Анализ проблем готовности к обучению и вопросов психолого-педагогических условий, влияющих на школьную адаптацию детей мигрантов, показал необходимость соблюдения организационно-педагогических условий, среди которых:
- принятие чужой культуры и полиэтничности мира;
- настроенность на «диалог культур»;
- формирование надёжной системы правовой защиты детей;
- стремление к успешности;
- создание обоюдного стремления к сотрудничеству;
- корректное психолого-педагогическое сопровождение;
- тесный контакт с семьёй мигрантов;
- индивидуализация образовательного маршрута;
- создание комфортного эмоционального климата образовательной среды;
- планирование содержания урока с учётом работы с детьми мигрантов;
- нахождение оптимальных путей решения проблемных ситуаций.
Формирование оптимальных организационно-педагогических условий в начальной школе поможет скорейшей адаптации к новой культуре и процессу обучения в новой для ребёнка стране. Актуальные научные исследования в этой области выявляют важность создания особой среды и необходимость формирования социально активных школ.
Литература:
1. Бубнова, И.С. Медиативные технологии в профилактике экстремизма и конфликтов в условиях полиэтнической среды школы / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // КПЖ. - 2016. - №3 (116). - С. 52-56
2. Дюжакова, М.В. Проблемы педагогического образования в условиях развития миграционных процессов / М.В. Дюжакова // Известия ВГПУ. - 2009. - №4. - С. 79-86
3. Засыпкин, В.П. Обучение детей мигрантов как социально-педагогическая проблема / В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - №2 (45). - С. 35-51
4. Зимакова, Л.Н. Психолого-педагогические условия школьной адаптации детей мигрантов (на примере младших школьников): дисс. ... канд. психологич. наук, 19.00.07 / Лариса Николаевна Зимакова. - Самара. - 2015. - 200 с.
5. Ибрагимова, Л.А. Адаптация детей-мигрантов подросткового возраста в поликультурной образовательной организации / Л.А. Ибрагимова, С.М. Амирова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2016. -№5. - С. 46-47
6. Касенова, Н.Н. Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов, билингвов и мигрантов в начальной школе / Н.Н. Касенова, О.В. Мусатова // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - №5. - С. 87-97
7. Кряхтунова, О.В. Педагогический статус детей-мигрантов в русскоязычной образовательной среде / О.В. Кряхтунова // Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2018. - №1. - С. 27-37
8. Омельченко, Е.А. Дети из семей мигрантов в школе: проблема или ресурс развития? / Е.А. Омельченко // Этнодиалоги. - 2016. - №1 (50). - С. 72-104
9. Омельченко, Е.А. Технологии адаптации иноязычных и иноэтничных обучающихся в школьном образовании / Е.А. Омельченко // Родной язык. - 2017. - №2 (7). - С. 54-73
10. Портнова, Т.В. Интеграция и адаптация детей-мигрантов через образование / Т.В. Портнова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2017. - №6. - С. 47-49
11. Рышкова, Л.М. Основные направления социально-педагогической деятельности в условиях поликультурной образовательной среды / Л.М. Рышкова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - №4 (60). - С. 597-607
12. Уша, Т.Ю. Интегративная методика обучения русскому языку в современной поликультурной школе: к постановке проблемы / Т.Ю. Уша // МНКО. -2014. - №3 (46). - С. 132-136
13. Хамраева, Е.А. Сравнительный анализ проблем и ресурсов в системе образования детей мигрантов (на примере Федеральных округов Российской Федерации) / Е.А. Хамраева, А.Ю. Алексинская, Е.А. Андреюшина, П.В. Новикова, А.В. Обласова, А.Б. Углова // ПНиО. - 2022. - №1 (55). - С. 643-664
14. Шиганова, Г.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей-билингвов в начальной школе / Г.А. Шиганова, О.В. Коваленко // Вестник ЮУрГГПУ. - 2019. - №3. - С. 209-221
15. Шумилова, Н.А. Средства адаптации русскоязычных младших школьников к иноязычной социокультурной среде / Н.А. Шумилова // МНКО. - 2014. - №4 (47). - С. 170-172
Педагогика
УДК 5.8.7.
доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); начальник отдела мониторинга и сопровождения научно-исследовательской деятельности Жаворонков Александр Николаевич
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Аннотация. Представленная статья посвящена выявлению и анализу факторов, оказывающих воздействие на развитие организации среднего профессионального образования в Республике Крым. Был проведен прогноз доли выбывания учащихся организаций среднего профессионального образования, а также определены факторы, оказывающие воздействия на рост выбывания обучающихся. Был проведен корреляционный анализ на базе использования платформы SPSS Statistic 23. Графическая визуализация результатов исследования производилась на базе платформы Power BI. Полученные в рамках данной работы результаты позволяют нивелировать рост доли учащихся, покинувших образовательные учреждения среднего профессионального образования.
Ключевые слова: среднее профессиональное образования, педагогика, прогнозирование, обучающиеся, образование, образовательные организации.
Annotation. The presented article is devoted to the identification and analysis of factors affecting the development of the organization of secondary vocational education in the Republic of Crimea. The forecast of the dropout rate of students of secondary
vocational education organizations was carried out, and the factors influencing the dropout growth of students were determined. A correlation analysis was carried out based on the use of the SPSS Statistic 23 platform. Graphical visualization of the results of the study was carried out on the basis of the Power BI platform. The results obtained in the framework of this work make it possible to neutralize the growth in the proportion of students who left educational institutions of secondary vocational education.
Key words: secondary vocational education, pedagogy, forecasting, students, education, educational organizations.
Введение. В современных реалиях образование играет основополагающую роль в развитии множества отраслей, в том числе экономике, здравоохранении, развитии конкурентоспособности и технологического прогресса. В социальном контексте цель и содержание среднего профессионального образования неразрывно связаны с растущими потребностями делового и промышленного мира [1]. Следовательно способность образовательных организаций обеспечить потребность квалифицированных кадров играет ключевую роль в развитии как региона, так и страны в целом. Однако, несмотря на наличие сравнительно высоких показателей проходных баллов в организации среднего профессионального образования в Крыму [2] в общем рейтинге колледжей РФ крымские организации среднего профессионального образования вошли в лице одного колледжа на 32-ой позиции [3], что предопределяет необходимость в выявлении факторов, воздействующих на сравнительно не высокий уровень конкурентоспособности крымских организаций среднего профессионального образования.
В наукометрической базе данных РИНЦ было выявлено 8786 статьей в журналах и сборниках, направленных на изучение профессионально-технического образования. В рамках рассмотренного перечня была произведена выборка 122 наиболее актуальных работ, посвященных изучению развития среднего профессионального образования в РФ. Облако тегов, выраженное 319 ключевыми словами, позволило выделить перечень связей в рамках исследуемой тематики, визуализация которых представлена в программе VOSviewer (рисунок 1).
Рисунок 1. Визуализация связей исследований, посвященных среднему профессиональному образованию
Примечание. Собственные исследования
Согласно проведенному библиографическому анализу, следует отметить, что пик проведения исследований в области среднего профессионального образования приходится на 2017-2019 гг. Более того, работы в большей мере направлены на изучение и рассмотрение методик образования и учебного процесса, в то время как факторы, оказывающие влияние на развитие, среднего профессионального образования остаются без должного внимания.
Однако, несмотря на наличие разноплановых исследований, наиболее актуальной в разрезе рассмотрения среднего профессионально образования в Республике Крым, следует выделить работу, в рамках которой были охарактеризованы условия функционирования учреждений среднего профессионального образования в разрезе ключевых составляющих, обеспечивающих его развитие [4], что предопределяет актуальность данной работы и представляет широкое поле для проведения исследований.
Цель работы - определение факторов, оказывающих влияние на развитие организации среднего профессионального образования в Республике Крым.
