СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 37
Плоткин Михаил Маркович
доктор педагогических наук, профессор Институт социальной педагогики РАО, г. Москва
isprao@mail.ru
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Социальная педагогика — наука молодая, развивающаяся. Разрабатывается её теория, уточняется тезаурус, в частности, такое понятие, как «социальное воспитание». Автор статьи попытался раскрыть его, осмыслить теоретический «образ» социального воспитания. Для социального педагога статья представляет совершенно конкретный практический интерес, в обобщённом виде раскрывая сферу деятельности специалиста этого профиля.
Ключевые слова: «теоретический образ» социального воспитания, пространство социального воспитания, его содержание и средства достижения результата, социальное воспитание — специфичное национальнокультурное явление России.
На рубеже третьего тысячелетия Россия столкнулась с угрозой оказаться на периферии формирующегося нового мира. Разразившийся экономический кризис, болезненно затронувший и Россию, грозит усугубить эту ситуацию, оборачиваясь для каждого отдельного гражданина существенным снижением уровня и качества жизни.
Современное российское общество может преодолеть сложившиеся негативные тенденции, решить фундаментальные проблемы стабилизации и дальнейшего перспективного развития страны посредством полноценного использования самого главного ресурса - человеческого капитала, огромного интеллектуального, духовнонравственного, профессионального, ценностного потенциала, заложенного в наиболее перспективных категориях граждан России, в молодых, подрастающих поколениях, способных вывести страну из кризиса и обеспечить ее дальнейшее поступательное развитие и процветание. В этом контексте совершенно очевидно, что будущее страны зависит от того, какими станут подрастающие поколения ближайшего времени - от качества их образованности, воспитанности, подготовленности к жизни, от современности их мышления, гражданской ответственности, инициативности, готовности к политическому и социальному выбору.
Эти и другие качественные характеристики человека, востребованного современным этапом
развития общества и его перспективами, свидетельствуют о принципиально новой постановке проблем воспитания, его понимания и осуществления. Поэтому чрезвычайно значимым и обоснованным становится то обстоятельство, что за последние годы в воспитании усилилась его социальная акцентуация, ориентация на социальный заказ - воспитание людей, качественная характеристика которых укладывается в формулу: формирование гражданина, человека, личности. Гражданина, способного своей деятельностью создавать новое демократическое общество; человека в единстве его физического и духовного, природного и социального, носителя единого коллективного опыта предшествующих поколений. Личности в уникальном единстве её созидательного творческого развития, саморегуляции, самовоспитания, гуманизма, деятельности и общения.
В этом отношении особое значение приобретает эффективное осуществление именно социального воспитания, его обновленной парадигмы развития, представляющей по сути своей качественно новый подход к процессу формирования и становления личности. Её новое качество выражается в статусе социального воспитания как важнейшего приоритета в образовании подрастающего поколения.
В основании новой парадигмы социального воспитания как систематическом и целенаправленном влиянии на духовное, нравственное, эс-
тетическое, физическое развитие личности лежит общая картина мира, свойственная эпохе и интегрирующая мировоззренческие позиции и представления о сути социально-педагогического процесса, о природе ребёнка, подростка, юноши, о целях и задачах социально-воспитательной деятельности.
Для теоретического осмысления возникновения, развития и становления социального воспитания важно исходить, прежде всего, из того, что человек как существо социальное есть продукт социальных отношений. То есть в новой парадигме социального воспитания, которую мы исповедуем, воспитательный процесс имеет социальную детерминацию, а именно: приобщение человека ко всем многообразным формам социального бытия - семья, школа, церковь, СМИ, другие институты социума. Все эти и другие формы и проявления социального бытия являют собой по сути формы социальности. Социальность в различных исследованиях [7; 14; 21] определяют как сферу, обладающую единой природой, внутренне присущей не только обществу, но и человеку как совокупности и части общественных отношений. «Социальное» - имманентное свойство не только общества, но и человека. Сегодня оно употребляется либо в широком плане, как понятие, отражающее любые общественно-экономические, политические проявления; как объективная принадлежность к некоему групповому целому, способность контактировать с представителями этого целого; либо исключительно узко, как понятие, связанное с развитием только социальной сферы общества, как принадлежность к конкретной группе и жизнедеятельности в её границах.
