Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ'

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1158
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТРУДОВОЙ СТАЖ / ОТРАБОТАННОЕ ВРЕМЯ / CONVICTS / SOCIAL INSURANCE / PENSION PROVISION / PENAL SYSTEM / SENIORITY / HOURS WORKED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старцева С.В., Акопян З.А., Федотова Е.С.

Рассмотрены конституционные принципы Российского государства в отношении социального и пенсионного обеспечения. Раскрыты особенности реализации социально-экономических прав такой категории граждан, как осужденные к лишению свободы. Выделена специфика обязательного государственного социального страхования и пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы в соответствии с УИК РФ. Приведен порядок начисления и выплаты пенсий гражданина, освобождённого из объектов уголовно-исправительной системы, с учётом норм пенсионного законодательства РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INSURANCE AND PENSION SECURITY FOR PRISONERS

The article considers the constitutional principles of the Russian state in relation to social and pension security. The features of the implementation of the socio-economic rights of such a category of citizens as those sentenced to imprisonment are revealed. The specifics of compulsory state social insurance and pension provision for those sentenced to imprisonment in accordance with the CEC of the Russian Federation are highlighted. The procedure for calculating and paying the pensions of a citizen released from the facilities of the criminal correctional system, taking into account the norms of the pension legislation of the Russian Federation, is given.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ»

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

С.В. Старцева, старший преподаватель З.А. Акопян, студент Е.С. Федотова, студент

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11289

Аннотация. Рассмотрены конституционные принципы Российского государства в отношении социального и пенсионного обеспечения. Раскрыты особенности реализации социально-экономических прав такой категории граждан, как осужденные к лишению свободы. Выделена специфика обязательного государственного социального страхования и пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы в соответствии с УИК РФ. Приведен порядок начисления и выплаты пенсий гражданина, освобождённого из объектов уголовно-исправительной системы, с учётом норм пенсионного законодательства РФ.

Ключевые слова: осужденные, социальное страхование, пенсионное обеспечение, уголовно-исполнительная система, трудовой стаж, отработанное время.

Конституция РФ, определяющая основные принципы функционирования правового государства РФ, декларирует, что каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту и болезни, в случае инвалидности и потери кормильца, а также по случаю воспитания детей и иных правовых ситуаций, установленных законодательством РФ (п. 1 ст. 39) [2]. При этом как социальные пособия, так и государственные пенсии устанавливаются на основании соответствующего законодательства РФ и государство поощряют добровольное социальное страхование и любые дополнительные формы социального обеспечения.

Особенности правового статуса осужденных к лишению свободы обусловлены тем, что данная категория граждан испытывает определённого рода изъятия из совокупности прав и свобод, изначально гарантируемых государством [3, с. 30]. Можно утверждать, что совокупность социально-экономических прав осужденных обусловлена определенными дополнениями, ограничениями, уточнениями и конкретизацией, характерными для данных граждан с учетом отбывания ими наказания на территории объектов уголовно-исполнительной системы (УИС).

Так, социально-экономические права человека и гражданина характеризуют определённый уровень благоустройства, обеспечения жизнедеятельности в части достижения благосостояния, социальной защищенности и гарантий в сфере труда, закрепленных российским законодательством. Данный минимум социальных благ и услуг установлен нормами международного права и поддерживается соответствующими нормативно - правовыми актами РФ.

В связи с этим п. 7 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее -УИК РФ) декларирует, что осужденные вне зависимости от вида совершенного преступления и назначенного наказания имеют право на социальное обеспечение, в т.ч. на получение пенсий и социальных пособий, размер и порядок назначения которых определяется законодательством РФ [10]. В свою очередь ст. 98 УИК РФ определяет, что социальному страхованию подлежат только те категории осужденных, которые привлечены к труду, за исключением женщин, на которых распространяются гарантии выплаты пособий по беременности и родам в порядке, установленном Правительством РФ. В последнем случае не принципиально, исполняла ли

женщина трудовые функции в объектах УИС.

Пособие по безработице может выплачиваться осужденным только в том случае, если они отбывают наказание, не связанное с лишением свободы - об этом прямо говорится в п. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 с точки зрения того, что осужденные к исправительным работам или к наказанию в виде лишения свободы не могут быть признаны в качестве безработных граждан [5]. В свою очередь, если нетрудоспособный гражданин в силу объективных факторов не может получать трудовую пенсию в соответствии с законодательством РФ, ему устанавливается социальная пенсия, выплаты которой производятся на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ [4].

Признавая право осужденных на пенсионное обеспечение, п. 2 ст. 98 УИК РФ гарантирует государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Приведенная норма соответствует содержанию Постановления Конституционного Суда РФ от 16 октября 1995 г. № 11-П, в рамках которого подтверждаются гарантии пенсионного обеспечения осужденного, а также факт того, что в общий трудовой стаж засчитывается время привлечения осужденного к оплачиваемому труду [7]. При этом учет отработанного времени осуществляет администрация исправительного учреждения, которая вправе по истечению календарного года как учесть отработанное время с целью дальнейшего его суммирования к трудовому стажу, так и исключить в случае, если осужденный на постоянной основе уклонялся от выполнения трудовых обязанностей не территории объекта УИС. Сам трудовой стаж устанавливается на основании трудовой книжки, если данный документ имеется у осужденного, и в соответствии со справкой, если трудовая книжка отсутствует.

