Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное взаимодействие / учащиеся / процесс / адаптация / средняя школа / social interaction / students / process / adaptation / secondary school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мугаджирова Аида Магомедсолтановна, Кабардиева Фарида Алимовна, Шихамирова Бата Абдулгамидовна

В статье рассматривается процесс социального взаимодействия школьников в процессе их адаптации к средней школе. Социальное взаимодействие учащихся играет важную роль в процессе адаптации к средней школе. Переход из младшей школы в старшую сопровождается не только новой программой обучения, но также и изменением социальной среды, в которой дети проводят большую часть своего времени. Автор подчеркивает, что процесс адаптации играет важную роль в успешном переходе детей из начальной школы в среднюю школу. Рассмотрены: социальная, личностная и академическая адаптации. Автор пришел к выводу, что социальное взаимодействие является неотъемлемой частью процесса адаптации учащихся к средней школе. Взаимодействие между учениками, а также с учителями и родителями, помогает создать положительное и эффективное обучающее окружение для каждого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мугаджирова Аида Магомедсолтановна, Кабардиева Фарида Алимовна, Шихамирова Бата Абдулгамидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the process of students' social interaction during their adaptation to secondary school. Students' social interaction plays an important role in the process of adaptation to secondary school. The transition from junior high school to high school is accompanied not only by a new curriculum, but also by a change in the social environment in which children spend most of their time. The author stresses that the process of adaptation plays an important role in the successful transition of children from primary to secondary school. The following are considered: social, personal and academic adaptation. The author concludes that social interaction is an integral part of students' adjustment to secondary school. The interaction between students, as well as with teachers and parents, helps to create a positive and effective learning environment for each child.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

5. Физический эксперимент в школе. Том VI Акустика. Оптика / [Д.Д. Галанин и др.]; под ред. Д.Д. Галанина и С.Н. Жаркова. - Москва: Учпедгиз, 1941.-449 с.

6. Знаменский, П.А. Лабораторные занятия по физике в средней школе Ч. 2: Работы по молекулярной физике и теплоте, по электричеству и оптике / П.А. Знаменский. - Л.: Учпедгиз, 1955. - 392 с.

7. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы Т. 2: Электричество. Оптика. Физика атома / [В.А. Буров и др.]; под ред. A.A. Покровского. - Москва: Просвещение, 1971. - 448 с.

8. Хорошавин, С.А. Демонстрационный эксперимент по физике: оптика. Атомная физика: кн. для учителя / С.А. Хорошавин. -М.: Просвещение, 2007. - 79 с.

Педагогика

УДК 37.035.6

старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы Мугаджирова Аида Магомедсолтановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

социальной педагогики и социальной работы Кабардиева Фарида Алимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова», (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной

педагогики и социальной работы Шихамирова Бата Абдулгамидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала)

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается процесс социального взаимодействия школьников в процессе их адаптации к средней школе. Социальное взаимодействие учащихся играет важную роль в процессе адаптации к средней школе. Переход из младшей школы в старшую сопровождается не только новой программой обучения, но также и изменением социальной среды, в которой дети проводят большую часть своего времени. Автор подчеркивает, что процесс адаптации играет важную роль в успешном переходе детей из начальной школы в среднюю школу. Рассмотрены: социальная, личностная и академическая адаптации. Автор пришел к выводу, что социальное взаимодействие является неотъемлемой частью процесса адаптации учащихся к средней школе. Взаимодействие между учениками, а также с учителями и родителями, помогает создать положительное и эффективное обучающее окружение для каждого ребенка.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, учащиеся, процесс, адаптация, средняя школа.

Annotation. This article examines the process of students' social interaction during their adaptation to secondary school. Students' social interaction plays an important role in the process of adaptation to secondary school. The transition from junior high school to high school is accompanied not only by a new curriculum, but also by a change in the social environment in which children spend most of their time. The author stresses that the process of adaptation plays an important role in the successful transition of children from primary to secondary school. The following are considered: social, personal and academic adaptation. The author concludes that social interaction is an integral part of students' adjustment to secondary school. The interaction between students, as well as with teachers and parents, helps to create a positive and effective learning environment for each child.

Key words: social interaction, students, process, adaptation, secondary school.

Введение. Социальное взаимодействие учащихся играет важную роль в процессе адаптации к средней школе. Переход из младшей школы в старшую сопровождается не только новой программой обучения, но также и изменением социальной среды, в которой дети проводят большую часть своего времени. Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся на этом этапе, является проблема социальной адаптации. Ученики должны научиться адаптироваться к новой среде, новым учителям и одноклассникам. Кроме того, они должны научиться создавать новые формы социальных отношений и общения.

