Научная статья на тему 'Социальное структурирование общества в региональном аспекте'

Социальное структурирование общества в региональном аспекте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
471
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIOLOGY / SOCIAL STRUCTURE / SOCIAL INEQUALITY / SOCIAL DIFFERENTIATION / SOCIAL STRATIFICATION / SOCIAL POLICY / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Больницкая Айталина Николаевна

Рассматривается проблематика социологического исследования структуры общества в Республике Саха (Якутия). Сделан краткий обзор направлений возможного структурирования общества – этнический, территориальный, возрастной, гендерный, классовый, профессиональный и др. Исследование социальной структуры республики, с одной стороны, позволяет раскрыть социальную картину мира на локальном уровне, а с другой – просвечивает социальное развитие и состояние нашего общества в целом. При этом социологическая наука позволяет не только увидеть, но и артикулировать необходимость решения социальных проблем общества с целью достижения более справедливого социального мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of a sociological research of the society structure in the Republic of Sakha (Yakutia) are considered. The short review of the directions of possible structuring of the society – ethnic, territorial, age, gender, class, professional, etc. is made. A study of social structure of the republic on the one hand allows to reveal a social picture of the world at local level, and on the other examines social development and a state of our society as a whole. Thus the sociological science allows not only to see, but also to articulate the need of solution of social problems of society for the purpose to achieve more fair social world.

Текст научной работы на тему «Социальное структурирование общества в региональном аспекте»

России составлял свыше 600 трлн. руб., или примерно 6 млн. руб. в расчете на душу населения.

В заключение следует отметить, что полученные оценки «цены» профессионального риска производственного персонала горнодобывающей отрасли экономики республики могут быть использованы в качестве основания для определения размера предельных эффективных инвестиций в корпоративные социальные проекты и программы.

Литература

1. Быков А.А., Фалеев М.И. К проблеме оценки социально-экономического ущерба с использованием показателя риска // Проблемы анализа риска. - 2005. - Т. 2, № 2. - С. 114-131.

2. Быков А.А. О методологии экономической оценки жизни среднестатистического человека (пояснительная записка) // Проблемы анализа риска. -2007. - Т. 4, № 2. - С. 178-191.

3. Быков А.А., Акимов В.А., Фалеев М.И. Норма-

тивно-экономические модели управления риском // Проблемы анализа риска. - 2004. - Т. 1, №2. - С. 125-137.

4. Горковенко С.И., Находкина Н.Н. К вопросу использования технологии управления рисками в социально-трудовой сфере Республики Саха (Якутия) // Стратегия развития северных регионов России: сб. материалов Всероссийской научной конференции. -Архангельск, 2003. - С.35-40.

5. Горковенко С.И., Кивилева Н.М. Оценка совокупной экономической стоимости производственных травм и профессиональных заболеваний в Республике Саха (Якутия) // Экология и безопасность жизнедеятельности: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2002. -С.75-77.

6. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России?: препринт WP3/2012/06, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 76 с.

Поступила в редакцию 18.09.2013

УДК 316.334.5 (571.56)

Социальное структурирование общества в региональном аспекте

А.Н. Больницкая

Рассматривается проблематика социологического исследования структуры общества в Республике Саха (Якутия). Сделан краткий обзор направлений возможного структурирования общества -этнический, территориальный, возрастной, гендерный, классовый, профессиональный и др. Исследование социальной структуры республики, с одной стороны, позволяет раскрыть социальную картину мира на локальном уровне, а с другой - просвечивает социальное развитие и состояние нашего общества в целом. При этом социологическая наука позволяет не только увидеть, но и артикулировать необходимость решения социальных проблем общества с целью достижения более справедливого социального мира.

Ключевые слова: социология, социальная структура, социальное неравенство, социальная дифференциация, социальная стратификация, социальная политика, социальная работа.

The problems of a sociological research of the society structure in the Republic of Sakha (Yakutia) are considered. The short review of the directions of possible structuring of the society - ethnic, territorial, age, gender, class, professional, etc. is made. A study of social structure of the republic on the one hand allows to reveal a social picture of the world at local level, and on the other examines social development and a state of our society as a whole. Thus the sociological science allows not only to see, but also to articulate the need of solution of social problems of society for the purpose to achieve more fair social world.

