Научная статья на тему 'Специфика социологического подхода к изучению электорального процесса'

Специфика социологического подхода к изучению электорального процесса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
524
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ELECTORAL PROCESS / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / POLITICAL BEHAVIOR / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР / POLITICAL CHOICE / ЭЛЕКТОРАТ / ELECTORATE / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / SOCIOLOGICAL MODEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковров В.Ф.

В статье обозначается актуальность изучения электорального процесса с позиции социологического подхода, показываются его сильные стороны и недостатки. Обосновывается положение о том, что необходимо разработать социологическую модель изучения электоральных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC SOCIOLOGICAL APPROACH STUDY ELECTORAL PROCESS

The article indicated the relevance of studying the electoral process from the perspective of a sociological approach, showing its strengths and weaknesses. Substantiates the proposition that it is necessary to develop a sociological model for studying the electoral processes.

Текст научной работы на тему «Специфика социологического подхода к изучению электорального процесса»

Хрестоматия. - Самара, 2003. - С. 597.

List of references

1. Belinsky E.P. Time aspects of the I-concept and identity//the psychology World. - 1999. - № 3.P. 40-46.

2. Drobizheva L.M. Social problems of international relations in Post-Soviet Russia. - М, 2003. -

P. 336.

3. Nemirovsky V.G. Sociology. - М: Prospectus, 2010.

4. Pavlenko V. N. Representations about a parity of social and personal identity in modern western psychology // Psychology Questions. - 2000. - № 1. - P. 135.

5. Yadov V.A. Social and socially-psychological mechanisms of formation of social identity of the person // consciousness Psychology. - Samara, 2003. - P.597.

В.Ф. Ковров

к. социол. н., доцент, ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье обозначается актуальность изучения электорального процесса с позиции социологического подхода, показываются его сильные стороны и недостатки. Обосновывается положение о том, что необходимо разработать социологическую модель изучения электоральных процессов.

Ключевые слова: электоральный процесс, политическое поведение, политический выбор, электорат, социологическая модель.

V.F. Kovrov, Candidate of sociologic Science, associate professor, Bashkir State University

SPECIFIC SOCIOLOGICAL APPROACH STUDY ELECTORAL PROCESS

Abstract. The article indicated the relevance of studying the electoral process from the perspective of a sociological approach, showing its strengths and weaknesses. Substantiates the proposition that it is necessary to develop a sociological model for studying the electoral processes.

Keywords: electoral process, political behavior, political choice, the electorate, a sociological

model.

Изучение проблем электоральных процессов представляет несомненный интерес в силу того, что с помощью данного вида социальных процессов можно проследить характер и темпы социальных преобразований, особенности формирования новой системы социальных ценностей. Поэтому одной из основных задач политической социологии является исследование происходящих трансформаций, которые оказывают определенное влияние на поведение субъектов электоральных процессов и их политический выбор.

Актуальность данной темы вытекает из нескольких причин. Во-первых, в условиях становления гражданского общества повышается роль и значимость

субъектов электоральных процессов, которые должны активно принимать участие в политической деятельности. Во-вторых, в силу географических, национальных, социокультурных особенностей современной России необходимо изучить электоральные процессы на разных уровнях социальной среды (макро-, мезо- и микросреды). В-третьих, электоральные процессы носят достаточно противоречивый характер, требуют научного осмысления и выработке практических рекомендаций, направленных на снижение влияния негативных форм политического поведения.

Существует необходимость в разработке социологической модели изучения электоральных процессов, с помощью которой можно было бы оценить их субъекты.

Как справедливо отмечает Анциферова И.В. понятие «электоральный процесс» возникает вследствие вступления социальных групп и слоев избирателей в электоральные отношения по поводу формирования представительных органов власти [1, с.37].

Только с 40-х гг. ХХ столетия получает развитие подход, получивший название «социологического», выдвинувший в центр внимания, наряду с анализом статистических данных о результатах выборов, анализ влияния текущей политики на решения избирателей с социально-структурными детерминантами их поведения.

Следует отметить, что традиции «социологической модели» объяснения собственно политического поведения были заложены еще К. Марксом, объяснявшим политическое мировоззрение и поведение людей с точки зрения их классового положения и классовых интересов. «Адекватность такого объяснения применительно ко многим конкретным ситуациям не вызывает сомнений, - отмечает известный отечественный ученый Г. Г. Дилигенский. - Представители привилегированных классов ... выбирают консервативные политические ориентации. ... Наемные рабочие часто примыкают к реформистским ориентациям, так как надеются, что реформы улучшат их положение» [2, с.292-293].

