Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОДИЧНОГО ПЕРЕРЫВА (GAP YEAR) МЕЖДУ ШКОЛОЙ И ПОСЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ'

РОЛЬ ГОДИЧНОГО ПЕРЕРЫВА (GAP YEAR) МЕЖДУ ШКОЛОЙ И ПОСЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GAP YEAR / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ГОДИЧНЫЙ ПЕРЕРЫВ / ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОДИЧНЫЙ ОТПУСК / ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА АБИТУРИЕНТОВ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулегенова Альбина Георгиевна, Мамедлаева Айше Фикретовна

Предмет исследования - популярный на сегодняшний день у молодежи годичный перерыв (Gap Year) между школой и последующим образованием. Цель работы - детальное изучение данного феномена и его влияния на выбор молодыми людьми будущей специальности. Актуальность исследования обусловлена тем, что современные абитуриенты испытывают трудности при выборе направления профессиональной подготовки. Научная новизна состоит в определении места и роли феномена годичного отпуска в образовательном пространстве Российской Федерации. Использованы методы: общенаучные (анализ, систематизация и обобщение) и эмпирические. В качестве информационных источников использованы зарубежные публикации, данные Росстата и Минобрнауки РФ, результаты социологического исследования, проведенного авторами данной статьи. Результаты исследования позволили определить причины роста популярности годичного перерыва среди зарубежного студенчества и недостаточной осведомленности о наличие такого перерыва среди российской учащейся молодежи. Авторы делают вывод о необходимости упрощения технологии предоставления годичного отпуска с целью его практической реализации в образовательном пространстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тулегенова Альбина Георгиевна, Мамедлаева Айше Фикретовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW A GAP YEAR CAN HELP TO MAKE A CAREER CHOICE

The subject of the study is the Gap Year, which is currently popular among young people. The aim of the study is to examine this phenomenon in detail and to consider its impact on young people's career choices. The relevance of the research is due to the fact that modern prospective students experience difficulties when choosing their career paths. The scientific novelty consists in determining the place and role of the gap year phenomenon in the Russian educational space. The research includes general scientific methods such as analysis, systematization, and generalization, and empirical methods. As sources of information, foreign publications, data from Rosstat and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, and the results of a sociological study conducted by the authors were used. The findings of the paper made it possible to determine the reasons for the growing popularity of a gap year among foreign students and insufficient awareness of it among Russian students. The authors conclude that it is necessary to simplify the technology for granting a year-long break in order to put it into practice in the educational space of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОДИЧНОГО ПЕРЕРЫВА (GAP YEAR) МЕЖДУ ШКОЛОЙ И ПОСЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ»

■

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-131-140 УДК 378.143.5:331.548 JEL A10, I21, Y10

РОЛЬ ГОДИЧНОГО ПЕРЕРЫВА (GAP YEAR) МЕЖДУ ШКОЛОЙ И ПОСЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

А.Г. Тулегенова, А.Ф. Мамедлаева

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Симферополь, Республика Крым, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - популярный на сегодняшний день у молодежи годичный перерыв (Gap Year) между школой и последующим образованием. Цель работы - детальное изучение данного феномена и его влияния на выбор молодыми людьми будущей специальности. Актуальность исследования обусловлена тем, что современные абитуриенты испытывают трудности при выборе направления профессиональной подготовки. Научная новизна состоит в определении места и роли феномена годичного отпуска в образовательном пространстве Российской Федерации. Использованы методы: общенаучные (анализ, систематизация и обобщение) и эмпирические. В качестве информационных источников использованы зарубежные публикации, данные Росстата и Минобрнауки РФ, результаты социологического исследования, проведенного авторами данной статьи. Результаты исследования позволили определить причины роста популярности годичного перерыва среди зарубежного студенчества и недостаточной осведомленности о наличие такого перерыва среди российской учащейся молодежи. Авторы делают вывод о необходимости упрощения технологии предоставления годичного отпуска с целью его практической реализации в образовательном пространстве Российской Федерации.

Ключевые слова: gap year; выбор профессии; годичный перерыв; проблемы вузовского образования; годичный отпуск; динамика количества абитуриентов; трудоустройство выпускников вузов.

Для цитирования: Тулегенова А.Г., Мамедлаева А.Ф. Роль годичного перерыва (Gap year) между школой и последующим образованием в дальнейшем выборе профессии. Социально-трудовые исследования. 2022;48(3):131-140. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-131-140.

ORIGINAL PAPER

HOW A GAP YEAR CAN HELP TO MAKE A CAREER CHOICE

A.G. Tulegenova, A.F. Mamedlaeva

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "V. I. Vernadsky Crimean Federal University" Simferopol, Republic of Crimea, Russia

ABSTRACT

The subject of the study is the Gap Year, which is currently popular among young people. The aim of the study is to examine this phenomenon in detail and to consider its impact on young people's career choices. The relevance of the research is due to the fact that modern prospective students experience difficulties when choosing their career paths. The scientific novelty consists in determining the place and role of the gap year phenomenon in the Russian educational space. The research includes general scientific methods such as analysis, systematization, and generalization, and empirical methods. As sources of information, foreign publications, data from Rosstat and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, and the results of a sociological study conducted by the authors were used. The findings of the paper made it possible to determine the reasons for the growing popularity of a gap year among foreign students and insufficient awareness of it among Russian students. The authors conclude that it is necessary to simplify the technology for granting a year-long break in order to put it into practice in the educational space of the Russian Federation.

