Научная статья на тему 'Социальное взаимодействие и ценностные ориентации спортивных команд спорта высших достижений'

Социальное взаимодействие и ценностные ориентации спортивных команд спорта высших достижений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
513
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ / ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ / ЦЕЛЕДОСТИЖЕНИЯ / КОМАНДНЫЙ ВИД СПОРТА / SOCIAL IMPACT / MANAGEMENT / INTERDEPENDENCE / VALUES / TEAM SPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Головин Алексей Анатольевич

Целью статьи является выявление специфики процессов социального взаимодействия и ценностных ориентаций спортивных команд спорта высших достижений. Исследование выполнено на основе экспертного социологического опроса, проведенного в 2016 году среди спортсменов, профессионально занимающихся бобслеем, находившихся на соревнованиях в тренировочном центе «Санки», Красная поляна г.Сочи на санно-бобслейной трассе. Метод опроса экспертов формализованное интервью. Спортсмены представляли регионы Воронеж, Краснодар, Красноярск, Москва, Орел, Саратов. По результатам опроса экспертов автор обосновывает важность приобретения ценностных ориентаций, способствующих личностному развитию спортсменов и успешному достижению целей спортивной команды, выделяет несколько базовых ценностей спортивной команды спорта высших достижений. Автор обосновывает тезис, что общение является одним из основных инструментов, обеспечивающим социальное взаимодействие. Его успешное использование способствует достижению необходимых результатов в спорте высших достижений. Акцентируется внимание на специфических особенностях и функциях ценностных ориентаций спортивных команд спорта высших достижений. Указанные особенности основываются на различных формах включения ценностей команды в индивидуальное сознание его членов; а также на формирование личностных качеств спортсменов (уравновешенность и уверенность; самоконтроль, подвижность, инициатива, трудолюбие и целеустремленность) и общекомандных характеристик (дружелюбие, верность, энтузиазм и сотрудничество).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INTERACTION AND VALUE ORIENTATIONS OF TOP-LEVEL SPORTS TEAMS

The purpose of the article is to identify the specifics of the processes of social interaction and value orientations of sports teams of high performance sports. The study was carried out on the basis of the expert sociological survey conducted in 2016 among athletes who are professionally engaged in bobsleigh, who were at competitions in the training center Sanki, Krasnaya Polyana, Sochi, on the bobsleigh track. The expert survey method is a formalized interview. Athletes represented the following regions: Voronezh, Krasnodar, Krasnoyarsk, Moscow, Oryol, Saratov. According to the results of a survey of experts, the author justifies the importance of acquiring value orientations that contribute to the personal development of athletes and successful achievement of the goals of a sports team, highlights several basic values of a sports team of high performance sports. The author substantiates the thesis that communication is one of the main tools providing social interaction. Its successful use contributes to the achievement of the desired results in the sport of higher achievements. Attention is focused on the specific features and functions of the value orientations of top-performing sports teams. These features are based on various forms of the inclusion of team values in the individual consciousness of its members, as well as on the formation of athletes' personal qualities (balance and confidence; self-control, mobility, initiative, hard work and dedication) and team-wide characteristics (friendliness, loyalty, enthusiasm and cooperation).

Текст научной работы на тему «Социальное взаимодействие и ценностные ориентации спортивных команд спорта высших достижений»

УДК: 316.45 DOI: 10.22394/2071-2367-2019-14-2-59-72

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СПОРТИВНЫХ КОМАНД СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Головин А. А.1

Целью статьи является выявление специфики процессов социального взаимодействия и ценностных ориентаций спортивных команд спорта высших достижений. Исследование выполнено на основе экспертного социологического опроса, проведенного в 2016 году среди спортсменов, профессионально занимающихся бобслеем, находившихся на соревнованиях в тренировочном центе «Санки», Красная поляна г.Сочи на санно-бобслейной трассе.

Метод опроса экспертов - формализованное интервью. Спортсмены представляли регионы Воронеж, Краснодар, Красноярск, Москва, Орел, Саратов. По результатам опроса экспертов автор обосновывает важность приобретения ценностных ориентаций, способствующих личностному развитию спортсменов и успешному достижению целей спортивной команды, выделяет несколько базовых ценностей спортивной команды спорта высших достижений.