У различных авторов понятие «социальное» имеет такие основные значения:
- это синоним общественного как способ совместной деятельности или способ организации человеческих отношений. Проведённый автором в своё время семантический анализ слова «социальный» показал, во-первых, существование неразрывной связи понятий «социальное» и «общественное»; во-вторых, различие природы этих понятий. Если в одном случае, употребляя понятие «общественный», мы имеем дело с абсолютизацией наиболее общего, присущего данной целостности, то в другом случае - понятие «социальный» выявляет структуру отношений между общим, присущим всему целому, и отдель-
ным, характеризующим части внутри целого и степень их влияния на характер развития целого [15, с. 110-145];
- это понятие обозначает совокупность отношений в социуме между людьми как представителями различных групп и общностей;
- обозначает сферу государственного (или негосударственного) обеспечения условий труда и жизни людей.
Осмысление феномена «социальное» позволяет также утверждать, что, с одной стороны, оно -атрибут любых общественных процессов, с другой - связано с особенной качественной характеристикой общественных отношений.
Социальность же проявляется на разных уровнях: на уровне мироощущения, на мировоззренческом уровне, на уровне практических действий и взаимодействий людей. Социальность как свойство человека, отражающее его способность быть членом общества - источник и результат социального воспитания. В целом же - общественные процессы есть доминанта социальности.
В этом контексте сущность воспитания как общественного явления соотносится с широким социальным смыслом. Под «социальным» подразумеваются общие характеристики общества, социальных групп в нём, многомерность мира и самого воспитания. Когда же инициатором и организатором воспитательного процесса становятся государство и общество - правомерно говорить о социальном воспитании. Оно ориентировано на решение определённых проблем, возникающих у человека в процессе его социализации педагогическими средствами. В этом смысле социальное воспитание отражает специфику педагогического сопровождения личности в социуме с учётом её потребностей и возможностей. В то же время социальное воспитание опирается на многообразие факторов и условий социума, отражает его потребности и возможности; оно существует как определённое социо- (культурное, экономическое, политическое, демографическое) явление в процессе адаптации человека к миру.
Окончательное оформление воспитания как социального института происходит в индустриальном обществе и связано с именем одного из основоположников научной, природосообразной педагогики И.Г. Песталоцци. Концепцию воспитания, которую он предложил, следует отнести к одной из первых теоретических концепций социального воспитания. Ещё в конце XIX в. на это
обратил внимание профессор Марбургского университета П. Наторп: «Социальным педагогом в полном смысле Песталоцци заявляет себя в особенности тем, что рассматривает общественный порядок исключительно как средство возвышения человека до его истинной человечности». Одним из первых Песталоцци осмысливает в терминах и понятиях педагогики социальный аспект воспитания и воспитательные возможности социума. «В качестве образовательного средства, - пишет он, - надо пользоваться не искусственными вспомогательными средствами, а только природой, окружающей детей, повседневными их потребностями и их постоянно живой деятельностью» [19, с. 145-147].
Место «дислокации» социального воспитания - социальная среда, в том числе внешкольная, которая одновременно является внеучебной средой для учащихся других учебных заведений, внепроизводственной для взрослых. Широкий социальный характер внешкольной среды, разновозрастной состав ближайшего окружения, определённая стихийность, свойственные образу внешкольной жизни учащихся, предполагают огромное многообразие форм общения личности, сложную систему контактов, взаимоотношений с родителями, различными поколениями старших, младших, со сверстниками. Такое многообразие невозможно не учитывать в процессе социального воспитания. «Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, и различные поколения индивидов, вступающие в отношения друг с другом, связаны между собой» [11, с. 440].
При этом замечу, что социальная среда характеризуется многосферностью, «сферы» в ней не изолированы, они «пересекаются», дополняя друг друга, компенсируя недостающие влияния. К ним относятся:
- сфера личностных отношений в семье (с родителями, другими близкими людьми);
- сфера личностных отношений вне семьи и образовательного учреждения, других институтов социума (со сверстниками, обучающимися в учебных заведениях, работающими, взрослыми), отношения по месту жительства. Местожительство - наиболее благоприятное звено в интерактивном социокультурном и образовательновоспитательном пространстве, наиболее «приближённом» к семье. Это способствует активизации
её уникальных функций, а также направляет социальное воспитание на укрепление семьи, гуманизацию среды, восстановление социальных связей, утверждение принципа добрососедства в работе с семейно-соседскими сообществами, общинами и другими добровольными объединениями людей в социуме (В.Г. Бочарова);
- сфера внеличностных общений (влияние средств массовой информации, наблюдения, общение с книгой, искусством, природой и так далее).
