УДК 316.33:34 ББК 60.561.4 Л 93
Н.С. Любавин,
соискатель кафедры социологии, политологии и права ИППК ЮФУ,
Анализ организации информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов Российской Федерации
Аннотация. В статье проводится анализ организации информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов России. Информационноаналитическое обеспечение организационно входит в систему управления правоохранительным органом, обеспечивая в своей деятельности достижения задач и целей создания последнего. Автор раскрывают системные свойства данного вида управленческой деятельности, а также характерные задачи, решаемые в рамках обеспечения правоохранительной деятельности государства.
Ключевые слова: информационно-аналитическая деятельность, правоохранительные органы, государственное управление, информационное обеспечение, аналитическое обеспечение, информационная система.
N.S. Lyubavin,
Applicant for Candidate degree of Department of Sociology, Political Science and the Law
of IPPK YUFU, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
The analysis of the organization of information-analytical maintenance of activity of the law-enforcement bodies of the Russian Federation
Abstract. The paper analyzes the organization of information-analytical maintenance of activity of law-enforcement bodies of Russia. Information-analytical maintenance is included organizationally into a control system of law-enforcement body, providing in its activity of achievement of the purposes its creation. The author discloses system properties of the given kind of administrative activity, as well as the characteristic problems to be solved within the limits of maintenance of law-enforcement activity of the state.
Keywords: information-analytical activity, law-enforcement bodies, the government, information support, analytical maintenance, information system.
Информационно-аналитическая работа, составляя одно из направлений повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, является неотъемлемой составной частью управленческой деятельности на всех уровнях их функционирования. Вместе с тем, информация представляет ценность не сама по себе, а в качестве базы проведения ее анализа, от которого зависит планирование деятельности правоохранительных органов. Проведение работ по планированию и прогнозированию в рамках большой и сложной системы правоохранительных органов требует большого объема исходных систематизированных данных и тщательной, кропотливой работы по проведению анализа этих данных (установление взаимосвязей, группировка данных, повышение их достоверности).
При этом информационно-аналитическое обеспечение правоохранительных органов представляет собой самостоятельную систему, характеризующуюся определенными принципами организации и управления. Рассмотрение информационно-аналитического
обеспечения деятельности правоохранительных органов как системы определяет обоснованность использования системного подхода к ее анализу. Системный подход к организационным системам (системам, в которых присутствует элемент организации и управления) базируется на рассмотрении их как планово-управляемых, целенаправленных систем. Исходя из этого, приведем основные черты таких систем.
1. Всякая организационная система имеет присущие ей функции и четко сформулированные цели развития как на ближайший, так и на перспективный периоды. Она должна являться целенаправленной системой. Однако цели системы далеко не всегда можно определить с помощью количественного показателя. Нередко существуют неформализованные показатели эффективности деятельности или же достижения цели, которые не зафиксированы в положении об организации, но во многом определяют характер ее поведения.
2. Всякая организационная система состоит из подсистем, между которыми существуют устойчивые структурные связи. Функции и цели подсистем должны быть направлены на оптимальное функционирование и достижение целей системы в целом. Среди подсистем данной системы выделяется управляющая подсистема. Каждая подсистема имеет свои показатели деятельности, причем такие, что при улучшении показателей деятельности подсистемы одновременно улучшались и показатели системы в целом. Структура системы должна подчиняться принципу оптимального функционирования.
3. Всякая организационная система сама является подсистемой системы более высокого порядка. Этим самым определяется подчиненность функций и целей данной системы целям вышестоящей системы.
4. При рассмотрении вопросов создания новой организационной системы или функционирования существующей выделяются следующие основные элементы:
- цель системы, ее предназначение и функция;
- входная информация (в случае информационной системы);
- выходная информация;
- процесс преобразования (технология);
- окружающая среда.
5. Для организационной системы необходимо наличие определенных подсистем, которые разрабатывали бы методы улучшения ее работы и предложения по изменению показателей деятельности системы и ее подсистем таким образом, чтобы ускорять достижение целей организации, чьи потребности система должна удовлетворять.
6. Как в анализируемой организационной системе, так и в вышестоящей должна быть возможность для четкого определения организации или лица, которые в зависимости от своих прав и ответственности и имеющихся в их распоряжении ресурсов могут вносить изменения в структуру системы, ее показатели и в оценку ее деятельности.
7. В системе должно соблюдаться динамическое соответствие прав, распорядительных функций, ответственности и ресурсов для достижения результатов в надлежащем объеме, требуемого качества и своевременности [1].