Изложение основного материала статьи. Следует начать с того, что одним из основополагающих показателей качества организации образовательного процесса является динамика оттока обучающихся, а именно доля учащихся, отчисленных по неуспеваемости, а учащихся, добровольно покинувших организации среднего профессионального образования. Стоит отметить, что по Республике Крым количество выбывших обучающихся стабильно и неуклонно растет (см. рис. 2).
2022
Прогноз 1 263
Верхняя граница 406
Нижняя граница 120
о i
2017 2018 2019 2020 2021 2022
год
а)
1600
1500
1400
lb •и
£ *
¡
1300
§ 1200 ^У^
а 2022
ю
§ 1100 ^о^0000^ Прогноз 1 1365
i Верхняя граница 1499
1000 Нижняя граница 1231 1
2020 ГОД
б)
Рисунок 2. Динамика изменения количества выбывших обучающихся в организациях среднего профессионального образования Республики Крым
а) динамика изменения отчисленных обучающихся;
б) динамика изменения обучающихся, добровольно прекративших образовательные отношения.
Примечание. Составлено автором на основе [5]
Согласно данным рисунка 2 количество обучающихся, добровольно прекративших образовательные отношения в значительной степени превалирует над отчисленными, что свидетельствует в первую очередь о несоответствии ожиданий абитуриентов с реалиями образовательного процесса организаций среднего профессионального образования. Следует отметить, что значительный рост учащихся добровольно покинувших образовательные учреждения начинается с 2019 года, что связано с безуспешной попыткой реализации дистанционного образования в связи с СОУТО 19. Более того, если не предпринять необходимые меры по нивелированию роста выбывших обучающихся, согласно проведенному прогнозу, выявленная динамика в ближайшее время продолжит расти. С целью выявления факторов, оказывающих влияние на подобную тенденцию, был проведен корреляционный анализ. Данные представлены в таблице (см. табл. 1).
Таблица 1
Корреляционный анализ факторов, оказывающих воздействие на организацию образовательного процесса
количество обучающихся добровольно прекративших образовательные отношения количество обучающихся, отчисленных по неуспеваемости
количество обучающихся ,900 -,700
количество обучающихся добровольно прекративших образовательные отношения 1,000 -,900
количество обучающихся, отчисленных по неуспеваемости -,900 1,000
число реализуемых образовательных программ -,700 -,900
число программ, реализуемых с использованием сетевой формы ,400 ,700
число программ, реализуемых с применением электронного обучения ,359 ,616
число программ, реализуемых с применением дистанционных образовательных технологий -,894 -,894
численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) -,900 ,700
из них имеют высшее образование ,800 -,900
из них с педагогическим высшим образованием ,800 -,600
из них имеют степень доктора наук ,800 -,900
из них имеют степень кандидата наук ,738 -,527
из них имеют степень PhD -,577 ,289
работники имеют среднее профессиональное образование по -,900 ,800
программам подготовки специалистов среднего звена
из них имеют педагогическое среднее профессиональное образование ,900 -,700
количество руководящих работников -,400 ,300
руководящие работники, прошедшие повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку за последние 3 года ,600 -,500
из них по профилю педагогической деятельности ,600 -,700
количество педагогических работников ,600 -,800
педагогические работники, работники, прошедшие повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку за последние 3 года ,600 -,700
из них по профилю педагогической деятельности ,300 -,500
количество учебно-вспомогательного персонала -,600 ,300
учебно-вспомогательный персонал, прошедший повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку за последние 3 года -,800 ,600
из них по профилю педагогической деятельности -,700 ,600
Примечание. Собственные исследования
Следует начать с того, что корреляционный анализ показывает тесноту взаимосвязи показателей между друг другом. Диапазон значений исчисляется от -1 до 1 и чем ближе показатель к -1 и 1, тем теснее исследуемая связь и тем больше выражена зависимость показателей друг от друга.
