Научная статья на тему 'Социальное становление школьника в условиях предпрофильной подготовки'

Социальное становление школьника в условиях предпрофильной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягодкина О. К.

В статье определены задачи реализации предпрофильной подготовки в учреждении вечернего (сменного) общего образования, выполнение которых обеспечивает ориентацию педагогов на воспитательную деятельность, признанную приоритетной в Концепции новых образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ягодкина О. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tasts of preprofessional preparation in the establishments of extramural general education are determined in the article. The execution of tasks promotes teachers alignment with educative activity, thats accepted as a priority of the concept of new educational standards.

Текст научной работы на тему «Социальное становление школьника в условиях предпрофильной подготовки»

фликт - это и есть та возможная личностная детерминанта. Обнаружив механизм ее действия, станет понятным, каким образом можно корректировать этот конфликт и/или предупреждать его появление.

Литература

1. Агапова М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализация личности : дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Ярославль, 2004.

2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении - СПб., 1999-30стр.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций - 2-е изд. СПб: Питер, 2004 - 473 стр.

4. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: диссртация ... кандидата психологических наук : 19.00.01. Хабаровск, 2007, 184с.

5. Гиндинкин В.Я. Лексикон малой психиатрии. - Москва: КРОН - ПРЕСС,

1977.

6. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования //Психологический журнал.-2001 - Т.22,№1. С.90-101.

7. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания : диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.03 Количество страниц: 449 с. Ярославль 2005.

8. Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности ( в сфере помогающих профессий): диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.04. Количество страниц :162с. Томск, 2001.

СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Ягодкина О.К., соискатель кафедры технологии и предпринимательства Государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского г. Ярославль, Россия

В статье определены задачи реализации предпрофильной подготовки в учреждении вечернего (сменного) общего образования, выполнение которых обеспечивает ориентацию педагогов на воспитательную деятельность, признанную приоритетной в Концепции новых образовательных стандартов.

The tasts of preprofessional preparation in the establishments of extramural general education are determined in the article. The execution of tasks promotes teachers alignment with educative activity, thats accepted as a priority of the concept of new educational standards.

Предпрофильная подготовка (ППП) определяется как система педагогической, психолого-педагогической, информационной, организационной деятельности, содействующая самоопределению обучающихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

Формирование потребности обучающихся в определении своих образовательных и жизненных планов выступает одной из ведущих задач предпрофильной подготовки в образовательной системе школы. Её решение предполагает:

- Активизацию ценностного-смыслового самоопределения обучающихся и актуализацию личностного смысла деятельности школьников по проектированию образовательного маршрута, на развитие их «самости». Это требует построения ППП, позволяющей приобрести практико-ориентированный опыт в соответствии с основными предметами труда и видами деятельности и обеспечивающий основы психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения.

- Оптимизацию влияния на выбор выпускника через развитие образовательной среды и включение родителей в решение проблемы самоопределения ребёнка.

- Формирование жизненной позиции школьников требует развития познавательного интереса к учению и основным социальным сферам жизнедеятельности через включение в различные виды социальной активности.

Достичь социальной зрелости и выработать субъектный опыт самоопределения школьник может на основе практико-ориентированной образовательной деятельности в условиях сотрудничества со взрослыми.

Важной составляющей предпрофильной практико-ориентированной подготовки обучающихся является проектная деятельность. Она предполагает формирование определённого уровня компетентности в конкретной сфере деятельности на основе межпредметного взаимодействия прикладных интегрированных дисциплин, включая постановку задач, разработку путей и средств достижения целей, получение и анализ результатов. Проектное обучение позволяет осуществлять практико-ориентированное обучение по широкому спектру видов и форм практической деятельности, что обеспечивает создание целостной системы профессиональных проб. Проекты разбираются на составляющие (модули в определённой сфере деятельности) с конкретными задачами, при решении которых реализуется общая цель деятельности. При этом определяются приоритетные направления работы в проектах для всех участников в соответствии с их способностями, интересами и склонностями. Школьники могут пробовать себя в различных областях деятельности внутри одного проекта, что помогает им определить соотношение социально-профессиональных притязаний и личностных характеристик [1].

Тематика проектов, выполняемых в различных сферах деятельности, может быть объединена идеей коллективного проекта, в которой индивидуальные и групповые подпроекты входят в качестве составных частей. Осуществление общешкольных проектов содействует актуализации и мотивации практико-ориентированного обучения, повышает эффективность диагностики способностей и наклонностей обучающихся, формированию их образовательных устремлений на этапе завершения основной школы.