Таким образом, среда - не столько сумма коллективов и групп, и даже не существующая общественно-экономическая система, как это трактовалось в советской философии (См.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1989). Среда может быть осмыслена как комплекс многообразных факторов целенаправленного и стихийного характера; как неоднозначность своей структуры и содержательного наполнения; как субъективный образ в восприятии личности; как непосредственное окружение личности; как система взаимодействия личности и институтов социума, взаимодействия на личностном уровне; как психолого-эмоциональное состояние индивида, зависящее от природных, социальных условий, комфортного или некомфортного климата коллектива, в котором личность пребывает.
В этой связи новая парадигма социального воспитания предусматривает три взаимосвязанных направления:
- передача социального опыта личности и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для её полноценной самореализации, саморазвития, её самоактуализации в ближайшем окружении; самовоспитания в желательном для общества и личности направлении; активизация всеми имеющимися у общества средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других аспектов развития личности;
- создание воспитывающей микросреды в ближайшем окружении личности, формирование социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, что становится основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности;
- процессы ресоциализации и социальной реабилитации, предполагающие комплекс мер по
преодолению асоциальных отклонений и профилактике правонарушений, обеспечение социально-педагогической поддержки и защиты детей, преодоление социальной дезадаптации и включение их в жизнь в динамично меняющемся социуме.
Осмысливая возникновение, развитие и становление социального воспитания, обратимся к трактовке понятия «воспитание». В научной литературе существуют по крайней мере три его значения. Одно из них (условно - первое) трактует воспитание широко, подразумевая под ним такие идиомы, как «воспитывает жизнь», «воспитывают семья и школа», «воспитывает каждый квадратный метр земли» и т. д. Иначе говоря, речь идёт о влиянии на растущего человека природной и социальной среды.
Другое значение понятия (условно - второе) отнесём к одному из видных специалистов в области социальной педагогики А.В. Мудрику. Он трактует воспитание как целенаправленное создание условий для развития человека. Или: воспитание как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации. Отсюда вытекает, что:
- воспитание может осуществляться в семье, и в этом случае мы имеем дело с семейным воспитанием;
- его могут вести религиозные организации, и в этом случае речь идёт о религиозном или конфессиональном воспитании;
- воспитание осуществляет общество в институциональных либо неинституциональных институтах, т. е. в специально созданных для этих целей, либо в тех, которые занимаются воспитанием, помимо своих основных функций. В этом случае речь идёт об общественном или социальном воспитании;
- воспитание, осуществляемое в специальных учреждениях (для слепоглухих, имеющих психические и социальные дефекты и отклонения) -это адаптационное и коррекционное воспитание.
Наконец, третье определение понятия «воспитание» трактует его как целенаправленное влияние на развитие личности школьника. Возможно уточнение: целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы ребёнка [17, с. 10].
При этом наша собственная точка зрения состоит в том, что социальное воспитание пронизывает все сферы воспитания, за рамками инсти-
туциональной среды, в которых присутствует в том или ином виде социальный компонент -факторы микро- и макросреды, оказывающие влияние на процессы социализации личности, отношения между отдельными учреждениями и субъектами социализации.
Осмысливая «образ» социального воспитания, замечу, что понятие «воспитание» имеет место в современной российской культуре. Правда, отдельные специалисты утверждают, что если на Западе такого слова нет (там существует термин «education» - образование), то и в России в нём нет необходимости. В связи с этим обратим внимание, что авторами всех без исключения культурологических концепций и исследований специфика российской культуры связывается с её некоторым «срединным» положением между восточной и западной культурами, при этом отмечается неизмеримость духовной насыщенности российской и в целом славянской культуры.
Может быть, поэтому, а, возможно, и не только, сегодня уже становится очевидным, что, пройдя путь от безоговорочного отречения от понятия «воспитание» в связи с произошедшим к середине 80-х гг. XX в. отождествлением его с подавляющим личность авторитарным командноадминистративным, идеологизированным воздействием на личность, современное российское общество и педагогическая наука приходят к восстановлению истинного, соответствующего веками сложившимся традициям российской культуры, смысла понятия «воспитание», осмысления его как специфичного национального культурного явления.