В данной статье коэффициенты корреляции рассчитывались из диапазонов в разрезе статистических показателей за последние 5 лет (для анализа использовались показатели за учебные года). Согласно результатам исследования можно утверждать о наличии следующих взаимосвязей между показателями выбытия обучающихся и факторами, оказывающими на них влияние:
- чем больше обучающихся покидают образовательные учреждения среднего профессионального образования, тем меньше образовательных программ реализуется в организациях. С одной стороны, можно утверждать, что это вполне логичная динамика, т.к. в случае отсутствия обучающихся теряется целесообразность в наличии программ обучения. Однако, говоря о числах следует отметить, что сравнивая количество образовательных программ с 2018 года (429) с 2021 годом (364) следует, что количество программ прекративших свое существование составляет 65 шт., что влечет за собой довольно значительно сокращение сотрудников, при этом количество обучающихся возросло на 6 071, а количество выбывших студентов возросло на 246 человек, что влечет за собой значительное увеличение нагрузки работникам, а это в свою очередь оказывает значительное влияние на качество предоставления и как следствия усвоения материала, отсюда неудивительно, что учащиеся все в большей мере покидают образовательные учреждения в следствии отсутствия заинтересованности из-за усложнения образовательного процесса;
- следует отметить, что увеличение числа программ, реализуемых с применением сетевой формы, а также электронного обучение влечет за собой значительное увеличение обучающихся, отличенных по неуспеваемости (0,7 и 0,616 соответственно). В это же время увеличение программ, реализуемых с применением дистанционных образовательных технологий ведет к значительному сокращению учащихся, добровольно прервавших образовательные отношения, а также отчисленных по неуспеваемости (-0,894). Наличие подобных тенденций в первую очередь можно объяснить сложностью в освоении преподавательским составом специфики организации электронного и сетевого обучения, и как следствие неспособность донести информацию для обучающихся в доступном виде. Однако с программами дистанционного образования дело обстоит несколько иначе. В первую очередь следует отметить сравнительную легкость в освоении дистанционных технологий преподавания в отличии от тех же электронных, так как в первом случае достаточно научиться записывать видео уроки, а во втором как минимум изучить ряд программ практического применения (например, начиная от Excel и заканчивая 1С). Более того, программы с применением дистанционного образования представляют собой особый интерес для работоспособных абитуриентов, т.к. не требуют систематичного очного присутствия в учебном заведении. По началу подобные дистанционные программы нашли спрос среди порталов интернет курсов с государственной сертификацией, например, Нетология [6]. Однако в таком случае, в отличии от дистанционных программ организаций среднего профессионального образования у интернет обучения возникают два существенных барьера: подобное интернет образование реализуется на платной основе и исключительно на базе среднего профессионального или высшего образования. Учитывая этот факт дистанционные программы организаций среднего профессионального образования вызывают особый спрос и интерес у абитуриентов;
- нельзя не отметить динамику зависимости специфики кадров организаций среднего профессионального образования с выбыванием обучающихся. Так, увеличение численности работников неразрывно влечет за собой сокращение количества учащихся, добровольно покинувших учебное заведение, и в это же время увеличивает число обучающихся, отчисленных за неуспеваемость, о чем свидетельствуют коэффициенты корреляции -0,9 и 0,7 соответственно. Подобную тенденцию можно связать с потенциальным улучшением качества образования, так как увеличение численности сотрудников позволит уменьшить нагрузку работников, реализующих образовательные услуги на данный момент. Следует также отметить, что наличие педагогического образования напрямую влияет на степень выбывания учащихся. Так, при увеличении числа работников с высшим или средним образованием по профилю педагогической деятельности, а также при прохождении ими повышения квалификации, число обучающихся, покинувших образовательные учреждения в связи с низкой успеваемостью значительно сокращается. В это же время на сокращение числа учащихся, добровольно прекративших образовательные отношения, напрямую влияет увеличение числа учебно-вспомогательного персонала, в частности прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности. Подобного рода тенденции вполне объяснимы, т.к. увеличение числа педагогических работников напрямую влияет на качество обучения, и как следствие при повышении качества преподавания организации меньше теряют учащихся в связи с низкой успеваемостью. В это же время учебно-вспомогательный персонал не только связан с обеспечением учебной деятельности преподавателями, но и является своеобразным посредником, информационным источником для обучающихся. Следовательно качественный учебно-вспомогательный персонал, а именно работники с профилем педагогической деятельности помогает предотвратить расторжение образовательных отношений по инициативе учащихся.
