Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯМИ ПРОБЛЕМ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ УЧЕБНЫХ КОММУНИКАЦИЙ'

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯМИ ПРОБЛЕМ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ УЧЕБНЫХ КОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
школьная адаптация / переход из начальной в основную школу / социально уязвимые группы младших подростков / трудности учебных коммуникаций / проблемы школьной адаптации / school adaptation / transition from primary to middle school / socially vulnerable younger adolescent groups / educational communication difficulties / school adaptation problems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краса Екатерина Анатольевна

Существенное влияние на все стороны школьной адаптации младших подростков оказывают учебные коммуникации со сверстниками и педагогами. Значимой причиной возникновения проблем школьной адаптации могут выступать трудности учебных коммуникаций. Цель настоящей статьи – выявить и описать проблемы школьной адаптации подростков, имеющих трудности учебных коммуникаций, изучить оценку названных проблем учителями основной школы. В статье уточнены признаки социально уязвимых групп младших подростков с высоким риском возникновения трудностей учебных коммуникаций: с поведенческими или эмоциональными нарушениями; с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из семей беженцев, мигранты и инофоны, одаренные и талантливые обучающиеся. Систематизированы проблемы их школьной адаптации: социальные, коммуникативные, психологические, мотивационно-академические. Представлены результаты оценки учителями распространенности таких проблем и трудностей учебных коммуникаций у социально уязвимых и социально благополучных групп подростков. Оценка проводилась методом анкетирования 53 учителей гимназии № 25 г. Краснодара, которые оценивали распространенность проблем школьной адаптации и трудностей учебных коммуникаций у 148 обучающихся 5-х классов. Результаты показали, что наиболее высокую распространенность проблем школьной адаптации учителя отметили у подростков с поведенческими и эмоциональными нарушениями (проблемы построения взаимоотношений с учителями и сверстниками, низкая учебная мотивация, самоорганизация), мигрантов и инофонов (проблемы с соблюдением школьных норм и правил и освоением образовательной программы), подростков в трудной жизненной ситуации (проблемы в построении взаимодействий с учителями и одноклассниками, высокая тревожность, заниженная самооценка). Наименьшая распространенность проблем школьной адаптации отмечена у одаренных и талантливых детей (ниже, чем у нормально развивающихся сверстников). Распространенность трудностей учебных коммуникаций среди отдельных социально уязвимых и социально благополучных групп подростков учителя оценили примерно так же, как и распространенность проблем школьной адаптации, что позволяет предположить наличие взаимосвязи между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краса Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER ASSESSMENT OF SCHOOL ADAPTATION PROBLEMS OF YOUNGER ADOLESCENTS WITH EDUCATIONAL COMMUNICATION DIFFICULTIES

Educational communication with peers and teachers has a significant impact on all sides of the school adaptation of younger adolescents. Difficulties in educational communication can be a significant cause of problems of school adaptation. The purpose of this article is to identify and describe the school adaptation problems of adolescents with educational communication difficulties, to study the assessment of these problems by middle school teachers. The article clarifies socially vulnerable groups of young adolescents with a high risk of educational communication difficulties: with behavioral or emotional disorders, with limited health capacities and with disabilities, in a difficult life situation, refugee children, migrants and foreigners, gifted and talented students. Their school adaptation problems are classified into social, communicative, psychological, motivational and academic. The results of the teacher assessment of the prevalence of such problems and difficulties of educational communication in socially vulnerable and socially well-off groups of adolescents were presented. The evaluation was carried out through surveying 53 teachers of Gymnasium 25 of Krasnodar. They assessed the prevalence of problems of school adaptation and educational communication difficulties among 148 students of the 5th grade. The results showed that the most frequent school adaptation problems were noted among adolescents with behavioral and emotional disorders (problems of building relationships with teachers and peers, low educational motivation, self-organization problems), migrants and foreigners (problems with compliance with school norms and rules and mastering the curriculum), teenagers in difficult life situations (problems in building relationships with teachers and classmates, high level of anxiety, low self-esteem). The least frequent problems of school adaptation are found among gifted and talented children (lower than those of normally developing peers). The prevalence of communication difficulties among certain socially vulnerable and socially advantageous groups of adolescents was assessed by teachers in much the same way as the prevalence of school adaptation problems, suggesting a correlation between them.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯМИ ПРОБЛЕМ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ УЧЕБНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

УДК 376.1 ББК 74.2

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-109-126

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯМИ ПРОБЛЕМ

ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

С ТРУДНОСТЯМИ УЧЕБНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Е. А. Краса

Аннотация. Существенное влияние на все стороны школьной адаптации младших подростков оказывают учебные коммуникации со сверстниками и педагогами. Значимой причиной возникновения проблем школьной адаптации могут выступать трудности учебных коммуникаций. Цель настоящей статьи - выявить и описать проблемы школьной адаптации подростков, имеющих трудности учебных коммуникаций, изучить оценку названных проблем учителями основной школы. В статье уточнены признаки социально уязвимых групп младших подростков с высоким риском возникновения трудностей учебных коммуникаций: с поведенческими или эмоциональными нарушениями; с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из семей беженцев, мигранты и инофоны, одаренные и талантливые обучающиеся. Систематизированы проблемы их школьной адаптации: социальные, коммуникативные, психологические, мотивационно-академические. Представлены результаты оценки учителями распространенности таких проблем и трудностей учебных коммуникаций у социально уязвимых и социально благополучных групп подростков. Оценка проводилась методом анкетирования 53 учителей гимназии № 25 г. Краснодара, которые оценивали распространенность проблем школьной адаптации и трудностей учебных коммуникаций у 148 обучающихся 5-х классов. Результаты показали, что наиболее высокую распространенность проблем школьной адаптации учителя отметили у подростков с поведенческими и эмоциональными нарушениями (проблемы построения взаимоотношений с учителями и сверстниками, низкая учебная мотивация, самоорганизация), мигрантов и инофонов (проблемы с соблюдением школьных норм и правил и освоением образовательной программы), подростков в трудной жизненной ситуации (проблемы в построении взаимодействий с учителями и одноклассниками, высокая тревожность, заниженная самооценка).