Key words: sociology, social structure, social inequality, social differentiation, social stratification, social policy, social work.

Современное общество Республики Саха (Якутия) - это часть российской действительности со всеми вытекающими характеристиками политической, экономической, культурной и

БОЛЬНИЦКАЯ Айталина Николаевна - к.соц.н., в.н.с. Центра социальных проблем АН РС(Я), aitalina_575@mail.ru.

социальной жизни. Мы - часть России, живем в едином правовом поле, наше поведение обусловлено системой заданных объективных условий - законами и культурой. Тем не менее, социально-территориальная общность, как один из моментов структурирования общества, имеет свои характерные особенности, влияющие на образ жизни, коллективное поведение населе-

ния, и в итоге формирует совершенно уникальную социальную структуру.

Структурирование общества - это схематизация, попытка абстрактного типологизирования хаотической на первый взгляд множественности человеческих индивидов, с присущими им персональными и социальными характеристиками. «Типология, по словам Ч.Р. Миллса позволяет охватить все пространство признаков и увидеть полную картину взаимоотношений между известными вам фактами» [1, с. 242]. Сегодня теоретическая социология выделяет самые разные основания типологизирования, начиная от предписанных характеристик человека (этнос, гендер, физические особенности) до достижи-тельных (класс, занятость и т.п.), включая человека в самые разные структуры. При этом важно исследовать те критерии или основания структурирования, по отношению которым человек или социальные группы считают, что в обществе существует социальная несправедливость. Данное явление получило в социологии название социальное неравенство. Именно характер неравенства выступает в качестве одной из проблем, требующих своего решения, и как один из главных объектов социальной политики государства. Когда говорят о неравенстве то, прежде всего, имеют в виду неравенство в правах и в потреблении, а также в возможностях достижения определенного уровня в потреблении услуг и товаров. Неравенство - это индикатор здоровья общества, справедливости социального устройства в отличие от социальной дифференциации (различие), которая является результатом выбора (мировоззрение, ценности, вкусы) или судьбы (природные характеристики) самого человека.

В данной статье на базе социологической теории мы попытается сделать краткий обзор направлений возможного структурирования общества - этнического, территориального, возрастного, гендерного, классового, профессионального и др.

Структурирование по этническому критерию получило название этнонациональной или этнической структуры. Этнос - это исторически устойчивая социокультурная общность, отличающая себя от других общностей по меняющемуся набору значимых для нее признаков (самоназвание, историческая память, исторические мифы, язык, религия, антропологические (расовые) различия, стереотипы) [2]. Этнонациональная структура как элемент социальной структуры общества имеет важное значение для воспроизводства социальной структуры. Этнические характеристики, особенно стереотипы поведения, т.е. система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение посредством

сигнальной наследственности, специфичная для каждой этнической системы [3, с. 609], является одной из определяющих характеристик для воспроизводства социальной структуры. К сожалению, поведенческие стереотипы народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия), сегодня недостаточно изучены. Социологический взгляд на этнос, как правило, ограничивается рассмотрением этноса как фактора, влияющего на экономические, политические, а также межэтнические отношения [4].

Следующий важнейший критерий структурирования общества - территориальный. Республика Саха (Якутия) расположена на северо-востоке страны, это часть азиатской (восточной) зоны России. Определяющий фактор развития территории нашей республики - это экстремальные природные условия. В научной и исторической литературе еще со времен античности влияние климата на природу человека и, как следствие, на организацию хозяйственной, политической и культурной жизни обществ хорошо изучено*. Следовательно, можно говорить о существовании особенностей территориальной общности, обусловленных природно-климатическими условиями.