Попытка в последнее десятилетие XX в. подменить понятие «воспитание» термином «образование» привела к формированию некоего идеального «образа» личности (учитывая, что образование трактуется как формирование образа), который в российской культуре тождествен образу высоконравственной, одухотворённой личности, чуждой прагматичности и рационализму. Сопрягая понятие «воспитание» с термином «социализация», исследователи фактически обнаружили, что его результат - гражданская социальная позиция - в российской культуре не что иное, как позиция активная, нравственная, добротворческая. А сопрягая понятие «воспитание» с термином «инкультурация» (освоение культуры), увидели необходимость освоения российским гражданином прежде всего глубин духовной
культуры своего Отечества, трансляция которой новым поколениям граждан страны на протяжении веков происходила в процессе воспитания.
За последнее десятилетие в ходе социокультурной трансформации России, её перехода к демократической модели управления и рыночной экономике существенно меняются цели и способы образовательного и особенно воспитательного процесса. Вместо формирования молодого поколения по заранее заданному идеологическому образцу, сегодня приоритетной задачей стало формирование свободной в своём жизненном выборе личности на основе её ознакомления (просвещения, образования) с огромным разнообразием социальных, экономических и политических тенденций общественного и мирового развития. Одновременно меняются способы организации учебно-воспитательного процесса: развитие получают вариативность образования, социально-педагогические технологии и другие.
Между тем, система образования далеко не во всех своих компонентах оказалась готовой к радикальным изменениям. При этом, как утверждают многие исследователи, из всех функций государственной образовательной системы наибольшее отставание, растерянность и апатия проявляются в воспитательной деятельности. Она до сих пор не получила достаточного научного обоснования как система и фактически находится сегодня «на вторых ролях» в массовой педагогической практике (о социальном воспитании как феномене теоретического знания и общественно-педагогической практики речь в школе вообще не идёт!). Воспитание, к сожалению, не опирается на знание реальных ценностей молодёжи на современном этапе. Более того, по свидетельству педагогов-новаторов, педагогов-учёных (В.А. Караковский, Ю.В. Завельский, А.Ф. Иванов, А.Н. Тубельский, Е.А. Ямбург), термин «воспитание» вымывается из педагогического лексикона, поглощается образованием. Это приводит к «затуханию» воспитывающей функции школы, к превращению учителей в урокодателей, что весьма опасно, потому как разрушается целостность учебно-воспитательного процесса: из него уходит важнейшая составляющая - воспитание. Уже сегодня во многих школах, средних учебных заведениях, вузах воспитание как педагогическая цель вообще отсутствует. Подобное «исчезновение» воспитания из единого учебно-воспитательного процесса происходит на фоне обострения
социально-экономических противоречий. Молодёжь, попавшая в зону социального риска, всё более пугает резким падением уровня воспитанности, бездуховностью, слепым идолопоклонством. Между тем, современное молодое поколение стремится именно в неофициальных структурах, в самодеятельных группировках компенсировать дефицит общения, социального доверия, создать недостающие условия для самореализации личности, развития индивидуальности, т. е. всех тех личностно-социальных качеств, которых, к сожалению, не даёт ему школа как официальный институт образования и воспитания. Чутко реагируя на этот своеобразный вакуум, с одной стороны, и отражая его особенности и специфику, с другой, страна становится свидетелем роста криминала, в который вовлекаются молодые люди, нередко способные и талантливые, находя в нём всё то, что не могло предложить им официальное образование и воспитание. Примеров тому - масса, стоит только присесть к телевизору: пожалуй, все каналы (исключение - канал «Культура») транслируют боевики и триллеры как отечественного, так и зарубежного производства. Именно в этих лентах, идёт процесс успешной социализации современных подростков и юношей, а государство всё больше теряет их, утрачивая способность влиять на поведение, деятельность, нравственные ориентации молодых людей. Следствие этого - утрата, разрыв социальных связей, вытеснение индивида на периферию общества, т. е. маргинализация, социальная отчуждённость молодого поколения, его внутреннее неприятие позитивно-нравственной, трудовой программы жизни и деятельности. Отсюда - тревожная статистика роста преступности, злоупотребления наркотиками, токсикомания, проституция и т. д.
Когда мы говорим «образование» и подразумеваем в его контексте «воспитание», принципиально важно перевести это соотношение из чисто умозрительной в реальную плоскость соотношения этих понятий. В отличие от проблем образования, в Российской Федерации отсутствуют прямые законы и иные правовые акты по проблемам воспитания молодёжи. По свидетельству бывшего министра образования РФ Е.В. Ткаченко, одна из причин подобной ситуации - сложность закрепления нравственных норм в законодательном порядке, с одной стороны, а с другой, -далеко не все подобные нормы могут быть предметом правовой регламентации.
