Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ДИССЕРТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КАТЕГОРИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксютина З.А.

В статье осуществляется анализ диссертационных исследований, посвященных социальному воспитанию, выявляются категории, описывающие область социального воспитания. Автор проводит отбор диссертационных работ и анализирует их по таким показателям как год издания, количество работ, место издания, отрасль научного знания, научная специальность, др. Анализ позволяет выявить категориальный аппарат, применяемый для описания социального воспитания, частоту встречаемости категорий. Исследование создает фундамент для дальнейшего развития понятийного аппарата социального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксютина З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL UPBRINGING IN DOMESTIC DISSERTATION RESEARCH

The article analyzes dissertation research on social upbringing. The relevance of the study is caused by the cataclysms of the 90s. XX century negatively reflected in upbringing. Upbringing is “washed out” of educational practice. This aroused interest in the study of social upbringing. The purpose of the article is to analyze dissertation research on social education and identify categories included by researchers in the field of social education. Research on social education has been updated since 1996, after a long break that began in 1936. As of the beginning of 2022, 69 papers devoted to social upbringing have been defended. The problem-thematic analysis of dissertation research made it possible to reflect the dynamics of defenses in chronological order. The subject of social education does not receive proper development and research remains sporadic. At the same time, there is some stability in the quantitative indicators of the defense of dissertation research on social upbringing. The most productive years of research into the problems of social education were 2004, 2007 and 2009, when 6 papers were defended. An analysis of the geography of dissertation defenses made it possible to reveal that Kostroma and Moscow are the largest scientific centers for the study of social upbringing. At the same time, social education research is not carried out in the Far East and southern regions of Russia. When identifying the branches of scientific knowledge where social upbringing n is studied, it was found that the vast majority of works were defended in pedagogy and only two in philosophy. There are no sociological studies of social upbringing. In the course of the analysis of studies of social education, the conceptual and categorical apparatus of social upbringing was singled out, the categories included in the field of social upbringing were determined. The article presents the first attempt to analyze dissertation research on social upbringing. The problems of social education in domestic dissertation research are not sufficiently represented. There is a need for research into the sociology of social education, its methodology, scientifically substantiated development of the conceptual apparatus, etc. The scarcity of social upbringing research should be sought in the complexity of the phenomenon under study and its novelty. The categorical series of social upbringing that we have identified is embodied in modern studies of social upbringing, so we can talk about its empirical evidence applicable to the theory of social upbringing. The conducted research creates the foundation for the further development of the conceptual apparatus of social upbringing, the formation of dictionary-encyclopedic literature. Through this, the pedagogy of social upbringing, as a new branch of pedagogical science, will receive a new impetus for further development.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

ПЕДАГОГИКА

ф Ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 4. С. 33-47.

УДК 37.035

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аксютина З. А.

Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия E-mail: aksutina_zulfia@mail.ru

В статье осуществляется анализ диссертационных исследований, посвященных социальному воспитанию, выявляются категории, описывающие область социального воспитания. Автор проводит отбор диссертационных работ и анализирует их по таким показателям как год издания, количество работ, место издания, отрасль научного знания, научная специальность, др. Анализ позволяет выявить категориальный аппарат, применяемый для описания социального воспитания, частоту встречаемости категорий. Исследование создает фундамент для дальнейшего развития понятийного аппарата социального воспитания.

Ключевые слова: анализ; диссертационное исследование; категория; социальное воспитание; тематика.

ВВЕДЕНИЕ

Причина увеличения интереса к проблематике социального воспитания наблюдается в исторических событиях. Распад СССР в 90-ые годы ХХ века характеризовался катастрофическим гуманитарным кризисом в стране, следствием чего стали негативные социальные последствия во всех сферах жизни, в том числе и в воспитании. Произошло его «вымывание» из педагогической практики. На этом фоне, после длительного перерыва, связанного с запретом исследований в области педологии и социального воспитания, в научно-педагогической среде усиливается интерес к распространению идей социального воспитания. В социальной педагогике и социальном воспитании увидели ресурс для разрешения гуманитарных проблем детства. Закономерным становится развитие категориального аппарата социального воспитания, как новой отрасли педагогической науки.

Цель статьи - анализ диссертационных исследований социального воспитания и выявление категорий, включаемых исследователями в область социального воспитания.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Для анализа диссертационных работ, посвященных социальному воспитанию, был проведен их отбор. Список диссертаций и авторефератов, посвященных различным аспектам социального воспитания, размешен в списке литературы, где

33

отражены сведения об авторе исследования, наименовании работы и указан год защиты [1-69]. Отбор работ производился по наименованию и содержанию и предполагал выбор тех исследований, где встречалась ключевая для исследования категория социальное воспитание.

Первым диссертационным исследованием, где используется термин социальное воспитание после длительного перерыва с 1936 года, была докторская диссертация Фокина Владимира Андреевича, выполненная по теме: «Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы» и защищенная в 1996 году. С этого момента начинается активизация изысканий проблемы социального воспитания. Всего с 1996 по 2015 гг. защищено 69 работ. Это явно небольшое количество исследований, что указывает на недооценку исследуемой проблемы в педагогическом сообществе. Отметим, начиная с 2016 года и по настоящее время, работ, посвященных социальному воспитанию не обнаружено. Полагаем, что данное явление может быть связано с тем, что усиливается роль государства в воспитании, принимаются нормативно-правовые и законодательные акты, регламентирующие его, снижется острота вопросов социального воспитания и на его место приходит гражданское воспитание.

Осуществим проблемно-тематический анализ диссертационных исследований социального воспитания, для чего отразил качественно-количественные характеристики динамики защит диссертационных исследований в хронологическом порядке (табл. 1).

