5. Дигуров А. К истории изучения мотивационной составляющей политического поведения и электорального участия. [Цитировано 3 марта, 2005 г.] Метод доступа: http:// www.viu-online.ru/ science/ publ/ bulleten 92002/.
6. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Институт Открытое общество, 1996.
List of references:
1.Antsiferova I.V. The election campaign as a way to implement the people-power: the social and managerial aspects: Diss. ... сandidate sociol.nauk. - M., 1994.
2.Diligensky G.G. The social and political psychology. - M.: Institute of open society, 1996.
3.Shestopal E.B. Political Science: New Directions. - M.: Veche, 2004.
4.Shestopal E.B. Political Science: New Directions. - M.: Veche, 2004.
5.Digurov A. To study the history of the motivational component of the political and critical behavior of electoral participation. [ Accessed March 3, 2005 ] Access Method: http:// www.viu-online.ru/ science / publ / bulleten 92 002/.
6.Diligensky G.G. The social and political psychology. - M.: Institute of open society, 1996.
В.В. Фефелов
к. юрид. н.,доцент, ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ:
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация. В статье раскрывается взгляд автора на проблемы социального управления правоохранительной деятельностью.
Ключевые слова: социальное управление, правоохранительная деятельность.
V.V. Fefelov, Ufa Federal Aviation Technical University
SOCIAL MANAGEMENT OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY: CONCEPT AND THE
MAINTENANCE
Abstrat. The summary: In article the sight of the author at problems of social management of law-enforcement activity reveals.
Keywords: social management, law-enforcement activity.
Любой человек практически всю свою жизнь связан с различными организациями. Именно в них протекает трудовая деятельность людей. Организацией считается систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей [1, с. 12]. Социальные процессы, по мнению польского ученого Я. Щепаньского, есть серии последовательных однородных явлений, пронизанных причинно-следственными связями и структурно-функциональными зависимостями.[2, с. 193]. Их основу составляют межличностные
взаимоотношения и взаимодействия. Управление предстает здесь как элемент функционирования организационных систем различной природы, заключающийся в организации эффективного функционирования социальных образований. Считается, что теория социального управления выявляет объективно необходимые устойчивые связи, обусловливающие характер и результативность их воздействия на развитие общества [3, с. 14]. Сказанное напрямую относится и к социальному управлению правоохранительной деятельностью.
Правоохранительная деятельность - это специфический вид деятельности, осуществляемый уполномоченными органами в установленном законом порядке с целью охраны и защиты прав и свобод граждан путем применения юридических мер воздействия с соблюдением определенной процессуальной формы[4, с. 30]. В содержание социального управления правоохранительной структурой могут быть включены следующие составляющие: основные категории управления, структура управления, контроль за выполнением управленческих решений, социально-психологические аспекты управления, информатизация управления, научная организация управленческого труда и др. Рассмотрим их более подробно.
Основные категории управления. К ним относятся объект и субъект управления, его принципы, цели, задачи, функции и методы. Цели, задачи, функции, методы, процесс управления в единстве образуют механизм управления. Его функционирование возможно только в рамках специально организованной социальной системы. Кроме того, специфической категорией является стиль управления.
Субъектом управления может быть отдельный человек, группа людей, а иногда и все общество в целом. В социальном управлении человек (а в нашем случае -сотрудник), как и группа людей (коллектив) выступают как субъектом, так и объектом социального управления, представляя собой управляющую подсистему (субъект управления) и управляемую подсистему (объект управления). В контексте изучения взаимодействий между субъектом и объектом это разделение управленческих ролей является, несомненно, упрощенной моделью. В соответствии с классификацией субъекта определяется и объект социального управления. Причем, каждому субъекту соответствует свой объект. Несмотря на это, объект социального управления достаточно самостоятелен и способен к самоуправлению.
Целями социального управления является совершенствование социальных механизмов воздействия субъекта управления на его объекты и организация эффективного функционирования правоохранительных структур как социальных образований. Эффективность управление правоохранительной деятельностью во многом зависит от таких социально-психологических аспектов, как сплоченность коллектива, наличие в нем благоприятного психологического климата, характера
взаимоотношений между сотрудниками, соответствия стиля управления уровню развития коллектива и т.п.
Структура управления. Социальное управление является не односторонне направленным воздействием субъекта на объект управления, а разнонаправленное обоюдное их взаимодействие, состоящее из значительного количества прямых и обратных связей. Исходя из этого, правильнее будет вести речь о субъектно-объектных отношениях в социальных системах. Структурой управления правоохранительным органом является построение взаимоотношений всех уровней управления, позволяющее ему достигать поставленных целей и задач наиболее эффективным способом. Организация управления социальной системой является довольно разнообразным социальным механизмом, который, как правило, состоит из следующих элементов: управляющая подсистема, управляемая подсистема, прямые и обратные связи между подсистемами, внешняя среда, прямые и обратные связи системы с внешней средой.
При переходе от прямой связи к обратной в некоторых случаях происходит взаимозамена субъекта и объекта воздействия. Управляющей системой является центральный орган любой правоохранительной структуры по отношению к подчиненным подразделениям, которые, в данном случае, выступают как управляемые подсистемы. Последние, в свою очередь, могут выступать как управляющие подсистемы по отношении к подразделениям и сотрудникам, организационно входящим в их структуру. Под внешней средой, в данном случае, понимается совокупность объектов, в окружении которых функционирует система.