Отметим, что порядок соответствующих перечислений регламентируется, с одной стороны, УИК РФ, а с другой -Правилами выплаты пенсий, утвержденными на основании Приказа Минтруда

России от 17 ноября 2014 г. №885н [6]. Указанная специфика пенсионного обеспечения осужденных также прямо следует из п. 3 ст. 98 УИК РФ, нормы которого устанавливают, что начисление пенсий осужденным входит в компетентность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, которые реализуют свои функциональные обязанности посредством перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. При этом с учетом того, что уголовно-исполнительное законодательство устанавливает необходимость удержаний из суммы перечисляемых осужденным пенсий для возмещения расходов, которые несет УИС в отношении содержания осужденных, то в ст. 107 УИК РФ четко регламентированы особенности данных удержаний. Так, с одной стороны устанавливается, что осужденный получает сумму установленной пенсии только после удержаний, произведенных в адрес всех требований взыскателей на основании законодательства об исполнительном производстве. С другой стороны, гарантируются следующие минимальные размеры перечислений на лицевой счет осужденных с учетом полученной заработной платы, пенсии или иных доходов:

1) 25% вне зависимости от удержаний любого типа;

2) 50% в определённых случаях, установленных законодательством РФ. В данном случае подразумеваются следующие группы осужденных:

- несовершеннолетние;

- беременные женщины;

- женщины, имеющие детей в домах ребенка исправительного учреждения;

- инвалиды 1 и 2 группы;

- осужденные, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости (ст. 107 УИК РФ) [10].

С учетом специфики анализируемой категории граждан, в отношении которой осуществляются выплаты пенсий, исключаются такие способы получения денежных средств, как получение их через кредитные учреждения, организации почтовой связи и родственников по доверенности [9, с. 175].

Дополнительно отметим, что после ос- В последующем перечисление пенсии

вобождения осужденных к лишению сво- будет осуществляться учреждением, кото-боды пенсионеров пенсионное дело на- рое является предпочтительным для пен-правляется по месту его жительства или сионера.

пребывания по запросу органа, осуществ- Таким образом, российское законода-

ляющего пенсионное обеспечение [1, тельство гарантирует и реализует нормы с. 212]. При этом сопровождающими до- пенсионного обеспечения и социального кументами, на основании которых будет страхования, действующих в отношении производиться начисление пенсии, будут таких граждан РФ, как осужденные к ли-следующие: шению свободы. Регулирование осуществ-

1. Заявление гражданина, которое ляется, с одной стороны, на основе уго-принципиально с точки зрения заявитель- ловно-исполнительного законодательства, ного порядка начисления пенсии, озна- а с другой - законодательства о пенсион-чающего, что пенсия не будет назначена ном обеспечении в РФ. При этом контроль освобождённому осужденному до тех пор, в сфере правильности и своевременности пока он не обратиться с соответствующим начисления и использованием денежных заявлением в пенсионный орган. средств обоюдно обеспечивается как Пен-

2. Справка об освобождении из мест сионным фондом РФ, так и органами со-лишения свободы. циальной защиты населения.

3. Документ о регистрации, выданного органами регистрационного учета [8, с. 742].

Библиографический список

1. Карпова Н.С. Социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 210-212.

2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Консультант Плюс: справ, правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (дата обращения 14.10.2020)

3. Марченко Д.Э. К вопросу о понятии и видах социального обеспечения осужденных к лишению свободы // Вестник Самарского юридического института. - 2016. - №4 (22). -С. 29-33.

4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ (ред. от 1 октября 2019 г.) // Консультант Плюс: справ, правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/ (дата обращения 14.10.2020.)

5. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 31 июля 2020 г.) // Консультант Плюс: справ, правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения 14 октября 2020г)

6. Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии: Приказ Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 885н (ред. от 25 декабря 2019 г.) // Консультант Плюс: справ, правовая система. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174130/ (дата обращения 14.10.2020)

7. По делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1995 г. № 11-П // Консультант Плюс: справ, правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8079/ (дата обращения 14.10.2020)

8. Старцева С.В., Шаповалова А.В. Пенсионное обеспечение для лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Аллея науки. - 2018. - Т. 4. - №10 (26). - С. 740-743.

9. Чернов К.Н., Нефедьева Е.С. Пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы // Применение законодательства в сфере труда и социального обеспечения: международный и национальный аспекты. Сборник статей по материалам I Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Международной организации труда и 25 -летию Государственной инспекции труда в Российской Федерации. - 2019. -С. 174-176.

10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2020) // Консультант Плюс: справ, правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/ (дата обращения 14.10.2020)

SOCIAL INSURANCE AND PENSION SECURITY FOR PRISONERS

S.V. Startseva, Senior Lecturer Z.A. Acopian, Student E.S. Fedotova, Student Samara State Economic University (Russia, Samara)

Abstract. The article considers the constitutional principles of the Russian state in relation to social and pension security. The features of the implementation of the socio-economic rights of such a category of citizens as those sentenced to imprisonment are revealed. The specifics of compulsory state social insurance and pension provision for those sentenced to imprisonment in accordance with the CEC of the Russian Federation are highlighted. The procedure for calculating and paying the pensions of a citizen released from the facilities of the criminal correctional system, taking into account the norms of the pension legislation of the Russian Federation, is given.

Keywords: convicts, social insurance, pension provision, penal system, seniority, hours worked.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.