© Краса Е. А., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Наименьшая распространенность проблем школьной адаптации отмечена у одаренных и талантливых детей (ниже, чем у нормально развивающихся сверстников). Распространенность трудностей учебных коммуникаций среди отдельных социально уязвимых и социально благополучных групп подростков учителя оценили примерно так же, как и распространенность проблем школьной адаптации, что позволяет предположить наличие взаимосвязи между ними.

Ключевые слова: школьная адаптация, переход из начальной в основную школу, социально уязвимые группы младших подростков, трудности учебных коммуникаций, проблемы школьной адаптации.

Для цитирования: Краса Е. А. Оценка учителями проблем школьной адаптации младших подростков с трудностями учебных коммуникаций // Наука и школа. 2023. № 5. С. 109-126. Б01: 10.31862/1819-463Х-2023-5-109-126.

TEACHER ASSESSMENT OF SCHOOL ADAPTATION PROBLEMS OF YOUNGER ADOLESCENTS WITH EDUCATIONAL COMMUNICATION DIFFICULTIES

E. A. Krasa

Abstract. Educational communication with peers and teachers has a significant impact on all sides of the school adaptation of younger adolescents. Difficulties in educational communication can be a significant cause of problems of school adaptation. The purpose of this article is to identify and describe the school adaptation problems of adolescents with educational communication difficulties, to study the assessment of these problems by middle school teachers. The article clarifies socially vulnerable groups of young adolescents with a high risk of educational communication difficulties: with behavioral or emotional disorders, with limited health capacities and with disabilities, in a difficult life situation, refugee children, migrants and foreigners, gifted and talented students. Their school adaptation problems are classified into social, communicative, psychological, motivational and academic. The results of the teacher assessment of the prevalence of such problems and difficulties of educational communication in socially vulnerable and socially well-off groups of adolescents were presented. The evaluation was carried out through surveying 53 teachers of Gymnasium 25 of Krasnodar. They assessed the prevalence of problems of school adaptation and educational communication difficulties among 148 students of the 5th grade. The results showed that the most frequent school adaptation problems were noted among adolescents with behavioral and emotional disorders (problems of building relationships with teachers and peers, low educational motivation, self-organization problems), migrants and foreigners (problems with compliance with school norms and rules and mastering the curriculum), teenagers in difficult life situations (problems in building relationships with teachers and classmates, high level of anxiety, low self-esteem). The least frequent problems of school adaptation are found among gifted and talented children (lower than those of normally developing peers). The prevalence of communication difficulties among certain socially vulnerable and socially advantageous groups of adolescents was assessed by teachers in much the same way as the prevalence of school adaptation problems, suggesting a correlation between them.

Keywords: school adaptation, transition from primary to middle school, socially vulnerable younger adolescent groups, educational communication difficulties, school adaptation problems.

Cite as: Krasa E. A. Teacher assessment of school adaptation problems of younger adolescents with educational communication difficulties. Nauka i shkola. 2023, No. 5, pp. 109-126. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-5-109-126.

Понятие и проблемы школьной адаптации младших подростков

Школьная адаптация как биосоциальный процесс активного приспособления психологической и физиологической сферы ребенка к новым или изменившимся условиям школьного обучения выступает объектом психологических, педагогических, медико-биологических исследований [1; 2].

Ситуации школьной адаптации, с одной стороны, создают возможности для прогресса в развитии ребенка, формирования адаптационного потенциала личности, а с другой стороны, повышают риски возникновения проблем снижения успеваемости, учебной мотивации, нарушения взаимоотношений в детском коллективе, состояния физического и психического здоровья детей, которые необходимо своевременно выявлять и оказывать помощь в их преодолении.

Рассматривая проблемы школьной адаптации, необходимо обращать внимание не только на проявления школьной дезадаптации, свидетельствующие о низком социальном результате школьного образования, но и на проблемы школьной дизадаптации, отражающие высокую (неоптимальную) физиологическую или психологическую цену школьной адаптации, выражающуюся в нарушениях физического и психического здоровья ребенка (стресс, фрустрация, тревожные расстройства, энурез, астения, головные боли и т. п.) [3].

Одним из важных периодов школьной адаптации выступает переход ребенка из начальной школы в основную. Субъектом такой адаптации выступают млад-

шие подростки - учащиеся 5-х классов. В этот период происходит ряд изменений условий обучения и личностного развития, к которым ребенку необходимо адаптироваться, и в ряде случаев требуется помощь педагога или психолога:

• смена одного учителя начальной школы на группу учителей-предметников, которые не знают пятиклассников, зачастую сравнивают их с более старшими обучающимися [4];

• смена ведущего вида деятельности с учебной на общение со сверстниками, которое становится существенным фактором психического развития, а желание занять определенное положение в классном коллективе -ведущей потребностью [5];

• изменения условий обучения: переход в другой учебный корпус (на другой этаж), обучение в разных кабинетах, увеличение числа уроков в учебный день, повышение учебной нагрузки [6];

• изменения в собственной личности, вызванные подростковым кризисом, негативными проявлениями которого могут выступать упрямство, своеволие, негативизм, критицизм, грубость, противопоставление себя учителю или сверстникам, бравирование недостатками, аффективные вспышки и др. [5]. Проблемы адаптации младших подростков на этапе перехода из начальной в основную школу, оказания им психологической и социально-педагогической помощи и поддержки рассматривались рядом ученых [4; 6-9]. Авторами описаны различные проявления школьной дезадаптации младших подростков, выявлена их связь с нарушениями

физического и психического здоровья детей [10]. Описан «дезадаптационный синдром пятого класса» [11].