Таблица 1

Динамика диссертационных исследований по социальному воспитанию

(1996-2015 г.)

Год 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Кол- 1 1 1 5 5 2 4 3 6 5

во

Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Кол- 5 6 1 6 2 6 3 2 2 3

во

Анализ таблицы 2 позволяет говорить о том, что тематика социального воспитания не получает должного развития и исследования остаются единичными. Вместе с тем имеется некоторая стабильность в количественных показателях защит диссертационных исследований социального воспитания. Самыми продуктивными годами исследования проблематики социального воспитания были 2004, 2007 и 2009, когда защищено по 6 работ.

Следующим аспектом проблемно-тематического анализа будет география защиты диссертационных работ по социальному воспитанию (табл. 2). Анализ данных, указанных в таблице 2, позволяет говорить о том, что наибольшее количество диссертационных исследований социального воспитания, а именно 33% от всего количества исследований, проведено в Костроме на базе Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Костромская научная школа социального воспитания остается одной из крупнейших в области социального

34

воспитания и продолжает развиваться благодаря идеям и разработкам В. М. Басовой [70], Н. Ф. Басова и А. Г. Кирпичника [71], Б. В. Куприянова [72], А. И. Тимонина [73] и др.

Таблица 2

Города и организации, в которых были подготовлены диссертации по социальному воспитанию (1996-2015 г.)

№ п/п Город Организация, в которой была подготовлена диссертация Количество диссертаций

по организации общее

1 Барнаул Алтайский государственный университет 2 3

Алтайская государственная педагогическая академия 1

2 Воронеж Воронежский государственный университет 1 1

3 Екатеринбург Уральский государственный педагогический университет 2 2

4 Ижевск Удмуртский государственный университет 3 3

5 Йошкар-Ола Марийский государственный университет 1 1

6 Казань Казанский государственный педагогический университет 1 1

7 Кострома Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова 23 23

8 Красноярск Красноярский государственный педагогический университет 1 1

9 Мурманск Мурманский государственный педагогический университет 1 1

10 Москва Институт социальной педагогики 1 18

Институт педагогики социальной работы РАО 1

Институт содержания и методов обучения РАО 1

Институт коррекционной педагогики РАО 1

Московский педагогический университет 1

Московский педагогический государственный университет 2

Московский городской психолого-педагогический университет 2

Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова 1

Российский государственный социальный университет 1

Российская академия образования 1

Центр социальной педагогики 1

не установлен 5

11 Невинномысск Невинномысский государственный 1 1

35

гуманитарно-техническом институт

12 Омск Омский государственный педагогический университет 1 1

13 Оренбург Оренбургский государственный педагогический университет 1 1

14 Петрозаводск Карельский государственный педагогический университет 1 1

15 Пятигорск Пятигорский государственный лингвистический университет 1 1

16 Рязань Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина 1 1

17 Санкт-Петербург Санкт-Петербургский университет государственный противопожарной службы МЧС России 1 2

Институт образования взрослых РАО 1

18 Тамбов Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина 3

19 Тула Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого 1 1

20 Ульяновск Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова 1 1

21 Чебоксары Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева 1 1

22 Ярославль Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского 1 1

18 диссертационных работ защищено в разных Диссертационных советах Москвы, т. к. это крупный научный центр России. Остальные 28 работ защищены в 20 городах Российской Федерации, что указывает на широкое распространение идей социального воспитания на большей части территории страны. Вместе с тем, отметим, что диссертационные исследования социального воспитания не нашли разработчиков на территории Дальнего Востока и юге России, слабо представлены в Сибири.

Еще одним аспектом проблемно-тематического анализа будет выявление отраслей научного знания, по которым защищены рассматриваемые диссертационные исследования (табл. 3).

Таблица 3

Отрасли научного знания в диссертациях, исследующих социальное воспитание (1996-2015 г.)

№ Научное Количество Процент от общего числа (%)

п/п направление диссертации

1 Педагогика 67 97,1

2 Философия 2 2,9

36

Отметим, подавляющее число диссертационных исследований (97,1%) выполнено по педагогической науке. Это объясняется тем, что воспитание выступает фундаментальной категорией педагогики, а социальное воспитание рассматривается как его вид. 2,9% выполнено по философским наукам, что указывает на наличие в социальном воспитании философских оснований. Вместе с тем, хотелось бы отметить - социальное воспитание имеет межпредметный характер и его социологическая сторона так же требует пристального внимания. Однако, диссертационных работ по социологии, посвященных социальному воспитанию не обнаружено.

Анализ содержания диссертаций показывает, что проблема социального воспитания в исследованиях рассматривается недостаточно. В значительной части работ социальное воспитание рассматривается как фактор, либо как средство. Единичными остаются исследования социального воспитания на разных уровнях и ступенях получения образования. Назрела потребность в обосновании социального воспитания в контексте системного полхода. Большее развитие теории и практики социального воспитания дала бы его разработка и анализ с позиции процессного подхода. Обогащению педагогики социального воспитания могло бы послужить и моделирование социального воспитания на разных возрастных этапах развития детей и молодежи. Остается неизученным влияние различных условий на социальное воспитание. Вне поля зрения исследователей многие аспекты методологии социального воспитания: систематика методов социального воспитания, конкретизация результатов достижения социальности и ее измерения, целеполагание в социальном воспитании и др.