Место жительства - регион, район, город, село - имеет огромное значение для становления человека, имея ограничивающий или же наоборот стимулирующий развитие эффект. Например, такие формы поселения, как город и село -это не только места, где люди проживают, но и определенный образ и уровень жизни. Городская и сельская среды формируют определенные стереотипы поведения, ожидания и жизненные ориентиры. Можно утверждать, что территориальная структура нашей республики имеет ярко выраженный дифференцированный характер, характеризуясь асимметричностью, контрастностью качеств его социокультурного, экономического и природного пространства. Следовательно, каждый район в силу территориальных особенностей (природные условия, хозяйственный уклад, культурный этнос) может быть объектом отдельного изучения.

Социально-демографическая структура является одной из самых изученных в республике. Но речь в данном случае идет об исследованиях, проводимых демографами, с использованием методологии демографической науки. Системно изучаются показатели воспроизводства населения - рождаемость, смертность, миграция, включая факторы, влияющие на эти показатели

* См., например, Полибий «Всеобщая история», Бо-ден Ж. «Шесть книг о государстве», Монтескье Ш. «О духе законов».

[5]. В литературе по демографии, как правило, выделяются возрастная, половая, профессиональная и семейная структуры. Возрастная структура - это распределение населения по возрастным группам, т.е. численность в обществе представителей разных возрастных групп. Существуют всевозможные классификации возрастных групп, но самым эвристическим для описания социальной структуры является разделение на молодое и старое, или пожилое население. Такие социально-демографические группы как молодежь и особенно пожилые стали одним из актуальных направлений социологических исследований. В условиях старения населения проблематика жизнедеятельности пожилых, их образа жизни, возможности участия в экономической жизни, досуга приобретает особое значение. Пожилые становятся фактором, определяющим многие аспекты структурирования общества. Так, численность пожилых в структуре населения является важнейшим фактором воспроизводства экономической, профессиональной и социальной структуры. Некоторые значимые социальные реформы в нашей стране проводились под предлогом старения населения, например, пенсионная реформа. Но давайте зададимся вопросом, есть ли возрастные особенности у якутян, в том числе якутов, отличные от жителей других регионов - особенности образа жизни пожилых, мировосприятие молодых людей и пр. Скорее всего, есть, но более или менее глубоких исследований нет.

Гендерная (половая) структура еще один аспект структурирования социума. Пол - это природная структура, проявляющаяся и в социальной жизни как набор ресурсов, принуждений и ограничений. Структура гендера включает индивидуальную идентичность (самоидентификацию и внешнюю идентификацию), личность, символическую репрезентацию гендерной идентичности, идеалы культуры, стереотипы мужественности и женственности, половое разделение труда в домохозяйствах, в общественном хозяйстве, политике и т.д. [2]. Гендер - объект изучения не только социологов, но и политологов, экономистов, антропологов и др. Но социолога, изучающего структуру общества, интересует прежде всего то, как гендерные отношения в обществе влияют на воспроизводство социальной структуры. Как происходит конструирование и конституирование гендера, насколько велико влияние общероссийских практик, или же все-таки существуют принципиально отличные этнонациональные и(или) территориальные особенности. Работы, посвященные гендерному аспекту социальной структуры нашего общества, иногда появляются [6].

Распределение населения по профессиям, от-

раслям хозяйства формирует профессиональную структуру. Востребованность тех или иных профессий, как правило, определяется социально-экономической конъюнктурой или же культурным капиталом (задатками, знаниями, влиянием семьи и пр.). Почти все в республике знают, что традиционными видами труда якутов являются скотоводство, охота, рыбалка, пошив меховой одежды и т.д., но мало кто имеет представление о современной профессиональной структуре. Между тем представление о современной профессиональной структуре, не ограничиваясь анализом статистической информации о динамике профессионального состава занятого населения, должно включать анализ социальных, экономических и культурных факторов, влияющих на профессиональную структуру в гендерном, возрастном и поселенческом разрезах.