Взаимосвязь трудностей учебных коммуникаций и проблем школьной адаптации

Обобщение имеющихся исследований [1-4; 7; 10-14] позволило выделить следующие группы факторов, вызывающих проблемы школьной адаптации:

• педагогические: грубость, бестактность, невнимательное отношение учителя к индивидуальным особенностям и проблемам детей; несоответствие предъявляемых требований возможностям ребенка [7];

• семейные: неверные стратегии семейного воспитания, завышенные требования, стимулирование чрезмерной привязанности к родителям и др. [2];

• психологические: недостаточное интеллектуальное или психомоторное развитие, эмоциональные нарушения (гиперактивность, эмоциональная заторможенность, чрезмерная тревожность, застенчивость) [11];

• медико-биологические: корковая незрелость, вегетативная лабильность, соматическая ослабленность и др. [1; 3; 10];

• личностные: завышенная или заниженная самооценка и уровень притязаний, негативизм, агрессия, неуверенность в себе [12];

• коммуникативные: несформиро-ванность коммуникативных умений и качеств, нарушения социальных контактов ребенка со сверстниками, взрослыми [4].

Так как ведущим видом деятельности на этапе перехода из начальной в основную школу становится общение со сверстниками, на первый план выдвигаются коммуникативные факторы, которые начинают существенно влиять на все стороны школьной адаптации. Значимое влияние на школьную адап-

тацию оказывают учебные коммуникации - обмен учебной информацией, установление учебного взаимодействия между подростками, между ребенком (классом) и учителем в процессе совместного выполнения учебных заданий, коллективной учебно-познавательной деятельности [13].

Значимой причиной возникновения у младших подростков проблем школьной адаптации могут выступать трудности учебных коммуникаций - субъективные состояния неудовлетворенности, напряженности, вызванные разнообразными объективными и субъективными факторами, препятствующими достижению цели учебного взаимодействия или осложняющими ее достижение и отражающие меру неопределенности или противоречивости для подростка тех или иных аспектов учебных коммуникаций [14]. Такие трудности могут проявляться в неспособности установить контакт с партнером по учебной работе, договориться, распределить обязанности, адекватно оценить свои возможности, оказать помощь однокласснику, регулировать свои эмоции и поведение, соблюдать коллективные нормы и правила, уступать и др.

Важно отметить двустороннюю связь трудностей учебных коммуникаций и проблем школьной адаптации. С одной стороны, имеющиеся у ребенка трудности социальных и в том числе учебных коммуникаций (например, барьер публичного выступления, чрезмерная робость и застенчивость, неумение устанавливать контакты, эгоцентризм во взаимоотношениях) могут выступать одной из причин возникновения проблем школьной адаптации. С другой стороны, проблемы школьной адаптации, такие как отсутствие учебной мотивации, психологическое неприятие ребенком школьных норм и правил, дидактогения и др., могут становиться причиной возникновения у ребенка трудностей учебных коммуникаций.

Социально уязвимые группы младших подростков с трудностями учебных коммуникаций и проблемы их школьной адаптации

Обобщение имеющихся исследований [1; 15-17] позволило сделать вывод о том, что наиболее остро трудности учебных коммуникаций и связанные с ними проблемы школьной адаптации проявляются у подростков, принадлежащих к следующим социально уязвимым группам:

• дети с поведенческими (неумение соблюдать нормы и правила, уступать, проявления эгоизма, инфантилизма, агрессии и др.) и эмоциональными (гиперактивность, эмоциональная заторможенность, неумение адекватно выражать и регулировать свои эмоции и др.) нарушениями, которых определяют еще как дети с «осложненным поведением» (Н. Е. Щуркова) [18];

• обучающиеся с ограниченными возможностями физического или психического здоровья (ОВЗ), инвалидностью;

• находящиеся в трудной жизненной или социально-опасной ситуации;

• дети из семей беженцев, мигранты и инофоны;

• одаренные и талантливые обучающиеся.

Так, одаренные дети отличаются обостренным чувством справедливости, высокими требованиями к себе и окружающим, преувеличенными страхами, эгоцентризмом, чувствительностью и уязвимостью, импульсивностью, чрезмерной возбудимостью, иногда истеричностью, высокомерием, завышенной самооценкой, что повышает риски социальной изоляции и отвержения со стороны сверстников [18; 21]. Дети беженцев и мигрантов, инофоны зачастую не владеют элементарными знаниями русского языка, не знают российских этических норм, традиций и культуры, некоторые из них демонстративно вы-

ражают свою национальную или религиозную принадлежность, что вызывает отторжение сверстников; учителя отмечают их замкнутость или чрезмерную агрессию, разные формы девиантного поведения [19; 22]. Для детей с ОВЗ, инвалидностью зачастую характерны недостаточная развитость эмоциональной сферы, эгоизм, замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой мир, неумение отстаивать свои интересы, обидчивость; они пытаются скрыть свои особенности от одноклассников, ранимы и чувствительны к критике [17; 23].

Имея трудности учебных коммуникаций, младшие подростки, относящиеся к перечисленным группам, имеют повышенный риск возникновения социальных, коммуникативных, психологических, мотивационно-академических проблем школьной адаптации.

Оценка учителями проблем школьной адаптации младших подростков с трудностями учебных коммуникаций

Коррекционную работу, направленную на разрешение проблем школьной адаптации подростков, проводит школьный педагог-психолог, однако такой специалист, как правило, один на всю школу и не может охватить индивидуальной коррекционной работой всех подростков с трудностями учебных коммуникаций. Успешность разрешения трудностей учебных коммуникаций и связанных с ними проблем школьной адаптации во многом зависит от учителей-предметников, классных руководителей. В этой связи важно изучить оценку ими таких трудностей и проблем. С этой целью проведено анкетирование учителей начальной и основной школы.