В настоящее время в литературе практически не встречаются работы, в которых показана возможность и эффективность системного подхода к той или иной сложной организационной системе. Часто отсутствует даже единая концепция системного подхода. Под ним понимают и теорию систем управления, и теорию информационных систем, и теорию организаций, и, наконец, просто комплексный подход.
Применение принципов системного подхода правомерно как при комплексном исследовании объекта, так и в рамках отдельных научных дисциплин. Правда, в силу своего обобщающего, междисциплинарного характера системный подход больше тяготеет к рассмотрению естественных целостных образований. Но он вполне пригоден и для исследования таких организационных конструкций, как информационно-аналитическое обеспечение деятельности правоохранительных органов. Необходимо лишь соблюдение условий, делающих возможным такого рода рассмотрение.
К ним относится, прежде всего, структурное описание объекта, указание полного набора составляющих его элементов, выявление функциональной роли каждого из них, фиксирование системообразующих связей между элементами и их совокупностями (подсистемами), определение целей отдельных подсистем и системы в целом.
Системный подход, исследуя конкретные ситуации, позиции, цели в комплексе всех воздействующих на систему факторов, позволяет по-новому подойти к решению некоторых проблем управления. Благодаря ему открывается возможность более полно и целенаправленно использовать имеющуюся информацию, правильнее распределять ее по уровням управления, вскрывать возможные пробелы и неувязки, вести последовательный поиск данных, необходимых для всестороннего рассмотрения вопросов. Конструктивный вклад системной методологии в этой области должен проявиться только тогда, когда от изучения больших целостных образований будет сделан переход к исследованию процессов и их механизмов, протекающих в этих образованиях.
В частности, применительно к изучению информационных процессов в деятельности правоохранительных органов системный подход предполагает: определение
информационных целей их развития как информационного образования, правильное формирование критерия оптимального планирования работы с информацией; структурный анализ информационных процессов в деятельности правоохранительных органов, вскрывающий характер взаимосвязи и взаимодействия между ними; исследование особенностей правового регулирования и управления на основе использования информационной техники, изучение механизма прямых и обратных информационных связей для наилучшей реализации поставленных целей; определение характера и степени влияния внешних информационных факторов, условий ее функционирования (среды) для повышения надежности плановых решений; исследование с позиций информационной теории процессов принятия и реализации решений.
Исходя из требований системного анализа и вышеуказанных характеристик организационных систем, можно выделить особую роль подсистемы ресурсного обеспечения информационно-аналитической работы, которая включает в себя как минимум семь элементов: научно-методическое обеспечение; технологическое обеспечение; техническое
обеспечение; кадровое обеспечение; нормативно-правовое обеспечение; финансовое обеспечение; материальное обеспечение.
В настоящее время информационно-аналитической деятельностью в правоохранительных органах заняты различные административные подсистемы. Как свидетельствует анализ организации информационно-аналитической деятельности, ее особенность как системы состоит в том, что она ни в одном из правоохранительных органов не представляет собой единого целого в административном подчинении, а ее элементы рассредоточены по различным направлениям ведомственного управления. Большинство специалистов, занимающихся в территориальных органах информационно-аналитической работой, также рассредоточены по различным подразделениям и службам.
При последовательном анализе подсистем, характерных для организации информационно-аналитического обеспечения правоохранительных органов, обращает на себя внимание то обстоятельство, что указанное построение абсолютно не использует роль стержневых вертикальных структур, которую очевидно должны выполнять профильные подразделения в территориальных органах. В результате подсистема информационноаналитической деятельности приобретает полицентрический характер. В этом, конечно же, есть своя логика, поскольку имеется специфика информационно-аналитической работы по различным направлениям деятельности, и предполагается, что обеспечить необходимое качество информации лучше всего смогут специалисты того направления деятельности, где в дальнейшем планируется использовать подготовленную информацию.
При анализе подсистемы информационно-аналитической деятельности следует исходить из того, что она представляет собой систему, объединенную едиными целями деятельности. Реализация целей должна осуществляться на основе ведомственных программ.
Поэтому на руководящем органе (организационно-инспекторском управлении) лежит задача обеспечивать приоритет интегральных интересов над ведомственными.
Далее возникает вопрос, в достаточной ли мере координационная деятельность высших уровней подсистем информационно-аналитической деятельности обеспечивает преемственность при переходе на нижестоящий уровень. Эта преемственность должна обеспечиваться как тщательной стыковкой целей подсистем, унификацией статистических показателей, так и установлением соответствующих организационно-структурных связей, в частности связи между подсистемами при подготовке докладов руководителям территориальных органов.
