежи в опросе составили 19135 руб. или 1,7ПМ, медианные доходы были равны 15000 руб. или 1,34ПМ.

Самый верхний слой объединяет наиболее успешных «состоятельных» молодых людей (8,5% или 89 человек), которые могли себе позволить себе высокий уровень жизни. Средние фактические доходы состоятельной молодежи были равны 31106 руб. или 2,77ПМ, в то же время медианный доход был не таким высоким и составил 16000 руб. или 1,42ПМ.

Молодые люди могут считать себя бедными, а по уровню доходов ими не являться, и наоборот. Более 34% молодежи с доходами ниже ПМ считали, что они «обеспеченные» и «состоятельные». В группе молодежи с фактическими доходами выше прожиточного минимума 17,7% отнесли себя к «неимущим» и «бедным».

Увеличение доли малообеспеченной молодежи происходило за счет сельских респондентов (рис. 2). Если сравнивать самооценки материального положения городской и сельской молодежи, то среди сельских представителей молодого поколения была выше доля оценивавших собственное экономическое положение, как «неимущие», «бедные» и «малообеспеченные», а среди городских - «обеспеченных» и «состоятельных».

Рисунок 2 - Распределение молодежи в зависимости от оценки ими материального положения и места жительства

50%

40%

30%

20%

10%

0%

□ городская молодежь

□ сельская молодежь

28.2%.

30,5%

20.4%

12.2%

2,1%

4.0%

48.0%

38.9%

9.6%

неимущие

бедные малообеспеченные обеспеченные состоятельные

Анализ удовлетворенности собственным уровнем жизни показал, что 66% молодых людей были удовлетворены своим положением, остальные 34% выказали свое недовольство низким уровнем жизни. Наибольшее недовольство своим материальным положением выразила работающая молодежь.

Далее респондентам было предложено по 10-бальной шкале оценить собственное материальное положение на данный момент и свое будущее положение через 10 лет, где 1 - это нищета, а 10 - это богатые. Молодежь была настроена вполне оптимистично относительно собственного будущего. В среднем по всей выборочной совокупности респонденты считали, что они и их семья на момент опроса занимает 7 пункт, а через 10 лет будет занимать 9 пункт. Наибольшая доля молодежи была склонна соотносить свою семью на шкале благополучия с 8 рангом (19,2%).

Большинство работающих молодых людей испытывало материальные затруднения и располагались в диапазоне нижних позиций шкалы материального благосостояния. Не смотря на это, работающие молодые люди были настроены довольно оптимистично насчет своего благополучия в будущем - почти половина из них ожидала, что через 10 лет они будут занимать высокое положение.

Важной характеристикой социально-экономического положения молодежи являются жилищные условия. Наличие недвижимости для молодежи является наиболее значимым "запасом прочности", уверенности в будущем, особенно для городской молодежи. Недостаточная обеспеченность

молодежи благоустроенным жильем, его очень низкая доступность является одной из основных причин снижения рождаемости, откладывания времени вступления в брак, увеличения числа разводов. В среднем, по выборке в отдельной собственной квартире или частном доме проживало 47,1% опрошенных молодых людей, в квартире, находящейся в собственности родственников - 22,3%, снимали жилье — 11,8% молодежи, проживали в общежитии — 12,4%, другое указали 0,8% опрошенных.

Среди работающей молодежи всего 30% могли похвастаться наличием собственного жилья, 37,2% жили с родными, 22% снимали квартиру, 3,1% жили в общежитии.

Исследование показало, что 53,3% работающей и студенческой молодежи жили отдельно от родителей, 41,8% опрошенных респондентов жили с родными. Среди работающей молодежи 38,1% жили с родителями, среди студентов - 43,4%.

Подавляющее большинство опрошенных представителей молодого поколения были удовлетворены существующими коммунально-жилищными условиями. Только 8,6% молодых людей были совершенно не удовлетворены качеством жилищно-коммунальных услуг и 18,2% ответили, что «они скорее не удовлетворены». Остальные 56% молодежи определили качество жилья, как вполне удовлетворительное. Менее всего были недовольны работающие молодые люди такими аспектами, как малой площадью жилья, неустройством быта, вынужденным совместным проживанием с родственниками.

Во все времена молодое поколение сталкивалось с проблемами, которые принято называть «молодежными»: это отсутствие стартовых возможностей, жилье, молодая семья, досуг, низкое материальное положение и др. Рассмотрим, как сама молодежь представляет себе свои проблемы, какие видим пути выхода из них, от кого ищет помощи.

Только 12% молодежи в момент опроса ответили, что у них нет никаких проблем. На первом месте были проблемы в социально-экономической сфере: большинство молодых людей были обеспокоены своим низким материальным уровнем жизни (36,3%). Далее следовали неуверенность в себе, в своем будущем (33,8%), проблемы образования (32%), безработица (28,6%). Проблема высокой преступности была актуальна для 27% респондентов.