Анкета была составлена нами совместно с научным руководителем М. А. Мазниченко и включала 18 вопросов, объединенных в 3 содержательных

блока. Первый блок был направлен на изучение социальных и профессиональных характеристик учителей: возраст, педагогический стаж, образование, должность, образовательная организация, преподаваемые предметы, возраст и группы обучающихся, с которыми работает учитель, опыт работы с социально уязвимыми группами подростков.

Второй блок вопросов был направлен на оценку учителями проблем школьной адаптации младших подростков, их причин, частоты их возникновения у различных социально уязвимых групп подростков и их здоровых, социаль-

но благополучных сверстников. Шкала оценки включала три градации: часто, редко, никогда.

Частота возникновения проблем школьной адаптации оценивалась отдельно по каждой группе подростков (социально уязвимые группы и социально благополучные).

Третий блок вопросов был направлен на изучение оценки учителями распространенности трудностей учебных коммуникаций у тех же групп подростков, что и во втором блоке. Учителям было предложено оценить распространенность 31 типа трудностей учебных

| Не более 1 года

I-5 лет 6-10 лет

II-20 лет

■21-40 лет

Рис. 1. Распределение респондентов по педагогическому стажу, %

Дети мигрантов, для которых русский языки ^^ не является родным (инофоны) * '

Дети в трудной жизненной ситуации

Дети с поведением, отклоняющимся от нормы

Дети с инвалидностью или статусом ОВЗ Одаренные и талантливые дети Нормально развивающиеся дети

100,00

0 20 40 60 80 100 %

Рис. 2. Группы подростков (социально уязвимые и благополучные), с которыми работают или приходилось работать респондентам, %

коммуникаций по каждой группе подростков (перечень трудностей представлен далее в табл. 6).

Анкетирование проводилось в марте 2022 г. В анкетировании приняли участие 53 учителя МАОУ Гимназии №25 города Краснодар в возрасте от 22 лет до 69 лет, из которых учителя начальных классов составляют 26,4%, учителя-предметники - 73,6%. Большинство респондентов - женщины (94,3%), мужчины составили 5,7%. В выборке представлены учителя с различным педагогическим стажем (рис. 1).

Учителя оценивали распространенность проблем школьной адаптации и трудностей учебных коммуникаций у 148 обучающихся 5-х классов (5А, 5Б, 5В, 5Г, 5Д) МАОУ Гимназии № 25 города Краснодар.

Настораживает тот факт, что только 5,7% учителей среди причин назвали отсутствие в школе необходимых психолого-педагогических условий для успешной школьной адаптации.

По мнению 48% респондентов, учителя чаще всего уделяют внимание проблемам адаптации младших подростков на этапе перехода из начальной в основную школу. Остальные респонденты указали первый класс (41%) и переход из основной школы в среднюю (10%).

Наибольшим числом учителей была отмечена высокая распространенность

На рис. 2 представлены социально уязвимые группы подростков, с которыми приходилось работать учителям, принявшим участие в анкетировании.

На вопрос «Приходится ли вам работать в так называемых "разнообразных" классах, в которых учатся подростки социально уязвимых групп (одаренные, с ОВЗ, с девиантным поведением и т. д.)?» 66% ответили утвердительно, 34% отрицательно.

Результаты ответов на второй блок анкеты показали, что, по мнению 80% респондентов, у большинства детей проблемы школьной адаптации встречаются очень часто.

Среди основной причины возникновения таких проблем респонденты назвали недостаточное внимание родителей к таким проблемам (84,9%) (табл. 1).

проблем школьной адаптации у следующих социально уязвимых групп подростков: подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями, дети беженцев, мигранты и инофоны, находящиеся в трудной жизненной ситуации. У одаренных и талантливых детей, по мнению учителей, проблемы школьной адаптации возникают даже реже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Ранжированный по степени распространенности проблем список групп подростков представлен в табл. 2.

Таблица 1

Причины проблем школьной адаптации подростков (по мнению учителей)

Причины проблем школьной адаптации % респондентов, отметивших причину

Недостаточное внимание родителей к проблемам школьной адаптации 84,9

Наследственные особенности и ограничения детей 34,0

Нежелание детей адаптироваться к школе 32,1

Неумение школы, учителей создавать необходимые психолого-педагогические условия для успешной школьной адаптации 5,7

Отсутствием в школе необходимых материально-технических и организационных условий 3,8

Замкнутость ребенка 1,9

Таблица 2

Распространенность проблем школьной адаптации у различных групп младших подростков (социально уязвимых и социально благополучных) (по мнению респондентов)

Группы подростков (социально уязвимые и благополучные) Доля учителей, отметивших наличие проблем школьной адаптации у указанной группы подростков, %

Все дети Большинство Примерно половина Меньшинство Единицы Нет проблем

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 17,0 49,1 7,5 9,4 13,2 3,8

Дети беженцев, мигранты и инофоны 12,2 32, 7 18,4 28,6 6,1 2,0

Находящиеся в трудной жизненной ситуации 5,7 30,2 35,8 13,2 13,2 1,9

Дети с инвалидностью или ОВЗ 13,2 28,3 20,8 20,8 15,1 1,9

Нормально развивающиеся, социально благополучные дети 1,9 9,4 22,6 32,1 26,4 7,5

Одаренные и талантливые дети 1,9 3,8 26,4 20,8 34,0 13,2

Анализ результатов анкетирования позволил выявить наиболее распространенные проблемы школьной адаптации и социально уязвимые группы подростков, у которых они чаще всего встречаются. В табл. 3 отмеченные учи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

телями проблемы ранжированы по степени их распространенности. По каждой проблеме приведены первые две по степени распространенности (по мнению учителей) социально уязвимые группы подростков.