Контроль за выполнением управленческих решений может выражаться как в форме внешнего, так и внутриведомственного контроля. Однако его существующие формы не отвечают современным потребностям гражданского общества в сфере мониторинга за деятельностью правоохранительной системы России. Одной из альтернативных форм контроля может явиться социальный аудит правоохранительной деятельности [5, с. 345-350].
Социально-психологические аспекты управления состоят в использовании психологических знаний при решении проблем управления правоохранительной деятельностью, в частности, проведения социального аудита. Содержанием социально-психологических отношений являются взаимоотношения сотрудников, опосредованные целями и задачами совместной правоохранительной деятельности, где отдельный сотрудник рассматривается как часть социальной группы -правоохранительного коллектива. Объектом социальной психологии в нашем случае является организованная деятельность людей, объединенных в правоохранительный коллектив. Эта деятельность подчинена общим целям и задачам, она регулируется
общими правилами и нормами, принятыми в организации и упорядочена единым процессом управления.
Информатизация социального управления. Понятие «информация» (от латинского Шогтайо - изложение, разъяснение) в контексте нашего исследования может рассматриваться как процесс передачи необходимых для успешного функционирования сведений между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс информатизации не мог не отразиться на качестве государственной управленческой деятельности, регулирующей развития общественных процессов в различных социальных институтах. Сказанное в полной мере относится и к правоохранительным структурам, где все более насущной является необходимость усиления информатизации процесса управления правоохранительной деятельностью.
Информатизация должна сопровождать все стадии управленческого процесса в правоохранительной сфере, рассмотренные ранее. Эта деятельность должна начинаться со сбора и структурирования информации, характеризующей состояние объекта управления и заканчиваться ее анализом при определении эффективности принятого решения и осуществлении контроля за ходом его выполнения.
Научная организация управленческого труда. Под научной организацией труда в общем смысле понимается процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Основными целями научной организации труда являются повышение производительности труда и сохранение здоровья работающих. В последние годы особую актуальность приобретают вопросы совершенствования именно управленческого труда. Научная организация управленческого труда (НОУТ) в правоохранительной сфере подразумевает процесс совершенствования организационных форм использования административно-управленческих работников, основанный на использовании достижений науки и передового опыта, прогрессивных методов осуществления управленческих функций и применении современных технических средств. Она дает возможность совершенствовать взаимодействие управленческого персонала между собой и с сотрудниками подчиненных подразделений.
Руководителям правоохранительных организаций различного уровня должны быть присущи знания научных основ принятия управленческих решений и методики организации их исполнения, стремление к совершенствованию своего профессионализма, психологическая устойчивость к профессиональной деформации и другие качества. Однако содержание их компетентности не исчерпывается только рассмотренными требованиями, присущими профессиональной подготовке любого управленца. Он должен уметь действовать в условиях дефицита времени и информации, как в обычных, так и в экстремальных (особых) условиях, что
определяется системой полномочий по осуществлению возложенных на возглавляемый правоохранительный орган и на него лично задач.
Заканчивая рассмотрение проблемы социального управления правоохранительной деятельностью, автор попытается сформулировать его определение: «Социальное управление правоохранительной деятельностью - это процесс реализации руководящих потенций субъекта управления правоохранительной структурой, основанный на общих принципах управления и осуществляемый для обеспечения ее устойчивого функционирования и развития».
Список литературы:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с.
2. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Общ. ред. и послеслов. акад. А. М. Румянцева; Пер. с польск. М. М. Гуренко. - М.: Прогресс, 1969. - 240 с.
3. Основы управления в органах внутренних дел. В.И. Михайлов, Н.Д. Андреев, А. Р. Амиров, Д. А. Курбанов: Учебник / Под редакцией кандидата юридических наук, доцента Ф.Б. Мухаметшина. - Уфа: ОНиРИО УЮИ МВД РФ, 2003 - 232 с.
4. Фефелов В. В. Понятие правоохранительной деятельности и ее оценка в современном российском обществе // Евразийский юридический журнал. - 2010, № 5. -
C. 117-121.
5. Атаманчук Г. В. К вопросу о взаимосвязи субъектов и объектов социального управления //Вопросы философии. - 1974, № 7. - С. 30.
6. Фефелов В. В. Социальный аудит в системе контроля институтов гражданского общества над правоохранительной деятельностью // Социальная политика и социология. Издательство РГСУ. - М., 2010, № 8, -С. 345-350.
List of references:
1. Vyhansky O.S., Naumov A.I. Management: Textbook. 3-rd ed. - М: Gardarika, 2002. - 528 p.
2. Shchepansky J. Elementary concepts of sociology / Gen. edit. and epilog. academ. A. M. Rumjantseva; Trans. from the polish. M.M. Gurenko. - М: Progress, 1969. - 240 P.
3. Management bases in law-enforcement bodies. V.I.Mihajlov, N.D.Andrey, A.R.Amir,
D.A.Kurbanov: Textbook / Under edition of the candidate of jurisprudence, senior lecturer F.B.Muhametshin. - Ufa: ONiRIO UJI Ministry of Affairs of the Russian Federation, 2003 - 232 p.
4. Fefelov V.V. Ponjatie of law-enforcement activity and its estimation in a modern Russian society//the Euroasian legal magazine. - 2010, № 5. - P. 117-121.
5. Atamanchuc G.V. To a question on interrelation of subjects and objects of social management//Philosophy questions. - 1974, № 7. - P. 30.
6. Fefelov V.V. Century of Century Social audit in the monitoring system of institutes of a civil society over law-enforcement activity//Social policy and sociology. Publishing house RGSU. - М, 2010, № 8. - P. 345-350.