Анализ законодательных актов Российской Федерации (Конституции РФ - гл. II «Права и свободы человека и гражданина»; Семейного кодекса РФ; Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной поддержки молодёжных и детских общественных объединений» и ряда других) показывает, что в законодательстве РФ внимания к вопросам воспитания явно недостаточно. Они всего лишь затрагиваются, и то, в основном, в контексте образования, которое при всём своём значении не решает проблемы воспитания.
Таким образом, теоретический «образ» социального воспитания (феномен социального воспитания) в решении задач социализации - как относительно контролируемой, так и стихийной характеризуется как важнейший приоритет в образовании; как организация воспитания в социальной среде, которая есть «поле» социальной самореализации человека, проявления его инициативы, самостоятельности, творчества. «Индивидуальная неповторимость каждой личности в значительной степени есть результат воздействия её микросреды» [2, с. 36]. Теоретический образ социального воспитания развивается в контексте гуманистической парадигмы о целостности, открытости личности, которая формируется не только как результат взаимодействия с окружающим миром, но сама по себе является источником активности.
Социальное воспитание охватывает и, соответственно, рассматривает практически все сферы социальной жизни и деятельности: семейный социум, специфику городской среды, сельскую общину. В ходе социального воспитания происходит преобразование окружающей среды, формируются гуманные отношения, в воспитательный процесс включается весь комплекс средо-вых влияний.
Для осмысления «образа» социального воспитания важно вычленить главные его характеристики в имеющихся, наиболее значимых для нас концептуальных положениях различных авторов. Итак, социальное воспитание в представлениях некоторых учёных.
В.И. Беляев: «целенаправленно управляемый процесс социального развития индивида, социального формирования личности; помощи человеку в усвоении и принятии социально-ценностных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, политических, экономических, гражданских и бытовых отношений;
направленное воспитание человека с учётом его личностно-социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности» [1, с. 148-149].
В.Г. Бочарова: «понятие комплексное, интегративное, отражающее педагогически ориентированную и целесообразную систему общественной помощи в организации жизнедеятельности личности во всех сферах её микросреды» [20, с. 46].
М.П. Гурьянова: «педагогически ориентированная система государственной и общественной воспитательной помощи индивиду в период его личностного развития на протяжении всего жизненного пути» [5, с. 49].
В.И. Загвязинский: «составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения её в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности» [14, с. 19].
Б.В. Куприянов: «социальное воспитание может быть представлено как организованное воспроизводство культуры определённых групп, взращивание детей по образу и подобию некоего социокультурного идеала, подготовка подрастающего поколения к выполнению совершенно определённых социальных функций, проектирование адекватного в социокультурном плане варианта жизни» [9, с. 54].
A.В. Мудрик: «социальное воспитание представляет собой планомерное создание условий для целенаправленных развития и духовно-ценностной ориентации человека... эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей, их образования...» [12, с. 106].
B.А. Никитин: «важнейшая, но не единственная часть и направление воспитания вообще... Интегрированным результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром» [13, с. 40].
Автор статьи: «целостный процесс, охватывающий все этапы развития личности в онтогенезе (в первую очередь - ранние этапы, школьный, подростковый, юношеский возраст); различ-
ные сферы её социальной деятельности и предполагающий активное, согласованное участие в воспитательном процессе всех субъектов государственно-общественной межведомственной системы - на основе полноценного использования потенциала личности, семьи, общества, всех воспитательных средств и возможностей социокультурного окружения» [16, с. 5-6, 7-8, 57].
Т.А. Ромм: «процесс обретения человеком интерсубъектной социальности как условия успешного функционирования человека в обществе и одновременно его индивидуального социального самоопределения как субъекта жизни на основе усвоения духовно-нравственных, ценностных ориентаций» [19, с. 280].
Е.Н. Сорочинская: «педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включенности в общественную жизнь» [6, с. 307].
Даже беглый анализ представленных положений показывает, что, при всем различии формулировок понятия «социальное воспитание», у всех учёных есть общее - стремление показать процесс и результат социального воспитания.