Каждый член общества, помимо всех прочих статусов, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние, определяющее его место в системе структуры семьи или в семейной структуре. Структурирование семьи начинается с раскрытия понятия «семья», трактовок семьи. Семья выступает с одной стороны как социальный институт, т.е. совокупность норм, ценностей, ожиданий, регулирующих поведение людей, с другой - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными узами. Для социолога, изучающего семейную структуру общества, важно то, каким образом, происходят конституирование, формирование устойчивых семейных практик. Какую роль имеют традиции, обычаи, история, биография семьи, этнокультурные паттерны. Можно утверждать, что социологических работ по семейной структуре сегодня крайне мало, и, как правило, это научные работы демографов, где авторы исследуют основные тенденции изменения семейной структуры, демографические процессы жизнедеятельности семьи, социально-экономическое положение семей [7].

Несомненно, всегда актуальный критерий структуруирования общества - классовый. Классовая структура - это распределение людей по классам. Наиболее полное определение классов дал В.И. Ленин - «классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы

людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» [8]. Современная теоретическая социология оперирует концепциями классовой структуры К. Маркса, М. Вебера, Э. Райта. Следовательно, есть поле, где развернуться, попытаться прощупать классовую структуру нашего общества -выделить классы, в том числе средний класс. Это тема является неразработанной в нашей республике. По существу мы не знаем, сколько у нас классов, какова численность среднего класса и др.

Как говорил П. Сорокин, социальная стратификация, т.е. дифференциация некой совокупности людей на иерархически соподчиненные классы, это постоянная характеристика любого организованного общества [9, с. 9, 15]. Сорокин выделял 3 вида стратификации: экономическое, профессиональное и политическое. В научном и повседневном дискурсе понятие неравенство прежде всего отсылает к экономическому содержанию, выделению в структуре общества бедных и богатых. Экономическая составляющая жизни человек - это фундаментальная основа его жизнедеятельности и как биологического вида, нуждающегося в элементарной пище и крове, и как гражданина современного правового общества с целым набором персональных материальных и духовных потребностей. В связи с этим сегодня большое внимание уделяется вопросам качества и уровня жизни. Современные демократические государства гарантируют гражданам создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, а также минимальные гарантии обеспечения малоимущим. Одной из актуальных исследовательских проблем современных государств является бедность, под которой понимают «состояние недостатка или отсутствия материальных благ, не позволяющее следовать принятым в данной стране в качестве социального минимума жизненным стандартам» [10, с. 7]. Это относительное определение бедности, определение с точки зрения достигнутого стандарта обществом, есть еще абсолютная бедность, т.е. бедность не относительно стандартов, принятых в данном обществе, а по принятому общему стандарту (порогу бедности). Бедность в Республике Саха (Якутия) изучается не системно, фундаментальных исследований нет. В основном дело дальше описательных характеристик ряда ключевых показателей не идет.

Политическое неравенство, вытекающее из различного положения различных групп в системе властных институтов, является характеристикой властной структуры общества. Один из видных представителей классической социоло-

гии М.Вебер под властью понимает возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению [11]. Власть, властные отношения пронизывают нашу повседневность, став частью личной, семейной, профессиональной и социальной сфер жизни. Власть изучается представителями разных общественных дисциплин, например, политологами, историками, антропологами, и, конечно, социологами. Социология исследует поведение человека во властных отношениях, его рациональные и эмоциональные составляющие, влияние этнических и культурных особенностей, например, традиций, которые играют значимую роль - преемственность как некая традиция формирования элиты в России. В современных условиях актуальными являются исследования публичной власти, особенно в части осуществления местного самоуправления. Были бы весьма любопытны социологические исследования, в первую очередь качественные, культурных особенностей осуществления местного самоуправления. К какому типу их можно отнести? В свое время М. Вебер выделил три типа политического господства: патриархальное-традиционное, харизматическое, рациональное-легальное. К какому из них склоняется наша местная власть?

Основатель социологии О. Конт, называя социологию социальной физикой по аналогии с физикой своего времени, наметил разделение науки об общественных явлениях на социальную статику и социальную динамику, которая должна заниматься анализом изменений или последовательных состояний взаимосвязанных социальных фактов. Если статика - это структура, устройство, организация общества, то динамика - это движение общества (например, социальная мобильность, миграция, трансформация). П. Сорокин определяет понятие социальной мобильности как любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую [9, с. 119]. Миграция - это перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграционные процессы существенно влияют на воспроизводство социальной структуры. В нашей республике миграционные процессы изучаются в основном демографами с точки зрения описания характера, интенсивности, направленности, тенденций. Социологи могут дополнить изучение миграции с позиции участвующих в нем конкретных людей с применением метода анализ биографий, case study (изучение случая) и пр.