Автор обосновывает тезис, что общение является одним из основных инструментов, обеспечивающим социальное взаимодействие. Его успешное использование способствует достижению необходимых результатов в спорте высших достижений. Акцентируется внимание на специфических особенностях и функциях ценностных ориентаций спортивных команд спорта высших достижений. Указанные особенности основываются на различных формах включения ценностей команды в индивидуальное сознание его членов; а также на формирование личностных качеств спортсменов (уравновешенность и уверенность; самоконтроль, подвижность, инициатива, трудолюбие и целеустремленность) и общекомандных характеристик (дружелюбие, верность, энтузиазм и сотрудничество).

Ключевые слова: социальное воздействие, управление, взаимозависимость, ценности социальные, целедостижения, командный вид спорта.

Головин Алексей Анатольевич - аспирант, Среднерусский институт управления-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, е-mail: bobclub@mail.ru

SOCIAL INTERACTION AND VALUE ORIENTATIONS OF TOP-LEVEL SPORTS TEAMS

GOLOVIN A.A. - Postgraduate student, Central Russian Institute of Management, Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: bobclub@mail.ru

The purpose of the article is to identify the specifics of the processes of social interaction and value orientations of sports teams of high performance sports. The study was carried out on the basis of the expert sociological survey conducted in 2016 among athletes who are professionally engaged in bobsleigh, who were at competitions in the training center Sanki, Krasnaya Polyana, Sochi, on the bobsleigh track. The expert survey method is a formalized interview. Athletes represented the following regions: Voronezh, Krasnodar, Krasnoyarsk, Moscow, Oryol, Saratov. According to the results of a survey of experts, the author justifies the importance of acquiring value orientations that contribute to the personal development of athletes and successful achievement of the goals of a sports team, highlights several basic values of a sports team of high performance sports.

The author substantiates the thesis that communication is one of the main tools providing social interaction. Its successful use contributes to the achievement of the desired results in the sport of higher achievements. Attention is focused on the specific features and functions of the value orientations of top-performing sports teams. These features are based on various forms of the inclusion of team values in the individual consciousness of its members, as well as on the formation of athletes' personal qualities (balance and confidence; self-control, mobility, initiative, hard work and dedication) and team-wide characteristics (friendliness, loyalty, enthusiasm and cooperation).

Keywords: social impact, management, interdependence, values, team sport.

Современная система подготовки спортсменов в командных видах спорта основывается с одной стороны на успешных тренерских моделях подготовки чемпионских выступлений на международной спортивной арене, а также на системе подготовки спортсменов, сформированной еще в советскую эпоху.

Процесс подготовки спортивной команды в спорте высших достижений основан на базовых принципах, формирующих свою философию взаимоотношений и взаимодействий тренера и членов команды. Основой управления и формирования спортивной команды для тренера является общение, которое направлено на развитие определенных командных ценностей.

Командное внутригрупповое взаимодействие реализуется в разных формах: стимулирующее, мотивирующее, ориентирующее, оценочное.

Сравнение форм общения и взаимодействия в тренировочном процессе позволяет сформировать новые модели и более эффективные форматы подготовки спортсменов и спортивной команды1.

Внешнеполитические факторы, безусловно, оказывают влияние на перспективы развития командных видов спорта в современных условиях тренировочной и соревновательной деятельности.

Однако, не следует переносить проблемы Российского спорта высших достижений только в политическую плоскость, ввиду того, что таким образом легко списать ошибки управления тренеров в спорте высших достижений на международную политическую обстановку.

Большое значение имеет социальная направленность проблем внутрикомандного взаимодействия. А также, не следует искусственно усиливать процессы пренебрежительного отношения к ценностным ориентациям советского спортивного опыта прошлых поколений и Российской действительности настоящего времени по представлению интересов Российской Федерации на международной спортивной арене.

Следует отметить, что ценностные ориентации и принципы деятельности спортивных команд, задекларированы в Олимпийской Хартии, являющейся базовым документом, в котором изложены основополагающие принципы Олимпизма и в правилах, принятых МОК - документ конституционного характера, который определяет принципы и ценности Олимпизма.

Основополагающий принцип Олимпизма задекларированный в этом документе: «Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума». Олимпизм, спорт соединяющий культуру и образование, стремящийся к созданию образа жизни, основывающегося на усилиях, примерах, социальной ответственности и уважения к всеобщим основным этическим принципам2.

Динамика развития внутрикомандных взаимодействий спортсменов, рассматриваемая с позиции социологии управления, представляет ее как социальную систему, упорядочивающую отдельные социальные элементы -спортсменов, спортивные команды и спортивные организации.