В то же время в интерпретации содержания социального воспитания есть свои особенности, представленные как компонент культуры; комплексность, отражающая систему общественной, государственной помощи, междисциплинарность; процесс обретения человеком социальности, педагогический механизм социализации и другие. Вероятно, чем больше будет в этом ряду авторских подходов и формулировок к пониманию социального воспитания, тем с буль-шим числом «позитивных разночтений» по поводу его содержания мы будем иметь дело.
Какие выводы можно сделать, осмысливая «образ» социального воспитания в контексте теории социальной педагогики? Каковы современные тенденции развития социального воспитания, которые одновременно характеризуют его «образ» как теоретическое осмысление его сущности и содержания?
1. Процесс социального воспитания, являясь отражением социально-экономической ситуации в конце XX - начала XXI вв., испытывает, с точки зрения своего развития и соответствующей эффективности, либо прямое, либо опосредованное влияние различных факторов как социального, так и биосоциального свойства. Это невысокий уро-
вень жизни населения, алкоголизация молодёжи, людей в возрасте от 14 до 35 лет; высокая занятость родителей, с одной стороны, и столь же высокий уровень безработицы в отдельных регионах, с другой, и, следовательно, минимальное время, уделяемое на содержательное, педагогически насыщенное общение с детьми; невысокий культурный и образовательный уровень значительной части взрослых (родителей, в первую очередь). Это также асоциальный образ жизни многих семей; плохое развитие инфраструктуры на селе, крайне низкое качество дорог и сообщений, и, как следствие, - недоступность своевременной и систематической медицинской помощи в ситуации прогрессирующих ранних заболеваний (во многих случаях как следствие несбалансированности и недостаточности питания); тяжелые последствия алкогольного зачатия.
2. Социальное воспитание в содержательной и организационной основе базируется на следующих положениях:
- государственно-общественный характер взаимодействия всех социальных сил макро-, микро- и мезосоциума как главной составляющей воспитательного пространства, всей системы воспитания в социальной среде; при этом социальное воспитание рассматривает цели, содержание, способы и средства воспитания человека, влияние на поведение и отношения человека в обществе в широком спектре социальных взаимодействий, в различных условиях социальной жизни и среды;
- осуществление личностно-возрастного подхода в процессе создания благоприятной среды воспитания, укрепления духовных контактов между воспитателями и воспитанниками на основе сотрудничества, сотворчества, со-бытия; побуждение воспитанника к саморазвитию, самовоспитанию;
- создание воспитательного уклада детской жизни как стимула для развития и самосовершенствования ребёнка, организационно-педагогическая работа по укреплению «гимнастического зала воспитания» (А.С. Макаренко); скрепление духовной жизни ребёнка с жизнью семьи, школы, родного города, села, страны «социальным воспитанием» (С.Т. Шацкий) при максимальном использовании возможностей общества, народной педагогики.
3. Социально-педагогический аспект социального воспитания отражает понимание воспита-
тельной целостности среды и состоит в точном соотнесении субъекта организации воспитательной работы, объекта и средств на различных уровнях: социально-педагогическом, психолого-педа-гогическом, методическом. Субъектами на социально-педагогическом уровне являются социальные институты воспитания, другие учреждения и ведомства; его объект - межведомственное воздействие в ходе социализации подрастающих поколений. Механизмом достижения поставленных целей служит педагогическая интеграция воспитательных сил общества в различных формах. Психолого-педагогический уровень: субъект - воспитатель, социальный педагог, социальный работник. Объект - конкретная личность в единстве со средой. Средства - обеспечение каждому возможности комфортного пребывания в социальной среде, при этом субъект своей среды - индивидуум, а сама социальная и природная среда становится источником его развития. Методический уровень отражает органическую взаимосвязь и взаимозависимость субъекта и объекта в социальной среде, при которой только и возможно поступательное развитие социального воспитания.
4. Одной из ведущих современных тенденций социального воспитания в условиях современной России является его направленность на своевременное выявление и эффективное решение проблем, возникающих у конкретного человека, воспитанника, у конкретной семьи, в микросоциуме, обществе в целом.
5. Социальное воспитание ориентировано на выполнение комплексной (медико-психолого-пе-дагогической) диагностической функции на раннем этапе развития личности, на уровне семьи и личности; оно призвано обеспечить превентивную профилактику различного рода отклонений - нравственного, физического, психологического, социального плана. В условиях современной России это чрезвычайно важно, так как на протяжении многих лет воспитательно-профилактическая работа страдала своего рода порочным кругом - отсутствием собственно профилактики: усилия сосредоточивались исключительно на борьбе со следствиями, а не на выявлении и устранении причин негативных явлений.