Новая ситуация в той или иной степени тревожит всех, но особенно это касается детей. Пятиклассники испытывают эмоциональный дискомфорт, во многом связанный с беспокойством по поводу особенностей и условий обучения, требований нового учителя, ценностей и норм поведения в классе. Дети испытывают состояние тревоги и внутреннего напряжения.

Вопрос о взаимосвязи между адаптацией и социальным взаимодействием среди учащихся изучен недостаточно хорошо. Традиционно исследователи фокусируются на отношениях между поколениями, например, между детьми и родителями. Наш интерес сосредоточен на взаимодействии со сверстниками, то есть на способности или неспособности сотрудничать, общаться и искать взаимодополняемость в поведении.

Изложение основного материала статьи. Авторы многочисленных учебников и пособий по социальной педагогике касаются социально-педагогической деятельности, ее структуры и содержания, но каждый из них рассматривает социально-педагогическую деятельность под своим углом зрения, и единого понимания этого явления пока не достигнуто. В описаниях видов, форм и аспектов социально-педагогической деятельности можно обнаружить определенные несоответствия [1,С. 151].

Социальное взаимодействие, как понятие, не имеет одно единое определение, так как, социальное взаимодействие, как феномен, описан во многих дисциплинах.

Проблема школьной адаптации подростков, на период перехода в среднее звено общеобразовательной школы, является, безусловно, актуальной. На данный момент образовательная среда требует от обучающихся быть активным, целеустремленным, достаточно успешным, для того чтобы в дальнейшем иметь возможность социализироваться и самореализоваться во многих сферах деятельности. Но если, проблеме адаптации детей на период дошкольного детства и начальной школы уделяется большое внимание, то адаптация к средней школе не кажется многим столь важным периодом.

Как известно, переход учащихся из начального в среднее звено общеобразовательной школы, совпадает с началом подросткового кризиса. Действительно, переход учащихся из начальной в среднюю школу часто совпадает с началом подросткового кризиса, который характеризуется изменением физических и психологических характеристик, ростом интересов и потребностей, а также формированием личности. В такой ситуации учащиеся сталкиваются с рядом

сложностей, таких как нарушение самооценки, неуверенность в своих способностях, снижение мотивации, трудности в социальном взаимодействии с одноклассниками и преподавателями. В сочетании с переходом в новую школу и наступлением новых предметных областей, такое сочетание кризисов может привести к тяжелым, непоправимым и разрушительным последствиям в образовательной и социальной сферах.

Поэтому, очень важно поддерживать учащихся на этом этапе и помогать им адаптироваться в новых условиях. Именно поэтому школы проводят различные программы поддержки новых учащихся, организуют кураторские часы, индивидуальные консультации и групповые занятия с психологами. На таких занятиях дети могут изучить основные правила, которым нужно следовать при участии в учебном процессе, ориентироваться в школьном расписании, правильно распределять свое время и обучаться техникам самоконтроля.

Это помогает новым учащимся интегрироваться в учебный процесс, чтобы они могли чувствовать себя более уверенно и успешно. Школы также предоставляют дополнительные ресурсы для учащихся, кто имеет проблемы в учебе, чтобы они смогли догнать своих товарищей по изучению материала и справиться со своей учебной нагрузкой.

В целом, важно поддерживать учащихся на всех этапах их обучения, особенно в начальной школе, чтобы помочь им приспособиться к новым условиям, получить дополнительные ресурсы и чувствовать себя комфортно в учебной среде.

Таким образом, учащийся сталкивается с синхронизацией двух кризисов, такое сочетание может привести к тяжелым, непоправимым и разрушительным последствиям.

Адаптация помогает детям справиться с такими проблемами как изменение учебного режима, новые учителя, расписание занятий и т.д. В результате, дети могут столкнуться с различными проблемами, такими как понижение учебных успехов, снижение мотивации, повышение уровня стресса и т.д.

Кроме того, благодаря адаптации дети могут привыкнуть к новым множеству требований, которые предъявляются к ним в новых условиях, тем самым они могут стать более ответственными и уверенными в себе. Они могут также повысить свою самоэффективность, стать более самостоятельными и научиться справляться с различными трудностями, которые возникают во время учебного процесса.

В общем, процесс адаптации играет важную роль в успешном переходе детей из начальной школы в среднюю школу. Она помогает им лучше понять себя и свой личностный рост, а также осознать свои потенциальные возможности, которые могут помочь им достичь успеха в учебе и в жизни в целом.

Изучая проблему адаптации пятиклассников к основной школе, выделяют социальную, личностную и академическую адаптации.