Ценностные ориентации спортивной команды отражают разные аспекты ее

1 Марков К.К. Проблемы и принципы создания спортивной команды // современные наукоемкие технологии. - 2016 - № 6-2. - С. 374- 379.

2 Олимпийская хартия - международный олимпийский комитет - в действии с 02 августа 2015г.

социальной жизни, способствующие социальным изменениям и определяющие формы, и форматы развития.

Вектор успеха спортивной малой группы определяется имеющимся практическим опытом управления и процессами социального взаимодействия в команде, направленных на установление причинно-следственной связи между событиями.

Процесс социального взаимодействия между членами спортивной малой группы (команды) результативен, если есть четкое определение общественных ролей в команде, что позволяет сформировать здоровый социально-психологический климат.

Ценностные ориентации спортсмена, обусловлены добровольным выбором установок личностного социального развития в пользу командного вида спорта. Они исходят, прежде всего, из личных интересов, потребностей и жизненных установок на будущее, а также зависят от типологии общения и взаимодействия со своими единомышленниками. Успех команды будет обеспечен, если все члены команды научатся работать сообща, сосредоточив все усилия на достижении -одной общей цели.

Одним из распространенных механизмов социального воздействия, является работа над закреплением в сознании каждого члена спортивной команды определенного блока (фундамента) ценностных ориентаций, позволяющего как каждому спортсмену, так и всей команде добиваться плановых целедостижений в процессе взаимодействия.

Процесс социального управления не должен являться разовым мероприятием. Его необходимо осуществлять на всем периоде спортивного совершенствования, добиваясь устойчивого развития социальных отношений, складывающихся между взаимодействующими членами спортивной команды.

Какие социальные воздействия в команде будут формировать базовые ценностные ориентации спортсменов, зависит, прежде всего, от тренерских навыков и используемых технологий управления.

Социальное управление базируется на определенной соподчиненности воли спортсменов как участников управленческих отношений, т.к. их отношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Воля управляющих, например, тренера приоритетна к воле управляемых - спортсменов1.

Систематически направленное воздействие тренера на каждого члена спортивной команды должно иметь направленность на ценностные ориентации, позволяющие с учетом культурологических особенностей не только упорядочить

1 Кравченко А.Н. Социология труда в ХХ веке - М.,1987.

взаимодействие, но и поднять «командный дух», патриотизм, организованность, сплоченность командных действий.

Состав спортивной команды представлен молодыми людьми, занимающие активную жизненную позицию.

«Активная жизненная позиция» является ментальной особенностью спортсменов, не случайно после завершения спортивной карьеры они активно занимаются благотворительной деятельностью в рамках НКО. Тренеры стараются выстроить процесс социальной преемственности в спортивной малой группе по передаче опыта и знаний ветеранов командных побед, особенностей образа жизни в спорте, формирования спортивной карьеры, целедостижения жизненных планов и ценностных ориентаций.

Взаимодействие в спорте не ограничивается только тренировочным или соревновательным процессом, а имеет и внешние неформальные взаимодействия1.

Тренерский коллектив спортивной команды, должен не только изучать интересы, запросы, потребности, приоритетные ценности, социальные ожидания членов спортивной команды. Рассмотрим представления и установки на развитие профессиональной деятельности в ракурсе трех основных составляющих, наиболее распространенных: когнитивной, аффективной и оценочной2.

В основе выводов и положений лежат результаты исследования, проведенного в 2016 году в г. Сочи.

Аффективный компонент можно представить через призму доминирующих чувств относительно профессиональных спортивных навыков бобслеистов. Оценочная составляющая включает представления о таких характеристиках, как:

-оценка условий для тренировок, возможностей реализации спортивной карьеры;

-гигиенические и мотивационные факторы спортивной деятельности;

-мотивация занятий в команде бобслеистов;

-оценка отношений к спортсменам данного вида спорта - бобслей;

-механизмы повышения спортивного мастерства.

Когнитивный компонент включает представления о:

- возможности участия в соревнованиях и использовании профессионального оборудования для применения и развития специализированных спортивных навыков; -механизмах повышения спортивного мастерств;

1 Головин А.А. Лидерство в процессах формирования и социализации спортивных команд. // Вестник Поволжского института. - Том 17. - № 5. - 2017.

2 Проказина Н.В.Социология управления: учебное пособие для студентов вузов. Орел, 2005.