Keywords: a gap year; career choice; a year-long break; problems of higher education; a sabbatical year; dynamics of the number of prospective students; employment of graduates of higher education.

For citation: Tulegenova A.G., Mamedlaeva A.F. How a gap year can help to make a career choice. Social and labor research. 2022;48(3):131-140. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-131-140.

ВВЕДЕНИЕ

В определенный период жизни, как правило, после окончания школы, большинство молодых людей задается вопросом о том, какую профессию выбрать. Решение этого вопроса осложняется целым рядом факторов. Так, например, на се© Тулегенова А.Г., Мамедлаева А.Ф., 2022

годняшний день в мире насчитывается около 400 тыс. профессий, и можно предположить, что у вчерашних школьников нет четкого представления о специфике и содержании каждой из них. Поэтому становится понятным почему в западных странах в последние десять лет приобрел популярность

такой феномен как gap year, т. е. «годичный перерыв» между школой и последующим образованием, во время которого подросток занимается самообразованием, планированием дальнейшей учебы, отдыхом. По мнению К. Пиддок [1] время между школой и университетом молодые люди используют для того, чтобы изучить мир, определиться с будущей профессией и возможностями карьерного роста. Э. Джонс [2] определяет gap year как перерыв в учебе длительностью от 3 до 24 месяцев. Э. Кинг [3], анализируя исследуемый авторами временной промежуток, диагностирует роль этого феномена как возможность для перехода личности в период молодой взрослости.

Следует отметить, что его семантический эквивалент в русском языке отсутствует, поэтому авторы статьи прибегают к описательному переводу, поскольку данный термин не соответствует в полной мере и формулировке «академический отпуск», поскольку (согласно «Положению о порядке предоставления академических отпусков») - это отпуск, предоставляемый обучающимся в связи с невозможностью освоения образовательной программы высшего образования в университете по медицинским показаниям, семейным и иным об-стоятельствам1. Данное определение наглядно демонстрирует что, используемый в отечественной образовательной практике термин «академический отпуск» далек по смыслу от gap year.

Таким образом, gap year (также известный как sabbatical year) понимается как период времени, длиною в академический или обычный год, после окончания школы и поступлением в вуз, дающий возможность выпускникам школ и будущим студентам принять взвешенное решение о том, чему посвятить свою дальнейшую трудовую деятельность2.

Понятие gap year возникло еще в 60-е года ХХ в. в Великобритании. В 1967 г. Николас Маклин-Бристол создал организацию Project Trust, которая отправила трех добровольцев из Великобритании в Эфиопию. Целью этой поездки являлась помощь в развитии африканской страны, и, одновременно, - повышение профессиональной квалификации самих добровольцев. Через пять лет в Ридинге, графстве Беркшир, была создана, ставшая впоследствии международной, организация Gap Activity Projects (ныне Lattitude Global Volunteering), которая в рамках программы gap

1 Положение о порядке предоставления академических отпусков и иных отпусков студентам, аспирантам от 08.11.2013 № 41-Д, с изменениями № 1 от 28.02.2020.

2 Gap year [Electronic Resource]. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Gap_

year (Access date: 14.05.2022).

year отправляла британскую молодежь по всему миру. А в 1969 г. в Вустере, штат Массачусетс, Томасом Дюбом была основана первая организация Dynamy, целью которой признавалось формирование у молодых людей уверенности в своих силах и осознание ими той роли, которую они играют в обществе.

В 1980-е гг. идею gap year в США продвигал Корнелиус Х. Булл, полагавший, что студентам необходимо давать больше времени для индивидуального роста и развития практических навыков, необходимых в будущем. Показательно, что в некоторых учебных заведениях на этот период были разработаны программы обучения, финансирование которых брали на себя сами учебные заведения. Многочисленные доказательства полезности «годичного отпуска» для студентов привели к тому, что это направление стали активно поддерживать и развивать вузы Великобритании, некоторых странах Европы, Австралии и США. На сегодняшний день о бурно развивающейся индустрии программ gap year в западных странах свидетельствуют многочисленные публикации и справочники, а также многолетняя деятельность Ассоциации Gap Year, признанной Министерством юстиции США и Федеральной торговой комиссией США3.

Помимо прочего, рост популярности данной практики, по мнению К. Симпсона [4], подтверждается и большим количеством коммерческих компаний, которые занимаются организацией gap year, и многочисленным числом молодежи, использующим его. И хотя стереотипное представление о феномене «промежуточного года» предполагает обязательную поездку для работы в другую страну, M. Кутзее и С. Бестер [5] указывают, что ключевым моментом является участие молодого человека в значимой деятельности во время перерыва, например, в работе, даже в пределах своей страны, или путешествие.