Важным для проблемно-тематического анализа будет выявление научных специальностей, по которым выполнены диссертационные работы, посвященные социальному воспитанию (табл. 4). В таблице 4 представлено распределение диссертаций по научным специальностям. Наибольшее количество исследований (61,66% исследований), выполнено по специальностям 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание) и 13.00.06 Теория и методика воспитания (социальное воспитание), что нами отнесено на первое рейтинговое место.

Таблица 4

Распределение диссертаций по научным специальностям (1996-2015 г.)1

Научная специальность Кол-во Процент от общего числа (%)

09.00.11 Социальная философия 2 3,33

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования 23 38,33

13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям) 13.00.06 Теория и методика воспитания 37 61,66

1 Диссертация Т. Г. Осиповой выполнена по двум научным специальностям.

37

(социальное воспитание)

13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) 2 3,33

13.00.05 Теория, методика и организация 1 1,66

социально-культурной деятельности

13.00.08 Теория и методика профессионального образования 5 8,33

Отметим, что защиты диссертаций проходили в разные временные периоды, когда действовали разные номенклатуры научных специальностей [75]. Второе рейтинговое место занимает специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования (38,33% исследований). Третье рейтинговое место у специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования (8,33% исследований).

Анализ распределения диссертаций по типам исследований за период 19962015 годов (табл. 5) показывает, что 82,6% исследований осуществляется на уровне кандидатского исследования, а 17,4% исследований относятся к уровню докторской диссертации.

Таблица 5

Распределение диссертаций по типам исследований за период 1996-2015 годов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тип диссертационного исследования Количество Процент от общего числа (%)

Кандидатская 57 82,6

Докторская 12 17,4

Отметим, что по статистическим данным [75] на одну защищенную докторскую диссертацию приходилось 7,61 кандидатских диссертаций, то в исследовании социального воспитания это соотношение один к 4,75 кандидатских диссертаций. Это еще раз доказывает высокий интерес научного сообщества в период с 1996 по 2015 годы к проблематике социального воспитания.

Как правило, основной понятийно-категориальный аппарат исследования находит отражение в содержании диссертаций. Для выявления категорий социального воспитания, нашедших отражение в диссертационных исследованиях, были определены категории, входящие в область социального воспитания и подсчитано количество их упоминаний. Полученные данные были сведены в итоговую таблицу 6. Понятийный ряд социального воспитания в исследованиях отечественный ученых включает 37 категорий. Категории отражают процессные и содержательные стороны социального воспитания. Обнаружены три категории (специалист по социальному воспитанию, ценности социального воспитания, социально-моделирующие игры), которые нами ранее не выделялись в качестве категорий социального воспитания [36]. Особо отметим, в исследованиях отечественных ученых отсутствуют категории, отражающие методологические компоненты социального воспитания.

38

Таблица 6

Категории социального воспитания в содержании диссертационных

исследований

Категория Частота упоминаний

социальное воспитание 206

средства социального воспитания 34

процесс социального воспитания 34

социализация 23

система социального воспитания 22

среда 17

опыт социального воспитания 17

условия социального воспитания 16

модель социального воспитания 15

пространство социального воспитания 15

организации взаимодействия 14

социальное развитие 13

социум 12

формы социального воспитания 11

содержание социального воспитания 9

особенности социального воспитания 9

факторы социального воспитания 8

сущность социального воспитания 8

общество 8

социально-моделирующие игры 7

ценности социального воспитания 6

социально-воспитательная работа 6

организация социального воспитания 6

специалист по социальному воспитанию 5

концепция социального воспитания 5

субъекты социального воспитания 4

социально-педагогическая поддержка 4

технология социального воспитания 3

функции социального воспитания 3

эффективность социального воспитания 3

методика социального воспитания 3

социально-воспитательная работа 3

специфика социального воспитания 3

оказание индивидуальной помощи 1

организация обучения 1

социальность 1

организации быта и жизнедеятельности 1

39

ВЫВОДЫ

В статье представлена первая попытка анализа диссертационных исследований, посвященных социальному воспитанию. Проблематика социального воспитания в отечественных диссертационных исследованиях представлена недостаточно. Назрела потребность в исследованиях социологии социального воспитания, его методологии, научно обоснованном развитии понятийного аппарата и др. Дефицитарность исследований социального воспитания следует искать в сложности исследуемого феномена и его новизне.

Выявленный нами категориальный ряд социального воспитания находит воплощение в современных исследованиях социального воспитания, поэтому можно говорить о его эмпирической доказательности применимо к теории социального воспитания. Проведенное исследование создает фундамент для дальнейшего развития понятийного аппарата социального воспитания, формирования словарно-энциклопедической литературы. Посредством этого педагогика социального воспитания как новая отрасль педагогической науки получит новый импульс для дальнейшего развития.

Список литературы

1. Айнутдинова И. Н. Студенческие клубы учащейся молодежи в США как фактор их социального воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. Н. Айнутдинова. - Ижевск, 2004. - 22 с.

2. Александрова Л. Ю. Социальное воспитание сельских школьников средствами краеведческой деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Л. Ю. Александрова. - Кострома, 2011. - 211 с.

3. Астемирова О. Н. Развитие потребности самореализации в профессиональной деятельности у студентов гуманитарных вузов средствами социального воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Н. Астемирова. - М., 2012. - 22 с.

4. Баженов О. В. Социальное воспитание личного состава МЧС России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Баженов. - СПб., 2007. - 27 с.

5. Бобылева О. А. Ценности социального воспитания в наследии отечественных педагогов XX века : на примере Рязанского региона : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. А. Бобылева. - Рязань, 2011. -20 с.

6. Борисова Т. Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников : дис. ... канд. пед. наук / Т. Ф. Борисова. - М., 1999. - 204 с.