Социальная адаптация учащихся в школе подразумевает процесс, включающий в себя приспособление их к социальной среде, в которой он учится. Подростки сталкиваются с различными вызовами и трудностями в своем общении с одноклассниками и учителями, поэтому социальная адаптация играет важную роль в их успешной академической и психологической адаптации. Уровень благоприятного, успешного вхождения в новую социальную среду, количество коммуникативных связей, а также принятия одноклассниками учащегося включает в себя сфера - социальная адаптация. Социальная адаптация включает в себя многие аспекты, которые помогают учащимся успешно адаптироваться в новой социальной среде. Количество коммуникативных связей и принятие одноклассниками учащегося важны для создания социальной поддержки, что в свою очередь влияет на уровень благоприятного и успешного вхождения в новую среду.

Однако, социальная адаптация также включает в себя другие аспекты, такие как развитие навыков социального взаимодействия, понимание правил и ценностей новой социальной среды, умение находить компромиссы при решении конфликтов и т.д.

Более того, социальная адаптация может быть оказана не только со стороны одноклассников, но и со стороны учебного персонала и родителей. Например, приветствие и поддержка со стороны учителей и персонала школы, участие родителей в жизни учебного заведения могут помочь учащимся лучше адаптироваться к новым условиям.

Личностная адаптация - будет отражать уровень осознания учащегося себя, как часть социальной группы. Выражается в эмоциональном фоне, самооценке и принятии учащегося в школьной среде. Степень соответствия поведения учащегося к нормам школьной жизни, включает в себя - академическая адаптация. Учащийся принимает требования учителя, активно включается в ритм учебной деятельности, а также имеет хорошую успеваемость.

Степень соответствия поведения учащегося к нормам школьной жизни, включает в себя - академическая адаптация. Учащийся принимает требования учителя, активно включается в ритм учебной деятельности, а также имеет хорошую успеваемость. Академическая адаптация является важным аспектом социальной адаптации учащихся в школе. Она отражает степень соответствия поведения учащегося к нормам школьной жизни и правилам, установленным в учебном заведении.

Ученик, который успешно адаптировался к школьной жизни, принимает требования учителя, участвует активно в учебном процессе, выполняет свои домашние задания и имеет хорошую успеваемость. Он умеет ориентироваться в школьном расписании, правильно организовывать свое время и справляться с учебной нагрузкой.

Академическая адаптация не только свидетельствует об успешной адаптации ученика в социальной среде, но и является важным фактором его учебного успеха и возможности дальнейшего карьерного роста. Поэтому школы часто оценивают не только поведенческую, но и академическую адаптацию учащихся и предоставляют дополнительную поддержку тем, кто испытывает затруднения в этой сфере.

Учителя-предметники, преподающие в пятом классе, должны знать, почему предъявление необоснованных требований к пятиклассникам может осложнить школьную жизнь. Большинство кризисов при переходе из начальной школы в в среднюю можно избежать, если переход будет плавным и постепенным.

Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова акцентируют внимание в своих работах на возникновении предподросткового кризиса, являющегося причиной дезадаптации при переходе в среднюю школу, что приводит к возникновению отрицательных последствий для дальнейшего развития учащихся и негативно отражается на учебной деятельности. В случае постоянной неуспешности, у учащегося возникает состояние дезадаптации. Как отрицательный результат адаптации, рассматривают дезадаптацию. При дезадаптации учащейся недостаточно активен, у него отсутствует способность к адекватной ориентировке в ситуации, проявляется неспособность спланировать собственное поведение [3, С. 57].

Е.В. Славутская отмечает школьную дезадаптацию как нарушение и трудность школьного обучения, чему предшествуют низкие адаптивные способности учащегося к новым социальным условиям и, как следствие - в дальнейшем ухудшение поведения, успеваемости, межличностных взаимоотношений [6, С. 103].

Таким образом, второе направление рассматривает школьную дезадаптацию «как произвольную несовершенства отношений конкретной микросоциальной среды».

Как правило, такая ситуация связанна с тем, что потребность в социально-ориентированной форме общения является не удовлетворенной и подросток компенсирует свое общение в стихийно сформированной группе.

A.A. Реан говорит о том, что при становлении эмоционально-волевой регуляции, данный возрастной период является одним из ключевых этапов. Переживания становятся глубже, «появляются более стойкие чувства, эмоциональное

отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее», что представляется легкой возбудимостью, резкой сменой настроения и переживаний [4, С. 96].

В работе З.Д. Сиражетдиновой отмечается, что «в репертуаре поведения большей части подростков редко встречаются действия, сознательно направленные на причинение серьезного физического или психологического вреда другим людям» [5].

По мнению Л.Г. Осиповой формирование опыта социального взаимодействия, а именно, объединение практически усвоенных ориентиров, накопление знаний о способах выстраивания отношений со сверстниками, которые в дальнейшем позволяют подросткам конструктивно осуществлять, во всевозможных жизненных ситуациях, совместную деятельность, предполагает включение учащихся в различные виды социальных отношений, в том числе межличностного общения. Она также подчеркивает, что именно в период подросткового возраста расширяется сфера социального общения. «Референтно значимая деятельность выступает как ведущая деятельность подростка, а опосредствованные ею взаимоотношения, в которые вступает подросток в процессе этой деятельности со своими сверстниками, являются ведущим способом социализации, каналом, по которому происходит усвоение опыта социального взаимодействия» [2, С. 74].