Главными академическими институтами, вовлеченными в процесс разработки эмпирической политической теории, соответствующей методологии и технологий исследования электорального поведения стали два академических центра США: Центр прикладных социальных исследований Колумбийского университета, основанный П. Лазарсфельдом и Р. Мертоном, а также Центр социологических исследований Института социальных исследований Мичиганского университета, основанный Р. Ликертом, А. Кемпбеллом и Д. Картрайтом.

В США развитие бихевиористского направления было тесно связано с исследовательской группой, возглавляемой П. Лазарсфельдом и Б. Берельсоном и деятельностью чикагской школы во главе с А. Кемпбеллом.

В 1940 г. П. Лазарсфельдом и Б. Берельсоном была предпринята первая попытка использовать панельные опросы избирателей для выявления механизма

формирования электорального поведения, факторов, оказывающих реальное воздействие на политический выбор граждан.

П. Лазарсфельд придерживался в своих трудах концепции бихевиоризма, с помощью которой изучалось политическое поведение и электоральное участие избирателей. Он опирался на гипотезу, согласно которой поведение может в определяющей степени контролироваться властвующими органами, которые с помощью средств политического манипулирования способны побудить индивидов:

- ограничиться предложенной альтернативой;

- сделать выбор под влиянием достаточно интенсивных и эффективных внешних влияний.

В ходе панельных опросов группой П. Лазарсфельда изучалось не просто распределение голосов, а развитие тенденций голосования, выявление обстоятельств формирования и изменения электоральных ориентаций. Для объяснения политического выбора предлагались такие характеристики как пол, возраст, уровень доходов, социально-классовая, этническая, расовая принадлежность избирателей, место проживания избирателей, их религиозные убеждения и другие.

Выяснилось, например, что индивиды, занимающие более высокие статусные позиции (определяемые образованием, профессией, уровнем дохода), демонстрируют более высокий уровень приверженности данной политической системе и проявляют большую политическую активность. Более высокий статус обеспечивает индивидам «стратегические» позиции в обществе, позволяет более успешно отождествлять себя с более выгодными и интересными политическими ролями. Исследование влияния такого социо-демографического фактора, как пол, привело ученых к убеждению, что женщины проявляют меньшую по сравнению с мужчинами политическую активность (женщины часто следуют предпочтениям мужчин как лидеров общественного мнения в первичных группах; обнародование женщиной собственной политической позиции воспринимается не как проявление духовных и интеллектуальных запросов, а как излишний вызов окружающим, таким образом, участие практически лишается для женщин личностного потенциала). Исследуя фактор возраста, социологи пришли к выводу, что политическому участию молодежи присущ относительно более экстремистский характер по сравнению со стереотипами участия старших возрастных групп (молодежь часто апеллирует к абсолютным принципам и целям, люди постарше исповедуют «этику ответственности», опирающуюся на трезвый анализ средств, механизмов, позволяющих обеспечить стабильность в обществе).

В ходе анализа полученных результатов также выяснилось, что городские жители более включены в процессы участия, чем сельские. Учеными был проведен корреляционный анализ статистических рядов, который показал: жители больших

городов, являющиеся к тому же католиками, рабочими, небелыми и небогатыми, голосуют за Демократическую партию; электоральной же базой Республиканской партии являются американцы, определяемые известной аббревиатурой WASP (white, anglo-saxon, protestant) - белые протестанты англосаксонского происхождения, живущие в сельской местности и комфортабельных городских пригородах и принадлежащие к среднему классу.

Таким образом, предложенная авторами социологическая модель была ориентирована на получение данных, поддающихся измерению и носящих вероятностный характер. Она продуцировала информацию следующего типа: сторонниками реформ мужчины являются чаще, чем женщины, люди среднего возраста чаще, чем молодежь и пожилые, специалисты чаще, чем рабочие и предприниматели, люди с высшим образованием чаще, чем менее образованные, получатели средних доходов - чем богатые и бедные, жители крупных городов - чем более мелких населенных пунктов.

Отсюда было сформулировано следующее положение: «в каких социальных условиях живет человек, таковы и его политические взгляды. Социальные характеристики определяют политические предпочтения» [3, с.239]. Социальные условия чаще всего определяются в терминах социального состава среды. «Окружающая среда может быть определена по различным основаниям - клуб, соседи, церковь, страна, провинция - и имеет множество различных признаков» [4, с.241].

Как отмечает А. Дигуров, примененная методика «... позволила, во-первых, дифференцировать избирателей по степени устойчивости их электоральной ориентации: на твёрдых сторонников и колеблющихся; во-вторых, выявить причины, побудившие различные группы колеблющихся избирателей изменить свои намерения в ходе предвыборной кампании, накануне выборов и в самый момент голосования; в-третьих, соотнести электоральную ориентацию с другими показателями» [5].

