Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ДЕТИ МИГРАНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна, Бойко Игорь

В настоящем исследовании анализируется проблема адаптации детей мигрантов в начальной школе. Вопросы адаптации детей младшего школьного возраста к новой культуре и процессу обучения рассматриваются с точки зрения формирования оптимальных организационно-педагогических условий. Анализируются актуальные научные исследования в этой области. Выявляются такие аспекты, как создание особой среды и перспектива формирования социально активных школ . Определены и обобщены основные школьные трудности детей мигрантов. Залогом успеха адаптации признаётся активное участие детей в новых видах деятельности, поддержка семьи, а также специальная подготовка учителей вузах с учетом потребностей обучения и воспитания детей мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна, Бойко Игорь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF ADAPTATION OF MIGRANT CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

This study analyzes the problem of adaptation of migrant children in primary school. The issues of adaptation of primary school children to a new culture and learning process are considered from the point of view of the formation of optimal organizational and pedagogical conditions. The current scientific research in this field is analyzed. Such aspects as the creation of a special environment and the prospect of the formation of socially active schools are identified. The main school difficulties of migrant children are identified and summarized. The key to the success of adaptation is the active participation of children in new activities, family support, as well as special training of university teachers taking into account the needs of education and upbringing of migrant children.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

8. Смышляев, К.А. Образовательный потенциал физического воспитания в контексте социокультурной адаптации иностранных обучающихся российского вуза / К.А. Смышляев // Ped.Rev. - 2019. - № 4 (26). - С. 106-116

9. Туровский, А.Н. Проблема спортизации современного студенчества / А.Н. Туровский // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 65-1. - С. 274-276

10. Файзуллин, И.Ф. Использование воспитательного потенциала массового студенческого спорта в процессе профессиональной подготовки студентов различных специальностей / И.Ф. Файзуллин // МНКО. - 2019. - №1 (74). -С. 335-337

11. Шарипов, М.Ф. Студенческий спорт как образовательный фактор в вузе физической культуры / М.Ф. Шарипов, В.К. Миловидов, И.Н. Селиверстова // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2022. - № 7. - С. 177-123

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); аспирант Бойко Игорь

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В настоящем исследовании анализируется проблема адаптации детей мигрантов в начальной школе. Вопросы адаптации детей младшего школьного возраста к новой культуре и процессу обучения рассматриваются с точки зрения формирования оптимальных организационно-педагогических условий. Анализируются актуальные научные исследования в этой области. Выявляются такие аспекты, как создание особой среды и перспектива формирования социально активных школ. Определены и обобщены основные школьные трудности детей мигрантов. Залогом успеха адаптации признаётся активное участие детей в новых видах деятельности, поддержка семьи, а также специальная подготовка учителей вузах с учетом потребностей обучения и воспитания детей мигрантов.

Ключевые слова: обучение младших школьников; начальная школа; дети мигрантов; образовательные технологии; адаптация.

Annotation. This study analyzes the problem of adaptation of migrant children in primary school. The issues of adaptation of primary school children to a new culture and learning process are considered from the point of view of the formation of optimal organizational and pedagogical conditions. The current scientific research in this field is analyzed. Such aspects as the creation of a special environment and the prospect of the formation of socially active schools are identified. The main school difficulties of migrant children are identified and summarized. The key to the success of adaptation is the active participation of children in new activities, family support, as well as special training of university teachers taking into account the needs of education and upbringing of migrant children.

Key words: primary school education; primary school; migrant children; educational technologies; adaptation.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030»

Введение. Проблемы адаптации детей мигрантов к новой культуре и обучению в начальной школе являются остро актуальными в связи с постоянно растущим количеством детей мигрантов, переезжающих из разных стран в Россию на постоянное место жительства. Обычно такие обучающиеся не владеют языком обучения той страны, в которую они переехали. Естественно, что в их семьях говорят на родном языке, по крайней мере, на начальном этапе. Это является самым большим барьером для вхождения обучающегося в образовательное пространство, затрудняется образовательный процесс. Возникает объективная потребность в разработке современных подходов, методов, моделей подготовки и самих педагогов к профессиональной деятельности в новых условиях. Миграционные процессы формируют новую среду и большой риск неопределенности, непрогнозируемых проблем для всего периода обучения. Феноменология адаптации находятся сейчас на пике актуальных научных исследований, практических и учебно-методических и разработок.