Проблемы школьной адаптации/ Социально уязвимые группы подростков Оценка учителями распространенности проблем, %

часто редко никогда

Недостаточный уровень развития произвольности и самоорганизации

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 44 5 4

Дети с инвалидностью или ОВЗ 28 21 4

Проблемы в построении взаимодействия с учителями

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 43 7 3

Дети в трудной жизненной ситуации 23 29 1

Таблица 3

Проблемы школьной адаптации социально уязвимых групп подростков (по мнению респондентов)

Окончание табл. 3

Проблемы школьной адаптации/ Социально уязвимые группы подростков Оценка учителями распространенности проблем,%

часто редко никогда

Несформированность учебной мотивации, познавательной активности

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 42 10 1

Дети с инвалидностью или статусом ОВЗ 28 22 3

Проблемы с соблюдением школьных норм и правил, саморегуляцией поведения, дисциплиной

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 42 10 1

Дети беженцев, мигранты и инофоны 20 32 1

Проблемы в построении учебных и социальных коммуникаций, позитивных взаимоотношений с одноклассниками, вхождения в детский коллектив

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 42 9 2

Дети в трудной жизненной ситуации 32 19 2

Проблемы в освоении образовательной программы

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 42 7 4

Дети беженцев, мигранты и инофоны 35 14 2

Проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития познавательной сферы

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 41 6 6

Дети в трудной жизненной ситуации 26 25 2

Высокий уровень тревожности

Дети в трудной жизненной ситуации 37 13 3

Дети с инвалидностью или ОВЗ 34 16 3

Проблемы формирования адекватной самооценки и уровня притязаний, принятия себя в роли ученика, своей роли в классе

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 37 12 4

Дети в трудной жизненной ситуации 31 19 3

Заниженная самооценка, неуверенность в себе

Дети с инвалидностью или ОВЗ 34 17 2

Дети в трудной жизненной ситуации 31 21 1

Проблемы адаптации к школьным нагрузкам без вреда для физического и психического здоровья

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 33 19 1

Дети с инвалидностью или ОВЗ 29 21 3

Отвечая на третий блок вопросов, наличие постоянных трудностей учебных коммуникаций у младших подростков

Распространенность трудностей учебных коммуникаций среди отдельных социально уязвимых и социально благополучных групп подростков учителя оценили примерно так же, как и рас-

отметили примерно половина учителей, эпизодические трудности отмечает примерно треть (табл. 4).

пространенность проблем школьной адаптации, что позволяет предположить наличие взаимосвязи между ними. Ранжированный перечень приведен в табл. 5.

Таблица 5

Оценка учителями распространенности трудностей учебных коммуникаций у различных групп младших подростков (социально уязвимых и благополучных)

Социально уязвимые и социально благополучные группы подростков Оценка учителями распространенности трудностей учебных коммуникаций, %

Все дети Большинство Половина Меньшинство Единицы Отсутствуют

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 15,1 43,4 18,9 13,2 7,5 1,9

Дети беженцев, мигранты и инофоны 11,8 21,6 23,5 25,5 15,7 2,0

Находящиеся в трудной жизненной ситуации 5,7 32,1 17,0 26,4 15,1 3,8

Подростки с инвалидностью или ОВЗ 3,8 37,7 22,6 15,1 17,0 3,8

Нормально развивающиеся, социально благополучные 7,5 5,7 5,7 37,7 39,6 7,5

Одаренные и талантливые 5,7 7,5 17,0 35,8 26,4 7,5

Таблица 4

Оценка учителями наличия трудностей учебных коммуникаций у младших подростков

Вопрос Распределение ответов, %

да нет иногда

Встречаются ли у детей, с которыми вы работаете, трудности в построении учебных коммуникаций со сверстниками (например, когда они выполняют учебное задание в малой группе)? 45,3 20,8 34,0

Встречаются ли у детей, с которыми вы работаете, трудности в построении учебных коммуникаций с педагогами? 41,5 28,3 30,2

Данное предположение подтверждается и ответами респондентов на вопрос о распространенности проблем школьной адаптации у подростков с трудностями учебных коммуникаций (рис. 3).

Учителям было предложено оценить распространенность различных трудностей у социально уязвимых групп подростков и у их сверстников, не входящих в данные группы. Наи-

более распространенные, по мнению учителей, трудности учебных коммуникаций, встречающиеся у социально уязвимых групп подростков, представлены в табл. 6, где они ранжированы по степени распространенности. По каждой трудности приведены первые две по степени распространенности (по мнению учителей) социально уязвимые группы подростков.

■ Чаще других детей

■ Реже других детей

■ С той же частотой, что и другие дети

■ Затрудняюсь ответить

Рис. 3. Мнение учителей о распространенности проблем школьной адаптации у подростков с трудностями учебных коммуникаций, %

Таблица 6

Наиболее распространенные, по мнению учителей, трудности учебных коммуникаций социально уязвимых групп подростков

Группы подростков Оценка учителями распространенности трудностей, %

всегда часто редко никогда

Не умеют уступать

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 6 36 6 5

Дети в трудной жизненной ситуации 0 23 24 6

Не могут (не хотят) подчиняться нормам и правилам, принятым в детском коллективе

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 6 36 8 3

Дети в трудной жизненной ситуации 1 23 25 4

Продолжение табл. 6

Группы подростков Оценка учителями распространенности трудностей, %

всегда часто редко никогда

Замкнуты, необщительны, стремятся «уйти в свой мир»

Дети с инвалидностью или статусом ОВЗ 5 36 5 7

Дети в трудной жизненной ситуации 2 38 12 1

Не умеют договариваться

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 5 36 8 4

Дети в трудной жизненной ситуации 0 23 22 8

Не могут (не хотят) выполнять требования учителя, важные для построения учебных коммуникаций