В своем исследовании Э. Джонс [6] выделяет семь основных вариантов gap year, отражающих соотношение между перерывами на образование, обучение или трудоустройство, в системе образования Великобритании:

I. Категория А.

• К подкатегории А1 относятся студенты, которые берут промежуточный год после завершения обучения на уровне GCSE (Сертификат об окончании среднего образования). Затем молодые люди могут продолжить обучение в школе,

3 Gap Year Research, Data, and Benefits [Electronic Resource]. - URL: https:// www.gapyearassociation.org/gap-year-research/. (Access date: 14.05.2022).

и Желание путешествовать Отдохнуть от учебы

■ Заняться благотворительностью

■ Выучить иностранный язык

■ Набраться опыта работы

■ Набраться жизненного опыта

Изучить возможности обучения

Ознакомиться с разными профессиями Родители посоветовали Иные причины

Рис. 1 / Fig. 1. Причины, по которым англоязычные студенты выбирают gap year вместо поступления в высшие учебные заведения / Reasons why English-speaking students choose a gap year instead of entering universities

Источник/Source: Gap Year Research, Data, and Benefits // https://www.gapyearassociation.org/gap-year-research

чтобы перейти впоследствии к оплачиваемой работе или профессиональной подготовке.

• Студенты из подкатегории А2 - это молодые люди, которые решают взять промежуточный год во время обучения в шестом классе школы или учебы в системе дополнительного образования.

• Подкатегория А3 - это учающиеся, которые берут промежуточный год из-за обстоятельств, изменившихся в конце обучения в школе (передумали поступать в университет, решили начинать рабочую деятельность сразу после окончания школы и пр.) Однако наиболее распространенной причиной в этом случае является школьная неуспеваемость по предметам, затрудняющая поступление в вуз. А. Мартин [7] утверждает, что неуверенность после окончания школы и более низкий уровень академической мотивации, вкупе с низкой успеваемостью, полом и возрастом, побуждают будущих студентов пропустить год, что положительно сказывается на академической мотивации абитуриентов.

II. Категория В.

Перерыв обучения в бакалавриате (В1) и аспирантуре (В2), в зависимости от содержания академических программ, предполагает 12-месячный в первом и 6-месячный во втором случаях отпуск. К подкатегории В2 относится подавляющее большинство аспирантов, так как, обучающиеся, изучающие языки, проводят часть или же весь год в странах, где говорят на этих языках. А студенты медицинских факультетов в течение этого времени проходят стажировки, связанные с получением квалификации.

III. Категория C «Отдых непосредственно после вуза».

Категория С подразумевает студентов старше 21-25 лет, которые после окончания бакалавриата или же аспирантуры берут перерыв перед последующим трудоустройством или дальнейшим продолжением университетского курса.

IV. Категория D.

К подкатегориям D1 «Перерыв в обучении после окончания аспирантуры» и D2 « Аспирантура в сочетании с изучением курса» можно отнести выпускников, получивших первое высшее образование и обучающихся в аспирантуре. Традиционно в D2 входят аспиранты, осваивающие программы профессионально-технического и академического характера и получающие научную степень магистра или доктора философии.

V. Категория E «Перерыв из-за трудоустройства».

В категорию E попадают молодые люди с различным уровнем образования и профессиональной подготовки, которые в настоящее время активно работают, и именно поэтому берут gap year.

VI. Категория F «Отдых».

Категория F, предполагает отпуск непосредственно после стажировок и тренингов, которые проходят молодые люди, получающие профессиональную подготовку, а не высшее образование.

VII. Категория G или «Особая программа gap year».

Программа G допускает более сложные жизненные обстоятельства, например, тяжелая утрата, болезнь и пр. Люди, относящиеся к этой категории, могут приостановить процесс обучения или работы, а спустя некоторое время вновь вернуться к образовательным программам или трудоустройству, что не позволяет однозначно отнести их gap year к одной из вышеперечисленных категорий [7].

По данным ежегодного провайдера программы State of the Field и консультанта Gap Year (Annual State of the Field Program Provider and Gap Year Counselor)4 в 2021 г. число студентов,

4 Annual State of the Field Program Provider and Gap Year Counselor Report 2021 // URL: https://www.gapyearassociation.org/wp-content/

uploads/2021/11/2021-State-of-the-Field-Provider-and-Counselor-Report. pdf (Access date: 14.05.2022).

Таблица 1 / Table 1

Количество учащихся (чел.) в учебных заведениях очной формы обучения с 2019 по 2021 гг. / The number of students (persons) in full-time education institutions from 2019 to 2021

Показатели / Indicators Годы / Years Отклонения (2021 г. к 2020 г.) / Deviations (2021 compared to 2020)

2019 2020 2021 чел. / num. %

Подано заявлений за счет бюджетных ассигнований (программы бакалавриата) 2 354 435 2 683 452 3 294 305 Î610 853 122,8

Принято в вузы, всего (программы бакалавриата) 418 450 423 368 429 732 Î6 364 101,5