-наиболее оптимальных способах и возможностях участия в соревнованиях разного уровня.

Рассматривая аффективную (эмоциональную) составляющую ценностные ориентации социальных взаимодействий спортсменов, «испытывают чувство гордости, что занимаются данным видом спорта», выделяя главными ценностями мастерство и уважение- (табл. 1). Нельзя данные приводить до описания опроса.

Пропагандировать и навязывать необходимые ценностные ориентации, способствующие не только достижению высоких спортивных результатов при соблюдении антидопинговых правил, но и формировать активную жизненную позицию, стиль жизни и поведения, вырабатывать морально-психологическую устойчивость и мотивацию личного успеха.

Специфика ценностных ориентаций является управляемой и зависит от личностных качеств тренерского коллектива, опыта взаимодействий на различных уровнях, ценностных приоритетов, успешности личной и командной спортивной карьеры, а также ресурсной финансовой составляющей спортивной организации.

Именно организация процесса целенаправленных социальных воздействий по закреплению приоритетных ценностей, дополняющих технологию осуществления тренировочного процесса, позволяет достичь максимальной эффективности. Основная нагрузка в этом процессе возлагается на тренерский персонал, который на основе имеющихся ресурсов социального воздействия, управляет им и способствует удовлетворению социальных потребностей членов спортивной команды. Потребности выражаются не только в повседневных нуждах спортсменов в еде, сне, пище, жилье и т.д., но и в социальных потребностях в социально-экономической, активности, трудоустройстве, образовании, духовной культуре и других продуктах общественной жизни российского общества.

Создавая благоприятные условия, окружающие спортсменов, тренерский персонал, используя технологии социальных воздействий, создает возможности для удовлетворения потребностей как команды в целом, так и отдельных, наиболее талантливых её представителей. Каждой команде присущи социальные ценности, разделяемые большей её частью, определяющие, что является желательным, правильным и полезным, и формирующим такие личностные качества как уравновешенность и уверенность; самоконтроль, подвижность, инициатива, трудолюбие и целеустремленность. А также командные: дружелюбие, верность, энтузиазм и сотрудничество.

Осознание необходимых ценностных ориентаций, реальных возможностей их реализации и методов их достижения, позволяет достичь, психологическую устойчивость и обеспечивает высокую нацеленность на результат в соревновании,

а также и на последующую карьеру спортсмена и команды в целом.

Управление социальным воздействием на ценностные ориентации тренерскому персоналу, с нашей точки зрения, позволяет достичь в команде комфортного морально-психологического климата, поменять ролевые взаимодействия без ущерба командному результату, признать и оценить уровень таланта каждого спортсмена, закрепить и сформировать систему общих командных ценностей близких и понятных каждому спортсмену.

Управление социальным воздействием в команде не должно ограничиваться удовлетворением интересов спортсменов только экономическими способами стимулирования.

Практика спортивных взаимодействий в команде показывает важность организационных и морально-психологических способов воздействия. Спортсмены имеют интересы в достижении высоких спортивных результатов, в реализации личных и профессиональных целей, в мотивации сделать успешную спортивную карьеру, иметь гарантии трудоустройства по окончании спортивной карьеры, обрести авторитет и признание со стороны коллег по виду спорта, приобрести публичность успеха в глазах общества через коммуникативные средства массовой информации на региональном и федеральном уровне.

Ценностные ориентации, пропагандируемые и прививаемые спортсменам тренером спортивной команды, способствуют и самосовершенствованию личности спортсмена, направленному на познание себя.

Самосовершенствование позволяет приобрести новые знания, навыки и умение самостоятельно выполнять необходимую и тяжелую тренировочную нагрузку, способствует развитию мышления, выработке новых идей на базе осмысления своего и чужого опыта, опыта командных взаимодействий, придает спортсмену уверенность в своих силах, дает способность быстро реагировать на изменения, максимально использовать открывшееся окно возможностей, облегчает понимание многих процессов и явлений.

Через самосовершенствование спортсмена на основе познания себя достигается повышение эффективности и рациональности управленческой деятельности.

Именно стремление к самосовершенствованию для спортсмена является одним из ценностных ориентиров необходимым для динамики развития: преданность своему виду спорта и команде, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, умение и желание идти на риск при необходимых обстоятельствах, проявлять решительность в действиях, иметь терпимость к поражениям, быть успешным, соблюдать антидопинговые правила.