Следовательно, социальное взаимодействие в подростковом возрасте может быть сопряжено с различными трудностями. Одна из них связана с поиском своей индивидуальности, что может привести к отказу от участия в групповых мероприятиях и отстраненности от общества. Кроме того, подростки могут быть более чувствительны к отклонениям ведущих личностей в группе, что может привести к исключительности и отчуждению в отношениях с другими подростками. Также, подростки могут принимать рискованные и неосмотрительные решения, когда их взаимодействие с другими становится основным приоритетом. Так, в условиях цифровизации подросток меньше уделяет непосредственному взаимодействию с окружающими. Можно отметить, что в интернет-коммуникациях возможно подчеркнуть как положительные, так и отрицательные стороны.

Выводы. Таким образом, социальное взаимодействие является неотъемлемой частью процесса адаптации учащихся к средней школе. Взаимодействие между учениками, а также с учителями и родителями, помогает создать положительное и эффективное обучающее окружение для каждого ребенка. Обладая этими навыками, ученики смогут успешно преодолеть переходный период и продолжать свое образование в новой социальной среде.

Литература:

1. Куимова, H.H. Социально-психологическая адаптация учащихся с задержкой психического развития при переходе из начальной в основную школу / H.H. Куимова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2009.- 156 с.

2. Осипова, Л.Г. Формирование опыта социального взаимодействия подростков в информационной образовательной среде школы: диссертация. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Осипова Любовь Геннадьевна. - Кострома, 2007. - 223 с.

3. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 184 с.

4. Реан, A.A. Психология человека от рождения до смерти / A.A. Реан. - СПб.: БВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

5. Сиражетдинова, З.Д. Коррекция агрессивности младших подростков в ситуации межличностного конфликта / З.Д. Сиражетдинова // Концепт. - 2015. - №S1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiyaagressivnosti-mladshih-podrostkov-v- situatsii-mezhlichnostnogo-konflikta (дата обращения: 21.05.2023)

6. Славутская, Б.В. Факторный анализ психологических качеств, определяющих «дезадаптационный синдром пятого класса» / Б.В. Славутская // Психология обучения. - 2008. - № 12. - С. 103-111

Педагогика

УДК 37.017.4

кандидат педагогических наук, доцент Невзорова Анна Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме патриотического воспитания младших школьников. Представлено описание и обоснование критериев эффективности системы патриотического воспитания в школе в условиях реализации новой программы воспитания. Представлены результаты эмпирического исследования. Проведен анализ эффективности системы патриотического воспитания младших школьников в образовательной организации в условиях реализации новой программы воспитания. Изучены промежуточные результаты патриотического воспитания младших школьников. Параметры воспитанности - объем патриотических знаний и сформированность гражданско-патриотических качеств. Объем патриотических знаний изучался с помощью методики «Незаконченные предложения» (авторы: Б.В. Федотова, И.В. Скворцова). Для изучения гражданско-патриотических качеств использовалась методика В.М. Хлыстовой «С чего начинается Родина?». Изучено отношение педагогов к патриотическому воспитанию в образовательной организации. Сформулирован вывод о возможностях совершенствования системы патриотического воспитания младших школьников.

Ключевые слова: система патриотического воспитания, критерии эффективности, младший школьник, программа воспитания.

Annotation. The article is devoted to the problem of patriotic education of primary school students. The article describes and substantiates the criteria for the effectiveness of the system of patriotic education at school in the context of the implementation of a new education program. The results of an empirical study are presented. The analysis of the effectiveness of the system of patriotic education of primary school students in the educational organization in the context of the implementation of a new education program is carried out. The intermediate results of patriotic education of primary school students are studied. The parameters of upbringing are the amount of patriotic knowledge and the formation of civic - patriotic qualities. The volume of patriotic knowledge was studied using the "Unfinished Sentences" technique (authors: E.V. Pedotova, I.V. Skvortsova). V.M. Khlystova's methodology "What does the Motherland begin from?" was used to study civil-patriotic qualities. The attitude of teachers to patriotic education in an educational organization is studied. The conclusion about the possibilities of improving the system of patriotic education of primary school students is formulated.

Key words: system of patriotic education, criteria of effectiveness, primary school students, education program.

Введение. В современном образовании чрезвычайно остро и актуально звучит проблема патриотического воспитания детей и молодежи [4, 6, 11]. Эта острота обусловлена проводимой государством политикой в области образования,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.