Численность студентов 1 курса 428 171 428 959 455 172 Î26 213 106,1

Численность студентов 2 курса 389792 400 823 391 933 |8 890 97,8

Численность студентов 3 курса 343 514 359 649 362 051 Î2 402 100,7

Численность студентов 4 курса 327 678 325 126 339 190 Î14 064 104,3

Численность студентов 5 курса 19 897 23 514 25 346 Î1 832 107,8

Численность студентов 6 курса 3 10 3 17 30

Итого на всех курсах 1 509 055 1 538 081 1 573 695 Î35 614 102,3

Продолжили обучение по программам бакалавриата 661 481 902 Î421 187,5

Продолжили обучение по программам специалитета 176 88 30 |58 34,1

Продолжили обучение по программам магистратуры 86 759 83 701 82 672 |1 029 98,8

Всего обучались за счет бюджетных ассигнований 192 177 178 958 173 307 |5 651 96,8

Источник/Source: Данные Минобрнауки России / Data of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation // https://minobrnauki.gov.ru/ action/stat/highed/

использовавших gap year, увеличилось по сравнению с 2020 г. на 38 %. В 2020 г. их численность составила 1 531 чел., а в 2021 г. - 2 113 чел. Из них 77 % - студенты США, 2 % - Канады, 21 % -иных иностранных государств. Интересно, что согласно отчетам, предоставленными в Ассоциацию Gap Year5 двадцатью тремя организациями-провайдерами, большую часть выпускников, взявших годичный отпуск, составляют девушки (58 %). А наиболее популярными направлениями для проведения gap year были выбраны США, Ирландия, Израиль и Коста-Рика (данные 20202021 гг.). Кроме того, Американская ассоциация Gap Year (American Gap Year Association) [8], обнаружила, что 98 % студентов признают «упущенный» год в качестве безусловной возможности, позволившей им вырасти как личность, а 73 % респондентов ответили, что этот период помог им лучше подготовиться к поступлению в вуз. В 2017 г. от 30 до 40 тыс. студентов брали отпуск на семестр или более продолжительный срок. При этом, согласно статистическим данным Consumer News and Business Channel 90 % студентов, которые отложили учебу на год, вернулись к ней по окончании «отпуска».

Наиболее распространенными причинами использования иностранными студентами «годичного отпуска» (рис. 1) являются следующие:

5 Признанное Министерством юстиции США и Федеральной торговой комиссией США некоммерческое сообщество преподавателей, студентов и вузов, участвующих в реализации программы годичных отпусков, объединены общей идеей - сделать такой год доступным для каждого выпускника старшей школы.

Первое место занимает желание набраться жизненного опыта. За ним, с небольшой разницей, следуют тяга к путешествиям и желание надлежащим образом отдохнуть от учебы в школе. При этом, в большинстве случаев, обучающиеся желают разнообразить свое окружение, сменить обстановку, найти новых друзей. Есть также и те, кто вдохновился опытом своих друзей и знакомых, испытавших преимущества и недостатки годичного перерыва в учебе.

Эксперты отмечают: воспользовавшиеся так называемым годичным отпуском (по сравнению с теми, кто поступил в вуз) воспринимаются окружающими как «более зрелые, более самостоятельные и независимые» [9]. Многочисленные форумы и блоги оговаривают и иные преимущества рассматриваемого феномена6:

1) появляется время на глубокое изучение того, что действительно интересно обучающемуся. Можно развивать свои способности в живописи, музыке, спорте, иностранном языке, кулинарии и пр., которые во время учебы уходили на второе место;

2) на протяжении этого года можно путешествовать, что позволяет значительно расширить свой кругозор, изучить различные социокуль-туры, сформировать целостную картину мира, приобрести ряд самостоятельных навыков, которые будут полезны в будущем;

3) можно также трудоустроиться, чтобы уз-

6 10 Pros And Cons Of Taking A Gap Year // https://www.thescholarshiphub.

org.uk/pros-and-cons-of-a-gap-year/

Таблица 2/ Table 2

Движение студентов очной формы обучения (чел.) по программам бакалавриата за 2019-2021 гг. / The movement of full-time students

(persons) in Bachelor's degree programmes in 2019-2021

Показатели / Indicators Годы / Years Отклонения (2021 г. к 2020 г.) / Deviations (2021 compared to 2020)

2019 2020 2021 чел. / num. %

Всего прибыло студентов 65 810 59 194 57 727 |1 467 97,5

Всего выбыло студентов 176 992 162 264 184 431 Î22 167 113,7

из них:

переведено на другие формы обучения данной образовательной организации на программы того же уровня 25 058 25 728 22 072 |3 656 85,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

переведено в другие образовательные организации высшего образования на программы того же уровня 16 704 14 521 15 488 Î967 106,7

по болезни 498 251 682 Î431 271,7

добровольно оставили образовательную организацию (бросили учебу) 47 939 45 205 54 128 Î8 923 119,7

Отчислено:

по неуспеваемости 56 741 46 441 60 736 Î14 295 130,8

отчислено в виде меры дисциплинарного взыскания 1 192 985 951 |34 96,5

отчислено из-за просрочки оплаты обучения 7 708 7 487 9 536 Î2 049 127,4

выбыло по другим причинам 21 152 21 646 20 838 |808 96,3

Источник/Source: Данные Минобрнауки России / Data of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation // https://minobrnauki.gov.ru/ action/stat/highed

нать свои сильные и слабые стороны, связанные с профессиональной деятельностью. Кроме того, оплачиваемая по контракту работа, в период годичного отпуска, позволяет накопить средства для последующего обучения;

4) будущие студенты могут заняться волонтерской деятельностью в сфере медицины, экологии, культуры, где представлены разнообразные программы и курсы. Возможно, это тяжелый, но достаточно полезный жизненный опыт.