Любая социальная структура, несмотря на свою фундаментальную характеристику - устойчивость, под влиянием внешних и внутренних факторов имеет свойство изменяться, трансформироваться. Под социальной трансформацией понимается «обусловленное внешними факторами и внутренней необходимостью постепенное, не связанное со сменой правящей элиты, но в то же время радикальное и относительно быстрое изменение социальной природы, или социетального типа общества» [12, с. 445]. При этом главными отличительными особенностями трансформации, по мнению Т.Заславской, являются: постепенность и относительно мирный характер протекания; направленность на изменение не отдельных частных сторон, а сущностных черт, определяющих социетальный тип общества; принципиальная зависимость хода и результатов процесса от деятельности и поведения массовых общественных групп; слабая управляемость и предсказуемость процесса; важная роль стихийных факторов развития, не-предрешенность итогов; неизбежность, длительность и глубина аномии, обусловленной опережающим разложением старых общественных институтов по сравнению с созданием новых. Таким образом, трансформации - это переломные моменты развития общества, имеющие колоссальное влияние на жизнь каждого человека. Наша страна переживала этот процесс совсем недавно - в 90-е годы. Научное сообщество с разных точек зрения освещало этот процесс, затронувший практически все фундаментальные основы общества - экономику, политику, право, социальную сферу, культуру. Трансформация нашего общества становилась предметом отдельного научного исследования [13]. Тем не менее, социологических работ по исследованию восприятия населением Якутии перемен, социальных последствий трансформации, социализации в новых условиях молодого поколения и пр. не хватает.

Религия, т.е. вера в существование сверхъестественных сил и сакральной реальности, также является критерием структурирования общества. Единицей религиозной структуры является религиозное дискурсивное сообщество. Религиозный дискурс в данном случае - это социальное взаимодействие по определению сакральной реальности и смысла ритуалов [2]. Религиозная структура Якутии определяется религиозной принадлежностью народов, заселяющих территорию Республики Саха (Якутия). Самый многочисленный коренной этнос республики - якуты, видимо, в подавляющем большинстве не вовлекаются ни в какие религиозные общности, предпочитая очерчивать духовный мир по сво-

ему усмотрению. Как правило, эта причудливая смесь разных представлений о боге, заимствованная из научных источников, фольклора и повседневности. Исследования в этой области были бы весьма полезны для более глубокого понимания многих сторон социальной жизни нашего общества.

Социология оперирует разными дискурсами, способами рассуждения, моделями восприятия человека. Человек может рассматриваться как субъект и объект общественных отношений. В теоретической социологии очень грубо, схематично выделяются два направления - микросоциология и макросоциология. Если микросоциология исходит из человека, ракурс рассуждения - общество в человеке, то макросоциология исходит из совершенно обратной точки зрения на человека - человек в обществе. Один из видных представителей микросоциологии Г. Зиммель в работе «Как возможно общество», отталкиваясь от идеи априорности познания И. Канта, говорит об априорности социального, отличие которого от познавательного априори в том, что общество в отличие от природы имеет совершенно уникальный объект - человека. Если природа, картина мира воспинимается человеком посредством форм сознания, но при этом природные вещи, суть разрозненные, «неподвижные», то человек сам является с одной стороны познающим субъектом и объектом для другого познающего субъекта. И в этом уникальность общества и человека как носителя общества. Представитель макросоциологии Э. Дюркгейм предлагает рассматривать общество как независимую от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность, которая определяет поведение людей, оказывает на людей «принудительное воздействие» [14]. Современная теоретическая социология пытается свести эти две разнополюсные парадигмы в одну. Представителями этого направления являются П. Бурдье и Э. Гидденс. По мнению П. Бурдье, в социальном мире существуют объективные структуры, независимые от сознания и воли агентов, способные направлять или подавлять их практики или представления. С другой стороны существует социальный генезис схем восприятия, мышления и действия, их П. Бурдье называет габитусом, и социальных структур, полей и групп, социальных классов [15, с. 64-65]. С точки зрения В. Ильина, который развивает это течение в нашей стране, «индивидуально -личностное поле - это механизм смычки индивида и социокультурного поля». Структура индивидуально-личностного поля включает, по мнению В.Ильина, статусную позицию, социальный дисплей, самоидентификацию, зеркаль-