Другой вопрос в исследовании звучал следующим образом: «Какие проблемы молодежи, на ваш взгляд, должны быть решены в первую очередь?» В 59,2% случаев молодые люди выбрали вариант ответа «создание рабочих мест для молодежи». Более 42,4% респондентов хотели бы получить помощь в решении жилищной проблемы. Материальную поддержку для малоиму-

щей молодежи и молодых семей отметили 40% респондентов. Для школьников большое значение имело решение таких проблем, как помощь в получении образования и приобретении профессии (42,7%), обеспечение безопасности (27,6%), развитие условий для отдыха и развлечения молодежи (12%), обеспечение доступности занятий физкультурой и спортом (13,3%), защита прав молодой личности от произвола со стороны взрослых (16,5%). Работающая и студенческая молодежь кроме указанных выше проблем, отметила, что необходимо поддерживать молодежное предпринимательство (21,1%) и обеспечивать психологическую поддержку молодым людям и молодым семьям (14,2%).

В социологическом опросе большой блок вопросов был направлен на изучение ценностных ориентаций молодежи (терминальных и инструментальных ценностей), выявления отношении к труду, работе, к окружающей действительности.

Набор основных ценностных ориентаций для современной молодежи составляют шесть терминальных ценностей: счастливая семья, уверенность в себе и будущем, здоровье и здоровый образ жизни, друзья, обеспеченная жизнь, хорошая интересная работа. Наименее значимые для молодежи были такие ценности, как «творчество», «любовь», «общая хорошая обстановка в стране, сохранение мира», «удовольствия, досуг». Среди инструментальных ценностей для молодежи были важны такие личностные черты, как верность, честность, доброта, искренность, ответственность, открытость.

С целью выявления оценок молодежи относительно реальных возможностей некоторых социальных действий был задан вопрос: «Как по-вашему мнению изменилась ситуация в Республике Саха (Якутия) по нижеперечисленным пунктам за последние 10 лет?» По мнению большинства респондентов «стало легче» только в двух случаях: следить за своей внешностью, здоровьем и вести домашнее хозяйство. По остальным пунктам молодежь чаще отвечала, что «стало труднее». Так, подавляющее большинство респондентов уверены, что у них низкие реальные возможности самостоятельно найти работу и занять руководящую должность, стало труднее уберечься от насилия, воспитывать и растить детей. Молодежь также отметила ограниченность своих самостоятельных возможностей в реализации себя в бизнесе, получении желаемого образования и возможности устроить свою личную жизнь. Чтобы добиться перечисленного большинство молодых людей нуждалось в поддержке родных или со стороны государства.

Отношение молодежи к труду является определяющим в формировании его стереотипа поведения на рынке труда. Современная экономическая ситуа-

ция привела к приоритету системы жизненных ценностей, которые обеспечивают успешное поведение на рынке труда: молодежь стремиться обеспечить себе высокий социально-экономический статус в структуре общества, понимая, что для этого необходимо вложить «максимум трудовых затрат». Труд молодежью в первую очередь воспринимается как единственный источник существования, во-вторых, как важнейшая часть жизни и возможность проявить себя. Анализ отношения молодых людей к труду и работе показал, что современная молодежь является активной, понимающей, что рынок труда представляет возможности только в соответствии с приложенными усилиями.

Определяющим фактором при выборе специальности, профессии для 30,8% студентов и работающей молодежи стал тот факт, что профессия им нравилась. На втором месте был вариант ответа «так получилось». Настораживает высокая доля молодежи, выбравшей профессию по случайности, каждый четвертый. Это говорит о том, что во время обучения в школе ученик не получил достаточной профессиональной ориентации ни от учителей, ни от родителей. Выбор профессии не был спланирован, а зависел от совершенно случайных факторов. Это в последующем приводило к неудовлетворенности выбранной профессией, работой, молодому человеку приходилось переобучаться, получать другую специальность. Более 58% респондентов хотели бы сменить выбранную ими раннее профессию.

При определении «идеальной работы» наиболее значимым был размер зарплаты, на втором месте стоял интерес к работе, возможность реализовать свои способности, на третьем месте перспектива карьеры. Наименее значимыми для молодежи при выборе работы были выплата всей зарплаты официально, своевременность выплат, местонахождение и график работы. Для работающей молодежи ценность места работы определялась в первую очередь содержанием труда и возможностью реализации своих способностей, на втором месте был уровень оплаты труда. Для студентов, наоборот, наиболее ценны были именно материальные аспекты труда, а интерес к работе стоял на втором месте.

Для студентов был характерен следующий стереотип поведения на рынке труда: подработка в свободное от учебы время, которая бы приносила максимум дохода, при этом трудоустройство по специальности имело значение только для 12,5% студентов. Чаще всего студенты работали на таких низкоквалифицированных работах, как гардеробщик, грузчик, продавец, курьер, санитар, медсестра, официант, охранник, волонтер, уборщик, разнорабочий, администратор и др. Юноши-студенты чаще совмещали учебу с работой, тогда как девушки старались не отвлекаться от учебы. Чем выше был курс обучения, тем чаще студент совмещал учебу и работу.