Изложение основного материала статьи. Проблемы готовности к обучению и вопросы психолого-педагогических условий, влияющих на школьную адаптацию детей мигрантов, всё чаще становятся объектом научных исследований. Так, например, полиэтническая среда школы рассматривается И.С. Бубновой и В.И. Рерке [1] с точки зрения применения медитативных технологий для профилактики экстремизма и различного рода конфликтов. М.В. Дюжакова [2] рассматривает проблемы педагогического образования в условиях развития миграционных процессов. В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина [3] акцентируют внимание на социально-педагогической проблеме обучения детей мигрантов. Л.Н. Зимакова в своём диссертационном исследовании [4] на основе большой эмпирической базы анализирует психолого-педагогические условия школьной адаптации детей мигрантов (на примере младших школьников). Л.А. Ибрагимова и С.М. Амирова [5] анализируют поликультурную образовательную среду с точки зрения детей-мигрантов подросткового возраста, что также важно в контексте нашего исследования. Н.Н. Касенова и О.В. Мусатова [6] задаются вопросами психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов, билингвов и мигрантов в начальной школе. Особый статус детей-мигрантов в русскоязычной образовательной среде изучает О.В. Кряхтунова [7]. Работы Е.А. Омельченко [8; 9] демонстрируют несколько иной подход: она видит не только проблемы, но и ресурс развития при адаптации иноязычных и иноэтничных обучающихся в школьном образовании. Интеграцию и адаптацию детей-мигрантов через образование разбирает Т.В. Портнова [10]. Л.М. Рышкова [11] анализирует основные направления социально-педагогической деятельности в условиях поликультурной образовательной среды. Ценнейший сравнительный анализ проблем и ресурсов в системе образования детей мигрантов на примере Федеральных округов Российской Федерации был проведён целым

коллективом авторов [13]. Многие средства адаптации и сопровождения русскоязычных младших школьников к иноязычной социокультурной среде исследуют Г.А. Шиганова, О.В. Коваленко [14], Н.А. Шумилова [15], Т.Ю. Уша [12] и другие учёные.

У детей мигрантов сразу по приезду в новую страну возникают естественные проблемы адаптации, связанные с другой культурой, менталитетом, социальных правил. С этими же проблемами сталкиваются и педагоги, в класс к которым приходят учиться дети-мигранты. Освоение образовательных программ в новой школе становится для ребёнка проблематичным, поскольку ему не хватает необходимых навыков и информации. Школы помогают детям адаптироваться к новой среде и должны предлагать специальные программы (или коррекцию существующих программ) для детей-мигрантов.

Чтобы помочь таким детям адаптироваться к новой среде, педагоги должны понимать, как переезд влияет на здоровье и возможность получения образования ребёнком. После переезда детям требуется больше времени, чтобы привыкнуть к новому образу жизни. Поэтому желательно, чтобы такой переезд состоялся в начале летних каникул: у семьи и у ребёнка будет запас времени для адаптации в новой социальной, климатической, языковой среде. Школы могут помочь этим детям, предоставляя психолого-педагогическую поддержку. Дети должны приобрести необходимые навыки, постараться погрузиться в новую культуру и постичь язык.

Дети-мигранты младшего школьного возраста сталкиваются с рядом трудностей в образовательной среде. В школах иногда недостаточно педагогических и организационных условий для адаптации детей мигрантов. С другой стороны самим педагогам может быть трудно понять образовательные потребности детей-мигрантов из-за культурных и ментальных различий. В идеале педагоги должны быть знакомы с культурой и обычаями той страны, откуда переехал ребёнок. Педагогам часто приходится иметь дело с дополнительным бременем низкого образовательного и социально-экономического уровня родителей-мигрантов. Кроме того, детям из сельской местности, возможно, придется столкнуться с отсутствием у родителей необходимых образовательных навыков.