Впоследствии П. Лазарсфельд и Б. Берельсон указывали на важность расчленения социальной и политической структур, при этом особо подчеркивали роль общественных институтов (политических партий, профсоюзов и т.д.). В их работах также был сделан вывод о незначительной эффективности различных предвыборных мероприятий и агитационных кампаний. Например, по данным панельных исследований, газетным публикациям уделяла хотя бы минимальное внимание только половина опрошенных, причем газеты читали только люди с уже сложившимися политическими убеждениями и симпатиями.

Б. Берельсоном было сформулировано понятие идентификации, -своеобразного механизма соотнесения собственной социальной позиции избирателя с абстрактной политической общностью. Идентификация, по мнению ученого, играет

решающую роль в формировании политических ориентаций, так как является своеобразным «фильтром» политической коммуникации.

Основным эффектом избирательной кампании американские социологи посчитали усиление политических предпочтений. Таким образом, модель пропаганды Б-Р под влиянием работ социологов Колумбийского университета трансформировалась в Б-1-Р , где I - идентификация как механизм соотнесения индивида с некоей абстрактной политической общностью, сформированной на базе однотипных социальных факторов. Именно такая идентификация была признана своеобразным «фильтром» политической коммуникации. Возникла гипотеза, что индивиды, сформировавшиеся под воздействием тождественных социальных факторов, обладают идентичными идейно-политическими позициями. Эта общность не является классом в понимании К.Маркса, а представляет собой «класс на бумаге» (П. Бурдье), т.е. совокупность агентов, занимающих сходную позицию, которые, будучи размещенные в сходных условиях и подчиненные сходным обусловленностям, имеют все шансы для обладания сходными диспозициями и интересами, и, следовательно, для выработки сходных позиций.

Социологическая модель, согласно которой политические предпочтения определяются принадлежностью к определенной группе, является самой распространенной и имеет большое значение для выяснения социальной базы и масштаба влияния политических ориентации и их динамики. Она вооружила аналитиков, организаторов избирательных кампаний пониманием того, что избиратели могут голосовать в качестве представителей определенной социальной группы, выражая, таким образом, с ней солидарность.

Но эта модель не идеальна, поскольку, как справедливо указывает Г.Г. Дилигенский, «ни одна классовая общность не выбирает скопом единую политическую ориентацию» [6, с.293]. Не все согласятся с утверждением, что если индивид уже оказался в определенных условиях, то ему потребуется предпринять серьезные усилия для того, чтобы их изменить. Влияние социальной среды не может отнять все шансы на самоопределение, если мы вспомним, что человек может выбирать - частью какой среды ему стать.

Список литературы:

1. Анциферова И.В. Избирательная кампания как способ реализации народовластия: социально-управленческий аспект: Дисс. .канд. социол.наук. - М., 1994.

2. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Институт Открытое общество, 1996.

3. Шестопал Е.Б. Политическая наука: новые направления. - М.: Вече, 2004.

4. Шестопал Е.Б. Политическая наука: новые направления. - М.: Вече, 2004.

5. Дигуров А. К истории изучения мотивационной составляющей политического поведения и электорального участия. [Цитировано 3 марта, 2005 г.] Метод доступа: http:// www.viu-online.ru/ science/ publ/ bulleten 92002/.

6. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Институт Открытое общество, 1996.

List of references:

1.Antsiferova I.V. The election campaign as a way to implement the people-power: the social and managerial aspects: Diss. ... сandidate sociol.nauk. - M., 1994.

2.Diligensky G.G. The social and political psychology. - M.: Institute of open society, 1996.

3.Shestopal E.B. Political Science: New Directions. - M.: Veche, 2004.

4.Shestopal E.B. Political Science: New Directions. - M.: Veche, 2004.

5.Digurov A. To study the history of the motivational component of the political and critical behavior of electoral participation. [ Accessed March 3, 2005 ] Access Method: http:// www.viu-online.ru/ science / publ / bulleten 92 002/.

6.Diligensky G.G. The social and political psychology. - M.: Institute of open society, 1996.

В.В. Фефелов

к. юрид. н.,доцент, ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ:

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация. В статье раскрывается взгляд автора на проблемы социального управления правоохранительной деятельностью.

Ключевые слова: социальное управление, правоохранительная деятельность.

V.V. Fefelov, Ufa Federal Aviation Technical University

SOCIAL MANAGEMENT OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY: CONCEPT AND THE

MAINTENANCE

Abstrat. The summary: In article the sight of the author at problems of social management of law-enforcement activity reveals.

Keywords: social management, law-enforcement activity.

Любой человек практически всю свою жизнь связан с различными организациями. Именно в них протекает трудовая деятельность людей. Организацией считается систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей [1, с. 12]. Социальные процессы, по мнению польского ученого Я. Щепаньского, есть серии последовательных однородных явлений, пронизанных причинно-следственными связями и структурно-функциональными зависимостями.[2, с. 193]. Их основу составляют межличностные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.