7. Бразговка Л. П. Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. П. Бразговка. - М., 2009. - 23 с.

8. Бурняшева Л. Н. Социальное воспитание учащейся молодежи в учреждении непрерывного профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук / Л. Н. Бурняшева. - Невинномысск, 2006. - 194 с.

9. Буслова Е. В. Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Буслова. - Кострома, 2005. - 21 с.

10. Воронина Г. А. Мотивационное программно-целевое обеспечение подготовки будущих учителей к социальному воспитанию школьников : дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Воронина. - Барнаул, 2002. -201 с.

11. Гапоненко М. Н. Социальное воспитание на Кубани : Конец XVIII - начало XX вв. : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. Н. Гапоненко. - Пятигорск, 2004. - 21 с.

12. Грибков Д. Н. Социально-педагогические условия воспитания детей-сирот в малочисленном детском доме : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. Н. Грибков. - Кострома, 2009. - 23 с.

13. Груздева И. В. Преемственность в социальном воспитании детей старшего дошкольного и

40

младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Груздева. - Екатеринбург, 2015. - 23 с.

14. Гурьянова И. В. Социальное воспитание младших школьников "группы риска" средствами изобразительного искусства : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Гурьянова. - Кострома, 2006. -26 с.

15. Дракина И. К. Становление профессиональных умений студентов педагогического колледжа средствами социального воспитания : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И. К. Дракина. - М., 2005. -46 с.

16. Егорова М. А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. А. Егорова. - М., 1998. - 17 с.

17. Енгалычев Г. Г. Туристская деятельность как средство социального воспитания учащейся молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. Г. Енгалычев. - Кострома, 2009. - 21 с.

18. Еремина Л. И. Формирование креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. И. Еремина. - Ульяновск, 2011. - 24 с.

19. Ермоленко Г. В. Основы социального воспитания подростка в деятельности временных детских объединений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. В. Ермоленко. - М., 1999. - 18 с.

20. Иванов М. Г. Формирование социальной ответственности студентов средствами правового воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. Г. Иванов. - Тамбов, 2009. 26 с.

21. Капустин И. В. Первичный коллектив курсантов как средство социального воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Капустин. - Кострома, 2003. - 19 с.

22. Карпова Е. М. Поликультурная среда клуба как средство социального воспитания старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. М. Карпова. - Кострома, 2004. - 21 с.

23. Козлова Е. В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Козлова. - Оренбург, 2000. - 20 с.

24. Колесов В. И. Социально-педагогические основы управления воспитанием в системе постпенитенциарной адаптации бывших осужденных : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. И. Колесов. - Петрозаводск, 2006. - 41 с.

25. Комиссаров П. Н. Формирование музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / П. Н. Комиссаров. - М., 2011. - 22 с.

26. Коптяева Л. В. Особенности процесса производства образовательных услуг как фактора социального воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Коптяева. - Кострома, 2000. - 23 с.

27. Корнилова А. Г. Социальное воспитание школьников в наслежно-улусной общине : на материалах Республики Саха (Якутия) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. Г. Корнилова. - М., 1997. - 33 с.

28. Кочетова А. П. Социальное воспитание подростков в условиях интернатного учреждения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. П. Кочетова. - Омск, 2015. - 23 с.

29. Купач Т. Ю. Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т. Ю. Купач. - М., 2000. - 52 с.

30. Куприна Е. В. Развитие социального воспитания в вальдорфских школах Германии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Куприна. - Тула, 2003. - 23 с.

31. Куприянов Б. В. Социальное воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования детей : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Б. В. Куприянов. - Кострома, 2011. - 44 с.

32. Куричкис Н. А. Воспитание социальной активности учащихся-сирот учреждений начального профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Куричкис. - СПб., 2011. -23 с.

33. Лавров А. М. Развитие профессионального долга обучающихся военного вуза формами социального воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. М. Лавров. - М., 2013. - 24 с.

34. Лаврова Н. В. Формирование готовности к социальному воспитанию школьников у студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Лаврова. - Чебоксары, 2010. - 19 с.

35. Ласько П. А. Социально-профессиональное воспитание курсантов учебных центров МВД России в процессе первоначальной профессиональной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / П. А. Ласько. - Кострома, 2004. - 19 с.

36. Липаев А. П. Педагогический дискурс как средство социального воспитания сельских школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. П. Липаев. - Кострома, 2004. - 22 с.

41

37. Лоскутова Р. Р. Социальное воспитание студентов средствами музыкального искусства : дис. ... канд. пед. наук / Р. Р. Лоскутова. - М., 1999. - 160 с.

38. Мавлявиева Л. И. Личностно-социальная концепция воспитания Альфреда Адлера : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. И. Мавлявиева. - Казань, 2000. - 20 с.

39. Мальцева Э. А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Э. А. Мальцева. - Ижевск, 2006. - 40 с.

40. Москвина Т. В. Организационно-педагогическое обеспечение использования метода проектов в социальном воспитании младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Москвина. -Кострома, 2014. - 26 с.

41. Мураткина Д. Е. Педагогическое обеспечение социального воспитания детей группы риска в загородном детском центре : дис. ... канд. пед. наук / Д. Е. Мураткина. - Кострома, 2009. - 161 с.

42. Назарова Г. П. Особенности профессиональной подготовки специалистов по социальному воспитанию на основе национальных видов спорта народов Крайнего Севера : дис. ... канд. пед. наук / Г. П. Назарова. - Екатеринбург, 1999. - 137 с.

43. Осипова Т. Г. Формирование готовности студентов к реализации функций социального воспитания учащихся средствами школьного курса истории : дис. ... канд. пед. наук / Т. Г. Осипова. -Кострома, 2002. - 261 с.