Вышеперечисленные преимущества годового отпуска не только способствуют личностному росту будущего абитуриента, но и являются хорошей базой для резюме, в котором помимо образования указывают опыт работы и наличие навыков7, что, безусловно, поспособствуют карьерному росту выпускника.

Однако у gap year есть и обратная сторона медали:

1) такого рода отдых отвлекает от долгосрочных целей. Без четкого представления о том, чем заняться после годичного отпуска, без грамотно поставленной цели, есть риск и вовсе бросить учебу;

2) хаотичный «отпуск» может оказаться далеким от первостепенных ожиданий, поэтому необходимо владеть высокими навыками планирования и быть готовым к некоторым неудачам;

3) будет существовать некое общественное давление. Не всякий родитель поймет подобную

7 Gap Year Pros And Cons // https://www.gvi.co.uk/blog/gap-year-pros-and-cons/

инициативу. К тому же сверстники, поступившие в вузы или СПО, вливаются в новые референтные группы и в силу разницы интересов несколько отдаляются от не поступившего товарища. У «отпускника» может появиться чувство одиночества, к которому нужно быть морально готовым;

4) так или иначе, такой перерыв будет стоить некоторых вложений, в результате чего, будущий студент можете оказаться в затруднительном финансовом положении8.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ GAP YEAR В РОССИИ

Теперь о ситуации в нашей стране. Как показали данные опроса, проводимого с апреля по май 2019 г. среди 2179 российских соискателей популярного сайта HeadHunter9, только 5 % граждан России становятся именно теми специалистами, которыми мечтали стать. Самыми распространенными причинами сложившейся ситуации являются: смена ценностных ориен-таций, осознание собственной неготовности к исполнению профессиональных обязанностей, что, по мнению респондентов, обусловлено их недостаточными усилиями, прилагаемыми при освоении профессии, и, наконец, проблемы с трудоустройством без надлежащего опыта работы. Поэтому, согласно данным того же опроса, 37 % респондентов в возрасте старше 25 лет за-

8 What is a Gap Year? // https://leverageedu.com/blog/gap-year/

9 Эксперты рассказали, сколько Россиян стали теми, кем мечтали в детстве // https://ria.ru/20190625/15558 7 6252.html

Таблица 3/ Table 3

Распределение выпускников, окончивших образовательные организации в 2017-2019 гг. (тыс. чел.) / Distribution of graduates who

graduated in 2017-2019 (thousand people)

Показатели / Indicators Мужчины / Males Женщины / Females Всего / Total

Численность рабочей силы 1780,9 1703,3 3484,2

В т. ч.

занятые 1589,6 1522,3 3111,9

безработные 191,4 181,0 372,4

Численность лиц, не входящих в состав рабочей силы 160,3 363,2 523,5

Уровень участия в рабочей силе (%) 91,7 82,4 86,9

Уровень занятости (%) 81,9 73,7 77,6

Уровень безработицы (%) 10,7 10,6 10,7

Имеют уровень образования:

высшее 869,1 962,1 1831,1

среднее профессиональное 720,5 560,2 1280,7

Соответствие работы трудоустроенных выпускников специальности, полученной в образовательной организации высшего образования: 1831,1

соответствует(%) 70

не соответствует (%) 30

Источник/Source: Данные Федеральной службы государственной статистики / Rosstat data // https://rosstat.gov.ru/

явили, что точно изменили бы свою профессию, если бы появилась такая возможность, 24 % -скорее бы пошли на этот шаг, 17 % - скорее бы отказались что-то менять и лишь 12 % опрошенных ответили, что точно не изменили бы выбор своей профессии.

По данным Министерства образования Российской Федерации в 2021 г. было подано 3 294 305 заявлений на обучение за счет бюджетных средств по программам бакалавриата. Принято же было почти в 8 раз меньше - 429 732 абитуриента (табл. 1). Исходя из количества поданных заявлений самыми актуальными направлениями подготовки среди абитуриентов в 2021 г. стали: 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» (143 322 заявления), 38.03.01 «Экономика» (146 176 заявлений), а также 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки» (189 394 заявления от абитуриентов).

Из таблицы видно, что с каждым последующим годом обучения численность студентов уменьшается. Так, например, ко второму курсу бакалавриата остается только 83 % тех, кто учился на первом курсе. При этом, динамика роста количества абитуриентов за последние три года относительная невелика: численность молодых людей, принятых в вузы в 2021 г., выросла по сравнению с 2019 и 2020 гг. всего на 1,5 %. По прежнему значительной остается разница между количеством поданных заявлений и числом абитуриентов, принятых в вузы, хотя само коли-

чество заявлений, поданных в 2021 г., выросло по сравнению с 2020 г. на 22,8 % (610 853 шт.).

Уменьшается и количество лиц, продолжающих получать образование по программе магистратуры. Кроме того, на протяжении последних трех отмечается заметное снижение числа студентов, продолживших обучение по программам специалитета. Их число уменьшилось на 65,9 % (табл. 2).