Необходимость указанных ценностных ориентаций целесообразно иметь в тренировочном и соревновательном процессах каждому члену спортивной команды.

Для того, чтобы проанализировать влияние ценностных ориентаций на социальное взаимодействие рассмотрим результаты проведенного социологического исследования участников региональных команд Федерации бобслея России1. Метод исследования - экспертный опрос в форме формализованного интервью.

Результаты опроса позволяют сформировать представление о человеческих убеждениях, принципах, мнениях, взглядах, мотивировках, чувствах специальной группы спортсменов, целенаправленно, регулярно и профессионально занимающихся командным олимпийским видом спорта - бобслей. В результате данного исследования было опрошено 29 респондентов. Процентное соотношение мужчин и женщин - 65,5% и 34,5% соответственно.

По возрастным категориям респонденты были разделены в следующих соотношениях: до 18 лет - 24,1% от опрошенных, 19-26 лет - 58,6% и старше 26 лет - 17,2%. Среди опрошенных большее количество респондентов имеют высшее профессиональное образование (включая незаконченное высшее) -69,2%, 7,7% - среднее профессиональное, 11,5% - среднее (полное) общее и 10,3% - основное общее среднее или начальное профессиональное образование. По спортивному званию превалирует число респондентов имеющие звания «Мастер спорта России» - 50%, 21,5% опрошенных - кандидаты в мастера спорта, а 7,1% имеют первый спортивный разряд.

В таблице 1 показано, что приоритетными ценностями для спортсменов являются наиболее популярными оказались такие ценности как уважение и мастерство (38,6%). Благополучие как наиболее значимую ценность отметили 12,3% спортсменов. Менее 5% опрошенных выбрали богатство, мораль и просвещенность.

Анализ вопроса «Какие ценности для вас являются наиболее значимыми?» показывает на спортивные приоритеты. Определили мастерство 38,6% и уважение 38,6%.

Наиболее значимые для спортсменов ценности представлены в табл. 1.

1 Проведен автором, экспертный опрос методом формализованного интервью N=29 человек, в 2016 году в г. Сочи. Участники опроса - спортсмены, профессионально занимающиеся бобслеем.

Таблица 1 - Наиболее значимые для спортсменов ценности, %. Table 1 - The most significant values for athletes,%

благополучие 12,3

богатство 5,3

уважение 38,6

мораль 1,8

мастерство 38,6

просвещенность 3,5

В таблице 1 показано, что приоритетными ценностями для спортсменов являются уважение и мастерство (38,6%). Тот фактор, что большинство респондентов выбирали данные ценности, свидетельствует о том, что при достижении высокого спортивного мастерства, приходит уважение не только со стороны членов твоей команды, но и со стороны соперников. Эти два фактора являются необходимым дополнением друг друга. Благополучие как наиболее значимую ценность отметили 12,3% спортсменов. Менее 5% опрошенных выбрали богатство, что свидетельствует о том, что в спорт приходят люди не для улучшения своего материального положения.

Спортивная команда это та социальная организация, где главной ценностью, является высокое спортивное мастерство. Это профессиональное качество, без которого не мыслим успех.

Таблица 2 - Степень влияния роста образовательного и культурного уровня у спортсменов на результат соревнований, %

Table 2 - The degree of influence of the growth of the educational and cultural level of athletes on the result of the competition,%_

да, влияет 55,2

скорее влияет, чем не влияет 27,6

скорее не влияет, чем влияет 13,8

не влияет 3,4

Ответы на данный вопрос показали, что рост образовательного и культурного уровня у спортсменов влияет на результат соревнований, так считают 82,8% опрошенных. Такой высокий процент, говорит о том, что спортсмены удачно совмещают занятие спортом со своей образовательной и культурной

деятельностью. Есть стремление получить образование и успешно продолжить, и решить свои жизненные установки после окончания спортивной деятельности. Суммарный результат, составленный из «скорее влияет» 13,8% и «не влияет» 3,4% составил 17,2%. Он показывает, что в любом коллективе есть пессимисты, которые живут одним днем, и не думают о том, что будет с ними завтра. Непонимание необходимости осуществления процесса повышения уровня своей социализации, не способствует получению новых и научных знаний в выбранном виде спорта. Тормозит достижение личного и командного успеха в соревновательном процессе и в последующем жизненном пути. Повышение образовательного и культурного уровня способствует расширению горизонта приложения своих возможностей в будущем.