44. Петрова Е. В. Социальное воспитание старших дошкольников в сельском этнокультурном пространстве : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Петрова. - Йошкар-Ола, 2010. - 18 с.

45. Петрова М. С. Анимационная деятельность как средство социального воспитания студентов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. С. Петрова. - Кострома, 2007. - 20 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. Писанина Т. В. Социальное воспитание в теории и практике отечественной средней школы второй половины XIX века : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Писанина. - Ярославль, 2000. - 16 с.

47. Плоткин М. М. Теория и практика социального воспитания школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. М. Плоткин. - М., 2003. - 38 с.

48. Полоцкая Е. В. Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Полоцкая. - Кострома, 2006. - 19 с.

49. Райкина М. А. Педагогическое обеспечение преемственности процесса социального воспитания в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. А. Райкина. - Кострома, 2012. - 22 с.

50. Романюта Н. Е. Условия реализации социально-педагогического потенциала станицы в воспитании учащихся : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Е. Романюта. - М., 2005. - 16 с.

51. Ромм Т. А. Историко-методологический анализ становления и развития теоретических представлений о социальном воспитании : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т. А. Ромм. - М., 2007. -46 с.

52. Савин Ю. В. Социальное воспитание военнослужащих в условиях военной реформы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю. В. Савин. - Тамбов, 2003. - 45 с.

53. Савченко А. П. Социальное воспитание детей и подростков по системе "скаутинг" : на примере "Организации российских юных разведчиков" : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. П. Савченко. -Мурманск, 2007. - 21 с.

54. Синцова Л. К. Социально-философский анализ социального воспитания : теоретико-методологический аспект : автореф. дис. ... д-ра философ. наук / Л. К. Синцова. - Барнаул, 2007. -34 с.

55. Сорока Э. Ю. Организация взаимодействия с природой в процессе социального воспитания сельских подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э. Ю. Сорока. - Кострома, 2001. - 19 с.

56. Сошникова Н. Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития : дис. ... канд. пед. наук / Н. Г. Сошникова. - М., 2008. 206 с.

57. Сытых Н. А. Социальное воспитание и социализация человека в неоптимальных общественных условиях : автореф. дис. ... канд. философ. наук / Н. А. Сытых. - Барнаул, 2009. 18 с.

58. Титова Л. А. Социальное воспитание подростков с затруднениями общения в условиях классного коллектива общеобразовательной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Титова. - Ижевск, 2005. - 18 с.

59. Умановский В. В. Детские радиопередачи как фактор социального воспитания школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Умановский. - Кострома, 2001. - 20 с.

60. Фатов А. В. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности :

42

автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Фатов. - М., 2007. - 23 с.

61. Федоров Ю. Н. Социальное воспитание учащейся молодежи в условиях конструкторско-творческой среды : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. Н. Федоров. - Тамбов, 2005. - 23 с.

62. Федосеева И. А. Развитие системы социального воспитания студенческой молодежи педагогического вуза на основе гендерного подхода : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И. А. Федосеева. - М., 2013. 39 с.

63. Филоненко Л. В. Социальное воспитание в отечественной системе допризывной подготовки : 19181928 гг. : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Филоненко. - Воронеж, 2015. - 24 с.

64. Фокин В. А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Фокин. - М., 1996. - 47 с.

65. Цветков М. П. Спортивно-оздоровительная деятельность как средство социального воспитания учащихся детско-юношеской спортивной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. П. Цветков. - Кострома, 2014. - 23 с.

66. Шибаева Н. П. Социальное воспитание студентов университета в процессе изучения иностранного языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. П. Шибаева. - Кострома, 2002. - 19 с.

67. Шибалов Е. Ю. Социально-моделирующая игра как средство социального воспитания студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Шибалов. - Кострома, 2012. - 200 с.

68. Школьник А. Я. Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Я. Школьник. - Кострома, 1999. - 18 с.

69. Шумакова Н. А. Социализация подростка в системе общего школьного образования и социального воспитания Приенисейской Сибири в 20-е годы XX века : 1918-1931 гг. : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Шумакова. - Красноярск, 2004. - 25 с.

70. Басова В. М. Социально-педагогические аспекты воспитательной работы с детьми, подростками и молодёжью / В. М. Басова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - № 5. - С. 170-173.

71. Кирпичник А. Г., Басов Н. Ф., Басова В. М. Социальная работа в сфере детского движения / А. Г. Кирпичник, Н. Ф. Басов, В. М. Басова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 1996. - № 1 (5). - С. 131-134.

72. Куприянов Б. В. Вариативность социального воспитания школьников: Монография / Б. В. Куприянов. - Кострома: ГОУ ВПО Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, 2009. - 232 с.

73. Тимонин А. И. Внешкольная работа с детьми в теории и практике социального воспитания: историко-педагогический анализ / А. И. Тимонин // Сибирский педагогический журнал. - 2015. -№ 6. - С. 220.

74. Кононова С. В. Эволюция научных педагогических специальностей в России (1855-2009 гг.) / С. В. Кононова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - №2. - С. 92-101.

75. Статистика защит диссертаций в Российской Федерации за 2013-2015 гг. - URL: http://arhvak.minobrnauki.gov.ru/web/guest/179 (дата обращения: 23.12.2021).

76. Аксютина З. А. Методология социального воспитания: категориально-системное представление / З. А. Аксютина // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2021. - № 6. - С. 14-20.

SOCIAL UPBRINGING IN DOMESTIC DISSERTATION RESEARCH

Aksyutina Z. A.