ное «Я», Эго-идеал, реальное «Я», социальный потенциал индивида, участие в социальных сетях, природный потенциал индивида, культурный потенциал индивида, габитус. В нашей республике социологических работ, написанных в рамках данных направлений, пока нет. Личность как предмет научных исследований ставится философами, педагогами, культурологами.

Критерием развития общества является развитие человека, в первую очередь, его благосостояние, здоровье и образование. Именно такое общество можно назвать справедливым. Как говорит философ К.С. Пигров: «справедливость - фундаментальная структура социального порядка, создающая атмосферу доверия». Общество для самосохранения для выживания обязано быть справедливым. Выполнение этой задачи требует своевременного выявления негативных тенденций, а значит постоянного мониторинга социального бытия, необходимости постоянно отслеживать широкий спектр социальных процессов, влияющих на конституирование и конструирование социальной структуры общества. Государство же, как социальный институт, имеющий право и обязанность решать от имени народа и действовать в соответствии с общенародными, общегосударственными интересами, должно путем принятия соответствующих решений изменять те или иные негативные пропорции социальной структуры. К сожалению, специфика властной практики такова, что государство, выстраивая систему социальной защиты, т.е. определяя круг имеющих права на нее, тем самым отсекает других граждан, не вписывающихся в установленные государством рамки. Государство нацелено на работу с такими структурированными общностями как класс, профессиональная, возрастная или гендерная группа. Объект социальной политики - это человек, как обобщенный член общества, которого характеризуют среднестатистические значения продолжительности жизни, здоровья, образования, уровня заработной платы или пенсии и т.п. Социальная политика ориентирована на решение проблем больших групп людей, чьи интересы осознаны, отрефлексированы, унифицированы и могут решаться как общие, единые для всей группы [16]. Однако, нацеливаясь на адресную помощь обобщенного члена общества, государство отказывает в праве на индивидуализированную помощь конкретному нуждающемуся человеку. В этих условиях социологические исследования должны способствовать активизации не только государственной социальной политики, включающие в себя инициированные государством меры социальной под-

держки, социальную защиту и социальную помощь больших групп населения, но и развитию технологий социальной работы с участием негосударственных, рыночных, общественных структур, ориентированных на оказание индивидуализированной помощи конкретным нуждающимся. При этом объектом социальной работы могут быть отдельный индивид, семья, малая группа, территориальная общность, предприятие.

Таким образом, роль социологии в достижении справедливого социального устройства весьма значима. Социология должна не только описывать тенденции (тренды), но понимать и объяснять их природу. Известный американский социолог П. Бергер под социологическим подходом понимает «широкий, открытый, свободный (незашоренный) взгляд на человеческую жизнь» [17, с. 55]. Ему вторит П. Бурдье «самое трудное в социологии - это научиться удивляться и недоумевать относительно вещей, которые давно считаются понятыми» [15, с. 163]. Сегодня эксперты признают, что общероссийские социологические исследования не всегда столь информативны, как хотелось бы, поскольку социальные процессы (экономические, политические, социальные, правовые и др.), в таком сложноустроенном организме как Россия, всегда имеют локальный характер, преломляясь через культуру, историю, географическое положение, в том числе, природные условия, предопределяющие социальные взаимодействия в регионе. В этих условиях повышаются роль и востребованность именно региональных социологических исследований - исследований, улавливающих региональный локальный контекст.