Количество выбывших студентов на протяжении всех трех лет преобладает над количеством вновь прибывших. Так, количество тех, кто оставил учебу на добровольной основе, в 2021 г. составило 54 128 человек. Этот показатель, по сравнению с показателем 2020 г., вырос на 19,7 %. Значительно (на 171,7 %) увеличился контингент студентов, оставивших учебу из-за болезни, что объясняется обстоятельствами, связанными с пандемией. Растет и число тех, кто не смог на коммерческой основе оплатить учебу в вузе, и вынужден был его покинуть. Этот показатель вырос на 27,4 %. В 2021 г. на 6,7 % (967 чел.) увеличилось число студентов, переведенных в другие образовательные организации на программы того же уровня высшего образования. Однако большая часть из покинувших вуз студентов составляют отчисленные за неуспеваемость: с 2020 по 2021 гг. их число выросло на 30,8 % (14 295 чел.).

Можно предположить, что многие их них - это те, кто в свое время не определился с выбором своей будущей профессии. По данным Е.С. Павленко, социолога, младшего научного сотрудни-

Рис. 2/ Fig. 2. Вероятность использования возможности годичного перерыва российскими студентами / The probability of using a gap year by Russian students

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

ка и преподавателя Центра культур социологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ более пяти тысяч школьников из 42 регионов РФ не знают, кем хотят стать в будущем10. Кроме того, эксперт отмечает, что при выборе профессии существует проблема неравенства: ученики с одинаковыми выпускными баллами выбирают разные траектории профессионального образования. Это обстоятельство связано с социальным положением семьи, уровнем образования родственников, влиянием ближайшего окружения. Свою лепту вносят неуверенность, страх не сдать ЕГЭ и не поступить в желаемый вуз. Ориентируясь на общественное мнение, школьники считают, что важно получить высшее образование, поступив хотя бы в какой-нибудь вуз. К тому же, зачастую, у абитуриентов отсутствуют и само осознание этих интересов, и четкое представление о профессиональной деятельности, реализующей эти интересы. Данная тенденция прослеживается как среди выпускников 11 классов, так и среди тех, кто выбирает СПО после 9-го класса. Как следствие, и в том, и в другом случае, к концу первого, началу второго года обучения приходит понимание студентами ошибочности своего выбора. Эйфория от поступления в вуз или техникум сменяется разочарованием и потерей интереса к учебе.

По данным Федеральной службы государственной статистики численность рабочей силы выпускников в 2020 г. составляла 3484,2 тыс. чел, а доля безработных студентов - почти 11 % от общего числа рабочей силы, при этом только 70 % работало по специальности (табл. 3).

Численность трудоустроенных студентов в 2019 г. была на 470,1 тыс. чел. (60 %) меньше, чем в 2017 г. На протяжении 2017-2019 гг. наблюда-

10 Современные школьники не знают, кем хотят стать // https://ioe.hse. ru/news/300366606.html.

Рис. 3 / Fig. 3. Удовлетворенность студентов качеством получаемого образования (%) / The level of students' satisfaction with the quality of education services (%)

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

ется сокращение уровня занятости: в 2017 г. этот показатель был равен 82,9 %, а в 2019 г. - 70,6 %. Среди тех, кто работает по специальности, «львиную долю» составляют выпускники медицинских вузов (клиническая медицина (98 %), фармация (97 %), сестринское дело (96 %), а также получившие дипломы по музыкальному искусству (95 %), компьютерным и информационным наукам (87 %).

Не связали свою профессиональную карьеру с выбранным ранее направлением подготовки студенты архитектурных (52 %) и сельскохозяйственных вузов (46 %), а также изучавших политические науки и регионоведение - (54 %)п.

Исходя из представленных данных, мы попытались определить зависимость выбора выпускниками школы будущей профессии от gap year. С этой целью среди 107 действующих и бывших студентов крымских вузов в феврале 2022 г. был проведен социальный опрос, позволивший выявить осведомленность студенческой аудитории о данном феномене. Анкета, содержавшая 18 вопросов, была разработана авторами статьи.

Среди участников опроса (возраст 18-30 лет) 66,4 % составляли девушки и 33,6 % - молодые люди. Подавляющее большинство опрошенных - студенты дневной формы обучения, имеющие хорошую и даже отличную успеваемость (74 чел.) и/или уже завершившие учебу в вузе и работающие (41 чел.). от 18 до 30 лет.

70 % опрошенных ответили, что слышали о Gap Year. Однако только 10 из 107 человек ответили, что они брали такой отпуск, и всего 15 % респондентов указали, что у них есть знакомые, воспользовавшиеся такой возможностью. Полагаем, что эти знакомые могут быть иностранными студентами. 62,6 % опрошенных твердо уве-

11 Данные Федеральной службы государственной статистики // https:// rosstat.gov.ru/

рены в том, что молодых людей, бравших когда либо Gap Year, - немного. А почти у 22 % этот вопрос вызвал затруднения.