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation E-mail: aksutina_zulfia@mail.ru

The article analyzes dissertation research on social upbringing. The relevance of the study is caused by the cataclysms of the 90s. XX century negatively reflected in

43

upbringing. Upbringing is "washed out" of educational practice. This aroused interest in the study of social upbringing. The purpose of the article is to analyze dissertation research on social education and identify categories included by researchers in the field of social education.

Research on social education has been updated since 1996, after a long break that began in 1936. As of the beginning of 2022, 69 papers devoted to social upbringing have been defended. The problem-thematic analysis of dissertation research made it possible to reflect the dynamics of defenses in chronological order. The subject of social education does not receive proper development and research remains sporadic. At the same time, there is some stability in the quantitative indicators of the defense of dissertation research on social upbringing. The most productive years of research into the problems of social education were 2004, 2007 and 2009, when 6 papers were defended.

An analysis of the geography of dissertation defenses made it possible to reveal that Kostroma and Moscow are the largest scientific centers for the study of social upbringing. At the same time, social education research is not carried out in the Far East and southern regions of Russia.

When identifying the branches of scientific knowledge where social upbringing n is studied, it was found that the vast majority of works were defended in pedagogy and only two in philosophy. There are no sociological studies of social upbringing. In the course of the analysis of studies of social education, the conceptual and categorical apparatus of social upbringing was singled out, the categories included in the field of social upbringing were determined.

The article presents the first attempt to analyze dissertation research on social upbringing. The problems of social education in domestic dissertation research are not sufficiently represented. There is a need for research into the sociology of social education, its methodology, scientifically substantiated development of the conceptual apparatus, etc. The scarcity of social upbringing research should be sought in the complexity of the phenomenon under study and its novelty.

The categorical series of social upbringing that we have identified is embodied in modern studies of social upbringing, so we can talk about its empirical evidence applicable to the theory of social upbringing. The conducted research creates the foundation for the further development of the conceptual apparatus of social upbringing, the formation of dictionary-encyclopedic literature. Through this, the pedagogy of social upbringing, as a new branch of pedagogical science, will receive a new impetus for further development.

Keywords: analysis; dissertation research; category; social upbringing; topics.

References

1. Aynutdinova I.N., Student clubs of students in the United States as a factor in their social upbringing, Abstract of pedagogy cand. diss., 22 p. (Izhevsk, 2004) (in Russian)

2. Aleksandrova L.Yu., Social upbringing of rural schoolchildren by means of local history activity, Pedagogy cand. diss., 211 p. (Kostroma, 2011) (in Russian)

3. Astemirova O.N., Development of the need for self-realization in professional activity among students of humanitarian universities by means of social upbringing, Abstract of pedagogy cand. diss., 22 p. (Moscow, 2012) (in Russian)

44

4. Bazhenov O.V., Social upbringing of the personnel of the MES of Russia, Abstract of pedagogy cand. diss., 27 p. (Sankt-Peterburg, 2007) (in Russian)

5. Bobyleva O.A., The values of social upbringing in the heritage of domestic teachers of the XX century: the example of the Ryazan region, Abstract of pedagogy cand. diss., 20 p. (Ryazan, 2011) (in Russian)

6. Borisova T.F., Educational space as a factor of social upbringing of schoolchildren, Pedagogy cand. diss., 204 p. (Moscow, 1999) (in Russian)

7. Brazgovka L.P., Formation of moral attitude among younger adolescents in social upbringing, Abstract of pedagogy cand. diss., 23p. (Moscow, 2009) (in Russian)

8. Burnyasheva L.N., Social upbringing of students in the institution of continuous professional education, Pedagogy cand. diss., 194 p. (Nevinnomyssk, 2006) (in Russian)

9. Buslova E.V., Social and educational activities as a means of social upbringing of students of the music and pedagogical faculty, Abstract of pedagogy cand. diss., 21 p. (Kostroma, 2005) (in Russian)

10. Voronina G.A., Motivational program-targeted support for the preparation of future teachers for the social upbringing of schoolchildren, Pedagogy cand. diss., 201 p. (Barnaul, 2002) (in Russian)

11. Gaponenko M.N., Social upbringing in the Kuban: Late XVIII - early XX centuries, Abstract of pedagogy cand. diss., 21p. (Pyatigorsk, 2004) (in Russian)

12. Gribkov D.N., Social and pedagogical conditions for the upbringing of orphans in a small orphanage, Abstract of pedagogy cand. diss., 23 p. (Kostroma, 2009) (in Russian)

13. Gruzdeva I.V., Continuity in the social upbringing of children of senior preschool and primary school age, Abstract of pedagogy cand. diss., 23 p. (Ekaterinburg, 2015) (in Russian)

14. Guryanova I.V., Social upbringing of junior schoolchildren of the "risk group" by means of the fine arts, Abstract of pedagogy cand. diss., 26 p. (Kostroma, 2006) (in Russian)

15. Drakina I.K., Formation of professional skills of pedagogical college students by means of social upbringing, Abstract of pedagogy cand. diss., 46 p. (Moscow, 2005) (in Russian)

16. Egorova M.A., Correctional and pedagogical work on the social upbringing of preschoolers in an orphanage, Abstract of pedagogy cand. diss., 17 p. (Moscow, 1998) (in Russian)

17. Engalychev G.G., Tourist activity as a means of social upbringing of students, Abstract of pedagogy cand. diss., 21 p. (Kostroma, 2009) (in Russian)

18. Eremina L.I., Formation of students' creativity in the process of social upbringing in the study group, Abstract of pedagogy cand. diss., 24 p. (Ulyanovsk, 2011) (in Russian)