Таблица 3 - Степень влияния социальных условий на реализацию возможностей спортсмена, %

Table 3 - The degree of influence of social conditions on the implementation of the capabilities of an athlete,%

важная 44,8

скорее важная, чем не важная 48,3

скорее не важная, чем важная 3,4

неважная 3,4

Процентное соотношение ответов на данный вопрос показывает, что роль социальных условий при реализации возможностей спортсмена безусловно важная -93,1% и лишь 6,8% спортсменов считают, что социальные условия не влияют на реализацию возможностей спортсменов.

Анализ ответов на вопрос «Какова роль социальных условий, на Ваш взгляд, при реализации возможностей спортсмена?» говорит о том, что основная масса респондентов имеет стаж тренировочной и соревновательной деятельности не только в командном виде спорта бобслей, но и в индивидуальных видах спорта. Выбор командного вида спорта - бобслей, свидетельствует об их желании повысить, свой статус, развить карьеру спортсмена и соответственно повысить экономическую составляющую своих социальных потребностей. Низкий процент респондентов считающих неважность социальных условий, указывает на то, что в командах имеется молодое пополнение, которое еще находится в поисках своего места в жизни или имеет комфортные социальные условия, созданные в семейной социальной среде, и пользуются их временной поддержкой.

Таблица 4 - Присутствие и влияние принципа иерархичности при общении и взаимодействии в командном виде спорта - бобслее, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 4 - Presence and influence of the principle of hierarchy in communication and interaction in a team sport - bobsleigh,%

существует и влияет 55,6

существует, но не влияет 25,9

не существует и не влияет 11,1

не существует 7,4

Больше половины опрошенных (55,6%) считают, что в бобслее существует принцип иерархичности и он влияет на результат соревнований. Четвертая часть респондентов отмечают, что принцип иерархичности существует, но не влияет на результат соревнований. Суммарный результат - 81,5% свидетельствует о том, что иерархичность в командных видах спорта существует и является определяющей. Профессиональное мастерство имеет должную оценку коллег по виду спорта, как среди опытных спортсменов достигших спортивных вершин, так и среди молодых начинающих свой спортивный путь спортсмена. Эти ценностные ориентации позволяют говорить о преемственности, патриотизме и целеустремленности в будущее.

Однако 11,1% убеждены, что принципа иерархичности не существует и он никак не влияет на результаты соревнований.

Таблица 5 - Наиболее распространенные для спортсменов формы взаимодействия преобладающие в командах бобслеистов, %

Table 5 - The most common forms of interaction for athletes prevailing in teams of bobsledders,%

сотрудничество 31,0

соперничество 34,5

субординация 10,3

взаимопомощь 24,1

В таблице 5 показано, что около трети опрошенных отметили сотрудничество (31,0%) и соперничество (34,5%) как формы отношений, преобладающие в команде при взаимосвязи спортсменов. Следовательно, сотрудничество тесно связано с соперничеством за роль лучшего, а при грамотном тренерском использовании и

подборе социальных форматов общения - это, как правило, обеспечивает высокий спортивный результат. При этом соперничество на 3,5% опережает сотрудничество как форма отношений, преобладающая в команде. Взаимопомощь отметили 24,1% респондентов, а субординацию - 10,3%. Процент субординации и взаимопомощи указывает на то, что в командном виде спорта это не пустой звук, регулярная практика ролевых взаимодействий.

Анализируя ответы на выборочные вопросы о ценностных ориентациях, следует отметить, что приоритетными являются профессиональное мастерство и уважение. Респонденты имеют планы на текущую спортивную карьеру и на те социальные условия, которые они будут иметь после завершения выступлений в спорте. Базовые ценности спортивной команды в спорте высших достижений - это стремление достижения успеха, что мотивирует спортсменов стремиться к получению профессиональных навыков, повышению образовательного и культурного уровня, укреплению социального взаимодействия во всех ситуационных отношениях. Это способствует налаживанию взаимопонимания, развитию и укреплению командных взаимодействий, повышению личного статуса в команде. Ценностные ориентации сплачивают команду и при эффективном управленческом социальном воздействии способствуют успеху спортивной команды в соревнованиях различного уровня.

Результаты исследования расширяют представления о значимых ценностях спортивной деятельности команд бобслеистов в спорте высших достижений и их взаимосвязей, что может быть использовано в качестве основы не только организации тренировочного процесса, но развития команд спорта высших достижений.