Сегодня можно говорить о малоисследован-ности социальной структуры нашей территориальной общности. Отдельные исследования не дают полную картину особенностей социального воспроизводства нашего общества, открывая для региональных исследователей невспаханное поле исследований социальной структуры.

Литература

1. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. -М., 1998. - 264 с.

2. Ильин В.И. Социальное неравенство. - М., 2000.

- 280 с.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - М., 1997. - 640 с.

4. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность /Авт. проекта и отв.ред.

- Л.М. Дробижева. - М.: Academia, 2002.

5. Сукнева С.А. Демографический потенциал развития населения северного региона. - Новосибирск: Наука, 2010.

ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РС(Я) В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

6. Винокурова Л.И., Попова А.Г., Боякова С.И., Мярикянова Э. Т. Женщина Севера: Поиск новой социальной идентичности. - Новосибирск, 2004. -206 с.

7. Барашкова А.С. Северная семья: демографический и социально-экономический аспекты. - Новосибирск: Наука, 2009. - 159 с.

8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - Т. 36. - М., 1970. - С. 15.

9. Сорокин П. Социальная мобильность. - М., 2005. - 588 с.

10. Ярошенко С.С. Бедность в постсоциалистической России. - Сыктывкар, 2005. - 120 с.

11. Вебер М. Хозяйство и общество. - М., 2010.

12. Заславская Т. Социетальная трансформация

российского общества: Деятельностно-структурная концепция. - М., 2003. - 568 с.

13. Охлопков В.Е. Институциональные основы трансформации социальной структуры населения региона. - М., 2004.

14. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 2006. - 352 с.

15. Бурдье П. Социология социального пространства. - СПб.: Алетейя, 2005. - 288 с.

16. Григорьева И.А., Келасьев В.Н.Теория и практика социальной работы. - СПб., 2004. - 356 с.

17. Бергер П. Приглашение в социологию. - М., 1996. - 168 с.

Поступила в редакцию 17.07.2013

УДК 631.158:331.526(571.56)

Проблемы занятости сельского населения Республики Саха (Якутия) в условиях инновационного развития АПК

О.В. Попова

Анализируется современное состояние сельского рынка труда Республики Саха (Якутия). Характеризуются различия в занятости и оплате труда городского и сельского населения. Предлагаются меры по повышению занятости сельского населения.

Ключевые слова: сельское население, занятость, безработица, рынок труда, государственное регулирование.

Present day situation of rural labour market in the Republic of Sakha (Yakutia) is analyzed. Distinctions in employment and payment of urban and rural population are considered. The measures of rural employment improvement are presented.

Key words: rural population, employment, unemployment, labour market, state regulation.

В условиях роста глобальной конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия одним из основных направлений государственной аграрной политики является устойчивое развитие сельских территорий на основе повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства и его перехода на инновационную модель развития. Для Республики Саха (Якутия) эта задача особо актуальна, так как на долю сельского населения приходится порядка 35% общей численности населения региона, что существенно выше аналогичных показателей по РФ и ДФО - 26% и 25% соответственно. Достижение поставленной цели требует, в свою очередь, изменений в человеческом капитале на селе. Вместе с тем современная ситуация, складывающаяся на аграр-

ПОПОВА Ольга Васильевна - к.э.н., в.н.с. Центра социальных проблем труда АН РС (Я), popova_ olya@mail.ru.

ном рынке труда, существенно затрудняет переход сельской экономики на качественно новый уровень развития.

Предложение на рынке труда определяется численностью и структурой населения, формируемой под влиянием демографической ситуации.

Численность сельского населения РС (Я) составила на 1 января 2012 г. 338,8 тыс. чел., том числе:

- дети до 16 лет - 95,2 тыс. чел.;

- население в трудоспособном возрасте -199,5 тыс. чел.;

- старше трудоспособного возраста - 44,1 тыс. чел. [1].

Естественный прирост сельского населения в РС (Я) выше городского. При этом наблюдаемое сокращение численности сельского населения происходит в основном под влиянием миграционных процессов.

Высокая рождаемость и миграционный отток

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.