19. Ermolenko G.V., Fundamentals of social upbringing of adolescents in the activities of temporary children's associations, Abstract of pedagogy cand. diss., 18 p. (Moscow, 1999) (in Russian)

20. Ivanov M.G., Formation of social responsibility of students by means of legal education, Abstract of pedagogy cand. diss., 26 p. (Tambov, 2009) (in Russian)

21. Kapustin I.V., Primary collective of cadets as a means of social upbringing, Abstract of pedagogy cand. diss. 19 p. (Kostroma, 2003) (in Russian)

22. Karpova E.M., The multicultural environment of the club as a means of social upbringing of senior pupils, Abstract of pedagogy cand. diss., 21 p. (Kostroma, 2004) (in Russian)

23. Kozlova E.V., Pedagogical conditions of social upbringing of schoolchildren in extracurricular activities, Abstract of pedagogy cand. diss., 20 p. (Orenburg, 2000) (in Russian)

24. Kolesov V.I., Socio-pedagogical foundations of education management in the system ofpost-penitentiary adaptation of former convicts, Abstract of pedagogy dr. diss., 41 p. (Petrozavodsk, 2006) (in Russian)

25. Komissarov P.N., Formation of the musical worldview of students of institutions of additional education by means of social upbringing, Abstract of pedagogy cand. diss., 22 p. (Moscow, 2011) (in Russian)

26. Koptyaeva L.V., Features of the process of production of educational services as a factor of social upbringing, Abstract of pedagogy cand. diss., 23 p. (Kostroma, 2000) (in Russian)

27. Kornilova A.G., Social upbringing of schoolchildren in the inherited ulus community: on the materials of the Republic of Sakha (Yakutia), Abstract of pedagogy dr. diss., 33 p. (Moscow, 1997) (in Russian)

28. Kochetova A.P., Social upbringing of adolescents in a boarding school, Abstract of pedagogy cand. diss., 23 p. (Omsk, 2015) (in Russian)

29. Kupach T.Yu., Pedagogical foundations of social upbringing of preschoolers on cultural and historical traditions, Abstract of pedagogy dr. diss., 52 p. (Moscow, 2000) (in Russian)

30. Kuprina E.V., Development of social upbringing in Waldorf schools in Germany, Abstract of Pedagogy Cand. Diss., 23 p. (Tula, 2003) (in Russian)

45

31. Kupriyanov B.V., Social education of students in institutions of additional education for children, Abstract of pedagogy dr. diss., 44 p. (Kostroma, 2011) (in Russian)

32. Kurichkis N.A., Education of social activity of students-orphans of institutions of primary vocational education, Abstract of pedagogy cand. diss., 23 p. (Sankt-Peterburg, 2011) (in Russian)

33. Lavrov A.M., Development of the professional duty of students of a military higher educational institution by forms of social upbringing, Abstract of pedagogy cand. diss., 24 p. (Moscow, 2013) (in Russian)

34. Lavrova N.V., Formation of readiness for social upbringing of schoolchildren among students of a pedagogical university, Abstract of pedagogy cand. diss., 19 p. (Cheboksary, 2010) (in Russian)

35. Lasko P.A., Social and professional upbringing of cadets of training centers of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of initial vocational training, Abstract of pedagogy cand. diss., 19 p. (Kostroma, 2004) (in Russian)

36. Lipaev A.P., Pedagogical discourse as a means of social upbringing of rural schoolchildren, Abstract of pedagogy cand. diss., 22 p. (Kostroma, 2004) (in Russian)

37. Loskutova R.R., Social upbringing of students by means of musical art, Pedagogy cand. diss., 160 p. (Moscow, 1999) (in Russian)

38. Mavlyavieva L.I., Personal and social concept of upbringing of Alfred Adler, Abstract of pedagogy cand. diss., 20 p. (Kazan, 2000) (in Russian)

39. Maltseva E.A., Children's social organization as a space for social upbringing of adolescents, Abstract of pedagogy dr. diss., 40 p. (Izhevsk, 2006) (in Russian)

40. Moskvina T.V., Organizational and pedagogical support for the use of the project method in the social upbringing of primary schoolchildren, Abstract of pedagogy cand. diss., 26 p. (Kostroma, 2014) (in Russian)

41. Muratkina D.E., Pedagogical support of social upbringing of children at risk in a suburban children's center, Pedagogy cand. diss., 161 p. (Kostroma, 2009) (in Russian)

42. Nazarova G.P., Features of professional training of specialists in social upbringing on the basis of national sports of the peoples of the Far North, Pedagogy cand. diss., 137 p. (Ekaterinbur, 1999) (in Russian)

43. Osipova T.G., Formation of students' readiness to implement the functions of social upbringing of students by means of the school history course, Pedagogy cand. diss., 261 p. (Kostroma, 2002) (in Russian)

44. Petrova E.V., Social upbringing of senior preschoolers in the rural ethnocultural space, Abstract of Pedagogy Cand. Diss., 18 p. (Yoshkar-Ola, 2010) (in Russian)

45. Petrova M.S., Animation activity as a means of social upbringing of university students, Abstract of pedagogy cand. diss., 20 p. (Kostroma, 2007) (in Russian)

46. Pisanina T.V., Social upbringing in the theory and practice of domestic secondary school in the second half of the XIX century, Abstract of pedagogy cand. diss., 16 p. (Yaroslav, 2000) (in Russian)

47. Plotkin M.M., Theory and practice of social upbringing of schoolchildren, Abstract of pedagogy dr. diss., 38 p. (Moscow, 2003) (in Russian)