В России на настоящий момент ощущается нехватка методического обеспечения для работы в таких смешанных классах. Кроме того, во многих школах не хватает специально подготовленного преподавательского состава для работы с детьми, впервые приехавших в страну и не владеющих русским языком. Педагогам часто не хватает времени, чтобы уделить достаточное внимание каждому обучающемуся.

Адаптация - это сложный процесс, который происходит, когда люди меняют свое поведение в ответ на изменения в окружающей их среде. Дети мигрантов младшего школьного возраста сталкиваются со многими трудностями в процессе адаптации в новой стране. Адаптация детей в начальной школе является необходимым этапом для того, чтобы они сделали выбор в отношении своего будущего. Дети мигрантов должны понимать ценности и этику общества, в котором они теперь живут. Они также должны проявлять интерес к учебным предметам и делам, которые помогут им адаптироваться в повседневной жизни.

Для достижения наилучших возможных результатов ребёнок-мигрант и его семья должны понимать социальную, культурную и физическую среду, в которую они попадают. Они также должны понимать, как эта новая среда повлияет на их физическое, психическое, эмоциональное здоровье. Для достижения этих целей дети-мигранты и их родители должны тесно сотрудничать со школой в процессе адаптации после переезда в новую страну.

Важным представляется направленность образовательных программ начальной школы в сторону облегчения социализации и адаптации детей в новой стране. Так, например, М.В. Дюжакова отмечает важность социально активных школ [2]. Адаптация к новой стране является результатом активности участия детей мигрантов в новых видах деятельности. Дети-мигранты поступают в школы после прибытия в новую страну. Это позволяет им акклиматизироваться к новому климату и социальным нормам, с которыми они столкнутся. Кроме того, детям полезно иметь хобби в новой стране, участвовать в мероприятиях различного уровня. Например, они могут вступать в спортивные секции, участвовать в школьных спектаклях, петь в школьном хоре, играть на музыкальных инструментах в школьных ансамблях, заниматься в учреждениях дополнительного образования. Участие в подобных мероприятиях, даёт детям возможность почувствовать себя более комфортно в социальной среде, в которую они попали.

Кроме того, дети-мигранты также должны адаптироваться к новому распорядку дня. Часто многие рабочие места мигрантов требуют раннего начала и долгих часов работы. Поэтому дети-мигранты должны научиться совмещать учебу с рабочим графиком родителей, а внеклассные мероприятия - с семейным режимом. Важно, чтобы семьи проводили совместное время в качественно, чтобы каждый член мог выработать позитивные механизмы преодоления стресса от адаптации дома. Дети-мигранты и их семьи должны теснее общаться друг с другом, сотрудничать со школой в процессе адаптации. Таким образом легче и быстрее формируется чувство благополучия, покоя, уверенности в себе, что поможет, в свою очередь, развивать важные жизненные навыки.

Поскольку социализация является одной из самых больших проблем для недавно прибывших детей, совместная работа помогает семьям понять их новое окружение и друг друга. Так формируются прочные отношения со сверстниками, которые могут помочь детям мигрантов ассимилироваться в новой стране. Также важно, чтобы местные семьи давали своим новым соседям достаточно времени и возможностей, чтобы привыкнуть к другим обычаям и социальным нормам. Работая вместе, семьи мигрантов успешно достигают своей цели - обретение здорового чувства акклиматизации и принадлежности к членам нового сообщества.

Процесс образования детей мигрантов - многогранная и непростая тема. Одна из главных опасностей - высокий риск дискриминации, как со стороны обучающихся, так и педагогов (это тоже, к сожалению, происходит). Все эти факторы могут затруднить успешное обучение детей мигрантов в начальной школе.

Когда дети-мигранты впервые поступают в систему образования, у них могут возникнуть проблемы с изучением не только родного для новой страны языка, но и иностранного языка. Чтобы решить эту проблему, педагоги и сотрудники-мигранты должны помогать своим обучающимся в изучении иностранного языка, предоставляя четкие инструкции и поддержку. Педагоги также должны предоставлять дополнительное время своим обучающимся, когда это необходимо, например, в выходные или праздничные дни. Если эти меры не будут приняты, некоторые дети-мигранты могут бросить начальную школу до того, как их знания языка улучшатся настолько, чтобы успевать в классе.