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 6 35 7 5

Дети в трудной жизненной ситуации 0 22 26 5

Очень обидчивы

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 6 35 7 5

Дети в трудной жизненной ситуации 4 30 13 6

Болезненно относятся к критике в свой адрес

Дети в трудной жизненной ситуации 6 35 7 5

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 4 29 14 6

Раздражительны

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 4 37 8 4

Дети в трудной жизненной ситуации 3 28 16 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не умеют мирно разрешать конфликты

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 5 34 12 2

Дети в трудной жизненной ситуации 1 20 30 2

Не могут (не хотят) работать в команде

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 6 33 12 2

Дети в трудной жизненной ситуации 1 24 22 6

Чрезмерно возбудимы, гиперактивны

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 8 31 10 4

Дети в трудной жизненной ситуации 5 16 27 5

Продолжение табл. 6

Группы подростков Оценка учителями распространенности трудностей, %

всегда часто редко никогда

Проявляют истеричность, бурные аффекты

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 6 33 10 4

Дети в трудной жизненной ситуации 6 18 21 8

Не уверены в себе, испытывают страх перед совместной учебной работой

Дети с инвалидностью или ОВЗ 4 34 11 4

Дети в трудной жизненной ситуации 1 37 11 4

Не умеют адекватно выражать и регулировать свои эмоции, поведение, очень импульсивны

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 7 31 10 5

Дети в трудной жизненной ситуации 3 21 22 7

Не учитывают эмоциональное состояние партнеров по взаимодействию

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 4 34 12 3

Дети в трудной жизненной ситуации 5 16 25 7

Испытывают проблемы в установлении контактов со сверстниками

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 4 33 11 5

Дети с инвалидностью или ОВЗ 3 33 14 3

Часто вступают в спор и конфликт

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 6 31 12 4

Дети в трудной жизненной ситуации 3 19 22 9

Не могут ясно выражать свои мысли, воспроизводить учебный материал в общении со сверстниками

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 6 31 11 5

Дети беженцев, мигранты и инофоны 6 26 17 2

Не могут распределять обязанности при совместном выполнении учебных заданий (берут все на себя или перекладывают на других)

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 3 34 11 5

Дети в трудной жизненной ситуации 1 25 21 6

Не могут планировать совместную учебную деятельность

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 5 32 12 4

Дети беженцев, мигранты и инофоны 2 23 24 2

Продолжение табл. 6

Группы подростков Оценка учителями распространенности трудностей, %

всегда часто редко никогда

Проявляют агрессию в отношении сверстников

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 6 30 13 4

Дети в трудной жизненной ситуации 0 23 24 6

Демонстрируют свое превосходство перед сверстниками

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 3 33 12 5

Дети в трудной жизненной ситуации 0 24 23 6

Не готовы оказать помощь одноклассникам, поделиться своими знаниями

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 3 33 9 8

Дети в трудной жизненной ситуации 0 24 22 7

Неадекватно оценивают свои учебные возможности

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 7 29 13 4

Дети в трудной жизненной ситуации 2 23 20 8

Проявляют эгоцентризм, потребительское отношение к окружению

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 6 29 14 4

Дети в трудной жизненной ситуации 2 19 25 7

Не умеют слушать собеседника

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 5 29 15 4

Дети в трудной жизненной ситуации 0 21 28 4

Высокомерно, пренебрежительно относятся к сверстникам

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 3 31 15 4

Дети в трудной жизненной ситуации 4 14 25 10

Не могут обмениваться учебной информацией в процессе решения проблемных ситуаций

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 5 27 16 5

Дети в трудной жизненной ситуации 2 21 25 5

Предъявляют повышенные требования к окружающим

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 3 28 17 4

Дети в трудной жизненной ситуации 0 21 26 6

Окончание табл. 6

Группы подростков Оценка учителями распространенности трудностей, %

всегда часто редко никогда

Не могут задавать вопросы

Подростки с поведенческими и эмоциональными нарушениями 6 25 20 2

Дети в трудной жизненной ситуации 0 27 17 9

Не могут отстаивать свои интересы

Дети с инвалидностью или ОВЗ 5 25 20 3

Дети в трудной жизненной ситуации 0 28 22 3

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

В период адаптации младших подростков к условиям обучения в основной школе повышается риск возникновения социальных, коммуникативных, психологических, мотивационно-акаде-мических проблем. Данные проблемы могут быть вызваны педагогическими, семейными, психологическими, медико-биологическими, личностными, коммуникативными факторами. Причинами возникновения перечисленных проблем выступают как индивидуальные особенности подростков, так и дизадаптивная среда в школе или в работе конкретного учителя.

Существенное влияние на все стороны школьной адаптации младших подростков оказывают личностные и учебные коммуникации со сверстниками и педагогами. Значимой причиной возникновения у младших подростков проблем школьной адаптации могут выступать трудности учебных коммуникаций.

Связь трудностей учебных коммуникаций и проблем школьной адаптации является двусторонней.

Повышенный риск возникновения трудностей учебных коммуникаций и связанных с ними проблем школьной адаптации имеют подростки следующих

социально уязвимых групп: с поведенческими и эмоциональными нарушениями, с ОВЗ или инвалидностью, находящиеся в трудной жизненной ситуации, из семей беженцев, мигранты и инофоны, одаренные и талантливые обучающиеся.