Следующий вопрос был сформулирован таким образом: «Если бы у Вас была возможность, Вы бы взяли перерыв после школы, чтобы всерьез задуматься о своем будущем, работе, карьере?». Для ответа была предложена градуированная шкала, где ответ «1» означал «определенно, нет», а «5» - «определенно, да» (рис. 2). Исходя из полученных ответов видно, что большинство все же отдало бы предпочтение такому перерыву.

На вопрос о возможных причинах временного перерыва, между окончанием школы и поступлением в вуз, 72 человека (67,3 %) ответили, что хотели бы всерьез задуматься о своем будущем. 43 респондента (40,2 %) сообщили, что не сдали вступительные экзамены и были вынуждены поступать вновь в следующем году. 20-ти обучающимся (18,7 %) были не по душе существующие вузовские программы, т. е. возникла потребность осмотреться и что-то поменять. Есть также и те, кто устал от школы и экзаменов (38 чел. или 35,5 %). Среди прочих были указаны также отсутствие четкого представления о будущем, нехватка средств на коммерческое обучение, служба в армии, недостача баллов для прохождения обучения на бюджетной основе.

На вопрос о том, как было бы потрачено время, отведенное на годичный отпуск, ответы были следующими: 74,8 % - «на самообразование или саморазвитие». Почти такое же количество опрошенных занялись бы почасовой подработкой или трудились бы полный рабочий день. Активным или пассивным отдыхом занялись бы 32,7 % респондентов, а 30,8 % отправились бы в путешествие. И только пятеро и ста семи человек занялись бы волонтерством.

Около половины респондентов (48,6 %) на вопрос «Каковы основные причины поступления в вуз/колледж/техникум?» ответили, что мечтали о выбранной специальности. Двадцать двух человек (20,6 %) заставили родители и столько же попросту не хотели пересдавать экзамены или испытывали страх не получить работу своей мечты. В числе указанных причин можно выделить и нехватку бюджетных мест на желаемый профиль, что вынуждало абитуриентов выбирать иное направление подготовки (13,1 % опрошенных). И, наконец - «страх остаться вовсе без высшего образования».

Ответы на вопрос, «что играет ведущую роль в выборе будущей профессии» распределились

следующим образом: 65,4 % отметили вариант «заработная плата», 55,1 % - «осуществление мечты», 28 % - «хороший коллектив». Почти 4 % молодежи хотели пойти по стопам родителей. 6 человек отметили возможность карьерного роста, статус, связь профессии с хобби, полезность обществу.

На вопрос о том, «явится ли для них такого рода отпуск хорошим жизненным опытом» около 60 % респондентов ответили положительно, обозначив при этом трудности, связанные с возможностью взять такой отпуск. Основными барьерами, по мнению молодежи, выступают: потеря времени (66,4 %) и накопленного багажа знаний (34,6 %), сомнения, связанные с трудоустройством (33,6 %), осуждение со стороны родителей и ровесников (30,8 %). Юноши также отметили невозможность взять годичный отпуск в связи со службой в армии.

Отвечая на вопрос, имеют ли респонденты четкие планы на будущее, лишь половина опрошенных дали утвердительный ответ.

На вопрос о степени удовлетворенности качеством получаемого образования по 5-балльной шкале, большинство (38,3 %) выбрало 3 балла. Полностью довольны получаемым образованием только 8,4 % обучающихся (рис. 3).

По нашему мнению, можно предположить наличие корреляции между осознанным, правильным выбором будущей профессии (67,3 % обучающихся в вузе хотели бы взять годичный отпуск, чтобы обдумать свое профессиональное будущее) и оценкой качества получаемого образования.

На последний вопрос: «Составьте свое мнение касательно феномена Gap Year», дающий респондентам возможность выразить собственные мысли по поводу исследуемого явления, были получены следующие ответы:

• «Неплохо было бы, чтобы родители не торопились делать выбор за детей. При необходимости брали паузу, если ребенок после школы еще не готов принять решение по вопросу получения будущего высшего образования»;

• «...не все могут начать учиться в университете сразу после выпуска из школы по разным причинам. У меня много знакомых, которые взяли Gap Year, чтобы отдохнуть, пройти дополнительные курсы, пересдать экзамены, заработать и т.д. Близкие их преимущественно поддержали»;

• «Думаю, это довольно хороший шанс, чтобы получше узнать себя, если есть такая возмож-

ность. Но также я думаю, что и поступление в университет является хорошим способом понять, что тебе нравиться, а что нет»;

• «Феномен Gap year становится все более популярным и в странах СНГ. У нынешнего поколения сформировалось мнение, что в возрасте 17-18 лет слишком рано выбирать дальнейшую профессию, от которой, возможно, будет зависеть вся дальнейшая жизнь. И я разделяю эту позицию. Я считаю, что Gar year вполне адекватный и оправданный способ принять взвешенное решение»;

• «Gap Year это хорошо, но есть шанс, что за год с профессией так и не сможешь определиться. Бывает, сомневаешься в специальности годами, но ведь это не значит, что нужно ничего не делать и никуда не поступать. Кроме того, достаточно сложно заставить себя учиться после большого перерыва в учебе. Безусловно, можно учиться, само развиваться в этот период, но это большая самоорганизация и не все смогут так себя организовать. Поэтому считаю, что Gap Year не для всех»;

• «Мне кажется это больше подойдет для девушек, т.к. им не грозит призыв в армию»;

• «Подросткам в 17 лет тяжело определится с будущей профессией, понять, чем именно они хотят заниматься в жизни. Gap Year - прекрасная возможность исследовать преимущества разных специальностей, предлагаемых разными вузами, понять их особенности, познакомиться с людьми, разбирающимися в сфере, которая вам интересна, путешествовать, самообразовываться, возможно, найти подработку... Мне кажется, в России не понимают все преимущества этого феномена. Дети боятся потерять время, «опозорить» семью и не поступить, т.к. с каждым годом средний балл все выше. Gap Year явно недооценивается в России».