Другие проблемы, которые могут возникнуть в первые годы обучения в начальной школе, включают проблемы с жильем и питанием. Например, дети-мигранты, проживающие в общежитии, могут не высыпаться из-за шума или других помех. Кроме того, у детей мигрантов может быть не так много вариантов, когда речь идет о еде. Педагоги должны учитывать эти проблемы при планировании уроков и воспитательных мероприятий. В противном случае у некоторых обучающихся могут возникнуть проблемы со здоровьем, как физическим, так и психоэмоциональным. Школьные условия для детей мигрантов должны, по возможности, соответствовать их культурному происхождению. Дети-мигранты должны приспособиться к новой школьной среде и учебному расписанию в течение первых нескольких недель учебы в школе.

Педагоги должны следить за состоянием психического здоровья детей мигрантов, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение.

Школьная адаптация детей мигрантов - сложный процесс. Учителя и родители сталкиваются с трудностями, приспосабливаясь к образовательным потребностям детей из других стран. Школы также адаптируются к этим изменениям, создавая специальные условия для детей мигрантов. Это помогает детям развиваться социально и эмоционально в новых условиях. Дети-мигранты часто имеют более низкую успеваемость, чем их сверстники, не являющиеся мигрантами. Это связано с рядом факторов, в том числе с языковым барьером и отсутствием социального багажа. В некоторых случаях дети-мигранты имеют более низкие показатели посещаемости. Это связано с тем, что они чаще пропускают школу из-за неблагоприятных условий жизни или семейных проблем.

Миграция является одной из самых острых проблем современного постиндустриального общества. В XXI веке миллионы детей мигрируют из одной страны в другую в поисках лучших условий жизни. Рост числа детей мигрантов в школах приносит определенные вызовы системе образования. Хотя образование необходимо для этих детей, некоторые школы не обеспечивают равных возможностей для детей мигрантов. Школы, принимающие детей мигрантов, часто не соответствуют требованиям, необходимым для адаптации, да и сами эти требования разрабатываются и корректируются в соответствии с запросами времени. Такого большого потока детей мигрантов не было ранее, в связи с чем, не все школы и педагоги готовы легко принимать на обучение детей мигрантов. Это связано, в том числе, с недостаточной подготовкой педагогов и администраторов, а также с ограниченными ресурсами. Поэтому школы должны принимать практические меры по повышению качества образования детей мигрантов. В вузах должны вестись специальные дисциплины по подготовке педагогов к работе с мигрантами - инокультурными, иноязычными детьми, ведь это требование современной школы в нашей стране.

Детей мигрантов легко обучать в новой школе, если педагоги относятся ко всем одинаково. Педагоги, способствуют успеваемости обучающихся и воспитывают положительное отношение к школе. Обучающиеся должны знать, что они могут получить дополнительное внимание, когда посещают занятия. В конечном счете, одинаковое отношение к обучающимся побуждает их чувствовать себя включенными в класс и мотивирует их учиться. Педагоги должны быть готовы исходить из того, что их школа предназначена для всех обучающихся, независимо от национальности. Новые обучающиеся должны чувствовать себя включенными в процесс, в результате чего они быстро сближаются со своими одноклассниками и легче осваивают учебный материал. Наконец, педагоги должны без вопросов принимать всех своих обучающихся, включая тех, кто не справлялся ранее. Если педагог не примет этих детей, они никогда не будут учиться должным образом. Будучи открытыми для всех обучающихся, независимо от их прошлого опыта, школы создают среду, в которой каждый может добиться успеха.