48. Polotskaya E.V., Social upbringing of orphans in an Orthodox shelter, Abstract of pedagogy cand. diss., 19 p. (Kostroma, 2006) (in Russian)

49. Raikina M.A., Pedagogical support of the continuity of the process of social upbringing in the university, Abstract of pedagogy cand. diss., 22 p. (Kostroma, 2012) (in Russian)

50. Romanyuta N.E., Conditions for the implementation of the socio-pedagogical potential of the village in the upbringing of students, Abstract of pedagogy cand. diss., 16 p. (Moscow, 2005) (in Russian)

51. Romm T.A., Historical and methodological analysis of the formation and development of theoretical ideas about social upbringing, Abstract of pedagogy dr. diss. 46 p. (Moscow, 2007) (in Russian)

52. Savin, Yu.V., Social upbringing of servicemen in the conditions of military reform, Abstract of pedagogy dr. diss., 45 p. (Tambov, 2003) (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53. Savchenko A.P., Social upbringing of children and adolescents according to the "scouting" system: the example of the "Organization of Russian young intelligence officers", Abstract of pedagogy cand. diss., 21 p. (Murmansk, 2007) (in Russian)

54. Sintsova L.K., Socio-philosophical analysis of social upbringing: theoretical and methodological aspect, Abstract of philosophy dr. diss., 34 p. (Barnaul, 2007) (in Russian)

55. Soroka E.Yu., Organization of interaction with nature in the process of social upbringing of rural adolescents, Abstract of pedagogy cand. diss., 19 p. (Kostroma, 2001) (in Russian)

46

56. Soshnikova N.G., Social upbringing of deaf and hearing impaired preschoolers with complex developmental disorders, Pedagogy cand. diss., 206 p. (Moscow, 2008) (in Russian)

57. Sytykh N.A., Social upbringing and socialization of a person in non-optimal social conditions, Abstract of philosophy cand. diss., 18 p. (Barnaul, 2009) (in Russian)

58. Titova L.A., Social upbringing of adolescents with communication difficulties in the classroom of a comprehensive school, Abstract of pedagogy cand. diss., 18 p. (Izhevsk, 2005) (in Russian)

59. Umanovsky V.V., Children's radio broadcasts as a factor of social upbringing of schoolchildren, Abstract of pedagogy cand. diss., 20 p. (Kostroma, 2001) (in Russian)

60. Fatov A.V., Social upbringing of student youth in cultural and leisure activities, Abstract of pedagogy cand. diss., 23 p. (Moscow, 2007) (in Russian)

61. Fedorov Yu.N., Social upbringing of student youth in the design and creative environment, Abstract of pedagogy cand. diss., 23 p. (Tambov, 2005) (in Russian)

62. Fedoseeva I.A., Development of the system of social upbringing of student youth at a pedagogical university based on a gender approach, Abstract of Pedagogy Dr. Diss., 39 p. (Moscow, 2013) (in Russian)

63. Filonenko L.V., Social upbringing in the domestic system of pre-conscription training: 1918-1928, Abstract of pedagogy cand. diss., 24 p. (Voronezh, 2015) (in Russian)

64. Fokin V.A., Theory and practice of social upbringing of vocational school students: abstract of thesis, Abstract of pedagogy dr. diss., 47 p. (Moscow, 1996) (in Russian)

65. Tsvetkov M.P., Sports and recreational activities as a means of social upbringing of children and youth sports school students, Abstract of pedagogy cand. diss., 23 p. (Kostroma, 2014) (in Russian)

66. Shibaeva N.P., Social upbringing of university students in the process of learning a foreign language, Abstract of pedagogy cand. diss., 19 p. (Kostroma, 2002) (in Russian)

67. Shibalov E.Yu., Social-modeling game as a means of social upbringing of university students, Pedagogy cand. diss., 200 p. (Kostroma, 2012) (in Russian)

68. Shkolnik A.Ya., Children's amateur press as a factor in the social upbringing of adolescents, Abstract of pedagogy cand. diss., 18 p. (Kostroma, 1999) (in Russian)

69. Shumakova N.A., Socialization of a teenager in the system of general school education and social upbringing of the Yenisei Siberia in the 20s of the XX century: 1918-1931, Abstract of pedagogy cand. diss., 25 p. (Krasnoyarsk, 2004) (in Russian)

70. Basova V.M., Social and pedagogical aspects of educational work with children, adolescents and youth, Bulletin of the Kostroma State University. N. A. Nekrasova, 19 (5), 170-173 (2013) (in Russian)

71. Kirpichnik A.G., Basov N.F., Basova V.M., Social work in the sphere of children's movement, Bulletin of the Kostroma State University. N. A. Nekrasova, 1 (5), 131 (1996). (in Russian)

72. Kupriyanov B.V., Variation of social upbringing of schoolchildren, 232 p. (Kostroma State University named after N.A. Nekrasova, Kostroma, 2009) (in Russian)

73. Timonin A.I., Out-of-school work with children in the theory and practice of social upbringing: historical and pedagogical analysis, Siberian Pedagogical Journal, 6, 220. (2015). (in Russian)

74. Kononova S.V., Evolution of scientific pedagogical specialties in Russia (1855-2009), Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and psychology, 2, 92 (2011). (in Russian)

75. Statistics of theses defended in the Russian Federation for 2013-2015. - access mode: http://arhvak.minobrnauki.gov.ru/web/guest/179 (in Russian)

76. Aksyutina Z.A., Methodology of social upbringing: categorical-systemic representation, Social pedagogy in Russia. Scientific and methodical journal, 6, 14 (2021). (in Russian)

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.