Несмотря на существующую организационную разобщенность структур, занятых информационно-аналитической деятельностью в правоохранительных органах, при системном взгляде становится очевидным наличие целостного организма, объединенного в своей основе нормативными целями, конечным объектом управления, содержанием и принципами деятельности. Отсутствие в ряде случаев четкого нормативного отражения этих связей свидетельствует отнюдь не об отсутствии системы, а лишь о неурегулированности посредством правовых норм некоторых реально существующих отношений.
Элементы системы в процессе осуществления своих функций обычно используют несколько единых для всей системы основных методов деятельности. В совокупности эти методы характеризуют именно информационно-аналитическую деятельность. Например, даже в такой организационно разобщенной системе, как информационно-аналитическая работа, существует в принципе единый набор методов работы с информацией (унифицированные формы статистической отчетности, единая база данных статистической отчетности), осуществляются попытки создания автоматизированных трехуровневых (центральный аппарат - территориальный орган - учреждение) систем сбора и обработки статистики (АСС).
Для системы управления информационно-аналитической деятельностью характерно наличие единого класса объектов управления. Признаком, на основе которого объект относится к тому или иному классу, служит в данном случае принадлежность данного объекта к определенному виду деятельности (сбор, обработка и анализ информации).
Системы ведомственного управления по отдельным направлениям деятельности принадлежат к числу устойчивых образований, действующих в течение значительных периодов времени. Поэтому для них характерен устойчивый тип связей как внутри системы, так и между системой и средой. Это отражается, в частности, в долговременном характере отношений между звеньями одной системы, в повторяемости ситуаций взаимодействия и единообразии при их разрешении, в постоянстве административных процедур, в стабильности коммуникационной структуры и т.д. Основой такого рода устойчивости служит нормативная урегулированность отношений, а также в известной мере кадровая и «процессуальная» преемственность в сфере ведомственного регулирования.
Результирующим показателем перечисленных характеристик системы управления информационно-аналитической деятельностью является ее целостность, определенная функциональная обособленность и ограниченность от среды [2].
В рамках системного анализа организации информационно-аналитического обеспечения правоохранительных органов необходимо провести также анализ не только отдельных элементов системы, но и некоторых общих характеристик, определяющих специфику ее функционирования. Это, конечно, не исключает, а, наоборот, предполагает постоянное обращение к свойствам отдельных элементов системы, поскольку хотя свойства системы и сводятся к сумме свойств ее частей, но последние также во многом определяют и характер взаимодействия этих частей между собой.
Характерной чертой системы информационно-аналитического обеспечения является ее полицентристский характер. Из вышеизложенного видно, что каждая из ее подсистем имеет один, а в ряде случаев и несколько центров управления.
Информационно-аналитическое обеспечение правоохранительных органов представляет собой самостоятельную систему, характеризующуюся определенными принципами организации и управления, имеющую присущие ей функции и четко сформулированные цели развития как на ближайший, так и на перспективный периоды и состоящую в свою очередь из подсистем, между которыми существуют устойчивые структурные связи. Информационно-аналитическое обеспечение организационно входит в систему управления правоохранительным органом, обеспечивая в своей деятельности достижения задач и целей создания последнего.
В настоящее время информационно-аналитической деятельностью в правоохранительных органах заняты различные административные подсистемы. Как свидетельствует анализ организации информационно-аналитической деятельности, ее особенность как системы состоит в том, что она ни в одном из правоохранительных органов не представляет собой единого целого в административном подчинении, а ее элементы рассредоточены по различным направлениям ведомственного управления. Большинство специалистов, занимающихся в территориальных органах информационно-аналитической работой, также рассредоточены по различным подразделениям и службам. Социологический анализ подсистем, характерных для организации информационно-аналитического обеспечения правоохранительных органов, свидетельствует об отсутствии стержневых вертикальных структур, которые очевидно должны выполнять профильные подразделения в территориальных органах, в результате чего подсистема информационно-аналитической деятельности приобретает полицентрический характер. Обоснованность такого подхода к организации информационно-аналитической деятельности обусловлена тем, что имеет место специфика по различным направлениям деятельности, предполагающая наиболее эффективное обеспечение информацией специалистами того направления, где в дальнейшем планируется использовать подготовленную информацию.
Примечания:
1Кудрявцев В.Н., Лебедев А.В. Организация информационно-аналитической работы в учреждениях и органах, исполняющих наказания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 1. С. 44.
2Там же. С. 45.
References:
1. Kudryavtsev VN., Lebedev A.V The organization of information-analytical work in the institutions and bodies executing punishments // Criminal and executive system: law, economy, management. 2008. № 1. P. 44.
2. Ibidem. P. 45.