6. Социальное воспитание развивается и совершенствуется по законам диалектики. Это предполагает научный метод познания личности в системе взаимодействий в среде; организацию
воспитательного пространства развития личности; различные формы организации жизнедеятельности, интерактивные способы организации воспитательно-образовательного процесса, формы сотрудничества в среде.
Осмысление возникновения, развития и становления социального воспитания (его «образа» как теоретического представления) позволяет считать, что:
- социальное воспитание есть элемент социокультурного порядка, на который проецируется как целенаправленная деятельность воспитательных (педагогических) институтов, так и среды, традиций, конкретного временньго этапа;
- определяющей основой социального воспитания являются духовно-нравственные ценности, а приобщение к ним - цель социального воспитания;
- миссия социального воспитания - в создании необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, ее самоактуализации в ближайшем окружении, в передаче социального опыта от поколения к поколению; в создании воспитывающей среды в ближайшем окружении личности; в формировании социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей; в преодолении социальных отклонений, обеспечении социально-педагогической поддержки и защиты детей, преодолении социальной дезадаптации.
Введение социального воспитания в контекст социально-педагогической практики, ориентация на социально-воспитательные компетенции специалистов - социальных педагогов, социальных работников, воспитателей педагогических учреждений разного уровня и типа - со всей определённостью подчеркивает настоятельную необходимость постоянного теоретического и практического осмысления проблем социального воспитания, а в целом - его «образа».
Библиографический список
1. Беляев В.И. Социальная педагогика: методология, теория, история. - М., 2004.
2. Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. - М.; Тула, 1993. - Т. 1.
3. Бочарова В.Г. Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность: сущность, объектно-предметная область, проблемное поле // Социальная педагогика: Монография / под ред.
В.Г Бочаровой. - М.: ВЛАДОС, 2004.
4. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 1992.
5. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов. -Минск, 2000.
6. Детское движение: Словарь-справочник. -М., 2005.
7. Кемеров В.Е. Социальное и гуманитарное // Социемы. - 2002. - N° 8.
8. Купач Т.Ю. Социальное воспитание: ребенок, среда, традиции: Монография. - Балашов, 2002.
9. Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования (попытка обоснования концепции) // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. - 2006. -№ 2 (38).
10. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: Учеб. пособие. - СПб., 2000.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. - Т. 3.
12. МудрикА.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. - М., 2005.
13. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. - М., 1999.
14. Основы социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / В.И. Заг-вязинский и др. - М., 2002.
15. Плоткин М.М. Социальное воспитание и социальная педагогика // Социальная педагогика: Монография / под ред. В.Г. Бочаровой. -М.: ВЛАДОС, 2004.
16. Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников. - М., 2003.
17. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии. - М.: Новая школа, 1996.
18. РезникЮ.М. Введение в социальную теорию. Социальная эпистемология. - М., 1999.
19. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов: Монография. - Новосибирск: Наука, 2007.
20. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. - М.; Тула, 1993. - Т. 1.
21. Ядов В.А. Стереотип социальный // Философская энциклопедия. - М., 2002.
УДК 378
Ромм Татьяна Александровна
доктор педагогических наук, профессор Новосибирский государственный педагогический университет
tromm@mail.ru
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ
Рассмотрено использование термина «социальное воспитание», источники формирования социального воспитания как научной проблемы, исследовательские установки в понимании социального, личности и воспитания, теоретические представления социального воспитания как нормативно-интерпретативного по своему содержанию образа.
Ключевые слова: социальное воспитание, источники для развития социального воспитания как научной проблемы, общенаучные подходы в понимании педагогических феноменов, субъекты воспитательной деятельности.
Современное развитие общества не мыслится без развития социального потенциала человека. Необходимость преодоления последствий не только социально-экономических и политических глобальных изменений (это удел социологов, философов и политологов), заставляет задуматься о «человекоразмерном» (В. Степин), антропологическом и педагогическом аспектах этой проблемы: сохранить, развить и воспитать в подрастающем поколении
приемлемые для современного демократичного общества социальные нормы, национально-культурные ценности и идеалы. При этом задача - не просто «вписать» в конкретные нормы и правила реального социума современного человека, а совместить их с индивидуальными, социально приемлемыми запросами и потребностями последнего. В связи с этим актуализируется социально-историческая миссия воспитания поиск его возможностей по смягчению центрального