Проектная деятельность в ходе ППП может быть направлена на преобразование воспитательной среды и стать генератором развития воспитательной системы. При этом предпрофильная подготовка становится компонентом воспитательной среды, не являясь воспитательной системой в чистом виде, но активно обеспечивающей её. В этом проявляется содействие ППП полноценной реализации корректирующей, компенсирующей и реабилитационной функций воспитательной системы. Наиболее заметно это проявляется в условиях учреждений вечернего (сменного) общего образования. Заботливое, партнёрское отношение взрослых товарищей-педагогов и создаваемые ситуации успеха в обстановке творческой проектной деятельности помогают преодолевать подростку жизненные трудности, компенсируют недостаточное участие семьи и

социума в обеспечении его жизнедеятельности, раскрытии и развитии склонностей и способностей;

- дают определённую защиту от стрессов, вселяют оптимизм, уверенность в своих силах;

- формируют положительное отношение к трудовой и образовательной деятельности и нейтрализуют влияние негативных факторов окружающей среды на его личность.

Работающие ученики получают возможность не только восполнить знания, получить образовательную подготовку, но и апробировать в учебно-воспитательной творческой обстановке имеющийся практический опыт, пройти многоплановое диагностирование, более точно определиться с выбором профессии, направить свои усилия на достижение профессионально-образовательных планов.

Личностная значимость социального становления и профессионального самоопределения для каждого школьника обязывает педагогов организовать процесс пред-профильной подготовки (как, впрочем и всего массива профориентационной работы) увлекательно и эффективно. При этом необходимость преодоления противоречия между «педагогической инертностью» и «подростковой активностью» ставит задачи реализации предпрофильной подготовки в учреждении вечернего (сменного) общего образования, позволяющей:

- соединить преимущества прогрессивных форм ППП;

- создать условия реализации практико-ориентированной модели ППП;

- максимально учесть потребности и особенности обучающихся, обеспечить вариативность образовательного развития;

- использовать практический опыт работающих обучающихся;

- обеспечить диагностику учеников в процессе их трудовой образовательной деятельности;

- оптимизировать структуру управления предпрофильной подготовкой;

- обеспечить проектно-организаторскую компетентность педагогов.

Принципиально важной педагогической задачей в современных условиях является организация образовательной среды, способствующей формированию личности старшеклассников как субъектов социального становления на основе деятельности, эффективной для процесса самоопределения обучающихся. Практика показывает, что развитию самоопределения подростков способствует образовательная среда, которая:

- обеспечивает обучающимся возможность познания своих способностей, склонностей, характера, индивидуально-типологических особенностей с тем, чтобы делать профессиональный выбор адекватно своим возможностям;

- выявляет потребности рынка труда и возможности образовательного пространства по их реализации;

- предоставляет обучающимся возможность проявлять собственную активность, деятельно-практическое взаимодействие с окружающим миром;

Самостоятельный профессиональный выбор осуществляется обучающимися при недирективном педагогическом руководстве, в рамках субъект-субъектных отношений;

Компоненты образовательной среды (в аспекте субъектности самоопределения старшеклассников)

/ | ч

Социально-педагогический (содержит систему профориен-тационных мероприятий, в школе создаётся совет по профориентации)

Социально-психологический (создание социально-психологической атмосферы, определяемой субъект-субъектными отношениями между педагогами и обучающимися)

Личностно-ориентированный (каждый обучающийся рассматривается как уникальная личность, индивидуальность, выбирающая самостоятельный путь выбора и вхождения в профессиональную жизнь)

Приведённые выше компоненты образовательной среды являются ориентиром модернизации школьных воспитательных систем, нацеленных на формирование субъектного личностно-профессионального самоопределения старшеклассников, их социальное становление.

Выполнение поставленных задач позволит создать условия личностно-ориентированного воспитания и обучения, обеспечить приоритет ориентации педагогов на воспитательную деятельность, что особенно актуально в условиях перехода к новым образовательным стандартам.

Литература

1. Предпрофильная подготовка: структура и опыт организации. Учебно-методическое пособие (под ред. Л.Н. Серебренникова) - Ярославль, 2005-164с.

РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Брагина А.Ю.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Омск, Россия

Вы учите не тому, что сами знаете, вы учите тому, что вы сами собой представляете

( Жак Дежарден)

«Я люблю своего ребенка», как часто эти слова мы слышим из родительских уст. Они произносятся просто так, им не предается какой-либо смысл. Ребенок знает, что его любят, что им дорожат, о нем заботятся. Но что вкладывается в эти слова, как родители сами понимают «что такое любовь к ребенку» и самое главное, в чем, по их мнению, она должна выражаться? Чтобы ребенок был сыт и здоров? Чтобы его окружало огромное количество игрушек или по первому зову любимого чада исполнялось любое желание, любой каприз, в этом ли заключается смысл любви?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.