Следует также выделить следующие специфические особенности и функции ценностных ориентаций спортивных команд спорта высших достижений, основывающихся на: во-первых, на различных формах включения ценностей команды в индивидуальное сознание его членов; во-вторых, направленность развития личности, реализуемое посредством формируемых личностных качеств спортсменов (уравновешенность и уверенность; самоконтроль, подвижность, инициатива, трудолюбие и целеустремленность и командные: дружелюбие, верность, энтузиазм и сотрудничество) на те или иные командные ценности; в-третьих, выбор членами команды форматов социального взаимодействия сообразно ценностям, на которые они ориентируются.

В процессе исследования мы пришли к выводу, что базовыми ценностями спортивных команд в спорте высших достижений являются следующие:

- ценности самоопределения, реализуемая посредством социальной

идентификация в спортивной команде, рассматриваемой нами как малой группы,

-ценности самореализации (амбиции, власть, эгоизм);

-ценности изменений (стремление к достижению успеха, саморазвитие).

Следовательно, ценностные ориентации способствуют определению вектора социального взаимодействия спортивных команд, регулируя поведение членов спортивных команд, трансформируя действия членов команды, нацеленных на достижение целей команды.

Библиография/References:

1. Головин А.А. Лидерство в процессах формирования и социализации спортивных команд // Вестник Поволжского института управления. - 2017. - Том 17. - № 5. - С.146- 152.

2. Горская Г.Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2016. - № 4. - С. 85-91.

3. Кравченко А.Н. Социология труда в ХХ веке. - М.,1987.

4. Кустова А.В. Влияние профессиональной стагнации на динамику профессионального развития личности // Психология профессионала: личность, деятельность, организация коллективная / Под.ред. Т.А. Жалагиной. - Тверь, 2014. - С.131-142.

5. Марков К.К. Проблемы и принципы создания спортивной команды // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 6-2. - С. 374-379.

6. Олимпийская хартия. - Международный олимпийский комитет, 2015. - URL: https://docplayer.ru/28017203-0limpiyskaya-hartiya-v-deystvii-s-02-avgusta-2015-g.html.

7. Проказина Н.В. Социология управления: учебное пособие для студентов вузов. - Орел, 2005.

8. Самыгин С.И. и др. Социология: курс лекций / Под ред. С.И.Самыгина. -Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 237 с.

1. Golovin, A.A. (2017) Liderstvo v protsessakh formirovaniya i sotsializatsii sportivnykh komand [Leadership in sports teams formation and socialization processes] // Vestnik povolzhskogo instituta upravleniya. [The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration]. - Tom 17. - № 5. - P.146-152. (In Russ.)

2. Gorskaya, G.B. (2016) Motivatsionnyy klimat kak psikhologicheskiy regulyator deyatel'nosti sportsmenov [Motivational climate as a psychological regulator of the activities of athletes] // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sports - Science and Practice]. - № 4. - P. 85-91. (In Russ.)

3. Kravchenko, A.N. (1987) Sotsiologiya truda v XX veke [Sociology of labor in the twentieth century]. - M. (In Russ.)

4. Kustova, A.V. (2014) Vliyaniye professional'noy stagnatsii na dinamiku professional'nogo razvitiya lichnosti [The influence of professional stagnation on the dynamics of professional development of the individual] // Psikhologiya professionala: lichnost', deyatel'nost', organizatsiya kollektivnaya [Psychology of a professional: personality, activity, collective organization] / Pod.red. T.A. Zhalaginoy. - Tver'. - P.131-142. (In Russ.)

5. Markov, K.K. (2016) Problemy i printsipy sozdaniya sportivnoy komandy [Problems and principles of creating a sports team] // Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii [Modern high technologies]. - № 6-2. - P. 374-379. (In Russ.)

6. Olimpiyskaya khartiya [Olympic Charter]. - Mezhdunarodnyy olimpiyskiy komitet, 2015. - URL: https://docplayer.ru/28017203-Olimpiyskaya-hartiya-v-deystvii-s-02-avgusta-2015-g.html. (In Russ.)

7. Prokazina, N.V. (2005) Sotsiologiya upravleniya: uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov [Sociology of management: a textbook for university students]. - Orel. (In Russ.)

8. Samygin, S.I. i dr. (2016) Sotsiologiya: kurs lektsiy [Sociology: a course of lectures] / Pod red. S.I.Samygina. - Rostov n/D: Feniks. - 237 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.