Наиболее высокую распространенность проблем школьной адаптации учителя отметили у подростков с поведенческими и эмоциональными нарушениями (проблемы построения взаимоотношений с учителями и сверстниками, низкая учебная мотивация, самоорганизация). На втором месте - дети беженцев, мигранты и инофоны (проблемы с соблюдением школьных норм и правил и освоением образовательной программы). На третьем месте - подростки в трудной жизненной ситуации (проблемы в построении взаимодействий с учителями и одноклассниками, высокая тревожность, заниженная самооценка). На четвертом месте - подростки с ОВЗ и инвалидностью, которым трудно адаптироваться к высоким учебным нагрузкам, отмечается низкая учебная мотивация, самоорганизация, высокая тревожность, неуверенность в себе, заниженная самооценка.

Наиболее высокая распространенность трудностей учебных коммуникаций также отмечена у подростков с эмоциональными и поведенческими нарушениями (не умеют уступать, до-

говариваться, не подчиняются нормам и правилам детского коллектива, не выполняют требования учителя, не умеют мирно разрешать конфликты, работать в команде). На втором месте - дети беженцев, мигранты и ино-фоны, которые не могут ясно выражать свои мысли, планировать совместную учебную деятельность. На третьем месте - дети в трудной жизненной ситуации, трудности учебных коммуникаций которых выражаются в замкнутости, необщительности, обидчивости,

болезненном отношении к критике, стремлении «уйти в свой мир». На четвертом месте - подростки с ОВЗ и инвалидностью, трудности которых связаны с неуверенностью в себе, страхе перед совместной учебной деятельностью, неумении устанавливать контакты со сверстниками.

У одаренных подростков трудности учебных коммуникаций и проблемы школьной адаптации, по мнению учителей, возникают реже, чем у нормально развивающихся сверстников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Круглова Д. А. Сравнительная характеристика нарушений адаптации к школе у здоровых и часто болеющих детей // Российский педиатрический журнал. 2023. Т. 26, № S2. С. 50-51.

2. Лупекина Е. А., Корбут К. В. Особенности школьной адаптации учащихся с различной привязанностью к членам семьи // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика: сб. ст. по материалам XII Всерос. c междунар. участием науч.-практ. конф. Йошкар-Ола, 2022. С. 56-65.

3. Адаптивно-развивающая стратегия сохранения здоровья школьников / Л. И. Колесникова [и др.]. М.: Литтерра, 2015. 176 с.

4. Петрашкевич Ю. С. Основные проблемы младших подростков на ступени общего образования образовательной организации // Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия: материалы VI Межрегион. заоч. науч.-практ. интернет-конф. с междунар. участием. Кострома, 2020. С. 247-250.

5. Остапова А. В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. № 7. С. 109-110.

6. Жулябина Ю. А. Адаптация младших подростков к обучению в условиях образовательной организации // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сб. ст. VII Всерос. науч-практ. конф. Пенза, 2021. С. 78-81.

7. Брагина Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу // Дни науки студентов Владимирского гос. ун-та им. А. Г. и Н. Г. Столетовых: сб. материалов конф. Владимир, 2021. С. 2525-2531.

8. Воробьева У. С., Меновщикова К. В. Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в среднюю // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы X Все-рос. студенч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2022. С. 23-24.

9. Шарамко А. А. Особенности адаптации младших школьников в основной школе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7 (10). С. 146-148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Школьная дезадаптация в практике педиатра и невролога / Ю. Е. Нестеровский [и др.] // Consilium Medicum. 2017. № 19 (2.3 Неврология и Ревматология). С. 28-33.

11. Славутская Е. В. Факторный анализ психологических качеств, определяющих «дезадаптаци-онный синдром пятого класса» // Психология обучения. 2008. № 12. С. 103-112.

12. Аржакаева Т. А., Гончар А. Л. Проблема актуализации личностного ресурса адаптации пятиклассников при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте: материалы междунар. конф. М.: МПГУ, 2020. С. 434-441.

13. Поливанова Н. И., Ривина И. В. Суждения учителей и учащихся об учебном взаимодействии на уроках в школе // Культурно-историческая психология. 2009. № 4. С. 100-104.

14. Петрова Д. Б., Мишанкина Н. А. Инструментальный подход к исследованию трудностей общения в подростковом возрасте // Перспективы науки и образования. 2018. № 1 (31). С. 188-194.

15. Станова О. И. Особенности социально-психологической адаптации младших подростков с ограниченными возможностями здоровья // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы X Всерос. студенч. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Н. Е. Лукьянова. Новосибирск, 2022. С. 29-30.

16. Смекалова А. С. Особенности адаптации одаренных подростков к условиям образовательной организации // Актуальные проблемы науки: взгляд студентов: материалы Всерос. с междунар. участием студенч. науч. конф. / отв. ред. О. В. Кублицкая. СПб., 2022. С. 349-351.

17. Бекташев Н. М. К проблеме адаптации младших школьников-мигрантов в начальной школе // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XII Междунар. науч. конф. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2020. С. 102-107.

18. Щуркова Н. Е. Система достойного воспитания: метод. пособие для педагога-практика. М.: АСТ, 2020. 256 с.

19. Самохвалова А. Г., Метц М. В. Межкультурные коммуникативные трудности подростков-мигрантов первого и второго поколений: кросс-культурный аспект // Социальная психология и общество. 2020. № 11 (3). С. 149-166.

20. Алехина С. В. Ключевая категория анализа отношений в инклюзивных классах // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 1. С. 5.

REFERENCES

1. Kruglova D. A. Sravnitelnaya kharakteristika narusheniy adaptatsii k shkole u zdorovykh i chasto boleyushchikh detey. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2023, Vol. 26, No. S2, pp. 50-51.

2. Lupekina E. A., Korbut K. V. Osobennosti shkolnoy adaptatsii uchashchikhsya s razlichnoy privyazannostyu k chlenam semyi. In: Psikhologicheskoe znanie v kontekste sovremennosti: teoriya i praktika. Proceedings of the XII All-Russian with international participation scientific-practical conference. Yoshkar-Ola, 2022. Pp. 56-65.