Однако, исходя из реалий, несмотря на незначительный рост числа работников с педагогическим средним
образованием наблюдается сокращение сотрудников с педагогическим высшим образованием (см. рис. 3) вследствие чего рост выбывших обучающихся продолжает расти.
Рисунок 3. Соотношение доли работников с педагогическим образованием из общей численности кадров в организациях среднего профессионального образования Республики Крым
Примечание. Собственные исследования
Более того, следует отметить, что согласно рисунку 3 соотношение общей численности работников с кадрами, имеющими педагогическое образование крайне негативное, учитывая тот факт, что речь идет об образовательных учреждениях. Работники с педагогическим образованием из общей численности кадров составляют 45,15%, что не является даже половиной общей численности. Таким образом, в условиях сохранения подобной кадровой тенденции мы будем наблюдать только рост учащихся, выбывших из организаций среднего профессионального образования, в особенности учитывая то, что количество поступивших также будет неуклонно расти, так как в скором времени абитуриентами уже будет следующее поколение, а рост численности обучающихся в такой ситуации сильно повлияет на рост учащихся добровольно прекративших образовательные отношения.
Выводы. Согласно проведенному анализу среди наиболее значимых факторов, оказывающих непосредственное влияние на уровень выбывания учащихся, который, в свою очередь, является показателем качества организации образовательного процесса, следует выделить в первую очередь распределение среди работников кадры, имеющие педагогическое образование. В ходе исследования было выявлено, что среди работников нет и половины педагогов, что в свою очередь влечет за собой, с одной стороны, увеличение доли выбывания учащихся, а также качество реализации образовательных программ, которые в свою очередь также оказывают значительное влияние на количество выбывших обучающихся.
С целью нивелирования негативной тенденции учащихся, покинувших образовательные учреждения необходимо в первую очередь увеличить долю учебно-вспомогательного персонала с педагогическим образованием, так как именно этот показатель оказывает значительное влияние на сокращение количества учащихся, добровольно покинувших образовательные учреждения. Также для того, чтобы уменьшить число обучающихся, отчисляемых по неуспеваемости образовательным учреждениям среднего образования следует не сокращать, а хотя бы сохранить текущую долю работников с высшим и средним педагогическим образованием, так как именно эти сотрудники обеспечивают необходимое качество оказания образовательной услуги и доступность изложения материала для учащихся.
Литература:
1. Fedorov, V.A., Tretyakova N.V. The development of vocational pedagogical education in Russia (organizational and pedagogical aspect) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/310510422_The_development_of_voca
tional_pedagogical_education_in_Russia_organizational_and_pedagogical_aspect (дата обращения: 26.07.2022).
2. Колледжи и техникумы Крыма - список 2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://college.edunetwork.ru/84/ (дата обращения: 02.08.2022).
3. Рейтинг колледжей России 2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://postupi.info/coll-rating (дата обращения: 02.08.2022).
4. Гордиенко, Т.П. Детерминанты развития среднего профессионального образования в Республике Крым / Т.П. Гордиенко, А.Н. Жаворонков // Kant. - 2022. - № 2 (43).
5. Минпросвещения России [Электронный ресурс]. - URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu (дата обращения: 03.08.2022).
6. Нетология - курсы и обучение интернет-профессиям онлайн [Электронный ресурс]. - URL: https://netology.ru/7ysclid46lh5ebh6z431861712 (дата обращения: 09.08.2022).