Среди подростков доля работавших в летнее время либо в свободное от учебы время в исследовании составила 48,1%, то есть каждый второй старшеклассник имел трудовой опыт. Чаще всего подростки трудились вожатыми в школьном лагере, волонтерами, цветоводами, уборщиками, нянями, официантами, артистами, грузчиками, дворниками, кондукторами. Многие подростки работали у родителей, либо у родственников, помогали в семейном бизнесе. Часть подростков занималась сетевым маркетингом. Многие подростки смогли поработать летом в деревне на сенокосе, либо доярками.

В анкету были включены вопросы, характеризующие досуг молодежи. Как показал опрос, молодежь в большинстве своем предпочитала отдыхать вне дома: гулять с друзьями, посещать концерты, кафе, кино, ходить в клубы, заниматься спортом, проводить время в торговых центрах, посещать библиотеки, ходить в различные секции и т.д. Не последнее место в структуре досуга молодежи занимал Интернет, в том числе виртуальное общение через Интернет, чтение интересных ссылок, просмотр видео, игры и т.д. Для молодежи было характерно стремление к получению большей и разнообразной информации, именно поэтому Интернет, как средство информации, средство обучения и как форма развлекательного заполнения досуга, занимает первое место. В среднем работающий молодой человек в день тратил на Интернет 2 часа. Студенты в среднем в день просиживали в Интернете около часа. Школьники на Интернет тратили больше всего своего свободного времени, в среднем 4 часа каждый день. Следует отметить, что чаще всего Интернет как средство времяпровождения и досуга на первое место ставила городская молодежь, для которой данный вид был более доступен, нежели чем для сельской молодежи.

Одним из главных факторов, влияющих на здоровье молодежи, является курение и потребление алкоголя. Среди респондентов доля курящих составила 44%. По данным опроса, 34,8% работающей молодежи курила регулярно; доля студентов, являющихся регулярными курильщиками, составила 24%; среди школьников доля регулярных курильщиков составила - 8,7%.

Опрос показал, что потребление алкоголя начинается в молодом возрасте, 8,4% молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет в Республике Саха (Якутия) регулярно (почти каждый день) потребляют алкоголь. Среди школьников 3,8% ответили, что 1-2 раза в неделю, и почти каждый день употребляли в основном пиво. Среди студентов подавляющее большинство выпивало только по праздникам. Каждый третий студент предпочитал пиво. Наиболее пьющей была работающая молодежь, среди которой 13,5% ответили, что выпивают 1-2 раза в неделю, а 1,6% выпивал почти каждый день.

Следующие вопросы выявляли такую социальную девиацию, как употребление наркотиков. В общем, по всей выборочной совокупности 6% респондентов пробовали наркотические средства. Отказались от ответа 1,2% респондента. Наиболее высокая доля попробовавших наркотики была среди студентов (7,7% или 60 человек). Среди работающих 5,6% или 18 человек и среди школьников 4,4% или 34 человек также имели наркотический опыт.

17,1% молодых людей имели знакомых среди наркоманов, 0,6% респондентов ответили, что наркотики принимают их родственники. Почти у каждого пятого школьника были не близко знакомые наркоманы, 6 школьников имели родственников-наркоманов.

Таким образом, молодежь Республики Саха (Якутия) можно охарактеризовать как активную, целеустремленную, мотивированную на образование и труд и готовность учитывать требования рынка труда, придерживающейся здорового образа жизни. К сожалению, на момент опроса были выявлены такие тревожные настроения в молодежной среде, как чувство неуверенности, нестабильности, незащищенности и социальной несправедливости. Большинство молодых людей сталкивалось с множественными проблемами в своей жизни среди которых на первом месте стояли бедность и недостаток денег, проблемы с работой, жилищные проблемы и т.д., и несмотря на то, что они прилагали огромные усилия к самостоятельному их решению, совершенно очевидно, что результаты зависели от общей социально-экономической ситуации и политики, проводимой государством. Только целенаправленное систематическое участие государства и всех ветвей власти в жизни молодого поколения сможет разрешить перечисленные проблемы молодежи. Важно подчеркнуть, что создание комфортных социальных условий и обеспечение высокого уровня и качества жизни молодежи, безусловно, будет способствовать экономическому, культурному и духовному развитию всего населения региона и России.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Зубок, Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социс. - 2003. - № 4.

2. Молодежь России: социальное развитие / под ред. В.И. Чупрова. М., 1992.

3. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. СПб: Изд-во С. - Петербургского университета, 1996. - 460 с.

4. Демографический ежегодник Республики Саха (Якутия).2011: Статистический сборник / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2011. - 198 с.

5. Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. - 166 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.