3. Kolesnikova L. I. et al. Adaptivno-razvivayushchaya strategiya sokhraneniya zdorovya shkolnikov. Moscow: Litterra, 2015. 176 p.

4. Petrashkevich Yu. S. Osnovnye problemy mladshikh podrostkov na stupeni obshchego obrazovani-ya obrazovatelnoy organizatsii. In: Psikhologo-pedagogicheskaya deyatelnost: sfery sotrudnichestva i vzaimodeystviya. Proceedings of the VI Interregional correspondence scientific-practical internetconference with international participation. Kostroma, 2020. Pp. 247-250.

5. Ostapova A. V. Psikhologicheskie osobennosti podrostkovogo vozrasta. Evraziyskiy nauchnyy zhur-nal. 2015, No. 7, pp. 109-110.

6. Zhulyabina Yu. A. Adaptatsiya mladshikh podrostkov k obucheniyu v usloviyakh obrazovatelnoy organizatsii. In: Filosofiya obrazovaniya v otechestvennoy kulturno-istoricheskoy traditsii: istoriya i sovremennost. Proceedings of the VII All-Russian scientific-practical conference. Penza, 2021. Pp. 78-81.

7. Bragina E. A. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptatsionnogo protsessa uchashchikhsya k usloviyam obucheniya pri perekhode v srednyuyu shkolu. In: Dni nauki studentov Vladimirskogo gos. un-ta im. A. G. i N. G. Stoletovykh. Proceedings of conference. Vladimir, 2021. Pp. 2525-2531.

8. Vorobyeva U. S., Menovshchikova K. V. Adaptatsiya uchashchikhsya 5 klassa pri perekhode iz nachalnoy shkoly v srednyuyu. In: Molodezh XXI veka: obrazovanie, nauka, innovatsii. Proceedings of the X All-Russian student scientific-practical conference with international participation. Novosibirsk, 2022. Pp. 23-24.

9. Sharamko A. A. Osobennosti adaptatsii mladshikh shkolnikov v osnovnoi shkole. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy. 2015, No. 7 (10), pp. 146-148.

10. Nesterovskiy Yu. E. et al. Shkolnaya dezadaptatsiya v praktike pediatra i nevrologa. Consilium Medicum. 2017, No. 19 (2.3 Nevrologiya i Revmatologiya), pp. 28-33.

11. Slavutskaya E. V. Faktornyy analiz psikhologicheskikh kachestv, opredelyayushchikh "dezadaptatsionnyy sindrom pyatogo klassa". Psikhologiya obucheniya. 2008, No. 12, pp. 103-112.

12. Arzhakaeva T. A., Gonchar A. L. Problema aktualizatsii lichnostnogo resursa adaptatsii pyatiklassnikov pri perekhode so stupeni nachalnogo obshchego obrazovaniya na stupen osnovnogo obshchego obrazovaniya. In: Fundamentalnye i prikladnye problemy pedagogiki i psikhologii v obrazovatelnom i sotsialnom kontekste. Proceedings of international conference. Moscow: MPGU, 2020. Pp. 434-441.

13. Polivanova N. I., Rivina I. V. Suzhdeniya uchiteley i uchashchikhsya ob uchebnom vzaimodeystvii na urokakh v shkole. Kulturno-istoricheskaya psikhologiya. 2009, No. 4, pp. 100-104.

14. Petrova D. B., Mishankina N. A. Instrumentalnyy podkhod k issledovaniyu trudnostey obshcheniya v podrostkovom vozraste. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2018, No. 1 (31), pp. 188-194.

15. Stanova O. I. Osobennosti sotsialno-psikhologicheskoy adaptatsii mladshikh podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. In: Molodezh XXI veka: obrazovanie, nauka, innovatsii. Proceedings of the X All-Russian student scientific-practical conference with international participation. Ed. by N. E. Lukyanov. Novosibirsk, 2022. Pp. 29-30.

16. Smekalova A. S. Osobennosti adaptatsii odarennykh podrostkov k usloviyam obrazovatelnoy organizatsii. In: Aktualnye problemy nauki: vzglyad studentov. Proceedings of All-Russian with international participation student scientific conference. Ed. by O. V. Kublitskaya. St. Petersburg, 2022. Pp. 349-351.

17. Bektashev N. M. K probleme adaptatsii mladshikh shkolnikov-migrantov v nachalnoy shkole. In: Obrazovanie i sotsializatsiya lichnosti v sovremennom obshchestve. Proceedings of the XII International scientific conference. Krasnoyarsk: Krasnoyarskiy gos. ped. un-t im. V. P. Astafyeva, 2020. Pp. 102-107.

18. Shchurkova N. E. Sistema dostoynogo vospitaniya: metod. posobie dlya pedagoga-praktika. Moscow: AST, 2020. 256 p.

19. Samokhvalova A. G., Metts M. V. Mezhkulturnye kommunikativnye trudnosti podrostkov-migrantov pervogo i vtorogo pokoleniy: kross-kulturnyy aspekt. Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo. 2020, No. 11 (3), pp. 149-166.

20. Alekhina S. V. Klyuchevaya kategoriya analiza otnosheniy v inklyuzivnykh klassakh. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. 2018, Vol. 7, No. 1, p. 5.

Краса Екатерина Анатольевна, учитель обществознания, МАОУ гимназия № 25 г. Краснодар, соискатель лаборатории теоретической педагогики и философии образования, Институт стратегии развития образования

e-mail: e-krasa@mail.ru

Krasa Ekaterina A., Social Studies teacher, Gymnasium 25, Krasnodar, PhD Candidate, Theoretical Pedagogy and Philosophy of Education Centre, Institute for Strategy of Education Development

e-mail: e-krasa@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.01.2023 The article was received on 23.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.