Организационно-педагогические условия формирования адаптации детей мигрантов младшего школьного возраста должны опираться на выявленные проблемы. Так, исследователями определены и обобщены основные школьные трудности детей мигрантов. Материал для наблюдения фиксировался различными специалистами: педагогами, психологами, воспитателями, классными руководителями, то есть теми участниками образовательного процесса, которые в течение длительного времени общались с детьми-мигрантами, наблюдали их в самых различных ситуациях. В итоге изучаемые фрагменты поведения детей мигрантов, сгруппировались в следующие признаки [10]:

- недоверие к новым людям, вещам, ситуациям;

- депрессия;

- уход в себя;

- тревожность по отношению к взрослым;

- враждебность по отношению к взрослым;

- тревога по отношению к детям;

- недостаток социальной нормативности (асоциальность);

- враждебность к детям;

- эмоциональное напряжение;

- невротические симптомы;

- неблагоприятные условия среды;

- болезни и органические нарушения;

- физические дефекты.

Как видно, детям приходится испытывать сильнейший стресс и большие трудности адаптации. Помимо всего прочего, такие дети оказываются вырванными из привычной среды помимо своей воли и желания, вслед за родителями. Ведь миграция - это не просто перемещения людей с одного места жительства в другое, а сложное социально-психологическое, этнографическое, экономическое, правовое и политическое явление. Миграция из одной страны в другую - обычное явление во всем мире. Многие дети в какой-то момент своей жизни переезжали из одного места в другое без родителей. Но несовершеннолетние дети, и, особенно младшего школьного возраста, испытывают больший стресс.

В образовательном сообществе в числе подходов к организации обучения детей мигрантов доминирует концепция поликультурного образования. Культурные различия между домом и школой могут создать проблемы для педагогов при обучении детей мигрантов. Например, педагог должен сначала понять, как ребёнок видит культуру. Один ребёнок-мигрант определил культуру как «свою страну и свою семью», считая, что люди в других странах отличаются, потому что у них другая культура. С другой стороны, можно найти схожие культурные традиции. Но, конечно, преграды для диалога в новом для ребёнка пространстве преодолимы, это лишь вопрос педагогического мастерства, взаимного желания, терпения и времени. Решение проблемы психолого-педагогической адаптации детей мигрантов в школе состоит в целенаправленном обучении их взаимодействию и сотрудничеству. Информация о полиэтнической среде и её функциях, национально-психологических особенностях разных народов должна лежать в основе понимания концепции поликультурного образования.

Адаптация детей мигрантов к начальной школе будет проходить значительно легче при сформированости у родителей готовности к сотрудничеству со школой, поэтому необходимо работать над повышением педагогической культуры родителей. Консультации для родителей, семинары, родительские собрания, круглые столы, индивидуальные беседы, тематические выставки, конкурсы, экскурсии - проведение таких мероприятий позволит родителям-мигрантам и их детям ближе познакомиться с жизнью школы, её традициями, правилами, с особенностями организации учебно-воспитательного процесса.

Выводы. Для успешной адаптации детей мигрантов необходима систематическая работа, определение «проблемных зон» развития ребенка и пути их решения. Специальная учебно-методическая и психолого-педагогическая подготовка педагогов, активное участие детей в новых видах деятельности и поддержка семьи станут основой успеха адаптации детей.

Анализ проблем готовности к обучению и вопросов психолого-педагогических условий, влияющих на школьную адаптацию детей мигрантов, показал необходимость соблюдения организационно-педагогических условий, среди которых:

- принятие чужой культуры и полиэтничности мира;

- настроенность на «диалог культур»;

- формирование надёжной системы правовой защиты детей;

- стремление к успешности;

- создание обоюдного стремления к сотрудничеству;

- корректное психолого-педагогическое сопровождение;

- тесный контакт с семьёй мигрантов;

- индивидуализация образовательного маршрута;

- создание комфортного эмоционального климата образовательной среды;

- планирование содержания урока с учётом работы с детьми мигрантов;

- нахождение оптимальных путей решения проблемных ситуаций.

Формирование оптимальных организационно-педагогических условий в начальной школе поможет скорейшей адаптации к новой культуре и процессу обучения в новой для ребёнка стране. Актуальные научные исследования в этой области выявляют важность создания особой среды и необходимость формирования социально активных школ.