ВЫВОДЫ

Подводя итоги, следует отметить, что в современной России возможности указанного феномена не используются в полной мере. В отечественной научной литературе до настоящего времени не представлены должным образом результаты исследования проблемы годичного отпуска. Поэтому, предъявленный в статье тщательный анализ понятия «годичный отпуск» и уточнение на этой основе сущности данной де-

финиции, а так же определение места и роли годичного отпуска в образовательном пространстве РФ, как и выявление мотивационных основ указанного явления в молодежной среде, отражает, на наш взгляд, несомненную научную новизну представленных материалов.

Как показало проведенное исследование, к выбору годичного отпуска прибегают лишь в случае, когда нет иных вариантов, будь то проблемы со здоровьем или недобор баллов при поступлении. К субъективным моментам, снижающим мотивацию использовать годичный отпуск, следует отнести опасение будущих студентов потратить время отпуска в пустую. Это опасение усиливается за счет психологического давления со стороны семьи и школы. Кроме того, если выпускником старших классов является юноша, армия может стать весомым барьером для его возможности использовать годичный отпуск. Проблема реализации Gap Year в РФ усугубляется также отсутствием специально разработанных финансовых программ или студенческих кредитов, предоставляемых молодым людям за рубежом.

И все же, признавая объективные и субъективные затруднения, связанные с феноменом Gap Year в нашей стране, мы твердо уверены, что реализация программы годичного отпуска может служить одним из механизмов осознанного выбора выпускниками школ своей будущей профессии и предварительной, пробной адаптации к ней завтрашних специалистов. Такая предварительная «проба пера» позволит отечественным вузам снять противоречия между высоким уровнем теоретической подготовки и недостаточным уровнем сформированности практических навыков; обеспечит возможность работодателям долговременных прогнозов потребностей в будущих специалистах; будет способствовать выработке индивидуального «профессионального почерка» сотрудников разных областей народного хозяйства, образования, медицины. Поэтому, на наш взгляд, необходимо в сжатые сроки упростить технологию предоставления годичного отпуска, сделать ее доступной для тысяч студентов в образовательном пространстве Российской Федерации.

Материалы данной статьи могут быть интересны и полезны Министерству образования РФ, преподавателям и аспирантам высших учебных заведений, научным сотрудникам сферы образования, педагогам-исследователям.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES

1. Piddock C. Taking time out. 2004 Career World 33(3): 6-9.

2. Jones, A. Gap year: Make or break time. Guardian Unlimited. http://education.guardian.co.uk/students/gapyear/sto-ry/0,12763,1269375,00 html.

3. King A. (2011) Minding the gap? Young people's accounts of taking a Gap Year as a form of identity work in higher education, Journal of Youth Studies, 14:3, 341-357, DOI: 10.1080/13676261.2010.522563

4. Simpson K. 2005. Dropping out or signing up? The professionalisation of youth travel. Antipode 37(3): 447-469.

5. Coetzee M., Bester S. The possible value of a gap year: A case study. Unisa Press ISSN 1011-3487. SAJHE 23(3)2009 pp 608-623

6. Jones A. Review of gap year provision. Research Report RR555. London: University of London.

7. Martin A.J. Should students have a gap year? Motivation and performance factors relevant to time out after completing school. Journal of Educational Psychology, 2010, 102(3), 561-576. https://doi.org/10.1037/a0019321

8. Dickler J. Making the most of a gap year before college / Jessica Dickler [Electronic Resource]. - URL: https://www.cnbc. com/2017/05/19/making-the-most-of-a-gap-year-before-college.html (Access date: 14.05.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Birch E.R. The Characteristics of Gap-Year Students and Their Tertiary Academic Outcomes. Economic Record. 83(262): 329-344, 2007, https://doi.org/10.1111/j.1475-4932.2007.00418.x

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Альбина Георгиевна Тулегенова - доцент, кандидат педагогических наук ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия Al'bina G. Tulegenova - Cand. Sci. (Pedag.), Associate Professor, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russia https://orcid.org/0000-0003-3384-4384 tylegenov@rambler.ru

Ж

Айше Фикретовна Мамедлаева - студентка 4 курса бакалавриата, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия

Ayshe F. Mamedlaeva - Postgraduate student, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol,

Republic of Crimea, Russia

https://orcid.org/0000-0003-2939-2346

moonaisha211@gmail.com

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 06.02.2022; после рецензирования 16.06.2022, принята к публикации 18.06.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 06.02.2022; reviewed on 16.06.2022, accepted for publication on 18.06.2022. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.