Литература:

1. Бубнова, И.С. Медиативные технологии в профилактике экстремизма и конфликтов в условиях полиэтнической среды школы / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // КПЖ. - 2016. - №3 (116). - С. 52-56

2. Дюжакова, М.В. Проблемы педагогического образования в условиях развития миграционных процессов / М.В. Дюжакова // Известия ВГПУ. - 2009. - №4. - С. 79-86

3. Засыпкин, В.П. Обучение детей мигрантов как социально-педагогическая проблема / В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - №2 (45). - С. 35-51

4. Зимакова, Л.Н. Психолого-педагогические условия школьной адаптации детей мигрантов (на примере младших школьников): дисс. ... канд. психологич. наук, 19.00.07 / Лариса Николаевна Зимакова. - Самара. - 2015. - 200 с.

5. Ибрагимова, Л.А. Адаптация детей-мигрантов подросткового возраста в поликультурной образовательной организации / Л.А. Ибрагимова, С.М. Амирова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2016. -№5. - С. 46-47

6. Касенова, Н.Н. Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов, билингвов и мигрантов в начальной школе / Н.Н. Касенова, О.В. Мусатова // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - №5. - С. 87-97

7. Кряхтунова, О.В. Педагогический статус детей-мигрантов в русскоязычной образовательной среде / О.В. Кряхтунова // Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2018. - №1. - С. 27-37

8. Омельченко, Е.А. Дети из семей мигрантов в школе: проблема или ресурс развития? / Е.А. Омельченко // Этнодиалоги. - 2016. - №1 (50). - С. 72-104

9. Омельченко, Е.А. Технологии адаптации иноязычных и иноэтничных обучающихся в школьном образовании / Е.А. Омельченко // Родной язык. - 2017. - №2 (7). - С. 54-73

10. Портнова, Т.В. Интеграция и адаптация детей-мигрантов через образование / Т.В. Портнова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2017. - №6. - С. 47-49

11. Рышкова, Л.М. Основные направления социально-педагогической деятельности в условиях поликультурной образовательной среды / Л.М. Рышкова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - №4 (60). - С. 597-607

12. Уша, Т.Ю. Интегративная методика обучения русскому языку в современной поликультурной школе: к постановке проблемы / Т.Ю. Уша // МНКО. -2014. - №3 (46). - С. 132-136

13. Хамраева, Е.А. Сравнительный анализ проблем и ресурсов в системе образования детей мигрантов (на примере Федеральных округов Российской Федерации) / Е.А. Хамраева, А.Ю. Алексинская, Е.А. Андреюшина, П.В. Новикова, А.В. Обласова, А.Б. Углова // ПНиО. - 2022. - №1 (55). - С. 643-664

14. Шиганова, Г.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей-билингвов в начальной школе / Г.А. Шиганова, О.В. Коваленко // Вестник ЮУрГГПУ. - 2019. - №3. - С. 209-221

15. Шумилова, Н.А. Средства адаптации русскоязычных младших школьников к иноязычной социокультурной среде / Н.А. Шумилова // МНКО. - 2014. - №4 (47). - С. 170-172

Педагогика

УДК 5.8.7.

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); начальник отдела мониторинга и сопровождения научно-исследовательской деятельности Жаворонков Александр Николаевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Аннотация. Представленная статья посвящена выявлению и анализу факторов, оказывающих воздействие на развитие организации среднего профессионального образования в Республике Крым. Был проведен прогноз доли выбывания учащихся организаций среднего профессионального образования, а также определены факторы, оказывающие воздействия на рост выбывания обучающихся. Был проведен корреляционный анализ на базе использования платформы SPSS Statistic 23. Графическая визуализация результатов исследования производилась на базе платформы Power BI. Полученные в рамках данной работы результаты позволяют нивелировать рост доли учащихся, покинувших образовательные учреждения среднего профессионального образования.

Ключевые слова: среднее профессиональное образования, педагогика, прогнозирование, обучающиеся, образование, образовательные организации.

Annotation. The presented article is devoted to the identification and analysis of factors affecting the development of the organization of secondary vocational education in the Republic of Crimea. The forecast of the dropout rate of students of secondary

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.